ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

<

021115 2332 1 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯПроизводительность труда является одним из важнейших показателей эффективности общественного производства. Применение этого показателя позволяет оценить эффективность труда, как отдельного работника, так и коллектива.

Производительность труда
характеризует эффективность живого труда. Непрерывный рост производительности труда – это основной источник расширения производства и увеличения внутреннего валового продукта.

Производительность в широком понимании – это умственная склонность человека к постоянному поиску возможности усовершенствования того, что существует. Оно основано на уверенности в том, что человек может работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра еще лучше. Оно требует постоянного совершенствования экономической деятельности.

Производительность труда является показателем экономического роста, то есть показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение общественного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни. Увеличение реального ВНП может осуществляться двумя способами:

1.    Путем вовлечения в производство большего объема ресурсов;

2.    Путем более производительного их использования.

Отсюда производительность труда – общий объем продукции, деленный на количество затраченного, на его производство труда, или реальная часовая выработка на одного занятого.

ВНП = число отработ. чел.-час. х производит. труда

Повышение производительности труда в любой системе может происходить различными путями под воздействием различных факторов. Она может повышаться, если наблюдается одна из следующих ситуаций:

  • объем продукции растет, а затраты снижаются;
  • объем продукции растет быстрее, чем затраты;
  • объем продукции остается без изменения, в то время как затраты снижаются (например, в результате реализации программ по сокращению издержек);
  • объем продукции растет при неизменных затратах;
  • объем продукции снижается более медленными темпами, чем затраты.

    Рост производительности труда не может быть беспредельным. Экономически разумные пределы роста производительности труда диктуются условием увеличения массы потребительных стоимостей и повышения качества продукции. Стремление к безмерному росту производительности труда за счет сокращения численности работающих может привести к снижению объема и качества выпускаемой продукции.

    В планах по росту производительности труда рассчитываются, как правило, два показателя: выработка – количество продукции, выработанной в единицу рабочего времени, и трудоемкость – количество рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции. Выработка является наиболее распространенным показателем учета уровня производительности труда. В зависимости от того, в каких единицах измеряется объем выполненных работ и отработанное время, различают несколько методов расчета уровня выработки.

    При натуральном методе исчисления выработки объем выполненных работ выражается в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах). Этот метод наиболее наглядно характеризует уровень производительности труда, однако он применим только для однородной продукции.

    При условно-натуральном методе исчисления выработки объем выполненных работ выражается в условно-натуральных единицах (в тоннах условного топлива). Условно-натуральный метод применим для расчета показателя уровня производительности труда при выпуске неоднородной, но аналогичной продукции.

    Трудовой метод измерения производительности труда предполагает, что объем выполненных работ, измеряется в отработанных нормо-часах. Трудовой метод применим ко всем видам продукции, независимо от степени ее готовности и широко используется при изучении относительного изменения производительности труда. Однако данный метод требует стабильности применяемых норм, в то время как последние по мере совершенствования организационно-технических условий труда постоянно изменяются.

    На практике наиболее распространенным является стоимостной метод измерения производительности труда, основанный на использовании стоимостных показателей объема произведенной продукции. Преимущество этого метода состоит в возможности соизмерения разнородной продукции с затратами на ее изготовление как в рамках одного предприятия, отрасли, так и в масштабах всей страны.

    В настоящее время большое значение придается измерению производительности труда по условно-чистой продукции, что обеспечивает более полное отражение работы данного предприятия, так как этот показатель исключает искажающее влияние ассортиментных сдвигов, кооперированных поставок, устраняет повторный счет.

    Для расчета выработки этим способом определяется, прежде всего, объем условно-чистой продукции по формулам:

     

    Му-ч = Цо – Мз + А; (1)

    Му-ч = З +П + А, (2)

     

    где Му-ч – масса условно-чистой продукции (в руб.);

    Цо – отпускная оптовая цена продукции (в руб.);

    Мз
    – материальные затраты (в руб.);

    А – сумма амортизации (в руб.);

    З – заработная плата персонала с начислениями (в руб.);

    П – прибыль предприятия (в руб.).

