Предпринимательство и его основные формы

<

021215 2145 1 Предпринимательство и его основные формыПредпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Актуальность темы исследования определяет то, что в последнее десятилетие в России происходит восстановление предпринимательства как экономической основы благополучия общества. В условиях построений в нашей стране рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основным звену всей экономики и ее реальной основе – предпринимательство. Именно с помощью предпринимательской деятельности в обществе производится необходимой продукции и осуществляются необходимые населению услуги. За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к «предпринимательскому буму».

Объект – предпринимательская деятельность в условиях развития и становления рыночной экономики в России.

Предмет исследования – механизм функционирования предпринимательства в нашей стране.

Цель данной курсовой работы определение сущность и основных форм осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также определение проблем развития предпринимательства.

Задачи исследования:

– рассмотреть понятие предпринимательства; выявить сущность и субъекты предпринимательства;

– исследовать формы предпринимательской деятельности;

– проанализировать механизмы государственного воздействия и регулирования предпринимательской деятельности;

– определить и охарактеризовать нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

– проанализировать основные проблемы развития предпринимательства в нашей стране и возможные пути их решения.

Исходя из поставленных задач, курсовая работа состоит из следующих частей: введения; основной теоретической части; заключения; списка используемой литературы.

Первая глава посвящена выявлению сущности предпринимательской деятельности. Для этого рассматривается содержание и признаки предпринимательства; выясняется сущность и функции предпринимательства; исследуются теоретические аспекты возможных форм предпринимательской деятельности – организационные формы – индивидуальные предприниматели, товарищества, корпорации.

Во второй главе охарактеризовать методы государственного регулирования предпринимательской деятельности; определена роль государства в развитии предпринимательства в России; проанализирована нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности.

В заключительной, третьей главе обращено внимание на существующие проблемы развития предпринимательской деятельности в России, а также некоторые возможные пути их решения.

Метод исследования – проблемно-аналитический

Теоретической базой являются работы как отечественных авторов (Барсукова С.Ю., Голубева Ю.Н., Камаева В.Д., Райзберга Б.А. и др.), так и зарубежных ученых (Самуэльсон П, Шупетер И, Хизрич А. и др).

 

СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. История развития предпринимательской деятельности

 

Российское понятие «предпринимательство» сопоставимо английскому слову «bisness»(бизнес). В период господства директивной системы хозяйствования в России (во времена бывшего СССР) этот термин был не просто чуждым, буржуазным, а толковался как нечестная деятельность, основанная на обмане и присвоении чужого труда, носил бранный оттенок. Отчасти превратное отношение к предпринимательству существует и сейчас [19].

Еще в римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания, по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем не рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы [15].

В экономической литературе – во всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., впервые появилось понятие «предприниматель», где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела

В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия» [27].

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — «интракапитал».

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — «капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства» [13].

Итак, предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

 

1.2. Сущность и функции предпринимательства

 

Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Свободное общество признает это право не только по тому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам:

  1. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
  2. Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.

    В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»[3]

    Структуру категории «предпринимательство» можно представить в виде схемы:

    021215 2145 2 Предпринимательство и его основные формы

    Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: а) собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); б) наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.); в) индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); г) государственного или муниципального служащего; д) менеджера (управляющий чужим предприятием); е) пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); ж) учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); з) безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); и) занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); к) вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.) [22].

    Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

    Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 2).

    Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

     

    021215 2145 3 Предпринимательство и его основные формы021215 2145 4 Предпринимательство и его основные формы

    021215 2145 5 Предпринимательство и его основные формы021215 2145 6 Предпринимательство и его основные формы021215 2145 7 Предпринимательство и его основные формы021215 2145 8 Предпринимательство и его основные формы021215 2145 9 Предпринимательство и его основные формы

    021215 2145 10 Предпринимательство и его основные формы

    021215 2145 11 Предпринимательство и его основные формы

     

    Рис. 2. Субъекты предпринимательской деятельности

     

    Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

    Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: новизна товара и его соответствие интересу потребителя; качество; цена, доступность товара; степень универсальности товара; внешний вид и упаковка; позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями; возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса; соответствие общепринятым или государственным стандартам; престижность и привлекательность рекламы товара и т. д. [14].

    Здесь хотелось бы отметить, что если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

    Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

    В зависимости от конкретной ситуации государство может быть: а) тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его; б) посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; в) ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства) [14].

    Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

    Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

    В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

    Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

    В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

    Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений, с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

    При этом особенно хотелось бы подчеркнуть, что главной функцией и целью предпринимательской деятельности является производство продукции, выполнение работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. При этом основная цель предпринимательства в рыночных условиях получение прибыли, но не любой ценой, а разумным сочетанием обеих целей. Ведь именно развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства – все это и составляет удовлетворение общественных потребностей.

    Для формирования и нормального функционирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. [17].

    Под экономическим условиями, прежде всего, понимается существование предложений товаров и спроса анна них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут потратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретения товаров [17].

    Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования и существования предпринимательства. Прежде всего, это устремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде и эти потребности могут меняться на разных этапах.

    Огромное влияние оказывает и правовая среда. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития и т.д.

     

    1.3. Формы предпринимательской деятельности

     

    В современных условиях состояния рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям [28].

    Фирма – обособленная целостная система технологических и социально-экономических отношений, выступающая как организационно-хозяйственная единица. Существует следующая классификация фирм:

    по виду хозяйственной деятельности – промышленные, торговые, оказывающие различные услуги (сфера связи, страхования, инжиниринговые, банковские и финансовые, инвестиционные, операции с недвижимостью и ценными бумагами), научно-исследовательские, инновационные;

    по отраслевой принадлежности (степени диверсификации): моно-отраслевые (специализированные фирмы и их объединения – синдикат, картель); диверсифицированные – с сохранением профилирующего производства (концерн); без сохранения профилирующего производства (конгломерат); многоотраслевые, включающие в свою деятельность финансовые операции (холдинги, ФПГ);

    по территориальной принадлежности – национальные и транснациональные компании;

    по величине – крупные, средние, малые;

    по организационной форме: единоличное владение; партнерства; акционерные общества или корпорации [28].

    Организационно-правовые формы хозяйствования представляют собой соответствующие определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управления, дающие возможность человеку, гражданину, коллективу обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта и стать общественно признанным хозяйственником, предпринимателем [19].

    При этом под правовой формой предприятия подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти [19].

    Рассмотрим основные формы предпринимательской деятельности.

    Индивидуальные предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, не посредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты [22].

    В странах рыночной экономики индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации предпринимательства, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство – самая простая форма предпринимательства. Тем не менее, распространенность ее обусловлена не только простотой организации и оформления, но и в силу ряда имеющихся у нее преимуществ, – сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

    Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по себе является мощным стимулом для инициативной деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.

    Индивидуальные предприниматели в наибольшей степени приближены к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость – важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности.

    Вместе с тем, она имеет и ряд недостатков: 1) отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство, так как его финансовые возможности ограничены; 2) ограничение у него возможности в получении всей возможной экономии от масштаба производства; 3) низкая эффективность менеджмента; 4) полная хозяйственная ответственность предпринимателя., что как бы делает его заложником своего «дела» [14].

    Стоящие перед индивидуальным предпринимателем проблемы ограниченности ресурсов и высокого риска могут быть в известной степени преодолены посредством организации товарищества.

    Товарищество (партнерство) – объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении [16].

    В ряду характеризующих товарищество черт следует выделить: фиксированный состав участников; долевое участие в предприятии; участники несут личную имущественную ответственность.

    В организационном плане товарищество, хотя и требует договора между его участниками, остается достаточно простой формой организации предпринимательства. Между тем, сохраняя преимущества индивидуального предпринимателя, эта форма дает более лучшие возможности для привлечения ресурсов в силу расширения круга участников. Более широкая имущественная база позволяет расширить возможности привлечения кредитных источников, гарантируемых теперь имуществом всех участников. Товарищество – это, по сути дела, специфическая форма разделения риска. Будучи разделенным среди участников товарищества, риск снижается в отношении каждого из них.

    Однако и товарищество не лишено недостатков: 1) возможная конкуренция среди участников товарищества; 2) снижается оперативность в принятии решений; 3) товарищество все же сохраняет в себе чрезмерную ответственность участников притом в значительной степени теперь обусловленную и чужими ошибками. Все это делает данную форму организации предпринимательской деятельности достаточно уязвимой, не случайно она наименее распространена [28].

    Корпорация – основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Корпоративная форма организации предпринимательства сложилась в конце ХIХ века и была обусловлена качественными сдвигами в производительных силах общества.

