ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ

<

020215 1411 1 ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮГлавными принципами ценообразования являются:

1) научная обоснованность цен — необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов.

Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровней издержек, соотношения спроса и предложения, других рыночных факторов. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен;

2) принцип целевой направленности цен — предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию;

3) принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень, действующий на рынке цен;

4) принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего это отношение к установлению цен на продукцию предприятий-монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение установленных государством принципов ценообразования предусматриваются административные и экономические санкции.

Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик). Принципы и методы тесно связаны между собой и образуют методологию.

Географический принцип ценообразования заключается в том, что фирма устанавливает разные цены для потребителей, находящихся в разных регионах и на разных территориях. Существует несколько видов цен:

1) установление цены с оплатой всех издержек доставки фирмой-поставщиком — применяется с целью установления долгосрочных контактов с покупателями. Используется в условиях жесткой конкуренции или для быстрого проникновения на рынок и закрепления на нем;

2) определение цен применительно к базисному пункту — в этом случае цена на товар устанавливается при доставке его к определенному пункту назначения. При дальнейшей перевозке товара устанавливаются дополнительные надбавки или цена пересчитывается с помощью специальных коэффициентов;

3) зональные цены — фирма выделяет несколько географических зон, в пределах которых устанавливается единая цена для всех клиентов;

4) установление цены в месте производства, или цена франко-станция отправления. Товар передается покупателю в месте его производства, покупатель оплачивает все издержки по доставке товара до места назначения;

5) формирование цены с включением в нее расходов по доставке товаров — в этом случае цена включает в себя усредненные расходы по доставке товара до места назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОПТОВЫЕ И РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Оптовые цены — это цены, по которым продается и покупается продукция предприятий и фирм-изготовителей. Это понятие не зависит от формы собственности и в равной мере применимо к государственным, частным, акционерным, кооперативным и другим предприятиям. Как правило, продукция продается и покупается оптовыми партиями. В результате совершения купли-продажи возможна смена формы собственности. Например, продукция акционерного или частного предприятия по производству лекарств поступает для розничной продажи в государственную сеть аптечных пунктов.

В свою очередь, оптовая цена делится на оптовую цену предприятия (иначе называемую отпускной ценой) и оптовую цену товаров данного типа, производимых в целом.

Заметим, что в условиях рыночной экономики нерентабельные предприятия существовать не могут: любая продажа продукции, помимо покрытия всех производственно-сбытовых издержек, должна приносить определенную прибыль. Эта прибыль в условиях конкуренции должна обеспечивать потребности развития предприятия и поэтому не может быть меньше определенного уровня (норматива), который определяется предприятием-изготовителем. Исключением здесь являются отрасли и предприятия-монополисты, у которых осуществляется государственное регулирование отпускных цен.

Поскольку норма прибыли формируется на рынке и меняется под воздействием многих факторов, то перед запуском изделия в производство не существует гарантии того, что после продажи этого изделия будут скомпенсированы все издержки и получена требуемая прибыль. Если этого не произойдет, то предприятие разорится. Важно, чтобы руководство предприятия при принятии решения о запуске изделия в производство или о его параметрах не ошиблось в своих прогнозах.

Разновидностью оптовой цены на промышленную продукцию является так называемая трансфертная цена. Эта цена применяется при движении товаров внутри одного и того же предприятия. Это могут быть, например, полуфабрикаты, управленческие и информационные услуги и др.

Оптовые цены промышленности в целом или цены предприятий, специализирующихся на выпуске той или иной однородной продукции, помимо оптовой отпускной цены предприятия включает в себя сбытовую наценку (положительную или отрицательную), а также налог на добавленную стоимость.

Оптовые цены в целом говорят о том, за какую сумму данное изделие поступает на рынок. В этом смысле такие цены характеризуют не столько производство как таковое, сколько сферу обращения, в частности; оптовую торговлю.

Одним из частных случаев оптовой цены является биржевая цена товара, или цена биржевой сделки. Эта цена образуется на основании существующих биржевых котировок. К этой котировке
могут прибавляться наценки или, наоборот, вычитаться скидки. Величины этих наценок или скидок определяются в зависимости от вида и уровня качества товара, от расстоянии между местом потребления товара и местом его поставки и др. Все эти обстоятельства предусматриваются биржевым контрактом.

Розничные цены являются конечными. По этим ценам товары поступают через различные торговые каналы непосредственно к потребителям в личное пользование или производство.

На каждой стадии реализации товара в его розничную цену включается налог на добавленную стоимость. В цену подакцизных товаров включается также акциз (косвенный налог). Акциз уплачивается в бюджет изготовителем товара. В конечном счете указанные виды налога оплачиваются тем, кто платит розничную цену, то есть конечным потребителем. По отдельным группам товаров (например, по некоторым продуктам питания, а также по некоторым товарам детского ассортимента) существуют льготные ставки этих налогов.

