ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

<

021215 2136 1 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИАктуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики каждый хозяйствующий субъект стремится обеспечить свое эффективное
функционирование. Поэтому предприятиям важно правильно оценивать рыночную конъюнктуру и, исходя из нее, находить эффективные способы производства продукции, пути и инструменты выгодного выхода на рынок. Для предприятий в условиях совершенной конкуренции эта задача усложняется тем, что им приходится функционировать, в основном, в условиях, заключающихся в свободе взаимного противостояния друг другу при стремлении добиться устойчивого положения на товарных рынках. Ориентация деятельности предприятий на рынок в таких условиях диктует необходимость их стратегического развития, дающего возможность адаптироваться к действиям конкурентов и лучше использовать свой внутренний рыночный ресурс.

Динамика экономического развития мирового  сообщества  свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики  любой  страны.  Развитие экономической  сферы  России  свидетельствует  о  том,   чем   грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях. 

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов «Экономикс» К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме».

Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.

Для более полного понимания сущности рынка и его механизмов в экономической теории вводится понятие свободного, или совершенно конкурентного, рынка. Это некоторая идеальная модель рынка, в которой конкуренция ничем не ограничена. Существует ряд признаков, которые в сумме определяют режим свободного (совершенно конкурентного) рынка:

1. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный вход на рынок и выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательской деятельностью или прекратить ее. Каждый потребитель имеет право купить все необходимые ему товары, опираясь при этом на свой доход.

2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.

3. Наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации (о предложении и спросе, о нормах прибыли, ценах и т.д.).

Наличие полной рыночной информации о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технологиях производства позволяет участнику рыночных отношений сделать правильный выбор между несколькими вариантами рыночного поведения: в какую из отраслей выгоднее вкладывать деньги, купить или продать акции и т.д.

4. Абсолютная однородность одноименных продуктов, отсутствие товарных марок и т.п. Наличие товарных марок, лейблов и т.п. ставит продавца в привилегированное положение, мешает входу на рынок новых производителей, поэтому для совершенно конкурентного рынка применение подобных специальных знаков отличия товаров какой-либо фирмы-производителя от других товаров и фирм является неприемлемым.

5. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на других участников рынка.

Поскольку число участников рынка велико, вклад каждого из них в общий объем предложения весьма мал. Поэтому каждый из участников своей ценовой политикой никак не может повлиять на уровень рыночных цен, на цену рыночного равновесия.

В современном мире свободный рынок не существует и не может существовать. В реальной экономике действует целый ряд препятствий, ограничивающих конкуренцию. Так, для начала собственного предпринимательства необходим первоначальный капитал, который в некоторых отраслях экономики очень значителен. Это затрудняет свободный вход новых производителей в отрасль. Существуют также и другие ограничения — это могут быть трудности официального оформления вновь созданного предприятия, сложности в получении лицензии и т.п. Наличие объективной и полной коммерческой информации также не является аксиомой рыночной экономики, быстрота и точность получаемой информации во многом зависит от развития инфраструктуры рынка, а также существующей правовой базы рыночных отношений. Но, несмотря на все эти ограничения свободной конкуренции, можно все же отметить, что современное рыночное хозяйство стремится к экономике свободного
рынка, пожалуй, по всем признакам, кроме однородности предлагаемых к продаже продуктов и отсутствия торговых марок на них. В действительности торговые марки служат определенным знаком качества товара и охраняются законом от подделок, гарантируя таким образом потребителю надежность товара, а производителю – защиту от подделок.

Анализ совершенно конкурентного рынка позволяет провести сравнение идеального рынка совершенной конкуренции с любым из реально существующих рынков и выявить, какие ограничения конкуренции существуют и насколько свободна конкуренция на данном рынке.

Основными параметрами любого рынка являются спрос, предложение и цена. Спросом называется платежеспособная потребность, т.е. потребность, которую потребитель может оплатить. Другими словами, спрос – это то количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене.

Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками:

а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены;

б)всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по своим свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок;

в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении); г)покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных , финансовых, технологических ограничений, барьеров;

д)все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

В рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения как бы сама собой, «невидимой рукой» рынка. Поэтому подобные рынки называют «рынками получателей цен».

По своему смыслу рынок совершенной конкуренции – это в значительной
мере теоретическая абстракция, модель: такого рынка в чистом виде нигде и никогда не существовало. Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в состоянии воздействовать на условиях продажи, в частности на цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.