    В современной рыночной экономике именно корпорации играют ключевую роль. Имея скромную долю в структуре организационных форм – не более 20– 25%, корпорации дают 80 – 90% хозяйственного оборота. Между тем, сущностные особенности корпорации связаны отнюдь не с масштабностью их деятельности, тем более что большинство корпораций все же имеют довольно скромные размеры.

    Главная экономическая особенность корпоративной формы состоит в том, что она выступает законченной формой обособления собственности от управления и экономически и юридически обособлена по отношению к ее учредителям и участникам, что в корне отличает ее от единоличных предпринимателей и партнерств.

    Конечно, как и любая другая форма, корпорация также не лишена недостатков: 1) организационные трудности, возникающие оформлении и регистрации данной формы, преодоление которых требует значительных усилий и средств; 2) порядок образования корпоративных образований достаточно жестко регулируется и связан с определенными ограничениями; 3) излишнее налоговое бремя, возникающее в связи с двойным налогообложением — сначала прибыли корпорации, а затем выплачиваемых акционерам дивидендов; 3) сложность взаимоотношений между акционерами (которым принадлежит юридически корпорация) и управляющими (у них реальная власть руководства) [27]. Эта проблема может быть смягчена при помощи инструментов как законодательного, так и экономического характера. В первом случае в виде механизмов контроля за деятельностью управляющих, а во-втором – форм материального стимулирования как способа вынудить управляющих работать в интересах акционеров. Ясно одно, чем более распыленным является акционерный капитал, тем более вероятной становится возможность злоупотреблений со стороны управляющих.

    Существуют разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным из них является акционерное общество, мобилизующее капитал путем выпуска ценных бумаг: акций и облигаций. Главная отличительная особенность акционерного общества состоит в свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Поэтому их часто называют общественными, хотя по сути это частные предприятия. Среди других типов корпоративной организации следует отметить, так называемые S-корпорации, представляющие собой сочетание качеств корпорации и партнерства. Нельзя не сказать о холдингах, являющихся держателями акций других корпораций и выступающих, таким образом, своеобразной формой регулирования всего корпорированного сообщества. Довольно широкое распространение получили профессиональные корпорации, представляющие собой объединения по профессиональному признаку — юристов, медиков и т.п., участники которых оказывают соответствующие услуги. Профессиональные корпорации – это своеобразная форма акционерного общества закрытого типа.

    Итак, предпринимательство представляет собой особый вид экономической активности в целях извлечения прибыли, которая основывается на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Основными и важнейшими субъектами предпринимательской деятельности является предприниматель, государство и потребитель. Предпринимательство является важнейшим и необходимом элементом рыночной экономики.

     

     

    2. государственное регулирование ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

     

    2.1. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

     

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов [29].

    Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

    Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

    Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

    Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

    Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

    Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

    Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

    в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

    в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

    в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

    в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.) [30].

    Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

    Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

    К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

    Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

    Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

    В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики [16].

    Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

    Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

    Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

     

    2.2. Роль государства в развитии предпринимательства

     

    Роль государства как регулятора предпринимательской деятельности проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой в социальной защищенности личности.

    <

    Экономические функции современного государства довольно многообразны, и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или ивой цели.

    Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

    Одна из важнейших функций государства – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста путем воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары в услуге, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государство для сглаживания пикнических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность [22].

    Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рывок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

    В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

    Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям [22].

    В развитом рыночном хозяйстве правовая основа должна представлять собой целую систему взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного экономического регулирования.

    Наконец, правовая основа должна быть и стабильной. Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Обеспечение правовой базы функционирования сложившейся рыночной экономики реализуется путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок.

    Функционирование рыночного механизма предполагает, что доход экономического агента зависит от количества и качества имеющихся у него ресурсов, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг. Но значительная часть населения не в состоянии обеспечить себе достойное существование [30].

    Рынки не обязательно распределяют доход по принципу социальной справедливости и равенства. Справедливыми будут неприемлемо высокие доходы дня преуспевающих в конкурентной борьбе и низкие — для потерпевших в ней неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Поэтому в рыночной экономике государство берет на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допустить обнищания отдельных социальных слоев.

    Основными каналами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограниченны. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

    Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов, в этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем если бы оно само занималось инвестированием проектов [22].

    Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

    В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

    Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику [31].

    Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

    К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

    Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

     

    2.3. Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности

     

    Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1]. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права.

    Предпринимательская деятельность регулируется огромным количеством нормативных актов различного уровня. Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. [1]. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Вторым по значению нормативным актом, регулирующим гражданские и предпринимательские отношения, является Гражданский кодекс РФ [2]. В 1994 г. была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, которая вступила в действие с 1 января 1995 г. С 1 марта того же вступила в силу вторая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая договорные отношения, а с 1 января 2002 г. – третья часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая наследственные и внешнеэкономические отношения. Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.

    Также предпринимательская деятельность регулируется и обычаями делового оборота. Обычай делового оборота – особый источник права, поскольку он не содержит существенных признаков нормативного акта. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ) [3].

    Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

    Принцип законности – всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа – требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности – основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности [16].

    Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм [15].

    Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности [18].

    Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства – взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности [16].

    Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции [1], поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему – проблему собственности. Термин «собственность» и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

    Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

    Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон «Об акционерных обществах», новые редакции законов «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», установившие современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция Таможенного кодекса (1995 г.), федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

    Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ «О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

  • наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей – хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма – монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,
  • наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур[22].

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности [19].

Лицензирование предпринимательства – сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию. Это опасно для экономики, особенно в условиях практически полного отсутствия общественного контроля за деятельностью бюрократической машины. Таким образом, у гослицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто чтобы их разорить.

Сейчас под закон о лицензировании подпадают только те виды предпринимательской деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону – не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

С 1 июля вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Им предусмотрена административная дисквалификация участников рынка, нарушающих закон – запрет осуществлять определенную деятельность или занимать определенную должность на срок до трех лет. Применить такую санкцию может только суд.

Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.

Таким образом, предпринимательскую деятельность в России регулируют следующие нормативно-правовые и законодательные акты: Конституция РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушений РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон «Об акционерный обществах», Закон «О банках и банковской деятельности», ФЗ: О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ: «О естественных монополий», ФЗ: «О защите прав потребителей»; ФЗ: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и многие другие.

Таким образом, государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Многие десятилетия предпринимательство в СССР определялось как уголовно наказуемое деяние и было объектом морального осуждения. Частный бизнес, разумеется, не исчезал, но существовал в подполье — в виде субкриминальной деятельности так называемых цеховиков и т.п.

Попытка возрождения действительно частного предпринимательства была предпринята в эпоху перестройки. Эта попытка осуществлялась через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы. Важнейшую роль в развитии арендных отношений сыграл Закон СССР «О госпредприятии (объединении)» (1987 г.). Введенные тогда формы хозяйственного расчета способствовали освоению на местных предприятиях промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений.

В мае 1987г. вступил в действие Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ИТД), который был направлен на дальнейшее развитие предпринимательства. Принятие этого закона вызвало всплеск хозяйственной активности самых широких слоев населения. Только с 1988 по 1989 г. число граждан, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, увеличилось с 429 до 723 тыс. человек, то есть на 69%.

Далее, серьезное содействие развитию предпринимательства оказал Закон «О кооперации в СССР» (1988 г.). Благодаря его принятию число кооперативов в строительстве, производстве товаров, массовом питании, бытовых услугах уже в 1988 г. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз. Так начался первый этап развития малого бизнеса
в бывшем СССР [21].

Кооперативы, ИТД, арендные предприятия открыли шлюзы для легальной предпринимательской активности. Они демонстрировали максимально возможные в тех условиях гибкость хозяйственной деятельности, приспособляемость к внешней среде. Но все же характерной чертой малых форм хозяйствования «перестроечного» типа была их тесная привязка к госсектору.

Провозглашенный в конце 1991г. курс на реальные рыночные преобразования открыл новый этап частнопредпринимательской деятельности. Указ о свободе торговли, подписанный Б.Н. Ельциным, помог отбросить многие условности. Провозглашалось, что зарождающимся рыночным силам следует не мешать, а предпринимательские усилия широких масс населения решат основные проблемы.

Тогда заряд надежд на лучшее в сочетании со снятием административно-уголовных запретов на предпринимательскую деятельность дал всплеск роста числа малых предприятий по всей стране. 1992-й был годом самых высоких за весь постсоветский период темпов роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Он положил начало недолгому второму этапу
— этапу бурного роста легального малого предпринимательства.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером увеличения числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Довольно мощный рост наблюдался в материально-техническом снабжении и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза), а также в сфере народного образования (2,8 раза) [21].

