Понятие, состав, структура и классификация основных фондов

<

021315 1218 1 Понятие, состав, структура и классификация основных фондовОсновные средства используются в работе практически всех организаций и представляют собой часть имущества организации, используемую в качестве средств труда при производстве продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени.

Для целей бухгалтерского учета понятие «основные средства» раскрывается через конкретный перечень единовременно выполняемых условий, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01).

Согласно п.4 ПБУ 6/01 в качестве основных средств к учету может быть принято имущество, которое единовременно отвечает следующим условиям:

  • используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • используется в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа данных активов;

    —    способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем

    Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

    С 1 января 2001 года предметы со сроком полезного использования, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, независимо от их стоимости, должны относиться к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев должны учитываться применительно к порядку, установленному для учета материалов.

    Основные средства относятся к внеоборотным активам и представляют собой средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо в целях управления организацией в течение времени свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла с учетом вышеприведенного ограничения. Под обычным операционным циклом понимается разумное использование средств труда в течение технологического периода, превышающего 12 месяцев, в процессе изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Тем самым признается, что если операционный цикл в организации составляет 12 месяцев, то средства труда с меньшим сроком полезного использования должны отражаться в учете в составе средств в обороте независимо от их первоначальной стоимости.

    Обычный операционный цикл является характеристикой производственного процесса как средняя продолжительность изготовления продукции (работы, услуги) от начала до окончания в конкретной организации.

    В случае если обычный операционный цикл в организации составляет 15 месяцев, то средства труда со сроком полезного использования до 15 месяцев могут учитываться как материалы, а со сроком свыше 15 месяцев должны учитываться как основные средства.

    Другими словами, в обеих ситуациях, в учете, в качестве основных средств признаются средства труда длительного пользования, предназначенные, как правило, не для продажи.

    В перечне единовременного выполнения наличия указанных выше условий, дающих основание признавать в учете соответствующие активы в качестве основных средств, должна быть и способность таких активов в будущем приносить организации экономические выгоды (доход) в процессе их пользования.

    Такое определение основных средств во многом совпадает с международным стандартом финансовой отчетности (МСФО) 16 «Основные средства». Последний признает объект основных средств в качестве актива, когда:

    — с большей долей вероятности можно утверждать, что компания получит от его использования будущие экономические выгоды;

    — себестоимость конкретного актива для компании может быть надежно оценена.

    Причем признание будущих экономических выгод имеет более широкое толкование. В ряде случаев такое признание экономической выгоды рассматривается не напрямую в связи с эксплуатацией конкретного объекта, а другого, связанного с ним актива сверх того дохода, который компания могла бы получить, если бы последний не был приобретен. Однако первоначальный актив признается только в той степени, в какой его итоговая балансовая стоимость и связанного с ним актива не превышает их общую возмещаемую стоимость. Чаще всего такие ситуации рассматриваются в учете, когда основные средства приобретаются для обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

    В процессе эксплуатации основных средств их стоимость разделяется на две части: одна из них в натуральной форме продолжает функционировать в производственном процессе, оставаясь самостоятельной, вторая, изнашиваясь, переносит свою стоимость на товарный выпуск продукции. В процессе продажи последней она возмещается в сумме полученной выручки, создавая основу для дальнейшего воспроизводства основных средств. Такая особенность характерна для основных производственных фондов. В этом их природа функционирования и место в процессе общественного воспроизводства.

    Отдельные объекты основных средств представлены непроизводственной частью (объекты социального характера — жилые дома, дома отдыха и т. п.). Они обслуживают процесс производства, не принимая в нем непосредственного участия. Отсюда и специфика их воспроизводства: по истечении жизненного цикла они восстанавливаются за счет национального дохода.

    Средства производства – это машины, станки, приборы, инструменты, здания, сооружения, транспортные средства, линии связи, хранилища, склады и другие. В экономической науке все эти виды ресурсов называются основным капиталом или основными производственными фондами [2, С. 91].

    К основным средствам относят материальные активы, которыми предприятие владеет с целью использования их в процессе производства или снабжения товаров и услуг, предоставления в аренду другим лицам или для осуществления административных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых превышает один год (или операционный цикл, если он не превышает год).

    Основные средства промышленных предприятий составляют основу их материально-технической базы, рост и совершенствование которых является важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности продукции.

    Существует несколько классификаций основных средств, в соответствии с которыми они делятся по отраслям народного хозяйства; функциональному назначению; натурально-вещественному составу; степени использования; принадлежности [3, С. 59].

    В зависимости от вида деятельности предприятия основные средства относятся к определенным отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, общественное питание, связь, материально-техническое обеспечение и другие) [4, С. 120].

