Рынок: условия возникновения, роль и функции

<

020915 1350 1 Рынок: условия возникновения, роль и функции

1.1. Эволюция теоретических взглядов на формирование рынка

 

Эволюция всех известных человеку экономических систем происходит как следствие поиска способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены – потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в экономических благах. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени. В свою очередь, повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во-вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.

Разделение труда, как известно, может существовать без обмена, но отношения обмена не возникли бы без общественного разделения труда и специализации всех видов ресурсов, обеспечивая эволюцию экономической системы в целом. Например, традиционная общинная система с ее натуральным хозяйством решала для себя вопросы потребления на примитивном уровне экономической выживаемости. Ресурсы труда и земли, а также производимые здесь продукты являются общинной собственностью и предназначаются исключительно для использования (потребления) в рамках общины. Несмотря на то, что в хозяйстве такого типа существует внутриобщинное разделение труда, его продукты служат совместному потреблению, а не обмену. По этой причине нет и не может быть основы для возникновения рыночных отношений. Дели производимые в рамках общины продукты и даже возможные их излишки не подлежат обмену или продаже — эволюция экономических отношений, развитие и трансформация их в рыночную систему практически невозможны.

Закрытая для товарообмена общинная система с ее традициями уравнительного распределения продуктов существует и до настоящего времени у отдельных народов Азии, тропической Африки, австралийских аборигенов, малых островных государств и проживающих там племен. Сохранение традиционных общинно-племенных принципов и неразвитость экономических отношений обмена служит причиной примитивного способа производства (добычи средств существования), ограниченного потребления и сохранения практически первобытного состояния культуры и развития.

Получить многообразные продукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате выполнения работником только одной, частичной трудовой операции благодаря обмену можно потреблять многообразные продукты труда других людей. В результате усиливаются экономические взаимосвязи членов общества.

Самые несхожие между собой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны. Различные продукты посредством обмена составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае экономический прогресс и развитие цивилизации.

Рыночный обмен — это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».

Именно таким путем люди получают друг от друга максимум потребительских благ, преодолевая ограниченность ресурсов разделением труда и обменом своих узкоспециализированных продуктов. Желаемого результата они достигают вовсе не потому, что благосклонно относятся друг к другу, а потому, что соблюдают свои интересы и признают права на вознаграждение труда других участников обмена. В рыночной системе принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. И говорить им следует не о собственных нуждах и потребностях, а лишь об их выгодах и интересах. Таков принцип рыночных взаимосвязей, где никто не стремится к тому, чтобы зависеть от благоволения своих граждан, поскольку через товарообмен на условиях взаимной выгоды каждый работоспособный человек получит столько продуктов, сколько сам предложит для потребления другим.

Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не сознают, что способны ей содействовать. Участники обмена продуктами собственного труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

В обществе, основанном на разделении труда, практически никто не может удовлетворить свои экономические потребности самостоятельно, производя все необходимые для существования предметы потребления. Следовательно, рынок возникает тогда, когда товаропроизводители в результате разделения труда вынуждены вступать в постоянно возобновляемые взаимоотношения друг с другом.

Понятия «рынок» и «рыночная экономика» — взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика — результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

Понятие «рынок» является одновременно простым и сложным. Считая эту категорию простой и всем понятной, некоторые авторы избегают давать ее определение. Во многих источниках приводятся самые различные определения рынка. Существуют узкое и широкое определения понятия «рынок». В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга.

В широком смысле рынок — это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. И то, и другое определения по-своему правильно отражают существо проблемы. Узкое определение отражает суть собственно рынка в его первоначальном значении. Широкое определение рынка является определением рыночной экономики как результата его дальнейшего развития.

Рынок — неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного изобилия. Это лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйствующих субъектов. Рынок осуществляет реализацию социально-экономических взаимосвязей, экономически обособленных разделением труда хозяйствующих субъектов. Он формируется и может функционировать в определенной рыночной среде. Создание товаров и услуг обеспечивается рыночной экономикой, работающей по законам товарно-денежных отношений.

