Организация-понятие и основные признаки. Внутренняя и внешняя среда предприятия. Классификация предприятий

<

012515 1535 1 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятийПереход к рыночным отношениям, формирование товарных и финансовых рынков, а также конкуренция предъявляют новые жесткие требования к предприятиям. Одним из таких требований является реструктуризация, вследствие которой происходят глубокие изменения структуры и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, и в конечном итоге улучшаются финансово-экономические показатели.

Процессы формирования, реорганизации и реструктуризации организаций образуют подсистему в более глобальной системе управления целенаправленной деятельностью, осуществляемой в рамках определенной организационной иерархической структуры.

Первичным в этой системе является деятельность; в общем случае — предпринимательская, производственная, научная, образовательная, общественная, благотворительная, политическая, социальная и т.д. Каждый вид деятельности характеризуется спектром возможных организационно-структурных (организации, предприятия, учреждения, компании, фирмы, консорциумы, научные и образовательные институты, управленческие команды типа команд проектов, социальные институты и пр.) и законодательно установленных (Гражданский кодекс РФ) организационно-правовых форм (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации). Организационную структуру осуществления деятельности будем называть в обобщенном виде организацией. Организационные структуры рассматриваются ниже в аспектах, относящихся к реструктуризации.

Таким образом, под организацией понимаются юридически оформленные, иерархически структурированные совокупности профессионально ориентированных людей (персонал), объединенных для решения какой-либо задачи, выполнения определенной совместной целенаправленной деятельности. В настоящее время в развитых странах во главу угла управления организацией ставятся миссия и цели организации, а не воля руководства. Миссия организации (mission statement) — это основное назначение, суперцель деятельности и существования организации.

Модель организации представлена на рис. 1.

 

012515 1535 2 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий

 

Рисунок 1 – Модель организации

 

Организация – пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

— определение ее характера кадрами и менеджером;

— объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

— сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;

— определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;

— единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

Бизнес — это инициативная, самостоятельная экономическая деятельность (предпринимательство), осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также производство и продажу продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Одним из важнейших аспектов управления как в обобщенном смысле управления системами, так и в прикладном смысле управления экономикой, бизнесом, организациями и др. является управление изменениями, поскольку любая система предполагает функционирование и развитие и тем самым изменение, преобразование.

Экономические системы особенно подвержены изменчивости в условиях переходной экономики. Проблема изменения организаций и внутри организаций в переходный (в политическом, экономическом, социальном и иных планах) период актуальна сегодня для мирового сообщества. В условиях постоянно меняющейся бизнес-среды различные преобразования организаций, предприятий, фирм, компаний являются достаточно частой практикой.

Следует отметить, что любые действия с организацией сводятся в общем виде или к ее преобразованию, или к се ликвидации.

Термин «организация» используется в нескольких значениях: деятельность, результат деятельности и область деятельности.

Организационные структуры называют предприятиями, организациями, компаниями, фирмами, при этом различия в этих образованиях достаточно условны. В Гражданском кодексе РФ употребляются термины «предприятие» и «организация», В Гражданском кодексе термин «организация» используется при определении понятия «юридическое лицо». Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имуще-ство и отвечает по своим обязательствам этим имуществом и личные неимущественные права, а также способна нести обязательства, быть истцом и ответчиком (ст. 48, п. 1). Таким образом, термин «организация» отражает организационные аспекты (связи, структуру, статус). Организационно-правовые формы юридических лиц приведены в табл. 1.

 

Таблица 1 – Организационно-правовые формы юридических лиц

 

А. Коммерческие

Б. Некоммерческие

1 –Хозяйственные товарищества и общества

2– Товарищество: полное на вере

3– Общество: с ограниченной ответственностью с дополнительной ответственностью

4– Акционерное общество: открытое закрытое

5– Производственный кооператив

  1. – Унитарное предприятие
  1. – Фонд

    2 – Общественная организация

    3 – Религиозная организация

  2. –Потребительский кооператив

    5– Учреждение

Объединения юридических лиц: ассоциация, союз, финансово-промышленная группа

Оффшорная компания

Дочерняя, зависимая организация

 

Термин «предприятие» отражает производственно-экономические аспекты деятельности.