    По функциональному назначению основные средства делятся на промышленно-производственные, производственные других отраслей и непроизводственные.

    Промышленно-производственные основные средства – это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства (рабочие машины и оборудование, силовые машины и другие орудия труда, с помощью которых осуществляется производство продукции), а также объекты, создающие условия для использования орудий труда в процессе производства (здания, сооружения и прочие).

    К основным непроизводственным средствам (фондам) относятся жилые дома, детские и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных средств они не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не производится.

    В свою очередь промышленно-производственные основные средства по своему натурально-вещественному составу учитываются по следующим группам: здания; сооружения; передаточные устройства; силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; транспортные средства; инструменты; производственный и хозяйственный инвентарь; прочие основные средства. [5, С. 98].

    Рабочие машины и оборудование на промышленном предприятии представляют собой группу, включающую самые разнообразные виды оборудования, применяемого для производства продукции – станки, прессы, прокатные станы, подъемно-транспортное оборудование, вентиляторные установки, экскаваторы, лебедки и другие. К этой группе основных средств относится также вычислительная техника (электронно-вычислительные, управляющие, аналоговые и другие машины и устройства, используемые для управления промышленным производством) [6, С. 134].

    Для целей бухгалтерского учета основные средства классифицируются по различным признакам. Классификация основных средств по различным признакам играет большую роль для получения достоверной информации об объектах основных средств и их правильного учета.

    Классификация основных средств необходима для обеспечения единообразия группировки основных средств в учете и отчетности всеми организациями независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы.

    Состав и группировка основных средств регламентируются Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ).

    Согласно ОКОФ и ПБУ 6/01 основные средства по своему составу и назначению подразделяются на следующие группы;

  • «Здания (кроме жилых)» (код 11 0000000) — это архитектурно — строительные объекты (производственные корпуса, цеха, склады и т.п.), назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей;
  • «Сооружения» (код 12 0000000) — это инженерно — строительные объекты (мосты, до роги, плотины и т.п.), назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных не производственных функций;

    —    «Машины и оборудование» (код 14 0000000) — это устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию.

    В зависимости от основного назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.

    В состав энергетического силового оборудования входят: машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, и машины-двигатели, превращающие энергию любого вида в механическую энергию.

    К рабочим машинам и оборудованию относятся машины, инструменты, аппараты и прочие виды оборудования, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда (обрабатываемый предмет).

    Информационное оборудование — это оборудование, предназначенное для преобразования и хранения информации. К информационному оборудованию относятся оборудование систем связи, средства измерения и управления, средства вычислительной техники и оргтехники (компьютеры, принтеры, копировальные аппараты, пишущие машинки, калькуляторы и т.п.), средства визуального и акустического отображения информации, средства хранения информации и др.;

  • «Средства транспортные» (код 15 0000000) — это средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов. К ним относятся локомотивы, вагоны, суда транспортные, спасательные, ледоколы, грузовые и легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, вагоны метрополитена, самолеты, вертолеты и т.п.;
  • «Инвентарь производственный и хозяйственный» (код 16 000.0000) включает в себя:
  • производственный инвентарь — это предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены к оборудованию или к сооружениям. К нему относятся емкости для хранения жидкостей (чаны, бочки, баки и т.п.), устройства и мебель, служащие для облегчения производственных операций (рабочие столы, прилавки, шкафы торговые, стеллажи и т.п.);
    <
  • хозяйственный инвентарь — это предметы конторского и хозяйственного обзаведения непосредственно не используемые в производственном процессе (часы, предметы противопожарного назначения, инвентарь спортивный и т.д.);
  • «Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя)» (код 17 0000000) — это лошади, волы и прочие рабочие животные; коровы, овцы, а также другие животные, которые неоднократно или постоянно используются для получения продуктов (молока, шерсти и др.); жеребцы-производители и племенные кобылы, быки-производители, коровы, хряки-производители и прочий племенной скот;
  • «Насаждения многолетние» (код 18 0000000) — это все виды искусственных многолетних насаждений, независимо от их возраста, К ним относятся:
  • плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники);
  • озеленительные и декоративные насаждения (на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории предприятий);
  • живые изгороди, полезащитные полосы, насаждения по укреплению песков и берегов рек.

    Принадлежность основных средств к учетной группе определяется на основании паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и другой технической документации.

    В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

    С 1 января 2001 года согласно ПБУ 6/01 к основным средствам отнесены также квартиры, которые ранее учитывались в составе нематериальных активов.

