РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБАТНАЯ

<

063015 1530 1 РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБАТНАЯПереход отечественной экономики с административно-командных принципов на рыночные привел к появлению на рубеже 90-х годов ХХ века множества новых понятий и явлений. Но не меньшее число явлений получило новую оценку, качественно отличную от принятой до этого. К таким явлениям относится и труд, и непосредственно с ним связанная заработная плата.

Советский период развития нашей экономики привел к значительному снижению стимулов к высокорезультативному и высококачественному труду. В результате неэффективный труд сыграл не последнюю роль в развале хозяйственной системы СССР, приведшей к развалу самого государства. Уже этот факт свидетельствует о той большой роли, которая принадлежит труду в жизни современного общества, да и любого общества.

В современной России регулирование рынка труда не входит в приоритеты государственной политики. Каждый гражданин сейчас предоставлен самому себе, ибо на выделяемые пособия по безработице прожить практически невозможно. Не говоря уже о нарушениях элементарных норм, которые осуществлялись и осуществляются до сих пор, хотя и в меньших масштабах, не только со стороны обычных работодателей, но и со стороны самого государства, призванного по Конституции защищать права каждого гражданина, в том числе право каждого на труд и его достойную (а часто хотя бы мизерную, но своевременную) оплату.

Именно в силу этого все более актуальной проблемой становится реформирование и переосмысление российской практики выплаты заработной платы. Так как зарплата – это наиболее действенное средство побуждения работников трудиться в интересах производства. Рыночные отношения привели к принципиальным изменениям роли заработной платы в оплате труда, механизме ее организации, формировании источника выплаты заработной платы. Труд стал товаром, а заработная плата – формой стоимости рабочей силы.

В современной России государство, передав все вопросы организации оплаты труда предпринимателям, практически самоустранилось от их решения, а предприниматели часто оказываются недостаточно подготовленными реализовать появившиеся у них возможности с целью стимулирования материальной заинтересованности работников. Изменения, произошедшие за годы перемен на рынке труда, как оказалось, не только не способствовали успешному развитию рыночных отношений, но и явились тормозом их становления, так как значительно ухудшили (особенно в первые годы) положение работников и членов их семей.

Мышление всех участников социально-трудовых отношений (в том числе и самих наемных работников) еще не в полной мере переориентировалось на произошедшие в обществе изменения. Это еще раз повышает актуальность обращения к теме рынка труда заработной платы.

В настоящее время существует не только настоятельная необходимость в глубоком переосмыслении категории «труд» с точки зрения переосмысления его значения как фактора производства в условиях рынка, но и необходимость как можно более полного раскрытия тех факторов, которые определяют цену труда. И конечно, следует заново осмыслить формы и системы труда и указать, в какой ситуации какая из них является наиболее оптимальной.

Без решения вышеперечисленного круга проблем России не только не выйти на необходимые темпы экономического роста в , но и даже не выйти из кризиса. А на то, что экономический рост последних лет – явление временное, конъюнктурное, указывает и наблюдающаяся приостановка роста, а в отдельных отраслях уже несколько месяцев идет падение объемов производства. Только реформа рынка труда может стать надежным фундаментом, на котором наша страна может начать свое восхождение в круг великих держав.

Особенность переживаемого Россией момента состоит в том, что, приступая к активному проведению социальных реформ, она должна одновременно продолжать реформы экономические. Одно из условий успешного осуществления тех и других — улучшение функционирования рынка труда.

Этой цели и служит данная работа.

 

 

 

1.Возникновение и сущность рынка труда.

 

1.1.Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу.

Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Не менее важным компонентом сферы труда является кадровая работа в компаниях, мотивация труда и трудовые отношения. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов страны, осуществляется их вклад в экономический рост в качестве экономического pecypca и фактора производства.

В определениях рыночных механизмов сферы труда выделяются различные подходы, акцентирующие внимание на соотношении спроса и предложения труда. Ряд исследователей видят рынок труда лишь в качестве сфера, где представлены отношения находящихся в поисках работы безработных и существующих вакантных рабочих мест .При всей важности проблемы безработицы на рынке труда, его не следует ограничивать подобным образом. Рынок труда включает весь комплекс трудовых отношений по формированию совокупного спроса и предложения труда.

В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется лишь один из ресурсов. Здесь можно делить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда: неоклассический, кейнсианский, монетаристский и институциональный.

Неоклассический подход. В основе этой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали сторонники концепции экономики предложения (Д. Гил, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата).

Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию — это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно маргинальной концепции индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теории с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т. п.

Выдвигается также тезис о якобы добровольном характере безработицы. Однако если безработица носит добровольный характер, то почему она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла? Выдвигается и тезис о поиске рабочего места как явлении, вызывающем нестабильность рынка. Суть его заключается в том, что наемные работники очень разборчивы и стремятся к максимально выгодной работе. Однако и в этом случае не ясно, почему таких работников бывает то 4—5%, то все 15%? Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода,— почему все наемные работники в случае превышения их предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене?

Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия.

Кейнсианская модель (Дж. М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата) по данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе — объемом производства.

Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (прежде всего, М. Фридман) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

По мнению представителей данной школы, для, например, американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать такие рычаги, как учетная ставка Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка, что позволит, в частности, стимулировать инвестиционную и деловую активность и таким образом увеличить занятость в стране.

Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж. Данлоп, Л. Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.

Следует отметить и особенности рынка труда по мнению К. Маркса. В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.

Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

Ни один из перечисленных выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.

Представляется, что рассматриваемые концепции рынка труда, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда. В то же время вряд ли можно согласиться с теми из них, которые исходят из посылки о полной сопоставимости рынка рабочей силы со всеми другими рынками ресурсов, например о заданности и неизменности ряда параметров рабочей силы, приходящей на рынок труда. Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, т. к. во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.

