СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

<

020715 2301 1 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ Актуальность темы исследования определяется тем, что ключевой проблемой экономической теории в экономической политики любого государства является обеспечение макроэкономического равновесия, которое представляет собой такое состояние национальной экономики, когда существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; производством и потреблением; материальными и финансовыми потоками, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе.

Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса и совокупного предложения.

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Для такого ответа нужно объединить – или агрегировать – все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. — в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.

Наибольший вклад современная экономическая наука внесла в развитие макроэкономической теории совокупного спроса и совокупного предложения. Усиленное внимание к этой проблеме вполне объяснимо. Объективное представление о содержании этих категорий, их соотношении и достижении макроэкономического равновесия способствуют решению одной из основных проблем рыночной экономики— обмена, реализации созданных в обществе товаров и услуг, без решения которой следующий воспроизводственный цикл практически невозможен.

Анализ совокупного спроса и совокупного предложения значительно сложнее, чем для отдельного товара. Изменения в соотношении кривой совокупного спроса и совокупного предложения аналогичны изменениям отдельного товара. Однако факторы, определяющие соотношение совокупного спроса и совокупного предложения, — другие.

Таким образом, можно сформулировать следующие задачи исследования:

  • исследовать сущность, механизм действия и структуру совокупного спроса и предложения;
  • рассмотреть особенности совокупного предложения в краткосрочном, среднесрочном и долговременном периодах;
  • проанализировать характеристики кейнсианской кривой совокупного предложения;
  • изучить модель AD – AS как базовой моделью макроэкономического равновесия, построенного на приоритете сферы обращения.

Теоретической базой выступили работы таких авторов, как Агапова Т.А., Борисов Е., Булатов А.С., Воронин Ю., Долан Э.Дж, Иохин В.Е., Камаев В.Д., Липсиц И.В., Любимов Л.Л., Макконелл К., Самульсон П., Соколинский В.М., Фишер С. и др.

Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна.

Величина спроса — это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом [14, C. 109].

Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена — полезность по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

Как известно, на реальном рынке встречаются не два контрагента — продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов рубашек и галстуков и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, стремится приобрести эти товары. Цены, по которым предлагаются и покупаются рубашки и галстуки, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, массовых, а не единичных сделок.

К тому же на рынке предлагаются и покупаются не только рубашки и галстуки, но и множество других товаров. В этом случае речь идет о совокупном спросе и предложении в рамках национального рынка. Иначе говоря, конкретные товары — галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, макароны и коньяки — объединяют в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном выражении.

Макроэкономика имеет дело с совокупными, агрегированными показателями. Здесь не множество, а один совокупный производитель, один совокупный потребитель, один национальный рынок. Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства.

С одной стороны, это совокупный спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги (С), фирм — на инвестиционные товары и услуги (I), государства—на приобретаемые государством товары и услуги (О). С другой стороны, это предложение валового внутреннего продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.

Можно сказать, что совокупный спрос (AD) –- сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос — модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен [14, C. 414].

Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ: доход от участия в производстве, налоги и трансфертные платежи, размер имущества, доход с имущества, степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества, численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

Дж.М. Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:

  1. Он исходил из так называемой гипотезы абсолютного дохода, в соответствие с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.
  2. Величина предельной склонности к потреблению (Су = DС/Dу) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу< 1.
  3. По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления ( доля потребления в доходе — С/у ) ( рис. 1 ).

    Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами.

    1. С ростом дохода предельная склонность к потреблению падает [12, C. 241].

     

     

     

    020715 2301 2 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

    Таким образом, характер зависимости потребления от величины текущего дохода Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход». И эта функция имеет вид:

    C = C0 + Cу y; C0 > 0; 0 < Cу < 1,                (1)

    где С0 — величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления (при у = 0 автономное потребление осуществляется за счёт сокращения имущества), которое зависит от изменения процентной ставки и от инфляционных ожиданий, (численные значения С0 и у, как правило, однопорядковые величины);

    Cу — предельная склонность к потреблению.

