ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

<

012515 1532 1 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИУспех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства, и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Ресурсы поступают в те отрасли и тем предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал — это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности, поэтому выбранная тема исследования является актуальность на сегодняшний день. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах в целях максимализации прибыли.

Цель работы – на основе полученных теоретических знаний в области экономики предприятия провести оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Задачи исследовать:

– раскрыть теоретический вопрос по оценке качества продукции;

– провести практический анализ работы условного предприятия;

– дать общую характеристику работе предприятия и предложить мероприятия по улучшению его хозяйственной деятельности.

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требованиям внутреннего и внешнего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества являются: оценка качества выпускаемой продукции, выявление причин снижения качества, установление влияния изменения качества на объем выпуска.

В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Качество — это величина непостоянная. Она зависит от: уровня применяемой техники и технологии, уровня квалификации, дисциплины.

К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:

объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

удельный вес продукции высшей категории качества;

средний коэффициент сортности;

удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

удельный вес экспортируемой продукции [8, C. 152].

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.

Частные показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции [7, C. 232].

Целесообразно анализ качества осуществлять на стадии проектирования. С 1 января 1992 года введена сертификация продукции.

Сертификация — это процедура, посредством которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие отдельных видов продукции требованиям, определенным в нормативно-технических документах. Уровень качества оценивается во всех странах на соответствие принятым в 1987 году Международной комиссией по стандартизации нормативно-техническим документам, известным в деловом мире как стандарты ИСО.

Сертификация осуществляется органом Госстандарт и институтами, получившими название ГОСТ. Органы, осуществляющие сертификацию, являются независимыми. Их задача состоит в том, чтобы дать объективную авторитетную оценку качества. Для этого проводятся типовые испытания и государственный надзор за качеством сертифицированной продукции. По результатам испытаний изготовителю выдается сертификат, если испытание подтвердили соответствие продукции требованиям нормативного документа.

Для обобщенной оценки качества продукции применяются разные способы. Например, балльный метод, сущность которого состоит в расчете средневзвешенного балла качества продукции. Процент выполнения плана по качеству определяется путем сравнения фактического и планового его уровня.

Анализ качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска сертифицированной продукции (СП). Данные для анализа берутся из оперативно-технического учета и отчетности.

Аналитическими показателями, характеризующими качество, являются удельный вес (У) или коэффициент (К) сертифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции (Пв) в действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов):

У = (СП/ Пв)/100% (1)

К = СП/ Пв.

Показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объема продукции (работ, услуг).

Сопоставляя фактический удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции с аналитическими показателями за прошлый год или заданием, можно судить о выполнении задания повышения качества или изменении качества по сравнению с прошлым годом.

При невыполнении задания по выпуску сертифицированной продукции необходимо проанализировать номенклатуру сертифицированной продукции и установить, по каким видам продукции фактический объем не достиг планового уровня. Следует выяснить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом.

Анализ проводится по изменению относительного показателя (удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции, работ, услуг).

Важнейшим направлением аналитической работы является анализ новых видов продукции (работ, услуг). Данные для анализа содержатся в форме № 5НТ.

По данным этой формы отчетности и оперативно-технического учета рассчитываются и анализируются следующие показатели:

уровень модернизации продукции как отношение объема модернизированной продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах,

уровень обновления продукции как отношение объема новой продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах.

Рассчитанные показатели сопоставляются с плановыми показателями за предыдущий период, за ряд лет.

По данным единовременной отчетности формы № 5НТ (образцы) устанавливают, как начат выпуск первой промышленной серии образцов, выясняют причины того, почему не приняты в дальнейшее производство некоторые образцы (серийное или массовое).

В условиях рыночной экономики усиливается значение экономических форм защиты интересов потребителей от поставок им некачественной продукции. Одной из форм защиты является право потребителя на предъявление поставщикам рекламаций.

Рекламация — претензия, предъявляемая поставщику в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора или контракта на поставку продукции.

Наличие или отсутствие рекламаций является обобщающим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции.

Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестоимость, снижает прибыль, ухудшает финансовое положение предприятия.

В процессе анализа выявляется:

количество предъявленных и принятых рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции,

количество и стоимость продукции, по которой принята рекламация,

удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме реализованной продукции в действующих оптовых ценах.

Затем анализируют динамику количества принятых рекламаций, стоимости и доли зарекламированной продукции по сравнению с прошлым годом или за ряд лет в целом по всей продукции и по важнейшим видам. Это дает возможность выявить изделия, на которые предъявлено наибольшее количество рекламаций, и обратить внимание на качество выпускаемой продукции.

По результатам расчетов необходимо принять решение по повышению качества продукции.

В заключение анализа необходимо выявить влияние рекламирования продукции (снижение качества) на финансовые результаты. Для расчета количественного влияния необходимо плановую долю прибыли или долю прибыли за предыдущий год в общем объеме реализованной продукции умножить на объем зарекламированной продукции в действующих оптовых ценах.

Наряду с вышеуказанными показателями определяется и анализируется коэффициент сортности. Показатели сортности рассчитываются не во всех отраслях промышленности, а только в тех, где либо есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая промышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества является коэффициент сортности (Кс) и выражающая его средняя цена изделия (Ц). И средний сорт, и средняя цена определяются по средней арифметической взвешенной.

При оценке выполнения плана по коэффициенту сортности фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, при изучении динамики качества — с данными прошлого года.

Изменение качества выпускаемой продукции оказывает влияние на изменение объема реализации и прибыли. Для того чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

1. Коэффициент сортности по плану и по факту, найти отклонение, дать оценку изменения качества;

2. По средней арифметической взвешенной рассчитать среднюю цену по плану и по факту, определить отклонение, дать оценку;

3. Рассчитать количественное влияние изменения качества на изменение стоимости реализации. Для этого необходимо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний коэффициент сортности; средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Средний коэффициент сортности (Ксорт) можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции первого сорта к общему пуску;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к этому же объему продукции по цене первого сорта:

012515 1532 2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ (2)

где Аi — товарная продукция i-го сорта (i = 1, 2, 3,…, n) в натуральном выражении;

Цi – цена единицы продукции i-го сорта;

А – общий товарный выпуск продукции в натуральном выражении;

Ц –цена единицы продукции первого сорта; п — количество сортов продукции.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу аттестованной (сертифицированной) продукции, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Влияние качества продукции на стоимостные показатели предприятия — выпуск товарной продукции (DПТ), выручку от реализации продукции (DПр) и прибыль (DПб) определяется по следующим формулам:

012515 1532 3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ (3)


012515 1532 4 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ (4)

012515 1532 5 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
(5)

где 012515 1532 6 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ , 012515 1532 7 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ — соответственно цена i-го изделия до и после изменения качества, руб.;

012515 1532 8 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ , 012515 1532 9 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ – себестоимость единицы г-го изделия до и после изменения качества, руб.;

012515 1532 10 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ—количество выпущенной i-й продукции повышенного качества в натуральном выражении;

012515 1532 11 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ – количество реализованной i-й продукции повышенного качества;

n – количество наименований изделий.

При изменении сортового состава продукции расчет влияния ведется по приведенным выше формулам. Только в расчете используются средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость.

По результатам проведенных расчетов сделать выводы.

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. Оценка работы предприятия

 

Исследуем работу предприятия по плану производства и реализации изделий по выпуску изделий по 3-м видам наименования «А», «В» и «С».

Расчеты ведем на основе имеющих данных задания в таблице 1.

 

Таблица 1

Оценка работы предприятия по плану производства и реализации продукции

Изделия 

Ед. измерен 

План производства

2006 г. 

План производства

2007 г. 

Отклонение 

Абс. 

Отн, % 

А 

т.р. 

1910 

2005,0 

95,0 

108,0

Б 

т.р. 

4010 

4045,0 

35,0 

100,9

В 

т.р. 

3150,0 

3175,0 

25,0 

100,8

Всего 

т.р. 

