СТАВКИ АКЦИЗОВ. ИСЧИСЛЕНИЕ АКЦИЗОВ, ПОРЯДОК И СРОКИ ИХ УПЛАТЫ. МАРКИ АКЦИЗНОГО СБОРА И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

<

010315 1805 1 СТАВКИ АКЦИЗОВ. ИСЧИСЛЕНИЕ АКЦИЗОВ, ПОРЯДОК И СРОКИ ИХ УПЛАТЫ. МАРКИ АКЦИЗНОГО СБОРА И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯАкцизы — это разновидность косвенного налога на отдельные виды товаров. Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости товаров, либо в рублях за единицу измерения. Акцизами облагаются, как правило, высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. Они включаются в структуру цены подакцизной продукции и во многом определяют ее уровень. При выборе вида продукции, на которую могут быть установлены ставки акцизов, необходимо уделять внимание не только фискальным возможностям этого налога, но и уровню доходов населения, потребляющего подакцизную продукцию. При необоснованном завышении цен возможны различные негативные явления (нелегальное производство подакцизной продукции, социальная напряженность общества). Порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется главой 22 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 22 «Акцизы», утвержденными приказом МНС России от 18 декабря 2000 г. № БГ-3-03/440.

Плательщиками акциза являются производящие (в том числе из давальческого сырья) и реализующие подакцизные товары организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектами налогообложения признаются:

— реализация подакцизных товаров собственного производства (в том числе на безвозмездной основе, при натуральной оплате);

— использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, производящими их из собственного сырья, осуществляющими оптовую или оптово-розничную торговлю нефтепродуктами;

— реализация алкогольной продукции с акцизных складов;

— продажа конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;

— ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России;

— передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

— иные операции, предусмотренные законодательством.

Освобождаются от налогообложения операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации для производства других подакцизных товаров иному структурному подразделению этой же организации, закачка природного газа в подземные хранилища и тому подобные операции в соответствии со ст. 183 НК РФ.

В соответствии с действующим российским законодательством акцизами облагаются:

— спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

— алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина);

— пиво;

— табачные изделия;

— легковые автомобили и мотоциклы;

— бензин автомобильный;

— дизельное топливо;

— моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Предусмотрено несколько механизмов ее определения. Применение того или иного механизма зависит от вида подакцизного товара и соответственно от того, какой вид налоговых ставок установлен в отношении этих товаров: специфический или адвалорный.

При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).

При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта, когда налоговая база определяется:

а) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки;

б) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, налоговая база определяется как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

В любом случае при применении того или иного механизма определения налоговой базы из нее исключаются собственно акцизы, НДС иНСП.

Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

Перечень подакцизной продукции и ставки акцизов неоднократно изменялись. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, принятым в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой. Ставки акцизов установлены едиными на всей территории России. В последние годы они имеют устойчивую тенденцию к росту. Например, ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом возросли в среднем на 12—16 руб., на бензин автомобильный — на 300 руб.

Налогообложение алкогольной продукции имеет следующие особенности:

1) при реализации налогоплательщиками (производителями алкогольной продукции) алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады, кроме собственных, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин в размере 35% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции — 20%;

2) при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в розничную торговлю налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин — 65% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции — 80%;

3) размер авансового платежа, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ и не может превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено создание акцизных складов. Режим налогового склада представляет собой форму налогового контроля, включающую организацию налоговых постов. Меры налогового контроля призваны охватить всю цепочку с момента окончания производства алкогольной продукции и до момента ее отгрузки покупателям. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада она не считается реализованной и в отношении ее не возникает обязательство по уплате налога.

Сумма налога по подакцизным товарам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяц) по всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих и уменьшающих налоговую базу. Налогоплательщик обязан вести раздельный учет по реализации товаров с разными ставками налога, иначе сумма налога определяется исходя из максимальной из применяемых ставок от единой налоговой базы. Например, если налогоплательщик реализует разные виды пива (с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% и свыше 8,6%) и не ведет отдельного учета по реализации, то все реализованное им пиво подлежит обложению исходя из ставки 4 руб. 60 коп. за 1 л.

Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно. При этом в расчетных документах она выделяется отдельной строкой. Установлены жесткие сроки по внесению акцизов в бюджет в зависимости от даты реализации. Дата реализации определяется как:

1) день оплаты — для автомобильного бензина с октановым числом до 80 включительно, дизельного топлива, моторного масла, природного газа;

2) день завершения действия режима налогового склада — в отношении алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;

3) день отгрузки — в отношении остальных подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме, экспорте за пределы территории Российской Федерации для обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган в течение 180 дней со дня реализации предоставляются следующие документы:

1) контракт налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;

2) платежные документы, выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского поставщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация, товаросопроводительные документы с отметками российского таможенного органа о прохождении товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и пограничных органов иностранных государств.