 

Таблица 1 – Типы рынков и их основные характеристики

 

 

Тип рынка

 


 

 

 

Количество
субъектов

рынка

 

Однород-
ность

продукции


 

 

Заме-
няемость
това-
ров

Взаи-
моза-

меняе-
мость
субъ-
ектов

рынка 

 

Вход-
выход

на

рынок

 

 

Доли субъек-
тов на рынке


 

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная

Полная

Нет

Свободный

Равные

и небольшие

Монополи-
стическая

конкурен-
ция

Огра-
ниченное

 


 

Много

 

 


 

Дифферен-
цированная

 

 


 

Высо-
кая

степень


 

Незна-
читель-
ная


 

Ограниченный


 

Доминирующее

предприятие

и предпрития- аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олигополия

Несколь

ко 

Мно-
го

Однородная
либо диффе-
ренцированная

Высо-
кая

степень

Значи-
тельная

Ограниченный

Крупные,
примерно

равные 

Монополия

Один

Мно-
го

Однородная

Нет

Нет

Блокирован

100% 

Монопсония

Много

Один

Незначи-
тельно диф-
ференциро-
ванная либо

однородная

Незна- читель-
ная

Нет

Блокирован

100%

 

Модели рынков и возможность влиять на формирование цен на них продавцами и покупателями иллюстрирует рисунок:

021215 2136 2 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИРис. 1 – Возможность влияния продавцов и покупателей на формирование цен на различных моделях рынка

 

Как видно из рисунка, возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Основными особенностями, определяющими рынок совершенной (чистой) конкуренции, являются следующие: множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары; полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок; отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала; полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями; отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

 

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ В АСПЕКТЕ ДВУХ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

 

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все силы соперничества как между продавцами, так и между покупателями.

Проанализируем признаки данного соперничества.? Среди производителей оно проявляется в предложении новых товаров, улучшении качества уже выпускаемых, мерах по продвижению их на рынок и т.п. Среди потребителей соперничество может выражаться в стремлении получить новые скидки, в поисках более выгодных поставщиков и т.д.

Различие соперничества и конкуренции возникло лишь с появлением и развитием теории строения рынка. В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.

Совершенная конкуренция — такая организация рынка, при которой каждое предприятие может продавать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает. А на уровень цен не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Рынок совершенной конкуренции — это рынок, где удовлетворяются условия совершенной конкуренции.

Модель совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка.

1. Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям. Стандартизированность или однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей. Продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных фирм означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары фирм-производителей близка к бесконечности. Это значит, что малое повышение цены одной фирмой сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию других фирм. Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

2. Малость и множественность.

Доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из

них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта.

На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайс-тейкер». Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна, т.е. абсолютно эластична.

В случае увеличения объема производства отдельной фирмой, выступающей на рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает. Общая выручка предприятия TR изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (P = AR = MR). Малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие (формальных и неформальных) соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли. Свободный вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены может, как правило, способствовать вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения. Вход в отрасль не требует сколько-нибудь существенных затрат, существует совершенная мобильность покупателей и продавцов внутри рынка. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, их свободным переливом в отрасли, где их альтернативная ценность выше.

4. Полная информированность всех участников рынка. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли является общедоступной и распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит. На данном допущении основан так называемый закон единой цены. Данное допущение является наименее реалистичным, так как на практике информация дефицитна, ее получение и использование требует значительных затрат. В конкретных же условиях наблюдается дисперсия цен, т.е. множественность рыночных цен на однородный товар на каждом рынке.

5. Субъекты рынка действуют независимо друг от друга, преследуя собственные интересы. Фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов, ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доли продаж.

Итак, совершенная конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов хозяйствования из отрасли ничем не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.

В условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам — с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции.

<

В краткосрочном периоде постоянные издержки не оказывают влияния на объем предложения. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует прибыль только в том случае, если цена, по крайней мере, не ниже средних переменных издержек. В противном случае фирма может уменьшить свои потери за счет временного прекращения производства. В краткосрочный период времени кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.

Объем предложенной рынку продукции по каждой цене представляет собой сумму объемов продукции всех фирм на рынке. В краткосрочном периоде число фирм и их постоянные факторы представляют собой постоянные величины, вся продукция производится уже существующими фирмами. Число фирм, имеющихся на рынке в краткосрочном периоде фиксировано, но число функционирующих фирм возрастает, как правило, по мере роста цен на продукцию, так как в этом случае фирмы, ранее закрытые в силу убыточности или получения лишь нормальной экономической прибыли, открывают и начинают наращивать свое производство. Новые фирмы в краткосрочном периоде не имеют времени на строительство фабрик и организацию производства, так что вся продукция производится уже действующими фирмами.

Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения всех фирм при каждой возможной цене, т.е. представляет сумму по горизонтали индивидуальных кривых предельных издержек всех фирм, работающих на рынке. При этом для каждой фирмы сохраняется условие P = MC. Индивидуальная фирма может получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости. На цену в этом случае оказывают влияние ни один отдельно взятый продавец, а все продавцы вместе взятые.

