РЫНОК ТРУДА. ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

<

020915 1353 1 РЫНОК ТРУДА. ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯВ развитом товарном хозяйстве существуют множество рынков, различающихся своим предметом (объектом купли-продажи). По мере углубления разделения труда, являющегося естественной базой товарного обмена, происходит и все большее дробление рынков, углубляется их специализация. Те или иные особенности структурного развития экономики разных стран отражаются и в степени развитости отдельных разновидностей рынков.

Рынок труда обычно присутствует в любой стране с рыночным хозяйством вне зависимости от отраслевой структуры экономики. В рыночном хозяйстве, где рабочая сила товар, движение работников-собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Когда собственник рабочего места закупит рабочую силу, создаются экономические и юридические предпосылки соединения основных факторов хозяйственной деятельности в производственном процессе. Таким образом, рынок труда — это совокупный спрос и предложение рабочей силы, которым опосредуется движение относительно рабочих мест и размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах. Рыночный механизм сочетает в себе как начала саморегулирования в ходе конкуренции, так и направленное воздействие со стороны государства.

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в нашей стране и определяют актуальность темы контрольной работы.

 

 

Рынок труда в основе своей явление объективное в том смысле, что определяется оно характером социально-экономических отношений в обществе независимо от воли людей. Если рабочая сила в условиях данного общества является товаром и само соединение факторов производства (наемной рабочей силы и средств производства) опосредуется куплей-продажей труда, то рынок труда налицо. Уровень же развитости рынка труда (его цивилизованности) зависит от того, в какой степени сложилась инфраструктура этого рынка, в какой степени она содержит разнообразные институты, способствующие функционированию рынка труда. Указанная инфраструктура, естественно, результат осознанных акций, а значит, в отличие от самого рынка, объективного характера не имеющая1.

Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.

Необходимо отметить, что продаваемый на рынке труда товар — трудовые ресурсы – нельзя накопить. Момент создания этого товара совпадает с моментом его потребления. При этом наряду с общенациональными существуют местные рынки труда (например, рынок труда Краснодарского края и т.д.). Соотношения спроса и предложения на этих рынках на трудовые услуги даже одного и того же типа могут существенно различаться.

Важно иметь в виду, что предложения трудовых услуг может меняться благодаря способности людей менять профессию, овладевая иной квалификацией. Поэтому развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведёт себя рабочая сила (все люди трудоспособного возраста, обладающие возможностью и желанием продать свои трудовые услуги), выступающая продавцом на рынке труда.

И всё же подавляющее большинство людей занимаются трудовой деятельностью только потому, что она позволяет получить средства для существования.

Особенностью рынков рабочей силы, и в частности предложения труда, выступает то, что во многом работник сам определяет сколько времени он хотел бы работать, а сколько – отвести для альтернативного вида занятий и отдыха.

Рынок труда — очень сложный элемент рыночной экономики. Здесь переплетаются интересы работника и работодателя при найме и увольнении, циклически изменяющееся состояние экономики, уровень инвестиционной активности, величина трудовых доходов населения, сложившиеся традиции в трудовой сфере, специфика национального поведения и другие факторы оказывают существенное влияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда. Отсюда ярко выраженные специфические национальные черты рынков труда. Рынок труда – система социально-экономических отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами средств производства, предъявившими спрос на наемную рабочую силу, по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения.

Рыночная экономика немыслима без специфических механизмов управления, в которых сочетается саморегуляция и государственное вмешательство в экономику. Институциональное обеспечение механизма регулирования рынка труда и других, связанных с ним рынков, достигается созданием разветвленной инфраструктуры, включающей целый набор элементов (институтов)1:

  • комплекс регулирования заработной платы (законы и иные нормативные акты, соглашения, коллективные договоры, арбитраж и т.п.);
  • комплекс регулирования компенсаций (пособий по безработице, подъемных при переездах к новому месту работы и жительства);
  • структуры по рассмотрению трудовых споров;
  • сеть касс и различных фондов;
  • государственная служба занятости и трудоустройства, а также негосударственные рекрутерские агентства по набору персонала;
  • биржи, информационные центры; профсоюзы; союзы работодателей:
  • система профессиональной подготовки и переподготовки и т.п.

    Несомненное отношение к инфраструктуре рынка труда имеют и институты, связанные с воспроизводством рабочих мест, их сохранением и развитием, а значит, с инвестиционными процессами, механизмами, обеспечивающими конкурентоспособность новых и модернизируемых рабочих мест и т.д.