В современной экономической литературе принято различать понятия «состав цены» и «структура цены». Состав цены — это ее элементы, выраженные абсолютными показателями (например, затраты и прибыль, выраженные в рублях). Структура цены — это ее отдельные элементы, выраженные в процентах, или, что то же самое, удельные веса этих элементов в цене товара.

Аукционная цена есть разновидность розничной цены, и назначается в результате аукционных торгов. Она может быть и ниже, но чаще оказывается значительно выше рыночной цены. В последнем случае ее повышение существенно зависит от качеств лица, проводящего аукцион.

Заметим, что в ряде случаев, кроме продажной цены, следует иметь в виду так называемую цену потребления. Для ряда товаров после покупки изделия часто нужно затратить довольно значительные средства, чтобы это изделие использовать. Например, после покупки автомобиля нужно регулярно тратиться на бензин, масло, запчасти, парковку и т. д. Поэтому продажная цена не может быть единственным показателем, по которому следует судить о конкурентоспособности данного товара по сравнению с аналогичными товарами.

Как уже говорилось, в современной экономической литературе принято оперировать понятиями общей и предельной полезности товара или услуги.

Под предельной полезностью понимают минимальную полезность учетной товарной единицы имеющейся в распоряжении потребителя. Иными словами, предельная полезность — это наименьшая польза, которую потребитель может извлечь из данного товара.

Под общей полезностью понимают сумму предельных полезностей всех имеющихся в распоряжении потребителя

 

товаров и услуг. Иными словами, это совокупная польза, которая имеется в распоряжении потребителя.

Чем богаче рынок, чем больше товаров и услуг имеется в распоряжении потребителя, тем больше их общая полезность и тем меньше — предельная полезность.

Поскольку денежные суммы, которыми располагает покупатель, как правило, ограничены, он стремится приобрести такой товар, у которого цена, приходящаяся на единицу полезности (то есть удельная цена), будет минимальной.

<

Но если денежные затраты покупателя могут быть численно измерены, то как измерить полезность приобретаемого товара, избежав волюнтаризма и субъективного подхода? Для этой цели обычно используются методы экспертных (в том числе балльных) оценок, а также методы математического регрессионного анализа. Последние подразумевают проведение определенного (иногда значительного) количества пробных закупок и установление соответствия между произведенными затратами и аффектом полезности.    

Все сказанное о розничных ценах свидетельствует, о том, что они должны назначаться индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ

 

Сфера услуг — это совокупность отраслей, подотраслей и видов деяте-льности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных (духовных) услуг для населения.

В целом услуги имеют характерные черты, которые отличают их от товаров.

 

Неосязаемость (нематериальный характер), неотделимость от лиц, потребляющих услуги (индивидуальный характер потребления), неспособность к хранению (невозможно накапливать и перевозить), неразрывность производства и потребления услуги и нестабильность качества при оценке которого надо учитывать не только результат, но и процессом оказания услуги.

Особенности сферы услуг обусловливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и проведение ценовой политики и стратегии предприятий.

На процесс ценообразования в сфере услуг оказывает влияние высокая общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы не всегда эффективны и, следовательно, регулирующая спрос и предложение цена должна быть дополнена такими финансовыми механизмами, как льготы и дотации производителям и субсидия потребителям. Данная проблема характерна в первую очередь для услуг здравоохранения, образования и культуры.

Одновременно следует подчеркнуть, что ряд услуг можно отнести к, исключительным общественным благам (образование, здравоохранение), что обусловливает необходимость сочетания бесплатности и платности | предоставляемых услуг, осуществления ценовой дискриминации (в первую очередь сегментации рынка) для отдельных групп потребителей.

Кроме того, высокая чувствительность услуг к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, в том числе и по различным периодам времени, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса. Причем любые колебания в объеме производства услуг приводят к резкому изменению доходности предприятия в связи с тем, что в составе себестоимости услуг чрезвычайно велика доля условно-постоянных расходов (50-70 %).

Сфере услуг присуща асимметричность информации. Потребитель далеко не всегда имеет надлежащую информацию о качестве оказываемой ему услуги, поэтому цена рассматривается как показатель качества и важный рыночный стимул.

Особенности сферы услуг обусловливают специфику цены услуги, которая определяется тем, что, будучи по структуре оптовой, она выполняет функции как оптовой, так и розничной. Причем цены на услуги могут рассчитываться как на единицу потребляемой услуги (билет в кино, театр, музей), так и на интегральные, представляющие собой сумму цен на различные виды работ (ремонт бытовой техники» обуви и др.), или комплексные цены, используемые при реализации взаимодополняющих (цена за лечение в стационаре, цена тура при туристско-экскурсионном обслуживании).

