ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

<

012615 2204 1 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В  УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИАктуальность темы исследования обусловлена необходимостью усиления стимулирующего воздействия государства на эффективность деятельности малых предприятий в РФ путем активизации использования форм и методов финансовой поддержки. Формирование эффективной системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, учитывающей особенности российской финансово-хозяйственной практики малых предприятий и современные мировые тенденции в этой области, позволит государству создать выгодные условия для функционирования малого бизнеса, что в свою очередь повысит конкурентоспособность и динамичность экономики России.

Система мероприятий по оказанию финансовой помощи государства малым предприятиям, реализуемая через налоговый, кредитный механизмы, систему госзаказов, предоставление гарантий по кредитам, рассматривается как важнейшее направление стимулирования развития малого бизнеса.
В странах с развитой рыночной экономикой системы финансовой поддержки малого бизнеса развиваются уже десятилетия и представляют собой большой комплекс программ, включающий мероприятия по оказанию помощи малым предприятиям в течение всего срока их функционирования. В результате проведения такой политики в развитых странах предприятия малого бизнеса производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого сектора в экономику России значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП России составляет около 15%, а в общей численности занятых — чуть более 10%. При этом за четыре последних года численность малых предприятий и доля их вклада в экономику страны практически не изменились.

Сложившаяся в России система государственной финансовой поддержки малого бизнеса содержит практически полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитых странах. Однако исследования финансового состояния отечественных субъектов малого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственных механизмов очень низкая. Поэтому приоритетными задачами в этой области являются выявление и устранение причин, блокирующих реализацию государственных финансовых программ по поддержке малых предприятий, разработка и внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России.

Главной целью нашей работы выступает выявление основных проблем государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

Предметом нашего исследования выступают экономические отношения между хозяйствующими субъектами, складывающиеся в условиях функционирования малого предпринимательства РФ.

Объект нашего исследования представляет собой систему малого бизнеса в условиях переходной экономики РФ.

Корифеями в исследуемой нами области считаются: Муравьев А.И., Фадеев В.Ю., Лапуста.М.Г., Миронов С.М., Шумпетер И., Друкер П., Мексон М.Х., Хоскинг А. Обращение к их творчеству позволило раскрыть основные вопросы нашей темы.

В качестве нормативно-правовой базы исследования явилось использование в работе Конституции Российской Федерации, Гражданский кодекс, федеральные законы и нормативные акты.

 

1.1. Проблемы финансирования предприятий малого бизнеса

 

Реальность российской экономики такова, что существенная часть оборота российского малого предпринимательства приходится на «теневой» сектор экономики. Малый бизнес в российской федерации массово не доплачивает налоги в бюджет как за свои работников в виде обязательных отчислений из фонда оплаты труда, так и виде налогов на организацию: налог на имущество, налог на прибыль, и прочие налоги.

Проблемы сектора создания и функционирования малых предприятий следующие.

Высоки транзакционные издержки, связанные с недостаточным уровнем защиты прав собственности в особенности малых и средних предпринимателей По-прежнему острой остается проблема административных барьеров в области инспекций и проверок. В сторону снижения потерь МСП от деятельности проверяющих и контролирующих организаций действует регламентация правил, в сторону роста потерь – злоупотребления в правоприменении.

Коррупция присутствует во всех сферах регламентации бизнес-деятельности и провоцирует теневую деятельность как источник средств для финансирования «неформальных выплат». Можно говорить о складывании порочного круга «вымогательство – нерегистрируемые результаты деятельности».

Налоговое давление на малый бизнес в целом снизилось. Среди предпринимателей превалирует установка на оптимизацию налогообложения.

Главный внутренний ограничитель развития малого бизнеса – по-прежнему узость финансовой базы. Главный источник финансирования развития – доходы от собственной деятельности предприятия. Внешнее банковское финансирование в настоящий момент не решает проблем развития малого бизнеса. Основная проблема связана с особенностями самих МСП – невозможностью предоставить гарантии, непрозрачностью финансовых потоков, а на стороне банковской системы – со слабым владением технологиями кредитования микро- и малых предприятий.

Ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малого бизнеса на рынке труда, оборудования, недвижимости. Дефицит работников нужной квалификации, оборудования нужного качества, помещений – ситуация, типичная для большинства.

Масштабы микрофинансирования, финансового лизинга на несколько порядков ниже уровня спроса на них, что в условиях чрезвычайно низкой суммарной капитализации микробизнеса затрудняет переход от стадии старта к стадии роста.

Трудности выхода на фондовый рынок для малых и средних предприятий и практическое отсутствие механизмов преобразования частных малых предприятий в публичные компании, наряду со слабой юридической защитой прав акционеров, ограничивают приход венчурного капитала в отрасль малого бизнеса.

Ограниченный доступ к внешним ресурсам, а также узость внутренних финансовых возможностей ведут к ухудшению финансово-экономических показателей малого бизнеса, а значит и их конкурентных характеристик. Накануне вступления в ВТО такое положение следует рассматривать как одну из серьезных проблем национальной экономики.

Специальные механизмы для стимулирования появления малых инновационных предприятий также не развиты. Наблюдается явная недостаточность бизнес–инкубаторов, ориентированных на стартовую поддержку высокотехнологичных компаний, что приводит к практической невозможности системного развития малого инновационного бизнеса в России.

В целом анализ основных проблем МСП и их динамики подтверждает, что период первоначального формирования условий предпринимательской деятельности в основном завершен, на первый план вышли трудности, объективно присущие малому и среднему бизнесу не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике (в особенности, низкая конкурентоспособность отдельного малого бизнеса на ресурсном и товарном рынке). Наследие переходного периода – это в основном административные барьеры (отдельные области, собственно правила либо правоприменение), а также коррупция, заменившая собой рэкет начала – середины 90-х гг.