На начальном этапе рыночных реформ российское малое предпринимательство широко демонстрировало свои созидательные возможности. Важнейшими функциями МП стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса, в том числе через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию (помимо основной, часто чисто формальной занятости). В отраслевой структуре МП на торгово-посредническую деятельность приходилось более 50%.

Все более широкое распространение получал в начале 90-х гг. «челночный» бизнес. Десятки тысяч людей разъезжались за покупками по близлежащим странам.. Торговля — естественное начало развития всякого малого бизнеса, тем более что в советское время ее в подлинном смысле слова не было, существовало более или менее прикрытое условностями «распределение».

В 1993 г. продолжался процесс бурного учредительства новых юридических лиц, выразившийся в увеличении количества малых предприятий примерно на 2/3. Причем в абсолютном выражении прирост МП превысил предыдущий год. Примерно на 1 млн человек возросло число полностью занятых в МП, достигнув рекордной величины в 8,63 млн человек. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и немного уменьшилась доля сферы производства [17].

В сущности, еще тогда сложилось относительно устойчивое распределение российского малого бизнеса по регионам. По численности МП абсолютным лидером стал Центральный экономический район (более трети МП) с ядром в Москве (более 20% МП).

Но уже 1994г. дал резкое замедление темпов прироста числа малых предприятий и занятых в них. Рост составил чуть более 1%. Произошло сокращение среднесписочной численности занятых в МП.

С 1994г. началась активная борьба с инфляцией. Это привело к своего рода дефляционному сжатию, денежные ресурсы в открытой экономике стали стоить чрезвычайно дорого. В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой концентрации и централизации капиталов, а также хозяйственной деятельности. Пошло широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой таких поглощений.

1995г. стал первым годом падения числа российских малых предприятий и среднесписочного числа занятых в этом секторе. Падение численности МП составило 8,8%, а занятых — 4,5%. Таким образом, начался продолжающийся и по настоящее время третий этап
развития, вернее, фактической стагнации российского малого предпринимательства.

Отрицательные темпы прироста МП по-разному проявили себя в отдельных отраслях. Так, впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами стало расти число МП в строительстве и на транспорте (на 18% и 19% в 1995г.). В торговле и сфере общественного питания произошло снижение числа МП примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка абсолютное сокращение составило 18,7%. Все это происходило на фоне некоторого снижения удельного веса торгово-посреднической сферы в деятельности малых предприятий. В науке и научном обслуживании сокращение числа малых предприятий составило 5,6%.

С 1995г. общая численность малых предприятий — юридических лиц уже много лет колеблется около 840 – 890 тыс. Среднесписочная численность занятых на МП среди общего числа занятых в экономике страны за эти годы, правда, увеличилась примерно на 1,5%. Но при этом удельный вес внешних совместителей и работающих на МП по договорам значительно сократился. Устойчиво происходит уменьшение удельного веса МП в выпуске товаров и рыночных услуг страны (с 8% в 1997г. до 5,9% в 2000г.), а также в инвестициях в основной капитал (с 5,4% в 1997г. до 2,6% в 2000г.). [24]

При всех трудностях развития за годы реформ малый бизнес в борьбе за выживание успешно учился самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП с середины 90-х гг. начали диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более половины МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимались еще и торговлей.

На малых предприятиях успешно отрабатываются рыночные навыки самоокупаемости, самоконтроля, работы в условиях высоких рисков. Выкристаллизовываются принципы организации дела, подбора кадров, оплаты труда, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Доказательством овладения малых предпринимателей умением просчитывать риски и адаптироваться к фискальной политике государства может служить достаточно быстрое увеличение числа таких субъектов малого бизнеса, как «предприниматели без образования юридического лица», в ответ на новации в налоговом законодательстве. Их число увеличилось с 3,1 млн. в 1998г. до почти 4,5 млн. к середине 2002г. То есть малый бизнес продолжает развиваться в такой организационно-правовой форме, которая позволяет вести учет в облегченной форме и пореже встречаться с разного рода контролерами [24].

На третьем этапе развернулся процесс формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Причем на региональном уровне этот процесс шел быстрее, чем на федеральном. Первые законы и программы поддержки МП принимались, первые департаменты и фонды поддержки создавались именно в субъектах РФ.