Детерминантами рыночного предложения являются:

количество фирм в отрасли;

средний размер фирмы в отрасли (чем фирмы больше по размеру, тем — больший объем продукции они производят и достигают минимально возможных средних издержек);

технологии, применяемые в отрасли (улучшение технологий способствует росту предложения товаров).

При совершенной конкуренции фирмы не могут оказывать влияния на цены продаваемого товара. Однако, в долгосрочном периоде они имеют большую гибкость в расширении своих операций и перераспределении своих ресурсов в другие отрасли по сравнению с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.

В длительном периоде всякое предприятие имеет возможность выбора производственной мощности, а значит и большую, чем в коротком периоде возможность изменить объем выпуска. Благодаря же свободе входа в отрасль и выхода из нее, меняется число фирм, ищущих максимум прибыли на данном рынке. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы. Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки, наоборот, усилят уход из данной в более прибыльную отрасль.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство:

MR = MC = AC = P

MR – предельный доход;

MC – предельные издержки;

AC – средние издержки.

021215 2136 3 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИВ отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в конечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений1.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате движение цены Р, то получится следующий результат.

021215 2136 4 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

 

021215 2136 5 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИРис. 2. Кривая спроса

 

Кривую D в называют
кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.

021215 2136 6 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИПолученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость изображена ниже (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют
кривой предложения.

 

021215 2136 7 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Рис. 3. Кривая предложения

 

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения.

Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Это объясняется, с одной стороны
тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. С другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить, их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В этой связи важно различать
величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам
спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. В этом случае будем
двигаться не по кривой D1 а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2.

Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса Dl сместится вправо
вверх
и тому же уровню цены Р1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2. Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства.
Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 до Q2.

 

021215 2136 8 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Рис. 4. Смещение кривой спроса

021215 2136 9 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ021215 2136 10 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или
цена равновесия.

При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е, достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

 

021215 2136 11 ПОНЯТИЕ   И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Рис. 6. Пересечение кривой спроса и предложения

 

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж — такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители
намерены
продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители
намерены
продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное
равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

В точке равновесия экономическое
движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

В условиях совершенной конкуренции при любом сложившимся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители или вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.

То в какой мере объем спроса на рынке повышается при данном снижении цены или сокращается при данном ее увеличении, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности показывает на сколько на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Эластичность предложения зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.

В экономике совершенной конкуренции достигается эффективность распределения ограниченных ресурсов между фирмами и отраслями в целях максимального удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а предельные общественные затраты равны предельным общественным выгодам.

Совершенная конкуренция как структура рыночной экономики имеет ряд недостатков:

  1. Совершенная конкуренция исходит из платежеспособных возможностей, обусловленных неравномерностью распределения доходов, что создает равенство возможностей, но не равенство результатов.
  2. Совершенная конкуренция в силу большого количества фирм не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса, особенно фундаментальных исследований.
  3. Совершенная конкуренция, как правило, не учитывает разнообразия потребительских запросов, так как одним из ее условий является стандартизация продукции, а, наоборот, ее дифференциация связана с повышением издержек на ее производство, что снижает конкурентоспособность фирмы в совершенной рыночной структуре.
  4. Кроме того, совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ.

    Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях иных различных типов рыночных структур.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ОГРАНИЧЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

     

    В качестве базисных принципов формирования конкурентной среды в России выступают: 1) расщепление экономической власти; 2) равенство принципов хозяйствования; 3) многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов и 4) наличие рыночной власти как условие реализации предпринимательской функции. Совершенно очевидно, что сама ее структура несет в себе определенный элемент противоречия. С одной стороны, представляющаяся в виде способа поддержания соревновательного взаимодействия агентов рынка, конкурентная среда должна обеспечивать условия равенства, с другой же — она представляется как процесс реализации имеющихся у хозяйствующих субъектов преимуществ. Данное противоречие, несомненно, угрожает существованию самой конкуренции. При этом не следует забывать, что оно же служит и внутренним мотором ее развития. Поэтому единственно верным способом его разрешения является поддержание конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды становится объективным фактором ее существования.

    Природа конкуренции такова, что характер конкуренции формируется под влиянием тех институциональных условий, которые складываются в результате, с одной стороны, мер по упорядоченности самой конкуренции, а с другой — взаимодействия участников рынка. В этом смысле, специфика формирования конкурентных условий в российской экономике состояла в том, что процесс этот имел революционную форму. Благодаря радикальному способу трансформации хозяйственной системы, предприятия вдруг оказались в конкурентных условиях, принципиально отличавшихся о тех, на которых строилась деятельность предприятий прежде. Эти изменения охватили как макро, так и микроэкономический уровень. На макроуровне экономики это проявилось в:

    1) финансовой дестабилизации;

    2) сокращении совокупного спроса;

    3) открытости экономики.

