Практика оценки стоимости интеллектуальной собственности в особых случаях

<

 

012515 0206 1 Практика оценки стоимости интеллектуальной собственности в особых случаях

 

1 Методика определения размера лицензионных платежей

 

Размер лицензионного вознаграждения в общем, виде определяется по формуле:

 

012515 0206 2 Практика оценки стоимости интеллектуальной собственности в особых случаях(1)

где С R — цена лицензии;

Тi — срок действия лицензионного договора;

Vi — объем производства продукции по лицензии в соответствующем году действия договора

Рi — цена единицы продукции по лицензии в соответствующем году действия

договора;

Ri — размер роялти в соответствующем году действия договора.

Размер роялти — Ri в формуле (I) и является частью прибыли, которую выплачивает лицензиат в качестве лицензионного вознаграждения.

Вид платежа (или условия платежа) по договору определяются обычно в процессе переговоров с предполагаемым лицензиатом.

Фиксированные платежи. Расчетная величина фиксированных платежей определяется по формуле:

C = KR X CR, (2)

где CR — расчетная цена лицензии, определяемая по формуле (1);

CR — коэффициент перехода от платежей по роялти к паушальному (единовременному) платежу, определяемый по формуле:

012515 0206 3 Практика оценки стоимости интеллектуальной собственности в особых случаях , (3)

 

где Кi — расчетный объем производства в соответствующем году расчетного срока действия соглашения в относительных единицах, т.е.

К1 + К2 + …+ Кt = 1,0.

р – расчетная ставка по коммерческим кредитным операциям, для расчета принимается в размере от 3,5% (0,035) до 10% (0,1).

Паушальные (единовременные) платежи. При переходе к фиксированным платежам с рзбивкой на срок освоения лицензии расчетная цена лицензии определяется по формуле:

012515 0206 4 Практика оценки стоимости интеллектуальной собственности в особых случаях , (4)

где Сpp – расчетная цена лицензии при фиксированных платежах с приведенной разбивкой;

Сp – расчетная цена при паушальном платеже.

При

012515 0206 5 Практика оценки стоимости интеллектуальной собственности в особых случаях (5)

где Кi – доля общего вознаграждения, выплачиваемые в i-й определенный период.

Комбинированные платежи (первоначальный платеж + роялти). Расчетный размер первоначального платежа, являющегося авансовым платежом в счет платежей по роялти, определяется в общем виде по формуле:

<

П = m х Сp, (7)

где Сp — расчетная цена лицензии при паушальном платеже;

m — обычно при расчетах составляет (0,05-0,30);

Расчетные роялти в зависимости от конкретных значений первоначального платежа определяются по формуле:

R’ = (1 — m) х R (8)

где: R — значение роялти по формуле (1)

Одним из возможных вариантов является определение первоначального платежа в зависимости от затрат лицензиара на НИОКР, связанную с объектом предполагаемого договора. Так, из практики многих иностранных компаний величину первоначального платежа можно определить как фактические расходы лицензиара по заключению договора + (10-15%) затрат разработчика на НИОКР.

Независимо от способа расчета первоначального платежа следует помнить о том, что для лицензиара этот платеж является авансом в пользу лицензиара, поскольку выплачивается до начала производства, поэтому при расчете следует учитывать зависимость между значениями П и R’.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификация нематериальных активов предприятия. Краткая характеристика

 

В современной экономике роль нематериальных активов трудно переоценить. Само их понятие довольно многогранно, включающее бухгалтерские, юридические и экономические аспекты.

Понятие нематериальных активов для предприятия обеспечивает будущие выгоды, не имя при этом финансового или материального воплощения. Для того чтобы объект отнести к данной группе активов требуется выполнение следующих признаков:

1. наличие юридического статуса и правовой защиты;

2. должен быть объектом частной собственности;

3. иметь узнаваемое конкретно идентифицируемое описание;

4. должен обладать вещественным доказательством своего существования;

5. отсутствие материально-вещественной структуры;

6. должен возникнуть в результате идентифицируемого события;

7. должен подлежать уничтожению/прекратить соё существование в идентифицируемый момент времени,

8. должен иметь способность приносить предприятию финансовую выгоду;

9. использование в течение длительного времени.

К нематериальным активам предприятия относят следующие объекты:

— авторское право на товарный знак, наименование места происхождения товара и знаки обслуживания,

— объекты интеллектуальной собственности,

— промышленные образцы,

— селекционные достижения,

— деловая репутация организации.

Организационные расходы в соответствии с новым ПБУ не относятся к нематериальным активам, К тому же не включены в состав активов и деловые, интеллектуальные качества, квалификация, способность к труду персонала, так как он неотделим от своих носителей.

Существование нематериальных активов подразумевает возможность получения текущих или будущих материальных выгод, но при этом факт его существования абсолютно не говорит о наличии у него стоимости, отличной от нуля.

Классификация нематериальных активов предприятия по Р. Швайс и Р. Рейли.

Рейли и Швайс выделяют следующие типы нематериальных активов, классифицируемые по связи с другими элементами деятельности:

— НМА, которые связаны с маркетингом (фирменные названия, товарные знаки, логотипы),

— НМА, связанные с технологиями в(патентные заявки, технические ноу-хау),

— НМА, связанные с творческой деятельностью,

— НМА, которые связаны с обработкой данных,

— НМА, связанные инженерной деятельностью,

— НМА, связанные с клиентами (контракты, списки клиентов, отношения с ними),

— НМА, связанные с контрактами (лицензионные соглашения, контракты с поставщиками),

— НМА, связанные с человеческим капиталом (договора найма или соглашения с профсоюзами),

— НМА, связанные с деловой репутацией.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.4MB | MySQL:120 | 1,425sec