Анализ факторов, мешающих развитию малого и среднего предпринимательства, свидетельствует, что проблемы малого бизнеса – в основном те же, что и у крупного бизнеса, но проявляются они гораздо острее. Поэтому улучшение общей предпринимательской среды является необходимым (но не достаточным) условием стимулирования развития малого и среднего предпринимательства. При формировании политики в области малого бизнеса следует, кроме этого, учитывать его изначальное неравное положение в доступе к ресурсам по сравнению с крупным бизнесом. Поэтому достаточным условием развития малого и среднего предпринимательства, а соответственно и конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных мер по его стимулированию и поддержки, в том числе на национальном, региональном и местном уровнях. Положительный опыт малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода.

В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно, и предвзятыми.

Анализу состояния инвестиционного климата в России посвящено достаточно много исследований специалистов. Все они оценивают инвестиционный климат в России как неблагоприятный.

Существует ряд причин, по которым многие иностранные инвесторы боятся делать капитальные вложения в экономику РФ, вследствие большого риска неполучения прибыли.

Проведенный социологический опрос предпринимателей показал, что следующие факторы являются опасными для ведения цивилизованного бизнеса в экономике РФ (табл.1).

Деструктивное влияние правовой среды на малое предпринимательство проявляется в нескольких действиях:

— юридические нормы нестабильны, государство постоянное меняет «правила игры», не останавливаясь даже перед введением нормативных актов задним числом;

— в законодательстве полно «прорех» (оно, к примеру, не дает правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности, не регламентирует должным образом куплю-продажу, а также порядок землевладения и землепользования, не предусматривает реальных мер защиты от произвола некомпетентности чиновников);

— принятые законы не выполняются;

 

Таблица 1 – Риски капиталовложений

Возможные факторы риска 

В % к числу опрошенных

Недобросовестность российских деловых партнеров 

61 

Вымогательство со стороны государственных чиновников

57 

Политическая нестабильность 

55 

Финансовая нестабильность 

53 

Ущемление прав предпринимателей государственными органами и должностными лицами

44 

Вымогательство со стороны криминальных структур 

23 

 

    Пожалуй, самое нежелательное влияние на развитие частной инициативы оказывает несовершенство налогового законодательства.

По регионам Российской Федерации инвестиции в основной капитал распределяются крайне неравномерно. Так, на долю Центрального экономического района приходиться почти 60 % общего объема инвестиций, в то время как весьма перспективные с экономической точки зрения Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы вместе получают около 20 % инвестиций, а на долю Краснодарского края приходиться 3,5 % от общего объема инвестиций (7-е место по России).

В настоящее время главными инвесторами в Российский бизнес являются США (30 % инвестиций), Швейцария (15 %), Великобритания (12%) и Германия (9%).

В последние годы в России наблюдается сравнительно высокие темпы роста экономики. Экономический рост в России не создает стимулов для массированного притока инвестиций в экономику страны. Нет межотраслевого перелива капитала из ресурсоизбыточных отраслей в те сегменты экономики, которые остро нуждаются в инвестициях. Важнейшей причиной этого, с нашей точки зрения, служит не недостаток инвестиционного капитала в стране, а инстуциональная неготовность собственника (государства и муниципальных образований) к передаче прав на инфраструктуру бизнесу и высокие риски инвестирования в капиталоемкие объекты с длительными сроками возврата вложенных средств1.

Итак, подводя итог вышесказанному, мы видим, что главной причиной, почему инвесторы не желают вкладывать свои средства в российский малый бизнес является неблагоприятные условия ведения предпринимательской деятельности (криминал, несовершенство законодательной базы и т.д.), вследствие чего они боятся не получить прибыль от своих вложений.

 

 

 

1.2. Проблемы применения разных режимов налогообложения малыми предприятиями

 

Для малых предприятий большое практическое значение имеет определение степени выгодности упрощенной системы налогообложения, поскольку ее условиям удовлетворяет большая часть субъектов малого бизнеса, и на первый взгляд, в связи с явным уменьшением налоговой нагрузки данная система должна быть более выгодна, чем традиционная. Однако на самом деле не все так однозначно. Основным недостатком упрощенной системы налогообложения является то, что субъект, применяющий упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и все суммы уплаченного поставщикам налога относит на свои затраты . Поэтому у покупателя, приобретающего у этого субъекта товары (работу, услуги), не возникает входящего НДС, который он Может поставить к вычету при исчислении НДС для уплаты в бюджет

В результате потенциальным потребителям-предприятиям не приобретать продукцию у плательщика единого налога, а следовательно, предприятию малого бизнеса, реализующему свою продукцию плательщикам НДС, не имеет смысла переходить на Продукция малых предприятий, работающих по упрощенной схеме, в силу этого теряет конкурентоспособность на товарном рынке. Это можно проиллюстрировать на примере. Допустим, если два малых предприятия, производящих одну продукцию из одного и того же сырья, которое они покупают по одной цене, и получающие одну и ту же прибыль. Рассмотрим процесс ценообразования на этих предприятиях и оценим возможность того, у кого из них будет выгоднее купить продукцию третьему предприятию.

При прочих равных условиях, третьему предприятию выгоднее покупать продукцию у первого малого предприятия, так как хотя его цена немного выше, она содержит входящий НДС. Если же третье предприятие будет покупать продукцию у второго малого предприятия, чтобы сохранить ту же прибыль, оно поднимет цену, что тоже не выгодно. Таким образом, упрощенная система оказывается применима только предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю либо, наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т. е. производящими продукцию из собственного сырья.