Общая сумма налога уменьшается на следующие виды налоговых вычетов:

1) сумма налога, предъявленная продавцом и уплаченная покупателем при приобретении подакцизных товаров, использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров;

2) суммы авансового платежа, уплаченного при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке;

3) сумма налога, уплаченная на территории Российской Федерации по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, использованного для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма акциза в размере, не превышающем сумму акциза, исчисленную по формуле

С — (А х К) : 100% х О,

где С — сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина;

А — налоговая ставка за 1 л стопроцентного (безводного) этилового спирта;

К — крепость вина;

О — объем реализованного вина.

Сумма акциза, превышающая сумму акциза, исчисленную по указанной формуле, относится за счет доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на прибыль организаций.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Ее размер определяется как сумма акцизов, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Если сумма вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения подлежит зачету в счет предстоящих платежей.

В соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2006 года налогообложение подакцизных товаров осуществляется по следующим ставкам:

Вид товара

Ставка акциза в 2005 году

<

Ставка акциза в 2006 году

Рост акциза
 в %

Сумма увеличения акциза приходящая на единицу продукции

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов 

146 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

159 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта 

8,9 % 

2,6 руб. 

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 и до 25 процентов включительно (за исключением вин) 

108 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

118 руб. . за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта 

9,3 % 

При емкости 0,5 л. и содержания алкоголя 25 % на 1,25 руб. 

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин)

76 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта 

83 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта 

8,6 % 

При емкости 0,5 л. на 0,32 руб. 

Вина (за исключением натуральных нетрадиционных и игристых) 

95 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта

112 руб. за 1 литр за 1 литр безводного этилового спирта 

17,9 % 

При содержании алкоголя 18 % емкостью 0,7 л. на 2,14 руб. 

Вина шампанские и вина игристые 

10,5 руб. за 1 литр 

10,5 руб. за 1 литр 

 

 

Вина натуральные (за шампанских, игристых, газированных, шипучих) 

2,2 руб. за 1 литр 

2,2 руб. за 1 литр 

 

 

Пиво 

1,75 руб. за 1 литр 

1,91 руб. за 1 литр 

9,1 % 

0,08 руб. 

Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процентов 

6,28 руб. за 1 литр

6,85 руб. за 1 литр 

9,1 % 

0,29 руб. 

Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками должна осуществляться в соответствии с Законом №171-ФЗ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ. Законом предусмотрено, что региональными специальными марками должна маркироваться алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%, реализуемая с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации.

Импортируемая алкогольная продукция маркируется акцизными марками при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Контроль за использованием акцизных марок осуществляется ГТК России.

При реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на нее должна быть нанесена региональная специальная марка того субъекта РФ, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание.

При приобретении специальных региональных марок налогоплательщик должен оплатить стоимость этих марок с целью возмещения затрат на их изготовление и внести авансовый платеж акциза. Стоимость региональной марки относится налогоплательщиком на затраты по производству алкогольной продукции, а сумма авансового платежа засчитывается в размере фактически уплаченной суммы в счет уплаты акциза в том месяце, в котором произведен авансовый платеж.

При приобретении марок налогоплательщик представляет в Управление МНС России по субъекту РФ копию платежного получения, подтверждающего осуществление авансового платежа по акцизам, а также выписку из расчетного счета, подтверждающее снятие указанных средств со счета налогоплательщика.

Исчисление акциза по алкогольной продукции имеет особенности. При реализации продукции на акцизные склады других организаций производитель алкогольной продукции осуществляет налогообложение по налоговым ставкам в размере 35% от установленных в отношении вин и 20% — в отношении другой продукции.

Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится в следующие сроки:

1) алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций исходя из фактической реализации за истекший налоговый период — не позднее 25-го числа отчетного месяца по продукции, реализованной с 1-го по 15-е число отчетного месяца, и не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца за реализацию продукции во второй половине отчетного месяца;

2) по операциям с нефтепродуктами — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Но если налогоплательщик имеет свидетельство только на оптовую реализацию, то уплата акциза производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а имеющий свидетельство на розничную реализацию — не позднее 10-го числа месяца, следующего за налоговым периодом;

3) по операциям с остальными подакцизными товарами — исходя из фактической реализации, равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ВМЕНЕННОГО ДОХОДА, СТАВКА, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

 