    На микроуровне такие последствия выразились в изменении поведения потребителей и производителей. И если для первых это нашло свое отражение в изменении их рыночного положения (усиление экономического суверенитета) и в переходе к рациональному поведению, то для вторых — в изменении ориентиров деятельности (борьба за спрос) и хозяйственной мотивации (рост доходности производства).

    Понятно, что сам переход к рыночным способам хозяйствования конкурентности отраслевых рынков не обеспечивает. Но можно рассчитывать, что конкурентное взаимодействие будет выработано со временем. Как было показано ранее, концепция конкурентного отбора не носит нормативного характера. Поэтому последствия конкурентной борьбы могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер, учитывая, что стремление к перераспределению экономической (рыночной) власти в свою пользу является внутренним движителем конкурентной борьбы. Именно этот аспект конкуренции делает совершенно необходимой определенную упорядоченность конкурентной среды, которая, конечно, не может быть обеспечена сразу. Даже по прошествии семилетнего периода рыночных реформ состояние конкурентной среды российской экономики было оценено Европейским Банком реконструкции и развития (ЕБРР) всего лишь на «2+» по пятибалльной шкале.

    Другой фактор формирования конкурентной среды — поведение самих ее участников. В этом отношении, опираясь на понимание содержания практики конкуренции, следует зафиксировать тот принципиальный момент, что характер поведения предприятий будет зависеть от их конкурентного потенциала и способности реализовать имеющиеся конкурентные преимущества. Как известно, российские предприятия вступили в конкурентную борьбу 1) с неоптимальной, с точки зрения рыночной эффективности, организационной структурой; 2) с затратными технологиями; 3) с неразвитыми системами контроля качества; 4) с отсутствием регулирующих рыночное поведение управленческих звеньев; 5) с неподготовленным к деятельности в условиях рынка кадровым потенциалом.

    Таким образом, в условиях открытости экономики они оказывались полностью неподготовленными к конкурентной борьбе, причем как в отношении организационного устройства, так и навыков ее ведения. Поэтому конкурентная слабость российских предприятий обусловливалась не только тем, что они не были подготовлены к новым условиям хозяйствования, но и тем, что они изначально были поставлены в неравные конкурентные условия, так как столкнулись с обладавшими высоким конкурентным потенциалом соперниками в лице иностранных производителей. Как показала практика, даже в случае заимствования рыночной институциональной среды (перенесение законодательной базы и институтов), как это произошло с экономикой бывшей ГДР, автоматического решения проблемы не достигается, поскольку суть вопроса состоит не в формальном наборе условий, а в создании конкурентоспособных предприятий [41, c. 187].

    Стратегически проигрывая в конкурентном потенциале, российские предприятия не могли избрать иной стратегии поведения, кроме пассивного приспособления к складывающимся условиям. Поскольку само приспособление происходило в условиях высокой динамики изменений в хозяйственной среде, то единственно доступным для них способом реагирования было комбинирование разнообразных методов конкурентной борьбы. Сталкивая с сужением рыночного спроса, они вынуждены были вступать в ценовую конкуренцию. Снижение степени загрузки производственных мощностей заставляло бороться за сохранение как можно более широкого спектра рыночных сегментов. Высокая интенсивность конкуренции стимулировала поиск рыночных ниш с низким уровнем конкурентного противодействия. Все это оборачивалось распылением сил и средств и лишало российские предприятия возможностей и базы выработки конкурентной стратегии. Конкурентное поведение вылилось в текущее приспособление. Если предприятия не способны добиться укрепления конкурентоспособности посредством реализации конкурентных стратегий, они объективно будут вынуждены обратиться к нерыночным способам решения стоящей перед ними проблемы. Поэтому тот факт, что конкуренция перемещается из сферы хозяйственного оборота в сферу взаимоотношения с властными структурами и разворачивается не вокруг покупателя, а вокруг чиновника, распределяющего ресурсы, является лишь следствием сформировавшихся в экономике конкурентных условий [25, c. 128]. В такой среде конструктивная сила «невидимой руки» рынка проявиться, естественно, не может.

    Развитие конкуренции — суть создание условий для укрепления конкурентоспособности экономики. Даже в условиях глобализации рынков конкурентная политика реализуется через призму ее влияния на конкурентоспособность именно национальной экономики, о чем красноречиво свидетельствует практика в индустриально развитых странах, осуществляющих, к примеру, антимонопольное регулирование с позиций решения задач научно-технического прогресса и укрепления конкурентоспособности национальных предприятий. Примером тому — и принципиально разное реагирование на одни и те же явления, скажем, монополизм, в зависимости от того, где они проявляются — на внутреннем рынке или за его приделами. То же можно сказать и об отношении, например, к усилению концентрации рынка.

