ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

<

021115 2344 1 ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКААктуальность темы исследования определяет то, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал.

В соответствии с основной целью производственного предприятия — получением прибыли на вложенный в производство труд и капитал — выстраивается цепь действий. Прежде всего, предприятие определяет: куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал; каким образом, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить наращивание капитала.

В соответствии с основной целью производственного предприятия — получением прибыли на вложенный в производство труд и капитал — выстраивается цепь действий. Прежде всего предприятие определяет: куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал; каким образом, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить наращивание капитала.

В данной работе будут рассмотрены:

– предприятие, фирмы, отрасль в условиях рынка;

– предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики.

В первой главе анализируется микроэкономика и рыночный процесс, рассматривается макроэкономика как подсистема экономической науки, исследуются общие основы и принципы функционирования рыночной экономики, структурная перестройка экономики, конкуренция как стимул экономического прогресса в условиях рынка, виды конкуренция. Обращено внимание на проблемы создания конкурентной среды в экономике, на соотношение конкуренции и антимонопольное законодательство.

Вторая глава посвящена вопросам предприятия и предпринимательства в условиях рыночной экономики: сущность и формы предпринимательства; характеристика основных видов предприятий (фирм); предприятие –главный субъект микроэкономики; приведена классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, типам производства, размерам; виды предприятий в отрасли; проанализирована организационно-правовая форма предприятий; охарактеризованы объединения предприятий (концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации, международные объединения); обращено внимание на особенности функционирования госпредприятий в условиях рыночной экономики; дана характеристика фирмам.

 

 

1.1. Микроэкомика и рыночный процесс

 

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. micros – малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих ее основных подразделениях, сферах и проблемах, то макроэкономический анализ, или макроэкономика (греч. macros – большой). Так, анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке – это микроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектор, потребление и накопление.

Следует отметить, что граница между мирко- и макроуровне, например положение дел в конкретных отраслей и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятия этих отраслей, так и для экономики страны в целом.

Микроэкономический анализ рассматривается как часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как отрасли, фирмы и домашние хозяйства, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуг.

Есть и более широкое определение: микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов (наемных работников, предпринимателей, фирм и т.д.), а микроэкономический анализ объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Еще одним важным аспектом микроэкономики является изучение взаимодействия субъектов экономики в процессе образования более крупных структур — рынков в отраслях промышленности.

Существуют и другие определения микроэкономики, которые в основном сводятся к следующему:

1. Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами — фирмами, потребителями и др.

2. Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.

В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. Понятие «фирма» и «предприятие» не тождественны, так как фирма может состоять, например, из нескольких предприятий.

Рынок — объективно необходимое условие обмена товарами и функционирования любого современного общества. Он подчинен законам производства и общественного разделения труда, которые непосредственно связаны не только с законами общественного развития, но и с законами природы. Поэтому рынок невозможно произвольно, указами органов власти ни отменять, ни вновь вводить.

Современная экономика любой страны не может функционировать, не опираясь на основные компоненты рынка. В противном случае это была бы экономика чисто натурального хозяйства, которое прекратило свое существование несколько столетий назад. Рынок — это следствие общественного разделения труда, т. е. изготовления продукции с целью обмена. В свою очередь, обмен обусловил возникновение денег и денежного обращения.

Для рыночной экономики необходимо функционирование сфер деятельности, которые содействуют продвижению товарных и денежных потоков от продавца к покупателю, реализуют сбыт и обеспечивают рынок необходимой коммерческой информацией. Эти сферы хозяйства, позволяющие рынку эффективно выполнять свои функции, получили название его инфраструктуры.

Рыночные отношения реализуются по поводу самых разнообразных товаров и услуг, которые становятся объектом купли-продажи.

Рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. К ним относятся транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, банки, суды, общества потребителей и т.д. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, однако нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развитая.

Воздействие рынка на повышение эффективности развития экономики проявляется во многих направлениях:

1. Конкуренция заставляет минимизировать издержки, так как в этом случае возможно увеличение массы прибыли. Следовательно, рынок выполняет функцию стимулирования экономии используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу.