    Далее, чтобы быть действенным рычагом регулирования рынка, инфраструктура должна достигнуть необходимой степени развития. Требуется не просто наличие службы занятости, а достаточно развитая сеть ее учреждений, обеспечивающая реальную доступность пользования ее услугами не просто наличие законов о заработной плате и компенсациях, а нормативное урегулирование важнейших в данной сфере правоотношений, не допускающее, например, безнаказанности при невыплатах зарплат, пенсий, стипендий.

    Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его функционирования. Классическая политическая экономия исходит из того, что рынок труда, где реализуется лишь один производственный ресурс, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы, по оценке представителей этой концепции, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.

    Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного не равновесия. Спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а объемом производства, т.е. совокупным спросом. Регулятором рынка труда является государство, поскольку оно уменьшает или увеличивает совокупный спрос и устанавливает нижние границы заработной платы. Для устранения рыночного неравновесия предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики (монетаристы).

    Согласно марксистской теории рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, являясь товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

    В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов: уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы иммиграции и т.д. Все это влияет на предложение рабочей силы. Со стороны спроса главным фактором динамики занятости является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла, научно-технический прогресс.

    К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

    На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

    Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

    В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда.

    Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.

    Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.

    <

    Рынок труда регулируется также путем государственного воздействия и саморегулированием. Основными рычагами саморегулирования рынка труда являются цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

    Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

    Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

    Среди общих экономических мер государственного регулирования выделим помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

    Государство обладает экономическими средствами регулирования величины и структуры предложения рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы, представляют собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую, и как административную. Количество рабочих мест, как правило, больше количества людей, их занимающих, из-за совместительства. Поэтому меры, ограничивающие совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

    Таким образом, государственная политика в области занятости призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

    Государство регулирует рынок труда, используя прямые и косвенные методы, в том числе нормативно-законодательные, налоговые, кредитные, бюджетные.

     

     

     

     

     

     

     

    2. РАЗВИТИЕ НАУКИ О ЗАНЯТОСТИ

     

    Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX в. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране1.

    Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 г. во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

    Теория функционирования рынка труда, родоначальником которой является основоположник Кембриджской школы доктор А. Маршалл, оперирует рядом понятий и категорий. Среди них занятость населения, безусловно, определяющая.

    На западе исторически сложились два совершенно разных подхода к определению полной занятости и безработицы.

    Первый связан с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг., грозящим социальным взрывом, когда в США, например, каждый четвертый рабочий оказался за воротами предприятия. С тех пор в экономической теории почти сорок лет безработицу рассматривали как социальное зло, которого следует избегать любой ценой, а в полной занятости трудоспособного населения видели важнейшую государственную задачу. Поиск рецептов избавления от безработицы был перенесен в сферу рыночных отношений.

    Существо исходной теоретической позиции, которую заняли известный английский экономист Дж.Кейнс и его последователи, состояло в следующем. На их взгляд, безработица преимущественно обусловлена недостаточным совокупным спросом (платежеспособностью населения) по сравнению с той общей суммой заработков, которая образуется при полной занятости людей, желающих работать. Поэтому политика полной занятости та государства должна состоять в обеспечении достаточного для этих целей совокупного спроса, что предполагает даже инфляционное стимулирование роста производства. На какое-то не большое время этот рецепт против безработицы дает, по-видимому, положительный результат.

    Но нашлись решительные противники предложения изживать безработицу с помощью инфляции. Лауреат Нобелевской премии английский экономист Ф.Хайек выдвинул следующие контраргументы: «Во-первых, чтобы достичь поставленной цели, такая инфляция должна была бы постоянно набирать темп, достигший бы рано или поздно такой степени, при которой эффективное функционирование рыночной экономики становится невозможным. Во-вторых, и это более важно, в конце концов такая инфляция порождает гораздо большую безработицу, нежели та, которой с самого начала предполагалось воспрепятствовать».

    Неоклассическая оценка рынка труда выделяет четыре основных подхода к анализу его функционирования. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Её придерживаются в основном неоклассики (П.Самуэльсон, М.Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. её поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д.Гилдер, А.Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена – в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) – это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно маргинальной концепции индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке существует равновесие. Отрицание классической теорией возможности недостаточного уровня расходов частично основывается на законе Сэя (Предложение порождает свой собственный спрос, т.к. сам процесс производства создаёт доход, в точности равный стоимости произведённых товаров), который, однако, не учитывает сбережения, т.е. изъятие средств из потока доходов, и, в результате, непроданные товары, сокращение производства, безработица и падение доходов. Этот закон был бы справедлив при условии краткосрочной задержки средств у домашних хозяйств и не мешал бы инвестициям предпринимателей – тогда бы он не привёл к сокращению объёма реального производства при условии, что цены на продукцию (конкуренция между производителями) снижались пропорционально снижению доходов (сокращение заработной платы как снижение оплаты ресурса, чтобы производителям было выгодно производить продукцию при новом уровне цен). При сохранении ставок заработной платы это моментально приведёт к появлению излишков рабочей силы, т. е. вызовет безработицу. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна: любой желающий работать по определённой рыночной ставке, в том числе достаточно низкой, может легко найти работу. Эластичность соотношения цен и заработной платы способны поддерживать полную занятость. Поскольку серьёзно говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходиться, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теории с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т.п. Выдвигается тезис о якобы добровольном характере безработицы. Однако с этой позиции трудно объяснить её колебания в зависимости от фазы экономического цикла. Выдвигается и тезис о «поиске» рабочего места как явлении, вызывающего нестабильность рынка из-за разборчивости и стремления к максимальной выгоде наёмных работников. Однако и в этом случае неясно, почему таких работников бывает то 4-5%, то все 15%? Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода, — почему все наёмные работники в случае превышения их предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене?

    Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж.М.Кейнс, позже Р.Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена заработной платы жестко фиксирована и обычно не изменяется в сторону уменьшения (этот элемент модели никак не доказывается, а просто принимается как безусловный факт). Поскольку же цена заработной платы не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесён извне. Его роль отводиться государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе – объёмом производства. Кейнсианцы считают несостоятельными утверждения классиков о том, что фирмы будут инвестировать больше, если домохозяйства повысят уровень сбережений, так как субъекты сбережений и инвесторы являются различными группами людей и решения принимают также раздельно. Ставка процента также не является единственным фактором, так как более важным является норма прибыли, которую фирмы ожидают получить от инвестиций. Во время спада производства надежды на прибыль столь призрачны, что уровень инвестиций будет низким, а возможно будет ещё и падать, несмотря на значительное снижение ставки процента. Позиция кейнсианцев состоит в том, что планы сбережений и инвестиций не соответствуют друг другу, и поэтому могут происходить колебания общего объёма производства, дохода, занятости и уровня цен, т.к. количество произведённых товаров и услуг и соответственно уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня общих, или совокупных, расходов. У монополистов-производителей, доминирующих на рынках многих главных продуктов, есть и возможность и желание противостоять снижению цен на продукцию в условиях падения спроса. Да и на рынках ресурсов сильные профсоюзы выдерживают жёсткую линию против снижения заработной платы.(Не говоря о том, что наниматели весьма осторожно относятся к снижению заработной платы, учитывая его отрицательное воздействие на взаимоотношения в коллективе и производительность труда рабочих.) Только когда запланированные инвестиции и сбережения равны, уровень чистого национального продукта будет стабильным, или равновесным, иначе возникает безработица и инфляция (а полная занятость является скорее случайностью, а не закономерностью).

    Представители школы монетаристов (прежде всего, М.Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нём негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу. По мнению представителей данной школы, для, например, американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка они предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать рычаги учётной ставки Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка, что позволит, в частности, стимулировать инвестиционную и деловую активность и таким образом увеличить занятость в стране.

    Ещё один распространённый теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж.Данлоп, Л.Ульман и др.) Основное внимание в ней уделяется профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп, что принимает всё большее значение в современной жизни, особенно оглядываясь на страны с доминирующим положением одних отраслей и отсутствием или неразвитым состоянием других. Также отраслевой анализ играет немаловажную роль в экономике России, поражённой серьёзными диспропорциями в результате многолетнего противостояния СССР и США.

    В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создаёт стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает её ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

    Каждый из перечисленных подходов не даёт абсолютно адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, однако их комплексный анализ отражает практически все известные аспекты современной жизни. В то же время вряд ли можно согласиться с теми из них, которые исходят из посылки о полной сопоставимости рынка рабочей силы со всеми другими рынками ресурсов, например, о заданности и неизменности ряда параметров рабочей силы, приходящей на рынок труда.

    Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т. е. после приёма на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно. Другой постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворённости своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощённый рыночно-ценовой подход к человеку1.

    Кейнсианский подход к регулированию занятости трудоспособного населения с помощью инфляционного стимулирования экономического роста был опровергнут не только теоретически, но и на практике. В 80-е годы в большинстве стран Запада была отвергнута кейнсианская политика полной занятости. В противовес ей были уменьшены затраты капитала на покупку рабочей (силы, частично демонтирована сложившаяся к середине 70-х годов система социальной защиты трудящихся, в ряде стран были снижены их реальные доходы. Однако и эти меры не уменьшили масштабы безработицы.