    Внедрение конкуренции в полном объеме для неподготовленных к этому хозяйственных субъектов создаст не просто неравные условия, а поставит их в безвыходное положение, так как они будут лишены конкурентных преимуществ. Не обладая конкурентными навыками, они оказываются в положении полной рыночной неопределенности. Усилит ли это их мотивацию и насколько рациональными будут решения субъектов, поставленных в безвыходное положение? Теория неопределенности говорит о том, что при высокой степени неопределенности активность хозяйственных субъектов угасает. С позиций теории ограниченной рациональности нетрудно прийти к выводу, что принимаемые в такой ситуации решения будут далекими от рациональных. Практика же, о чем говорилось ранее, однозначно свидетельствует, что даже в условиях работающей конкуренции, то есть там, где конкурентное взаимодействие является нормой, жесткие конкурентные условия приводят к снижению инновационной активности, что обусловлено ростом риска и подрывом ее материальной базы. Таким образом, чисто теоретический анализ показывает сомнительность в отношении положительного результата от «шокового» внедрения конкуренции.

    Что касается непосредственной практики его применения в экономике России, то неприемлемость такого подхода становится еще более очевидной. Начнем с того, что признается самими адептами такого подхода — неизбежного разрушения производственных мощностей. С точки зрения воспроизводственного цикла разрушение производственных мощностей, неважно, в какой форме, оборачивается потерей источников для создания новых. Если учесть тот момент, что проблема дополняется невозможностью в новых условиях обеспечить непрерывность кругооборота капитала, то исчезает сама материальная база для инвестиций. Откуда же возьмутся новые производственные мощности? В этой связи уместно заметить, что разрушение производственных мощностей и является непосредственной причиной низкой эластичности реагирования рыночного предложения на изменение цен в переходной экономике. Если сами предприятия не способны обеспечить создание новых мощностей, то, возможно, это сделают внешние инвесторы? Проблема, однако, в том и состоит, что сделать этого они не могут. Сам «шоковый» характер преобразований является источником высокой степени неопределенности. Помноженная на сжатие спроса и потребность в огромных капиталовложениях, она становится почти непреодолимым барьером для потенциальных инвесторов, что российская практика и продемонстрировала. В отличие от такого сценария, ставка на предотвращение обесценения существующих производственных мощностей обеспечивает, по меньшей мере, сохранение экономической базы для перестройки производственного аппарата. А что касается проблемы замедления создания новых мощностей, то она-то как раз будет благополучно разрешена в процессе постепенного внедрения все новых и новых элементов конкуренции.

    Перенос проблемы формирования конкурентной среды в плоскость эволюционного ее развития не означает, что речь идет об эволюционном процессе, который был характерен для стран Запада, где современная конкуренция складывалась веками. Трансформационный процесс предполагает сжатые сроки. Поэтому, говоря об эволюционном процессе развития конкуренции в переходных экономиках, под этим подразумевается не продолжительность, а постепенность преобразований, затрагивающих характер взаимодействия предприятий. Сочленение постепенности и приемлемой скорости возможно только в случае регулируемого процесса. В этом смысле, конкурентная среда в переходных экономиках формируется не как результат действия слепых рыночных сил, а как продукт сознательной деятельности с наперед определенными целями. Ее с полным основание можно назвать продуктом «социальной инженерии»
    [14, c. 167]. Выигрыш от подобного подхода к решению проблемы формирования конкурентной среды очевиден. Он заключается в том, что упорядоченность конкуренции, ставшая результатом ее развития, может закладываться изначально, с учетом исторического опыта, что и даст выигрыш во времени. И осуществляться это должно с позиций решения первоочередной задачи — повышения конкурентоспособности предприятий.

    Само собой разумеется, для развития конкуренции необходим ряд предпосылок — экономических, технологических и социальных. В части экономических следует выделить такие, как динамика и структура совокупного спроса, рассредоточение рыночной власти, видовое многообразие предприятий, развитие кооперационных связей и интеграции, уровень и способы государственной поддержки предпринимательства. В этой связи, говоря о становлении конкуренции в переходной экономике, суть вопроса сводится к созданию условий для массового репродуцирования новых фирм, что является более значимым, даже чем приватизация существующих предприятий. Минимизация издержек образования и регистрации, организационная поддержка являются определяющими факторами этого процесса. Не менее существенную роль играют технологические предпосылки. Доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствуют укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Уровень научной активности и степень применения ее достижений в производстве являются мощным источником конкуренции вызванной созданием заменителей (субститутов), новых продуктов и услуг. Это говорит о необходимости проведения активной политики государства в инновационном и инвестиционном секторах экономики. Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы (доминирование текущих приоритетов над долгосрочными, стремление к монополизму). Для этого потребуется проведение как массовой подготовки и переподготовки кадров, так и изменение мотивационных ориентиров.