2. Фирмы, участвующие в производстве, выпускают продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохраняет конкурентоспособность. Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, менять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции. Это функция адаптации производства к меняющемуся спросу.

3. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются. Это санирующая функция рынка. Она улучшает производственную структуру, выравнивая ее, делая способной к выполнению более сложных задач, так как ее теперь представляют более эффективные производители.

4. Рынок выполняет и важную информационную функцию. Он дает возможность производителям на основе рыночных сигналов, таких, как цены, ставки за кредит и др., принимать хозяйственные решения, выводящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.

Рынок — достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это заставляет отметить несовершенства рынка.

1. Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой.

2. Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос.

3. Следуя жестким правилам конкурентной борьбы, рынок стимулирует внедрение новых технологий и повышение качества товаров.

4. Частные интересы отдельных производителей в рыночной экономике могут противоречить интересам общества.

5. Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения, приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить.

Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и следить за работой самого рыночного механизма.

 

1.2. Конкуренция как стимул экономического прогресса в условиях рынка. Виды конкуренции

 

Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованный формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. В отличие от искусственного, навязываемого, внешне организуемого соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе.

По самому общему определению, конкуренция — это соперничество между участниками рынка.

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

– существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

– доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

– вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

– нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Несовершенная конкуренция принимает различные формы. В самом общем случае их три:

а) монополия (чистая). Производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции;

б) дуополия. Производство данного и однородного вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производитель ограничен в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);

в) олигополия. Это относительно небольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены в большей степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однородную продукцию (возможна незначительная ее дифференциация);

г) монополистическая конкуренция. Характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию, но однородную по функциональному назначению, причем подобная дифференциация может быть как воображаемая, так и реальная; контроль над ценами очень слабый.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, — это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos — один и ро1ео — продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos — один и opsona — закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма).

Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. oligos — немногий и ро1ео — продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию

 

1.3. Проблемы создания конкурентной среды в экономике

 

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств сострит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, – чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

Для формирования конкурентных рынков необходимы соответствующая институциональная среда, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных производителей.

Необходимым условием развития рыночного хозяйства является наличие конкурентной среды. Ее признаки выражаются в том, что рынок: не монополизирован государством или частной компанией; юридически подкреплен законами, охраняющими права частной собственности, что позволяет рыночному механизму обеспечить здоровую состязательность производителей; предполагает многообразие форм собственности, где наряду с государственными функционируют частные и акционерные предприятия. С точки зрения рынка имеет право на существование любая форма собственности, но закрепляются только те формы, в которых обеспечивается эффективное использование ресурсов; основывается на свободном ценообразовании. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любом современном обществе, однако,
если государство берет на себя функцию тотального установления рыночных цен, то такая экономика теряет свойство саморегуляции. Это значит, что она из рыночной превращается в командно-административную.

Именно таковы условия, без которых не может существовать рыночная система.

Для того чтобы она беспрепятственно развивалась, необходимы дополнительные условия: наличие резервов роста экономики; обеспечение подвижности ресурсов; функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.

Существует ряд признаков, которые в сумме определяют режим свободного (совершенно конкурентного) рынка:

1. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный вход на рынок и выход из него.

2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.

3. Наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации (о предложении и спросе, о нормах прибыли, ценах и т.д.).

4. Абсолютная однородность одноименных продуктов, отсутствие товарных марок и т.п.

5. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на других участников рынка.

В современном мире свободный рынок не существует и не может существовать. В реальной экономике действует целый ряд препятствий, ограничивающих конкуренцию.

В конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощениям, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства. В этом случае действует, так называемый, эффект масштаба, отмеченный еще А. Смитом и который получил завершение в создании промышленных гигантов ХХ-го века, типичных как для нашей страны, так и для большинства развитых капиталистических государств.

Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них — и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.

 

1.4. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство

 

Главный признак экономики рыночного типа — раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающие возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе. Можно коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная экономика — это экономика свободного предпринимательства».