Как видно из приведенных выше расчетов, для предприятия плательщика НДС будет так же выгодно приобретать продукцию предприятия на упрощенной системе, как и у предприятия, облагаемого по традиционной системе, при условии, что применяемые

НДС этих предприятий будут не равны, при этом предприятие на упрошенной системе должно снизить свою цену на ставку НДС. Следует учитывать, что при переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно происходят два процесса: снижение обшей суммы налогов, за счет исключения суммы налога на имущество, сокращения суммы единого социального налога, и увеличение расходов, за счет включения в расходы сумм входящего НДС. И эти две тенденции вполне могут друг друга компенсировать, но при условии, что экономия на налогах будет равна увеличению расходов на сумму входящего НДС. А это значит, что такой вариант возможен для предприятий с относительно небольшой долей материальных расходов, с большой долей фонда оплаты труда, также это возможно, если у предприятия на балансе дорогостоящее имущество. Установлено, что чем меньше доля материальных расходов, тем выгоднее будет применение упрощенной системы. Именно этим объясняется ее активное распространение в отраслях, оказывающих услуги, которые при этом стремятся избрать в качестве обложения доход с применением 6% ставки. Однако круг предприятий, занятых в сфере услуг и имеющих право перейти на упрощенную систему налогообложения, значительно ограничен главой 26.3 НК РФ о едином налоге на вмененный доход, которая значительную часть сферы услуг переводит на уплату единого налога на вмененный доход.

Кроме того, упрощенная система будет выгодна для предприятий, реализующих свою продукцию покупателям, не являющимся плательщиками НДС, так как для них в любом случае цена предприятия, работающего по упрощенной системе налогообложения, будет ниже. В данной ситуации покупателями могут быть предприятия, освобожденные от уплаты НДС, предприятия и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также это могут быть конечные потребители. Если же вспомнить, что реализацией товаров, работ, услуг конечным потребителям занимается в основном сфера услуг и розничная торговля, то опять же возникают ограничения, установленные единым налогом на вмененный доход.

В связи с этим важно знать, что реализация производителем своей продукции в розницу не считается видом деятельности, подпадающим под вмененный доход, о чем подробнее говорилось раньше. Следовательно, в данной ситуации имеется возможность перевести предприятие на упрощенную систему налогообложения что, безусловно, будет выгоднее налогообложения по традиционной системе. Если же предприятие, желающее перейти на упрощенную систему, реализует в розницу и продукцию собственного производства, и покупные товары, то в данной ситуации оно может выделить отдельное юридическое лицо, занимающееся розничной торговлей покупных товаров. Тогда данное юридическое либо будет переведено на уплату единого налога на вмененный доход, само предприятие сможет перейти на упрощенную систему налогообложения.

Предприятие, занимающееся розничной торговлей, также может перейти на упрощенную систему, если торговая площадь данного предприятия хотя бы по одному объекту торговли превысит 150 м2, и, следовательно, предприятие уже на будет подпадать под налогообложение единым налогом на вмененный доход. Необходимо также отметить то, что предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения в торговле, может списать полную стоимость товаров в расходы только после того, как товар буди оплачен поставщику и продан покупателю. Покупная стоимость товаров отражается в налоговом учете без НДС, уплаченного поставщику. Это связано с тем, что этот налог является самостоятельным видом расходов. И поэтому НДС можно списать в расход независимо от того, продан ли сам товар. Как, впрочем, и НДС товарам, работам и услугам, расходы на приобретение которых были признаны для налогообложения.

При переходе на упрощенную систему малое предприятие должно также проанализировать уровень входящего НДС по сделкам заключенным до начала применения упрощенной системы.

Принимая решение о переходе на упрощенную систему, следует учитывать и то обстоятельство, что список расходов, которые можно признать для налогообложения при упрощенной системе, является закрытым. Поэтому плательщику следует проанализировать состав своих типичных расходов с тем, чтобы не нести излишние издержки в связи с невозможностью их учета в уменьшение налоговой базы, а также невозможностью добровольного отказа от упрощенной системы при отсутствии нарушения условий ее применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), являются:

  • отсутствие четко сформулированной, через систему правовых актов, государственной политики по отношению к малому бизнесу;
  • разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений; ограничение и запрет по оказании услуг электроэнергии…);
  • налоговый пресс и громоздкая система отчетности;
  • растущее недоверие предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную политику по обеспечению стабильных условий ведения бизнеса.

    К неотложным мерам создания условий для развития МСП, являются следующее:

  • при формировании бюджета города, района, края, региона необходимо предусмотреть выделение отдельной строкой хотя бы не менее 2 процентов от бюджетной массы для поддержки малого предпринимательства;
  • необходимо установить порядок направления не менее 25 процентов средств, полученных за счет приватизации и средств фонда занятости, на цели создания новых рабочих мест в малом предпринимательстве;
  • необходимо предоставлять предпринимателям основные фонды, включая нежилые помещения и земельные участки, в аренду на льготных условиях;
  • необходимо определить предельный перечень местных органов исполнительной власти и управления, допускаемых к осуществлению контрольных функций, устанавливая регламентные сроки, периодичность и последовательность контрольных проверок различными органами;
  • для исключения практики дублирования проверок различными контролирующими организациями было бы целесообразно ввести проведение исключительно комплексных единовременных проверок;
  • на каждом малом и среднем предприятии желательно ввести книгу регистрации всех инспекторских проверок, проводимых контролирующими органами;
  • необходимо определить и устранить бюрократический барьер, связанный с разрешительной практикой, лицензированием, регистрацией, проблемами в сфере аренды помещения, землеустройства, оказанием услуг по электроэнергии и т.д. для предпринимательской деятельности.

    Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам — значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ к финансовым ресурсам из 875 тыс. единиц ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.

    Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства в финансовых ресурсах, например, в сфере микрокредитования составляет около 7 млрд. долл. США. Больше всего предпринимателей планируют получение кредитов в государственных фондах поддержки малого предпринимательства (порядка трети тех руководителей малых предприятий, кто собирается привлекать внешнее финансирование). Далее в рейтинге следует частный сектор (партнерский кредит), банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитных кооперативах.