Другой постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не индивидуальных, а коллективных усилий.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В США, например, среднегодовые темпы прироста населения в период 1950—1990 гг. сократились с 1,8 до 1%. Это заметно повлияло на динамику предложения на рынке труда. В России среднегодовые темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно 1% в 70—80-е гг. до минусовых значений в 90-е гг..

Помимо демографического важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе. Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции. В США она составляет в среднем 20% прироста населения страны.

Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

 

1.2. Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы.

Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы. Наиболее упрощенная формула этой сегментации — наличие двух независимых друг от друга рынков рабочей силы, основанных профессионально-квалификационном делении занятых.

Один рынок охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов все звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. К нему также относятся рабочие места техников, административно-вспомогательного персонала и работников средней квалификации.

Другой рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

Однако можно констатировать появление в наиболее развитых странах нового типа сегментации рынка труда, основанного на смешанном, профессионально-отраслевом делении рабочей силы: а) рынок, охватывающий быстрорастущие наукоемкие производства и отрасли сферы услуг с гораздо меньшим средним уровнем концентрации и смешанной квалификационном отношении рабочей силой; б) рынок в старых, традиционных секторах экономики, бывших в недавнем прошлом главными.

Одновременно отметим ослабление называемого внутреннего рынка труда крупных компаний традиционных отраслей (и не только их) и все большую ориентацию фирм на внешние по отношению к ним источники кадрового обеспечения, что крупнейшие компании, не полагаясь ни образования, создали свою сеть профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая эффективно действует и в настоящее время. Однако с середины 80-х гг. многие фирмы наиболее развитых стран в меньшей степени, чем прежде, осуществляют подготовку непосредственно на рабочих местах, предпочитая принимать готовых специалистов извне. Кроме того, распространяется тенденция временного найма по контракту для выполнения конкретных работ. Возникло даже немало фирм, которые занимаются посредническими функциями и подготовкой кадров с целью предложения рабочей силы по временному контракту различным компаниям.

Усиливающаяся ориентация компаний на работников, подготовленных и переподготовленных вовне, объясняется также ростом мобильности рабочей силы (мобильность рабочей силы отражает степень ее межотраслевых и межпрофессиональных перемещений). Мобильность рабочей силы сегодня все чаще определяется принадлежностью не к фирме (раньше для многих категорий работников преобладало внутрифирменное перемещение и продвижение), а к той или иной профессии. По данным национального бюро экономического анализа США на конец 80-х гг. американские рабочие и служащие в течение трудовой жизни меняли работу в среднем более 10 раз. Среди специалистов-электронщиков Силиконовой долины, например, производственная текучесть в 80-х гг. составила 30% (текучесть — увольнение работников, не связанное с производственной необходимостью). Ясно, что такую высокую текучесть специалистов высшей квалификации никак нельзя отнести на счет плохих условий труда, с чем обычно связана текучесть неквалифицированных групп рабочей силы. Она связана, прежде всего, с ориентацией на профессиональное совершенствование и служебный рост.

По статистике к рабочей силе в развитых странах, в том числе и в России, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом понятия является категория «экономически активное население». В статистике выделяется также гражданская рабочая сила, т. е. за исключением военнослужащих.

Занятыми в России являются лица, которые в рассматриваемый период:

— выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с компаньонами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников;

— выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

— временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичными сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин.

В наиболее развитых странах с рыночной экономикой наемные работники составляют в среднем более 90% всей рабочей силы. Такой же процент их и в России. Определенную часть рабочей силы составляют так называемые самостоятельные работники, являющиеся в массе своей мелкими предпринимателями, не использующими, как правило, наемный труд, и многие лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, врачи и др., не работающие по найму).

 

1.3. Безработица и ее измерение.

Важным элементом рынка труда является безработица. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: 1) не имели работы (доходного занятия); 2) занимались поисками работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;3) были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Среднемесячный уровень безработицы в течение данного года рассчитывается по формуле:

LUE = UE/LFc *100,

где lue — уровень (норма) безработицы, %; UE — среднемесячная численность безработных; LFc — численность гражданской рабочей силы

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.

Под структурной безработицей понимается безработица, вызванная несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы. Циклическая безработица отражает состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в этой связи.

<

Превышение же безработицы над естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т. е. состоянием экономической конъюнктуры в стране. По расчетам американских экономистов, 60% прироста безработных в США в 60—80-х гг. приходится на структурную безработицу, а 40% — на циклическую. На динамику безработицы влияют, кроме того, экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции и активность профсоюзов.

Разумеется, на практике трудно отделить воздействие структурных факторов от циклических, и поэтому дефиниции, используемые наукой (фрикционная, структурная, циклическая и прочая безработица), достаточно условны. Тем не менее они могут быть полезны, например, для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов, влияющих на рынок труда.

 

1.4.Государственное регулирование рынка труда.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т. е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг — образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 70-х гг. был снижен на 0,8%.

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, пытается подыскать им вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации. Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном в США являются высшая и средняя школа, учебные курсы и центры частных корпораций. Государственная система профессиональной подготовки здесь развита гораздо слабее.

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80— 90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынке труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику и трактующих безработицу как в значительной степени естественное и добровольное явление, объяснение которому лежит в поведении индивидуумов.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис. 1.). Она была рассчитана Филлипсом на основе данных по Англии, охватывающих период с 1861 по 1958 г.