Всегда существует пространство экономических действий, содержание и способ осуществления которых зависят от людей и определяются ими либо индивидуальным, либо групповым, либо общественным образом. Смысл рыночной экономики в том, что она образует достаточно свободное, раскрепощенное пространство экономических действий.

Рыночной экономике свойственны многочисленные признаки, однако главный ее признак все же можно выделить. Это есть принцип свободы хозяйственной деятельности.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой государственным законом форме.

В рыночной экономике снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров как самими товаропроизводителями, так и любыми посредниками, стоящими между производителями и потребителями. На определенных условиях открывается доступ всех экономических субъектов, в том числе индивидуалов, частников, к традиционно государственным работам и услугам, включая науку, образование, медицинское обслуживание, транспортные услуги, услуги связи.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом ввиду их общественной опасности».

Экономическая свобода подразумевает помимо свободного выбора форм и видов деятельности, движения экономических ресурсов и торговли ими также свободное сосуществование на равноправных началах предприятий разных форм собственности.

Важнейшим элементом процесса демонополизации экономики является антимонопольная политика, которая в свою очередь имеет несколько основных направлений: стимулирование предпринимательства; развитие конкурентных начал; организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

С 1991 года по 2003 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий.

Но в 2003 году, через двенадцать лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

<

В результате такой необходимости, российским правительством еще в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Российской Федерации: приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; малый бизнес так и не получил должного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Сущность и формы предпринимательства

 

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Свободное общество признает это право не только по тому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам:

  1. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
  2. Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.

    В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

    Структуру категории «предпринимательство» можно представить в виде схемы (рис. 1).

    Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.

     

021115 2344 2 ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 2).

021115 2344 3 ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Рис. 2. Субъекты предпринимательской деятельности

 

Целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Для формирования и нормального функционирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Под экономическим условиями, прежде всего, понимается существование предложений товаров и спроса анна них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут потратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретения товаров.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования и существования предпринимательства. Прежде всего это устремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде и эти потребности могут меняться на разных этапах.

Огромное влияние оказывает и правовая среда. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития и т.д.

2.2. Предприятие – главный субъект микроэкономики

 

Под общим названием «предприятие» подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. Наряду с этим в научной литературе широко используются не одно, а два схожих понятия — «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. В соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма — общее понятие коммерческой организации.

В настоящее время по мере расширения сферы коммерческой деятельности фирменное наименование получают различного типа организации. К ним относятся:

–производственные организации, занятые в основном изготовлением, строительством и поставкой потребителям готовой товарной продукции личного, общественного и производственного потребления;

– торговые организации;

– брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организации.

Производственное предприятие (фирма) — это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения. Внутренняя среда предприятия (фирмы) — это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

С чисто правовой стороны, согласно законодательству Российской Федерации предприятием (фирмой) является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. К важнейшим задачам действующего предприятия (фирмы) относятся:

возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

недопущение сбоев в работе предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);

обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;

создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);

стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.

На производственных объектах создаются все материальные ценности, а с их помощью воспроизводятся и нематериальные блага. Предприятия (фирмы), специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства, такие как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Они составляют структуру отраслей, определяют их профиль и масштабы. Кроме того, предприятия и организации определенной фирменной принадлежности формируют размер и территориальную специализацию городов, поселков, областей, краев, в которых они расположены. Обеспечение нормальных условий жизни, труда и быта населения решается ими совместно с местными органами власти.

Следовательно, предприятия, их коллективы представляют собой главные элементы, на основе которых формируются одновременно и отраслевые, и территориальные комплексы, образуются хозяйственные органы (министерства и ведомства), получают развитие края, области, города. Поэтому во всех государственных документах эти предприятия рассматриваются как основные звенья народнохозяйственного комплекса. Структура управления экономикой страны построена таким образом, что в ней отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений предприятий. Задача системы хозяйственного управления на всех уровнях — от кабинета министров до директора завода, начальника цеха, мастера — одна и та же. Она сводится к тому, чтобы хорошо и продуктивно работал персонал каждого звена предприятия. Иными словами, чтобы каждый работник на своем рабочем месте добросовестно и квалифицированно выполнял работу, необходимую коллективу предприятия, потребителю продукции, стране.

