Организация статистики в России » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Организация статистики в России

<

100413 0325 1 Организация статистики в России Национальная статистика любой страны основывается на принятой совокупности правил и положений, формирующих базис и составляющих фундаментальные принципы ее методологии и организации.

Несмотря на специфику отдельных стран, эти правила и положения в целом являются общими, отражая общность задач, решаемых статистикой. Эти принципы в сочетании с Декларацией и Кодексом профессиональной чести, принятыми Международным статистическим институтом, взяты на вооружение всеми статистическими службами ООН и ее специализированными учреждениями, всем мировым статистическим сообществом и рассматриваются ныне как основа организации современной национальной и международной статистики.

Государственная статистика России в полном объеме разделяет эти принципы и предпринимает все необходимое для интеграции в международное статистическое сообщество. В этом – главный путь повышения эффективности использования ее работ, повышения значимости как внутри страны, так и на международной арене. И в этом заключается принципиально новый момент в ее современной методологии и организации, что образует предмет самостоятельного изучения, рассмотрение которого и составляет цель и содержание настоящего издания.

В обобщенном виде эти правила и положения выражены в десяти фундаментальных принципах современной официальной статистики, принятых на специальной сессии Статистической комиссии ООН в апреле 1994 г. в качестве универсальных, применимых ко всем странам и рекомендуемых для практического использования.

Изучением экономического и социального развития страны, отдельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, в совокупности называемые статистической службой. В России функции статистической службы выполняют органы государственной и ведомственной статистики.

Организация государственной статистики в стране и ее задачи видоизменялись в соответствии с изменением органов государственного управления, их функций, а также с учетом особенностей развития экономики и социальной жизни общества.

Система органов государственной статистики образована в соответствии с административно-территориальным делением страны. Работу статистических органов страны организует Федеральная служба государственной статистики РФ (Госкомстат РФ).

Принципы организации государственной статистики в Российской Федерации сформулированы в Конституции Российской Федерации, федеральных законах о статистике и информации и других нормативно-правовых документах, регламентирующих осуществление учетно-статистической деятельности.

Федеральная служба государственной статистики по статистике (бывший Госкомстат России) сохраняет трехуровневую систему управления, на каждом из которых он представлен, соответственно, центральным аппаратом на федеральном уровне – территориальным комитетом государственной статистики в субъекте федерации – территориальным органом (отделом) государственной статистики в административной единице субъекта федерации.

Федеральная служба государственной статистики по статистике  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, основная его задача — обеспечить официальной статистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике основными его задачами являются:

  • межотраслевая координация и функциональное регулирование в сфере государственной статистики;
  • реализация государственной политики в области государственной статистики;
  • представление в установленном порядке официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, научным и учебным организациям, средствам массовой информации, международным организациям, другим организациям и гражданам;
  • разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
  • разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;
  • развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными ин информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации;
  • обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации;
  • реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

    Из числа федеральных законов следует отметить Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», который предусматривает, в частности, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности федеральных и территориальных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Особое место занимает постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике» от 2 февраля 2001 г. № 85. В соответствии с ним Государственный комитет Российской Федерации по статистике является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики.

    Согласно Положению Госкомстат России имеет право:

  • утверждать формы государственных статистических наблюдений (государственной статистической отчетности), порядок их заполнения и представления; согласовывать формы ведомственных статистических наблюдений, проводимых федеральными органами исполнительной власти;
  • запрашивать в установленном порядке информацию по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности у всех юридических лиц, их филиалов и представительств и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Указанная информация предоставляется на безвозмездной основе;
  • запрашивать у физических лиц информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений;
  • запрашивать у органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, иных органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов копии учредительных документов и другие сведения о юридических лицах и указанных гражданах, необходимые для ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций;
  • принимать нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской ФедераФедерации и органами местного самоуправления, юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при их учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций;
  • давать разъяснения по вопросам, связанным с методологией и организацией государственных статистических наблюдений, а также с официальной статистической информацией;
    <
  • осуществлять контроль за выполнением всеми юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
  • применять в соответствии с законодательством Российской Федерации меры административного взыскания за нарушение порядка предоставления статистической информации;
  • создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, территориальные органы Комитета в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников и размера бюджетных ассигнований на их содержание;
  • подготавливать и вносить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Комитета;
  • заключать в установленном порядке со статистическими ведомствами других государств и международными статистическими и иными организациями соглашения о сотрудничестве по вопросам статистической деятельности;
  • выступать в качестве государственного заказчика и осуществлять с участием федеральных органов исполнительной власти, научных и других организаций разработку федеральных целевых программ в области государственной статистики;
  • определять приоритетные направления научных исследований в области статистики, привлекать в установленном порядке для этих целей научные учреждения Российской академии наук, другие российские и иностранные организации, а также ученых и специалистов;

    созывать совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с участием представителей органов государственной власти Российской Федерации, российских, иностранных и международных организаций

    Основным звеном планирования и координации в сфере государственной статистики является ежегодно формируемая Федеральная программа статистических работ (далее именуемая Программой), определяющая основные направления статистических наблюдений за социально-экономическими и демографическими процессами, происходящими в российской экономике.

    Приоритетной задачей органов государственной статистики при выполнении Программы является повышение качества и достоверности представляемой пользователям статистической информации.

