ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

<

020215 1551 1 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯАктуальность темы исследования определяется тем положением, что в условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.

В то же время, убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.

В свою очередь, всякое производство связано с денежными и материальными затратами. Они выступают условиями и средством для производства конкретной продукции и получения цели — прибыли. Поэтому, несмотря на наличие нескольких определений категории издержек производства, все они в конечном счете сводятся к одному содержанию: издержки производства предприятия — это материально-производственные затраты на создание продукции и оплату труда работников — заработную плату.

Цель работы – исследование экономического содержания прибыли производства, механизма ее распределения и управления прибылью в условиях современного рыночного хозяйства.

Задача исследования – исследовать сущность, функции и механизм формирования прибыли предприятия и управления ее как основного показателя хозяйственной деятельности предприятия;

Теоретической базой исследования является литература таких авторов как Аврех Г.П., Баранов В.В., Бернстайч Л.А., Бланк И.А., Донцова Л.В., Ковалев В.В., Крейнина М.Н., Савицкая Г.В., Самуэльсон П., Шеремет А. Д., Фишер С. и др.

1. 1. Прибыль предприятия как экономическая категория

 

Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции) [22].

Прибыль как экономическая категория выступает:

  • в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
  • результативным оценочным показателем деятельности предприятия;
  • источником развития предприятия и финансирования его деятельности [18].

    Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

    Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

    Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.

    Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.

    Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.

    Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.

    Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.

    Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию[19].

    Сторонники немецкой экономической школы (Ф.Хайек, Д.Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).

    В экономической практике различают множество видов прибыли — номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т.д.

    Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли.

    Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период[17].

    Нормальная прибыль – минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.

    Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума.

    Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.

    Консолидированная прибыль – прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.

    Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).

    Бухгалтерская прибыль – разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.

    Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике) [14].

    Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.

    Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

    С учетом этого различают следующие функции прибыли.

    – инвестиционная — поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

    – результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

    – финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

    – стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала [21].

     

    1.2. Методы планирования прибыли

     

    Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

    Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

  • прибыль от продажи продукции и товаров;
  • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  • прибыль от реализации основных средств;
  • прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
  • прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций[12].

    Основными методами планирования прибыли являются:

    метод прямого счета;

    аналитический метод;

    метод совмещенного расчета.

    Метод прямого счета. Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

    П = (О × Ц) — (О × С), (1)

    где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

    Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

    С — полная себестоимость единицы продукции.

    Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

    Птп = Цтп – Стп, (2)

    где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

    Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

    Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

    Прп = Врп – Срп, (3)

    где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

    Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

    Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

    Прп = Пон + Птп – Пок, (4)

    где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

    Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

    Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

    Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

    Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного
    планирования
    прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

    Аналитический метод. Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

    1)  определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

    2)  исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

    3)  учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д. [17].

    После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

    Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

    Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

    <

    Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

    После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

    Метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода [19].

    Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

    Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

    Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.

    В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.

    В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.

    В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.

    В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:  стоимость активов по балансу;    стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;   действующие активы;     оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

     

    1.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии

     

    Обобщая подходы в определении сущности прибыли и учитывая требования действующего законодательства, можно определить основы механизма формирования и распределения прибыли предприятия.

    Прибыль формируется как результат следующих слагаемых:

  • прибыли от реализации продукции;
  • прибыли от прочей реализации;
  • прибыли, полученной по внереализационным операциям [21].

    Укрупнено прибыль от реализации продукции (фактически полученная) рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, налогами, включаемыми в цену и уплачиваемыми из выручки, и себестоимостью реализованной продукции.

    Прибыль, ожидаемая от реализации продукции, определяется учетом планируемой цены на продукцию, которая может быть реализована на рынке; планируемых налогов, включаемых в цену; планируемого уровня издержек производства и реализации (себестоимости); планируемого уровня рентабельности продукции.

    Прибыль от прочей реализации образуется от реализации из излишних и ненужных в производстве материальных ценностей. Она рассчитывается как разность между выручкой от реализации материальных ценностей, налогами, включаемыми в цену и выплачиваемыми из выручки, а также затратами, связанными с реализацией данных материальных ценностей (транспортировка, складирование и др.).