 

2.3. Классификация предприятий. Виды предприятий в отрасли

 

Предприятия (фирмы, организации) различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации предприятий (фирм) по группам являются:

– отраслевая и предметная специализация;

– структура производства;

– мощность производственного потенциала (размер предприятия, фирмы).

Одними из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании предприятия четко определяется, для какого .конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено. В зависимости от этого предприятия разделяются на:

  • промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.;
  • сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
  • предприятия строительной индустрии, транспорта. Важнейшими с точки зрения потребностей человека являются предприятия, производящие предметы потребления. Это предприятия (организации) сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а также предприятия машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, изготавливающие товары массового потребления, предприятия жилищного и коммунального строительства.

Большое число предприятий связано с оказанием специализированных услуг производству и населению, включая транспорт всех видов, связь, материально-техническое снабжение, ремонт, торговлю и др. Принадлежность предприятия к той или иной отрасли производства должна конкретизироваться по видам внутриотраслевой специализации. Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. Это можно наглядно проиллюстрировать на примере промышленности, которая, в частности, делится на две большие группы специализированных отраслей — добывающую и перерабатывающую промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность подразделяется на отрасли легкой, пищевой и тяжелой промышленности и т. д.

В силу различных причин специализация предприятий не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли. В народном хозяйстве используются два вида определения отраслей принадлежности предприятия — по административно-организационному и продуктовому признакам. При использовании административно-организационного признака учитывается основной заявленный вид деятельности, а также принадлежность предприятия тому или иному ведомству или фирме (холдингу, концерну). Предприятия, выпускающие, например, машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны (к примеру, в угольной). В соответствии с продуктовым признаком, т. е. с отраслевой принадлежностью выпускаемой продукции, определяется структура и объем производства по каждой так называемой чистой отрасли. В таком случае все машиностроительные предприятия и цехи (независимо от их административной подчиненности) относятся к машиностроению, транспортные — к транспортной отрасли, строительные — к строительной и т. д.

На практике все реже встречаются предприятия (фирмы), отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные. Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, по выпуску тканей, пошиву одежды, производству чугуна, стального проката, литья, поковок для машиностроения, выработке электроэнергии, производству зерна, мяса и т. д. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. В промышленности они могут специализироваться одновременно, скажем, на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструмента и т. д. В сельском хозяйстве — на выращивании зерна, овощей, фруктов, откорме скота, производстве кормов и т. п.

С усилением конкуренции многие ранее узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации. Они резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми — диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Перелив капитала из одной отрасли в другие происходит при этом в рамках одной фирмы.

Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид.

 

2.4. Организационно-правовые формы предприятий

 

По типу организационно-правовой формы предприятия создаются в форме товариществ, кооперативов и акционерных обществ (полных, смешанных, закрытых и открытых), обществ с ограниченной ответственностью, а также финансово-промышленных групп и холдинговых компаний.

Хозяйственные товарищества и общества являются товарищества наиболее распространенной формой коммерческих и общественных образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков.

Товарищества представляют собой образования, построенные на началах членство и объединения капитала, в то время как общества, — только на объединении капиталов.

Учредители товарищества несут полную солидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом. Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им. Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе гражданских правоотношений, то есть гражданского договора.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного хозяйственного товарищества и товарищества на вере.

Полное хозяйственное товарищество (ПХТ) — основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами, поэтому в случае, когда в действующем товариществе остается единственный участник, оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.

Деятельность самого товарищества, а также правомочность каждого его участника регулируется Учредительным договором. Управление деятельностью ПХТ осуществляется по общему согласию. При этом участники могут вести дела совместно, принимая решения как путем общего голосования, так и через поручение ведения дел отдельным его участникам. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

Главной отличительной особенностью ПХТ является чрезвычайно высокая степень хозяйственной ответственности его участников.