На нынешний момент, несмотря на наблюдающийся с 1999г. относительно устойчивый рост российской экономики, статистические показатели не дают оснований говорить о том, что малый бизнес пошел в рост — ни по числу зарегистрированных МП, ни по численности занятых, ни по доле в ВВП страны. В Приложении 1 приведена динамика численности малых предприятий с 1997 года по 2002 года, а количество зарегистрированных малых предприятия по федеральным округам РФ в табл. 1.

 

Таблица 1– Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2003 г. в расчете на 100 тыс. населения1

Прирост/ сокращение (-)

количества зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. населения

за период

01.07.2002- 01.07.2003 

РФ 

617,4 

7,0 

Центральный 

879,9 

-22,2 

Северо-Западный 

951,7 

23,1 

Южный 

438,3 

41,5 

Приволжский 

470,9 

1,9 

Уральский 

460,9 

8,8 

Сибирский 

481,0 

32,1 

Дальневосточный

461,8 

-31,3 

 

За период с 1 июля 2002 г. по 1 июля 2003 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 1,2%, составив на последнюю дату 888,8 тыс. ед. В расчете на 100 тыс. жителей количество зарегистрированных МП также выросло и достигло по состоянию на 1 июля 2003 г. 617,4 ед. Отраслевая структура малых предприятий — один из самых устойчивых показателей состояния данного сектора экономики. Ведущей отраслью малого предпринимательства по количеству предприятий из года в год остается торговля и общественное питание. Ее вес увеличился с 43% в 1997 г. до 49% в 2002 г. [24].

Отраслевая структура рабочих мест, предоставляемых малыми предприятиями, также мало изменилась за прошедшие годы. Первое место удерживает сфера торговли и общественного питания: за 1997 – 2002 гг. ее доля выросла с 28,3% до 38,1%. [24].

Малые предприятия отраслей материального производства, главным образом промышленности и строительства, предоставляли порядка половины всех рабочих мест в малом бизнесе. При этом следует констатировать, что на фоне роста торгового сектора доля названных отраслей сокращается.

На 1 июля 2003 г. по сравнению с 1 июля 2002 г. количество МП на 100 тыс. жителей выросло в 45 регионах. Наибольшее увеличение произошло в Корякском АО (на 350,4 ед.), Ставропольском крае (на 200,6 ед.), Чукотском АО (на 135,4 ед.), Белгородской (на 126,8 ед.), Псковской (на 115,7 ед.) и Новосибирской (на 114,1 ед.) областях, Краснодарском (на 114,3 ед.), Приморском (на 89,4 ед.) и Красноярском (на 76,3 ед.) краях [24].

 

Таблица 2Распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей

за период с 1 июля 2002 г. по 1 июля 2003 г.

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей

01.07. 2003 г. —

01.07.2003 г.

Сильное сокращение (свыше 100 ед.) 

9

Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.) 

3

Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.)

21

Без изменений (0 ед.) 

10

Небольшое увеличение (от 0,1 до 50 ед.)  

27

Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.) 

11

Сильное увеличение (свыше 100 ед.) 

7

 

Сильное сокращение наблюдалось в Магаданской области (на 392,6 ед.), Хабаровском крае (на 181,7 ед.), Владимирской области (на 146,1 ед.), Кабардино-Балкарской республике (на 140,7 ед.), Московской (на 132,6 ед.) и Рязанской (на 127,5 ед.) областях, а также в Республиках Северная Осетия-Алания (на 118,0 ед.) и Марий Эл (на 106,6 ед.) и Калужской области (на 113,3 ед.) [24]

На 1 июля 2003 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом увеличилось по сравнению с 1 июля предыдущего года, однако рост был незначительным.

Проведенный выше анализ состояния малого предпринимательства позволяет сделать вывод, что нынешние трудности в становлении и развитии российского малого предпринимательства лежат в основном за пределами самого этого сектора.

В нынешней модели развития российской экономики, нацеленной прежде всего на экспорт топливных ресурсов, малый бизнес пребывает на задворках. Несмотря на ряд «судьбоносных» встреч и заседаний на самом высшем уровне, отсутствует целенаправленная государственная политика в отношении развития малого бизнеса. При формировании законодательной базы, бюджетном планировании вопросы и нужды малого предпринимательства практически не рассматриваются.