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. С рассмотрения рыночных отношений, основных составляющих рынка и его механизма мы начнем изучение современной рыночной экономики.

Для понимания сути рыночной экономики и причин ее формирования недостаточно иметь в виду только общественное разделение труда. Прежде всего, необходимо учитывать, что рыночная экономика возникает и интенсивно развивается вместе с возникновением и развитием капиталистической системы хозяйства. Главная же особенность капиталистической системы — образование частной формы собственности на средства производства и двух основных системообразующих хозяйствующих субъектов — собственника средств производства и наемного работника, лишенного этой собственности.

Такая исторически новая ситуация в развитии общества, во-первых, привела к повышению степени разделения труда в обществе, выделив труд собственника средств производства, предпринимателя и труд наемного, экономически зависимого работника; во-вторых, создала особый товар «рабочая сила» и особый рынок этого товара; в-третьих, расширила сферу обмена потребительских товаров и активизировала их производство. И, наконец, самое главное: частная собственность и наемный труд создали субъектов с сильной мотивацией на эффективность и рациональность в трудовой деятельности. Частный собственник, предприниматель заинтересован в максимальном получении прибыли от своей собственности. Он может достигнуть этой цели, увеличивая объемы производства товаров, необходимых потребителю, используя новейшие достижения в технике и организации труда, снижая издержки производства и цены.

В сегодняшнем понимании рынок – это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Необходимым условием развития рыночного хозяйства является наличие конкурентной среды. Ее признаки выражаются в том, что рынок: не монополизирован государством или частной компанией; юридически подкреплен законами, охраняющими права частной собственности, что позволяет рыночному механизму обеспечить здоровую состязательность производителей; предполагает многообразие форм собственности, где наряду с государственными функционируют частные и акционерные предприятия. С точки зрения рынка имеет право на существование любая форма собственности, но закрепляются только те формы, в которых обеспечивается эффективное использование ресурсов; основывается на свободном ценообразовании. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любом современном обществе, однако, если государство берет на себя функцию тотального установления рыночных цен, то такая экономика теряет свойство саморегуляции. Это значит, что она из рыночной превращается в командно-административную.

Именно таковы условия, без которых не может существовать рыночная система. Для того чтобы она беспрепятственно развивалась, необходимы дополнительные условия: наличие резервов роста экономики; обеспечение подвижности ресурсов; функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.

Если экономика лишена свободных, еще не занятых в производстве накоплений, она не способна к инвестиционному процессу, за счет которого осуществляется экономический рост.

Рыночная система должна обладать определенным запасом трудовых ресурсов для привлечения дополнительных работников в развивающиеся отрасли. Поэтому она не может нормально функционировать при 100%-й занятости. Необходим определенный уровень безработицы, используемый как резерв развития экономики.

Для развития экономики имеют значение запасы природных ресурсов, хотя в современных условиях обладание природными богатствами не является гарантом экономического процветания, а все большее значение приобретает использование современных технологий.

Необходимо также обеспечение мобильности имеющихся ресурсов, т.е. возможности беспрепятственного перелива ресурсов из одной отрасли экономики в другую. Только в этом случае предложение способно адаптироваться к меняющемуся спросу и рыночные механизмы работают эффективно. Государство, содействующее работе рынка в выполнении им своих позитивных функций, по возможности следит за тем, чтобы в экономике не создавались искусственные ограничители подвижности ресурсов. К таким ограничителям относятся монополизм и криминализация экономики, которые препятствуют появлению на рынке новых товаропроизводителей.

Для рыночной экономики необходимо функционирование сфер деятельности, которые содействуют продвижению товарных и денежных потоков от продавца к покупателю, реализуют сбыт и обеспечивают рынок необходимой коммерческой информацией. Эти сферы хозяйства, позволяющие рынку эффективно выполнять свои функции, получили название его инфраструктуры.

Очень часто под рынком понимается более широкое понятие — рыночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена.