Предприятие — основная ячейка, в которой совершается рыночная трансформация экономики. В настоящее время происходит переход от предприятия, которое понимается как производственно-технический комплекс (основные и оборотные средства), к предприятию, базирующемуся на капитале (самовозрастающая стоимость). Капиталом является не только стоимость, устанавливаемая и изменяемая рынком, но и новые отношения, складывающиеся между собственниками, управляющими и наемными работниками. На рис. .2 представлено предприятие как целостный организм в различных аспектах его функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

012515 1535 3 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий

 

Рисунок 2 – Предприятие как целостный организм

 

Предприятие — это:

• организационно-правовая структура (юридическое лицо, определенная организационная форма, функциональные и иерархические связи подразделений);

• имущественный комплекс (определенные материальные единицы и отношения собственности),

• производственный комплекс (определенные виды деятельности, связи, партнеры, заказчики, конкуренты и др.);

• структурированный финансовый объект (капитал, инвестиции и инвесторы, кредиторы и заемщики и др.);

• социально-организационный комплекс (кадровая структура, управление персоналом, кадровая и социальная политика, обучение и переподготовка персонала).

Следовательно, реструктуризация организации, предприятия рассматривается в контексте аспектов функционирования предприятия как организационной, производственной, социальной, имущественной и финансовой структуры.

В современных условиях предприятие выступает как объект хозяйствования, как имущественный комплекс, находящийся во владении, ведении или управлении юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке.

Предприятием как объектом права считается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Предприятие как хозяйствующий субъект является юридическим лицом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Организация — единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды [14].

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

Термин «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений [24].

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

012515 1535 4 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий

 

 

Рисунок 3 – Компоненты макроокружения организации

 

 

 

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура (рис. 4).

 

 

012515 1535 5 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий

 

 

Рисунок 4. Состав микроокружения организации

 

Само выживание и существование организации зависит от ее способности находить потребителей результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. Степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При ее изучении важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина зарплаты.

Выделяют следующие основные типы внешней среды:

<

1. Изменяющаяся среда, которая характеризуется быстрыми переменами.

2. Враждебное окружение, создаваемое жесткой конкуренцией, борьбой за потребителей и рынки сбыта.

3. Разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу.

4. Технически сложная среда.

Внешняя среда обладает определённой сложностью. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

К основным элементам внешней среды относятся:

– экономическая среда — инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

– политическая обстановка – изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору, политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;

– юридическая среда — изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, сдерживать те или иные направления предпринимательства;

– технологическая среда – новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;

– социально-культурная среда — появление новых фасонов, новой моды может создать новые возможности;

– природно-климатическая, географическая обстановка — хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

– демографическая ситуация — миграция населения, изменения в показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. И, поскольку разные организации функционируют в разных средах, ситуационный подход подсказывает нам, что не существует наилучшей организационной структуры.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних разделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах исследования и разработки сталкиваются с высокой подвижностью среды, и учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее разделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается.

Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Изучение этой среды связано с тем, что субъекты хозяйствования, осуществляя свою деятельность, функционируют не изолированно, а взаимодействуют между собой, с органами государственного управления, общественными структурами и т.д., то есть осуществляют свою деятельность во внешней среде.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

На рис. 5 показана упрощенная схема взаимодействия составных компонентов организации, разработанная Г. Ливиттом..

 

012515 1535 6 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий

Рисунок 5 – Основные структурные компоненты организации

 

По мнению современных исследователей, данная базовая модель позволяет сторонним наблюдателям понять стратегически важные части организации и их системное взаимодействие. При этом системное взаимодействие внутри организации следует рассматривать как взаимозависимость четырех внутренних подсистем (компонентов): целей организации, социальной структуры организации, технологий и персонала, или членов, организации.

