Содержание и процесс стратегических изменений в местном сообществе

<

063015 2336 1 Содержание и процесс стратегических изменений в местном сообществеОрганизация процесса стратегического планирования может быть различной в зависимости от понимания его содержания. Как уже отмечалось, планирование в логике административного управления в условиях тотальной государственной собственности носило характер централизованного перспективного долгосрочного планирования. За разработку и реализацию планов несли ответственность управленческие структуры – отраслевые ведомства и предприятия, входившие в их состав. Местные органы власти являлись промежуточным звеном, ответственным за реализацию общегосударственных планов.

В настоящее время стратегическое планирование в местных сообществах в условиях различных форм собственности не может охватывать все предприятия и организации, поскольку цели и задачи местных органов власти отличаются от целей и задач предприятий частного сектора экономики, например, предприятий промышленного сектора, сферы услуг или сельского хозяйства. Однако органы местного самоуправления могут различными путями содействовать их экономическому развитию, планировать деятельность по сотрудничеству с частным сектором.

В задачи муниципалитета не входит также и определение государственных задач. Тем не менее, органы местного самоуправления могут достигать определенных договоренностей в сфере общих интересов с предприятиями частного сектора или государством и планировать их реализацию.

Практические попытки в ряде муниципальных образований осуществить разработку стратегических планов развития показывают, что, как правило, они осуществляются на основе требований Закона РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

С одной стороны, при отсутствии законодательной базы, определяющей порядок стратегического планирования на муниципальном уровне, использование нормативных требований федерального закона оказывается единственной правовой основой организации планирования в муниципальных образованиях, призванной обеспечить непротиворечивость и взаимоувязку связанности планирования на различных уровнях. С другой стороны, обобщение опыта так называемого комплексного социально-экономического планирования в ряде муниципальных образований выявило ряд проблем.

Прежде всего обращает на себя внимание используемый понятийный аппарат. Развитие теории стратегического управления, особенно в 90-е годы, привело к созданию системы понятий, терминов, ставшими за рубежом в отличие от России общепринятыми и однозначно понимаемыми как теоретиками, так и специалистами-практиками. Выработаны определенные технологии стратегического планирования. Они используются как предприятиями, фирмами так и административными правительственными и неправительственными организациями. В связи с этим, представляется необходимым указать на расхождения, имеющие место в терминологии мировой и российской практики планирования.

Обобщение опыта разработок прогнозно-аналитического характера в отдельных муниципальных образованиях показывает, что планирующие подразделения местных органов власти разрабатывают два основных документа. Во-первых, это концепция долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования; во-вторых, это комплексная программа его развития. Эти документы соответствуют составу прогнозных и программных документов на федеральном уровне.

Термины «социально-экономическое планирование», «концепция социально-экономического развития» — это российские термины, которые не используются в терминологии стратегического планирования в других странах.

Западные эксперты отмечают, что в российской практике социально-экономического планирования смешивается стратегическое с оперативным. Оно может одновременно охватывать все, что угодно: как социальный сектор, так и предпринимательский сектор местной экономики, муниципальные и частные предприятия.

Между тем, в мировой практике планирования существует четкое разделение между стратегическим и оперативным планированием. При этом особо выделяется секторальное планирование, которое охватывает один сектор операционного обслуживания в муниципалитете, например, детские сады, жилищный сектор, муниципальные унитарные предприятия и т.д. Результаты секторального планирования могут быть представлены в виде секторального плана или программы. Хотя российскими специалистами теоретически признается необходимость разделения стратегического и оперативного планирования, в практической деятельности это не удается.

Концепция социально-экономического развития — российский термин, который приобретает самые различные толкования. Практики понимают под концепцией «взаимоувязанную систему проектов и программ развития на длительную перспективу субъектов хозяйственного комплекса муниципального образования», т.е. документ, в котором представлены материалы и результаты социально-экономического планирования.