Товарищество на вере (коммандитное) – объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Товарищество на вере создается по тем же основаниям, что и полное товарищество, с тем лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков (коммандитистов), по крайней мере одного.

Отличительной особенностью «товарищества на вере» является различие в степени хозяйственной ответственности между учредителями – полными товарищами и вкладчиками, а также вытекающие из этого различия в их правоспособности.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме «Общества с ограниченной ответственностью», «Общества с дополнительной ответственностью» и «Акционерного общества».

Общество с ограниченной ответственностью – организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним или несколькими участниками, число которых не должно превышать законодательно устанавливаемого предела их численности. В своей деятельности общества данного типа руководствуются подписанным учредителями Учредительным договором и утвержденным ими Уставом, отражающих основные положения организации и управления обществом.

Управление обществом осуществляется через общее собрание учредителей и созданный ими исполнительный орган. Только общее собрание обладает исключительной компетенцией в отношении изменения Устава, размеров уставного фонда и утверждения финансовой отчетности.

Общество с дополнительной ответственностью – организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.

Все характеристики, данные в отношении общества с ограниченной ответственностью, в полной мере применимы и к обществу с дополнительной ответственностью. Исключение составляет лишь размер имущественной ответственности участников. Здесь их риск не ограничивается размерами внесенного вклада.

Акционерное общество (АО) – образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.

Основанием для создания акционерного общества является договор, заключенный между учредителями. Между тем, сам процесс образования AO регулируется законом об акционерных обществах. При образовании акционерного общества на базе приватизируемых предприятий порядок его создания регулируется законодательством о приватизации.

Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций.

Важно отметить, что до регистрации АО полную ответственность по его обязательствам несут учредители, однако после нее АО, приобретая права юридического лица, становится полностью независимым от своих учредителей хозяйственным субъектом и единственным собственником всего своего имущества. В этом смысле АО не выступает формой долевой собственности, а его акционеры не являются собственниками имущества АО. Акционеры обладают лишь правом на участие в управлении и получение известного дохода.

Управление АО осуществляется через общее собрание акционеров, имеющее исключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которых могут выступать как непосредственно управляющий орган, осуществляющий текущее руководство, так и Совет директоров или Наблюдательный совет, если число акционеров более пятидесяти.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства, образованное для совместного ведения хозяйственной деятельности посредством личного участия

Артель может быть создана гражданами числом не менее пяти человек. При этом никто из них не может участвовать в другом аналогичном кооперативе. Хотя основу артели должны составлять физические лица, допускается участие в нем и юридических лиц, что должно быть оговорено в Уставе кооператива.

Активы кооператива образуются за счет денежных и имущественных взносов участников. Разделенная на паи собственность кооператива является долевой собственностью, и каждый член артели сохраняет за собой притязания не только на принадлежащий ему пай в денежной форме, но и часть имущества кооператива.

Унитарное предприятие – выступающая юридическим лицом коммерческая организация, права собственности на имущество которой закреплены за ее учредителем.

Главным признаком унитарного предприятия является концентрация собственности у одного лица. Отсюда собственно и само понятие унитарного. Имущество унитарного предприятия не может быть разделено на доли, паи или акции. Само унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Оно принадлежит тому, кто учредил данное предприятие. Главной же отличительной чертой является то, что его правоспособность как юридического лица несколько сужена. В отличие от других субъектов предпринимательства, правомочных совершать любые непротиворечащие закону сделки, унитарное предприятие может совершать только такие, которые соответствуют установленным собственником целям деятельности, притом некоторые только с согласия собственника. Любая форма отчуждения имущества либо его залога должна быть согласована с собственником.

Законом предусмотрено существование двух типов унитарного предприятия: основанного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Различия между ними сводятся к различиям в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на распоряжение закрепленных за ними имуществом.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут быть двух видов — государственные, образованные Российской Федерацией и ее субъектами (республиками, областями и краями), и муниципальные, образованные муниципальными образованиями (городами, районами и т. п.). Учреждение государственных и муниципальных предприятий осуществляется уполномоченными на то органами соответствующего уровня. Источником формирования капитала этих предприятий является государственная и муниципальная собственность соответственно.