    Подвергаясь воздействию различного рода ограничений — экономических, технических и социальных, процесс формирования конкурентной среды может быть осуществлен только поэтапно. Если исходить из специфики той хозяйственной системы, которая подвергается трансформации, то на первом этапе должна быть проведена демонополизация и разгосударствление экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, коммерциализацию государственных предприятий и развитие частного сектора. На втором этапе внимание должно быть сконцентрировано на создании рыночной инфраструктуры, создании антизатратных механизмов и поэтапного прекращения субсидирования цен. Третий этап — период формирования конкурентных рынков и либерализации цен. Проведение подобных мероприятий позволило бы решить главную, с точки зрения конкурентоспособности, проблему российской промышленности — «цена-качество». Это означало бы не только решение задачи адаптации российских предприятий к рыночным условиям хозяйствования, но и конкурентности внутренних рынков. После этого уже можно ставить задачу о повышении международной конкурентоспособности национальных предприятий. В этом смысле, рассматривая проблему формирования конкурентной среды в принципиальном ключе, можно говорить о двух этапах — этапе развития конкурентности внутренних рынков и этапе выхода на международную конкурентоспособность, как это, например, делает А.Н.Нестеренко [25, c. 452]. В таком контексте, приведенные нами этапы формирования конкурентной среды дают более детализированное представление о содержательности первого этапа, не меняя его содержательности.

    Тем не менее, при проведении реформ в российской экономике был реализован другой подход, делавший ставку на радикальное введение конкуренции. Поэтому, подходя к вопросу о формировании конкурентной среды с практической стороны, следует исходить из того положения, которое уже сложилось в экономике. Последствия реализации этого подхода, в общем-то известны. В принципиальном плане сложившаяся ситуация выражается в следующем. Во-первых, резко снизился конкурентный потенциал российских предприятий, синтетическим показателем чего служит резкое падение доли товарных ресурсов отечественных производителей в товарообороте страны — с 86% в 1991 г. до 40% в 1998 г. [2, c. 39]. Во-вторых, доминирование на рынках иностранных производителей. В-третьих, вытеснение отечественных производителей в периферийные рыночные сегменты, характеризующиеся высокой степенью стандартизации продукции и низкой доходностью. В-четвертых, усиление монополистических проявлений. В-пятых, отсутствие коммуникационного взаимодействия между участниками рынка. Все это свидетельствует не только о низкой конкурентности российских рынков, но и деформации самой структуры конкуренции. В экономике, по сути, сложилось два сектора конкуренции. На одном конкурируют иностранные производители, на другом отечественные борются за выживание между собой. Сложившиеся условия далеки от того, чтобы способствовать видовой дифференциации предприятий и направлять состязательность между ними в русло совершенствования технологии, дифференциации продукта и расширения спектра услуг, а не в сферу исключительно ценового соперничества. В итоге вместо репродукции новаторских свойств такая конкуренция становится генератором беспощадной хозяйственной агрессии и борьбы на уничтожение.

    Когда говорят о конкурентоспособности российской экономики, то обычно принято говорить о значительном ее потенциале. Он связывается с наличием природных ресурсов и секторов, обладающих высокими технологиями, развитой транспортной инфраструктурой, значительным объемным потенциалом рынка, наличием высококвалифицированной рабочей силы, развитой научно-технической базой и низкой капиталоемкостью НИОКР, дешевизной ресурсных факторов, прежде всего рабочей силы.

    В то же время следует отметить, что конкурентный потенциал — это не набор свойств, а способность реализовать их в форме конкретных конкурентных преимуществ. Конкурентным потенциалом, то есть конкурентной силой, они становятся тогда, когда субъекты хозяйствования способны обеспечить эффективную разработку природных ресурсов, что обеспечит устойчивый экономический рост; когда технологические возможности воплощаются в конкурентоспособные продукты; когда восприимчивость предприятий к достижениям науки является их внутренним свойством, а нововведения отвечают критериям рыночной эффективности. Совершенно очевидно, что все из вышеперечисленного есть результат работы первичных звеньев экономики. Поэтому, ставя вопрос о конкурентоспособности экономики, следует понимать, что решение его лежит в области хозяйственной деятельности предприятий. Это дает основание сделать вывод о том, что конкурентоспособность экономики — это уровень конкурентоспособности ее предприятий. На основании этого можно сделать заключение о том, что в плане развития конкуренции первейшей задачей для трансформируемой экономики является не обеспечение конкурентности рынков, а повышение конкурентоспособности предприятий, что должно рассматриваться в качестве основополагающего принципа формирования конкурентной среды. Этим, в общем-то, и определяется вся сложность проблемы развития конкуренции в переходной экономике, поскольку, с одной стороны, существует потребность в интенсификации соревновательного взаимодействия участников рынка, а с другой — не менее значительная потребность в их защите от конкуренции с целью накопления ими конкурентного потенциала.