Теоретики-разработчики под концепцией социально-экономического развития понимают систему представлений о стратегических целях и приоритетах местной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Терминологические расхождения указывают на серьезные различия в понимании содержания процесса стратегического планирования. Между тем, содержание процесса стратегического планирования зависит от того, в рамках какого подхода оно осуществляется. Современное антикризисное управление и планирование вряд ли можно отнести к стратегическому, поскольку оно осуществляется в логике преактивного и реактивного типа реагирования, которому соответствует местная политика, ориентированная на поддержку местной экономики извне, а не на создание собственного потенциала развития. В отличие от этого типа стратегическое планирование в рамках концепции самопомощи осуществляется с использованием интерактивных технологий и принципа партисипативности. Это принципиально меняет содержание всего процесса планирования. Оно соответствует логике проактивного и интерактивного подходов к управлению развитием и направлено на формирование потенциала развития. Потенциал развития местного сообщества становится целью и одновременно средством ее достижения.

Представление о том, что считать потенциалом развития местного сообщества, также заслуживает рассмотрения. Чаще всего потенциал развития отождествляется с наличными ресурсами: как задействованными, так и незадействованными (т.е. резервами), скрытыми ресурсами. Так, например, авторы методических рекомендаций по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования дают следующее определение:

«Социально-экономический потенциал муниципального образования – категория, характеризующая возможности его развития при задействовании всего комплекса территориальных ресурсов, использовании особенностей существующей и перспективной структуры хозяйства, географического положения в интересах повышения качества жизни населения, составляющего местное сообщество». Авторы подразделяют социально-экономический потенциал на три составляющих блока:

  • блок базовых ресурсных потенциалов развития (природно-ресурсный потенциал, экономико-географический, демографический потенциал),
  • блок обеспечивающих потенциалов развития (трудовой, производственный, научно-инновационный, социально-инфраструктурный),
  • блок потенциалов готовности к социально-экономическим преобразованиям.

Хотя авторы подчеркивают, что стартовое и конечное состояние потенциала различается, тем не менее они не ставят целью формирование потенциала. Т.е. потенциал выступает только как средство. Речь идет об использовании имеющихся ресурсов. Это соответствует логике текущего управления, когда основными вопросами являются экономическая эффективность, отдача, экономический рост.

Таким образом, социально-экономический потенциал исследуется в тезаурусе «экономического роста». Соответственно исходными посылками планирования становятся сложившиеся тенденции, а не «сгибание тренда»; рост, а не изменения; экономическая эффективность, а не улучшение условий жизни. В то же время в рамках концепции развития местных сообществ управление становится стратегическим только тогда, когда в качестве главной цели выступает потенциал развития, а планирование концентрируется на формировании источников развития внутри сообщества.

Оценивая потенциал развития небольших местных сообществ ряд исследователей выделяют в первую очередь те, на которые сообщество в состоянии воздействовать. Так, например, американский специалист по развитию местных сообществ Том Гейгер отмечает, что перспективы развития небольших сообществ зависят от того, насколько доступны им ключевые факторы развития. При этом в небольших сообществах решающую роль играют, по крайней мере, пять основных факторов (рис. 15).

063015 2336 2 Содержание и процесс стратегических изменений в местном сообществе

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 15 Факторы, определяющие потенциал развития местного сообщества

 

 

Трудно даже предположить, что местное сообщество может реализовать некую комплексную программу социально-экономического развития, выделяя средства, достаточные для одновременного решения проблем во всех сферах его жизнедеятельности. Такие попытки приводят к тому, что «комплексные программы», порождая иллюзии развития, остаются бумажной продукцией. Поэтому всегда встает проблема выбора: в какой точке сконцентрировать средства и усилия с тем, чтобы добиться максимальной отдачи.

Иными словами, главная задача стратегического планирования заключается в том, чтобы, ограничивая «операционное поле», свести его к некоей точке. Эту точку можно условно назвать «точкой развития», поскольку предполагается, что концентрация средств и усилий здесь создает максимальный импульс для изменений в местном сообществе.