Управление унитарными предприятиями осуществляется единоличным руководителем, назначаемым собственником и действующим в соответствии с уставом предприятия и указаниями собственника.

Казенное предприятие – это предприятие, основанное на праве оперативного управления обособленной частью собственности государства, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия

Казенное предприятие находится под наиболее жестким контролем государства. Распоряжаться движимым, иногда включая даже продукцию, и недвижимым имуществом оно может только с согласия собственника. Напротив, собственник по своему усмотрению может изъять часть имущества у предприятия и передать его третьим лицам. С другой стороны, государство несет и ответственность по имущественным и иным обязательствам казенного предприятия, покрывая возникающие убытки из бюджетных средств. Ликвидируются казенные предприятия только по решению правительства Российской Федерации.

Существуют также предприятия, не ставящие перед собой целью получение прибыли. Их называют некоммерческими. Некоммерческой организацией является образование, не имеющее извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль среди участников. Она может быть представлена общественными и религиозными организациями, учреждениями, потребительскими кооперативами и благотворительными фондами, различными союзами и ассоциациями юридических лиц.

 

2.5. Объединения предприятий

 

По форме собственности объединения могут быть государственными, муниципальными, частными, с участием иностранных юридических лиц и смешанными. По степени самостоятельности различают участников объединений с сохранением юридического лица, без сохранения юридического лица, со смешанной формой участия. Степень самостоятельности участников определяется организационно-правовой формой объединения и принятым соглашением между ними. Объединение может создаваться как временное образование, срок деятельности которого устанавливается по соглашению, а также на постоянной основе — объединение, срок действия которого не определен.

По уровню и направлениям интеграции объединения могут быть отраслевыми, межотраслевыми, национальными и транснациональными. Отраслевыми называются объединения, которые состоят в основном из участников одной отрасли производства. Межотраслевыми признаются объединения, которые состоят из двух и более участников различных отраслей производства.

В зависимости от территориального признака размещения и состава участников объединения могут быть национальными, местными и международными (транснациональными). К национальным относятся объединения, которые состоят из участников как одной, так и нескольких отраслей производства, поставляющих продукцию на национальный (российский) рынок. Местными региональными) признаются объединения, которые состоят из участников, расположенных в нескольких городах и районах одной области (республики) и поставляющих продукцию на местные рынки. Международными (транснациональными) называются объединения, в состав которых входят один или несколько участников, являющихся нерезидентами.

По типу организационно-правовой структуры хозяйственные объединения создаются в форме товариществ, кооперативов и акционерных обществ (полных, смешанных, закрытых и открытых), обществ с ограниченной ответственностью, а также финансово-промышленных групп и холдинговых компаний. По форме организации управления объединения могут быть основаны на принципах доверительного управления (траст), организации холдинговой компании или равноправного участия собственников капитала в управлении. Доверительное управление осуществляется одним или группой доверенных лиц, являющихся профессиональными менеджерами и, как правило, работающих в объединении по найму (контракту). В этом случае функции собственности и управления разделяются. Управление, основанное на принципах организации холдинга, осуществляется холдинговыми компаниями — держателями контрольных пакетов акций (паев, долей) или выборными лицами из числа участников, чьи полномочия определяются учредительными документами объединения. Предприятия, входящие в состав объединения, в ряде случаев могут сохранять полную самостоятельность и права юридического лица и отвечать по обязательствам объединения только переданным объединению имуществом.

Объединение в соответствии с действующим законодательством ведет бухгалтерский и статистический учет и составляет отчетность. Объединение публикует данные о своей деятельности, сводные отчеты и балансы в порядке, установленном законом.

Холдинговая компания образуется, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. Различают два типа холдингов:

– чистый холдинг, когда через систему участия в акционерном капитале других фирм холдинг-компания занята лишь тем, что получает и наращивает доходы на вложенный капитал;

– смешанный холдинг, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния захватывает контрольные пакеты акций новых зависимых фирм и филиалов.