В рыночной экономике выпуск, цены и уровень доходов устанавливаются не централизованно, а на основе добровольного соглашения продавцов и покупателей. Обратные связи, исходящие от потребителей, в зависимости от их выбора тех товаров, которые они приобрели, становятся индикатором общественно необходимой пропорциональности. Именно обратные связи с их новыми параметрами в рыночной экономике вызывают последующее приспособление производства к общественным потребностям и определяют специфику новой структуры производства.

Отсутствие или ослабление механизма обратных связей становится сигналом угнетения рыночной экономики, замещением ее административной системой, что чревато подавлением материального интереса у производителей, появлением и расширением товарного дефицита.

Рынок — понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских людей рынок как место купли-продажи ассоциировался прежде всего с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем случае понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли-продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.

В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть
система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок- это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Так, стало общепринятым говорить и писать о вхождении России в рынок, о переходе к рынку.

Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимоотношения трех главных экономических субъектов. Ими является государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.

Субъекты рыночных отношений, а не товары и деньги, создают рынок и рыночную экономику.

Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют друг с другом, формируя поток доходов и расходов, который находится в постоянном движении и отражает результаты общественного производства, в том числе общий объем производства, общий доход, занятость.

Каждый участник рыночных отношений, во-первых, самостоятельно принимает решения (в рамках своих правомочий) и, во-вторых, руководствуется своими собственными интересами, целями. Это, однако, не влечет за собой анархии и хаоса. Рыночный механизм, «невидимая рука» рынка управляет действиями миллионов людей в общем русле экономических решений и правовых основ государства так, что, преследуя свои собственные интересы, каждый отдельный человек «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда он сознательно стремится делать это»1.

Именно экономическая свобода, независимость и самостоятельность хозяйствующих субъектов создают рыночный тип экономических отношений, определяют гибкий, динамичный, естественно-эволюционный характер их развития и совершенствования.

<

Основными параметрами любого рынка являются спрос, предложение и цена.

Спросом называется платежеспособная потребность, т.е. потребность, которую потребитель может оплатить. Другими словами, спрос – это то количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене.

Предложение – то количество товаров, которое производители доставили на рынок и готовы продать по определенной цене.

Рынок формирует такие понятия, как «цена спроса» и «цена предложения». Цена спроса — это максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. В пределах между ценой спроса и ценой предложения формируется рыночная цена.

Каждый продавец стремится продать товар подороже, а покупатель —
приобрести его подешевле. Такое противоречие разрешается поиском пены, устраивающей тех и других, т.е. цены равновесия.

Равновесная цена — цена, при которой товары раскупаются по существующей цене, полностью удовлетворяя текущий спрос.

Повышение цен за пределы равновесного уровня привело бы к перенасыщению рынка товарами, к росту товарных запасов и появлению нереализованной продукции. Это заставило бы продавцов понизить цену до равновесной величины, при которой весь товар будет реализован.

Понижение цены ниже равновесного уровня приведет к увеличению количества покупателей. Возникнут дефицит товаров, очереди. В такой ситуации продавец пользуется возможностью поднять цены и увеличить свой доход.

Таким образом, стихийные силы рынка, воздействуя на частные интересы продавцов и покупателей, корректируют рыночные цены, приближая их к равновесной величине. Рыночный механизм, уравновешивая спрос и предложение, устанавливает равновесие цен и объемов производства, становится способом экономического развития, основанного на саморегуляции. Именно это имел в виду А. Смит, провозгласив принцип «невидимой руки», который устанавливает в хаосе частных интересов порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающую процветание общества.

 

1.2. Функции и роль рынка в общественном производстве

 

Между понятиями «функция» и «роль» существует принципиальное различие.

Функция — средство проявления сущности явления. Это объективное устойчивое и однозначное свойство экономического процесса или явления способ проявления его социально-экономического предназначения. В роли же экономического явления концентрируются результаты реализации каждой функции и их совокупности в реальных условиях социально-экономической жизни, т.е. в условиях воздействия на него различных факторов экономического и неэкономического порядка.