    Измерение производительности труда может осуществляться также по нормативно- чистой продукции.

    Величина затрат труда на производство определенного объема продукции может быть измерена количеством отработанных человеко-часов, человеко-дней, а также среднесписочной численностью работающих в месяц, квартал, год. Рассчитывают часовую, дневную (месячную, квартальную, годовую) производительность труда.

    Часовая выработка характеризует производительность труда в течение каждого часа работы.

    Дневная выработка зависит от уровня часовой выработки и фактической продолжительности рабочего дня. Уровень месячной (годовой) выработки зависит не только от часовой выработки и продолжительности рабочего дня, но и от того, сколько рабочих дней приходится в среднем на одного работника в месяц (год).

    В качестве второго показателя производительности труда используют трудоемкость, которую рассчитывают на единицу продукции и на весь товарный выпуск. Различают нормативную, плановую и фактическую трудоемкость.

    Под нормативной
    трудоемкостью понимаются затраты труда на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объема работ по действующим нормам.

    Плановая
    трудоемкость отражает затраты труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ, установленные с учетом изменения норм в планируемом периоде в результате внедрения организационно-технических мероприятий.

    Фактическая трудоемкость определяется по фактически сложившимся затратам труда.

    По видам затрат труда, включаемым в трудоемкость, различают:

  • технологическую (Ттех),
  • производственную (Тпроизв),
  • полную (Тполн) трудоемкость,
  • трудоемкость обслуживания (Тобсл),
  • управления производством (Тупр).

    Для обоснования плановых заданий по росту производительности труда, численности работающих определяется полная трудоемкость продукции — это затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала на изготовление единицы продукции.

    Полная трудоемкость складывается из технологической трудоемкости, трудоемкости обслуживания и трудоемкости управления:

     

    tQ = tтех + tобс + tупр, (3)

     

    где tтех
    затраты труда основных рабочих по изготовлению единицы продукции;

    tобс
    затраты труда вспомогательных рабочих основных цехов и всех рабочих вспомогательных цехов и служб;

    tупр
    затраты труда всех других категорий ППП.

     

    tтех = tсд + tпов, (4)

     

    где
    t
    сд, tпов
    — затраты труда соответственно сдельщиков и повременщиков.

     

    tобс = tтех
    Чвсп
    : Чосн, (5)

     

    где Чвсп, Чосн — численность соответственно вспомогательных и основных рабочих.

    Производственная трудоемкость определяется как сумма технологической трудоемкости и трудоемкости обслуживания — это затраты труда всех рабочих по изготовлению единицы продукции:

     

    tпр = tтех + tобс, (6)

    tупр = tпр ‘ Чдр : (Чосн + Чвсп), (7)

     

    где Чдр — численность других категорий ППП за исключением рабочих.

    <

    Показатели производительности труда (выработка и трудоемкость) связаны обратной зависимостью: если растет производительность труда, то сокращается трудоемкость. Их взаимосвязь можно выразить следующим образом:

     

    ПВ = 100 х СТ / 100 — СТ и СТ = 100 х ПВ / 100 + ПВ, (8)

     

    где ПВ — повышение выработки (в %);

    СТ — снижение трудоемкости (в %).

    Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и т.д.

    Основным источником удовлетворения потребностей трудящихся является оплата труда, будучи правильно организованной, она содействует вовлечению людей в производство, становиться важнейшим средством материального стимулирования непрерывного роста производства, повышения его эффективности.

    Существует ряд принципов организации оплаты труда. К числу таких принципов следует отнести:

    – принцип оплаты труда по его количеству и качеству;

    – принцип неуклонного повышения уровня оплаты труда;

    – принцип опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

    – принцип дифференциации уровня оплаты труда различных групп и категорий работающих;

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА

     

    Термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности — более широкое понятие.