    При определении форм и методов доступа предпринимателей к финансовым ресурсам необходимо обеспечить дифференцированный подход, учитывая при этом разные категории предпринимателей.

    Первая категория — это начинающие предприниматели. Для того, чтобы предприниматель этой категории мог открыть свой бизнес государством должна быть выстроена инфрастуктура по обучению, правовому сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению. С учетом мирового опыта и в реальных условиях дефицита финансовых ресурсов государство должно создать условия, которые с привлечением федерального и муниципального имущества могут формировать преимущественно инновационные бизнесы, которые потом передаются предпринимателям в «лизинг под ключ» на длительный срок. В этом случае не требуется обеспечения со стороны предпринимателей:

    Простота процедуры лизинга приводит к понижению стоимости транзакции.

    Для малых предприятий нет необходимости замораживать капитал для софинансирования такого же оборудования в полном объеме.

    Лизинговые контракты специально приспособлены, чтобы соответствовать потребностям МП.

    Микрофинансирование должно быть обращено к потребностям владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

    Микрофинансирование способствует решению как минимум трех задач:

  • увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;
  • рост налоговых поступлений;
  • наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов МП через банковский сектор.

    Субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства также создает условия для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие малого предпринимательства, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий.

    Кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на благоприятных условиях, должны пользоваться льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Вторая категория предпринимателей (развивающиеся) — это те, которые уже создали функционирующие бизнесы. Но им нужна помощь для расширения модернизации. Для этого требуются дополнительные кредитные ресурсы.

    Для этой категории необходимо создать систему гарантийных механизмов с участием государства, региональной и муниципальной властей. Определенная часть риска должна ложиться и на банки. Это создаст возможность поддержать развитие предпринимателя, вывести его на уровень, когда он сможет и без поддержки государства идти за кредитом в банк, как обычный участник рынка.

    Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени РФ и ее субъектов, подпадающая под действие федерального гражданского законодательства и бюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ, фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса.

    Действующее в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий как на федеральном, так и на региональном уровнях предусматривает, что государственная гарантия может выдаваться только, если обязательство получателя кредита (принципала) обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимость предлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемого обязательства принципала. Государственные гарантии как федерального уровня, так и субъекта РФ выдается высшим органом исполнительной власти в лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает договор о гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа выполняет обязанность проведения финансовой проверки принципала, а также проверки активов, которые предлагается использовать в качестве залога.

    Таким образом, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.

    Дважды по итогам Всероссийской конференции представители малых предприятий 15 марта 2001 года и 23 декабря 2000 года Президент РФ давал поручение Правительству РФ совместно с Банком России разработать комплекс мер по стимулированию кредитования малого бизнеса. Однако сегодня эта проблема находится в стадии незавершенной разработки.

    К третьей категории (устойчиво работающие) можно отнести тех предпринимателей, у которых есть и стабильный бизнес, и ликвидный залог, и своя кредитная история. Они могут легко получить кредит в коммерческом банке и под инвестиционную программу и под оборотные средства. В этом случае государственная поддержка малого предприятия должна быть направлена на помощь в выходе на внешние рынки и стимулирование экспорта продукции. При вступлении в ВТО следует ожидать, что на рынок хлынет продукция малых предприятий Европы, Америки и Китая. Предприниматели неизбежно столкнутся с тем, что конкурентное преимущество, которое есть у них сейчас: наличие дешевой рабочей силы исчезнет. Если государство в этой ситуации не создаст новые механизмы поддержки, есть опасность массового свертывания мелких производств.

    Система государственных гарантий экспортных поставок, в том числе и для малого предпринимательства существующая в Германии, Австрии, Италии, Финляндии постепенно реформируются в единую систему гарантий Евросоюза. Встает задача адаптации этого опыта к российской специфике.

    Государственная поддержка малого предпринимательства не означает, что государство создает «тепличные условия» этому сектору экономики или участнику рынка.

    Таблица 2 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики

     

    Показатель

    2002

    2003

    2004

    2005

    2006

    Млн.
    руб.

    В про-
    центах к итогу

    Млн.
    руб.

    В про-
    центах к итогу

    Млн.
    руб.

    В про-
    центах к итогу

    Млн.
    руб.

    В про-
    центах к итогу

    Млн.
    руб.

    В про-
    центах
    к итогу

    Всего 

    17887,0 

    100 

    29774,3 

    100 

    43464,6 

    100 

    49730,1 

    100 

    59738,2 

    100 

    в том числе:

                       

    промышленность

    5574,6 

    31,2 

    11592,5 

    38,9 

    11180,7 

    25,7 

    14350,3 

    28,9 

    13920,6 

    23,3 

    сельское хозяйство

    192,8 

    1,1 

    255,2 

    0,9 

    308,0 

    0,7 

    1159,6 

    2,3 

    946,6 

    1,6 

    строительство 

    6129,9 

    34,3 

    7108,8 

    23,9 

    9830,2 

    22,6 

    12380,6 

    24,9 

    18203,6 

    30,5 

    транспорт 

    313,1 

    1,8 

    560,1 

    1,9 

    1058,5 

    2,4 

    1178,7 

    2,4 

    2526,9 

    4,2 

    связь 

    316,2 

    1,8 

    379,0 

    1,3 

    569,4 

    1,3 

    1181,0 

    2,4 

    1444,4

    2,4 

    торговля и общественное питание

    3212,1 

    18,0 

    4978,0 

    16,9 

    12596,2 

    29,0 

    10800,4 

    21,7 

    12033,5 

    20,1 

    оптовая торговля
    продукцией
    производственно-
    технического
    назначения