 

063015 1530 2 РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБАТНАЯ

Рис. 1. Кривая Филлипса: Lp — среднегодовой темп роста цен; lue — уровень безработицы, %

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное — в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тыс. таких фирм. Десятки таких фирм действуют уже и в России.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

 

1.5. Кадровая работа и трудовые отношения в компаниях.

Важный элемент рынка труда — кадровая работа на фирме. Она начинается с найма работников и охватывает весь процесс управления персоналом, включая его мотивацию, формы оплаты труда, профессиональную подготовку и переподготовку. Масштабы и методы найма рабочей силы в компании определяются двумя основными обстоятельствами: факторами внутреннего характера (стратегией развития фирмы и результатами ее деятельности, состоянием внутреннего рынка труда, возможностями подготовки кадров) и положением на национальном рынке рабочей силы.

В компаниях используются специально разработанные схемы замещения сотрудников, учитывающие все затраты компании на наем, увольнение, продвижение персонала и управление им. Обычно это затраты на отбор персонала, ввод в должность, обучение в период работы, выплаты на программы социального страхования и т.п.

В кадровой работе активно используется и более широкий подход — планирование человеческих ресурсов. Он включает анализ перспективных потребностей по отдельным категориям персонала исходя из долгосрочных целей компании. При этом составляются списки на продвижение специалистов с учетом как их готовности занять ту или иную должность на момент составления списков, так и необходимости дополнительной подготовки молодых специалистов и прохождения ими промежуточных должностных ступеней.

Всю деятельность по управлению персоналом компании осуществляет специальная кадровая служба. Она состоит из нескольких отделов: трудовых отношений, занятости, управления персоналом, заработной платы, условий труда и борьбы с травматизмом, обучения кадров, учета и делопроизводства. В составе службы работают квалифицированные специалисты — социологи, специалисты по управлению, трудовым отношениям. Кадровая служба, особенно в крупных компаниях, реализует целый ряд программ, направленных на непрерывную подготовку и переподготовку различных категорий рабочей силы, на разработку и реализацию всего комплекса мер по мотивации персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.Развитие рынка труда.

2.1. Изменения отраслевой структуры рынка труда.

В последние тридцать лет в подавляющем большинстве промышленно развитых стран наблюдается не только падение доли промышленной занятости в общей занятости, но и абсолютное сокращение численности работающих. В 1974—2000 гг. в странах «семерки» удельный вес занятости в обрабатывающей промышленности снизился в США с 28.2 до 15.7%, во Франции — с 32.7 до 17.3%, в Италии — с 19.3 до 22.6% и, наконец, в Великобритании — с 32.4 до 18.3%.

На протяжении всего послевоенного периода изменение отраслевой структуры занятости в группе промышленно развитых стран определялось опережающим развитием сферы услуг. Занятость в ней достигла половины численности всех работающих уже на рубеже 70-х годов. К началу XXI в. ее доля в общей занятости достигла 65%. В Канаде она составляет 73.9%, в США — 73.7%. В Великобритании. Бельгии. Швеции, Норвегии этот показатель фактически сравнялся с американским, а в Нидерландах даже превзошел его (75%)

В 70—90-х гг. происходил также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях и резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве.

Заметна эволюция и в профессионально-квалификационном составе рабочей силы. В США, например, преобладающей профессионально-квалификационной категорией стали работники преимущественно умственного труда, или так называемые белые воротнички: инженеры, техники, ученые, административно-управленческий персонал, многочисленные группы конторских и торговых служащих.

Особенно быстрыми темпами растет численность специалистов принципиально новых профессий, связанных с развитием научно-технического прогресса,— аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, инженеров по электронно-вычислительной технике. В то же время внедрение ЭВМ сокращает потребность в ряде категорий высококвалифицированных конторских служащих и низшего управленческого персонала, занятых сбором, систематизацией и первичной обработкой экономической информации.

Говоря о квалификационной структуре, необходимо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только за период с 1993 по 2006г. в США доля лиц, получивших среднее образование, возросла в структуре рабочей силы с 52 до 81%, а получивших законченное и незаконченное высшее образование — с 21 до 46,6%. Сходные процессы характерны и для других развитых стран.

Научно-техническая революция вызывает неоднозначные сдвиги в квалификации рабочей силы. В принципе воздействие новой технологии на содержание труда может быть трояким: в результате ее внедрения могут быть ликвидированы некоторые производственные функции, созданы новые функции и, наконец, сами функции, сохранившись, переданы машине. Внедрение компьютерной технологии в общественное производство существенно видоизменяет многие наиболее общие функции работников. Так, функции оценки хода производственного процесса, управления им осуществляются с помощью ЭВМ, функции непосредственного контроля за производственными процессами — с помощью сенсоров и дисплеев, функции физического воздействия на предмет труда — с помощью механических манипуляторов. При этом рутинные функции, как физические, так и умственные, как правило, ликвидируются.

Основное направление эволюции в содержании квалификации — переход от преимущественно физической работы, состоящей в ручном управлении станками и агрегатами, к преимущественно нефизическому труду, выражающемуся в анализе и контроле производственных процессов. Разумеется, это лишь тенденция, в таком положении находится все еще меньшинство рабочих, поскольку новая технология не является господствующей.

 

2.2. Структурные изменения.

На протяжении XX в. существенные изменения претерпели многие структурные аспекты занятости и прежде всего соотношение частных и государственных источников финансирования занятости, наемных работников и самозанятых, а также формы организации рабочих мест.

В начале века занятость, финансируемая государством, представляла собой незначительную часть и состояла в основном из военнослужащих и государственных чиновников. Своего пика занятость, финансируемая из государственного бюджета, достигла в 60-70-е гг. Это объяснялось, расширением социальных функций государства и применением кейнсианских методов регулирования экономики, предполагавших, в частности, значительные государственные закупки товаров и услуг. В последующие годы, особенно в первой половине 90-х. роль государственных финансов в создании дополнительных рабочих мест значительно снизилась. В сфере государственного управления проявилась тенденция к перераспределению числа рабочих мест от центральных к местным органам власти.

