СОБСТВЕННОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

<

020715 2357 1 СОБСТВЕННОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТАктуальность выбранной темы для исследования состоит в том, что в нашей стране в связи с процессом перестройки всего экономического механизма и переходом к рынку, помимо существовавших в течение более семидесяти лет в основном трех видов собственности – государственной, общественной и личной стали возникать новые виды, до сих пор малоизвестная нам – частная.

Среди многообразных желаний и устремлений человека, представляющих отражение его экономической природы, достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством. Этот веками выработанный, вошедший в плоть и кровь людей интерес находит свое проявление в зарождении и существовании особого ощущения — чувства хозяина, собственника.

Собственность порождает уверенность в непосредственной причастности человека к вещам и событиям и тем самым привязывает его к ним прочными нитями, побуждает постоянно действовать ради сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира. И наоборот, отчуждение людей от вещей, лишение их возможности чувствовать себя хозяином порождает безучастие, индифферентность, а порою и неприязнь к тому, что, воспринимается как не свое, чужое.

Там, где есть экономическая деятельность, всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до смерти. Человек живет, производит и использует результаты труда в тесном взаимодействии с другими людьми. В силу этого можно утверждать, что собственность — это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

Важнейший шаг в изучении собственности сделала экономическая мысль прошлого века. П.-Ж. Прудону (1809-1865) принадлежит знаменитая фраза: «Собственность — это кража». Такое определение не получило всеобщего признания и было подвергнуто обоснованной критике, но в позиции Прудона была весьма ценная деталь ¾ если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности ее иметь. Значит, не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности. Они порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности.

Цель данной курсовой работы – исследование форм собственности, а также правовые и экономические отношения собственности, причины и способы изменения форм собственности.

Объектом исследования выступили отношения собственности.

Метод исследования при написании данной курсовой работы выступил анализ теоретической литературы по исследуемой тематике как отечественных, так зарубежных авторов. Среди них – А.Я. Лившиц, В.С. Дадаян , В.Д. Камаев, Б.А. Райзенберг, Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Б. Брю, Л.С. Тарасевич и другие.

В первой главе рассматривается сущность собственности как экономико-правовой категории путем решения задач:

1. Исследование понятие собственности как экономической категории

2. Анализ содержания и понятия права собственности

Во второй главе рассмотрены основные формы собственности, присущие рыночной экономике. Для этого необходимо решить задачу – выявить главенствующие формы собственности в современной рыночной экономике.

Третья глава посвящена приватизации как способа смены формы собственности в условиях переходной экономики.

Объектом исследования выступили отношения собственности.

 

 

1.1. Понятие и сущность собственности как экономической категории

 

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Согласно марксистской теории собственность как экономическая категория выражает отношения присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Здесь совершенно правильно фиксируется внимание на том, что факт принадлежности материальных благ субъекту должен признавать не только он сам, но и другие субъекты, поэтому возникает право собственности как общественное отношение.

Западные экономисты видят в собственности лишь отношение человека к вещи. Здесь элемент истины состоит в том, что отношения собственности рассматриваются онтологически, т.е. как отображение реального взаимодействия собственника с его имуществом, распоряжения им, его использования.

Одно из первых определений собственности дано задолго до появления всяких «измов» — в Кодексе императора Юстиниана (V в.) «Римское право», где собственность рассматривается как право владения, пользования и распоряжения имуществом. Из этого определения слова «право» и «владение» соответствуют более позднему марксистскому пониманию собственности (так как отражают общественный характер присвоения), а, слова «пользование» и «распоряжение» — западному пониманию данной категории1.

Во-первых, собственность – это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф. Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство1.

Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривалась в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией, в России, вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года, была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.

Характерной чертой марксистской трактовки собственности было подчеркивание примата экономического содержания (экономической природы) собственности над ее юридической формой, а также глубинной основы собственности как отношения между людьми в отличие от отношения человека к вещи2. Если рассматривать право собственности как установление законом правил, которые определяют, какими вещами может пользоваться или распоряжаться то или иное лицо, а также условия, при которых такое использование или распоряжение может быть осуществлено, в этом случае право собственности — юридическая категория.

Собственность как экономическая категория, согласно марксистской теории, существует независимо от воли и сознания людей. Еще в законах Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (509 г. до н. э.) отмечалось, что законы не создают отношений собственности, они закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе. Поэтому следует различать экономическую и юридическую категории собственности. Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, проявление общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике.

Отношения собственности и право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности. Можно сказать, что собственность представляет собой отношения по поводу материальных благ, заключающихся в принадлежности данных благ одним лицам (или их коллективам) и в отчужденности от них всех других лиц. Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет сущность складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности1.

Таким образом, собственность ¾ весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками, каждая из них находит здесь свой предмет исследования. Так, экономическая теория обнаруживает в присвоении полезных благ важнейшие хозяйственные связи между людьми, а юриспруденция – правовые отношения. В итоге, одним термином «собственность» обозначаются хотя и близкие, но совсем не одинаковые понятия, основное различие и связь между последними состоит в следующем:

Собственность в экономическом смысле – это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

Собственность же в юридическом понимании показывает, как сложившиеся на деле имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, устанавливаемых государством в обязательном порядке для всех граждан.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель — вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя.