По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.) входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.

Холдинги, ФПГ и другие межотраслевые объединения с государственным капиталом могут получить статус независимого органа или подчиняться правительству. К 1998 г. в России действовало около 75 ФПГ, которые в значительной степени формировали экономическую и техническую политику страны.

Ассоциация — это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. Ассоциация — орган, как правило, с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнерами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности ассоциации в целом. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе.

Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация.

Наряду с бессрочными организационными объединениями, такими как товарищества, акционерные общества, холдинги, ФПГ, ассоциации и др. возникают временные объединения предприятий (организаций) для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Такого рода объединения получили название консорциумы. Они объединяют предприятия и организации независимо от их отраслевой принадлежности, подчиненности и формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.

К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, экологических и других программ.

Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. Главная задача синдиката — организовать совместный сбыт продукции (нефти, угля, железной руды, зерна, хлопка и т. д.).

Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, в которую члены синдиката должны сдавать по заранее оговоренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи. Дирекция синдиката в ряде случаев организует закупки сырья, материалов и других продуктов для участников синдиката на деньги, вырученные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель синдиката — расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.

Промышленные узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают совместные виды производства межотраслевого и регионального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность. В промышленных узлах формируются условия для развития региональной интеграции, кооперации, специализации производства, более полного использования уникального высокопроизводительного оборудования, производственных площадей и мощностей по переработке местного сырья, вторичных ресурсов, организации межотраслевых производств, развития обслуживания населения и коммунального хозяйства.

 

2.6. Государственные предприятия

 

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные   коммерческие   предприятия,   АО со 100-процентным государственным   капиталом,   а   также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция. Одновременно требуют регламентации   взаимоотношения   между   органами   государственного управления и новыми формами объединения предприятий — холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст).

«Казенными» называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие «казне», то есть государственные предприятия. Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства   (директивное   планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам   и   др.   Следовательно, рассматриваемые   предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование   казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Из сказанного следуют два вывода:

-численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;
      -применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

В России в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 «О реформе государственных предприятий» решение о ликвидации федерального   госпредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или хозяйства принимает Правительство РФ. Оно определяет, и федеральный орган исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и руководит его деятельностью.

Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее системы управления может быть: во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами; во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.

Практическая реализация этих положений видится в следующем:

1. Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.

2. В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.

3. Подбор менеджеров должен проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.

4. Заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием – «контракт плана», в котором содержится программа его деятельности.

5. Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных   предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет   средств от успешной предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.

6. Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантов схемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).

В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию   участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО: АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.

АО со 100-процентным государственным   капиталом несет самостоятельную имущественную ответственность. Создается возможность обращения   взыскания по долгам на имущество такого предприятия.

Наделение хозяйственной самостоятельностью   и установление ответственности по своим долгам создает объективные предпосылки «рыночного поведения» соответствующих фирм. Тем не менее достаточная эффективность деятельности таких АО сомнительна, имея в виду, что решения, принимаемые органом, в котором доминируют представители государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с   помощью рассмотренной организационно-правовой   формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО.

Более перспективны АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такое акционирование при его правильном проведении   решит три основные задачи. Во-первых, поскольку оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных   фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для реализации ваучеров через чековые аукционы. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов.

В частности, являясь крупным инвестором, государство может оказывать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации   крупных   долгосрочных программ. В-третьих, создаются предпосылки нормальных (в   отличие от ранее существовавших) взаимоотношений   между собственником, менеджером и трудовым коллективом.

Контрольный пакет акций позволяет государству осуществлять права собственника через своих представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение по крайней мере трех лет состав совета директоров образуемых АО должен включать не менее   51 процента представителей государства. Правительство и Госкомимущество России вправе   поручать на контрактной основе представление интересов государства в совете директоров определенным лицам, в том числе должностным лицам органов государственного управления по представлению соответствующего министерства, ведомства, региона. При таком составе совета   директоров проведение государственной промышленной политики обеспечивается достаточно четко.