    Для упрощения записи в формуле (1) и последующих формулах вместо уv (располагаемый доход) используется у ( весь доход ) на том основании, что при заданной ставке подоходного налога (Ту) существует пропорциональность между этими величинами: уv =(1- Ту)у.

    Практическая проверка функции (1) показала, что она хорошо аппроксимирует статистические данные о доходах и потреблении домашних хозяйств в коротком (2– 4 года) периоде. Так, в России зависимость между потреблением и доходом в период между 1985 и 1990 гг. выражалась формулой (в млрд. руб.)

    С = 80.35 + 0.62у .(2)

    В то же время расчёты, проводившиеся за более продолжительные промежутки времени, не показывают снижения средней нормы потребления. В случае долгосрочного планирования функция потребления должна иметь вид С = Су у, не соответствующий «основному психологическому закону».

    По мнению сторонников абсолютного дохода, функция потребления c постоянной средней формулой неприменима, что проистекает из того, что «действительная» функция потребления типа (1) с течением времени сдвигается вверх (рис. 2). Точки M, N, L относятся к разным функциям потребления, а луч OL, соответствующий выражению С = Суу, не является графиком функции потребления.

    Другое объяснение данного феномена дается на основе гипотезы относительного дохода Дж. Дьюзенбери (1949), в соответствии с которой потребление отдельного домашнего хозяйства (Сi ) определяется покупками его ближайших соседей, т.е. не его абсолютным доходом ( уi ), а отношением его дохода к среднему доходу (`у ) того социального слоя, к которому принадлежит данный субъект. Формально это выглядит так:

        Сti / уti = а0 + а1 уt / уti ; a0 > 0; a1 > 0.            (3)

     

    С C t+2

    020715 2301 3 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ Сt+2 L
    C t+!


    N Ct

    Сt+1

    Сt M


    0 Уt Уt+1 Уt+2 У

    Рис. 2. Временные сдвиги графика функции потребления

     

    Если растёт доход i-го субъекта, то его средняя норма потребления снижается; если доход растёт у всех в одинаковом темпе, то доля потребления в доходе у субъекта не меняется. Кроме того, Дьюзенбери включил в число аргументов функции потребления привычку субъекта к достигнутому уровню потребления, в результате чего изменение в потреблении не находится в постоянной пропорции к доходу в коротком периоде.

    Эта гипотеза имеет свои недостатки. Во-первых, в краткосрочном периоде данная функция потребления описывается только при падении производства и уменьшении располагаемого дохода, не рассматривая возможный рост экономики. Во-вторых, эта теория не рассматривает случаи длительного спада в располагаемом доходе.

    Ещё одно объяснение факту относительной стабильности средней нормы потребления в длительном периоде даётся в теории перманентного дохода Фридмена (1957г.) посредством введения понятия перманентного дохода ( уP ), под которым понимается средневзвешенная величина из всех доходов, ожидаемых субъектом в будущих периодах. В целях упрощения возьмём только два периода с доходами у1 и у2. Тогда уP = у1 + q
    ( у2у1 ) =
    qу2 + ( 1 — q ) у1; 0 < q < 1, где q — доля приращения дохода в будущем, присоединяемая к текущему доходу.

    Если текущий доход растёт, то перманентный тоже растёт, но с меньшей скоростью. Параметр весов (q ) принимает большее значение тогда, когда доход устойчиво растёт, чем тогда, когда уровень дохода колеблется. При стабильном доходе, т.е. при у1 = у2 = у* , уP = у*.

    В соответствии с гипотезой перманентного дохода

    Се = Се З) = Снq уе + Сн ( 1 — q ) уе-1ю                 (4)

    Отсюда легко объяснить, почему предельная склонность к потреблению в коротком периоде меньше, чем в длительном: при повышении дохода в текущем году на единицу потребление увеличится на Сyq единиц в текущем году и ещё на Сy(1 — q) единиц в следующем году.