В то же время нельзя забывать о том, что местное сообщество является единым организмом. В связи с этим даже точечное воздействие в одном «операционном поле» вызывает определенные (позитивные или негативные) изменения в других частях местного сообщества. Повысить экономическую активность можно не только изменением налогообложения (составляющая – социальное взаимодействие), но и, например, приданием городу более привлекательного облика (составляющая — территория), или повышением доступности образовательных услуг (составляющая — население). С этих позиций мы можем характеризовать «точку развития» как «сенсорную точку», поскольку сконцентрированное воздействие на нее вызывает реакцию, не ограничивающуюся пространством операционного поля (или одной составляющей местного сообщества).

Изложенный подход дает представление о стратегическом выборе, имеющем целью формирование потенциала развития местного сообщества. При этом фактор и результат развития связаны прямой и обратной связью. Например, если стратегической целью являются знания, капитал (факторы, влияющие на потенциал развития), то это одновременно создает возможности для повышения занятости и доходов. С другой стороны, стратегия, ориентированная на занятость и доходы, одновременно создает условия для наращивания потенциала развития. Такое представление результатов и факторов развития является иллюстрацией проактивного и интерактивного подходов к управлению развитием.

Таким образом, представление о «сенсорной» точке развития – очень важный момент планирующей деятельности, поскольку помогает выбрать основное стратегическое направление. Она является своего рода «клубком Ариадны», помогает планировщику найти путь в лабиринте стратегий. В конечном счете стратегическое планирование сводится к выбору ограниченного числа «сенсорных точек», лежащих в определенном ограниченном «операционном поле».Это помогает добиться непротиворечивости, большего соответствия целей и средств и способов их достижения, большего эффекта мультипликатора.

В процессе стратегического планирования планировщик действует подобно штурману, прокладывающему наиболее безопасный и короткий путь к пункту назначения (цели). Траектория стратегического планирования прокладывается последовательно, выбор осуществляется по шагам. Из базовых стратегий выбирается одна. В рамках этой базовой стратегии определяется одна из частных стратегий. А затем в этом ограниченном операционном пространстве осуществляется окончательный выбор «сенсорных точек» и формулируется специфическая стратегия (рис.16).

Например, базовая стратегия поддержки предпринимательства (операционное поле – социальное взаимодействие), может через последовательно реализуемые частные и специфические стратегии воздействовать на потенциал развития местного сообщества в целом через ключевые факторы развития – знания, капитал, внешнюю среду бизнеса, телекоммуникации или транспортные коммуникации.

 

 

063015 2336 3 Содержание и процесс стратегических изменений в местном сообществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 16 Структурная связь стратегических направлений развития

 

Частными стратегическими направлениями в рамках выбранной базовой стратегии могут быть следующие:

1 стратегия: Повышение эффективности существующих фирм

2 стратегия: Повышение способности «захвата долларов»

3 стратегия: Привлечение новых предпринимателей в базовые отрасли

4 стратегия: Поддержка создания местных предприятий

5 стратегия: Привлечение ресурсов региональных и федеральных программ помощи или развития

Взаимосвязь базовой, частных и специфических стратегий в наиболее развернутом виде представлена в таблице 4. Только на основе их постоянного согласования можно вести деятельность по формированию потенциала местного сообщества. Тогда в основе развития будут лежать новые знания и умения людей, либо изменения в капитале или исходный процесс изменений целого ряда условий жизнедеятельности местного сообщества.

 

Стратегии местного экономического развития

Общая стратегия: Поддержка предпринимательства

063015 2336 4 Содержание и процесс стратегических изменений в местном сообществеЧастные стратегии

 

Специфические

стратегии

1 стратегия:

Повышение эффективности существующих фирм

Ключевые посылки 

«Сенсорные точки» 

  1. Поддержка бизнеса через расширение доступа фирм к источникам финансовых ресурсов:
  • Наличие местных финансовых институтов (банков, страховых компаний и т.д.);
  • официальных и неформальных пулов (объединений) владельцев капиталов;
  • создаваемых местным сообществом фондов гарантирования займов. 