Арендное предприятие – предприятие, которое образуется после заключения договора аренды между государственным органом и организацией арендаторов, формируемой по решению трудового коллектива. Действует на основе устава, утвержденного общим собранием, и договора аренды.

Совместное предприятие — это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

Необходимость их создания обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры, и, как мы попробуем раскрыть в данной работе, для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая отдача прибылей и высокий уровень заработной платы. Все эти факторы несомненно положительно влияют на российскую экономику.

 

2.7. Фирмы и их характеристика

 

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие.

Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась «черным ящиком», на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.

В классическом определении фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции. Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем – сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.

Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики.

Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений.

Современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.

Фирма- это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма-организация, обладающая следующими признаками:

  1. Она создана для производства товаров или услуг;
  2. Она покупает или арендует факторы производства благ;
  3. Свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;
  4. Ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

Фирмы классифицируются по ряду критериев: По виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы делятся на: промышленные; сельскохозяйственные и агропромышленные; торговые; строительные; транспортные; страховые, инжиниринговые; лизинговые и др.

Торговые фирмы занимаются операциями купли-продажи и могут входить в систему сбыта промышленных фирм либо быть независимыми торговыми посредниками. Это различные оптовые и розничные торговые, торгово-посреднические, экспортные, импортные, экспортно-импортные фирмы, а также закупочно-сбытовые и сбытовые дочерние компании промышленных и других неторговых фирм.

Специализированные экспортные, импортные и экспортно-импортные фирмы производят операции по экспорту и (или) импорту товаров как за свой счет путем их купли или перепродажи (дилерские, дистрибьюторские, стокхолдерские фирмы), так и в порядке комиссионных и других посреднических поручений на сделки.

В зарубежных странах действуют научно-исследовательские и инновационные (венчурные, или рисковые) фирмы, фирмы, осуществляющие гостиничные, коммунальные, бытовые, информационные, консультационные услуги, а также фирмы по организации досуга, питания, отдыха спорта и туризма.

  • по характеру собственности фирмы делятся на: государственные; государственно-частные; частные.
  • по принадлежности капитала фирмы делятся на: национальные; смешанные; международные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма. Это объясняется тем, что в современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности — это экономический ресурс, в состав которого следует включать прежде всего предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию Коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и прежде всего за счет максимизации прибыли.

Основной рабочий инструмент фирмы — это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Конкурентное преимущество — это ценовые и качественные характеристики продукции фирмы, которые выгодно отличают ее от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.

Предприятия, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

Наиболее развитой формой предприятия является АО, наиболее устойчивой — полное товарищество, наиболее безопасной — товарищество на вере, наиболее замкнутой — ЗАО, наиболее открытой — ОАО.

Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.

Эффективным методом анализа главных направлений конкурентной борьбы на рынке является модель основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы: конкурентной силы других поставщиков аналогичной продукции, фирм — потенциальных конкурентов, фирм — поставщиков товаров-заменителей, а также конкурентных позиций поставщиков ресурсов и покупателей продукции.

Все основные направления конкурентоспособности фирмы находят отражение в ее долгосрочной стратегии. Долгосрочная стратегия фирмы — это план ее деятельности, определяющий перспективные цели развития, а также пути их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. –М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.
  2. Коптерова Н.П. Микроэкономика. М., 2003.
  3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселе- вой Е. А. Киров, 2004
  4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. общ. ред. А. В. Сидоровича — М.: МГУ им. Ломоносова, «ДИС», 2003.
  5. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2001.
  6. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. –М, Республика, 2000.
  7. Марков М.В. Микроэкономика. М., 2003.
  8. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2001.
  9. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. СПб., 2004.
  10. Экономика: учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. — М.: Издательство БЕК, 2004.
  11. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С., Тарасевича, –СПб.: Питер, 2002.

     

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00410 sec

WordPress: 22.48MB | MySQL:116 | 1,743sec