    Нужно заметить, что в концепции перманентного дохода имущество и доход не существуют сами по себе. Перманентный доход рассматривается как усреднённый доход от всех видов имущества, в том числе и от «человеческого капитала». С другой стороны, имущество есть не что иное, как источник дохода, и ценностную оценку этот источник получает через капитализацию дохода. Так, величина человеческого капитала есть приведённая к данному моменту посредством дисконтирования сумма всех ожидаемых доходов от труда.

    Итак, посредством гипотез относительного и перманентного доходов делается попытка логически обосновать наблюдаемый факт постоянства средней нормы потребления в длительном периоде при её изменчивости в коротком периоде.

    Тем не менее функция потребления, построенная в соответствии с гипотезой абсолютного дохода, сегодня считается чрезвычайно упрощенной. Один из современных вариантов подходов к построению функции потребления заключается в том, что различают три вида этой функции: краткосрочную, долгосрочную и функцию потребления с учётом разных доходов населения (подоходная функция) [15, C. 251].

    Краткосрочное потребление вполне описывается кейнсианской функцией потребления: С = С0 + Су у. Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у , т.е. средняя и предельные нормы потребления равны.

    При построении всех рассмотренных до сих пор разновидностей функции потребления использовались две общие предпосылки: 1) доход домашних хозяйств является экзогенной величиной;
    2) доля потребления в доходе определяется на основе привычек, традиций, психологических склонностей экономических субъектов.

    Экономисты классической школы и современные неоклассики используют принципиально иной методологический подход при построении функции потребления. В концепции классической школы доход является для домашних хозяйств эндогенным параметром. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода, путем распределения календарного времени на рабочее и свободное, исходя из критерия максимизации полезности.

    Распределение дохода между текущим потреблением и сбережением осуществляется субъектом на основе учета, с одной стороны, степени предпочтения им текущего потребления будущему, с другой — сложившейся ставки процента. Рассмотрим бюджетные уравнения домашнего хозяйства в двух смежных периодах:

    y1+b 0 (1+i)=C 1 +b1, (5)

    y2+b1 (1+i)=C 2 +b 2,

    где b t реальная ценность облигаций, представляющих в данном случае все имущество субъекта на начало t-го периода;

    i-ставка процента.

    Определив из первого уравнения значение b1 и подставив его во второе, получим двухпериодное бюджетное уравнение субъекта:


    С12/(i+1)=y1+y2/(1+i)+
    b0 (1+i)-b2/(1+i). (6)

    В левой его части представлена дисконтированная сумма потребления за оба периода, а в правой — дисконтированная сумма имеющихся для потребления средств. В последнюю, кроме доходов, получаемых за оба периода, включается также изменения объема имущества (фонда облигаций).

    В концепции неоклассической школы объем потребления домашних хозяйств является убывающей функцией от ставки процента. В целях упрощения примем, что она линейна:

    С(i) = -C0 + уvai , (7)

    где С0 – независимый от ставки процента объем потребления;

    уv – располагаемый доход;

    a – параметр, показывающий на сколько единиц сократится потребление (возрастет сбережение), если ставка процента увеличится на один пункт.

    Соответственно неоклассическая функция сбережений есть возрастающая функция от ставки процента:

    S(i) = -C0 + ai (8)

    Графическое отображение неоклассических функции потребления и сбережения представлено на рис.3.

    a б

    020715 2301 4 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ020715 2301 5 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ020715 2301 6 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ020715 2301 7 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ020715 2301 8 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ020715 2301 9 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ i

         С(i)                             S(i)

     

     

    C S

    Рис.3 Графики неоклассических функций потребления (а) и сбережения (б)

     

    В соответствии с наличием четырех основных секторов экономики АD можно подразделить на следующие группы: С — совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств, I — инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей, — государственные закупки, или спрос на товары в услуги со стороны государства, Х -разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, АD складывается из суммы опросов на конечную продукцию экономики:

    АО = С + I + GР + Х. (9)

    <

    Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость — чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналогичен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), вызывающие изменения совокупного и индивидуального спроса, различны.

