ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ

<

021115 2328 1 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯТрудовые процессы, выполняемые работниками торговли, имеют свои особенности. ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое определение технологии торговли: «совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов». В торговле технология включает операции по доставке , приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя, но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи потребителю.

Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка, фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает новую стоимость и выступает как труд производительный. В то де время ввиду объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров. Основное предназначение торговли — оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно производственных операций в сферу производства.

В своем большинстве торговые предприятия относительно небольшие, в них нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено использование высокопроизводительных машин и механизмов.

Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут использоваться следующие показатели:

  • численность прошлого и отчетного годов (Чо, Ч1);
  • товарооборот прошлого и отчетного годов (То, Т1);
  • производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника – Во, В1).

    При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.

    Влияние на численность работников изменения объема товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр).

     

    021115 2328 2 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ021115 2328 3 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯЧо = То / Во

    021115 2328 4 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ Чр — Чо

    021115 2328 5 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ021115 2328 6 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯЧр = Т1 / Во Ч1 — Чо

    021115 2328 7 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ Ч1 — Чр

    Ч1 = Т1 / В1

     

    Численность персонала зависит от трудоемкости товарооборота, его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (DЧтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

    DЧтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp), (1)

    где Jmp – индекс трудоемкости.

    Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

    Существенным моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:

    D Тч = (D Ч / D Т) * 100, (2)

    где D Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;

    D Ч – прирост численности, %;

    D Т – прирост товарооборота, %.

    D Тп = 100 — D Тч,

    где D Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда.

    Критериями оценки эффективности использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но в целом реализация товаров должна быть прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:

    Кпт = D ЧП / D ФП, (3)

    где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника;

    D ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;

    D ФП – прирост фонда потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб. Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам.

    Одним из важных условий повышение производительности труда в торговле является разделение труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания.

    Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выявления свободного временим в течение рабочего дня.

    Кроме того, для улучшения обслуживания покупателей большое значение имеет овладение продавцами дополнительными специальностями, что должно происходить на базе уже полученных ими навыков и приемов. Так, продавцу швейных изделий проще освоить специальность продавца верхнего и нижнего трикотажа, продавцу радиотоваров и телевизоров – специальность продавца кино- и фототоваров и т.д.

    Помимо полного совмещения должностей, работники магазина параллельно с основными должностными обязанностями могут выполнять отдельные функции, относящиеся к другим профессиям (должностям). Например, заведующие отделами должны участвовать в обслуживании покупателей, продавцы должны выполнять вспомогательные работы во время вынужденных перерывов в их основной работе и т.д.

    Разделение и кооперация труда в магазине должны осуществляться с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов продажи товаров, размера и структуры товарооборота, используемых методов дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы магазина. Однако мероприятия по разделению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества обслуживания покупателей и условий труда работников магазина.

    Повышению производительности труда работников торговли во многом способствует совершенствование приемов и методов труда. Под приемами труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющихся в определенной последовательности операций, связанных единым целевым назначением. Метод труда – способ осуществления процесса труда. Используемые приемы и методы труда зависят от ассортимента реализуемых товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способствовать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и утомляемости работников.

    <

    На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому одним из направлений совершенствования организации труда в магазине является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслужить большее количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.

    Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет. Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за отчетный месяц.

     

    2. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ, ИХ СОСТАВ, СТРУКТУРА, ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

     

    Все средства торгового предприятия можно подразделить на основные и оборотные.

    В отличие от фондов средства являются денежной формой выражения соответствующих фондов; считается, что средства не потребляются, а авансируются. Авансирование означает, что использованные средства возвращаются после завершения каждого кругооборота в виде выручки, и именно из выручки происходит возмещение авансированных ранее средств. (Если торговое предприятие израсходует часть средств, предназначенных для авансирования, то оно будет испытывать финансовые затруднения.)

    Оборотные средства включают в себя, прежде всего, стоимость предметов труда; они совершают непрерывный кругооборот и обслуживают процесс товарного обращения, постоянно изменяя форму стоимости (с денежной на товарную и наоборот). Оборотные средства создают необходимые предпосылки для нормальной хозяйственной деятельности. Только имея необходимые денежные средства, торговое предприятие может вести расчеты с поставщиками и работниками, иметь необходимый запас товаров, тары, инвентаря, обеспечить их перевозку, сохранность, реализацию.

    Все оборотные средства представляют собой форму проявления оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные фонды обслуживают продолжение процессов производства в сфере обращения, фонды обращения — процессы непосредственно обращения.