Функция и роль тех или иных экономических отношений соотносятся как причина и следствие, так как роль всегда предопределена функционально. Она может быть правильно понята с учетом всей совокупности функций. Данное методологическое положение в полной мере применимо и к рыночной экономике.

Поскольку в функциях проявляются различные сущностные признаки той или иной совокупности экономических отношений, постольку они постоянны и существуют до тех пор, пока существуют эти отношения. В отличие от функций роль тех или иных экономических отношений не является постоянной. Она изменяется в зависимости от изменений в механизме реализации этих отношений в различных условиях жизни общества, с изменением самих этих условий. Роль экономических отношений многолика. Она проявляется в различных направлениях. Ее можно рассматривать в различных аспектах.

Функции рыночной экономики — это формы проявления ее сущности, направления воздействия рыночных отношений на воспроизводственные процессы на макро- и микроуровнях. Рынку объективно присущи следующие функции: коммуникативная, оценочная, стимулирующая, распределительная и информационная.

Суть коммуникативной функции рынка состоит в том, что рынок посредством таких компонентов рыночного механизма, как потребности, интересы, спрос и предложение, обеспечивает прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением; согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов — производителей-продавцов и потребителей-покупателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах, работников и работодателей; приведение в соответствие объема и структуры производства с объемом и структурой платежеспособного спроса; обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глубокого общественного разделения труда; взаимовыгодность технологических и экономических связей между участниками общественного производства, удовлетворение их потребностей в различных видах благ.

Оценочная функция заключается в соизмерении индивидуальных издержек производства с общественно необходимыми, определяющими рыночную стоимость продукции. Последняя, будучи скорректированной на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену. Именно рыночная стоимость определяет общественную значимость произведенных товаров и услуг и затраченного на их изготовление труда.

Стимулирующая функция проявляется в определяющей мере как результат внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, а также изменения соотношения между спросом и предложением.

В конкуренции заложены мотивация экономического поведения субъектов рыночных отношений, своеобразное экономическое принуждение. Это заставляет поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые возможности экономического роста.

Внутриотраслевая конкуренция стимулирует рост производительности живого труда, технический прогресс, повышение качества продукции, экономию прошлого труда, снижение затрат на единицу продукции и суммарных издержек производства. Успех в конкурентной борьбе обеспечен лишь тому товаропроизводителю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. Межотраслевая конкуренция обусловливает межотраслевой перелив капиталов, стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей.

Рыночная экономика путем конкурентной борьбы вытесняет неэффективно работающие хозяйствующие субъекты, выступая при этом как мощный антизатратный инструмент развития экономики, как стимулятор роста качества продукции.

Распределительная функция обеспечивает распределительные процессы, опосредованные обменом на принципах эквивалентности, а именно: распределение экономических (материальных, трудовых, денежно-кредитных и финансовых) ресурсов между товаропроизводителями-продавцами в отраслевом и территориальном разрезах; реализацию произведенных благ. доведение их до конкретных потребителей-покупателей, т.е. товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса; формирование доходов экономических субъектов рынка (прибыли, заработной платы и т.п.), последующее их распределение и перераспределение в процессе обмена результатами своей деятельности.

Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые каждый продает или покупает.

Стихийно протекающие операции превращают рыночную экономику в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные. Эти данные позволяют каждому предпринимателю постоянно сверять собственное производство с меняющейся конъюнктурой рынка. Они, словно барометр, определяют состояние «погоды» в товарном хозяйстве для всех, кто проявляет деловую активность.

Следует также учитывать, что рынок является необходимой экономической базой для демократизации хозяйственной жизни общества. Он не признает ни званий, ни прошлых заслуг, ни обещаний. Именно рынок позволяет всем товаропроизводителям проявить свои возможности, делает их независимыми участниками хозяйственной жизни. Предоставляя свободу выбора способов и направлений реализации доходов каждому члену общества, рыночная экономика выступает одним из факторов обеспечения свободы личности, которая в данном случае реализуется через свободу экономического выбора исходя из личных приоритетов человека.

