СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

<

121814 1648 1 СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВЛюбая система безжизненна и не выполняет поставленных задач без соответствующего кадрового обеспечения. История развития цивилизации наглядно показывает, что действительно «кадры решают всё». Следовательно, на одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовки профессиональных кадров для системы налоговой службы Российской Федерации.

На одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для налоговых органов МНС России. В условиях введения нового налогового законодательства, структурной перестройки налоговых органов значительно возрастает требование к уровню квалификации, профессионализму работников налоговых органов, в том числе и как к государственным служащим.

 Из 156 тысяч человек, работающих в территориальных органах МНС России, только 58,9% имеют высшее образование, 66,5 тысяч налоговых служащих — непрофильное высшее профессиональное образование.

Налоговые органы испытывают ежегодную потребность в подготовке квалифицированных специалистов сферы налогообложения с высшим образованием — около 10 тыс человек, в профессиональной переподготовке и повышении квалификации (в соответствии с Федеральным Законом «О государственной службе») — 30 тыс человек.

Проведенные социологические исследования показывают, что граждане недостаточно информированы о налоговом законодательстве, не представляют и не осознают в достаточной степени своих прав и обязанностей в качестве налогоплательщиков по отношению к государству.

Анализ качественного состава работников налоговой службы свидетельствует о том, что сформировалась отдельная самостоятельная отрасль, требующая особого подхода к профессиональной подготовке и переподготовке специалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых работников в механизме рыночных преобразований. Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время нет единой, стройной концепции подготовки специалистов для органов Госналогслужбы России. В номенклатуре специальностей высшего образования отсутствует специальность, адекватная требованиям налоговой системы. Следовало бы с учётом особой роли формируемой отрасли рассмотреть вопрос по открытию новой специальности «Налоги и налогообложение». Следует отметить, что подобный специалист с определённой «доводкой» спецдисциплинами мог бы готовиться для системы налоговой полиции.

Укомплектованность налоговых органов кадрами в настоящее время в среднем по России 94%. Однако, этот показатель не соответствует сегодняшним потребностям.

Поэтому перед работниками кадровых служб по-прежнему стоит первостепенная задача — организовать эффективную работу по привлечению кадров.

Подготовку специалистов по специализации «Налоги и налогообложение» в настоящее время осуществляют несколько экономических вузов, в т. ч. Налоговый институт, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Опыт работы свидетельствует о том, что практически отсутствует какая-либо координация подготовки специалистов. Как следствие — разнобой в наименовании дисциплин и выделенных на их изучение часов, формах контроля и т. д. Конечно, возврат к недавнему прошлому, когда вузам было запрещено самостоятельно вносить даже незначительные изменения в учебные планы, был бы шагом назад. Однако опасна и другая крайность, когда вузы начинают открывать специальности по новым направлениям без должной методической подготовки, без надлежащего кадрового обеспечения. По нашему мнению, с учётом особой роли работников налоговой службы и налоговой полиции требуется определённая работа по координации подготовки специалистов по специализации «Налоги и налогообложение». Возможно создание Межведомственного совета на уровне федерального органа управления, в который бы вошли представители Госналогслужбы России, Федеральной службы налоговой полиции, Минфина России, ведущих экономических и юридических вузов.

 В связи с этим перед МНС России стоят следующие задачи:

— Создание многоуровневой и непрерывной системы налогового образования, предполагающей следующие направления:

— введение в общеобразовательных учебных заведениях сквозного курса по изучению основ налогознания для различных возрастных групп учащихся посредством включения налоговой тематики в существующие дисциплины, через факультативы, систему внеучебной воспитательной работы;

— создание специализированных классов, школ, лицеев;

— введение в гуманитарный блок образовательных программ среднего и высшего профессионального образования дисциплин по налоговому законодательству и налоговой политике государства;

— введение в средних и высших учебных заведениях подготовки по специальности «Налоги и налогообложение»;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕХАНИЗМ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ

 

Своевременная и полная уплата налогов является конституционной обязанностью каждого физического лица или организации. Однако по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты и сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны. Тем самым государство вынуждено гарантировать поступление налоговых платежей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных гл. 11 НК РФ.

Налоговый кодекс содержит следующий закрытый перечень способов, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налогов и сборов; залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Глава 11 НК РФ, устанавливающая правовые режимы мер обеспечения в налоговом праве, имеет общее название «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов», в то время как приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика отнесены законодательством к способам обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Тем самым способы обеспечения понимаются в широком и узком значениях.