 

1.2. Содержание и понятие права собственности

 

В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Это выражается как в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, так и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи. В первом случае говорят о праве собственности в объективном смысле, во втором — в субъективном смысле или о субъективном праве собственности.

У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста — Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И. Барцель, Г. Беккер, Д. Норт, Н.С. Ченг, Р. Познер и др.

Полный «пучок прав» состоит из одиннадцати элементов1:

  1. право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;
  2. право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;
  3. право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
  4. право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;
  5. право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
  6. право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
  7. право на передачу благ в наследство;
  8. право на бессрочность обладания благом;
  9. запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде;
  10. право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
  11. право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

    Чтобы определить право собственности в объективном смысле, необходимо выявить специфические признаки, присущие субъективному праву собственности. Выявление указанных признаков позволит отразить их в определениях права собственности, как в объективном, так и в субъективном смысле1.

    Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником. В тех случаях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить, например, при аресте его имущества за долги или когда имуществом незаконно владеет другое лицо, он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом. Чтобы раскрыть содержание права собственности, необходимо дать определение каждого из принадлежащих собственнику правомочий. Начнем с владения.

    Правомочие владения — это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.

    Владение вещью может быть и незаконным. Законным называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение часто именуют титульным. Незаконное владение на правовое основание не опирается, а потому является еститульным. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владение ими. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещи исходить из презумпции законности фактического владения. Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное.

    Незаконные владельцы в свою очередь подразделяются на добросовестных и недобросовестных. Владелец добросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать. В соответствии с общей презумпцией добросовестности участников гражданских прав и обязанностей, следует исходить из предположения о добросовестности владельца.

    Деление незаконных владельцев на добросовестных и недобросовестных имеет значение при расчетах между собственником и владельцем по доходам и расходам, когда собственник истребует свою вещь с помощью индикационного иска, а также при решении вопроса, может ли владелец приобрести право собственности по давности владения или нет.

    Правомочие пользования — это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях. Так, швейную машину можно использовать для пошива одежды не только своей семье, но и на сторону за плату. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Но иногда можно пользоваться вещью, и не владея ею. Например, ателье по прокату музыкальных инструментов сдает их напрокат с тем, что пользование инструментом происходит в помещении ателье, скажем, в определенные часы и дни. То же и при пользовании игровыми автоматами.

    Правомочие распоряжения — это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении той вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Значительно сложнее юридически квалифицировать действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую ему ненужной, либо выбрасывает ее, или когда вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи (например, Вы съедаете яблоко или сжигаете дрова в камине), то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.

    Ныне действующее гражданское законодательство, как и то, которое ему предшествовало, ограничивается перечислением принадлежащих собственнику правомочий (иногда способов их осуществления), не определяя ни одно из них. А это отрицательно сказывается не только на раскрытии содержания права собственности, но и на практике применения законодательства. Трудно, в частности, ответить на вопрос, какое содержание вкладывает законодательство в понятие права владения и кого можно считать владельцем вещи. В этом вопросе можно было последовать примеру либо римского права и разграничить понятия владения и держания, либо законодательств германской группы и закрепить институт двойного владения с выделением фигуры владеющего слуги. К сожалению, ни одного из этих вариантов законодатель не избрал. Затруднительно поэтому ответить на вопрос продолжает ли собственник оставаться владельцем вещи при сдаче ее внаем или владельцем вещи на период найма признается только наниматель.

    Раскрытие содержания права собственности еще не завершается определением принадлежащих собственнику правомочий. Дело в том, что одноименные правомочия могут принадлежать не только собственнику, но и иному лицу, в том числе носителю права хозяйственного ведения или права пожизненного наследуемого владения. Необходимо поэтому выявить специфический признак, который присущ указанным правомочиям именно как правомочиям собственника. Он состоит в том, что собственник принадлежащие ему правомочия осуществляет по своему усмотрению. Применительно к праву собственности, осуществление права по усмотрению, в том числе и распоряжение им означает, что власть (воля) собственника опирается непосредственно на закон и существует независимо от власти всех других лиц в отношении той же вещи. Власть же всех других лиц не только опирается на закон, но и зависит от власти собственника, обусловлена ею.

    Правда, в новейшем гражданском законодательстве этот признак в известной мере размыт, поскольку лица, которым принадлежит гражданские права, все эти права (а не только право собственности) осуществляют по-своему. Полагаем, однако, что поскольку указанный признак в отношении права собственности закреплен, задача состоит в том, чтобы выявить присущее ему содержание применительно к праву собственности, что и было сделано. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

    Право собственности обладает свойством упругости или эластичности. Это значит, что ему присуща способность восстанавливаться в прежнем объеме, как только связывающие его ограничения отпадут.

    Право собственности относится к числу исключительных прав. Это значит, что собственник наделен правом исключать воздействие всех третьих лиц на закрепленную за ним в отношении принадлежащего ему имущества сферу хозяйственного господства, в том числе и с помощью мер самозащиты.

    Сказанное, однако, не означает, что власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи безгранична. В соответствии с дозволительной направленностью гражданско-правового регулирования, собственник действительно может совершать в отношении своего имущества любые действия, но только не противоречащие законам и иным правовым актам. Собственник обязан принимать меры, подтверждающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав. Он должен воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам, и тем более от действий, совершаемых исключительно с намерением причинить кому-то вред. На собственника также возлагается обязанность в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законом и иными правовыми актами, допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами. Указанные обстоятельства подлежат учету при формулировании общего определения права собственности. Наконец, давая определение права собственности, следует опираться на общее определение субъективного гражданского права, которое распространяется и на право собственности. Применительно к праву собственности это общее определение должно быть конкретизировано с учетом присущих праву собственности специфических признаков.