Капитал

  1. Освоение новых технологий.
  • Сотрудничество с местными университетами и техническими институтами.

знания, телекоммуникации

  1. Реализация программы сохранения и расширения деятельности фирм через формирование благоприятной внешней среды бизнеса
<
  • Это направление предполагает деятельное проявление заботы о предпринимателях со стороны местных властей:
  • Регулярные посещения предприятий;
  • Конструктивное и доброжелательное реагирование на жалобы и запросы предпринимателей;
  • Сокращение ненужных, бюрократических процедур;
  • Проявление одинакового внимания ко всем (без исключения) предпринимателям;
  • Формирование благожелательного отношения населения к предпринимательству. 

внешняя среда бизнеса

  1. Повышение качества местной рабочей силы
  • Консультирование по вопросам найма рабочей силы (приема на работу);
  • Обеспечение доступности соответствующих социальных услуг, например, детских дошкольных учреждений;
  • Ориентация на клиента в подготовке и обучении рабочей силы;
  • Повышение качества общественной системы образования. 

знания, внешняя среда бизнеса 

  1. Повышение конкурентоспособности местных и региональных услуг (по сравнению с другими регионами)
  • Доступ к внешним рынкам;
  • Обеспечение надежной связи.

телекоммуникации, транспорт 

  1. Формирование высокого мнения о местном бизнесе, т.е. развитие чувства местного сообщества
  • Руководители местных предприятий чувствуют себя частью сообщества;
  • Население хорошо информировано о товарах и услугах, производимых в местном сообществе.

внешняя среда бизнеса 

 
 

2 стратегия:

Повышение способности «захвата долларов»

  1. Маркетинговые исследования поведения покупателей


     

  • Определение возможностей расширения рынков розничных товаров и услуг местного производства;
  • Поощрение анализа реалистичности (осуществимости) обнаруженных возможностей «захвата долларов»;
  • Обеспечение поддержки в проведении сложных бизнес-исследований;
  • Определение «узких мест», например, часы работы магазинов, оформление витрин, сбытовые сети.

знания 

  1. Анализ торговых зон в центре города


     

  • Обеспечение сотрудничества торговцев и местных властей;
  • Программы сохранения исторического облика 

знания, капитал, внешняя среда бизнеса

  1. Помощь нанимателям в разработке программ обучения
  • Повышение качества обслуживания;
  • Обеспечение внимательного и заботливого отношения к клиентам. 

знания, внешняя среда бизнеса 

  1. Увеличение количества покупок неместными жителями


     

  • Развитие рынка товаров и услуг для туристов и жителей соседних сообществ;
  • Использование уникальных характеристик (преимуществ);
  • Формирование «культуры ландшафта» (ценности, стиль жизни, темп жизни, старые здания) 

знания, внешняя среда бизнеса 

  1. Использование мест отдыха и развлечений для расширения розничной торговли


     

  • Оживление центров розничной торговли;
  • Открытие торговых точек в местах развлечений.

внешняя среда бизнеса 

  1. Информационные программы увеличения количества покупок на местных рынках
  • Использование современных технологий торговли и маркетинга;
  • Образовательные программы;
  • Поддержка совместных предприятий

знания 

  1. Создание торговых палат, клубов бизнесменов, ассоциации центральной улицы с целью:
  • Обеспечения коллективных действий;
  • Поощрения предпринимателей и руководителей местных властей покупать на местных рынках

внешняя среда бизнеса 


 

3 стратегия:

Привлечение новых предпринимателей в базовые отрасли местного хозяйства 

  1. Создание промышленных, деловых или коммерческих зон.