    Основные средства по степени их использования подразделяются на объекты, находящиеся:

  • в эксплуатации;
  • в запасе (резерве);
  • в ремонте;
  • в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;
  • на консервации.

    К основным средствам, находящимся в эксплуатации, относятся все числящиеся на балансе организации действующие основные средства, в том числе временно не используемые или сданные в аренду.

    К основным средствам, находящимся в запасе (резерве), относятся оборудование и транспортные средства, приобретенные для создания резерва, а также бывшие в эксплуатации основные средства, но временно выведенные из эксплуатации.

    К основным средствам, находящимся на консервации, относятся основные средства, переведенные на консервацию на срок более трех месяцев. Перевод объектов основных средств на консервацию осуществляется по решению руководителя организации и оформляется документами, в которых указывается состав основных средств, переводимых на консервацию и срок, на который они переводятся на консервацию.

    Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на объекты основных средств подразделяются на:

  • объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • объекты основных средств, полученные организацией в аренду;
  • объекты основных средств, полученные организацией в безвозмездное пользование;

    —    объекты основных средств, полученные организацией в доверительное управление. Основные средства в зависимости от их целевого использования подразделяются на основные средства производственного и непроизводственного назначения.

    К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, т.е. использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и аналогичных видов деятельности.

    К непроизводственным основным средствам относятся объекты, которые числятся на балансе организации и не подпадают под приведенное выше определение, т.е. не связаны с осуществлением ее уставной деятельности и функционируют в непроизводственной (социальной и т.п.) сфере.

    К основным средствам непроизводственного назначения можно отнести объекты по эксплуатации жилых домов, а также жилые дома, общежития, бани, прачечные, столовые и буфеты, детские дошкольные учреждения (детские сады, детские ясли), дома отдыха, санатории и другие учреждения культурно — бытового назначения.

    Для целей налогового учета с 1 января 2002 года объекты основных средств подразделяются на амортизируемые и неамортизируемые объекты основных средств. Амортизируемые основные средства — это имущество первоначальной стоимостью более 10 000 руб., находящееся у организации на праве собственности, используемое для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Для целей налогового учета основных средств должна применяться специальная «Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 (в редакции постановления от 09.07.2003г. №415).

    Указанная классификация разработана на основе ОКОФ и может использоваться и для целей бухгалтерского учета, в частности, для определения сроков полезного использования объектов основных средств, поступающих в организацию.

    Для целей бухгалтерского учета указанная классификация может применяться только к тем объектам основных средств, которые приобретены и приняты к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 года.

    Значение каждой из перечисленных групп основных средств в производстве и повышении его эффективности неодинаково. Основные производственные средства принято делить на две части: активную и пассивную часть. К активной части основных средств относят те средства, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе (машины и оборудование). Активными основными средствами, непосредственно влияющим на уровень технической вооруженности труда на промышленном предприятии, являются орудия производства. От их качества, степени использования зависят объем производства и его эффективность [7, С. 221].

    К пассивной же части основных средств относят те средства, которые обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса. Они принимают косвенное участие в процессе производства (передаточные устройства), создают необходимые условия для использования машин и оборудования, при помощи которых осуществляется процесс производства (здания, сооружения). Поэтому уровень материально-технической базы предприятия определяется прежде всего количеством и качеством активной части основных средств [4, С. 157].

    Соотношение отдельных групп основных средств в их общем объеме представляет видовую (производственную) структуру основных средств.

    Каждое промышленное предприятие имеет свою структуру основных средств, отражающую их производственно-технические особенности.

    В зависимости от того, как используются объекты в производственной и хозяйственной деятельности, различают действующие, находящиеся в запасе и бездействующие основные средства [9, С. 230]

    По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Собственные полностью принадлежат данному предприятию, а арендованные являются собственностью других предприятий и в соответствии с договором аренды используются на данном предприятии.

     

    2 Виды планирования на предприятии, методы, бизнес-планирование на предприятии

     

    Планирование — это одна из важнейших функций и составных частей управления производством, предприятием. Планирование представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих действий, определения траектории развития объекта хозяйствования. В ходе составления плана отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, устанавливаются намечаемые конечные результаты. План отличается от прогноза тем, что он не гипотеза, не предположение, а четкая схема, задание, образ поведения. Хозяйственные планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате их осуществления, выполнения [7].

    Стратегическое планирование — это существенный компонент менеджмента. Это непрерывный процесс анализа и прогнозирования производственной деятельности любой, даже самой малюсенькой фирмы. Это система пяти взаимообусловленных стадий: а) постановка целей; б) оценка текущего состояния организации; в) определение стратегии; г) разработка долгосрочного плана; д) коррекция плана [1].

    Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства [1].

    Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

    Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей деятельности предприятия и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке

    Процесс планирования включает 4 этапа: а) разработка общих целей развития фирмы; б) определение конкретных тотальных целей на заданный сравнительно короткий срок (период времени); в) определение путей и средств их достижения; г) контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими .

    Основные принципы общего планирования включают:

    1. Нацеленность на достижения конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности; эффективную реализацию товара на рынке в плановых количествах, что означает овладение определенной долей рынка в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.

    2. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы, что требует особого внимания к стратегическому планированию.

    3. Планирование тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей [3].

    Важнейшим классификационным признаком плана является горизонт планирования. Выделяют долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Долгосрочные планы включают разработку стратегии фирмы на относительно длительный период (5 — 10 и более лет) и составляют базу для текущих планов маркетинга. В Японии становится все более популярным составление двух перспективных планов с разными горизонтами, долгосрочных и среднесрочных. При этом долгосрочный план выражает стратегию корпорации и имеет описательный характер, это в большей мере изложение концепции, а среднесрочный план на 2 — 3 года носит количественный характер и делает упор на распределение ресурсов. Важнейшими составляющими этого плана являются распределение проектов во времени, разбивка по продуктам, наличие инвестиционных и финансовых разделов.

    Крупные корпорации составляют и более длительные планы (25 и более лет), Естественно, что удлинение горизонта планирования (вернее, это уже прогнозирование) снижает точность планов, их надежность. Надежность планов зависит также и от масштабов фирмы. Чем крупнее фирма, тем эффективнее деятельность ее плановых подразделений. Чем острее внутриотраслевая конкуренция, тем ниже степень точности планов (сказывается большое влияние неопределенности действий конкурентов).

    Функция краткосрочного планирования — разработка тактики фирмы на рынке. Составляются такие планы на год и менее. Они значительно детальнее средне- и долгосрочных, в них подробно отражается номенклатура товаров, объем их производства, цены, издержки, методы интенсификации сбыта товаров, формы послепродажного обслуживания покупателей и т. д. Эти планы служат основой внутрифирменного управления.

    Выбор горизонта планирования при разработке маркетинговых планов определяется как особенностью деятельности фирмы, так и традициями и «вкусами» руководителей. Большинство фирм разрабатывают только годовой план или годовой план плюс краткие указания на последующие годы. Маркетинговые планы длительностью менее одного года обычно разрабатывают фирмы, испытывающие сезонные колебания объема продаж. При большой зависимости товара от изменений моды планы разрабатываются и на один квартал. В зависимости от круга охватываемых задач планы подразделяют на обычные и целевые. Обычные планы предусматривают решение вопросов по всем функциям производственно-сбытовой деятельности фирмы. Целевые же планы направлены на реализацию отдельно выделенной особой задачи, например, проведение рекламной кампании нового товара.

    Третьим классификационным признаком является объект плана, например, планы по продукту содержат комплекс производственно-хозяйственных и организационно-управленческих мероприятий с целью обеспечения высокой эффективности производства и продаж данного товара. Планы по производственному подразделению основываются на планах по продукту, но разрабатываются с целью координации производственно-сбытовых действий всех организационных едини.

    По методам составления планы можно разделить на децентрализованные, централизованные и смешанные. При децентрализованном методе составления цели, бюджеты, прогнозы, сроки и другие элементы плана устанавливаются на основе информации продавцов, управляющих по продуктам, сотрудников отдела рекламы и других служб маркетинга, то есть планы разрабатываются снизу. Такие планы реалистичны и хорошо влияют на психологический климат фирмы. Однако впоследствии могут возникнуть трудности при координации и сведении планов, разработанных снизу, в единый интегрированный план. Такой метод планирования характерен для новых рынков с большой степенью риска, а также в случае выбора стратегии дифференцированного маркетинга. Подобных трудностей не возникает при разработке планов централизованным методом. Однако здесь уменьшается вовлеченность в процесс планирования руководителей и специалистов более низких уровней, которые лучше осведомлены об особенностях производственно-сбытовой деятельности своих подразделений. Такой метод планирования характерен для зрелых рынков и при ориентации фирмы на стратегию низких издержек производства, то есть на массовый маркетинг. В смешанном методе планирования сочетаются оба подхода, при этом высшее руководство устанавливает общие цели и направления, а низовые звенья разрабатывают планы реализации поставленных задач.