    Исходя из ранее изложенных положений, дадим определение субъективного права собственности.

    Субъективное право пользования — это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

    В тех случаях, когда собственник сам владеет и пользуется вещью, ему для осуществления своего права обычно достаточно того, чтобы третьи лица воздерживались от посягательств на эту вещь. Но так бывает далеко не всегда. Чтобы распорядиться вещью (продать ее, сдать в наем, заложить и т.д.), собственник, как правило, должен вступить в отношение с каким-то конкретным лицом (например, с тем, кто хочет купить вещь, получить ее в наем или в залог). Хотя путем установления отношений конкретным лицом собственник и осуществляет свое право, их регулирование выходит за пределы права собственности, а сам собственник выступает в маске продавца, работодателя, залогодателя и т.д. Если же право собственности нарушено, то все зависит от того, сохраняется это право или нет. Если сохраняется, то восстановление нарушенного отношения происходит при помощи норм института права собственности. Если же право собственности не сохраняется (скажем, вещь уничтожена), то для восстановления нарушенных прав придется прибегнуть к нормам других правовых институтов (например, обязательств из причинения вреда или страхового права). Таким образом, нормы, образующие институт права собственности, находятся в постоянном контакте и взаимодействии с нормами других правовых институтов, как гражданско-правовых, так и иной отраслевой принадлежности. Указанное обстоятельство подлежит учету при выборе правовых форм, регулирующих тот или иной участок имущественных отношений, в том числе и отношений собственности.

    Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

    Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношения собственности — это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, они ничьи, никому не принадлежат или, что одно и то же, — принадлежат всем, кто имеет свободный доступ к ним. Согласно этой теории такие ресурсы не являются объектом собственности.

    Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Термин «специфицировать» дословно означает перечисление подробностей, на которые необходимо обратить особое внимание. Смысл и цель специфицирования — создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

    Формы собственности находятся в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. Это дает основание утверждать, что собственность есть историческая категория.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ собственности в рыночной экономике

     

    Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

    Формой собственности будем называть ее вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы1. Исходя из такого определения выделим следующие формы собственности.

    <

    Индивидуальная (индивидуализированная) собственность, в пределах которой субъекта собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом (в рамках законности) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или частью, долей объекта. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему. К этой форме относится личная и частная собственность.

    Другой подход существует в основном в отношении к частной собственности на средства производства заключается в том, что это суть объекты индивидуальной собственности, используемые с применением чужого, наемного труда, тогда как личная собственность охватывает только объекты, используемые с применением личного труда собственника.

    Но заметим, что один и тот же объект может быть и личной и частной собственностью в зависимости от характера его использования, применения, потребления.

    Именно категория частной собственности является реально экономической, поскольку ее использование и функционирование в предпринимательской деятельности оказывает действенное влияние на эффективность экономики в целом, то время как личная собственность является характеристикой личного потребление человека и представляет скорее объект социологических исследований и социального планирования.

    Нынешней рыночной экономике присущи в основном коллективные, корпоративные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10 — 15% средств производств приходится на находятся в индивидуально-частной собственности, 60 – 70% — в коллективно-корпоративной, акционерной, 15 – 25% — в государственной. Часто корпоративную, акционерную собственность также относят к частной, для чего есть определенные основания.

    Вторая основная форма собственности — это коллективная в широком смысле этого слова или многоличностная собственность. В пределах многоличностной формы субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества, но гораздо чаше выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо (хозяйственное общество, предприятие, компания) либо государственный орган, общественная организация. Многоличностную собственность удобней было бы именовать просто общей, но термин «общая собственность» трактуется в Гражданском кодексе Российской Федерации как имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, то есть как групповая собственность.

    Говоря о многоличностной собственности, нужно исходить из самого широкого понимания ее как многообразия общественных по своей природе форм собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной. Это любая интегративная, в известном смысле общественная, форма.

    Разделение форм собственности на индивидуальную и многоличностную отражает весьма укрупненное структурирование разнообразных форм, охватывающих во всем своем многообразии значительную их совокупность1. Отметим, что подобное разделение собственности на две формы: индивидуальную и многоличностную — не является общепринятым ни в экономической науке, ни в практике. Так, Гражданский кодекс Российской федерации выделяет частную, государственную и муниципальную форму собственности, признавая в то же время возможность существования других форм. В то же время широко известно разделение собственности на собственность юридических и физических лиц. Последняя форма явно ассоциируется с индивидуальной собственностью.

    Попытаемся конкретизировать формы собственности более четко и детально путем выделения наиболее характерных форм (классов, видов), исходя из стремления отразить реально складывающиеся формы и обозначить условные, название которых не соответствует их истинному содержанию.

     

    2.1. Государственная собственность

     

    В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30% и более.

    Базой применения государственной формы собственности являются те сферы экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном него времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.

    Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике.

    Базой применения государственной формы собственности являются те сферы экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда относятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная и производственная структура, экологическая защита, фундаментальная наука и наукоемкое производство — такое, как освоение космоса и т.д.). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизации.