За последние сто лет значительную эволюцию претерпело соотношение между предпринимателями и лицами, работающими без применения, либо с ограниченным применением наемного труда, с одной стороны, и наемной рабочей силой, с другой. В начале века доля первой категории, определяемая для краткости как самозанятые, составляла от 1/2 до 2/3 общей численности работающих. С середины 20-х годов и до начала 60-х под влиянием свертывания аграрного сектора и укрупнения промышленного производства действовала тенденция к сокращению доли самостоятельных хозяев. Однако в последующие три десятилетия в большинстве промышленно развитых стран темпы роста самостоятельных хозяев стали обгонять средние темпы роста занятости. Сейчас численность самостоятельных хозяев в общей занятости составляет от 5-8% в Норвегии, Австрии, США до 12-16% в Великобритании, Бельгии и 25% в Мексике, Турции и Корее.

 

 

 

 

 

 

2.3. Изменения форм занятости.

Вплоть до начала 60-х годов превалирующей формой занятости было рабочее место с полным рабочим днем на основе постоянного трудового контракта. В последующие годы появились новые формы занятости, прежде всего рабочие места с неполным рабочим днем и временная занятость. В конце 90-х годов на условиях временной занятости работало от 8-13% рабочей силы в Канаде, Ирландии, Португалии, Франции и Германии, до 23.5% в Австралии и 33,7% в Испании.

В настоящее время наиболее распространенной формой нетрадиционной занятости является работа неполный рабочий день. В 2006 г. в США на условиях сокращенного графика работало 18.3% всех занятых, в странах Западной Европы —

15.6%. Лидируют по удельному весу неполной занятости Нидерланды (30%), Австралия (25.9%), Швейцария (24.2%) и Великобритания (23%).

Причины увеличения этого вида занятости находятся со стороны и предложения и спроса, причем роль спроса более весома. Гибкий подход к размеру и структуре занятости — одна из составляющих современной организации труда. Кроме того, для работодателей использование новых форм занятости означает ощутимую экономию на издержках в силу более низкой заработной платы, а также меньшей социальной защищенности этой категории занятых. Средняя почасовая оплата труда частично занятых составляла в конце 90-х годов в среднем по странам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) 75.6% оплаты работающих полный рабочий день (от 54-55% в США и Канаде и до 87-90% в Италии, Австралии и Португалии).

К важнейшим тенденциям последних трех десятилетий можно отнести усиление процесса диверсификации рабочего времени. В большинстве развитых стран сокращается доля занятых, рабочая неделя которых равна среднему показателю. Например, в США в 2006 г. по сравнению с 1996 г. доля работающих среднее рабочее время сократилась с 47 до 35%.

 

 

2.4. Влияние внешнеэкономического фактора.

Развитие внешнеэкономических отношений всегда было важным фактором развития рынка труда. Однако лишь в послевоенный период включение в орбиту международного обмена большого числа стран с разным уровнем издержек на рабочую силу, расширение круга товаров и услуг, либерализация торгового режима привели к тому, что фактор глобализации стал оказывать непосредственное влияние на параметры рынка труда стран-экспортеров и стран-импортеров.

Суммарные оценки влияния либерализации внешней торговли на занятость, которые делаются международными организациями, демонстрируют положительный эффект. По подсчетам Комиссии ЕС, только благодаря интеграционным процессам в странах ЕС было создано от 300 тыс. до 900 тыс. новых рабочих мест. В США в экспорториентированных отраслях работают 12 млн. человек. Напротив, ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции оказывает деструктивное влияние на развитие производства и по цепочке на уровень занятости. Наиболее яркий пример — положение в автомобильной промышленности США в 70-е годы, когда введение запретительных пошлин в торговле с Японией привело к удорожанию местных машин, снизило спрос и в конечном итоге обернулось массовыми увольнениями в отрасли.

Отдельные сегменты рынка труда в наибольшей степени подвержены процессам интернационализации. Так формируются международные рынки труда высококвалифицированных специалистов: топ-менеджеров, специалистов в сфере информатики, электроники, программирования, финансов, международного маркетинга и др. Вместе с тем такие профессии, как строительные рабочие, транспортные, работники сферы международного туризма, также широко представлены на международных рынках труда .

Процесс интернационализации рынка труда может быть рассмотрен в качестве двух основных составляющих: функциональной и институциональной. Функциональные характеристики отражают уровень, степень интернационализации рынка труда, его зависимость от внешнеэкономических параметров и измеряются показателями: балансом рабочих мест, поддерживаемых в стране экспортными производствами и условно выбывающих вследствие импорта; показателями влияния прямых иностранных инвестиций — и экспорта инвестиций на рынок труда; балансом международной трудовой миграции . Институциональная составляющая интернационализации рынка труда включает механизм регулирования сферы международных трудовых отношений, определения норм и правил взаимодействия субъектов рынка труда, основные институты рынка труда.

Идет процесс формирования интернациональной цены и стоимости рабочей силы. Можно наблюдать уменьшение разрыва в уровне оплаты труда работников аналогичной квалификации и сферы занятости ведущих стран мира. Более того, происходит определенное повышение уровня оплаты труда в развивающихся странах по мере их включения в мирохозяйственные процессы, роста экспорта, расширения деятельности ТНК. Унифицируются требования к уровню образования, квалификации рабочей силы, стандартизируются типовые контракты найма иностранной рабочей силы, условия труда и проживания специалистов. При всем разнообразии национальной специфики образа жизни формируются универсальные условия жизнедеятельности работников.