     


     

  • Для привлечения новых предпринимателей подходят далеко не все места;
  • Взвесьте издержки и возможности добиться успеха;
  • Обеспечьте общественные услуги;
  • Обеспечьте информацию о рынке труда

знания, телекоммуникации, транспорт 

  1. Развитие местной и региональной инфраструктуры


     

  • Обеспечьте транспортные, рекреационные, коммуникационные и деловые услуги;
  • От этого выиграют как действующие, так и потенциальные предприниматели

транспорт, телекоммуникации 

  1. Помощь в обеспечении финансовыми ресурсами


     

  • Сокращение процентных ставок по кредитам путем выпуска обеспеченных облигаций (обеспеченных доходами от определенного объекта), гарантирования займов и других форм стимулирования;
  • Револьверные кредитные формы.

капитал 

  1. Целенаправленный поиск фирм с наибольшим потенциалом
  • Выявление желаемых фирм через исследования;
  • Концентрация внимания на наиболее подходящих типах предпринимателей;
  • Оценка возможности для создания местных филиалов.

знания, внешняя среда бизнеса

  1. Поиск и лоббирование (с целью подключения к ним местного сообщества) программ, проектов, планов расположения государственных учреждений, объектов инфраструктуры, планируемых государственными органами к реализации в прилегающих местных сообществах.
  • Государство является одним из самых значительных нанимателей;
  • Постоянно появляются новые программы и проекты.

знания, телекоммуникации, транспорт

  1. Создание организаций типа корпораций промышленного развития


     

  • Местные контактные лица или группы, работающие с потенциальными инвесторами, могут оказать решающее влияние на принятие ими решений по поводу инвестирования в местное сообщество;
  • Реклама и маркетинг

внешняя среда бизнеса 

 


 

4 стратегия:

Поддержка создания местных предприятий 

  1. Формирование групп вкладчиков капитала для инвестирования в местные частные фонды
  • Использование официальных и неофициальных каналов;
  • Специальные финансовые льготы для нетрадиционного бизнеса;
  • Информирование потенциальных предпринимателей о существующих пулах вкладчиков капитала;
  • Организация местных фондов гарантирования займов.

капитал 

  1. Изучение возможности сбыта продукции новых предприятий

     


     

  • Соотношение «затраты-выпуск», «местные доли», отношение населения/занятости, захват ареала торговли дают общее представление о возможностях сбыта;
  • Детальный анализ перспективных секторов экономики;
  • Оценка возможности импортозамещения

знания, внешняя среда бизнеса

  1. Консультирование тех, кто заинтересован в открытии нового предприятия
  • Бизнес-управление, маркетинг, помощь в разработке бизнес-плана,
  • Информация о правовых актах, регулирующих предпринимательство

знания 

  1. Создание инфраструктуры поддержки бизнеса.

     

     


     

  • Секретарские услуги, бухгалтерия, юридические консультации по вопросам открытия новых предприятий;
  • Создание бизнес-инкубатора;
  • Помощь местным предпринимателям.

знания, внешняя среда бизнеса 

  1. Публичная поддержка предпринимательства
  • Моральная поддержка и помощь предпринимателям в критические моменты

внешняя среда бизнеса 

  1. Формирование политики местной администрации, благожелательной к предпринимательству
  • Изучение типичных причин неудач начинающих предпринимателей, поощрение неудачников делать новые попытки;
  • Разработка программ поощрения духа предпринимательства у молодежи и взрослых;
  • Просвещение и вовлечение местных лидеров (людей, пользующихся авторитетом в местном сообществе) в работу по развитию духа предпринимательства;
  • Создание центра информационно-консультационной поддержки предпринимательства (one-stop center);
  • Поиск возможностей снятия препятствий развитию домашнего бизнеса. 

знания, внешняя среда 

  1. Обеспечение одинакового подхода к вновь создаваемым, существующим и привлекаемым извне предприятиям
  • Соблюдение принципа «равные для всех стимулы, равные возможности получения местных услуг»;
  • Применение правила ведения бизнеса «полагайся на себя».

капитал, внешняя среда

 


 

5 стратегия:

Привлечение ресурсов региональных и федеральных программ помощи или развития

  1. Доведение информации о программах общественной помощи до пожилых, инвалидов и безработных
  • Необходимость информирования людей о возможностях получения помощи;
  • Создание центра информирования пожилых, безработных о соответствующих правительственных программах.