    В России до недавнего времени в экономической практике преобладало стремление к «единой фабрике», укрупнению производства в 10 и более раз на основе развития государственной собственности. Последняя объявлялась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривают многие экономисты. Общенародная собственность, по существу, не состоялась, потому что для нее не было объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала и потребностям состоявшейся индустриализации, современному этапу НТР, т.е. уровню развития постиндустриального общества. Отсюда были неизбежны деформация общенародной собственности, ее перерождение в условиях административно-командной системы. Это в свою очередь привело к таким социально-экономическим последствиям, как техническая отсталость промышленности, полуразрушенное сельское хозяйство, всеобщий дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, огромное число безработных, скрытых и явных, переселенцев, бомжей, экономическая изолированность от мирового хозяйства.

    В результате деформации общественной собственности возникли новые виды эксплуатации: «лагерный», где ежегодно эксплуатировались 10—15 млн. «врагов народа» и членов их семей; «казарменный» — эксплуатирующий 35 млн. крестьян и 3 млн. спецпоселенцев; «государственный» — в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность и другие виды хозяйственных преступлений).

    Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.

    Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.

    Преобладание же государственной формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недав него времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.

    Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике.

     

    2.2. Частная собственность

     

    Исторически термин «частная собственность» возник, чтобы отграничить государственное (казенное) имущество от всех других имуществ. Поэтому считалось, что все негосударственное есть частное. Сегодня, при огромном разнообразии форм собственности, «неказенной» является собственность не только отдельных граждан, но и кооперативов, ассоциаций, народных предприятий. 020715 2357 2 СОБСТВЕННОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

     

     

    В соответствии с этим в западной экономической теории и практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В таком понимании есть своя логика. Государство выступает в качестве представителя всего общества, а остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества, и поэтому правомерно их считать обладателями частной собственности.

    Многие сегодня полагают, что частная собственность — это безраздельная, ничем не ограниченная (кроме воли своего хозяина) собственность. В действительности частный собственник имеет полное право производить над объектом своей собственности все операции, которые сочтет нужным, лишь бы эти операции не вторгались в сферу частной собственности других лиц. В цивилизованном обществе выработаны определенные правила поведения собственников.

    К частной собственности можно отнести1:

    1) домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг для собственных нужд;

    2) легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законодательством. Сюда относятся предприятия любого размера — от индивидуального, кустарного производства до крупных предприятий;

    3) нелегальные частные предприятия в составе «теневой экономики». Сюда относится вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, которую частные лица осуществляют без специального разрешения властей;

    4) любой вид использования частного имущества или личных сбережений — от сдачи внаем квартир до денежных операций между частными лицами.

    Частный сектор развивается спонтанно, без каких-либо инструкций из центра, что свидетельствует о жизнеспособности частной собственности. Одним из основных условий развития частного сектора является полная свобода учреждения предприятия и начала любой производственной деятельности. Частный сектор не должен сталкиваться ни с какими запретами, а может иметь неограниченное право сдавать в аренду имущество, находящееся в частной собственности, на основе свободного договора между арендодателем и арендатором, а также накапливать, продавать и покупать любые ценные предметы. Свободные цены, основанные на свободном договоре покупателя и продавца, свободная внешнеторговая деятельность, свобода купли-продажи жилья или имущества, находящегося в частной собственности, свобода кредитования с уплатой процента, найма рабочей силы, финансовых инвестиций в любые частные предприятия — вот та атмосфера, которая необходима для развития частного сектора.

    Второе условие развития частного сектора требует гарантии законами выполнения частных договорных обязательств. В случае любого нарушения частного договора пострадавший гражданин должен иметь право обратиться в суд, чтобы принудить нарушителя к выполнению принятых им обязательств.

    Третье условие — абсолютная безопасность частной собственности. Гарантии ее неприкосновенности должны предусматриваться законами, программами партий и заявлениями ведущих государственных деятелей. Нужны гарантии, что конфискаций не будет никогда.

    Четвертое условие требует, чтобы кредитная политика стимулировала частные капиталовложения. Для развития всех форм собственности идеальным можно считать положение равных возможностей. Но в действительности государственным сектором накоплен колоссальный капитал, произошло сращивание бюрократического аппарата, государственной банковской системы и государственных предприятий. Это обусловило несомненные стартовые преимущества государственного сектора. Несмотря на это, эффективность частного сектора возрастает именно потому, что над ними постоянно висит угроза разорения в случае финансовых трудностей, какие бы при этом ни были условия кредитования.

    Для дальнейшего развития частного сектора очень важно наличие в обществе уважения к частному сектору (пятое условие). В условиях рыночной экономики, если покупателю нужен товар, предлагаемый продавцом, и данный покупатель готов заплатить запрашиваемую цену, деятельность предпринимателя, торговца в качестве продавцов должна рассматриваться как общественно полезная.

    Сегодня в России, несомненно, имеются три группы людей, способных стать частными предпринимателями. Во-первых, это часть бюрократии, имеющая власть, которую она успешно обменивает на деньги. Во-вторых, это теневики, мафия, располагающая миллиардами рублей. В-третьих, это квалифицированные работники, которых не удовлетворяют ни оплата, ни условия труда.

    Во всех странах ядро преуспевающих частных предпринимателей составляют трудолюбивые, энергичные люди, стремящиеся повысить свой социальный статус. Рынок производит естественный отбор, и из мелких и средних собственников выходят будущие основатели крупных предприятий.

