ТРЕБОВАНИЯ ОБ ОПЛАТЕ НАЛОГА ИЛИ СБОРА

<

010315 1826 1 ТРЕБОВАНИЯ ОБ ОПЛАТЕ НАЛОГА ИЛИ СБОРАСогласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

Требование об уплате налога и сбора может быть направлено в трехмесячный срок после наступления срока уплаты налога либо в течение 10 дней с момента принятия решения по результатам налоговой проверки, если выносится в соответствии с ним (ст. 70 НК РФ). Требование не может быть направлено ранее наступления этих дат, например, даты вынесения решения по результатам проверки1. В случае если налоговый орган не направил налогоплательщику-предпринимателю требование в порядке, предусмотренном ст. 52 НК РФ, то он не может этого сделать позже в порядке, предусмотренном ст. 70 НК РФ2.

Требование об уплате налога должно быть вручено руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю). В случае передачи требования ненадлежащему лицу оно не может считаться врученным надлежащим образом3. В случае невозможности передачи требования, оно направляется по почте по месту учета налогоплательщика и считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки. Как следует из положений абзаца 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г . N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Среди основных положений, которые должны быть указаны в требовании, можно выделить следующие:

Сведения о сумме задолженности по налогу – здесь имеется в виду только задолженность по платежам, предусмотренным ст. 19 — 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», ст. 13 — 15 НК РФ. Налоговые органы не вправе осуществлять контроль за уплатой не являющихся налогами и сборами платежей, как, например, дополнительных платежей по налогу на прибыль1.

Недоимка должна соответствовать периоду, по истечении которого направляется требование. В связи с этим недопустимо указывать в требовании недоимку нарастающим итогом, включая суммы задолженности предыдущих периодов2.

Сумма, указанная в требовании должна быть реальной задолженностью, то есть является разницей между недоплатой и переплатой и указывается явно. Указание на период, за который возникла недоимка без указания конкретной суммы не может считаться выполнением рассматриваемого положения3.

Размер пеней, начисленных на момент направления требования

В требовании должна быть указана дата, с которой начисляются пени и ставка пени4. Кроме того, неправомерно включать в требование сумму пени, заявленную в предыдущих требованиях об уплате налога и сбора5.

Срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах

Требование должно содержать определенный срок уплаты налога, общие ссылки недопустимы.

Срок исполнения требования должен быть определен с таким расчетом, чтобы у налогоплательщика существовала реальная возможность исполнить требование. Так, предложение уплатить недоимку в двухдневный срок при направлении требования по почте лишает налогоплательщика добровольно исполнить требование и не может быть признано законным1.

В случае изменения обязанности налогоплательщика (плательщика сбора) после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан отправить уточненное требование.

Требование об уплате налога является тем ненормативным актом государственного органа, который может быть обжалован налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом в суд (в соответствии с законодательством РФ). Данный вывод базируется на том, что названный документ подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и содержит властно-обязывающие предписания, которые в силу публичного характера налоговых правоотношений обязательны для лица, его получившего2.

После истечения срока, указанного в требовании об уплате налога и сбора и при отсутствии добровольного исполнения налоговый орган может в течение 60 дней принять решение о взыскании недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках или иного имущества налогоплательщика. Можно, не обжаловав само требование, обжаловать решение о принудительном взыскании недоимки.

При пропуске указанного срока ( 60 дней) налоговый орган может взыскать недоимку в судебном порядке в пределах срока исковой давности. В любом случае при отсутствии в требовании указанных в предыдущей части данных оно не является доказательством в суде и не может подтвердить иск о взыскании недоимки3.

 

 

2. ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

 

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Главными задачами, для реализации которых и были образованы налоговые органы, являются; осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью; исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и иных обязательных платежей; участие в разработке и реализации налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; осуществление валютного контроля.

<

Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную нормативными правовыми актами совокупность полномочий Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, валютных отношениях и иных сферах государственной деятельности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно Министерством или через его территориальные структуры.

Действующее федеральное законодательство предоставило налоговым органам широкий объем прав, позволяющих осуществлять возложенные на них обязанности.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочих полномочий обязаны защищать финансовые интересы государства. Им предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства. Федеральным законодательством предусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлять к налогоплательщикам и другим участниками налоговых правоотношений в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды:

  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
  • о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
    • о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ, товариществ, предприятий, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ и предприятий, а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами, товариществами, предприятиями, с зависимых (дочерних) обществ и предприятий, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ, товариществ, предприятий.

    Статьей 31 НК РФ предусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях. В частности, они имеют право обратиться в арбитражный суд с иском о привлечении к ответственности банка, который вопреки решению налогового органа не приостановил операции по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ); который не представил налоговым органам сведения о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика — клиента банка.

    Способы защиты финансовых интересов государства посредством искового судопроизводства предусмотрены и Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», согласно ст. 7 которого налоговые органы вправе предъявлять иски:

  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким, сделкам;
  • о взыскании в доход соответствующего бюджета неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

    В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» налоговые органы наряду с должником, прокурором и иными уполномоченными лицами имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.

    Право на обращение в суд за защитой финансовых интересов государства посредством предъявления исков возникает у налоговых органов только в случаях, когда федеральным законодательством не предусмотрены иные меры пресечения или предупреждения налоговых правонарушений или не установлен внесудебный порядок разрешения налоговых споров.

    Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества по регулированию общественных отношений, складывающихся в на-логовой сфере.

    Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц. В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах российской Федерации», перечислены следующие права, реализация которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями: выносить решения о привлечении граждан, органов и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений; взыскивать недоимки по налогам и пени; возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью; предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде; налагать административные штрафы; создавать в организациях налоговые посты.

    Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т. е. сотрудниками, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные звания и занимают должности не ниже должности налогового инспектора.

    Реализация некоторых полномочий должностных лиц возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя.

    Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности. Основополагающей, «фундаментальной» обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Остальные обязанности служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.

    Налоговые органы должны:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • вести в установленном порядке учет налогоплателыциков;
  • проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сбора предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • направлять налогоплательщику или налоговому органу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа а также в предусмотренных законодательством случаях — налоговое уведомление и требование об уплате налога или сбора;
  • при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления, в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции.

    Обязанности налоговых органов, так же как и права, конкретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с НК РФ и иным федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

    Обязанности налоговых органов имеют два аспекта: корреспонденция (соотношение) с правами налогоплательщиков налоговых агентов и обеспечение фискальных интересов государства, Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых агентов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

    Конкретизируются обязанности должностных лиц налоговых органов некоторыми статьями НК РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налогового органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

    На основании ФЗ от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» налоговые органы обязаны:

  • регистрировать контрольно-кассовые машины, используемые на предприятиях, в соответствии с требованиями данного Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
  • осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях;
  • проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
  • проводить проверки правильности выдачи чеков;
  • налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении вышеназванных нормативных актов, а при повторном нарушении — обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

    Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомерности действий и актов налоговых органов (как нормативного, так и индивидуального содержания), вытекающая из положения о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.

    С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации любые (за исключением установленных НК РФ) сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами (их должностными лицами) в процессе реализации своих полномочий, признаны конфиденциальной информацией и составляют в соответствии со ст.102 НК РФ налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами (их должностными лицами), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Для сведений, составляющих налоговую тайну, установлен специальный режим хранения и доступа. Утрата документов, содержащих такие сведения, либо их разглашение влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    При выполнении возложенных законом задач контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов налоговым органам (их должностным лицам), помимо сведений, составляющих в силу ст. 102 НК РФ налоговую тайну, становятся известными и другие виды конфиденциальной информации. Доступ к такой информации, ее правовой режим и условия защиты регламентированы нормативно-правовыми актами в разных отраслях законодательства.

    Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения. Однако при этом определено, что налоговой тайной являются не все сведения, полученные указанными органами, а только те из них, которые касаются налогоплательщиков. Отдельные специалисты не без оснований полагают, что «к налоговой тайне следует относить информацию не только о налогоплательщиках, но и об иных лицах — налоговых агентах, банках, представителях и других лицах, которые вправе претендовать на сохранение тайны о них.

    Юридическая конструкция налоговой тайны включает перечень сведений, которые однозначно к числу защищаемых не относятся. Таковыми, в частности, являются сведения:

    – разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

    – об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);

    – о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;    

    – предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

    В качестве основного признака следует рассматривать объект налоговой тайны. Его основу составляет налоговозначимая информация, которая непосредственно необходима для налогообложения, т. е. для правильного исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов. Именно эта информация представляет наибольшую ценность для органов, взимающих налоги и сборы. Вся эта информация подразделяется на массовую, или общедоступную, и конфиденциальную. В свою очередь информация с ограниченным доступом подразделяется на два информационных массива сведений, одни из которых составляют служебную, а другие — налоговую тайну. Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, в данном случае представляет собой совокупность конфиденциальной информации, отличной от той, которая защищается в режиме служебной тайны. Последнюю составляет информация о деятельности налоговых органов. Налоговую же тайну, как уже отмечалось, составляет информация, которая относится к профессиональной тайне налоговых органов, а именно та, собственниками которой являются налогоплательщики.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  4. Постановление ФАС ЗСО от 16.07.2001 № Ф 04 / 2082 — 415 /А 70 – 2001
  5. Постановление ФАС СЗО от 22.05.2001 № А 56 — 25250 / 00
  6. Постановление ФАС СЗО от 04.09.2001 № А 05 — 3783 / 01 — 214 / 10
  7. Постановление ФАС ДО от 13.12.2001 № Ф 03 -А 16 / 01 — 2 / 2437
  8. Постановление ФАС СЗО от 8 февраля 2000 г . N А 56 — 24538 / 99
  9. Постановление ФАС СЗО от 04.06.2002 №А 05 — 623 / 02 — 192 / 12 , от 20.05.2002 № А 05 — 641 / 02 — 34 / 19 и др
  10. Постановление ФАС ЗСО от 07.08.2002 по делу № Ф 04 / 2735 — 497 /А 03 — 2002 , ФАС УО от 29.07.2002 № Ф 09 — 1541 / 02 -АК
  11. Постановление ФАС ЗСО от 09.08.2002 № Ф 04 / 2372 — 863 /А 45 – 2002
  12. Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2002 по делу № Ф 04 / 4754 — 959 /А 70 — 2002 , Постановление ФАС СЗО от 04.12.2000 по делу №А 26 — 2544 / 00 — 02 — 09 / 135
  13. Авдеев В.Ю. Глава 25 Налогового кодекса РФ: Налоговый и бухгалтерский учет: сходства и различия. М., 2005.
  14. Кожинов В.Я. Налоговый учет. М., 2005.
  15. Куликова Л.И. Налоговый учет. М., 2005.
  16. Рябова Р.И. Налоговый учет расходов и доходов. Глава 25 Налогового кодекса. М., 2005.
  17. Малявкина Л.И. Налоговый учет доходов и расходов. М., 2005.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.64MB | MySQL:112 | 1,446sec