    Несмотря на то, что в 80-е годы на Западе наблюдался самый продолжительный в послевоенной истории период устойчивого экономического роста, масштабы безработицы существенно возросли

    Наблюдаемый сейчас кризис занятости в западных странах вызван глубокой структурной перестройкой экономики, порожденной НТР, интернационализацией производства и обострением международной конкуренции. Неуклонно сокращается численность работников в большинстве отраслей материального производства, причем особенно быстро уменьшается спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Занятость растет только в сфере услуг. «Вклад»» последней в общее увеличение занятости в США и Японии в 80-е годы составил 80-90 %, в странах Западной Европы — 100 %.

    В итоге в 70-х годах сложился второй подход к определению полной занятости и безработицы. Сейчас стала очевидной недостижимость цели — обеспечить абсолютно полную занятость. Напротив, признаются неизбежными два вида безработицы — структурная и фрикционная. Под фрикционной (лат. frictio — трение) понимается безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве — ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое, кто временно теряет сезонную работу или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. В значительной мере фрикционная безработица совпадает со структурной. Попавшим в такое состояние нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.

    В западной экономической литературе можно встретить новое толкование «полной занятости». Под полной занятостью подранивается соответствие численности желающего трудиться населения количеству рабочих мест, но за вычетом так называемой естественной безработицы. Естественная безработица — это сумма структурной и фрикционной безработицы. С позиции неоклассической теории, признающей действенными только рыночныe силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими экономистами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов рабочей силы). Сказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.

    Сейчас в западной экономической литературе подсчитывается естественный уровень безработицы — сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень показывает долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Показатель время от времени уточняется с учетом изменения состава рабочей силы. Так, при увеличении удельного веса молодежи норма естественной безработицы увеличивается (молодым людям труднее найти работу и удержаться на ней).

    Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, подувшее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1 %, то отставание объема валового национального продукта составляет 2,5 %. Это позволяет вычислить потери продукции, связанные с безработицей.

    По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

    Признание «естественной нормы безработицы» сняло с правительств западных стран часть ответственности за кризис занятости. Но это не освободило государство от необходимости проводить политику занятости.

    В странах Запада за последние 30 с лишним лет действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. В эту систему входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд.

    Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов1.

    В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

    Большинство моделей занятости в развивающихся странах построено на основе аналогичных моделей в развитых странах. Однако при этом экономические, социальные и институциональные условия последних некритически переносятся на уникальную ситуацию в развивающихся странах. Более реалистичный подход с учетом специфики проблем занятости и развития в развивающихся странах побудил многие из них радикально пересмотреть отношение к традиционным теориям.

    Существует три модели занятости. Первая из них — классическая модель свободного рынка — лежит в основе традиционной теории занятости; две другие восходят к более поздней неоклассической экономической теории. Вторая модель — макроэкономическая модель «выпуск-занятость» построена на взаимозависимости между накоплением капитала, объемом промышленного производства и ростом занятости. Третья — микромодель ценового стимулирования — рассматривает воздействие искаженных ценовых факторов производства на эффективность использования ресурсов, прежде всего рабочей силы. Последние две модели подходят к проблеме исключительно с позиций спроса и сосредоточивают внимание на политике поощрения спроса на рабочую силу.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики, на мой взгляд, является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

    Мне кажется, что при выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

    Хотелось бы заметить, что одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи выделю два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

    В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.

    Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).

    Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

    Я считаю, что при решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

    Хотелось бы мне особенно отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Балацкий Е. Россия: проблема безработицы в переходный период// Проблемы теории и практики управления. № 1 –2000.
  2. Бестужев-Лада И.В. Безработица? Не может быть!– М.: Знание, 200
  3. Бузгалин А.В. Переходная экономика.–М.: Таурус, 2004.
  4. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период // Российский экономический журнал. № 4. 1994. С. 18 – 24.
  5. Горбачев Ж. Закрепление в новом Трудовом Кодексе России гарантий прав граждан в сфере занятости// Управление персоналом, 2000, № 7
  6. Дикаpева А.А., Миpская М.И Социология труда. –M.: Высшая школа, 1989.
  7. Липшиц И.В. Введение в экономику и бизнес. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.
  8. Соболева И. Политика занятости в России и мировой опыт//Проблемы теории и практики управления, 1997, №1. С. 51.
  9. Соколинский М. Государство и экономика. – М.: Юрайт, 2000.
  10. Соколинский В.М.. Психологические основы экономики. –М.: Юрайт, 2002.
  11. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?// Вопросы экономики, 2001, № 9.
  12. Соболева И. Политика занятости в России и мировой опыт // Проблемы теории и практики управления, 1999, №1.
  13. Стендинг Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы // Вопросы экономики. № 12. 2000. С. 12 – 15.
  14. Экономика труда / Под ред. Г.Р. Погосяна и Л.И. Жукова –М.: Экономика, 2001.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.85MB | MySQL:119 | 1,416sec