9070

9225

155

102,0

 

Как видим из таблицы 1, на исследуемом предприятии наблюдается рост плановых объемов производства продукции. Производство продукции «А» выросла в абсолютном выражении на 95 т.р. (относительный рост 108,0 %), продукции «Б» – на 35 т.р. (относительный рост 100,9%), продукции «В» – на 25 т.р. (относительный рост 100,8%). Общий объем планового производства продукции увеличился на 155 тыс.р., а относительный рост составил 102,0%.

Это свидетельствует о росте эффективности работы предприятия в целом.

 

2.2. Оценка качества производства

 

Исследуем уровень сертифицированной продукции в общем по 3 наименованиям и по каждому виду изделия.

 

Расчеты ведем на основе имеющих данных задания в таблице 2.

Таблица 2

Оценка качества продукции

 

Изделия 

Ед. измерен

2006 г. 

2007 г. 

Откл. 

Всего 

Повышение 

Всего 

Повышение 

А 

т.р. 

1910 

1765 

2005 

1880 

115 

Б 

т.р. 

4010 

3150 

4045 

3650 

500 

В 

т.р. 

3150 

2240 

3175 

2450 

210 

Всего 

т.р. 

9130

7155

9225

7980

825

 

Расчет уровень сертифицированной продукции осуществляется как удельный вес продукции, прошедшей сертификацию, в общем объеме произведенной продукции (таблица 3).

Таблица 3

Оценка качества продукции

 

Изделия

Ед. измерен

2006 г. 

2007 г. 

Откл. уд. сертифицированной продукции, %

Всего 

Повы-шение 

Уд.вес сертифицированной продукции, %

Всего 

Повы-

шение 

Уд.вес сертифицированной продукции, %

А 

т.р. 

1910 

1765 

92,4 

2005 

1880 

93,8 

1,4 

Б 

т.р. 

4010 

3150 

78,6 

4045

3650 

90,2 

11,6 

В 

т.р. 

3150 

2240 

71,1 

3175 

2450 

77,2 

6,1 

Всего 

т.р. 

9130

7155

78,4 

9225

7980

86,5 

8,1 

 

Как видим, уровень сертифицированной продукции за исследуемый период на предприятии вырос, что подтверждается рост удельного веса сертифицированной продукции в общем объеме произведенной продукции на 8,1% Следует отметить, что наибольший рост сертифицированной продукции наблюдается по изделию «Б» – 11,6%, а наименьший по продукции «А» – 1,4%. Уровень сертифицированной продукции по изделию «В» составил 6,1%. В целом, уровень сертифицированной продукции по всем трем изделиям достаточно высок, а к концу исследуемого периода увеличился, что свидетельствует о росте качества выпускаемых изделий.

 

2.3. Оценка брака производства, причины брака, уровень брака

 

Оценку брака производства, причин брака используем данные задания. Расчет ведем в таблице 4.

Таблица 4

Оценка брака производства и причин брака

 

Изделия 

Ед. измерен

2006 г. 

2007 г. 

Откл. 

Исправимый брак

Неисправимый брак

Исправимый брак

Неисправимый брак

Исправимый брак

Неисправимый брак

А 

т.р. 

35 

15 

110 

5 

75 

-10 

Б 

т.р. 

45 

30 

90 

10 

-45 

-20 

В 

т.р. 

25 

25 

80 

45 

55 

20 

Всего 

т.р. 

105

70

280

60

175 

-10 

 

Как видим, за исследуемый период отмечается в целом рост брак за счет исправимого брака на 175 т.р. по трем изделиям, что является негативным фактом, так как исправление брака требует дополнительных трудозатрат на исправление брака. Рост объемов исправимого брака произошло за счет роста барка по изделию «А» на 75 т.р. и изделия «В» на 55 т.р. В то же время наблюдается снижение исправимого брака по изделию «Б» на 45 тыс.р.

Положительным фактом является снижение неисправимого брака как в целом по трем изделиям (на -10 т.р.), так и по изделиям «А» (на -10 т.р.), «В» (на -20 т.р.). По изделию «В» наблюдается наоборот рост неисправимого брака на -20 т.р.