    388,3 

    2,2 

    267,5 

    0,9 

    1498,9 

    3,4 

    1740,5 

    3,5 

    3580,9 

    6,0 

    информационно-
    вычислительное
    обслуживание

    130,8 

    0,7 

    212,4 

    0,7 

    254,9 

    0,6 

    207,7 

    0,4 

    164,8 

    0,3 

    операции с недвижимым имуществом

    364,1 

    2,0 

    768,4 

    2,6 

    1154,0 

    2,7 

    4447,1 

    8,9 

    2608,0 

    4,4 

    общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

    167,5 

    0,9 

    295,7 

    1,0 

    1294,4 

    3,0

    970,5 

    2,0 

    665,3 

    1,1 

    жилищно-коммунальное хозяйство

    119,4 

    0,6 

    62,6 

    0,2 

    59,8 

    0,1 

    48,6 

    0,1 

    168,7 

    0,3 

    непроизводственные виды бытового обслуживания населения

    34,4 

    0,3 

    26,7 

    0,1 

    51,9 

    0,1 

    39,3 

    0,1 

    105,1 

    0,2 

    здравоохранение, физическая культура и социальное
    обеспечение

    50,0 

    0,3 

    2043,8 

    6,9 

    2146,0 

    4,9 

    220,1 

    0,4 

    491,6 

    0,8 

    образование 

    20,1 

    0,1 

    10,0 

    0,0 

    8,5 

    0,0 

    16,2 

    0,0 

    20,6 

    0,0 

    культура и искусство

    33,0 

    0,2 

    34,7 

    0,1 

    85,1 

    0,2 

    100,0 

    0,2 

    348,9 

    0,6 

    наука и научное
    обслуживание

    126,2 

    0,7 

    407,4 

    1,4 

    722,8 

    1,7 

    325,7 

    0,7

    806,0 

    1,3 

    финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

    277,8 

    1,6 

    375,9 

    1,3 

    338,7 

    0,8 

    10,7 

    0,0 

    14,4 

    0,0 

    другие отрасли

    436,7 

    2,2 

    395,6 

    1,0 

    306,6 

    0,8 

    553,1 

    1,1 

    1688,3 

    2,9 

     

     

    Таблица 3 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий по формам собственности и отраслям экономики

    (миллионов рублей)

     

     

    Показатель

    2002

    2003

    2004

    2005

    <

    2006

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Всего

    13,2 

    4,7 

    18,9 

    10,8 

    35,6 

    7,9 

    47,4 

    2,3 

    54,5 

    5,2 

    в том числе:

                       

    промышленность

    3394,1 

    2180,5 

    4411,3 

    7181,2 

    8561,4

    2619,3 

    13360,7 

    989,6 

    11954,6 

    1966,0 

    сельское хозяйство

    151,0 

    41,8 

    212,3 

    42,9 

    290,3 

    17,7 

    1066,5 

    93,1 

    825,8 

    120,8 

    строительство

    4801,5 

    1328,4 

    6138,7 

    970,1 

    8860,5 

    969,7 

    11965,8 

    414,8 

    16688,9

    1514,7 

    транспорт 

    249,6 

    63,5 

    476,1 

    84,0 

    693,1 

    365,4 

    1093,8 

    84,9 

    2428,2

    98,7 

    связь 

    155,7 

    160,5 

    257,3 

    121,7 

    522,6 

    46,8 

    1074,5 

    106,5 

    1096,3 

    348,1 

    торговля и общественное питание

    2937,4 

    274,7 

    4635,8 

    342,2 

    11998,4 

    597,8 

    10571,8 

    228,6 

    11738,8 

    294,7 

    оптовая торговля продукцией производственно-техни-
    ческого назначения

    260,3

    128,0 

    237,9 

    29,6 

    1304,9 

    194,0 

    1687,4 

    53,1 

    3463,0 

    117,9 

    информационно-вычислительное
    обслуживание

    128,5 

    2,3 

    200,2 

    12,2 

    248,0 

    6,9 

    199,8 

    7,9 

    159,8 

    5,0 

    операции с недвижимым имуществом

    272,4 

    91,7 

    330,5 

    437,9 

    1034,4 

    119,6 

    4226,7 

    220,4 

    2390,4 

    217,6 

    общая коммерческая деятельность
    по обеспечению функционирования рынка

    118,1 

    49,4 

    215,4 

    80,3 

    552,9 

    741,5 

    937,9 

    32,6 

    586,5 

    78,8 

    жилищно-коммуналь-
    ное хозяйство

    100,8 

    18,6 

    60,7 

    1,9 

    49,8 

    10,0 

    45,5 

    3,1 

    160,0 

    8,7 

    непроизводственные виды бытового
    обслуживания
    населения

    33,4 

    1,0 

    26,0 

    0,7 

    51,5 

    0,4 

    38,7 

    0,6 

    104,4 

    0,7 

    здравоохранение, физическая
    культура и социальное обеспечение

    41,7 

    8,3 

    713,5 

    1330,3 

    119,5 

    2026,5 

    208,3 

    11,8 

    482,4 

    9,2 

    образование 

    13,4 

    6,7 

    8,1 

    1,9 

    7,7 

    0,8 

    14,3 

    1,9 

    12,4 

    8,2 

    культура и искусство

    27,0 

    6,0

    24,9 

    9,8 

    64,4 

    20,7 

    91,7 

    8,3 

    305,6 

    43,3 

    наука и научное обслуживание

    97,0 

    29,2 

    370,1 

    37,3 

    588,4 

    134,4 

    292,6 

    33,1 

    422,3 

    383,7 

    финансы, кредит, страхование,
    пенсионное обеспечение

    97,3 

    180,5 

    259,2 

    116,7 

    319,0 

    19,7 

    9,0 

    1,7 

    1,2 

    13,2 

    другие отрасли

    343,6 

    93,1 

    364,8 

    30,8 

    278,9 

    27,7 

    510,5 

    42,6 

    1656,4 

    31,9 

     

    Таблица 4 – Распределение инвестиций в основной капитал малых предприятий по формам собственности и отраслям экономики
    (в процентах от общего объема инвестиций в основной капитал в отрасли)