Государство через законодательство и фискальные органы пытается частично переложить на малый бизнес недобор налоговых поступлений с крупного бизнеса и финансово-промышленных групп, делает его заложником своего неумения или нежелания рационально распорядиться ресурсами и собственностью для наполнения бюджета [18].

Несмотря на предпринятые в последнее время шаги в области реформирования налоговой системы, а также некоторого упорядочивания контрольно-разрешительной деятельности государственных ведомств, внешняя среда предпринимательской деятельности остается неблагоприятной, существенного снижения административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.) не произошло.

Отсутствие стабильности и противоречивость законодательства, невыполнение взятых на себя государством обязательств по отношению к малому предпринимательству, кадровая чехарда на федеральном уровне порождают у предпринимателей неуверенность в завтрашнем дне, ведут к свертыванию деловой активности.

Государство не принимает никаких мер для стимулирования предпринимательской активности населения, которая сама по себе достаточно высока. Нет механизма поддержки стартующих предприятий.

Основной вывод — неудовлетворительная ситуация в развитии малого предпринимательства является следствием серьезных системных просчетов в стратегии реформирования экономики страны. Решение глубинных проблем связано с серьезной ревизией целей, средств и методов государственной социально-экономической политики в отношении малого и среднего бизнеса.

Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Она, эта политика, должна содействовать (по сути, в основном снимать препоны) саморазвитию бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.

Эти цели достижимы только при глубокой реформе самого государства, прежде всего исполнительной власти, серьезном перераспределении налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в пользу регионов и местного самоуправления, выращивании институтов, которые могут обеспечить косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп (молодежного, инновационного малого бизнеса) малых предприятий.

В заключении следует отметить, что уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая проведенное исследования можно сказать следующее. Поставленная в начале работы цель курсовой работы была достигнута. Было дано определение, выявлена сущность и рассмотрены основные форм осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации. В ходе раскрытия цели работы были решены поставлены задачи: рассмотрено понятие предпринимательства; выявлены сущность и субъекты предпринимательства; проанализированы основные формы предпринимательской деятельности; сделан анализ механизмов государственного воздействия и регулирования предпринимательской деятельности; определена и охарактеризована нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности; проанализированы основные проблемы развития предпринимательства в нашей стране и возможные пути их решения.

Предпринимательство представляет собой особый вид экономической активности в целях извлечения прибыли, которая основывается на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Основными и важнейшими субъектами предпринимательской деятельности является предприниматель, государство и потребитель. Предпринимательство является важнейшим и необходимом элементом рыночной экономики.

Государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

Уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

Проводя анализ основных особенностей организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а также прав и обязанностей отдельных субъектов предпринимательства и их учредителей и членов в соответствии с законодательством РФ, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее удобными формами предпринимательской деятельности, направленными на получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: индивидуальное предпринимательство и хозяйственные общества.

Они могут наиболее гибко реагировать на изменение внешних факторов, таких как конъюнктура рынка, изменения законодательства, отношения с партнерами и т.д. Участники (учредители) хозяйственных обществ не несут чрезмерной ответственности по обязательствам общества, к примеру, по сравнению с хозяйственными товариществами.

Не случайно, при создании в России рыночной инфраструктуры, начиная с 1991 года, наибольшее распространение и развитие получили именно такие формы предпринимательской деятельности. Они начали наиболее интенсивно развиваться с 1992 года, в основном, в виде малого предпринимательства в сферах торговли и посреднических услуг. Именно малые предприятия стали залогом продвижения России по пути построения рыночных отношений.

Однако, без поддержки государства малое предпринимательство в России не сможет активно развиваться.

Предпринимательство как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения, и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах.

Основными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности в России являются экономические и административные. Инструментами экономической политики являются денежно-кредитная политика, фискальная политика государства, бюджетная политика, социальная политика. Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов – лицензирование, квотирование, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства, прямой государственный контроль над монопольными рынками, правовые методы.

Основной базой функционирования предпринимательской деятельности является созданная в нашей стране нормативно-правовая база, регулирующая хозяйствующую деятельность экономических субъектов. Среди них прежде всего следует выделить – Основной закон –– Конституция РФ, Гражданский, Налоговый Кодекс, КоАП и Федеральные законы, определяющих механизм функционирования предпринимательства.

Между тем меры государственного воздействия ни в коей мере не должны ограничивать деятельность субъектов предпринимательства, создавать барьеры на развитии рыночных отношений, свободу предпринимательского выбора.