Реализация всех функций рынка в их диалектическом единстве обусловливает его роль в экономической системе общества.

Роль рынка неоднозначна и противоречива, имеет позитивную и негативную стороны.

Позитивная роль рынка в социально-экономической жизни общества сводится к тому, что он обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу и предприимчивость; рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг; оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу и обеспечивая тем самым более быструю корректировку неравновесия; способствует оперативному использованию в хозяйственной деятельности достижений НТР; заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления, так как ориентирует на цены, соответствующие реальным затратам; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей: оздоровляет экономику, очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, повышая средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности; является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.

Негативная роль рынка в социально-экономической жизни общества проявляется в том, что он стимулирует чрезмерность в личном, потреблении населения; не имеет экономического механизма защиты окружающей среды: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана; не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, обеспечивать гармоничность регионального развития, общее равновесие национальной экономики; не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовке научных кадров; не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального и муниципального потребления (массового пользования), называемых в западной экономической литературе «чистыми общественными товарами». К ним относятся: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов, системы электро-, газо- и водоснабжения и т.п.; вызывает огромные затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции; не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу; не гарантирует право на доход, порождает социальную поляризацию общества; не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения (в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.п.); порождает негативные тенденции в социально-экономическом развитии общества: монополизм, инфляцию, кризисы перепроизводства.

Несовершенства рынка по мере возможности компенсируются соответствующими экономическими функциями государства.

Обобщая достоинства и недостатки рыночной экономики, следует отметить, что она— одно из наиболее значимых достижений в экономической жизни общества. Безусловно, это чрезвычайно жесткая в социальном плане система, но ничего лучшего цивилизация не предлагает.

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2

 

Даны тестовые задания. Найдите среди вариантов ответов верный ответ, укажите верный ответ, укажите и обоснуйте его.

 

Тест 1

Установите, что выражает кривая производственных возможностей:

  1. Взаимосвязь между факторами производства.
  2. Максимальный объем производства двух продуктов при использовании всех ресурсов. Кривая строится в системе координат, каждая из которых отражает объем производства одного из продуктов. Она ограничивает область производственных возможностей, так что любая точка на кривой показывает предельно возможное по ресурсным ограничениям сочетание объемов производство двух продуктов.
  3. Соотношение между ценами товаров.
  4. Дополнительный впуск продукции при увеличении ресурсов.
  5. Соотношение между производственными мощностями и ценами выпускаемой продукции.

 

Тест 2

Изменение объема спроса на отдельный товар произойдет:

  1. Под воздействием потребительских вкусов. Данный фактор относится к неценовым и также может оказывать влияние на объем спроса на отдельный товара.
  2. При улучшении качества товара.
  3. При изменении цены данного товара. Согласно закону спроса – при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.
  4. При изменении цен на взаимодополняющие товары – Неценовой фактор, оказывающий влияние на величину спроса. Вззаимодополняемые товара дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой.

 

Тест 3

Что кривая безразличия?

  1. Линия равных затрат.
  2. Линия равных возможностей.
  3. Линия равного продукта.
  4. Линия одинаковой общей полезности – Кривая, построенная в координатах «количество товара А — количество товара Б», точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.

 

Тест 4

Какие затраты относятся к переменным?

  1. Проценты за банковский кредит и затраты на сырье.
  2. Арендная плата и стоимость оборудования.
  3. Заработная плата, стоимость электроэнергии и расходуемых материалов. Переменные затраты – затраты, доля которых в стоимости товара пропорциональна изменению объема выручки от реализации продукции.
  4. Все произведенные затраты, необходимые для выпуска продукции.

 

 

 

ЗАДАНИЕ 3

 

Решите следующие задачи.