    Главное в маркетинге — двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производство, адресность выпускаемой продукции. С другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

    Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга и тем самым сделать труд первого по-настоящему производительным — в этом состоит основная цель любой маркетинговой деятельности.

    Маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это определение опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

    Вторая исходная идея маркетинга — идея человеческих потребностей. Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. По мере развития общества растут и потребности его членов. Производители, со своей стороны, предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и потребностями людей. Товар пропагандируется как средство удовлетворения одной или ряда специфических потребностей.

    Основу маркетинга составляют разработка программы производства товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация доставки, установление цен, развертывание служб сервиса и т.п.

    Маркетинг, как всякая система, имеет свои направления, методы и задачи реализации. Направления маркетинга подразумевают проведение политики в области качества и ассортимента продукции, формирования цен, организации сбыта, коммуникаций. Методы, применяемые в маркетинге, обычно включают: учет, анализ, моделирование, прогнозирование и проектирование, корректировку.

    Система маркетинга предполагает решение следующих задач:

  • комплексное изучение рынка;
  • выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
  • планирование товарного ассортимента и цен;
  • разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
  • планирование и осуществление сбыта;
  • разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

    В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность
    маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю «несогласованную» предварительно с рынком продукцию.

    Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:

  1. Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.
  2. Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.
  3. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.
  4. Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.

    Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:

  • анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
  • анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
  • изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.
  • планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
  • обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
  • обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении «технологии» использования цен, кредитов, скидок и т. п.
  • удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;
  • управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ХРОНОМЕТРАЖ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

     

    Хронометраж операции — способ изучения затрат времени на выполнение циклически повторяющихся ручных и машинно-ручных элементов операции.

    Он применяется:

    для проектирования рациональных состава и структуры операции;

    установления нормальной продолжительности операции и разработки на этой основе нормативов, используемых при расчёте технически обоснованных норм времени;

    для проверки норм, установленных расчётным путём, преимущественно в массовом и крупносерийном производстве;

    при изучении передовых методов работы с целью их распространения.

    Хронометраж может быть сплошным, когда непрерывно измеряют все элементы данной операции в их технологической последовательности, и выборочным, когда за время выполнения операции измеряют лишь отдельные элементы независимо от их последовательности.

    Сплошной хронометраж более целесообразен, так как его применение облегчает выявление частичных совмещений во времени и полных перекрытий отдельных элементов.

    Хронометраж состоит из следующих этапов:

    а) подготовка к наблюдению;

    б) наблюдение;

    в) обработка хронометражных наблюдений;

    г) анализ результатов, выводы, установление норм и проектирование нормативов оперативного времени.

    Подготовка к проведению хронометражного наблюдения заключается в предварительном расчленении операции на элементы и движения и подробном ознакомлении на месте наблюдения с оборудованием и условиями работы на данной операции (обеспеченность инструментом, освещённость, удобство расположения и другие условия, характеризующие организацию рабочего места), с тарификацией работы и соответствием ей квалификации рабочего.

    В порядке подготовки к наблюдению заполняют лицевую сторону хронометражного наблюдательного листа, записывая следующие исходные данные:

  • наименование и характеристику изготовляемого изделия;
  • название операции;
  • число изделий в партии;
  • разряд работы;
  • сведения о материале, оборудовании, инструменте, приспособлениях;
  • сведения о рабочем (фамилия, квалификация, стаж, производственная характеристика);
  • эскиз изделия.

    В обязанности наблюдателя входит:

    – совместно с администрацией цеха, где проводится наблюдение, устранить замеченные в процессе предварительного ознакомления неполадки;

    – после ознакомления с фактическим порядком выполнения элементов (приёмов) подлежащей изучению операции определить наиболее рациональное расчленение операции;

    – устранить лишние элементы и движения;

    – выбрать для проведения хронометража объект наблюдения. При этом рабочий, выполняющий операцию, должен иметь соответствующую работе квалификацию, хорошо знать механизм, инструмент и приспособления, применяемые на данной операции, уметь рационально организовать свой рабочий день.