Для оценки уровня брака необходимо определить удельный вес брака по каждому виду продукции и в целом по всем трем видам изделий (таблица 5). Расчет осуществляется на основании данных таблиц 1 и 4.

Таблица 5

Оценка уровня брака

 

Изделия

 

Ед. измерен

2006 г. 

2007 г. 

Откл. удельного веса

брака, %

Производство продукции

Брак всего

Удельный вес брака, %

Производство продукции

Брак всего

Удельный вес брака, %

А 

т.р. 

1910 

50 

2,6 

2005 

115 

5,7 

3,1 

Б 

т.р. 

4100 

75 

1,8 

4045 

100 

2,5 

1,7

В 

т.р. 

3150 

50 

1,6 

3175 

125 

3,9 

2,3

Всего 

т.р. 

5470

175

3,2 

9225

340

3,7 

0,5

 

Таким образом, на предприятии наблюдается рост уровня брака. В целом по трем изделиям уровень брака за исследуемый период вырос на 0,5%, что следует отнести к отрицательным фактам хозяйственной деятельности работы предприятия. По каждому из тех изделий также отмечается рост уровня брака. Так по изделию «А» уровень брака вырос на 3,1%, по изделию «Б» на 1,7%, по изделию «В» на 2,3%. В сокращении выпускаемого брака содержится резерв повышения качества производства продукции.

 

2.4. Оценка уровня технической вооруженности предприятия

 

Рассчитаем уровень автоматизации и механизации организации (таблица 6).

Таблица 6

Оценка уровня автоматизации и механизации

Кол-во оборудования в 2006 г.

Кол-во оборудования в 2007 г.

Откл. 

Автоматиз. 

Механиз. 

Автоматиз. 

Механиз. 

Автоматиз. 

Механиз. 

60 

55 

80 

45 

20 

-10 

 

Как видим на исследуемом предприятии уровень автоматизации увеличился, так как количество автоматов выросла на 20, а уровень механизации снизился, о чем говорит снижение количества механизмов на 10.

Коэффициент экстенсивной загрузки оборудования находят по формуле:

012515 1532 12 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ,

Коэффициент интенсивной загрузки оборудования:

012515 1532 13 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

где СВф, СВпл — соответственно фактическая и плановая среднечасовая выработка.

Рассчитаем коэффициент загрузки оборудования, если изготовление изделий на станках следующее (таблица 7).

Рассчитываем производственную мощность организации на основе объема изготавливаемых изделий по их видам.

Таблица 7

Данные для расчета коэффициента загрузки оборудования

 

Изделия

2006 г. 

2007 г. 

Затраты в часах на ед. изд. 

Кол-во оборудования

Затраты в часах на ед. изд. 

Кол-во оборудования

Автомат.

Механизац.

Автомат.

Механизац.

Автомат.

Механизац.

Автомат.

Механизац.

А 

0,046 

0,056 

33 

17 

0,051 

0,057 

27 

15 

Б 

0,037 

0,044 

19 

20 

0,038 

0,04 

25 

18 

В 

0,017

0,041

8

<

18

0,025

0,025

28

12

 

Годовой фонд работы оборудования 260 дней в 2006 г., и 258 дней в 2007 г., а суточный режим работы предприятии в 2006 г. 18 часов, в 2007 г. – 20 часов. Отсюда, фонд работы оборудования в 2006 г. составил 4680 часов (260 дней х 18 час.) , а в 2007 – 5160 часов (258 дня х 20 часов).

Таблица 8

Исходные данные для расчета производственной мощности

Изделия 

Количество изготавливаемых изделий, тыс.шт. 

 

Откл. 

2006 г. 

2007 г. 

А 

820 

830 

10 

В 

655 

640 

-15 

С 

750 

735 

-15 

 

Рассчитаем фонд работы всего оборудования и автоматов с учетом годового фонда работы оборудования (таблица 9)

Таблица 9

Баланс загрузки оборудования на 2006 г.

 

 

Показатели

 

Количество изделий по плану

Группа оборудования

Автоматы

Механизмы

Затраты в часах на ед. изд.