    Частная собственность в ходе функционирования обретает отдельные черты общественного характера. Это проявляется в выплате обязательных взносов по социальному страхованию, налогов в государственный и местный бюджеты, ренты. Кроме того, частные собственники несут такую же экономическую и правовую ответственность, удовлетворяют определенные потребности, как и государственные, а также коллективные предприятия.

    Разрушение и полная дискриминация частной собственности в нашей экономике в недавнем прошлом привела к тому, что были утрачены не только негативные стороны частного предпринимательства, но и его сильные мотивационные стороны. При обосновании необходимости частной собственности важно ответить на вопрос: «Является ли частная собственность тормозом развития экономики, или она и сегодня эффективна и полезна?» Опыт индустриально развитых стран показал, что потенциал этой формы собственности полностью еще не использован. Важно также помнить, что частная собственность служит непосредственной основой других форм собственности и различных форм хозяйствования (например, акционерных предприятий и фермерских хозяйств).

    В современном цивилизованном обществе изменилось состояние и самой частной собственности. Многие экономисты признают, что она выступает теперь не только в индивидуальной (трудовой и нетрудовой), но и в других формах — коллективной, групповой, акционерной.

    2.3. Коллективная (групповая) собственность

     

    Коллективная собственность в России представлена прежде всего кооперативной собственностью колхозов, потребительских и других форм кооперации, а также акционерной собственностью и собственностью совместных, смешанных предприятий.

    Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира1. По имеющимся оценкам, в мире действуют около 1 млн. кооперативных организаций более чем 120 видов и разновидностей, а объединяют они 600 млн. человек. Первые кооперативы по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции возникли в Дании и Швеции в 1880—1885 гг., по приобретению удобрений и сельскохозяйственных орудий — в Нидерландах и во Франции. Через 100 лет в двенадцати странах на долю кооперативов приходилось 60% сбыта сельхозпродукции. В настоящее время в Японии они реализуют свыше 90% товарной продукции аграрного сектора; в Нидерландах — 60—65%; в Германии, Франции, Испании — 50—52; в США, Великобритании, Италии, Бельгии — 30%. Создана международная организация «Международный кооперативный альянс», который объединяет сегодня 370 млн. кооператоров мира, в том числе и российских.

    Собственность потребительской кооперации существенно отличается от собственности колхозов. Колхозы — это производственные кооперативы, и их собственность функционирует в сфере производства. Потребительская кооперация — это кооперативы в сфере обращения (хотя они выполняют и производственные функции). Их члены имеют преимущества в приобретении той или иной продукции.

    Первые организации потребительской кооперации были созданы в России в дореволюционное время рабочими, крестьянами и служащими с целью избавления от торговых посредников при закупке товаров. В начале 1914 г. в стране насчитывалось около 1,7 млн. членов потребительских обществ. В целом же заметного влияния на улучшение снабжения населения кооперативы тогда не оказывали. Декрет СНК от 10 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях» возлагает на кооперацию снабжение не только ее собственных членов (число которых в это время превысило 17 млн.), но и всего населения страны. С сентября 1935 г. сфера деятельности кооперативной торговли была ограничена сельской местностью. В настоящее время потребительская кооперация осуществляет свою деятельность в городе и на селе, а также имеет широкие международные связи с организациями и фирмами 50 стран мира.

    Русские экономисты демократической ориентации всегда придавали огромное значение кооперативной собственности. Известны, например, работы М.И. Туган-Барановского «В поисках нового мира» (1913), «Социальные основы кооперации» (1916), А.В. Чаянова «Краткий курс о кооперации» (1925) и многие другие.

    Деформация собственности в нашей стране коснулась и ее кооперативной формы, что проявилось в огосударствлении, размывании кооперативных принципов, характеристике этой формы как незрелой, второстепенной.

    Тем не менее в силу своей специфики кооперативная форма в условиях рыночной экономики обладает более высоким потенциалом, чем государственная

    Огромное практическое значение имеют экономические формы реализации собственности, к которым относятся1:

    1) доходы в виде прибыли, ренты, заработной платы, процента;

    2) система экономических интересов;

    3) конечные народнохозяйственные результаты (удовлетворение потребностей членов общества, рост благосостояния народа). Последнее трактуется по-разному: в условиях тоталитарной экономики — как милость государства; в условиях рыночной экономики — как дело собственных рук, знаний, умения, предприимчивости.

    В нашей стране в начале 90-х годов начался период преобразования собственности, одной из форм которой выступила приватизация. Более точно, преобразование собственности включает в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим. В результате приватизации 1992 г. произошел переход от государственной к акционерной и частной собственности. Данный процесс разгосударствления российской экономике на несколько иных основах продолжается и в настоящее время (рис. 2).

    020715 2357 3 СОБСТВЕННОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

    Рис. 2. Распределение государственной и частной собственности в Российской экономике

     

     

    В России в ходе радикальных экономических реформ в 90-х гг. сложилась система, включающая ряд форм собственности (рис. 3).

    Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе такого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа смешанные формы собственности. Объективная основа указанного переплетения – взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования.

    020715 2357 4 СОБСТВЕННОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

    Рис. 3. Экономические формы собственности

    Таблица 1

    Структура промышленности России по формам собственности, % к итогу

    (на основе Российского статистического ежегодника за 2005 г.)