    Оборотные фонды включают в себя материалы, топливо, спецодежду, некоторые виды тары и т. п. Фонды обращения включают товарные запасы текущего хранения, сезонные запасы товаров, товары досрочного завоза в торговой сети, на базах, складах, в пути, а также денежные средства в кассе, в пути, на расчетном и других счетах в банке; средства, вложенные в расчеты, и дебиторскую задолженность. Таким образом, оборотные средства торгового предприятия — это денежный эквивалент оборотных фондов и фондов обращения. Учитывая, что основной функцией торговых предприятий является организация процессов обращения товаров, особую роль играют фонды обращения и соответственно та часть оборотных средств, которая авансирована в фонды обращения.

    Главная задача оборотных средств заключается в том, что они, во-первых, создают необходимые финансовые условия для нормальной торговой деятельности и, во-вторых, служат экономической основой хозяйственной самостоятельности и материальной ответственности предприятий торговли.

    Основным видом оборотных средств являются средства, вложенные в товарные запасы.

    Для любого торгового предприятия важно иметь оптимальный размер оборотных средств. Размер оборотных средств торгового предприятия определяют следующие факторы:

    объем и ассортиментная структура товарооборота (чем больше объем товарооборота, тем больше потребность в оборотных средствах; от структуры товарооборота зависит время и скорость обращения товаров и соответственно потребность в оборотных средствах);

    организация коммерческой работы (хорошая организация коммерческой работы означает проведение оптимальной ассортиментной политики, обеспечивает высокие темпы реализации товаров и, следовательно, уменьшает потребность в оборотных средствах);

    организация документооборота, в частности расчетов за товары (время оформления документов, применяемые формы расчетов во многом определяют требуемые оборотные средства);

    условия поставки товаров (отдаленность поставщиков, частота завоза товаров определяют требуемый размер оборотных средств; так, отдаленность поставщиков вызывает необходимость завоза больших партий товаров и соответственно увеличивает потребность в оборотных средствах; частота завоза, наоборот, связана с размером оборотных средств обратно пропорционально: чем чаще завозятся товары, тем меньше размеры товарных запасов и меньше потребность в оборотных средствах).

    Предприятия торговли при несовпадении по времени затрат на закупку товаров и поступления выручки от реализации товаров могут ощущать нехватку оборотных средств. В таком случае предприятия нуждаются в кредитах, т.е. вынуждены использовать дополнительно к собственным и заемные средства.

    С помощью кредита размер имеющихся оборотных средств приводится в соответствие с потребностью в них с учетом изменений в поставке и реализации товаров.

    Выделяют следующие основные принципы кредитования.

    1. Целевой характер кредита, т.е. кредит предоставляется на выполнение определенной программы. Эта программа указывается в соответствующем разделе кредитного договора и предоставляется в банк, который, как правило, строго следит за ее выполнением. Несоблюдение данного принципа может послужить поводом для досрочного отзыва кредита или применения повышенного процента.

  1. Срочность кредита, т.е. кредит предоставляется на срок, предусмотренный соответствующей программой. Погашение, как показывает практика, может осуществляться несколькими способами: выплата в определенные сроки всей суммы с процентами, выплата в рассрочку (долями) и др. Если данный принцип нарушен, то кредитор вправе применять санкции от увеличения процента до судебных взысканий.
  2. Возвратность кредита предполагает (на уровне предприятия) направление выручки от реализации на погашение кредита с тем расчетом, что к определенному сроку сумма кредита и проценты по нему будут погашены.
  3. Обеспеченность кредита предполагает, что торговое предприятие должно иметь в наличии материальные ценности (или поручительства, или гарантии), под которые получаются кредиты, и реализация которых позволит погасить имеющуюся задолженность. Данный принцип обеспечивает защиту имущественных интересов кредитора.
  4. Платность кредита предполагает, что любая торговая организация должна уплачивать проценты за использование чужих средств.

    Кредитование может быть краткосрочным — до одного года (финансируется текущая хозяйственная деятельность) и долгосрочным — свыше одного года (финансируются капитальные вложения или прямые инвестиции).

    Выделяют следующие основные разновидности кредитов: финансовый (или банковский) и коммерческий.

    Финансовый (банковский) кредит — это получение торговым предприятием денежных ссуд.

    Коммерческий кредит — это отсрочка платежей покупателя продавцу (или наоборот). Таким образом, коммерческий кредит — это законный способ финансирования торговых предприятий, испытывающих потребность в оборотных средствах.

    Основную часть оборотных средств предприятий торговли составляют денежные средства.

    Авансированные оборотные средства совершают непрерывный оборот, опосредуя тем самым движение товаров от производителя к покупателю. Чем быстрее оборачиваются средства, тем выше эффективность их использования. Неподвижность денежных средств и товаров противоречит самой их природе, делает нецелесообразным их использование.