Цены на услуги могут быть построены по принципу абонемента, дают право пользования данной услугой в течение определенного периода времени без ограничения объема (использование проездного в городском транспорте, водоснабжение).

Кроме термина «цена», в сфере услуг используется термин «тариф» с исторически сложившееся название разновидности цены в ряде отпей сферы услуг (коммунальное хозяйство, городской транспорт). В услугах используются как свободные, так и регулируемые цены (в елях, относящихся к естественной монополии).

Формирование тарифов на услуги в значительной степени зависит специфики потребительной стоимости услуг. Часть их связана с производством потребительных стоимостей, удовлетворяющих индивидуальные потребности. В этом случае цена этой услуги зависит не только от затрат общественно необходимого труда на оказанные услуги, но и от сложившихся цен на аналогичные новые товары массового производства.

Другие виды услуг связаны с обслуживанием индивидуума без создания потребительных стоимостей. Цена такой услуги зависит только от количества и качества затраченного общественно необходимого труда.

В общем виде на формирование тарифов на различные услуги оказывают влияние следующие их качественные характеристики:

— тарифы на жилье учитывают его комфортность;

— качество транспортной услуги определяется комфортностью и скоростью проезда;

— качество почтовой услуги зависит от скорости и своевременности доставки корреспонденции.

В условиях рыночной экономики тарифы на большинство платных
услуг устанавливаются предпринимателями, оказывающими услуги, с
учетом необходимых затрат и соотношения спроса и предложения. Государством в настоящее время регулируются тарифы на коммунальные услуги, пассажирский транспорт, связь.    

Тарифы на услуги коммунальных предприятий определяются на основе нормативных затрат. Однако методология их расчета недостаточно совершенна, что позволяет предприятиям коммунального хозяйства закладывать экономические необоснованно завышенные затраты для утверждения тарифов. Коммунальные предприятия включают повышенные затраты на оплату труда, строительство жилья, оценку основных фондов и амортизации, что увеличивает кую составляющую тарифа.

 

По своей значимости все коммунально-бытовые услуги делятся две группы. К первой группе относятся те услуги, которые имеют жизненно важное значение для обеспечения жизни населения. Это всего предоставление жилья, бытовой электроэнергии, воды и отопления, а также медицинское обслуживание.

Ко второй группе относят обычные коммунально-бытовые ус массового спроса: пошив одежды по индивидуальным заказам, реме бытовой техники, услуги парикмахерских, бань, такси и т. д.

Цены и тарифы на услуги массового спроса формируются под воздействием рынка. Уровень тарифов существенно зависит от географических и сезонных факторов. Влияние географического фактора выражается в том, что в разных городах и регионах устанавливаются свои значения цен и тарифов на услуги такого рода.

Кроме того, поскольку уровень спроса на многие услуги имеет четко выраженный сезонный характер, примером таких сезонных колебаний могут служить цены на билеты железнодорожного транспорта, а также цены на туристские услуги, спрос на которые резко возрастает летом.

К услугам массового спроса относят: автосервис, ремонт бытовой техники, проезд в городском транспорте, туристские услуги, услуги парикмахерских, индивидуальный пошив и ремонт одежды, услуги бань и прачечных, услуги химчисток.

Назначение обоснованного и в то же время приемлемого уровня цен на коммунальные, и бытовые услуги является сложной задачей, которая к тому же имеет ярко выраженный социальный аспект.

Традиционно в условиях административно-командной системы тарифы на коммунальные и бытовые услуги назначались крайне низкими. Они не только не приносили никакой прибыли, но даже не обеспечивали компенсации фактически производимых издержек. Поэтому в ходе экономических реформ предполагалось перевести сферу коммунальных и бытовых услуг на безубыточную основу.

 

но, что для различных регионов издержки, связанные с эксплуатацией жилья, водо- и теплоснабжением, производством и подачей энергии, сбором и уборкой мусора и т. д. будут различными. Поэтому право устанавливать размер квартирной платы и коммунальных платежей населения предоставлено местным органам власти. Радикальным решением, ведущим к правильному учету реально возникающих издержек, является создание конкурентной среды в области жилищно-коммунальных услуг. Однако фактом остается то, что реальные эксплуатационные издержки в этой сфере не совпадают с нормативными величинами же издержек. Вот почему нужно стремиться избегать необоснованного завышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Все расчеты тарифов за коммунально-бытовые услуги назначаются применительно к фактическому расходу соответствующих ресурсов. Однако, поскольку для многих услуг не установлены квартирные счетчики, практически тарифы назначаются из расчета на одного человека или (например, при назначении тарифов за отопление) рассчитываются применительно к 1 кв. м полезной жилой площади.