Потребность в автомато-часах

Затраты в часах на ед. изд.

Потребность в механизмо-часах

1. Потребность часах на ед. изд.

         

А

820000

0,046

37720

0,056

45920

Б

655000

0,037

24235

0,044

28820

В

750000

0,017

12750

0,041

30750

2. Итого на выпуск продукции

В том числе прироста остатков незавершенного производства (+2%)

   

74705

 

1494

 

105490

 

2100

3. Всего затрат на программу (потребный фонд времени)

   

 

76199

 

 

107590

4. Планируемый процент выполнения норма (Кн)

 

 

100%

 

 

100%

 

5. Потребный фонд затрат времени на программу

   

 

76199

 

 

107590

6. Режим работы оборудования

   

18 ч.

 

18 ч.

7. Плановый (эффективный) годовой фонд времени работы одного оборудования (Фпл)

 

 

 

4680

 

 

 

4680

 

8. Число оборудования в группе

 

60

55

9. Фонд времени работы группы оборудования (располагаемый фонд времени)

 

 

 

4680 х 60 = 280800

 

 

4680 * 55 = 257400

10. Коэффициент загрузки оборудования

 

 

76199/280800 =0,27

 

107590/257400 = 0,42

11. Недостаток (-) или избыток (+) затрато-часов

 

280800 – 76199 =

= 204601

257400 – 107590 =

=149810

12. Недостаток (-) или избыток (+) оборудования

 

 

204601/4680 = 44

 

149810/4680 = 32

 

 

Как видим, рассчитанный баланс загрузки оборудования на 2006 г. показывает излишки затрато-часов, следовательно исследуемому предприятию необходимо увеличить производственную мощность.

Таблица 10

Баланс загрузки оборудования на 2007 г.

 

 

Показатели

 

 

Количество изделий по плану

Группа оборудования

Автоматы

Механизмы

Затраты в часах на ед. изд.

Потребность в автомато-часах

Затраты в часах на ед. изд.

Потребность в механизмо-часах

1. Потребность часах на ед. изд.

         

А

830000

0,051

42330

0,057

47310

Б

640000

0,038

24320

0,04

25600

В

735000

0,025

18375

0,025

18375

2. Итого на выпуск продукции

В том числе прироста остатков незавершенного производства (+2%)

   

85025

 

 

 

 

1700

 

91285

 

 

 

 

1826

3. Всего затрат на программу (потребный фонд времени)

   

 

 

86725

 

 

 

93111

4. Планируемый процент выполнения норма (Кн)

   

 

 

100%

 

 

 

%

5. Потребный фонд затрат времени на программу

   

 

 

86725

 

 

 

93111

6. Режим работы оборудования

   

 

20

 

 

20

7. Плановый (эффективный) годовой фонд времени работы одного оборудования (Фпл)

 

 

 

 

 

5160

 

 

 

 

 

5160

 

8. Число оборудования в группе

 

 

80

 

45

9. Фонд времени работы группы оборудования (располагаемый фонд времени)

 

 

 

 

5160 х 80 = 412800

 

 

 

5160 х 45 = 232000

10. Коэффициент загрузки оборудования

 

 

86725 /412800 = 0,21

 

93111 / 232000 = 0,4

11. Недостаток (-) или избыток (+) затрато-часов

 

 

412800 – 86725 = =326075

 

232000 – 93111 = =138889

12. Недостаток (-) или избыток (+) оборудования

 

 

326075 / 5160 = 63

 

138889/5160 = 27

 

Таким образом, в 2007 г. также наблюдается избыток оборудования. Следовательно, предприятие в 2007 году имеет возможность увеличить свою производственную мощность. Коэффициент загрузки автоматов в 2007 г. равен 0,27, что превышает коэффициент загрузки 2006 г., который составил 0,21. Коэффициент загрузки механизмов в 2007 г. (0,4) несколько ниже коэффициента загрузки механизмов 2006 г. (0,42). В целом, отметим, что предприятие в неполной мере использует имеющую средства механизации и автоматизации, имеет резервы по выпуску продукции на имеющемся оборудовании.