Все компоненты организации достаточно автономны, и их слабая взаимозависимость обусловлена тем, что число коммуникаций, через которые осуществляется влияние одних компонентов на другие, ограничено. Так, изменение целей организации изменяет не всю организационную структуру, а только ее отдельные составляющие (структурные единицы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие оборотного капитала. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств

 

Оборотные средства – это денежные средства, авансируемые на создание оборотных производственных фондов и фондов обращения в размере минимальном, но достаточном для обеспечения бесперебойного производственного процесса.

Оборотные средства можно классифицировать по следующим признакам.

I. По месту и роли в процессе воспроизводства различают оборотные средства в сфере производства и сфере обращения.

Рассмотрение состава и структуры оборотных средств позволяет коснуться такой важной проблемы организации оборотных средств, как рациональное размещение их между сферами производства и обращения.

Установление оптимального соотношения оборотных средств в производстве и обращении имеет важное значение для обеспечения денежными средствами выполнения производственной программы, а также является одним из основных факторов эффективности использования оборотных средств.

II. По степени планирования оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Отечественная практика предполагает нормирование, то есть установление плановых норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, за исключением товаров отгруженных, денежных средств и средств в расчетах. Размер ненормируемых оборотных средств определяется в оперативном порядке.

III. По источникам нормирования оборотные средства делятся на собственные, заемные и привлеченные.

В составе оборотных активов различают:

– запасы (в том числе сырье, материалы, готовая продукция, товары отгруженные и др.);

– НДС по приобретенным ценностям;

– дебиторская краткосрочная и долгосрочная задолженность;

– краткосрочные финансовые вложения;

– денежные средства (в т.ч. касса, расчетный счет, валютный счет и пр.);

– прочие оборотные активы.

Одна из важнейших задач в планировании и управлении оборотными средствами — это их нормирование. Нормирование оборотных средств — основа рационального использования средств предприятия, которое заключается в разработке обоснованных норм и нормативов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия.

Фактические запасы оборотных фондов и. фондов обращения могут не совпадать с расчетными нормативами. В случае превышения создаются так называемые сверхнормативные запасы, которые отвлекают денежные средства из оборота, что свидетельствует об их неэффективном использовании, а также возникают дополнительные затраты, связанные с обслуживанием большего, чем необходимо объема производственных запасов (складские площади, обслуживающий персонал, транспортные расходы и т. д.). Следствием недостатка оборотных средств являются простои производства, невыполнение планов по реализации продукции, потери потребителей из-за отсутствия необходимого объема готовой продукции, штрафные санкции за срыв сроков поставок и т. д. Таким образом, нормирование оборотных средств — необходимое условие определения минимально достаточного объема средств, обеспечивающих эффективную работу предприятия в целом.

Нормирование оборотных средств осуществляется путем определения норматива оборотных средств. Норматив оборотных средств — минимальная плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для организации производственной деятельности. Величина норматива представляет собой произведение суммы однодневного расхода по смете затрат на производство и нормы оборотных средств в днях:

012515 1535 7 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий (1)

где Hoc — норма оборотных средств, т.е. относительная величина, как правило, выражаемая в днях и определяющая величину запаса оборотных средств;

М/Т — одновременно оборот материальных ресурсов, т.е. величина затрат материальных ресурсов, на календарный день, определяемая делением сметы затрат на производство на число календарных дней планового периода;

М — стоимость материальных ресурсов за определенный период;

Т— период (месяц, квартал, год).

Норматив оборотных средств на планируемый период рассчитывается методом прямого счета и/или аналитическим методом. Различают совокупный норматив (общую сумму оборотных средств) и частные нормативы (размеры средств по элементам).

При использовании метода прямого счета норматив исчисляется как совокупность оборотных средств в виде сумм отдельных элементов на основе имеющихся заказов и прогнозов сбыта, плановых смет себестоимости, норм расхода и запасов материальных ценностей, планов по инновациям и инвестициям. При этом используется следующая формула:

012515 1535 8 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий (2)

где 012515 1535 9 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий — совокупный норматив элемента основных средств;

012515 1535 10 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий — норматив элемента основных средств.