В то же время основными проблемами развития предпринимательства в России является несовершенство действующих законов, мало учитывающих реальные экономические условия, оправданная фискальная политика, глобальный контроль, бюрократизм государственных структур, отсутствие государственной поддержки.

Таким образом, необходимо принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2003.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от мая 1995 г // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 от 30 ноября 1994. /// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г // СЗ РФ. № 24. Ст. 406.
  5. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. Вступил в действие 01 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  6. Налоговый кодекс РФ Ч. 1, Ч. 2. М., 2002.
  7. Об акционерный обществах: ФЗ от 26 декабря 1995 г // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.
  8. О банках и банковской деятельности: Закон в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  9. О несостоятельности (банкротстве): ФЗ РФ от 26 окт. 2002 г. // Российская газета от 30 окт. 2002.
  10. О естественных монополий: ФЗ от 17 августа 1995 г // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.
  11. О защите прав потребителей в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 410.
  12. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в ред. Федерального закона от 25 мая 1995 г // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.
  13. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО, 2004, №12.
  14. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: ИНФРА-М, 2003.
  15. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. – М., 2004.
  16. Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. М., 2003. Ч. 1.
  17. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. –М.: Экономика предприятия, 2003.
  18. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). М., 2002.
  19. Коммерческое право / Под ред. Попондопуло В., Яковлевой В.Ф. СПб., 2002.
  20. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М., 2001.
  21. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  22. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. В.М.Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  23. Самуэльсон П. Экономикс Т.П. –М.: АЛГОН, 20002.
  24. Шестоперов О.М., Евдокимов П.В. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002 – 2003 г.г. М., 2003.
  25. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Экономика, 1982.
  26. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М. Изд-во МГУ, 1991
  27. Хоскинг А. Предпринимательство в конце ХХ века. – М. Прогресс, 2000.
  28. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А.Сафронова: Юристь – М., 2002
  29. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2003
  30. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп.: ВЛАДОС. – М., 2001
  31. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.– СПб.: ПИТЕР, 2002.

Приложение

 

Динамика числа малых предприятий по отраслям экономики в 1997 – 2002гг.1

Отрасли 

Темпы прироста числа МП, % на конец года, тыс. единиц

Число малых предприятий 

1997 

1998 

1999 

2000 

2001 

2002 

1997/ 1998 

1998/ 1999 

1999/ 2000 

2000/ 2001 

2001/ 2002 

Всего 

861,1 

868,0 

890,6 

879,3 

843,0 

882,3 

0,8 

2,6 

-1,3 

-4,1 

4,7 

В том числе: 

                     

Промышленность

134,8 

136,1 

136,2 

134,2 

125,1 

121 

1,0 

0,1 

-1,5 

-6,8 

-3,3 

Строительство

142,1 

137,5 

135,9 

126,8 

121,9 

113 

-3,2 

-1,2 

-6,7 

-3,9 

-7,3 

Торговля и общественное питание

372,8 

386,1 

399,7 

407,5 

388,1 

422,4 

3,6 

3,5 

1,9 

-4,8 

8,8 

Транспорт

18,6 

18,6 

21,0 

19,5 

18,8 

20,2 

0 

12,9 

-7,1 

-3,6 

7,4 

Сельское хозяйство

11,9 

13,8 

13,5 

14,4 

13,4 

15,6 

16,0 

-2,2 

6,6 

-6,9 

16,4 

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

36,0 

35,2 

36,7 

35,7 

34,7 

38,8 

-2,2 

4,3 

-2,7 

-2,8 

11,8 

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

11,2 

9,2 

9,2 

9,6 

9,4 

Н.д. 

-17,8 

0 

4,3 

-2,1 

 

Наука и научное обслуживание населения

43,9 

38,8 

37,1 

30,9 

28,5 

22,7 

-11,6 

-4,4 

-16,7 

-7,8 

-20,4 

Информационно-вычислительное обслуживание

6,4 

5,2 

5,2 

5,6 

6,4

Н.д. 

-18,7 

0 

7,6 

14,3 

 

Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение

15,4 

17,2 

17,9 

18,5 

17,4 

19,0 

11,7 

4,1 

3,3 

-5,9 

9,2 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.12MB/0.00049 sec

WordPress: 22.03MB | MySQL:116 | 2,203sec