С проблемой глобализации тесно связана миграция рабочей силы. На протяжении всего XX в. основным импортером рабочей силы были США. В конце 90-х годов в страну ежегодно въезжали 660 тыс. иммигрантов. Европа, которая на протяжении первых шести десятилетий была экспортером рабочей силы, начиная с 60-х годов, стала ее нетто-импортером. Это было связано как с чисто экономическими, так и с политическими причинами, в том числе с принятием европейскими странами обязательств по приему беженцев из регионов этнических конфликтов, а также падением железного занавеса. Крупнейшими импортерами рабочей силы остаются Германия (600 тыс. в год), а также Франция (110 тыс.). Несмотря на значительные миграционные потоки, удельный вес иностранцев в населении европейских стран по-прежнему не превышает 5%, в то время как в США она составляет 10%, а в Австралии 20%. В настоящее время общая численность иностранного населения в странах ОЭСР в целом 57 млн. человек, или 7% населения. В целом ежегодно мигрируют миллионы человек, около 80 млн. живет сейчас в чужих странах (не считая бывший Советский Союз и Югославию), и их число постоянно растет.

Миграционная политика развитых стран за последние два десятилетия существенно переориентирована. Если раньше с помощью иностранных рабочих пытались заполнить низкоквалифицированные и непрестижные рабочие места, то теперь иммиграционное законодательство перенацелено на привлечение высококвалифицированных работников, занятых в наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслях экономики. Нехватка квалифицированных кадров заставила даже японское правительство, традиционно сводившее к минимуму въезд иностранцев, несколько либерализовать иммиграционное законодательство.

 

2.5. Изменения государственной политики.

Уже в 80-е годы в механизм рынка труда были внесены серьезные коррективы в русле новой экономической стратегии. Она включала в себя такие компоненты, как индивидуализация трудовых отношений, повышение амплитуды колебания цены рабочей силы в зависимости от спроса и предложения, распространение различных нетрадиционных форм занятости. Повышение гибкости рынка труда рассматривалось и как средство решения проблемы безработицы.

Важнейшим элементом нового подхода стала либерализация рынка труда, то есть устранение массированного давления на рынок труда со стороны профсоюзов, с одной стороны, и государства — с другой. Это нашло воплощение в принятии законодательства, направленного на снижение роли профсоюзов и коллективно-договорной системы взаимоотношений между работодателем и работником. В западноевропейских странах наиболее активно эту политику проводило правительство М. Тэтчер. Еще одной важной особенностью политики занятости начиная с 80-х годов явился отказ от стимулирования совокупного спроса как средства решения проблемы безработицы.

Итогом подобного подхода к регулированию рынка труда стали серьезные изменения в определении уровня оплаты труда. Установление новых ставок заработной платы стало зависеть не от условий коллективных соглашений, подписанных другими предприятиями отрасли, как прежде, а от финансового положения конкретной компании. Одновременно существенно усилилась дифференциация в оплате труда работников разной квалификации, тем самым заработная плата стала возвращать себе рыночный характер, заблокированный в предшествующие годы. Изменились и конкретные формы оплаты. Отличительная особенность новых систем — снижение доли базисной, постоянной части заработка при одновременном увеличении ее «плавающего» компонента, размер которого зависит от итогов работы конкретного работника и фирмы в целом.

Изменение критериев, лежащих в основе определения уровня заработной платы, было бы невозможно без трансформации всей системы трудовых отношений, отказа профсоюзов от жесткой конфронтации с менеджментом, согласования позиций сторон в целях повышения эффективности производства. Профсоюзам пришлось смириться со значительным расширением прав работодателей в вопросах увольнения работников.

90-е годы внесли новые коррективы в государственную политику на рынке рабочей силы. Основными ее чертами стали: отказ от наращивания расходов на мероприятия непосредственно на рынке рабочей силы; приоритет институциональных изменений в сфере занятости, включая ужесточение системы страхования по безработице и либерализацию трудового законодательства; усиление экономической мотивации предпринимателей по найму наиболее уязвимых категорий рабочей силы; различные программы разделения рабочих мест.

Снижение расходов на проведение политики непосредственно на рынке труда стало результатом осознания ее низкой эффективности. Основное внимание теперь уделяется мерам, направленным на активизацию, с одной стороны, работы самих служб занятости, а с другой, усилий безработных по поиску нового рабочего места. Последнее включает значительную либерализацию понятия подходящей работы, увязку активности поисков работы с размером пособия, материальное поощрение безработных, которые трудоустраиваются в короткие сроки.

Несмотря на то, что в странах ОЭСР уровень безработицы в 2006г. был выше, чем в 1996 г., доля расходов на выплату пособий по безработице в общем объеме затрат государства на проведение политики занятости сократилась в 16 странах. «Сжатие» пассивных программ политики на рынке труда оказалось возможным благодаря ужесточению системы страхования по безработице.

Либерализация трудового законодательства привела к упрощению процедур найма и увольнений, расширила применение временных контрактов. Одновременно государство пытается с помощью экономических льгот предпринимателям увеличить трудоустройство работников, которые находятся в особо невыгодном положении. В группу мер. широко применяемых во Франции, Бельгии и Нидерландах, входит снижение издержек на рабочую силу, в основном через понижение взносов предпринимателей по социальному страхованию низкооплачиваемых работников. С другой стороны, пытаясь повысить стимулы к новому трудоустройству безработных с низкими профессионально-квалификационными характеристиками, для которых заработная плата зачастую не намного превышает размер пособия, государство принимает меры по повышению их доходов либо через выплату специального дополнительного пособия, либо через снижение налогов.