     

     

    Показатель

    2002

    2003

    2004

    2005

    2006

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Частная форма собственности

    Смешанная форма собственности

    Всего

     

    73,9 

    26,1 

    63,6 

    36,4 

    81,8 

    18,2 

    95,3 

    4,7 

    91,2 

    8,8 

    в том числе:

                       

    промышленность

    60,9 

    39,1 

    38,1 

    61,9 

    76,6 

    23,4 

    93,1 

    6,9 

    85,9 

    14,1 

    сельское хозяйство

    78,3 

    21,7 

    83,2 

    16,8 

    94,3 

    5,7 

    92,0

    8,0 

    87,2 

    12,8 

    строительство

    78,3 

    21,7 

    86,4 

    13,6 

    90,1 

    9,9 

    96,6 

    3,4 

    91,7 

    8,3 

    транспорт 

    79,7 

    20,3 

    85,0 

    15,0 

    65,5 

    34,5 

    92,8 

    7,2 

    96,1 

    3,9 

    связь 

    49,2 

    50,8 

    67,9 

    32,1 

    91,8 

    8,2 

    91,0 

    9,0 

    75,9 

    24,1 

    торговля и общественное питание

    91,4 

    8,6 

    93,1 

    6,9 

    95,3 

    4,7 

    97,9

    2,1 

    97,6 

    2,4 

    оптовая торговля продукцией производственно-техни-
    ческого назначения

    67,0 

    33,0 

    88,9 

    11,1 

    87,1 

    12,9 

    96,9 

    3,1 

    96,7 

    3,3 

    информационно-вычислительное
    обслуживание

    98,2 

    1,8 

    94,3 

    5,7 

    97,3 

    2,7 

    96,2 

    3,8 

    97,0 

    3,0 

    операции с недвижимым имуществом

    74,8 

    25,2 

    43,0 

    57,0 

    89,6 

    10,4 

    95,0 

    5,0 

    91,7 

    8,3 

    общая коммерческая деятельность
    по обеспечению функционирования рынка

    70,5 

    29,5 

    72,8 

    27,2 

    42,7 

    57,3 

    96,6 

    3,4 

    88,2 

    11,8 

    жилищно-коммуналь-
    ное хозяйство

    84,4 

    15,6 

    97,0 

    3,0 

    83,3 

    16,7 

    93,6 

    6,4 

    94,9 

    5,1 

    непроизводственные виды бытового
    обслуживания
    населения

    97,0 

    3,0 

    97,4 

    2,6 

    99,2 

    0,8 

    98,5 

    1,5 

    99,3 

    0,7 

    здравоохранение, физическая
    культура и социальное обеспечение

    83,4 

    16,6 

    34,9 

    65,1 

    5,6 

    94,4 

    94,6 

    5,4 

    98,1 

    1,9 

    образование 

    66,7 

    33,3 

    81,0 

    19,0 

    90,6 

    9,4 

    88,3

    11,7 

    60,5 

    39,5 

    культура и искусство

    81,8 

    18,2 

    71,8 

    28,2 

    75,7 

    24,3 

    91,7 

    8,3 

    87,6 

    12,4 

    наука и научное обслуживание

    76,9 

    23,1 

    90,8 

    9,2 

    81,4 

    18,6 

    89,8 

    10,2 

    52,4 

    47,6 

    финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

    35,0 

    65,0 

    69,0 

    31,0 

    94,2 

    5,8 

    84,1 

    15,9 

    8,2 

    91,8 

    другие отрасли

    78,7 

    21,3 

    92,2 

    7,8 

    91,0 

    9,0 

    92,3 

    7,7 

    98,1 

    1,9 

     

     

    Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства.

    Развитие государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования.

    К основным направлениям развития этих механизмов относятся:

  1. Бюджетная поддержка малого предпринимательства через реализацию Федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства.
  2. Разработка и реализация программ кредитных гарантий (распределение инвестиционных рисков между государством и частным капиталом).
  3. Развитие и внедрение высокодинамичной и экономически эффективной системы микрофинансирования.
  4. Внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и «лизинга под ключ».
  5. Субсидирование процентной ставки коммерческим организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.
  6. Обеспечение возможности для малых предприятий участвовать в выполнении государственных и муниципальных заказов.

    Разработанные с учетом категорий предпринимателей механизмы ресурсной (правовой, финансово-кредитной, имущественной и иной) поддержки малого предпринимательства должны быть обобщены и прописаны в программах государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональной и муниципальных уровнях.

    Реализация финансовой политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется через систему фондов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, 75 государственных региональных и более 170 муниципальных фондов).

    На поддержку малого бизнеса из региональных бюджетов за период 2001 – 2004 г.г. было выделено около 2,6 млрд. руб. (без учета муниципальных и привлеченных средств), за счет средств федерального бюджета с учетом собственных средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства 0,24 млрд. руб.

    Задача увеличения финансовых активов всей системы фондов (в том числе за счет выделения бюджетных средств) может войти в число государственных мер, прошедших испытание временем, при реализации финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. Задачи системы фондов логически следуют из определенных основных функций государственных и муниципальных фондов. К ним относятся:

    предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка;

    выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

    долевое участие в создании и деятельности инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса;

    финансирование мероприятий по подготовке кадров для малых предприятий;

    осуществление внешнеэкономической деятельности в области малого бизнеса.

    Практика работы фондов показывает, что эти функции востребованы современным рынком и имеют позитивный эффект, осуществляя:

    кредитование проектов на возвратной и безвозвратной основе, в том числе участвуя в программах микрофинансирования (большая поддержка начинающим предпринимателям), в финансировании инвестиционных проектов на возвратной основе и льготных условиях;

    финансовую поддержку специализированным лизинговым компаниям, созданными для поддержки малого предпринимательства (с участием государственных средств);

    поддержку инфраструктуры (консалтинговой и информационной), которая была создана ранее при участии финансовых ресурсов государства.