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиком в обязательном порядке. Порядок исчисления и уплаты регулируется положениями главы 263 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению этой главы, утвержденными приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГЗ-22/707, которые носят рекомендательный характер и предназначены для использования работниками налоговых органов. Однако знание требований контролирующих органов позволяет избежать разногласий при исчислении налогов. Налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, которые определяют его элементы в пределах своей компетенции.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении следующих видов деятельности:

— оказание бытовых услуг;

— оказание ветеринарных услуг;

— оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

— розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли;

— оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м2;

— оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых предпринимателями и организациями, использующими автомобили в количестве не более 20. При этом надо учитывать, что ограничения по площади торгового зала или зала обслуживания посетителей должны соблюдаться по каждому объекту организации торговли и общественного питания. Если хоть по одному объекту будет превышение указанных размеров, то налогоплательщик не вправе применять данную систему налогообложения.

Уплата организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов исходя из общеустановленной системы налогообложения, а именно налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей — налога на доходы физических лиц), НДС, налога на имущество организаций и единого социального налога.

В соответствии со статьей 346.29 НК РФ, налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

При исчислении налоговой базы используется следующая формула:

ВД = (БД х (N1 + N2 4- N3) х K1 х К2 х К3),

где ВД — величина вмененного дохода;

БД — значение базовой доходности, которая установлена для определенного вида деятельности и является одинаковой для применения на всей территории Российской Федерации;

N1, N2, N3 — физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода;

K1, К2, К3 — корректирующие коэффициенты базовой доходности.

Корректирующий коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком и рассчитывается по следующей формуле:

К1 = (1000 + Коф) / (1000 + Ком),

где Коф — кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;

Ком — максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;

1000 – стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.

При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2.

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,1 до 1.

Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Согласно ст. 346.31 НК РФ ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов вмененного дохода.

Статья 346.32 НК РФ определяет порядок и сроки уплаты единого налога. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 8

 

Директор ООО «Корсар» имеет двоих детей в возрасте до 18 лет.

По месту основной работы начислена заработная плата:

За январь – 10000р.

За февраль – 9500 р.

За март – 11250 р.

За апрель – 12300 р.

За май – 10540 р.

За июнь – 12300 р.

В марте начислена материальная помощь 6000 р.

К юбилею в мае получил подарок от организации стоимостью 12000 р.

Рассчитать сумму удержанного налога на доходы за каждый месяц.

 

Решение

 

Налог на доходы физических лиц удерживается с суммы вознаграждения по ставке 13%.

Работник не имеет права на стандартные налоговые вычеты в размере 3000 или 500 руб. Поэтому ему полагается стандартный налоговый вычет в размере 400 р.

Стандартный налоговый вычет на каждого ребенка 300 р. *2 = 600 р.

Вычет применятся до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 20000 руб. Начиная с месяца, в котором доход работника превысит 20000 руб., этот налоговый учет не применяется.

За январь – 10000р. начислен налог (10000 – 400 – 600) * 13% /100% = =1170 р.

За февраль – 9500 р. начислен налог (9500–400– 600) * 13% /100% = = 1105 р.

За март – 11250 р. Начислена материальная помощь 6000 р. В данном месяце полученный доход превысил 20000 руб., следовательно, работник потерял право на налоговые вычеты.

Начислен налог 11500* 13% /100% = 2275 р.

В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц облагается сумма, превышающая 2000 руб. Получаем сумму НДФЛ

(6000 – 2000 ) *13%/100% = 520 р.

Общая сумма налога НДФЛ начисленная на доходы работника в марте составила

НДФЛ март = 2275 + 520 = 2795 р.

За апрель – 12300 р.

Начислен налог 12300* 13% /100% = 1599 р.

За май – 10540 р. Получен подарок от организации стоимостью 12000 р.

Начислен налог 10540* 13% /100% = 1370,2 р.

В соответствии с ст. 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц облагается сумма, превышающая 2000 руб

Получаем сумму НДФЛ

(12000 – 2000 ) *13%/100% = 1300 р.

Таким образом, общая сумма налога НДФЛ составляет

НДФЛ март = 1370,2 + 1300 = 2670,2 р.

За июнь – 12300 р.

Начислен налог 12300* 13% /100% = 1599 р.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  4. Рябова Р.И. Налоговый учет расходов и доходов. Глава 25 Налогового кодекса. М., 2005.
  5. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 2004.
  6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2006.
  7. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2005.
  8. Тарасов В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложении. М., 2004.
  9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00140 sec

WordPress: 22.32MB | MySQL:114 | 1,718sec