    Несмотря на то, что процесс формирования конкурентной среды в переходной экономике представляется в форме противоречия, оно не является неразрешимым. Причем оно имеет внутреннее решение. Диалектика этого противоречия состоит в том, что при обеспечения равных условий хозяйствования и мер, направленных на укрепление конкурентоспособности предприятий, взаимодействие последних неизбежно принимает соревновательный характер, в процессе которого и формируется конкурентная среда. Когда меры конкурентной политики не позволяют реализовать экономическую власть, у предприятий для укрепления своего положения на рынке не остается других способов, кроме применения новаторских методов и форм воздействия на рынок. Чем более конкурентоспособными становятся предприятия, тем напряженней становится их соперничество, что вынуждает применять все новые и новые способы и методы конкурентной борьбы. Это говорит о том, что именно обеспечение конкурентоспособности предприятий является той базой, которая обусловливает широту (формы конкуренции) и глубину (методы конкуренции) их конкурентного взаимодействия, а чем более широкой становится палитра форм и методов конкуренции, тем интенсивнее сама конкуренция.

    Развитие конкуренции посредством укрепления конкурентоспособности субъектов хозяйствования представляет собой эволюционную концепцию формирование конкурентной среды, которая базируется на первоочередности мер по подготовке предприятий к конкурентному взаимодействию и постепенным внедрением его элементов, по мере роста конкурентоспособности предприятий. Она дает совершенно определенный ответ на вопрос о темпах и объеме введения конкуренции — постепенность и поэтапность. Такой подход получил, как известно, определение градуализма в противоположность шоковому варианту осуществления трансформационных преобразований вообще и внедрения конкуренции, в частности. Сторонники «шоковой терапии» более предпочтительным считают внедрение конкуренции сразу и в полном объеме, связывая с этим создание мощных стимулов для создания новых мощностей. Получить все и сразу, конечно, заманчиво, но столь же мало осуществимо.

    Можно, конечно, выделить множество причин, мешающих развитию, так сказать, конструктивной конкуренции. Такой, которая способствовала бы развитию рынков и конкурентоспособности национальных предприятий. Если же проанализировать названные выше характеристики, то становится ясно, что главными препятствиями на пути становления конкуренции в российской экономике являются неравенство конкурентных условий и слабая отраслевая организация рынков

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В заключение необходимо сделать следующие выводы.

    Во-первых, конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

    Во-вторых, конкурентные отношения, складывающиеся в рыночной экономике, степень их развитости определяют структуру рыночной экономики. В наиболее общем виде выделяют рынок совершенной и несовершенной конкуренции, представленной монополией, олигополией и монополистической конкуренцией.

    В-третьих, под совершенной конкуренцией понимается такая организация рынка, когда на уровень цен не может влиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Существуют определенные условия, определяющие рынок совершенной конкуренции.

    В-четвертых, наиболее реальными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Первая из которых является формой организации малого и среднего бизнеса, вторая — крупного.

    В-пятых, в условиях несовершенной конкуренции существует необходимость государственного регулирования деятельности монополистических и олигополистических объединений.

    В-шестых, в экономике совершенной конкуренции достигается эффективность распределения ограниченных ресурсов между фирмами и отраслями в целях максимального удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а предельные общественные затраты равны предельным общественным выгодам. Совершенная конкуренция как структура рыночной экономики имеет ряд недостатков. Совершенная конкуренция исходит из платежеспособных возможностей, обусловленных неравномерностью распределения доходов, что создает равенство возможностей, но не равенство результатов. Совершенная конкуренция в силу большого количества фирм не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса, особенно фундаментальных исследований. Совершенная конкуренция, как правило, не учитывает разнообразия потребительских запросов, так как одним из ее условий является стандартизация продукции, а, наоборот, ее дифференциация связана с повышением издержек на ее производство, что снижает конкурентоспособность фирмы в совершенной рыночной структуре. Кроме того, совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ.

    Особенности формирования конкурентной среды в России связаны прежде всего с тем, что российская экономика относится к переходным,. изменения в ней связана с финансовой дестабилизацией, сокращении совокупного спроса, открытостью экономики, изменением поведения потребителей и производителей.