Ценность метода заключается в том, что совокупный норматив формируется как сумма отдельных элементов.

Особенностью аналитического метода нормирования является ориентация на базисный уровень норматива и укрупненный расчет потребности в ресурсах на основании планов на нормируемый период. При этом используется следующая формула:

012515 1535 11 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий (3)

где In — индекс изменения объема выпускаемой продукции или использованного материального ресурса;

012515 1535 12 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий — базисный уровень норматива.

В свою очередь, индекс изменения объема выпускаемой продукции или использованного материального ресурса вычисляется по формуле:

012515 1535 13 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий (4)

012515 1535 14 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий (5)

где Впл и Вфакт — планируемый и фактический выпуск продукции;

М пл и М факт — соответственно планируемое и фактическое потребление материальных ресурсов.

Преимущество данного метода заключается в быстроте расчетов, но в то же время его главным недостатком является перенесение просчетов и упущений, имевших место при определении норматива в базисном периоде, на планируемый период. Метод применим в основном для перспективных и прогнозных расчетов потребности в финансовых ресурсах.

Совокупный норматив, определенный методом прямого счета, равен сумме исчисленных частных нормативов по всем элементам нормируемых оборотных средств:

012515 1535 15 Организация понятие и основные признаки. Внутренняя и    внешняя среда предприятия. Классификация предприятий (6)

Для расчета совокупного норматива оборотных средств аналитическим методом все нормируемые оборотные средства объединяются в две группы:

1) зависящие от роста объема производства (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, незавершенное производство, готовая продукция);

2) не зависящие от роста производства (запасные части для ремонта, расходы будущих периодов и др.).

способом оценки достаточности денежных средств является определение коэффициента оборачиваемости денежных средств. С этой целью используется формула:

Пдс = (Сдсдс): Одс, (7)

где Пдс – период оборота денежных средств;

Сдс – средние остатки денежных средств;

Ддс – длительность периода;

Одс – оборот за период.

Для расчета средних остатков денежных средств привлекаются внутренние учетные данные.

Для того, чтобы раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступления и расходования денежных средств, а также увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств на предприятии, следует выделить и проанализировать все направления поступления (притока) денежных средств, а также их выбытия (оттока) [11].

Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе текущих активов определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств. В наиболее общем виде изменения объема дебиторской задолженности за год могут быть охарактеризованы данными баланса. Для целей внутреннего анализа следует привлечь сведения аналитического учета: данные журналов-ордеров или заменяющих их ведомостей учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками по авансам выданным, подотчетными лицами, с прочими дебиторами. Для обобщения результатов анализа составляют сводную таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования [11].

Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используется следующая группа показателей:

– оборачиваемость дебиторской задолженности:

Одз = В : ДЗ, (8)

где Одз – оборачиваемость дебиторской задолженности;

ДЗ – средняя величина дебиторской задолженности.

– период погашения дебиторской задолженности:

ПДЗ = 360 : Одз, (9)

где ПДЗ – период погашения дебиторской задолженности.

Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск её непогашения.

Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов.

Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:

— контролировать состояние расчетов с покупателями, по отсроченным (просроченным) задолженностям;

— по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

— следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования;

— использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате [13].

Оценка запасов проводится по каждому их виду (производственные запасы, готовая продукция, товары т.д.).

Оборот производственных запасов характеризует скорость движения материальных ценностей и
их пополнения. Чем быстрее оборот капитала, помещенного в запасы, тем меньше требуется капитала для данного объема хозяйственных операций.

Оборачиваемость производственных запасов в отраслях промышленности весьма существенно различается. В отраслях с длительным производственным циклом содержание запасов требует более крупных капиталов.

Сроки оборота производственных запасов предприятий одной и той же отрасли, как правило, характеризуют, насколько успешно используется ими капитал.

Основные цели контроля и анализа состояния запасов: обеспечение и поддержание ликвидности и текущей платежеспособности; сокращение издержек производства путем снижения затрат на создание и хранение запасов; уменьшение потерь рабочего времени и простоев оборудования из-за нехватки сырья и материалов; предотвращение порчи, хищений и бесконтрольного использования материальных ценностей [14].