 

2.5. Оценка ритмичности работы предприятия

 

Рассчитаем ритмичность работы предприятия по таблице 11.

Таблица 11

Оценка ритмичности работы предприятия

 

Изделия 

Ед. изм.

Объем производства

2006 г. 

Объем производства

2007 г. 

Факт в 2007 г. в счет выполнения производства

1 

2 

3 

4 

5 

А 

т.р. 

1910 

2005 

1910 

В 

т.р. 

4010 

4045 

4010 

С 

т.р. 

3150 

3175 

3150 

Итого 

т.р. 

9070

9225

9070 

 

 

Коэффициент ритмичности рассчитывается по формуле:

Критм = Σгр.5/ Σгр.3= 9070/9070= 1,0

Таким образом, в 2007 г. предприятие работало ритмично, и перевыполнило показатели предыдущего 2006 г.

 

 

2.6. Оценка динамики оборотного капитала

 

Материальные затраты включаются в оборотный капитал, определим изменения оборотного капитала на основе имеющихся данных задания.

 

Таблица 12

Оценка изменения оборотного капитала

 

Изделия

Расход материальных затрат 

Откл. 

2006 г 

2007 г. 

Кол-во

(тн) 

Цена 1 тн., р. 

Величина материальных затрат, р.

Кол-во (тн) 

Цена 1 тн., р. 

Величина материальных затрат, р.

 

Абсл., р.

 

Отн., %

1 

2 

3 

4

5

6

7

8

9

А 

1340 

210 

281400

1180 

220 

259600

-21800

92,3

В 

1000 

500 

500000

980 

510 

499800

-200

99,96

С 

1250 

195 

243750

1050 

205 

215250

-28500

88,1

Итого

1025154

974657

-50497

95,1

 

Таким образом, величина материальных затрат на исследуемом предприятии сократилась на 50497 р. (95,1%), составив 974657 р. в 2007 г.

Материотдача рассчитывается по формуле:

М = В/З,

где В – выручка от реализации продукции в целом по всем видам изделий;

З – общая величина материалозатрат.

Получаем, на 2006 г. материалоотдача составляет:

М0 = В00 = 9070000 / 1025154 = 8,85 р./р.

на 200 г. материалоотдача составляет:

М1 = В11 = 9225000 / 974657 = 9,47 р./р.

За исследуемый период материалоотдача увеличилась на 0,62 р./р., что говорит о повышении эффективности работы исследуемого предприятия.

 

2.7. Анализ трудовых ресурсов предприятия

 

Определим уровень насыщения предприятия трудовыми ресурсами, на основании имеющихся данных.

Таблица 13

Исходные данные для анализа трудовых ресурсов

 

 

Год 

 

 

Всего

Из них  

Руководители и специалисты

Рабочих в том числе по возрастной категории 

мужчины 

женщины 

С 18 – 25

С 26 – 40 

Выше

40 лет 

С 18 – 25 

С 26 – 40 

Выше

40 лет 

2006  

1635 

95 

125 

540 

15 

205 

535 

20 

2007 

1628 

98 

110 

525 

55 

195 

545 

100 

 

 

Рассчитаем средний возраст рабочих. Составляем вспомогательную таблицу.

Таблица 14

Исходные данные для расчета среднего возраста рабочих в 2006 г.

Группы рабочих по возрасту (мужчин и женщин)

012515 1532 14 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Количество работников, %

012515 1532 15 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Середина интервалов

012515 1532 16 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

012515 1532 17 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

с 18 до 25 

330 

21,5

7095 

с 26 до 40 

1075 

33 

35475 

Выше 40  

35 

50 

1750 

Итого 

1440

 

44320

 

 

Рассчитаем среднюю величину возраста рабочих по формуле средней арифметической взвешенной

012515 1532 18 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ лет

Таким образом, средний возраст рабочих в 2006 г. составляет 30,8 лет.

Таблица 15

Исходные данные для расчета среднего возраста рабочих в 2007 г.