В широком смысле способы исполнения налоговой обязанности включают всю совокупность мер правового воздействия, перечисленных п. 1 ст. 72 НК РФ.

В узком смысле исполнение налоговой обязанности обеспечивается залогом имущества, поручительством и пеней. Приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика гарантируют реализацию решения налогового органа о взыскании налога.

<

Относительно налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, таможенные органы могут применять и другие способы обеспечения. Согласно ст. 122 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) уплата таможенных платежей обеспечивается залогом товаров и транспортных средств, банковской гарантией, внесением на депозит определенной денежной суммы.

Применяемые налоговым правом способы обеспечения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное и надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.

В налоговом праве исполнение обязанности обеспечивается способами, традиционно используемыми в гражданском обороте. Залог имущества, поручительство и пеня перешли в налоговое законодательство из гражданского; приостановление операций по счету и наложение ареста на имущество должника перенесены из гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства.

В отличие от гражданского законодательства НК РФ не допускает применение иных обеспечительных способов, кроме перечисленных п. 1 ст. 72. Тем самым обеспечение налоговой обязанности иным способом, хотя и регулируемым законодательством (например, задатком), будет ничтожным,

Залог имущества: Обязанность по уплате налогов и сборов может обеспечиваться залогом, если изменены сроки исполнения налоговой обязанности.

Правовой режим залога в налоговых отношениях регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Таким образом, в данной ситуации налоговое законодательство выступает специальным по отношению к нормам гражданского права.

Юридическое значение залога в налоговых отношениях выражается в осуществлении налоговой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором, сторонами в котором выступают налоговый орган (залогодержатель) и налогоплательщик либо иное третье лицо, выступающее в его интересах (залогодатель).

Налоговую обязанность возможно обеспечить залогом двух видов: без передачи заложенного имущества налоговому органу I и с передачей имущества. Второй вид залога называется закладом.

В случае нарушения обязанности, обеспеченной залогом, налоговый орган вправе реализовать предмет залога и погасить § финансовый долг налогоплательщика перед государством. Тем самым отношения залога имущества предоставляют государству |; в лице налоговых органов возможность требовать исполнения налоговой обязанности посредством продажи заложенного | имущества и передачи ему в приоритетном порядке вырученных денежных средств. Однако сумма перечисляемых в доход государства денежных средств не может быть больше суммы налоговой обязанности.

Поручительство. Налоговая обязанность в случае изменения сроков ее исполнения может быть обеспечена поручительством.

Юридическое значение поручительства в налоговых отношениях заключается в том, что поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. В случае неисполнения налогоплательщиком своей обязанности, обеспеченной договором поручительства, налоговому органу предоставляется возможность получить причитающиеся налоги не с налогоплательщика, а с его поручителя, который, как предполагается, имеет более устойчивое финансовое положение. Тем самым неисполнение налогоплательщиком своих фискальных обязательств перед государством влечет и ответственность его поручителя. Однако принудительное взыскание с поручителя суммы налоговой недоимки и начисленных пеней возможно только в судебном порядке.

В рамках одного налогового обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства. Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

При исполнении поручителем своих обязанностей по договору налогового поручительства он приобретает право регрессного требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой обязанности плательщика налогов

Гарантией соблюдения прав поручителя в налоговых отношениях является обязанность налоговых органов предоставить — по требованию поручителя — документы, подтверждающие факт невыполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, а также сумму возникшей недоимки.

В отличие от гражданских в налоговых правоотношениях поручитель обязуется исполнить обязанность налогоплательщика в полном объеме, а не в части. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также подлежит оплате поручителем.

Пеня. Налоговое законодательство считает пеней денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае,уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в сроки, более поздние, чем установлены законодательством о налогах и сборах.

Необходимо учитывать, что налоговое законодательство рассматривает пеню в двух аспектах: в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности и в качестве штрафной налоговой санкции.

Как способ обеспечения налоговой обязанности пеня призвана гарантировать своевременное и полное внесение налога в соответствующий бюджет.

Особенностью правового режима пени является возможность ее применения независимо от вины налогоплательщика, а также иных способов обеспечения налоговой обязанности. Пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер, гарантирующих уплату налогов, а также независимо от наложения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Начисление пени начинается со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора и продолжается ежедневно до момента погашения налогоплательщиком налоговой недоимки. Таким образом, сумма пени может превышать сумму долга по основной налоговой обязанности.