Задача 1

 

В течение года в стране продано товаров на сумму 100 млрд. долл., из низ в кредит – 40 млрд. Сумма платежей за проданные в кредит товары, по которым наступил срок уплаты, – 30 млрд., взаимопоглащающие платежи – 15 млрд. Определите количество денег, необходимых для обращения, если каждый доллар обслуживает в течении года пять товарных сделок.

 

РЕШЕНИЕ

Продано товаров на V = 100 млрд. долл.

Продано в кредит – K = 40 млрд. долл.

Сумма платежей за проданные в кредит товары, по которым наступил срок уплаты – R = 30 млрд. долл.

Взаимопоглащающие платежи – L = 15 млрд.

Количество товарных сделок, обслуживаемых каждым долларом – Т = 5

 

РЕШЕНИЕ

1. Рассчитаем общий годовой денежный товарооборот

VB = V – K + R – L = 100 – 40 + 30 – 15 = 75 млрд. долл.

2. Исходя из уравнения обмена денег рассчитаем необходимую массу обращающихся денег

М = VB/Т = 75 /5 = 25 млрд. долл.

 

 

 

 

 

Задача 2

 

Фирма несет постоянные издержки в размере 45 долл. Данные о средних переменных издержках в краткосрочном периоде приведены в таблице. Определите общие и предельные издержки в краткосрочном периоде.

Объем производства (шт/неделю) 

Средние переменные издержки  

1 

17 

2 

15 

3 

14 

4 

15 

5 

19 

6 

29 

 

РЕШЕНИЕ

Средние переменные издержки AVC (average variable costs) определяются путем деления переменных издержек на объем производства:

AVC=VC/Q

Отсюда перемененные издержки равны

VC = AVC* Q

Результаты заносим в таблицу.

Величина валовых издержек равна сумме постоянных и переменных издержек и определяется по формуле

TC = VC + FC

где TC – общие (валовые) издержки;

FC –постоянные издержки;

VC – переменные издержки.

Результаты заносим в таблицу.

Предельные издержки MC (marginal costs) – это приращение общих издержек на производство дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного производства

MC= dTC/dQ

где d – производная, которая в экономике интерпретируется как предельная величина функции.

Результаты заносим в таблицу.

Заполним вспомогательную итоговую таблицу.

Объем произ-ства

Абсолютные величины издержек

Предельные издержки

Средние величины переменных издержек

постоянных

переменных

валовых

Q 

TFC 

TVC= AVC*Q

TC = TFVC + TVC

MC = -Tp+1 –Tn

AVC = TVC/Q 

1 

45 

17 

62 

 

17 

2 

45 

30 

75 

13 

15 

3 

45 

42 

87 

12 

14 

4 

45 

60 

105 

18

15 

5 

45 

95 

140 

35

19 

6 

45 

174 

219 

79

29 

 

 

Задача 3

 

Спрос на товар при доходе 20 равен 5, а при доходе 30 он равен 8. Цена товара неизменная. К какой категории принадлежит товар?

 

РЕШЕНИЕ

 

Ответ на данный вопрос основывается на понятии эластичности по доходу:

020915 1350 2 Рынок: условия возникновения, роль и функции

где Q1 – количество до изменений;

Q2 – количество после изменений;

Y1 – доход до изменения;

Y2 – доход после изменения.

Как видим эластичность спроса по доходу положительна, следовательно рассматриваемый товара относится к группе нормальных товаров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие.- М.: Юрайт, 2000.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы- ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие.–М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2001.
  3. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики. –2000. -№ 4.
  4. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.
  5. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А. Киров: Проект, 1994.
  6. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992.
  7. Лужков Ю.М. Россия в XXI в.: процветание или прозябание? // ВЭ. – 1998г. — №12.
  8. Львов Д. Экономика России, свободная от стереотипов // Вопросы экономики. –2001. — № 2.
  9. Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики.–1999. -№8.
  10. Платонов В. С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  11. самсон И. Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики.–1999. -№ 8.
  12. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях // Вопросы экономики. –2000. — №7.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00123 sec

WordPress: 22.22MB | MySQL:116 | 1,644sec