    На тесноту и вид связи между объемом и уровнем цен оказывают влияние ряд макроэкономических эффектов.

    Одним из таких эффектов является эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что ставка процента зависит от предложения денег на рынке. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет рост спроса на деньги, а следовательно, повышение процентной ставки. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинает сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции — производственные закупки. Таким образом, сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая АD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.

    Весьма противоречивым образом влияет на уровень совокупного спроса так называемый эффект Пигу (его иногда называют эффектом реальных кассовых остатков или эффектом богатства). Он состоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупательной способности и, следовательно, богатства. Здесь возможны разные варианты потребительского поведения. Высока вероятность того, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценения. Сбережения сокращаются, увеличивается и в ряде случаев нагнетается ажиотажный текущий спрос, что, в свою очередь, вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейший рост спроса и цен.

    Вместе с тем в такой ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши и т.п., поскольку инфляция понижает реальную покупательную способность финансовых активов.

    В результате суммарное воздействие на совокупный спрос эффекта Питу может быть как положительным, так и отрицательным. Это во многом зависят от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.

    Кроме того, на поведение кривой совокупного спроса может оказать влияние тот факт, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары. Этот фактор получил название эффекта «импортных закупок». При неизменных таможенных тарифах это вызывает увеличение объемов импорта и снижение объемов экспорта, т.е. снижение совокупного спроса на отечественные товары и услуга. И наоборот, снижение цен в стране повисит совокупный спрос и со стороны внутреннего, и со стороны внешнего рынка.

    Таким образом, в результате действия всей совокупности рассмотренных выше ценовых факторов происходит движение вдоль кривой совокупного спроса.

    Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы, которые можно разбить на следующие группы согласно четырем основным составляющим совокупного спроса (см. табл.). Из табл. следует, что потребительские расходы определяются прежде всего уровнем благосостояния потребителей, т.е. величиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные деньги, ценные бумага, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают — кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Питу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизменном уровне цен, т.е. в данном случае рассматривается рост благосостояния, например, в результате роста курса акций.

    Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов потребителей или от их ожиданий. Так, если население считает, что в будущем их реальные доходы увеличатся, то их расходы, а следовательно, и совокупный спрос тоже возрастут.

     

    Таблица

    Неценовые факторы совокупного спроса

    Личное потребление

    (С)

    Инвестиции

    (I)

    Государственные закупки (G)

    Чистый экспорт

    (X)

    Доходы потребителей

    Процентные ставки

    Изменения в государственных расходах

    Изменения в условиях внешней торговли

    Ожидания

    Ожидаемые прибыли

    Принятие государственных программ

    Национальный доход в зарубежных странах

    Задолженность

    Уровень налогов


     

    Валютные курсы

    Налоги с потребителей

    Технология


     


     

     

    Подобным образом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос. Кроме того, на уровень спроса влияет задолженность населения за уже приобретенные товары. Естественно, чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос, и наоборот. Повысить или понизить совокупный спрос может также политика налогообложения. Снижение ставок подоходного налогообложения вызовет увеличение чистого дохода и, следовательно, повышение спроса.

    Следующая группа факторов связана с инвестиционными расходами. Прежде всего их уровень зависит от изменений процентной ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым неценовым фактором, приведет к уменьшению инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства. Увеличить или уменьшить инвестиционные расходы могут ожидания предпринимателей, точнее, их прогнозы будущей прибыли.

    Увеличение налогов с предприятий приведет к снижению их прибыли, а значит, и расходов. Кроме того, стимулом к увеличению инвестирования является необходимость внедрения предприятиями новых технологий для поддержания своей конкурентоспособности.