    Форма собственности

    В общем

    числе

    предприятий

    В общем

    объеме

    производства

    В общей

    численности

    персонала

    Государственная 

    12 

    19,9 

    25,7 

    Муниципальная 

    3,2 

    1,6 

    2,1 

    Общественных организаций

    0,5 

    0,2 

    0,6 

    Частная 

    67,7 

    15 

    22,6 

    Смешанная, без иностранного капитала

    15,8 

    60,9 

    48,1 

    Смешанная с

    иностранным капиталом

     

    0,8 

     

    2,4 

     

    1,0 

    Как видно из приведенных данных, у предприятия государственной, муниципальной, частной собственности и собственников общественных организаций доля в численности работников значительно превысила их долю в общем объеме производства. В тоже время на предприятиях смешанных форм собственности соотношение обратное. Здесь доля в производстве выше, чем в численности промышленно-производственного персонала. Значит, тут выше производительность труда, являющаяся одним из важнейших показателей экономической эффективности.

    Итак, ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целе*1 сообразны в случаях, когда необходима концентрация средств. Частная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

    В экономической литературе помимо основных форм собственности выделяют и другие, производные формы — такие, как собственность общественных организаций, ассоциаций, товариществ, церкви и т.д., семейная собственность. Особое место занимает интеллектуальная форма собственности, которая представляет собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изобретениями, которая делает возможной так называемую «утечку мозгов».

    Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности.

    Родовым признаком любой формы собственности является ее индивидуализм, который выступает основой двух следующих важнейших функций собственности как существенного достижения экономической цивилизации1:

    1) собственность определяет и фиксирует исключительную принадлежность определённых предметов тем или иным лицам, группам (нет «ничейной» собственности);

    2) собственность порождает не только интерес к активному использованию средств производства, но и ответственность за их судьбу, за их эффективное использование.

    Огромное практическое значение имеют экономические формы реализации собственности, к которым относятся:

  12. доходы в виде прибыли, ренты, заработной платы, процента;
  13. система экономических интересов;
  14. конечные народнохозяйственные результаты (удовлетворение потребностей членов общества, рост благосостояния народа). Последнее трактуется по-разному: в условиях тоталитарной экономики — как милость государства; в условиях рыночной экономики — как дело собственных рук, знаний, умения, предприимчивости.

     

     

    3. ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СМЕНЫ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В переходной ЭКОНОМИКЕ

     

    3.1. Понятие, сущность и формы приватизации

     

    Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества — с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или частных юридических лиц. На базе государственных предприятий в результате их приватизации могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах — от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций1.

    Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), в фирмы, базирующиеся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

    Зарождение и развитие отношений по капиталу при сохранении в превращенной форме отношений по труду кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования.

    В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории — собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений1.

    По существу приватизирующиеся предприятия переходного периода — это и есть центральный механизм рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации завидят как от общей логики и последовательности проводимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.

    Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, или же обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации2.

    Пятнадцатилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики. В принципе все разнообразие возможных методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

    Возможна и более детальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации1.

    Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании2.

    Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т. п. имеет важное преимущество — получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.

    Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной.

    Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.

    Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Словения, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям — от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

    Особым методом приватизации является реприватизация, т. е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. Реприватизация в обеих этих формах проводилась в бывшей Чехо-Словакии, а затем в Чехии, Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации.

     

    3.2. Приватизация в постсоциалистических странах.

     

    Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики по критерию форм собственности, отвечающих требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. В условиях отсутствия или несовершенства законодательства на первоначальном этапе реформы собственности происходил довольно масштабный и бесконтрольный процесс перехода активов государственных предприятий в пользу негосударственных собственников. Возникали многочисленные компании с ограниченной ответственностью, мелкие частные фирмы, дочерние предприятия, СП, холдинги и пр., целью которых был быстрый перевод дешевых государственных активов предприятий в руки их собственного менеджмента, а также сторонних физических и юридических лиц1.

    Альянсы новых собственников согласованно лоббировали во властных структурах всех уровней. Власть, унаследовавшая со времен административно-плановой системы инертность, неспособность к гибкой реакции на происходящие процессы, не могла противостоять агрессивной предприимчивости новых собственников. В конце концов в большинстве стран стихийные процессы явного растаскивания государственной собственности, свойственного этапу спонтанной приватизации, были пресечены. Так, в Польше состоялся ряд судебных процессов по вопросам правомерности заключенных приватизационных сделок. В России также возникают первые прецеденты признания недействительной приватизации ряда предприятий.

    Централизации и упорядочению процессов приватизации способствовало принятие приватизационного законодательства и развернутых государственных программ. Прежде всего была четко определена та часть собственности, которая на длительное время полностью остается в руках государства либо подлежит той или иной форме государственного контроля Специальные законы и разделы государственных программ содержали перечни десятков и сотен предприятий, запрещенных к приватизации или приватизируемых со значительными ограничениями. В большинстве стран приняты законы о приватизации отдельно крупных и мелких предприятий, в том числе муниципальных — о так называемой большой и малой приватизации. Помимо собственно приватизационных, были также приняты законы о банкротстве и ликвидации предприятий. Гражданские и торговые кодексы, а также специальные законы о хозяйственных обществах содержат правовые нормы создания и деятельности различных форм частного предпринимательства.2

    Малая приватизация в большинстве стран проходила быстро и эффективно, и ее можно было считать завершенной уже к середине 90-х гг. В процесс малой приватизации были вовлечены главным образом предприятия торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг, мелкого промышленного производства. Объекты малой приватизации продавались, как правило, за «живые» деньги на аукционах и конкурсах. При этом льготы для трудовых коллективов были минимальными или совсем отсутствовали (кроме России и некоторых других республик бывшего СССР), а ваучерные схемы выкупа на малую приватизацию не распространялись.