знание

  1. Поиск возможностей получения помощи через активный мониторинг и поддержку местных чиновников
  • Улицы, канализация;
  • Жилье, парки;
  • Программы обучения

знания, транспорт

  1. Формирование хорошо отлаженной системы оказания услуг, ориентированной на пожилых


     

  • Люди, уходящие на пенсию при выборе места жительства обращают большое внимание на развитость системы общественного транспорта, питания, послебольничного ухода за выздоравливающими, рекреации;
  • Приложение усилий, чтобы покупательский спрос «убеленных сединой» людей мог полностью реализоваться в местном сообществе.

транспорт, внешняя среда.

  1. Поддержка политической деятельности, которая способствует адекватному пониманию проблем местного сообщества со стороны большого числа правительсвенных учреждений

Партнеры /ресурсы в развитии местных сообществ:

  • Федеральные, региональные, местные органы власти и учреждения;
  • Учебные заведения – университеты, профессионально-технические училища, муниципальные колледжи, общественные школы;
  • Финансовые институты;
  • Службы жилищно-коммунального хозяйства;
  • Центры развития малого бизнеса;
  • Комитеты регионального планирования;
  • Организации развития местных сообществ, межправительственные советы;
  • Корпорации развития местных сообществ;
  • Региональные и национальные ассоциации и советы;
  • Соседские и другие местные сообщества;
  • Общественные организации.

внешняя среда

 

  1. Поиск и лоббирование (с целью подключения к ним местного сообщества) программ, проектов, планов расположения государственных учреждений, объектов инфраструктуры, планируемых государственными органами к реализации в прилегающих местных сообществах
  • Государство является одним из самых значительных нанимателей,
  • Постоянно появляются новые проекты.

знания, телекоммуникации, транспорт

 

  1. Создание организаций типа корпораций промышленного развития
  • Местные контактные лица или группы, работающие с потенциальными инвесторами, могут оказать решающее влияние на принятие решения потенциальным инвестором,
  • Реклама и маркетинг

внешняя среда бизнеса

 

Таким образом, стратегическое планирование, ориентированное на проактивный и интерактивный типы реагирования, не является простым сводом перспективных планов развития отдельных отраслей или территорий, а представляет собой процесс, единая логика которого определяет последовательность взаимосвязанных шагов, на каждом из которых стратегический выбор предопределяется предыдущим шагом. Получается определенная траектория. Она прочерчивается от общих (базовых) стратегий к частным и специфическим (рис.17).

 

063015 2336 5 Содержание и процесс стратегических изменений в местном сообществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 17 Траектория стратегического планирования (критерий – «операционное поле»)

На примере реализации стратегии «Повышение эффективности существующих фирм» можно видеть, как она подразделяется на отдельные специфические стратегические направления (проекты) – повышение качества рабочей силы, освоение новых технологий и др. Сенсорными точками развития являются знания, внешняя среда бизнеса (рис 18).

063015 2336 6 Содержание и процесс стратегических изменений в местном сообществе

 

 

 

 

 

 

Рис. 18 Траектория стратегического планирования (с учетом критерия жизнеспособности)

 

Стратегическое планирование представляет собой сложный процесс, требующий высокого профессионализма. Все это требует определенных предварительных шагов, тщательной и всесторонней подготовки к осмысленным действиям. Необходимо обучение персонала местных органов управления с целью освоения специфических навыков и умений, в частности, умения творчески воспринимать и анализировать информацию, владения логикой выработки и совместного принятия решений, умения сотрудничать с населением и предпринимателями, с представителями различных местных и внешних организаций и т.п. В основе планирующей деятельности лежит простое правило: успех ждет того, кто понимает экономическое развитие местного сообщества не как кампанию, а как свою убежденность в необходимости этой долгосрочной деятельности.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00037 sec

WordPress: 23.29MB | MySQL:118 | 1,546sec