    Государственные расходы зависят от объемов закупок национального продукта бюджетными организациями. Увеличение этих расходов при данном уровне цен и неизменных процентных и налоговых ставках будет способствовать росту совокупного спроса. Расширение государственных закупок может быть связано с принятием различных правительственных программ, развитием инфраструктуры, изменением доли государственной собственности и т.п.

    Четвертая группа — факторы, влияющие на объем чистого экспорта страны при неизменном уровне цен. Его изменение в ту или иную сторону вызывает соответствующее смещение кривой совокупного спроса. Это, например, уменьшение национального дохода зарубежного партнера, вызывающее снижение чистого объема национального экспорта, а значит, и совокупного спроса.

    Точно так же изменение валютных курсов вызывает уменьшение или рост чистого экспорта страны. С ростом курса национальной валюты (соответственно с обесценением иностранной) товары страны станут дороже для импортеров, что отрицательно скажется на объеме чистого национального экспорта и в итоге на совокупном спросе. Снижение курса национальной валюты приведет к обратному результату.

    Итак, совокупный спрос — это спрос на тот общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен, а совокупное предложение — это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

    Проблемы макроэкономики — это проблемы функционирования отдельных секторов и хозяйства в целом, т.е. на национальном уровне. Наиболее важные из них — проблемы обеспечения занятости, снижения уровня инфляции, поддержания оптимальных темпов развития, совершенствования народнохозяйственной структуры, «вписанности» национального хозяйства в мировую экономику. Эти проблемы не остаются неизменными: меняется их актуальность, подходы к решению, пересматриваются задачи и методы экономической политики.

    Макроэкономика — сложное, противоречивое взаимодействие спроса и предложения, затрат и результатов, доходов и расходов. В качестве важнейших «регуляторов» выступают ценовые инструменты, механизм конкуренции. Включаются в процесс и воздействуют на экономическую ситуацию и другие, неценовые факторы — демографические сдвиги, географическое положение, национальные и исторические традиции, уровень профессиональной подготовки. В результате возникают неустойчивость и неравновесность. Особенно они присущи переходной экономике, в которой исключительно важную роль играют неформальные институты — обычаи, традиции, кодекс экономического поведения.

    2. Совокупное предложение: понятие и детерминанты

     

    Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

    Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях) [2, C. 189].

    Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы заработать себе на жизнь.

    Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

    Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.

    Постоянные затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

    Переменные затраты — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

    Зачем нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

    Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

    Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.

    Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного предложения.

    Совокупное предложение — это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи [14, C. 419].

    Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.

    Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как

    1. кейнсианский (горизонтальный)
    2. промежуточный (отклоняющийся вверх)
    3. классический (вертикальный) отрезки.

    Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции — это среднее издержки на данный объем продукции.

    020715 2301 10 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

    Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. На рис. 4 Qf
    обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. При этом объеме национального продукта возникает естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными [2, C. 251].

    Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, можно увидить, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при объеме производства, Qf. Экономика при данном объеме производства находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.

    Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец, на промежуточном отрезке между Q и Qf
    мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно. Поэтому, когда реальный объем национального производства QQf, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

    Форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. Некоторые экономисты, которых называют представителями классической или неоклассической школы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Другие (кейнсианцы) считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.

    Анализ кривой совокупного предложения показал, что реальный объем национального производства увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих «прочих условий» изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения. Смещение кривой от AS1 к AS2
    на рис. 4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства (нисходящая кривая совокупного предложения).

     

     

    020715 2301 11 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

     

    Ниже перечисляются такие «прочие условия», при изменении которых смещается кривая совокупного предложения. Эти факторы называются неценовыми факторами совокупного предложения, потому что все они вместе взятые определяют положение кривой совокупного предложения. Они имеют одну общую черту: при их изменении меняются и издержки на единицу продукции. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.

    Неценовые факторы совокупного предложения (факторы, смещающие кривую совокупного предложения)

    1. Изменение цен на ресурсы: а) наличие внутренних ресурсов (земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности); б) цены на импортные ресурсы; в) господство на рынке.