 

2.6. Изменения в оплате труда.

Основными особенностями развития системы оплаты труда в последнее десятилетие стали повышение роли повременной заработной платы и широкое распространение поощрительных форм оплаты труд внедрение гибких форм вознаграждения. При этом базой для оценки выполненной работы и начисления заработной плат рабочих является тарифная система. Для более полного учета количества и качества труда используются поощрительные системы оплаты.

Среди наиболее типичных тенденции развития форм и принципов оплаты труд и материального стимулирования на Западе можно назвать:

— увеличение доли нестабильных элементов заработной платы (премии, бонуса и т. п.), достигающих 1/3 всей заработной платы и используемых в качестве поощрения за экономию сырья и материалов, прирост производительности труда и улучшение качества продукции;

— применение так называемой аналитической системы оценки трудового вклада, где дифференцированно в баллах оцениваются многочисленные факторы процесса труда: квалификация работника, объем работы, ее качество, финансовые результаты деятельности компании;

— использование системы тарифных ставок, которые стимулируют рабочих к достижению высоких конечных результатов, прежде всего, по параметрам качества, а также к овладению смежными и иными профессиями, например профессиями по ремонту производственного оборудования;

— существование значительной дифференциации в заработной плате, которая отражает индивидуальные различия в результатах труда, а также в уровне квалификации и опыте работников;

— использование различных планов группового (бригадного) стимулирования, устанавливающего связь между конечными результатами деятельности бригады или другого трудового коллектива (прирост производства, производительности труда и т.д.) и вознаграждением в виде премий и бонусов;

— использование различных форм участия работников в прибылях, которые увязывают денежное вознаграждение не с производственными результатами деятельности компании, а с финансовыми, т. е. с ростом прибыли;

— участие работников во владении акциями.

Помимо непосредственной оплаты труда в западных компаниях становятся все более распространенными разнообразные программы частного социального страхования и дополнительных доходов работников. Так, пенсионным обеспечением из частных фондов компаний охвачено около 90% работников компаний с численностью персонала более 100 человек

 

2.7. Экономическая демократия.

Заметным явлением в сфере трудовых отношений и мотивации труда в развитых странах стало развитие экономической демократии как процесса, с одной стороны, продолжающего многолетние усилия по оптимизации управленческих моделей в экономике, а с другой стороны, имеющего целью гармонизацию социальных отношений на производстве и в обществе. Экономическая демократия может быть охарактеризована как система, включающая демократизацию собственности компании в форме привлечения работников к ее владению, а также участия работников в управлении компанией в форме как предоставления им значительной производственной автономии, так и представительства рядовых работников (или профсоюзов, где они имеются) в руководящих структурах компании; контроль (по крайней мере, в определенных пределах) со стороны работников за деятельностью администрации, предоставление им права голоса при принятии ключевых производственных решений.

Важными элементами экономической демократии в компании можно считать также регулярное информирование работников о ситуации в компании, наличие постоянно действующей системы подготовки и переподготовки кадров, использование различных дополнительных доходов в зависимости от прибыльности компании, создание «кружков качества» и других форм активного участия работников в делах своей фирмы.

В основе данного подхода лежат концепции ряда американских экономистов, социологов и психологов (Ф. Херцберга, Д. Мак-Грегора и др.), получившие название теорий «качества трудовой жизни», «обогащения» и «гуманизации» труда, «соучастия», которые декларируют, прежде всего, тезис о необходимости социальной и производственной активности работника, важности фактора содержания труда для полного раскрытия потенциала человека в производстве.

Можно выделить и укрепление социальные взаимосвязей в производственных коллективах, оптимальное вовлечение работников во все этапы производственного процесса (от планирования до контроля), создание возможностей для повышения квалификации и служебного роста, атмосферы причастности каждого работника к общим целям фирмы.

В целом можно утверждать, что во многих западных компаниях идет процесс перехода от жесткой модели управления трудом, модели контроля, основанной на концепции Тейлора, к модели соучастия, основанной на современных концепциях мотивации — качества трудовой жизни, обогащения и гуманизации труда.

 

 

 

 

 

 

 

3. Рынок труда в России

 

3.1. Рынок труда при переходе к рынку.

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но несомненно и то, что существовавший (да во многом существующий и поныне) рынок труда был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями.

Главное, что отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

По данным на последнюю неделю ноября 2006 г., численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в Российской Федерации составила 74 млн. человек, или 65,3% общей численности населения этого возраста.

Начало проведения экономических реформ в России сопровождалось уменьшением спроса на рабочую силу. Вследствие этого численность занятого населения постепенно снижалась, вплоть до середины 2006 г., когда начался рост численности занятого населения. За последние несколько лет численность занятого населения увеличилась на 1.6 млн. человек, или на 2.5%. в том числе на 0.2 млн. человек (на 0.3%) за последний год.

Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет экономической деятельностью, учтенный при проведении обследования в ноябре 2006 г., составил 58,6% против 58.4% в ноябре 2005 г. и 57,2% в ноябре 2004 г. При этом основным видом трудового договора лиц наемного труда по месту основной деятельности является договор на неопределенный срок — его имели в ноябре 2006 г. около 93% этой категории работников.

По данным обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2006 г. в неформальном секторе было занято 8,2 млн. человек. Из них для 1.7 млн. человек (20.3%) работа в неформальном секторе была дополнительным занятием. Неформальный сектор охватывает 13-15% общей численности занятого населения. Среди сельских жителей охват занятостью в неформальном секторе экономики составляет в зависимости от времени года от 23 до 29% общей численности занятого сельского населения, среди городских жителей — 10-11%.

Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными. Так, в целом ряде областей и республик России . предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее (в Ивановской области — в 158, в Республике Тува — в 143, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан — в 42—47 раз). В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной.