    Система фондов как ядро инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства создана при участие бюджетных ресурсов и должна быть востребована при разработке и реализации механизмов привлечения банковских кредитов (ресурсов).

    Инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства, в условиях совершенствования законодательного поля, позволяет адаптировать систему фондов к явным преимуществам разрабатываемой системы кредитных гарантий, которые:

    являясь косвенными мерами государственной финансовой поддержки, требуют значительно меньше бюджетных ассигнований и при рациональном управлении позволяют добиваться значительного мультипликативного эффекта при финансировании субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников;

    с учетом стратегического направления реформирования банковского сектора — развитие системы требований, установленных Центральным банком России, опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко снижает потребность в административно-управленческом персонале при реализации таких программ и обеспечивает вовлечение в их реализацию большего числа предпринимателей;

    государственный статус гарантии позволяет банкам снизить процентную ставку по кредитам малому бизнесу — риск банка и размер создаваемых резервов уменьшается;

    дробление риска между заемщиком, банком и гарантом;

    гарантийные продукты, предоставляемые государством, в зависимости от спроса на различные финансовые технологии (финансовая аренда, венчурное финансирование), имеют возможность трансформироваться.

    На основании Постановления главы администрации края от 03.08.2006 г № 689 «Об условиях и порядке предоставления в 2006 году средств краевого бюджета» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются субсидии по кредитным договорам в целях:

  • реализации инвестиционных проектов;
  • строительства жилья, реализуемого подрядными организациями без привлечения посредников;
  • приобретения, строительства, реконструкции или капитального ремонта основных средств производственного назначения;
  • предоставления займов членам кооперативов (субъектам малого предпринимательства) для осуществления предпринимательской деятельности.

    Субсидии предоставляются в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
    по кредитам (части кредитов), полученным в 2004-2006 годах и направляемым заемщиками на реализацию инвестиционных проектов, одобренных администрацией Краснодарского края в соответствии с Законом Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае»

    Субсидии предоставляются в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, по кредитам, полученным в 2003 – 2006 годах, направленных заемщиками на:

  • строительство жилья, реализуемыми подрядными организациями без привлечения посредников;
  • приобретение, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт основных средств производственного назначения (в том числе для расширения производственных и торговых площадей);
  • приобретение машин и оборудования, используемых в технологическом процессе, включая его доставку, монтаж и пуско-наладочные работы;
  • приобретение грузового и специализированного транспорта для производственных целей.
  • уплату процентов по кредитам, полученным не ранее 1 января 2005 года на срок не более 3 лет сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с целью предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов, являющимися СМП для осуществления предпринимательской деятельности (на срок не более 3 лет).

    Субсидии предоставляются сельскохозяйственным кооперативам по кредитным договорам, текущие обязательства по которым исполнены (исполняются) в сроки и в объемах, которые установлены графиком погашения кредита. Выплата субсидий по заключенным договорам осуществляется в пределах финансового года.

    Субсидии предоставляются в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, по кредитам, полученным в 2004-2006 годах и направляемым заемщиками на приобретение горюче-смазочных материалов, электроэнергии на производственные цели, запасных частей, материалов, узлов и агрегатов для ремонта техники и специализированного автотранспорта, а также сырья и материалов для производственных нужд и услуг производственного характера;

  • производство и реализацию товаров (работ, услуг) предназначенных для экспорта;
  • на уплату процентов по кредитам, привлеченным не ранее 1 января 2005 года на срок не более 3 лет некоммерческими организациями, (потребительскими кооперативами граждан или потребительскими обществами) с целью предоставления займов субъектами малого предпринимательства (членам кооперативов) для осуществления предпринимательской деятельности.

    На федеральном уровне необходимо:

    1. Разработать и принять новый Федеральный Закон «О малом предпринимательстве в Российской Федерации», взамен ныне действующего Федерального закона «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июля 1995 года № 88-ФЗ. При этом новый законодательный акт должен:

    Быть законом прямого действия. Ни одна из включенных в него норм не должна носить отсылочный или рамочный характер.

    Включать нормы, содержащие понятие субъекта малого предпринимательства, единые для всех отраслей законодательства и права. Соответствующее положение должно быть специально оговорено в законе.

    Определять меры государственной поддержки и защиты интересов субъектов малого предпринимательства, систему льгот и преференций, финансовых и административных гарантий их деятельности, основные принципы налогообложения.

    Закреплять права предпринимателей на ограничение административного вмешательства в их деятельность, определять меру ответственности за установление новых административных барьеров и иных действий, ухудшающих положение предпринимателей.

    Определять структуру государственных органов, контролирующих исполнение данного Закона.

    До принятия нового Закона отмена действующего Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» недопустима.

    2. Продолжить работу по анализу последствий введения федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц», а также иных мер по дебюрократизации экономики и при необходимости внести предложения по их доработке:

    Внести изменения в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», однозначно определяющие сроки проведения проверок порядок обжалования приостановления действия лицензий и исключение возможности внесудебного аннулирования лицензий. Установить срок действия лицензии не менее 5 лет или определить упрощенный порядок ее продления.

    Законодательно определить исчерпывающий перечень органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) над деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.

    Разграничить административную ответственность субъектов малого предпринимательства и иных хозяйствующих субъектов, предусмотренную Кодексом РФ об административно-правовых нарушениях, снизив размер штрафных санкций в их отношении.

    Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации изменения в Федеральный закон «О милиции», предусматривающие ограничение полномочий сотрудников милиции в осуществлении контроля в отношении действий субъектов малого предпринимательства, не представляющих угрозу законности и правопорядку.