Величины тарифов на коммунальные услуги определяются на основе нормативных затрат, но сами значения данных нормативов на сегодняшний день остаются завышенными, а методология их расчета не способствует ликвидации этого завышения. Кроме того, подрядные коммунальные предприятия, чтобы привлечь людей, стараются поднять размер заработной платы. Это также должно компенсироваться за счет повышения тарифов на коммунально-бытовые услуги.

Величины тарифов на коммунальные услуги до настоящего времени зависели не только от географических факторов, определяющих доставку и потребление этих услуг, но и в зависимости от того, кому эти услуги предоставлялись. Это значит, что тарифы на коммунально-бытовые услуги оказывались различными даже в пределах одного региона, тарифы на такие услуги, как тепло, электроэнергия, вода и газ, дифференцирование в зависимости от категории потребителей.

В условиях административно-командной системы выделяя территории потребителей. Это деление сохранилось и в наши дни:

— промышленные предприятия и другие потребители, и приравненные к ним, с присоединенной мощностью 750 кВт ч.;

— организации бюджетной сферы и сельскохозяйственные потребители;

— физические потребители с малыми доходами.

Снижение доходов населения при такой дифференциации тарифов означает, чти часть расходов на реализацию коммунально-бытовых услуг перекладывается на промышленные предприятия.

Это нарушает принципы ценообразования в условиях рынка. Прекращение такого перекрестного субсидирования отдельных плательщиков возможно ко при доведении тарифов, взимаемых за коммунально-бытовые услуги, до уровня их фактической стоимости. Однако это осуществимо лишь при условии повышения доходов населения, особенно его малообеспеченных слоев.

На федеральном уровне определяется предельный размер цены жилищно-коммунальных услуг, который может быть возложен на население. Порядок регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и отбор тех услуг, которые подлежат такому регулированию, относятся к компетенции местных властей. Существенным фактором является то, что местные власти не могут принимать решений о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не приняв решений о выплате соответствующих пособий. Основанием для назначения тарифов на услуги ЖКХ и для соответствующего установления дотаций служит утвержденная государственная методика расчета платежеспособности населения для услуг такого рода.

Расчеты платежеспособности населения должны проводиться отдельно для различных социальных групп, например в зависимости от ежемесячного дохода на данного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАДАЧА

 

Легковой автомобиль ВАЗ поступает в продажу от производителя в розничную торговлю. Розничная цена его 120 тыс. руб. Торговая надбавка 30%. Прибыль предприятия изготовителя составляет 25%.

Следует определить себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя, а также проценты (удельный вес) каждого элемента в розничной цене товара (себестоимости, прибыли, акциза, НДС, торговой надбавки).

 

РЕШЕНИЕ

Определим отпускную цену автомобиля. Розничная цена автомобиля включает:

торговую надбавку – 30%

НДС – 18%

прибыль предприятия – 25%

акциз –

себестоимость автомобиля

В условии задачи не говорится о мощности двигателя автомобиля, что необходимо знать в целях определения величина акциза. Согласно справочным данным мощность двигателя составляет 75 л.с. Согласно ст. 193 НК РФ установлена величина акциза 10 руб. за 1 л.с. Следовательно для данного легкового автомобиля величина акцизного сбора составит

А =10 * 75 = 750 руб.

Величина торговой надбавки составит

ТН = Црел. *[30%/(100% +30%) ] = 27692 руб.

Рассчитаем величину НДС

НДС = Ц1 *[18%/(100% +18%) ] =14081 руб.

Стоимость автомобиля без учета торговой надбавки, НДС, акциза составит

Ц2 = Цреал. – ТН – НДС –А = 120000 – 27692 – 14081 – 750 = 77477 р.

Определим прибыль предприятия:

П= Ц2 *[25%/(100% +25%) ] =15495 руб.

Отсюда, себестоимость автомобиля составит

С = Ц 2 – П = 77477 – 15495 = 61982 р.

 

Определим удельный вес каждого элемента в розничной цене.

 

Ценовой элемент

Величина, тыс.р.

Удельный вес, %

Себестоимость

61982

51,7

Прибыль предприятия

15495

12,9

Акциз

750

0,6

НДС  

14081 

11,7

Торговая надбавка 

27692 

23,1

Розничная цена 

120000

100 

 

Таким образом, в розничной цене легкового автомобиля ВАЗ значительную долю занимает себестоимость машины – 51,7%, торговая надбавка – 23,1%, прибыль предприятия – 12,9%, НДС – 11,6%, удельный вес акциза незначителен – 0,6%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Желятков И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. –СПб.: Питер, 2003.
  2. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. -М.: ИНФРА-М., 2001.
  3. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова.-СПб.: Питер, 2001.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00033 sec

WordPress: 23.04MB | MySQL:117 | 2,665sec