    2. Изменение в производительности

    3. Изменение правовых норм: а) налоги с предприятий и субсидии; б) государственное регулирование

    Теперь рассмотрим как меняется положения кривой в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

    3. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В КРАТКОСРОЧНОМ, СРЕДНЕСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ. КЕЙНСИАНСКАЯ КРИВАЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     

    В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия рассматривается прежде всего взаимосвязь сбережений и инвестиций на макроуровне. Прирост доходов стимулирует увеличение сбережений; превращение сбережений в инвестиции увеличивает объемы производства и занятости. В итоге вновь возрастают доходы, а вместе с тем и сбережения, и инвестиции. Соответствие между совокупным спросом (АD) и совокупным предложением (АS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования. Согласно классикам, цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных (критических) ситуаций.

    Согласно классической теории, на каждом рынке имеется одна цена ключевая переменная (цена Р, процент r, заработная плата W/P), обеспечивающая равновесность рынка. Равновесие на рынке товаров (через спрос и предложение инвестиций) определяет норма процента. На денежном рынке в качестве определяющей переменной выступает уровень цен. Соответствие между спросом и предложением на рынке труда регулирует величина реальной заработной платы [16, C. 248].

    Классики не видели особой проблемы в превращении сбережений домохозяйств в инвестиционные расходы фирм. Государственное вмешательство они считали излишним. Но между отложенными расходами (сбережениями) одних и использованием этих средств другими может возникнуть (и возникает) разрыв. Если часть доходов откладывается в форме сбережений, значит она не потребляется. Но чтобы потребление росло, сбережения не должны лежать без движения; они должны трансформироваться в инвестиции. Если этого не происходит, то тормозится рост валового продукта, значит, снижаются доходы, ужимается спрос.

    Картина взаимодействия между сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает.

    В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений, то тормозится прирост валового продукта.

    В отличие от классиков Кейнс обосновал положение, согласно которому сбережения являются функцией не процента, а дохода. Цены (включая заработную плату) не гибки, а фиксированы; точку равновесия АS и АD характеризует эффективный спрос. Рынок товаров становится ключевым. Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или понижения цен, а вследствие изменения запасов.

    Кейнсианская модель базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.

    Кривая совокупного предложения (АS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен (рис. 6).

    020715 2301 12 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

    В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1).

    В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (АS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.

    Пересечение кривых АD и А точке отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства (рис.7). При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.

    020715 2301 13 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

    В данной модели возможны следующие варианты: 1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад; 2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

    Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.

    Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

    Напомним, что согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне. Необходимо участие государства в этом процессе. Для анализа положения о равновесии при неполной занятости была предложена упрощенная модель Кейнса. Для исследования взаимосвязи процентной ставки и национального дохода на рынке товаров и рынке денег была разработана другая схема, объединившая анализ этих двух рынков.

    Таким образом, совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Вид кривой в значительной мере обусловлен и «естественным» пороговым значением, начиная с которого возможности равновесного (сбалансированного) развития постепенно расширяются, и предельным значением роста реального национального продукта, по достижении которого возникают проблемы роста, а поле сбалансированного роста резко сужается. Наконец, кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений, происходящих в системе факторов производства, производственном аппарате, в научно-техническом, интеллектуальном и культурно-образовательном потенциале нации, в государственной политике.

    В связи с этим характеристики инфляционных и дефляционных разрывов, депрессионной и «благополучной» зов, зон «перегрева» национальной экономики, как показывает мировая практика, достаточно индивидуальны для каждой страны.

    4. МОДЕЛЬ AD-AS КАК БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, ПОСТРОЕННОГО НА ПРИОРИТЕТЕ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ

     

    Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия (сбалансированности) экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. На рис. 8 заданы кривые совокупного спроса AD и предложения AS и точка Е, фиксирующая состояние общего экономического равновесия («крест Кейнса»).