Достижение поставленных целей предполагает выполнение следующей учетно-аналитической работы:

1) оценка рациональности структуры запасов, позволяющая выявить ресурсы, объем которых явно избыточен, и ресурсы, приобретение которых нужно ускорить;

2) определение сроков и объемов закупок материальных ценностей. Это одна из самых важных и сложных для современных условий функционирования российских предприятий задач анализа состояния запасов;

3) выборочное регулирование запасов материальных ценностей, предполагающее, что внимание нужно акцентировать на дорогостоящих материалах или материалах, имеющих высокую потребительную. привлекательность. В зарубежной практике широкое распространение получил так называемый АВС-метод, приемы которого могут быть применены и на российских предприятиях. Основная идея метода АВС — оценить каждый вид материалов с точки зрения их значения. Имеется в виду степень использования материала за конкретный период; время, необходимое для пополнения запасов этого материала, и затраты (потери), связанные с его отсутствием на складе; возможность замены, а также потери от замены [14];

4) расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и их сравнение с аналогичными показателями прошедших периодов, чтобы установить соответствие наличия запасов текущим потребностям предприятия. Для этого рассчитывают оборачиваемость материалов, учитываемых на различных субсчетах («Сырье и материалы», «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части» и др.), а затем общую оборачиваемость материалов путем определения средней взвешенной величины [11].

Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их заготовления (приобретения), то для расчета коэффициента оборачиваемости запасов используется не выручка от реализации, а себестоимость реализованной продукции. Для оценки скорости оборота запасов используется формула:

Оз = С : З, (10)

где Оз – оборачиваемость проданной продукции;

С – себестоимость проданной продукции;

З – средняя величина остатков запасов на предприятии.

Срок хранения запасов определяется по формуле:

Тз = 360 : Оз, (11)

Перейдем к характеристике методики оценки оборачиваемости активов предприятия.

Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Со скоростью оборота средств связаны:

– минимально необходимая величина авансированного (задействованного) капитала и связанные с ним выплаты денежных средств (проценты за пользование кредитом банков, дивиденды по акциям и др.);

– потребность в дополнительных источниках финансирования (и плата за них);

– сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением;

– величина уплачиваемых налогов и др.

Отдельные виды активов предприятия имеют различную скорость оборота. Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.), отраслевую принадлежность (не вызывает сомнения, что оборачиваемость оборотных средств на станкостроительном заводе и кондитерской фабрике будет объективно различной) масштабы предприятия (в большинстве случаев оборачиваемость средств на малых предприятиях значительно выше, чем на крупных, — в этом одно из основных преимуществ малого бизнеса) и ряд других. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие у большинства предприятий налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств [10].

Скорость оборота активов предприятия принято рассчитывать с помощью формулы:

ОА = В : А, (12)

где ОА – оборачиваемость активов предприятия;

А – средняя величина активов предприятия.

Соответственно, оборачиваемость текущих активов определяется как:

ОТА = В : ТА, (13)

где ОТА – оборачиваемость текущих активов предприятия;

ТА – средняя величина текущих активов предприятия.

Продолжительность одного оборота в днях текущих активов определяется по формуле:

ПТА = 360 : ОТА, (14)

где ПТА – продолжительность периода оборачиваемости текущих активов

Каждое промышленное объединение (предприятие) должно улучшать использование оборотных средств. Для оценки использования оборотных средств применяются два показателя:

  1. длительность одного оборота в днях:

        Н = Т1 + Т2 + Т3 , (15)

    где Т1 — цикл заготовительный (приобретение и доставка материалов, топлива и т.д. );

    Т2 — цикл изготовления;

    Т3 — цикл реализации продукции;

    2) количество оборотов в течение планируемого периода или коэффициент оборачиваемости, который характеризует выпуск продукции на 1 руб. оборотных средств:

    Коб = Т : Н, (16)

    где Т – длительность планового периода, дн.