    Для облегчения доступа малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам обратиться в адрес Правительства Российской Федерации, МАП России, Минэкономразвития России, Минфина РФ, Минимущества РФ и других заинтересованных федеральных министерств и ведомств, с предложениями в кратчайшие сроки разработать механизмы реализации следующих мер:

    Создание системы разделения рисков между государством, коммерческими банками и субъектами малого предпринимательства при кредитовании в условиях отсутствия стопроцентного залогового обеспечения с предоставлением государственных гарантий и разработка механизма предоставления гарантий за счет бюджетных средств.

    Апробация механизмов предоставления гарантий, включающая механизмы создания и актуализации банков данных о кредитных историях субъектов малого предпринимательства, должна предусматривать реализацию ряда пилотных проектов в регионах России, в том числе в одном или нескольких субъектов РФ Южного федерального округа;

    Разработка системы субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства в целях удешевления кредитных ресурсов, с ее реализацией в ряде регионов Российской Федерации, в том числе в одном или нескольких субъектах РФ Южного федерального округа, путем проведения региональных конкурсов предпринимательских проектов и коммерческих банков, а также конкурсным отбором пилотных регионов на федеральном уровне;

    Для более эффективного использования механизма микрофинансирования необходимо ускорить принятие проектов федеральных законов «О кредитной кооперации» и «О взаимном страховании» и представления их в Государственную Думу.

    Поддержать жесткий антимонопольный контроль над Сберегательным банком, чтобы его тарифная политика была сопоставима с другими банками.

    Рассмотреть возможность возобновления финансирования программы оказания помощи безработным гражданам, желающим открыть собственное дело, по линии Минтруда РФ. Рассмотреть возможность финансирования данной программы в рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства.

    Разработать механизм предоставления залога в виде прав аренды государственного имущества (объектов недвижимости и земельных участков) для расширения возможности получения кредитов малыми предприятиями в коммерческих банках.

    На уровне субъектов федерации необходимо:

    1. Рекомендовать исполнительным и законодательным органам власти субъектов федерации ввести в постоянную практику общественную экспертизу всех местных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, с участием региональных торгово-промышленных палат и других общественных объединений предпринимателей.

    2. Признать целесообразным создание региональных государственных и муниципальных юридических агентств, специализирующихся на защите законных интересов субъектов малого и среднего бизнеса и оказывающих услуги юридического характера, с финансированием в рамках региональных программ поддержки малого предпринимательства.

    3. Законодательно запретить навязывание малым предприятиям «вынужденных» услуг предприятий (организаций), так или иначе связанных с контролирующими, государственными и муниципальными органами. Рекомендовать территориальным органам МАП России активнее использовать возможности антимонопольного законодательства для предотвращения подобной практики.

    4. Отменить все нормы, самостоятельно введенные контролирующими организациями и органами власти, содержащие требования к деятельности субъектов малого предпринимательства, либо собственные правила проведения проверок. Такого рода нормы и правила могут вводиться только законодательными актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

    5. Рекомендовать органам власти субъектов федерации предусматривать в государственных программах поддержки малого предпринимательства в разделе по развитию системы финансирования малого предпринимательства работы по развитию максимально широкого спектра финансовых инструментов, учитывая региональную специфику.

    6. Рассмотреть возможность участия в софинансировании из бюджетов субъектов федерации программ оказания помощи безработным гражданам, желающим открыть собственное дело, осуществляемых региональными службами занятости населения.

    7. Разработать и законодательно закрепить систему льгот и преференций субъектам малого предпринимательства при аренде, приобретении и ином использовании государственного и муниципального имущества.

    Организациям инфраструктуры, обеспечивающим учебно-консультационную и информационную поддержку предпринимательства при разработке планов развития новых услуг уделять должное внимание вопросам, имеющим особое значение в процессе присоединения России к ВТО, прежде всего вопросам качества и сертификации, контрактных отношений с зарубежными партнерами.

    Реализация всех этих мер в комплексе, несомненно, даст толчок развитию предпринимательства в целом по всей стране.

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

    Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

    Место малых предприятий предопределенно объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

        В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основной социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

    Главным действующим лицом малого предприятия является предприниматель. Предприниматель — это лицо, самостоятельно, творчески занимающееся хозяйственной деятельностью.

    Так как развитие именно сектора малого предпринимательства, по нашему мнению, должно стать одним из катализаторов перехода к рыночной экономике в России, мы рассмотрели одну из главных проблем, тормозящих развитие малого бизнеса, а именно, проблему инвестиционной привлекательности. Таким образом, мы выяснили, что главной причиной, почему инвесторы не желают вкладывать свои средства в российский малый бизнес является неблагоприятные условия ведения предпринимательской деятельности (криминал, несовершенство законодательной базы и т.д.), вследствие чего они боятся не получить прибыль от своих вложений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2007.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: ФЗ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ // Российская газета. 18 июня 1995 г.
  5. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО, 20004, №12
  6. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000.
  7. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: ИНФРА-М, 2006.
  8. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. – М., 2004
  9. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности.–М.: Экономика предприятия, 1999.
  10. Канивец П.И., Коваленко А.В. Основы малого предпринимательства: выбор решений. — Новочеркасск: НГТУ, 1998.
  11. Кушлин В.И. и др. Экономика предпринимательства: Курс лекций.–М.: ВЛАДОС, 2007.
  12. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  13. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007.
  14. Муравьев А.И. Малый бизнес/Учеб. пособие для вузов. М., 2006.
  15. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. В.М.Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  16. Фадеев В.Ю. Экономические основы малого предпринимательства. –М.: ИФНРА-М, 2004.
  17. Экономика и управление малой фирмы: Учебное пособие / Под ред. И.В. Мишуровой.-М.: ИКЦ «МарТ», 2007.
  18. http://www.gks.ru/ – Официальный сайт Госкомстата
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.19MB/0.00167 sec

WordPress: 25.77MB | MySQL:119 | 3,853sec