    Именно в развитии конкуренции лежат основополагающие условия конкурентоспособности экономики. В свою очередь для развития конкуренции необходим ряд предпосылок — экономических, технологических и социальных. В части экономических следует выделить такие, как динамика и структура совокупного спроса, рассредоточение рыночной власти, видовое многообразие предприятий, развитие кооперационных связей и интеграции, уровень и способы государственной поддержки предпринимательства. Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы (доминирование текущих приоритетов над долгосрочными, стремление к монополизму). Для этого потребуется проведение как массовой подготовки и переподготовки кадров, так и изменение мотивационных ориентиров.

    Сегодня можно считать установленным, что эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван выступить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа. Разновидностью развивающихся российских корпоративных структур являются финансово-промышленные группы, способные решить ряд ключевых антикризисно-реформационных задач, а одной из необходимых форм госрегулирования этих структур служит их антимонопольный контроль.

    Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 года. Правда, все начиналось с примитивных рыночных структур – в виде товарных и продовольственных рынков, на которых ведется перепродажа отечественных и иностранных товаров.

    Но жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Необходимо уходить от элементов государственной монополии к построению по настоящему свободному рынку, стремится к созданию рынка совершенной конкуренции.

    Россия никак не может выйти из  переходного  периода,  когда конкуренции фактически  не  существовало  (хотя   она  все-таки  нашла  свое отражение в «соцсоревнованиях») и  прийти  к  рыночной.  На  мой  взгляд,  в России сейчас воцарился хаос.  Наш переход от плановой экономики к  рыночной осуществляется очень непоследовательно,  скачками, и  в  таких  условиях  не может  образоваться  нормальная  конкурентная  среда.  Государство  передало часть своих монополий  в частные руки, и  получилось  ещё  хуже,  чем  было.
    

    Итак, конкуренция может рассматриваться как одно из важнейших  понятий в экономической теории, и пренебрежение ею ведет к плачевным результатам.
    

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. / Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование.– М.: Логос, 2004.
    2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: «Новости», 2000. С. 39.
    3. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 1997.
    4. Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции // ЭКО. 2004. № 10. С. 94.
    5. Воячек И. И., Воячек Л. Г. Качество в среде маркетинга // Маркетинг. 1999. № 5.
    6. Диксон П.
      Управление маркетингом. — М.:БИНОМ, 1998.

    7. Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. – М.: Издательство стандартов, 1991.
    8. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.
    9. Зулькарпаев И. У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
    10. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С. 108-111.
    11. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.–М.: Прогресс, 1978.
    12. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. –Спб.: Питер, 2000.
    13. Краткий словарь менеджера / Под ред. В.П.Грошева. М., 1991.
    14. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, 2003.
    15. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2004.
    16. Лифиц И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001.
    17. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 2002.
    18. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А.–М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000
    19. Маркетинг / Под ред. Кредисова А.И. – К.: Украина, 1995.
    20. Маркс К. Капитал. Т. 1—3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1960. Т. 23-25.
    21. Маршалл А. Принципы экономической науки, Т.1. Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993
    22. Мисаков В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1998.
    23. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С. В. Барсукова; Под ред. Н. И. Перцовского. -М.: Высшая школа, 2001.
    24. Нельсон Р., Уинтер С.
      Эволюционная теория экономических изменений. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
    25. Нестеренко А.Н. Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. — М.: Экономика, 2002.
    26. Норт Д.
      Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997.
    27. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1996
    28. Ожегов С.И., Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.–М.: Азбуковник, 2005
    29. Портер М. Конкуренция. СПб., М., Киев. Издательский дом «Вильямс», 2000.
    30. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993
    31. Робинсон Дж. Накопление капитал. М., 1956.
    32. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я.Кипермана – М.: Республика, 1993.
    33. Селезнев А. З. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции // Экономист. 1996. № 2.
    34. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
    35. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.
    36. Фасхиев Х.А., Костин И.М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. – Набережные Челны: Изд-во Камского политехн. Института, 2001.
    37. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000.
    38. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 1999. №2. С.18-22
    39. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Дело, 2001.
    40. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: «Изограф», 2000.
    41. Штайльман
      К.
      Новая философия бизнеса. Т. III. Конкуренция и ее границы. — М, Берлин: Московский Издательский Дом, 1998.
    42. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Экономика, 1995.
    43. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. –М.: Экономика, 1996.
    44. Экономика: учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 2004.
    45. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2003.
    46. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. – М.: Русская Деловая Литература, 1999.
    47. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2003.
    48. Ядгаров Я.С. История экономических учений. –М.: Экономика, 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00045 sec

WordPress: 23.87MB | MySQL:119 | 1,949sec