    Прибыль, полученная по внереализационным операциям, — это прибыль, образуемая путем вычитания из доходов, полученных по данной операции расходов, связанных с осуществлением этих операций (например, дивиденды от акций, принадлежащих предприятию, от совместной деятельности).

    Облагаемая и необлагаемая налогом прибыль, чистая прибыль или прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, образуется в процессе распределения прибыли предприятия.

    На формирование прибыли как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формирование абсолютной величины прибыли предприятия оказывают излияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов [21].

    Особенности распределения прибыли предприятия зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на недвижимость, налог на прибыль и местные сборы и налоги. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником.

    При распределении прибыли выделяют: прибыль, полученную от видов деятельности, облагаемых налогом на доходы; прибыль, облагаемую налогом на прибыль; льготируемую прибыль.

    Для того чтобы определить величину налога на прибыль, необходимо учитывать, что вначале предприятие обязано уплатить из прибыли налог на имущество организации. Он рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных фондов, числящихся на балансе предприятия, и установленной величины ставки данного налога. Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между прибылью, облагаемой налогом на прибыль, и величиной налога на недвижимость. Она является базой для определения налога на прибыль (ставка налога на прибыль устанавливается законодательно).

    В процессе распределения прибыли предприятие также определяет величину прибыли, которая является базой для расчета местных налогов и сборов (прибыль, облагаемая налогом на прибыль, минус налог на недвижимость, минус налог на прибыль).

    Заключительным этапом в распределении прибыли является расчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли), и установление направлений ее использования.

    Основное направление распределения чистой прибыли оговаривается в учредительном договоре, уставе и соответствует требованиям законодательства (например, наличие требования обязательности формирования резервного фонда предполагает, что предприятие осуществляет соответствующие регулярные отчисления из чистой прибыли).

     

    2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

     

    2.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли

     

    Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности.

    Конечный финансовый результат деятельности — это балансовая прибыль (или убыток). Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

    Результат от прочей реализации включает реализацию основных средств, нематериальных активов, иного имущества.

    В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

  • доходы, полученные (расходы, понесенные) от долевого участия в совместных предприятиях,
  • от сдачи (получения) имущества в аренду,
  • доходы (расходы) по акциями, облигациями и другим ценным бумагам,
  • суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и в возмещение убытков,
  • другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции [21].

    При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций. Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа: оценки имущества, порядка его списания, установления сроков использования.

    Все это должно быть отражено в учетной политике. Вследствие этого бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.

    Основными задачами анализа являются: оценка динамики показателей балансовой прибыли, выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли, оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.

    Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет).

    После этого проанализировать изменение каждого показателя за текущий анализируемый период.

    В заключение необходимо проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода и определить изменения.

    Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта из формы № 2. Информация, содержащаяся в финансовом плане и данных формы № 2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.

    Величина балансовой прибыли зависит от методов регулирования прибыли:

    1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам.

    2. Использование метода ускоренной амортизации активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.

    3. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.

    4. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов.

    5. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).

    6. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного года.

    7. Изменение метода определения прибыли от реализации продукций[14].

    Вышеперечисленные методы регулирования прибыли могут кардинально изменить величину прибыли от реализации, балансовую прибыль и в целом финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

     

    2.2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

     

    Анализ балансовой прибыли показывает, что наибольший удельный вес в составе балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

    Размер прибыли от реализации продукции зависит:

  • от методов списания безнадежных долгов,
  • от принятой оценки товарно-материальных ценностей,
  • от методов начисления амортизации основных фондов и нематериальных активов,
  • от изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода [14].

    Основными задачами анализа являются:

    1. Оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины.

    2. Выявление и измерение действия различных факторов на прибыль.

    3. Оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции[19].

    Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

    020215 1551 2 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (5)

    где V – объем реализованной продукции;

    Цi – цена за единицу i-го товара;

    Сi – себестоимость i-го товара.

    Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации, но и оценку различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.

