Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами: характеристика ставок и поправочных коэффициентов

<

121814 1638 1 Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами:     характеристика ставок и поправочных коэффициентовЗемельному налогу посвящена глава 31 НК РФ в действующей редакции.1 Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При этом в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Следуют заметить, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно 388 НК РФ физические лица отнесены к плательщикам земельного налога, в случае, если она обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В то же время не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно статье 389 НК РФ1 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В то же время не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

На основании статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы установлен статьей 391 НК РФ, она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

В то же время, налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ч. 3 статьи 391 НК РФ1). При этом, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

<

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности определен статьей 3962 НК РФ. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Согласно статье 393 НК РФ1 налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

3. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Список литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. в ред. ФЗ от 14.03.2009 № 36-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  2. Вещунова В.Л. Налоги Российской Федерации. М., 2009.
  3. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 Регистрационный сбор с физических лиц, открывающих свой бизнес

     

    Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, не взимается с 1 января 2004 года в связи с отменой Федерального закона от 07.12.1991 №2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации».. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1 за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина (п. 4 статьи ч. 1 статьи 22.1). Размеры и составляет 400 рублей государственной пошлины установлен статьей п. 8 ч. 1 статьи 333.33 НК РФ2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Список литературы

     

  4. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. в ред. ФЗ от 14.03.2009 № 36-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : ФЗ № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ,
  7. Карагод В.С.Налоги и налогообложение. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
  8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2009.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Задача

     

    Определить с какого периода, и в каком размере гражданину следует уплачивать налог на имущество физических лиц, если он в мае 2002 года полностью выплатил паевый взнос за квартиру в размере 400000 рублей, но дом был введен в эксплуатацию в октябре 2003 года

     

    Решение

    Правоотношения, связанные с налогом на имущество физических лиц регулируется ФЗ «О налоге на имущество физических лиц»1 . Согласно статьи 3 указанного Закона для имущества стоимость 400000 рублей действует ставка от 0,1 до 0,3%. При этом ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. По условиям задачи не указанно муниципальное образование и соответственно не представляется точно определить величину ставки.

    Согласно статье 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

    В п. 5 статьи 5 Закона установлено, что по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. В то же время согласно п. 16 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. № 541: «В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, № 32, 05.12.94, ст. 3301) член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

    Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям — с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию»

    Таким образом, гражданин будет платить налог на имущество с 1 января 2004 года. Величина налога составит от 400 рублей (400000*0,1%/100%) до 1200 рублей (400000*0,3%/100%).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Список литературы

     

  9. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. в ред. ФЗ от 14.03.2009 № 36-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  11. Инструкция по применению закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. № 54 (в ред. Изменений и дополнений № 1, внесенных Приказом МНС РФ от 27.02.2003 № БГ-3-04/88)
  12. ФЗ «О налоге на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 года № 2003-1 (в ред. ФЗ (в ред. Закона РФ от 22.12.1992 № 4178-1; Федеральных законов от 11.08.1994 № 25-ФЗ, от 27.01.1995 № 10-ФЗ, от 17.07.1999 № 168-ФЗ, от 24.07.2002 № 110-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Консультант Плюс.
  13. Карагод В.С.Налоги и налогообложение. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
  14. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2009.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.03MB | MySQL:115 | 1,555sec