    Таким образом, эффективность работы торговых предприятий во многом определяется эффективностью использования оборотных средств. Основным показателем эффективного использования оборотных средств служит их оборачиваемость.

    Под оборачиваемостью средств торговых предприятий понимают время, в течение которого оборотные средства переходят из товарной формы в денежную и наоборот.

    Оборачиваемость оборотных средств может измеряться длительностью одного оборота и числом оборотов в течение периода. (Частным случаем оборачиваемости является товарооборачиваемость. Чем короче период оборачиваемости оборотных средств, тем больше оборотов совершают оборотные средства, тем меньше потребность в них торговых предприятий.

    Оборачиваемость оборотных средств Бд в днях (длительность одного оборота или время обращения) рассчитывается по формуле

    Бд = Бср1 = Бсрn, (4)

    где Бср — средние* оборотные средства за определенный период;

    n — число дней в периоде;

    Р — товарооборот за указанный период;

    P1 — размер товарооборота за один день в указанный период.

    В итоге получают число дней, в течение которых оборачиваются средние оборотные средства при сложившемся товарообороте.

    Оборачиваемость оборотных средств Боб в числе оборотов (скорость обращения) находят по формуле

    Боб = n/Бд = P/Бср, (5)

    В итоге получают число, которое показывает, сколько раз за период обернутся средние оборотные средства.

    Оборачиваемость оборотных средств в днях обратно пропорциональна оборачиваемости в числе оборотов.

    Показатель оборачиваемости оборотных средств нельзя абсолютизировать. Высокая оборачиваемость оборотных средств может достигаться при отсутствии товарных запасов, а также при острой нехватке товаров. В таком случае процесс реализации товаров совершается с перебоями. Другими словами, при ускорении оборачиваемости часть оборотных средств может высвобождаться. Но при этом необходимо следить, чтобы ускорение оборачиваемости оборотных средств не происходило за счет снижения товарных запасов и сужения ассортимента товаров.

    Эффективность использования оборотных средств характеризуется также такими показателями, как фондоотдача, фондоемкость, рентабельность.

    Фондоотдача Фотд (или прямой коэффициент оборачиваемости) характеризует размер товарооборота на единицу авансированных оборотных средств:

    Фотд = Р/Бср , (6)

     

    Следует иметь в виду, что фондоотдача оборотных средств количественно измеряется аналогично оборачиваемости оборотных средств — в числе оборотов за период.

    Фондоемкость Фемск (или коэффициент использования оборотных средств, обратный коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки оборотных средств) характеризует потребность предприятий в оборотных средствах для реализации товаров

    Фемс= Бср/Р = 1/Фотд. (7)

    Для общей характеристики эффективности использования оборотных средств применяется показатель рентабельности Ео.с. с оборотных средств за определенный период

    Ео.с = П/Бср, (8)

    где П — прибыль за определенный период.

    Как правило, при определении среднего значения любого показателя используют формулу либо среднего арифметического, либо среднего хронологического.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача

     

    Требуется построить универмаг с годовым оборотом в 6000 тыс.руб., годовой прибылью 127,5 тыс.руб. Сумма капитальных вложений по сметно-финансовым расчетам определена в 580 тыс.руб.

    Оцените экономическую эффективность капитальных вложений.

     

    Решение

    Дисконтированный срок окупаемости равен

    ДСО = З/ П = 580/127,5 =4,549 ≈4,6 года.

    Рентабельность проекта:

    ARR = 021115 2328 8 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ = 127,5/580 = 0,2198 или 21,98% ,

    где П — чистая бухгалтерская прибыль от проекта

    З — инвестиции.

    Рентабельность продаж:

    Р = П/Т = 127,5/6000 =0,02125 или 21,25,

    где Т – годовой товарооборот универмага.

    Таким образом, проект окупится за счет получаемой прибыли примерно через 4,6 года. Рентабельность проекта составляет 21,98%, рентабельность продаж составляет 21,25%.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованных источников

     

     

     

  5. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. – М.: АО «ИНФРА – М» — АОЗТ «Премьер», 1995. – 204 с.
  6. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. — М.:ИНФРА-М, 2008.-295 с
    1. Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Ч.2.Оптовая торговля: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос . экон . ун-та,1999.-104 с.
    2. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.-512с.
    3. Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебн.-2-изд.-М.:ИВЦ «маркетинг», 1999.-320 с.
    4. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов. – 5-е изд.,перераб . и доп. – Мн .; Выш.шк ., 2006. – 430 с.
    5. Дашков Л. П., Памбухчияец В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений.-3-е изд.,- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2007. – 710 с.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00032 sec

WordPress: 22.8MB | MySQL:115 | 1,390sec