    Таким образом, на прибыль от реализации оказывает влияние изменение следующих факторов:

  • изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы,
  • изменение полной себестоимости объектов реализации,
  • изменение объема реализации,
  • изменение структуры и ассортимента реализованной продукции [13].

    Изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы прямо пропорционально влияет на изменение прибыли, т.е. с увеличением уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Себестоимость продукции находится в обратной зависимости: увеличение себестоимости снижает прибыль, и наоборот.

    Объем реализации продукции (работ, услуг) может оказывать различное воздействие на сумму прибыли.

    При увеличении объема реализации убыточной продукции сумма прибыли снижается, а рентабельность увеличивается.

    Изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции также оказывает различное влияние на величину прибыли. С увеличением доли рентабельных изделий в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот.

    Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), необходимо дать общую оценку изменения прибыли:

    ±П = П1 – П0. (6)

    где ±П — изменение прибыли,

    П1, П0, — прибыль базисного и отчетного периода.

    Затем необходимо определить количественное влияние изменений факторов.

    Расчет влияния на прибыль изменений продажных цен на реализованную продукцию определяется как разница между реализацией в отчетном году в ценах отчетного года и реализацией в отчетном году в ценах базисного года (через выручку от реализации).

    Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости (за счет структурных сдвигов в составе продукции) определяется как разница между фактической себестоимостью реализованной продукции отчетного года и себестоимостью реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализованной продукции):

    ±П = С1z– С0z (7)

    где ±П – изменение прибыли за счет изменения себестоимости;

    С – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года;

    С0z – себестоимость реализованной продукции отчетного года в базисного цена.

    Расчет влияния на прибыль изменений в объеме и структуре определяется как разница между прибылью от реализации, исчисленной по ценам и себестоимости базисного года на фактический объем реализации, и прибылью базисного года (или плановой величиной)

    ±П = П– П (8)

    где ±П — изменение прибыли за счет изменения объема и структуры;

    П — прибыль от реализации на фактический объем в ценах и себестоимости базисного года;

    П — прибыль, исчисленная при всех базисных или плановых показателях.

    Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо определить влияние объема через коэффициент роста реализации продукции (К ), т.е. определить процент выполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натуральном исчислении:

    020215 1551 3 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (9)

    ±П = П0Крп– П0 = П00-1) (10)

    Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции будет определяться сальдовым способом:

    ±Пстр = ±ПV и стр– ±ПV (11)

    где ±П стр — изменение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции.

     

    2.3. Анализ и оценка использования чистой прибыли

     

    Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования. Важнейшим финансовым показателем является прибыль. Прибыль характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. Прибыль (убыток) отчетного периода распределяется между обществом в лице государства и хозяйствующим субъектом. Принципы распределения прибыли отражены в налоговом кодексе РФ (определяются государством).

    В соответствии с действующим положением прибыль отчетного года распределяется в следующем порядке. Определения прибыли, облагаемой налогом, — прибыль отчетного года уменьшается на суммы:

  • доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам,
  • доходов, полученных от долевого участия в деятельности другого предприятия (кроме доходов, полученных за пределами РФ),
  • доходов игорного бизнеса и видеосалонов,
  • прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства,
  • льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством [12].

    Налогооблагаемая прибыль облагается налогом по ставке 24%.

    Чистая прибыль равна разнице между облагаемой налогом балансовой прибылью отчетного года и величиной налога с учетом льгот. Чистая прибыль является основой развития экономики хозяйствующего субъекта. Направления использования прибыли и принципы распределения определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно и отражаются в учетной политике. Хозяйствующий субъект при определении принципов распределения и направлений использования исходит из масштабов прибыли, конкретных направлений деятельности и перспектив развития экономики. Исходя из этого, отдельные направления использования прибыли могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.

    Необходимая информация для анализа отражается в форме № 2 и № 3 (в расчете отчислений в фонды). В соответствии с законодательством и учредительными документами хозяйствующий субъект распределяет чистую прибыль по следующим направлениям использования:

  • отчисления в резервный фонд,
  • отчисления в фонд социальной сферы,
  • на благотворительные и иные цели,
  • в акционерных обществах — выплата дивидендов.