    В ходе малой приватизации обычно учитывались интересы населения. Так, при продаже предприятия торговли или сферы услуг новый собственник обязывался в течение определенного времени сохранять прежний профиль предприятия, например, в Чехии и Словакии — не менее двух лет. Существовали и ограничения на перепродажу малых объектов, в том числе иностранным собственникам. В случаях нарушения этих положений законодательством предусматривались крупные штрафы.

    Большая приватизация столкнулась во всех постсоциалистических странах с серьезными трудностями. Средств населения и инвестиционных структур было явно недостаточно для инвестирования в крупные предприятия. Национальный частный капитал динамично развивается во всех странах с переходной экономикой, но все еще недостаточен для крупных инвестиционных проектов. Иностранные инвесторы вместо роли стратегических собственников предпочитают в основном портфельные инвестиции. И хотя в целом вложения иностранного капитала в экономику постсоциалистических стран постоянно растут, объем их все еще недостаточен для быстрой рыночной реструктуризации крупных компаний, тем более для больших групп1.

    В то же время на первоначальном этапе рыночной трансформации; устойчиво преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических прав может быть проведена в сравнительно короткие сроки, быстро создаст критическую массу частных собственников основу стабильного повышения эффективности экономики. Иллюзии рассеивались по мере той или иной степени реализации приватизационных программ: на волне приватизации подъема экономики не произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и с распространенным в России взглядом на приватизацию как на ошибочный курс властей, способствовавший развалу экономики. В мировой экономической истории не было еще прецедентов, когда бы на огромном геополитическом пространстве практически одновременно и в столь короткие сроки были бы приведены в движение фактически все государственные активы1.

    Процесс приватизации в большинстве постсоциалистических стран завершен, правительственные программы намечали завершение перехода государственных активов в частные руки уже в конце 90-х гг. В странах, где приватизация по тем или иным причинам была произведена позже (Болгария, Румыния), с 1997 г. она резко ускорилась. В целом приватизация везде проходила медленнее, чем первоначально намечалось, и со значительными трудностями.

     

    3.3. Трансформация права собственности в ходе приватизации

     

    В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992 – 1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников2.    

    Российский ваучер был неименным, и на нем основывался денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственный производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

    В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

    Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России1.    

    Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная подпитка приватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были (выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.

    Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений — рынок государственных ценных бумаг. В-третьих, из-за крайне, сложной ситуации с государственными финансами на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

    В результате залоговых аукционов в российской экономике появились первые «олигархи». Так, ОНЭКСИМбанк (В. Потанин) получил 38% акций РАО «Норильский никель» и 51% акций нефтяной компании Сиданко, банк Менатеп (М. Ходорковский) получил 45% нефтяной компании ЮКОС, а Нефтяная финансовая компания (банковская группа Б. Березовского) — 51% нефтяной компании Сибнефть1.

    Денежная приватизация после завершения залоговых аукционов прошла два этапа — до и после финансового кризиса 1998 г., В 1997 г. вступил в силу новый, второй за годы реформ Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации», Закон делает основной акцент на приватизации не предприятий (большая часть из них уже приватизирована), а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно — на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).

    Кризис на мировых финансовых рынках 1997—1998 гг., а также российский финансовый кризис августа 1998 г. предрешили дальнейший ход приватизации. Характерной чертой всех приватизационных сделок 1998—2000 гг. было стремление получить максимально возможные поступления в бюджет, прежде всего на цели финансирования его дефицита. Из-за плохой конъюнктуры на финансовых рынках пришлось отказаться от ряда намеченных крупных продаж. Особенности экономической ситуации в России 2000-х гг. потребовали нового осмысления политики приватизации. В 2001 г. принят третий за годы реформы закон о приватизации, содержащий ряд новых подходов. Предусмотрен отказ от некоторых способов приватизации, например от аренды с выкупом и от выкупа предприятий их трудовыми коллективами. Все предприятия, подлежащие продаже, делятся на две группы. В первую входят наиболее Крупные предприятия, которые будут приватизировать на аукционах или путем выпуска производных ценных бумаг для продажи на зарубежных рынках. От приватизации предприятий этой группы ожидаются наиболее весомые поступления в бюджет, а также структурные изменения в экономике. Перечень крупных предприятий и компаний, намеченных к продаже в 2001 г., содержал порядка 20 объектов нефтяной, авиационной, коммуникационной отраслей, некоторые крупные предприятия — экспортеры стройиндустрии, предприятия автотракторного машиностроения. Во вторую группу перечня входят менее крупные и менее ликвидные предприятия. Прежде всего это такие объекты, где доля собственности государства не очень велика, и покупка акций может представлять интерес для частных инвесторов, наращивающих свои пакеты акций. Практический же ход приватизации в 2001—2003 гг. показал, что большинство проведенных сделок зависит не от целевых установок государственной программы, а осуществляется под воздействием складывающейся конъюнктуры. Многие намеченные сделки откладывались из-за невозможности продажи государственных активов по приемлемой цене. Кроме того, государство все еще не может определиться со стратегическими целями современного этапа приватизации. Речь идет прежде всего об определении круга отраслей и предприятий, которые при любых условиях должны оставаться в государственной собственности. Лишь после этого можно намечать планы и графики продаж1.