В России пока отраслевая структура занятости прямо противоположна той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято около 52% экономически активного населения, а в сфере услуг — только 48%.

Российский рынок труда состоит из трех изолированных секторов, слабо связанных между собой. Наиболее благополучная часть рынка труда представлена закрытым монопольно регулируемым рынком, куда входят работники, занятые в экспортных отраслях, ТЭК и естественных монополиях. Другая часть российского рынка труда представлена двумя неконкурирующими сегментами, охватывающих высоко- и низкоквалифицированных работников, сконцентрированных в остальной промышленности

В настоящее время наблюдается резкая дифференциация средней заработной платы во всех отраслях российской экономики: соотношение размеров средней зарплаты 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников превысило 21 раз.

Именно жесткая сегментация рынка труда и отсутствие единых условий является наиболее серьезным препятствием на пути к созданию эффективной модели рынка труда.

Следует отметить, что серьезной проблемой является решение дилеммы «занятость-зарплата». Традиционные предприятия решили эту дилемму в пользу сохранения занятости при урезании зарплаты через механизмы инфляционного обесценения, прямых невыплат и задержек заработной платы. Новый частный сектор решил эту дилемму преимущественно в пользу значительно большего сокращения занятости

 

3.2. Безработица.

В России, по данным Госкомстата, общая численность безработных составила в апреле 2005г. 6,5 млн. чел., т.е. около 9% рабочей силы. Из них статус официально зарегистрированных безработных имели 2,5 млн. чел.

Представляется, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В частности, статистика не учитывает в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели Весьма несовершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

В России сегодня преобладает «синеворотничковая» безработица. Большая часть безработных (63%) — рабочие, 20,5% — специалисты, в том числе 10,5% — с высшим образованием.

По данным на последнюю неделю ноября 2006 г. численность безработных составила 6.3 млн. человек, или 8.9% экономически активного населения. За последний год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

Показатели, характеризующие экономическую активность населения, имеют большую территориальную дифференциацию, обусловленную сложившейся структурой размещения производительных сил, историческими и природно-климатическими особенностями. Разница между самым высоким и самым низким уровнем занятости и безработицы между регионами России составляет соответственно два раза и 17 раз.

В ряду ранжирования всех регионов России по показателям уровня занятости и безработицы самые низкие показатели по уровню занятости и самые высокие по уровню безработицы приходятся на республики Южного федерального округа, Агинский Бурятский автономный округ, Республику Тыва.

По уровню безработицы наиболее низкие показатели (менее 7%) имеют Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Тульская, Московская, Костромская, Калужская, Самарская, Новгородская, Липецкая, Пермская, Ленинградская, Ивановская области, Эвенкийский автономный округ, Республика Татарстан.

В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой. Сюда относятся, в частности, так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколько сотен тысяч человек); люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, порнография, наркотики и т. п.), и криминальные структуры.

Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т. п.), которая нередко осуществляется без какой-либо регистрации и масштабы которой весьма велики. Все это вместе взятое может обеспечить регулярную и нерегулярную занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующие оценки безработицы.

Чрезмерная обеспокоенность по поводу грядущего роста безработицы вряд ли оправданна. В России существуют огромные возможности для занятости. Развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы, услуг, фермерства, всей рыночной инфраструктуры является хорошей основой для роста занятости в экономике.

 

3.3. Регулирование рынка труда в России.

Государственная политика на рынке труда и программы занятости выглядят впечатляюще. Объем и разнообразие мер, которые в них предусматриваются, соответствуют и даже превосходят масштабы того, что делается во многих странах ОЭСР. Однако уровень расходов на эти цели весьма невысок. В 2005г. они составляли около 0.3% ВВП, причем основная часть расходов (75%) шла на пассивную поддержку безработных

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», созданы биржи труда (службы содействия найму).

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в РФ осуществляет Министерство труда России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

В России трудовые отношения призван регулировать Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. В нем регламентируются основные правила ведения коллективных переговоров, порядок заключения коллективных договоров и соглашений, т.е. документов, регулирующих от ношения между работодателями и наемными работниками. Закон впервые в России признал право работодателя и работники самостоятельно определять содержание коллективного договора. Обычно коллективный договор включает пять положений:

— нормы и обязательства, регулирующие условия труда, и том числе оплату труда, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия и охрану труда, трудовые льготы;

— нормы и обязательства, регулирующие отношения, тесни связанные с трудовыми, в первую очередь вопросы занятости и предоставления льгот при высвобождении с предприятия;

— нормы, регулирующие социальное обслуживание работников (компенсация транспортных расходов, организация питания, обеспечение жильем);

— обязательства и нормы, касающиеся социального обеспечения и медицинского страхования работников;

— правила внесения изменений и дополнений в коллективный договор, порядок и сроки осуществления контроля за реализацией договора.

В нашей стране коллективный договор обычно подписывают представители администрации и профсоюза.

 

3.4. Процесс интернационализации российского рынка труда.

Формирование российского рынка труда испытывает значительное воздействие открытости экономики, активизации внешнеэкономических связей, роста влияния международной трудовой миграции. Процесс интернационализации рынка труда России обусловлен наличием глубоких народнохозяйственных связей с бывшими союзными республиками, ныне суверенными государствами, либерализацией отношений с западными странами. В настоящее время на российском рынке труда представлен целый ряд иностранных компаний и фирм с иностранным участием, на которых в 2006 г. было занято около 1,8 млн. Численность официально привлекаемой иностранной рабочей силы ежегодно составляет около 250 тыс. чел.