Группы рабочих по возрасту (мужчин и женщин)

012515 1532 19 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Количество работников, %

012515 1532 20 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Середина интервалов

012515 1532 21 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

012515 1532 22 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

с 18 до 25 

305 

21,5 

6557,5 

с 26 до 40 

780 

33 

25740 

Выше 40  

95 

50 

4750 

Итого 

1180

 

37047,5

 

 

Рассчитаем среднюю величину возраста рабочих по формуле средней арифметической взвешенной

012515 1532 23 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ лет

Таким образом, средний возраст рабочих в 2007 г. составляет 31,4 лет.

Как видим, средний возраст рабочих за исследуемый период вырос с 30,6 лет в 2006 г. до 31,4 года в 2007 г.

Определим уровень рабочих, специалистов, мужчин, женщин как удельный вес данного вида трудового ресурса в общей величине кадров.

Таблица 16

Оценка уровня трудовых ресурсов (рабочих, специалистов, мужчин, женщин)

Вид трудовых ресурсов

2006 г 

Уд. вес, % 

2007 г. 

Уд. вес, % 

Откл.уд.веса, %

Рабочие 

1550 

95,1 

1550 

94,8

-0,3

Специалисты 

80 

4,9 

85 

5,2

0,3

Мужчины 

675 

41,4 

730

44,7

3,3

Женщины 

775 

53,7 

820

50,1

-2,6

Итого 

1630 

100 

1635 

100

Как видим, удельный вес рабочих уменьшился на 0,3% в 2007 г., составив 94,8%. Удельный вес специалистов в структуре кадров предприятия вырос на 0,3%. Удельный вес женщин в структуре персонала предприятия незначительно меньше удельного веса мужчин. За исследуемый период удельный вес женщин в структуре работников предприятия снизился на 2,6%.

 

2.8. Оценка эффективности работы предприятия

 

Определим окупаемость затрат, если сумма затрат по внедрению передовых технологий, техпроцессов, что привело к экономии расходов трудовых затрат, материалов составляет

 

Таблица 17

Величина затрат

 

Затраты, т.р.

 

Изделия 

Ст-ть 1/нчаса по изготовлению изделий, т.р.

2006 г 

2007 г 

27,8 

А 

0,044 

0,040 

В 

0,057 

0,051 

С 

0,055 

0,050 

Итого затрат 

0,156

0,141

 

Оценивая затраты, необходимо рассчитать сумму прибыль предприятия за 2006 и 2007 г.

Для определения прибыли необходимо от суммы объема производства по видам изделия рассчитать сумму выручки, для чего необходимо увеличить сумму реализации на 4,5% от учетной цены для 2006 г. и 5% для 2007 г. и получаем

В2006 = 9070 *(1 + 0,045) =9478,15 т.р.

В2007 = 9225*(1 +0,05) = 9686,25 т.р.

Рассчитываем прибыль по формуле:

П = В – З,

где З – материальные затраты на производство продукции

Получаем

П2006 = В2006 – З 2006 = 9478,15 – 1025,154 ≈ 8453 т.р.

П2007 = В2007 – З 2007 = 9686,25 – 974,657 ≈ 8711,6 т.р.

Далее определим окупаемость затрат

Окз =П/Зэ

где Зэ – расходы, связанные с экономией материалов и труда.

На 2006 г. получаем

Окз20062006/Зэ2006 = 8453 / [(27,8 +0,044*(37720+45920) + 0,057*(24235+28820) + 0,055*(12750+30750) ] = 0,926

На 2007 г. получаем

Окз20072007/Зэ2007 = 8711,6 / [(27,8 +0,04(42330+47310) + 0,051*(24320+ +25600) + 0,05*(18375+18375)] = 1,089

Таким образом, в 2006 г. затраты на экономию и нововведения не смогут быть окуплены в полной мере, а в 2007 г. они окупаются полностью. Предприятие в 2006 году получило прибыль в сумме 8453 т.р., в 2007 г. прибыль составила 8711,6 т.р.

 

 

1. На исследуемом предприятии наблюдается рост плановых объемов производства продукции. Производство продукции «А» выросла в абсолютном выражении на 95 т.р. (относительный рост 108,0 %), продукции «Б» – на 35 т.р. (относительный рост 100,9%), продукции «В» – на 25 т.р. (относительный рост 100,8%). Общий объем планового производства продукции увеличился на 155 тыс.р., а относительный рост составил 102,0%.