    После ваучерного этапа приватизации в России практически сразу начался дальнейший передел собственности приватизированных компаний. Снижалась доля акций, принадлежавших после первичного закрепления прав собственности трудовым коллективам. Так, в 1994 г. доля внутренних собственников в капитале приватизированных компаний составляла 55—65%, к 1998 г. их совокупная доля снизилась до 50%, а в 2000 г. — до 25—35%. Одновременно происходила консолидация пакетов акций в руках крупных частных инвесторов. Ожесточенная борьба за корпоративный контроль путем скупки акций и размывания пакетов конкурентов с помощью дополнительных и не всегда законных эмиссий в большинстве компаний привела в конце концов к стабилизации структуры собственности. В 1996 г. борьба за контроль завершилась в 25% российских приватизированных компаний, а к началу 1998 г. — в 50%. После августовского финансового кризиса 1998 г. борьба за передел собственности и корпоративный контроль вновь обострилась, принимая нередко откровенно криминальные формы1.

    Приватизационный процесс в России при всей его противоречивости и сложности позволил решить одну из важнейших задач рыночной реформы — создать смешанную экономику с достаточно крупным частным сектором. К началу 2001 г. соотношение между приватизированными и государственными предприятиями в России составило уже 70:30. Б сектор приватизированных входит около 130 тыс. предприятий, т. е. почти 60% общего числа государственных предприятий, приватизация которых намечалась в момент начала реформы собственности. Приватизация близка к завершению, и на смену ей приходят проблемы корпоративного управления и рыночной реструктуризации частных и смешанных компаний. Вместо передела активов на передний план выдвигается борьба за рыночное позиционирование компаний, в которой покупка даже небольших государственных пакетов акций может оказаться очень важной.

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    В заключении можно сделать следующий вывод по курсовой работе.

    Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

    Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества.

    Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

    Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.

    Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

    В социально-экономической литературе, в том числе и юридической, широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной общественной формы или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение.

    Формы собственности представляют собой различные комбинации признаков (правомочий).

    Взяв курс на переход к рыночной экономике, государство и общество вынуждены преобразовать формы и отношения собственности. Попытки введения рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся базисные отношения – отношения собственности – представляются экономически наивными, поскольку рынок есть прежде всего взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников.

    Рынок без развитых отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе: во-первых, на рынке развиваются взаимоотношения прежде всего именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы информационного продукта. Без этих собственников нет и рынка; во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования, обеспечивающей высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом; в-третьих, необходим экономический механизм, придающий динамизм развитию экономики. Таким механизмом является конкуренция. А конкуренция зарождается естественным образом там где есть многообразие собственников и многообразие форм собственности, конкурирующих между собой; в четвертых, определяющим принципом рыночной экономики является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов.

    Реформа отношений собственности – один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Развитое рыночное хозяйство, которое стремятся построить все страны с переходной экономикой основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Поэтому вполне закономерно, что преобразование отношений собственности посредством приватизации является ключевым моментом трансформации планового хозяйства постсоциалистических стран, в том числе России, в рыночное.

    Таким образом можно сделать вывод, что правовые и экономические отношения собственности неразрывно переплетаются. Основными видами отношений собственности являются: владение, пользование, распоряжение, ответственность. При этом формой собственности следует считать ее вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности, т.е. она определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

    Основные формы собственности: индивидуальная (личная и частная), коллективная (многоличностная), государственная. Кроме этого можно упомянуть такие виды собственности как общенародная, региональная государственная, коммунальная (муниципальная), общая. Основными способами изменения форм является: приватизация (разгосударствление) и коммерциализация (смена статуса государственных предприятий).

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

    1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы- ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие.-М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2002.
    2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики. –2002. -№ 4.
    3. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. –М.: ИНФРА-М, 2002.
    4. Губанов С. Эволюция отношений собственности: форма содержания // Экономика. 1997. №2.
    5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, — М.: Владос, 2004.
    6. Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. М., 2000.
    7. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина Л.И. –М.: Финстатинформ, 2003.
    8. Курс экономики / Под редакцией Б.А.Райзберга, – М.: Инфра-М, 2005.
    9. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 1, 2 –М.: Республика, 1992.
    10. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2007.
    11. Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики 2002. № 8
    12. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. –М.: ИНФРА-М., 2006
    13. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики.–М.: Республика, 2002.
    14. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России.–М. : Республика, 2000.
    15. Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: пути из прошлого в будущее.–М.: Республика, 2001.
    16. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия.–М.: Экономика, 1995.
    17. самсон И. Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики, № 8. 2002.
    18. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.
    19. Шеншин А.Е. Формирование основ рыночной экономики в России в конце ХХ в. Рынок финансов. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002
    20. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под редакцией А.С. Булатова, – М.: Бек, 2007.
    21. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. Ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. –М.: ИНФРА-М., 2007.
    22. Экономическая теория / Под ред. Добрынина, Л. С. Тарасевича.–СПБ: Питер, 2007.

       

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00046 sec

WordPress: 22.57MB | MySQL:118 | 2,529sec