    Чем меньше длительность одного оборота, тем больше оборотов совершат оборотные средства. При ускорении оборачиваемости оборотных средств снижается потребность в них, создаётся резерв для увеличения выпуска продукции.

    Для ускорения оборачиваемости оборотных средств необходимо уменьшать время их пребывания и в сфере производства, и в сфере обращения. Для этого надо сокращать время обработки и сборки изделий путём механизации и автоматизации производственного процесса; улучшать использование новой техники; ускорять контроль и транспортировку продукции в период её обработки; сокращать запасы материалов, топлива, тары, незавершенного производства до установленного норматива; обеспечивать ритмичную работу всех участков производства и цехов предприятия, своевременную доставку материалов на предприятие и рабочие места; ускорять отгрузку готовой продукции; своевременно и быстро производить расчеты с потребителями; повышать качество продукции, не допускать возврата готовой продукции от потребителя и др.

    Особо следует остановиться на эффективности использования оборотных средств, так как рациональное использование оборотных средств влияет на основные показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия: на рост объёма производства, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности предприятия. Анализ эффективности использования оборотных средств должен помочь выявить дополнительные резервы и способствовать улучшению основных экономических показателей работы предприятия.

    Главнейшим синтетическим показателем использования оборотных средств является коэффициент рентабельности активов (имущества):

    РА = П : СТА, (17)

    где РА – рентабельность активов (имущества) предприятия;

    П – прибыль в распоряжении предприятия

    Данный коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы.

    В аналитических целях просчитывают как рентабельность всей совокупности активов, так и рентабельность текущих активов:

    РТА = П : СТА, (18)

    где РТА – рентабельность текущих активов (имущества) предприятия.

    Ускорение оборачиваемости оборотных средств зависит от времени нахождения их на различных стадиях кругооборота, сокращение его длительности. Оно достигается ростом выпуска и реализации продукции, более полным и рациональным использованием материальных ресурсов, сокращением времени технологического цикла. На оборачиваемость влияет использование новейших достижений научно – технического прогресса.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.Задача

     

    Предприятие производите продукцию одного наименования по цене 230 руб. за единицу. Удельные переменные расходы составляют 180 руб., общая величина постоянных расходов равны 55000 руб. В результат роста арендной платы общие постоянные расходы увеличились на 8%. Определить, каким образом увеличение постоянных расходов повлияет на величину критического объема.

     

    Решение

     

    Критический объем продаж — это минимально необходимая предприятию выручка от продаж, позволяющая в неблагоприятных условиях спроса на его продукцию (работы, услуги) обеспечить безубыточность продаж

    Определим величину маржинального дохода:

    230 – 180 = 50 руб./единица

    Уровень маржинального дохода составляет:

    (50 : 230) *100% = 21,74%

    Критический объем продаж составляет:

    Вкр= 55000 : 21,74% *100% = 11957 руб.

    При росте постоянных расходов на 8% прогнозируется изменение критического объема продаж:

    Вкрпр= (55000 *(100% + 8%) :100% : 21,74% *100% = 12913,56 руб.

    В результате роста величины постоянных расходов на 8% прогнозируется увеличение критического объема продаж на 956,56 руб. (12913,56 – 11957)

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

  2. В.В. Экономика отрасли (строительство). – М.: ИНФРА-М, 2005.
  3. Белов А.М. Экономика организации (предприятия) (практикум). –М.: ИНФРА-М, 2002
  4. Волков О.И. Экономика предприятия (курс лекций). –М.: ИНФРА-М, 2002.
  5. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  6. Кантор Е.А. Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2003.
  7. Михайлушкин. А.И. Экономика (практикум). –М.: Высшая школа, 2001.
  8. Мокий М.С. Экономика предприятия. –М.: ИНФРА-М, 2002.
  9. Попов С. Внешнеэкономическая деятельность предприятий фирмы. – СПб.: ПИтер, 2011.
  10. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). – М.: Экономистъ, 2004.
  11. Степанов Н.С. Экономика строительства. –М.: ЮРАЙТ, 1998.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.96MB | MySQL:113 | 1,698sec