2. Уровень сертифицированной продукции за исследуемый период на предприятии вырос, что подтверждается рост удельного веса сертифицированной продукции в общем объеме произведенной продукции на 8,1% Следует отметить, что наибольший рост сертифицированной продукции наблюдается по изделию «Б» – 11,6%, а наименьший по продукции «А» – 1,4%. Уровень сертифицированной продукции по изделию «В» составил 6,1%. В целом, уровень сертифицированной продукции по всем трем изделиям достаточно высок, а к концу исследуемого периода увеличился, что свидетельствует о росте качества выпускаемых изделий.

3. За исследуемый период отмечается в целом рост брак за счет исправимого брака на 175 т.р. по трем изделиям, что является негативным фактом, так как исправление брака требует дополнительных трудозатрат на исправление брака. Рост объемов исправимого брака произошло за счет роста барка по изделию «А» на 75 т.р. и изделия «В» на 55 т.р. В то же время наблюдается снижение исправимого брака по изделию «Б» на 45 т.р. Положительным фактом является снижение неисправимого брака как в целом по трем изделиям (на -10 т.р.), так и по изделиям «А» (на -10 т.р.), «В» (на -20 т.р.). По изделию «В» наблюдается наоборот рост неисправимого брака на -20 т.р.

4. На предприятии наблюдается рост уровня брака. В целом по трем изделиям уровень брака за исследуемый период вырос на 0,5%, что следует отнести к отрицательным фактам хозяйственной деятельности работы предприятия. По каждому из тех изделий также отмечается рост уровня брака. Так по изделию «А» уровень брака вырос на 3,1%, по изделию «Б» на 1,7%, по изделию «В» на 2,3%. В сокращении выпускаемого брака содержится резерв повышения качества производства продукции.

5. В 2007 г. также наблюдается избыток оборудования. Следовательно, предприятие в 2007 году имеет возможность увеличить свою производственную мощность. Коэффициент загрузки автоматов в 2007 г. равен 0,27, что превышает коэффициент загрузки 2006 г., который составил 0,21. Коэффициент загрузки механизмов в 2007 г. (0,4) несколько ниже коэффициента загрузки механизмов 2006 г. (0,42). В целом, отметим, что предприятие в неполной мере использует имеющую средства механизации и автоматизации, имеет резервы по выпуску продукции на имеющемся оборудовании.

6. В 2006 г. затраты на экономию и нововведения не смогут быть окуплены в полной мере, а в 2007 г. они окупаются полностью. Предприятие в 2006 году получило прибыль в сумме 8453 т.р., в 2007 г. прибыль составила 8711,6 т.р.

Таким образом, основные резервы роста повышения эффективности работы предприятия состоят в снижении уровня брака, повышению объемов производственной программы и увеличения загрузки имеющегося оборудования, в снижении материальных затрат.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: «МИК», 2006.– 621 с.
  2. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия.– М, «Ифра-М», 2007. – 597 с.
  3. Кожекин Г. Я., Синица Л.М. Организация производства. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2007. – 495 с.
  4. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: Экономика, 2005. – 643 с.
  5. Сергеев И.В. Экономика предприятия. –М.: Финансы и статистика, 2000.– 699 с.
  6. Современная экономика / Под ред.Мамедова О.Ю.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 418 с.
  7. Финансы предприятий / Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. — М.: ЮНИТИ, 2006. – 714 с.
  8. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. – Мн.: НПЖ, Финансы и аудит, 2004. – 581 с.
  9. Экономика предприятия / Под ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. М., 2006. – 659 с.
  10. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А.Сафронова. М.: Юристь., 2002. – 634 с.
  11. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.–М.: ЮНИТИ, 2003. – 719 с.
  12. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС ., 2001 – 684 с.
  13. Экономика предприятия / Под ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. М., 2003. – 651 с.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.13MB/0.00155 sec

WordPress: 21.93MB | MySQL:117 | 3,605sec