    Подготовка к наблюдению заканчивается занесением в наблюдательный лист элементов изучаемой операции в их технологической последовательности и установлением фиксажных точек.

    Под фиксажной точкой подразумевается момент, в котором совпадают окончание последнего движения одного элемента с началом первого движения следующего элемента операции.

    Смысл установления фиксажных точек заключается в чётком разграничении во времени отдельных элементов, необходимом для правильного измерения их продолжительности.

    Только после проведения подготовительной работы приступают к непосредственному наблюдению — измерению времени элементов изучаемой операции и записи продолжительности каждого элемента.

    Для измерения времени работы существуют различные приборы, основными из которых являются секундомеры и хронометры.

    Длительность элементов операции определяют одним из двух способов:

    по текущему времени;

    по отдельным отсчётам.

    При записи по текущему времени Т в наблюдательный лист заносят данные, фиксирующие момент окончания первого и начала последующих элементов операции без остановки хронометра или секундомера.

    Выявление продолжительности П отдельных элементов операции, необходимое для получения хронометражных рядов, производится позднее, в процессе обработки данных хронометражного наблюдения.

    При способе измерения времени по отдельным отсчётам в наблюдательном листе фиксируют только продолжительность отдельных приёмов или элементов операции. В соответствии с этим секундомер или хронометр пускают в ход с началом данного элемента операции и выключают одновременно с его окончанием.

    Первый способ более удобен; в этом случае можно фиксировать только одну конечную фиксажную точку каждого элемента операции, а не две, так как начало каждого следующего элемента операции совпадает с концом предыдущего.

    Задачей наблюдателя является запись продолжительности элементов операции, а также фиксация продолжительности всех без исключения перерывов и различных отклонений, имевших место во время проведения хронометража.

    В особой графе хронокарты отмечаются начало и конец перерывов, их причина и продолжительность. Эти записи необходимы при дальнейшем анализе и обработке результатов наблюдений.

     

    ЗАДАЧА

     

    Определить изменение фондоотдачи, если стоимость основных фондов в 2002 году составила 1540 тыс. руб., а сметная стоимость продукции 2610 тыс. руб. В 2003 году стоимость фондов увеличилась на 10%, а сметная стоимость продукции увеличилась на 25%.

     

    Решение

     

    Фондоотдача определяется как отношение сметной стоимости продукции В к стоимости основных фондов ОС.

    Фондоотдача основных средств в 2002 году:

    Ф0 = В0/ОС0 = 2160 /1540 = 1,403 руб./руб.

    Фондоотдача основных средств в 2003 году определяется с учетом ростом стоимости основных фондов на 10% и сметной стоимости продукции на 25%:

    Ф1 = (1 + 0,25)В0/ОС0 (1 + 0,1).

    Ф 1 = 1,25* 2160 / 1540*1,1 = 1,594 руб./руб.

    Отсюда изменение фондоотдачи составит:

    Δ Ф = Ф 1 – Ф0 = 1,594 – 1,403 = 0,191 руб./руб.

    Таким образом, увеличение стоимости основных фондов на 10% и рост сметной стоимости продукции на 25%, дало увеличение фондоотдачи на 0,191 руб./руб.

     

     

     

     

     

     

     

     


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Ворст И., Ревентлау П. Экономика фирмы. М., 2001.
  2. Владимирова Л.П. Экономика труда: учебное пособие. М., 2006.
  3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М., 2005.
  4. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. М., 2005.
  5. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд. М., 2004.
  6. Ремизов К.С. Основы экономики труда: М. 2000.
  7. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М., 2003.
  8. Фильев В. Управление ростом производительности труда //Экономист – 2002. № 3. С. 60 – 66.
  9. Экономика предприятия / Под ред. О.И. Волкова. М., 2006.
  10. Экономика предприятия / Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, 2004.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00123 sec

WordPress: 22.52MB | MySQL:115 | 1,972sec