    020715 2301 14 СОВОКУПНЫЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КРИВАЯ И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

    В любой национальной экономике всегда существует некий объем реального валового национального продукта, превышение которого способствует ускоренному развитию инфляционных процессов (на рис. 8 этому уровню соответствует точка на оси абсцисс Qпотенциальное). Последнее, как известно, в значительной степени стимулирует развитие спекулятивных мотивов у производителей и различного рода посредников — в ущерб реальным потребностям экономики. Как показывает практика, этот объем, превышать который не следует, определяется, главным образом, сложившейся структурой национальной экономики. Причем данной структуре всегда соответствует и определенный уровень вынужденной безработицы. Фактически указанный объем реального валового национального продукта отражает потенциал роста той или иной экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.

    Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (например, в точке Е), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса. Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики: снижение налогов, увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы, рост государственных расходов. Напротив, если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (например, находится в точке Е1классическим примером является российская экономика), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов. В такой ситуации общество живет не по средствам, происходит «проедание» национального дохода, нарастает отставание в техническом уровне развития производства.

    Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е11. Теоретически и практически последнее достигается за счет ужесточения налогового пресса, сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы, существенного снижения (экономии) государственных расходов. Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.

    Применительно к нынешней экономике России трудно требовать быстрой трансформации существовавшей ранее банковской системы в классическую систему мирового образца. Это не позволяет в полной мере использовать банковские рычаги сокращения наличной и кредитной денежной массы, хотя сегодня процесс «сжатия» последней, несомненно, идет.

    При существующем тяжелом состоянии государственного бюджета существенное снижение государственных расходов — задача также трудновыполнимая. После проведения либерализации цен, в условиях прогрессирующей инфляции не увеличивать социальные расходы нереально. Структуру национального хозяйства быстро изменить нельзя. Возможности сокращения военных расходов ограничены традиционно сложившимся высоким удельным весом в экономике оборонного комплекса, хотя начиная с 1992 г. правительство Российской Федерации постепенно добивается сокращения военных расходов. Именно на них сегодня вынужденно перемещен центр тяжести при проведении экономических реформ и в решении сложнейших проблем народнохозяйственной сбалансированности.

    В свою очередь, сверхжесткое проведение стабилизационной финансовой политики может привести к тому, что экономические агенты будут вынуждены заметно сократить размеры предложения при том же изменении цен: кривая AS на рис. 8 сместится в положение AS1. В этом случае сокращение совокупного предложения скорее всего вызовет новую волну роста цен, во многом определяемую характеристиками эластичности кривой AD. В результате спад производства может сопровождаться довольно высокой инфляцией. Напротив, рост инфляции, вызванный стимулированием совокупного спроса, может быть в известной степени смягчен, если в результате предпринятых мер одновременно произойдет увеличение совокупного предложения. Приведенный AD—AS — анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом. Вместе с тем, он может быть полезен при оценке логики происходящих изменении и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В заключение работы сделаем следующий обобщающий вывод. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет макроэкономическое равновесие.

    В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи: исследована сущность, механизм действия и структуру совокупного спроса и предложения; рассмотрены особенности совокупного предложения в краткосрочном, среднесрочном и долговременном периодах; проанализирована характеристики кейнсианской кривой совокупного предложения; изучена модель AD – AS как базовая модель макроэкономического равновесия, построенного на приоритете сферы обращения.

    Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом — практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях.

    Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.

    В работе приведено понятие спроса и предложения. Спроссложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Он характеризует состояние рынка и одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. При этом необходимо учитывать действие закона спроса, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях). В свою очередь , совокупный спрос — это спрос на тот общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен, а совокупное предложение — это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

    Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цена, а суть закона предложения
    состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях). В свою очередь, совокупное предложение – это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен, более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи

    Таким образом, макроэкономическое равновесие— это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума — это стремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.