    В последнее время (с конца 80-х годов) в практике внутрифирменного планирования широко используется принцип «скользящего планирования», задачей которого является степень повышения адаптации фирмы к изменению конъюнктуры. Так, компания «Джон Дир» (США, производство сельскохозяйственной техники) осуществляет разработку краткосрочного плана маркетинга каждые 3 месяца на последующие 12 месяцев и долгосрочного плана — каждый год на последующие 5 лет.

    Способом повышения адаптации фирм к возможным изменениям является также разработка ситуационных планов, появившихся сравнительно недавно. При разработке подобных планов используется принцип многовариантности. Назначение такого плана — предусмотреть действия, которые организации следует предпринять в том случае, когда некоторые существенные предположения и прогнозы не оправдаются или окажутся недостаточно точными. Ситуационный план призван дать ответ на вопросы: что произойдет, если события будут развиваться не так, как ожидалось? До какой степени потребуется в этом случае изменить цели и стратегии? Что можно предпринять, чтобы реализовать такой план? Каковы «критические моменты», при которых придется приступить к осуществлению ситуационного плана и измененных стратегий?

    В особую группу можно выделить специальные планы (или программы). Они разрабатываются в связи с намеченным крупным проектом, например, по выпуску нового продукта, по завоеванию нового рынка или поглощению конкурирующей фирмы. По горизонту планирования они могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными и разрабатываются специально созданной для этого группой.

    Обобщая вышеизложенное, можно выделить несколько принципов, которые следует использовать при планировании деятельности.

  1. Системный подход к планированию. План фирмы — это
    система, которая объединяет ряд взаимосвязанных планов, одним из которых является план маркетинга. Системность предполагает также учет многоуровневой структуры управления фирмой.
  2. Разнообразие видов предприятий, их мощности, выпускаемой продукции (услуг) порождает разнообразие подходов к организации планирования маркетинговой деятельности.
  3. Многовариантный ситуационный характер планирования. Необходимо рассматривать несколько вариантов возможных альтернатив достижения поставленной цели.
  4. Динамичный, непрерывный характер планирования, не-
    медленное внесение в планы всех изменений, влияющих на деятельность предприятия, учет фактора времени.
  5. Наличие понимаемой всеми принимающими участие в планировании маркетинга концепции его планирования; каждый сотрудник, реализующий планы маркетинга, должен принять участие в их разработке.
  6. Уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении распоряжения ресурсами фирмы.
  7. Комплексность планирования — необходимость учета последствий деятельности фирмы не только для ее внутренней, но и для внешней микросреды.
  8. Учет ограниченности ресурсов для их наиболее рационального расходования.
  9. Оптимальность планирования должна реализовываться в определении наиболее эффективного из всех альтернативных вариантов.

    Бизнес-план составляется в целях обоснования и принятия решений по восстановлению в полном объеме платежеспособности организации, ее финансовой устойчивости и эффективной деятельности в долгосрочном периоде времени.

    Бизнес-план как правило, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Таким образом, бизнес-план помогает предпринимателю оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и макроэкономического анализа и контролировать текущие операции.

    Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например: уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

    Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

    уточняются правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования муниципальных органов;

    приводится анализ исходных материалов: ситуационного плана, показателей технического состояния бизнеса (если приобретается действующий бизнес), социальных условий и демографического состава населения и т. д.;

    рассматриваются размеры возможных потерь, связанных с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой (например, при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами);

    формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;

    определяются формы и условия реализации проектного предложения;

    прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территорий, получения ими прибыли, а также финансовых поступлений в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);

    определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности, проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;

    разрабатывается стратегия маркетинга;

    формируется план финансирования и организации функционирования объекта;

    определяют условия, формы, сроки развития бизнеса;

    уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;

    подготавливается резюме, в концентрированном виде излагаются основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их структура по источникам финансирования, размеры и сроки финансовых поступлений в городской бюджет и внебюджетные фонды.

    В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

    Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

    Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

    Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

    Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также, для получения финансирования.

    Список использованных источников

     

  10. Грузинов В.П. Экономика предприятия.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  11. Журавлева Г.П. Экономика: учебник. –М.: Юрист, 2007.
  12. Зайцев Н.Л. Экономика организации: учебник.–М.: Экзамен, 2005.
  13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.–М.: ИНФРА-М, 2008.
  14. Лебединский И.Л. Основные производственные фонды промышленности. –М.: Высшая школа, 2005.
  15. Магомедов А.М. Экономика предприятия. – М.: Экзамен, 2005.
  16. Максютов А.А. Экономика предприятия. –М.: Альфа-Пресс, 2006.
  17. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М., 2004
  18. Сергеев И.В. Экономика предприятия. –М.: Финансы и статистика, 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00055 sec

WordPress: 22.51MB | MySQL:110 | 1,530sec