Иностранная рабочая сила, прибывающая в соответствии с международными договорами и российским законодательством в Россию, используется в основном в строительстве (51,5%), промышленности (9,5%), сельском хозяйстве (8%), в торговле и общественном питании (8,5%), на транспорте (8,2%), в коммерческих видах деятельности (6%), . В целом иностранная рабочая сила привлекалась из 114 стран мира.

По существующим оценкам, влияние трудовой миграции из некоторых стран на российский рынок труда существенно занижено из-за недоучета неформальной (теневой) миграции. Число незаконных мигрантов в России, по оценочным данным, достигло 1 млн. человек

Официальная трудовая миграция российских граждан за рубеж в настоящее время не носит массового характера. Так, в 2005 г. получили работу за границей 32,5 тыс. человек, Вместе с тем значительных масштабов достигает неофициальная трудовая миграция: число российских граждан, желающих выехать на временную работу за рубеж, по экспертным оценкам, составляет от 2 до 5 млн. человек

При некотором снижении численности ежегодной эмиграции весьма стабильна ее направленность: большая часть выезжает в страны СНГ и Балтию, а также в Германию, далее с большим отрывом следуют Израиль и США. Эмиграция из России носит явные черты «утечки умов»

Позитивные результаты активизации внешнеэкономической деятельности распределены по территории России весьма неравномерно. Преимущества экспортоориентированных регионов и сфер экономики контрастируют с деградирующими, стагнирующими сферами.

Практика последних лет показала, что степень открытости российского рынка труда международному воздействию опережает процесс его внутреннего формирования, негативно влияет на становление национальных приоритетов в сфере труда. Ясно, что лишь общий экономический подъем в стране, реальные возможности для специалистов реализовать свой творческий потенциал могут остановить утечку умов, позволят стране не терять человеческий капитал, а преумножать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы, кадровую работу в компаниях. Можно делить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда: неоклассический, кейнсианский, монетаристский и институциональный. Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы.

Важным элементом рынка труда является безработица. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т. е. правительство выделяет средства на пособия безработным. Важный элемент рынка труда — кадровая работа на фирме.

В последние тридцать лет в подавляющем большинстве промышленно развитых стран наблюдается падение промышленной занятости и опережающее развитие сферы услуг. На протяжении XX в. существенные изменения претерпели многие структурные аспекты занятости и прежде всего соотношение частных и государственных источников финансирования занятости, наемных работников и самозанятых, а также формы организации рабочих мест.

В последние годы появились новые формы занятости, прежде всего рабочие места с неполным рабочим днем и временная занятость. Важным фактором развития рынка труда всегда было и развитие внешнеэкономических отношений.

Важнейшим элементом нового подхода по государственному регулированию рынка труда стала его либерализация.

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Главное, что отличает наш рынок труда, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников.

Официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости в России. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости. Государственная политика РФ на рынке труда и программы занятости выглядят впечатляюще. Однако уровень расходов на эти цели весьма невысок. Формирование российского рынка труда испытывает значительное воздействие открытости экономики, активизации внешнеэкономических связей, роста влияния международной трудовой миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

2. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.

4. Постановление Кабинета министров РТ от 29 июля 1996 года № 603 «О мерах по улучшению условий и охраны труда»

5. Колосова Р.П., Артамонова М.В., Василюк Т.Н., Луданик M.В., Разумова Т.О. Глобализация экономики и занятость населения. М., 2000.

6. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ. М., 1994.

10. Экономика: Учеб. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК, 1997. – 816 с.

11. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.

12. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №9. С. 52 – 61.

13. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд, 2000, №1. С. 84 – 87.

14. Гоосен Е. В., Медянцева С. Г. Социальные проблемы создания эффективной модели российского рынка труда // Известия академии труда и занятости, 2001, № 1-2. С. 47 – 55.

15. Забирова Л.М., Шарафутдинов Д.К. Основные направления условий и охраны труда в Республике Татарстан на 1998 – 2000 годы // Рынок труда в регионе, его формирование и регулирование в период трансформирования экономики. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н. Г. Хайруллина, К. И. Азизова. – Казань: КФЭИ, 1999. С. 67 – 69.

16. Захаров Б.Ф. Современное состояния рынка труда и основные направления его развития в Республике Татарстан // Рынок труда в регионе, его формирование и регулирование в период трансформирования экономики. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н. Г. Хайруллина, К. И. Азизова. – Казань: КФЭИ, 1999. С. 3 – 4.

17. Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики, 1998, № 1

18. Курбатов М. В. Проблемы становления российской модели рынка труда // Известия академии труда и занятости, 2001, № 1-2. С. 37 – 46.

19. Надреева Л.Л. неполная занятость в Татарстане: масштабы и перспективы // Рынок труда в регионе, его формирование и регулирование в период трансформирования экономики. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н. Г. Хайруллина, К. И. Азизова. – Казань: КФЭИ, 1999. С. 48 – 49.

20. Охлопкова Н. В. Интернационализация рынка труда: современные тенденции и динамика развития // Вестник МГУ. Серия 6, экономика, 2001, №6. С. 36 – 48.

21. Российский рынок труда пока не стал состязательным // Человек и труд, 2001, №5. С. 66 – 69.

22. Таишев И.М. Региональные и отраслевые особенности формирования рынка труда в Республике Татарстан // Рынок труда в регионе, его формирование и регулирование в период трансформирования экономики. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н. Г. Хайруллина, К. И. Азизова. – Казань: КФЭИ, 1999. С. 66 – 67.

23. Тенденции на рынке труда в 2001 году (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики, 2002, №9. С. 3 – 16.

24. ФМС: об итогах 1997 г. // Миграция, 1998, № 1.


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00067 sec

WordPress: 22.68MB | MySQL:111 | 1,970sec