    В течение года хозяйствующий субъект направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т.е. расходует прибыль прошлых лет.

    Часть прибыли может быть нераспределенной — это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.

    При анализе чистой прибыли необходимо составить аналитическую таблицу, в которой отражаются направления использования чистой прибыли (фактическое распределение прибыли).

    На основании данных, отраженных в таблице, необходимо найти абсолютное отклонение, выявить причины отклонений, определить процент к прибыли по плану, по факту, найти относительное отклонение. По результатам проведенных расчетов сделать выводы. Особое внимание следует обратить на формирование и использование фонда накопления и величину нераспределенной прибыли, т.е. реинвестированную прибыль.

    В акционерных обществах распределение прибыли — это вопрос дивидендной политики хозяйствующего субъекта. Данная проблема решается по-разному хозяйствующими субъектами.

    Капитализация чистой прибыли позволяет расширить производство за счет собственных средств. Это снижает величину расходов на обслуживание внешних источников финансирования (кредитов, займов). Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста капитала хозяйствующего субъекта, но и оценить запас финансовой прочности (рентабельности продаж, оборачиваемости всех активов). Темп увеличения собственного капитала является важным ограничителем темпов роста предприятия. Темпы роста производства зависят не только от спроса рынков сбыта, мощностей предприятия, но и от структуры капитала.

    Темпы роста собственного капитала характеризуют потенциальные возможности хозяйствующего субъекта по расширению производства. Темпы устойчивого роста на перспективу зависят от текущей деятельности, определяющей величину прибыли. Величина текущих активов подвижна и зависит от масштабов бизнеса:

  • отраслевой принадлежности,
  • темпов реализации продукции,
  • структуры оборотных средств,
  • инфляции,
  • учетной политики,
  • системы расчетов [14].

    Индикатором финансового благополучия является стабильность дивидендных выплат. Стабильность дивидендных выплат снижает уровень риска для инвесторов, а следовательно, ведет к увеличению спроса на акции данного хозяйствующего субъекта и росту цен на акции.

    Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников.

    Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

    Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда покупная способность заработной платы падает.

    Очевидно, если реальная оплата уменьшается или остается на одном уровне или же увеличивается, но не так быстро, как на других предприятиях, то рабочие будут требовать увеличения оплаты их труда. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.

    В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия, методика которого наиболее полно разработана Н.А. Русак.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В заключение работы можно сделать следующие обобщающие выводы. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшими среди этих показателей являются показатели дохода и прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций . Количественно она представляет собой разность между выручкой ( после уплаты НДС и акцизного налога в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Для анализа финансовых результатов используются такие показатели прибыли: выручка от реализации продукции, работ, услуг, валовой доход, балансовая прибыль, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, рентабельность.

    Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывают возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. № 31. Ст. 3824.
  2. Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.07.200 г. № 117-ФЗ // СЗ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.076.98, 28.03.02).
  4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (ПБУ 4/99).
  7. Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н.
  8. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н).
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н).
  11. Аврех Г.П. Затраты и результат: беседы об экономике // Вопросы экономики. 2001. № 7.
  12. Баранов В.В. Финансовый менеджмент.: Механизмы финансового управления предприятиями в традиционных и наукоемких отраслях. –М.: Дело, 2002.
  13. Бернстайч Л.А. Анализ финансовой отчетности/Пер, с англ. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  14. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр, 2001.
  15. Донцова Л. В., Никифорова НА. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. — 6-е изд., перераб, и доп. — М.: Дело и сервис, 2006.
  16. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999.
  17. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и Сервис, 2003.
  18. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.–М.: Учеб.-ИП «Экоперспектива», 2003.
  19. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс.–М.: Прогресс, 1964.
  20. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М., 2004.
  21. Финансовый менеджмент: Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. –М.: Перспектива, 2000.
  22. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2000.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00039 sec

WordPress: 24.94MB | MySQL:119 | 1,841sec