СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ

<

012315 1520 1 СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДОЙПредпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Актуальность темы исследования определяет то, что в последнее десятилетие в России происходит восстановление бизнеса и предпринимательства как экономической основы благополучия общества. В условиях построений в нашей стране рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основным звену всей экономики и ее реальной основе – предпринимательству. Именно с помощью предпринимательской деятельности в обществе производится необходимой продукции и осуществляются необходимые населению услуги. За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к «предпринимательскому буму».

В данной работе будут решены следующие задачи:

– рассмотрено содержания понятие бизнеса;

– проанализировано содержание понятия экономическая среда бизнеса, исследовано влияние основных факторов экономической среды на развитие бизнеса в современных условиях хозяйствования.

Теоретической базой являются работы как отечественных авторов (Барсукова С.Ю., Голубева Ю.Н., Камаева В.Д., Райзберга Б.А. и др.), так и зарубежных ученых (Самуэльсон П, Шупетер И, Хизрич А. и др).

Российское понятие «предпринимательство» сопоставимо английскому слову «bisness»(бизнес). В период господства директивной системы хозяйствования в России (во времена бывшего СССР) этот термин был не просто чуждым, буржуазным, а толковался как нечестная деятельность, основанная на обмане и присвоении чужого труда, носил бранный оттенок. Отчасти превратное отношение к предпринимательству существует и сейчас [19].

Еще в римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания, по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем не рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы [15].

В экономической литературе – во всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., впервые появилось понятие «предприниматель», где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела

В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия» [27].

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — «интракапитал».

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — «капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства» [13].

Итак, предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.

Бизнес, предпринимательство органически связаны с экономической свободой. Экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Свободное общество признает это право не только по тому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам:

  1. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
  2. Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.

    В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»[3]

    Структуру категории «предпринимательство» можно представить в виде схемы– рис. 1.

     

     

     

     

     

    012315 1520 2 СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ

    Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

    В сфере бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих запросов.

    Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие . Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.

    Один и тот же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать ареной функционирования различных бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация различных экономических явлений как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов).

    Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: а) собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); б) наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.); в) индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); г) государственного или муниципального служащего; д) менеджера (управляющий чужим предприятием); е) пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); ж) учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); з) безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); и) занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); к) вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.) [22].

    <

    Бизнес и предпринимательство выступают в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Процесс бизнеса характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

    Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель или бизнесмен. Однако предприниматель (бизнсмен)— не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 2).

    Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

    012315 1520 3 СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ

     

    Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

    Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: новизна товара и его соответствие интересу потребителя; качество; цена, доступность товара; степень универсальности товара; внешний вид и упаковка; позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями; возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса; соответствие общепринятым или государственным стандартам; престижность и привлекательность рекламы товара и т. д. [14].

    Здесь хотелось бы отметить, что если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

    Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

    В зависимости от конкретной ситуации государство может быть: а) тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его; б) посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; в) ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства) [14].

    Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

    Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

    В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

    Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

    В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

    Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений, с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

    При этом особенно хотелось бы подчеркнуть, что главной функцией и целью предпринимательской деятельности является производство продукции, выполнение работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. При этом основная цель предпринимательства в рыночных условиях получение прибыли, но не любой ценой, а разумным сочетанием обеих целей. Ведь именно развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства – все это и составляет удовлетворение общественных потребностей.

    Для формирования и нормального функционирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. [17].

    Под экономическим условиями, прежде всего, понимается существование предложений товаров и спроса анна них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут потратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретения товаров [17].

    Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования и существования предпринимательства. Прежде всего, это устремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде и эти потребности могут меняться на разных этапах.

    Огромное влияние оказывает и правовая среда. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития и т.д.

    Итак, предпринимательство представляет собой особый вид экономической активности в целях извлечения прибыли, которая основывается на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Основными и важнейшими субъектами предпринимательской деятельности является предприниматель, государство и потребитель. Предпринимательство является важнейшим и необходимом элементом рыночной экономики.

     

     

    2. государственное регулирование БИЗНЕСА В РОССИИ

     

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов [29].

    Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

    Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

    Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

    Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

    Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

    Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

    Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

    в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

    в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

    в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

    в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.) [30].

    Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

    Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

    К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

    Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

    Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

    В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики [16].

    Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

    Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

    Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

    Таким образом, государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Предпринимательство и современные формы бизнеса представляют собой особый вид экономической активности в целях извлечения прибыли, которая основывается на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Основными и важнейшими субъектами предпринимательской деятельности является предприниматель, государство и потребитель. Предпринимательство является важнейшим и необходимом элементом рыночной экономики.

    Государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

    Уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

    Предпринимательство как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения, и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах.

    Основными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности в России являются экономические и административные. Инструментами экономической политики являются денежно-кредитная политика, фискальная политика государства, бюджетная политика, социальная политика. Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов – лицензирование, квотирование, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства, прямой государственный контроль над монопольными рынками, правовые методы.

    Основной базой функционирования предпринимательской деятельности является созданная в нашей стране нормативно-правовая база, регулирующая хозяйствующую деятельность экономических субъектов. Среди них прежде всего следует выделить – Основной закон –– Конституция РФ, Гражданский, Налоговый Кодекс, КоАП и Федеральные законы, определяющих механизм функционирования предпринимательства.

    Между тем меры государственного воздействия ни в коей мере не должны ограничивать деятельность субъектов предпринимательства, создавать барьеры на развитии рыночных отношений, свободу предпринимательского выбора.

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Конституция РФ: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2003.
  4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от мая 1995 г // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.
  5. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 от 30 ноября 1994. /// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г // СЗ РФ. № 24. Ст. 406.
  7. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. Вступил в действие 01 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  8. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО, 2004, №12.
  9. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: ИНФРА-М, 2003.
  10. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. – М., 2004.
  11. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. –М.: Экономика предприятия, 2003.
  12. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). М., 2002.
  13. Коммерческое право / Под ред. Попондопуло В., Яковлевой В.Ф. СПб., 2002.
  14. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М., 2001.
  15. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  16. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. В.М.Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  17. Самуэльсон П. Экономикс Т.П. –М.: АЛГОН, 20002.
  18. Шестоперов О.М., Евдокимов П.В. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002 – 2003 г.г. М., 2003.
  19. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Экономика, 1982.
  20. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М. Изд-во МГУ, 1991
  21. Хоскинг А. Предпринимательство в конце ХХ века. – М. Прогресс, 2000.
  22. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А.Сафронова: Юристь – М., 2002
  23. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2003
  24. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп.: ВЛАДОС. – М., 2001
  25. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.– СПб.: ПИТЕР, 2002.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00228 sec

WordPress: 24.92MB | MySQL:122 | 1,526sec