Налоговым кодексом РФ установлено правило, согласно которому пени не могут начисляться на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по банковскому счету плательщика или наложен арест на его имущество. Вместе с тем не приостанавливает начисление пеней подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Уплата пени может быть произведена налогоплательщиком двумя способами: одновременно с уплатой суммы основного долга (налоговой недоимки) и после уплаты полной суммы причитающихся налогов. При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика в приоритетном порядке погашается налоговая недоимка.

Так же как и налоговая недоимка, пени могут быть уплачены добровольно или (в случае отсутствия надлежащего исполнения) взысканы в принудительном порядке. С организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц — только по решению суда.

Отнесение пени к обеспечительным способам обусловлено ее имущественно-восстановительным (компенсационным) характером, наличие которого было отмечено постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П. В частности, Конституционный Суд указал, что пеня в налоговых отношениях рассматривается как определенная компенсация потерь государственной казны в результате недополучения вовремя сумм налогов. Тем самым она выполняет правовосстановительную, функцию, а в качестве способа обеспечения налоговой обязанности носит скорее характер устрашения, нежели гарантии.

В случае, когда пеня превышает размер налоговой недоимки, она превращается в налоговую санкцию и приобретает функцию штрафа.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика. Юридически это означает временное прекращение обслуживающим банком всех расходных операций по данному счету независимо от величины остатка денежных средств и их соразмерности сумме налоговой недоимки.

Приостановление операций по счету относится к процессуальным способам обеспечения реализации решения налогового органа о взыскании налога. Наличие подобного способа и его использование гарантирует реальность исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности.

Операции по счету приостанавливаются в следующих случаях: а) если налогоплательщик-организация не выполнил в установленные сроки требование налогового органа об уплате причитающихся налогов; б) если налогоплательщик-организация или налогоплательщик — индивидуальный предприниматель не представили в налоговый орган налоговой декларации в течение двух недель по прошествии установленного срока; в) при отказе налогоплательщика-организации или налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить налоговые декларации в налоговый орган.

Решение приостановить операции по счету может быть принято только руководителем (его заместителем) налогового органа. Причем НК РФ относит принятие такого решения к исключительной компетенции того налогового органа, который направил налогоплательщику требование об уплате налога. Вынесенное решение о применении рассматриваемой меры обеспечения налоговой обязанности направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением об этом налогоплательщика.

Банк обязан принять решение налогового органа к безусловному исполнению и немедленно приостановить операции по счету своего клиента-налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ категорично запрещает банку открывать такому клиенту новые счета. Нарушение установленного запрета образует состав налогового правонарушения и служит основанием для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом банк не отвечает за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операций по счету.

Решение приостановить операции по счету налогоплательщика отменяется налоговым органом в пределах одного дня с момента представления налогоплательщиком документов, подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности, или Представления налоговой декларации.

Арест имущества. Арест имущества также представляет процессуальный способ обеспечения реализации решения налогового органа о взыскании налога. Юридическая сущность ареста имущества заключается в ограничении права собственности наплогоплательщика-организации в отношении принадлежащего ему имущества.

Арест имущества применяется относительно налогоплательщиков, не исполняющих в установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения данной меры обеспечения решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик примет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам.

Права на арестованное имущество могут быть ограничены полностью или частично. Полным арестом имущества признается ограничение прав собственника относительно распоряжения арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться этим имуществом налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест имущества предполагает такое ограничение права собственности налогоплательщика, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускается с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечет соответствующие санкции.

Налоговым законодательством в качестве гарантии соблюдения прав собственника-налогоплательщика установлено ограничение относительно объема арестованного имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налоговой обязанности.

Решение об аресте имущества принимается в форме постановления руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа. Отменить данное решение вправе тот же налоговый или таможенный орган, который его вынес. Основанием для отмены ареста имущества выступает прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Постановление о наложении ареста на имущество может быть отменено вышестоящим налоговым или таможенным органом, а также судом. Режим ареста имущества прекращает действие в результате принудительного исполнения налоговой обязанности путем реализации арестованного имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изм. в ред. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изм. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
  4. Вещунова В.Л. Налоги Российской Федерации. М., 2006.
  5. Кашиpина М.В.    Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учебно-пpактическое пособие / Под pед. В.М. Кудpова.– М.: Бек, 2005.
  6. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2006.
  7. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2005.
  8. Перов А.В. , Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. СПб., 2005.
  9. Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. СПб., 2005.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.18MB | MySQL:117 | 2,785sec