    Рассмотрение проблемы экономического равновесия в системе «совокупный спрос – совокупное предложение» позволяет сделать один немаловажный вывод. Действительно, теперь становится легко понять, почему так много принципиальных проблем в области экономической политики остаются до сих пор нерешенными: дело в том, что всякий раз приходится рассматривать очень много вариантов. Существующие концепции зачастую весьма по-разному оценивают факты. И, наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее правильный. При этом, исходя из самого характера экономической науки, невозможно однозначно доказательно проверить эти теоретические изыскания.

    На изменение совокупного спроса наиболее значительное влияние оказывают как факторы ценового порядка, так и неценовые факторы. К ценовым факторам относятся эффект процентной ставки, эффект богатства, или кассовых остатков, импортные закупки.

    В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия соответствие между совокупным спросом (АD) и совокупным предложением (АS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования.

    Кейнсианская модель базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.

    В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой.

    В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой. Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.

    Пересечение кривых отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

    Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Вид кривой в значительной мере обусловлен и «естественным» пороговым значением, начиная с которого возможности равновесного (сбалансированного) развития постепенно расширяются, и предельным значением роста реального национального продукта, по достижении которого возникают проблемы роста, а поле сбалансированного роста резко сужается. Кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений, происходящих в системе факторов производства, производственном аппарате, в научно-техническом, интеллектуальном и культурно-образовательном потенциале нации, в государственной политике.

    Проблема кривой совокупного предложения и факторов, ее определяющих, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретический взгляд на эту проблему оказал существенное влияние на социально-экономическое развитие России в годы реформирования ее экономики. Так, первые реформаторы российской экономики (Е. Гайдар, Б. Федоров и др.) считали, что для экономического подъема необходимо не стимулировать спрос, а его замораживать, чтобы избежать инфляции. Такое решение проблемы основано на классической концепции, связывающий спрос не с приростом объемов производства, а с инфляцией. В данном случае игнорировалась реальная социально-экономическая ситуация в России 1992-1995 гг.: снижение промышленного производства почти в 2 раза, т.е. картина – весьма далекая от полной занятости всех ресурсов, характерной для развитой экономики. В конкретной российской ситуации слепое следование теоретическим концепциям развитой рыночной экономики способствовало углублению кризиса. Как показала 10-летняя практика рыночного реформирования в постсоциалистических странах, положительные результаты в макроэкономическом равновесии и выходе из социально-экономического кризиса, получены в тех странах, где правительство отказалось от западных рецептов реформирования, ориентируясь на здравый смысл, стимулируя совокупный спрос и всеми мерами воздействуя на рост производства.

    Можно сказать, что в жизни порой невозможно достичь истины, хотя все экономисты вроде бы и преследуют одну и ту же правильную цель: добиваться устойчивости цен, экономического роста, высокой занятости, повышения жизненного уровня. Без сомнения, так оно и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из нас есть набор целей, которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с ожидаемым достижением каждой из них.

    Все это следует учитывать при построении концепции выхода из того экономического кризиса, в котором оказалась сегодня наша страна. И хотя понятно, что реальная экономика не может быть полностью описана никакой, даже самой предусмотрительной моделью, тем не менее безусловной необходимостью является правильная расстановка акцентов в данном, одном из ключевых вопросов экономической теории.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

     

    1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2003.
    2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. –М.: Юрайт, 2004.
    3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы — ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2003.
    4. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса // Экономист. 2001. № 5.
    5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб., 2002.
    6. Иохин В.Е. Экономическая теория. М., 2001
    7. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.
    8. Липсиц И.В. Закономерности формирования спроса и предложения // Социально-политический журнал. 2001. №№5-6.
    9. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
    10. Макконнелл К., С. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. –М.: Республика, 2002.
    11. Самуэльсон П. Экономика. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
    12. Соколинский В.М., Исалова М.Н.. Макроэкономическая политика в переходный период. –М.: ИМПЭ, 2000.
    13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. –М.: Контакт, 2004.
    14. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юристъ, 2002.
    15. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2003.
    16. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. –М.: Экзамен, 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00215 sec

WordPress: 23.15MB | MySQL:119 | 1,870sec