    Органы статистики выполняют работу по сбору, обработке и анализу научно обоснованных данных, характеризующих экономическое и социальное развитие страны, процессы становления многоукладной экономики, ход выполнения государственных и региональных программ по решению важнейших народнохозяйственных проблем. Этой информацией обеспечивается законодательная власть, исполнительные, управленческие и хозяйственные органы.

     Одновременно Федеральная служба по статистике  занимается совершенствованием методологии учета и статистики, разрабатывает формы отчетности. В настоящее время особое значение придается формированию бухгалтерских и статистических показателей в соответствии с требованиями международного бухгалтерского учета и системы национальных счетов, поскольку эта система наиболее полно отвечает требованиям рыночных отношений. Методы сбора и обработки статистических данных, установленные Федеральным агентством по статистике  РФ, являются официальными стандартами.

    Органы статистики проводят переписи и единовременные учеты необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа жизни населения; публикуют данные об экономическом и социальном развитии страны и отдельных регионов, данные по международной статистике и международным сопоставлениям.

    Наряду с общегосударственной статистикой существует ведомственная статистика, которая ведется на предприятиях, объединениях, ведомствах, министерствах. Ведомственная статистика выполняет работы, связанные с получением, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства их деятельности внутри конкретного ведомства и необходимой только этому ведомству. В силу того, что развитие рыночной экономики, самостоятельность предприятий и полная ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности требуют более глубокого анализа экономических процессов, происходящих на предприятии, значение ведомственной статистики в настоящее время значительно возросло.

    Нельзя управлять сложными социальными и экономическими системами, не располагая оперативной, достоверной и полной статистической информацией. Таким образом, главным содержанием статистики является исчисление статистических показателей и их анализ, благодаря чему органы управления получают всестороннюю информацию о характеристике подведомственных объектов.

     
     

    2 Методы исчисления показателей продукции сельского хозяйства

     

    Показатель продукции сельского хозяйства отражает стоимость сырых продуктов растениеводства и животноводства независимо оттого, где они произведены: на специализированных сельскохозяйственных предприятиях, на фермах, в подсобных хозяйствах населения и т. д. С другой стороны, стоимость несельскохозяйственной продукции сельскохозяйственных предприятий включается в стоимость продукции других отраслей экономики. Например, продукция переработки сельскохозяйственных продуктов на специализированных сельскохозяйственных предприятиях включается в объем промышленной продукции.

    При определении стоимости продукции сельского хозяйства в ее состав помимо готовых продуктов растениеводства и животноводства включается прирост остатков незавершенного производства, который определяется стоимостью работ, произведенных в данном году под урожай следующего года, и стоимостью работ, произведенных в предыдущем году под урожай данного года. В состав продукции животноводства входит прирост поголовья скота.

    В соответствии с МСОК к сельскому хозяйству относятся заведения и предприятия, оказывающие сельскохозяйственные услуги (например, услуги по обработке почвы, внесению удобрений и т. д.), поэтому в стоимость сельскохозяйственной продукции входит также стоимость сельскохозяйственных услуг.

    Продукция сельского хозяйства  представляет собой сумму продукции растениеводства и животноводства  всех сельхозпроизводителей, включая  хозяйства  индивидуального сектора (население, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели) в стоимостной оценке по фактически действовавшим ценам.

    В России и других странах СНГ стоимость продукции сельского хозяйства исчисляется по методу валового оборота, т. е. при этом учитывается стоимость произведенных и потребленных в данном хозяйстве семян и кормов.

    Следует отметить, что в странах Европейского Союза (ЕС) при исчислении стоимости продукции сельского хозяйства применяется метод «национальной фермы», согласно которому сельское хозяйство страны рассматривается как одна большая национальная ферма, и поэтому все потоки продукции между отдельными фермами, а также внутри ферм исключаются при определении общего объема сельскохозяйственной продукции страны. Другими словами, продукция сельского хозяйства по методу «национальной фермы» включает поставки сельскохозяйственной продукции торговым организациям для продажи конечным потребителям, поставки продукции промышленным предприятиям для переработки, поставки продукции на экспорт, конечное потребление фермерами, прирост запасов готовой, но не реализованной продукции, а также прирост остатков незавершенного производства.

    В отечественной статистической и экономической литературе можно найти ссылки на показатель конечной продукции сельского хозяйства, который по содержанию схож с показателем продукции сельского хозяйства, определенным по методу «национальной фермы». Однако показатель конечной продукции сельского хозяйства не распространен в официальной статистике России и других стран СНГ. Как правило, он применяется для некоторых аналитических разработок, а также в международных сопоставлениях продукции сельскохозяйственного производства.

    Показатель продукции сельского хозяйства исчисляется в текущих и постоянных ценах. При исчислении стоимости продукции сельского хозяйства в текущих ценах необходимо учитывать то, что продукция может быть реализована потребителям по различным каналам и различным ценам. Кроме того, следует иметь в виду, что в сельском хозяйстве существует большой объем нетоварной продукции (собственное конечное и промежуточное потребление, прирост запасов готовой, но не реализованной продукции и т. д.), поэтому наиболее эффективным методом исчисления продукции сельского хозяйства в текущих ценах является балансовый метод, широко применявшийся в СССР. Балансовый метод предполагает разработку системы балансов основных сельскохозяйственных продуктов, которые составляются в натуральном и стоимостном выражении и содержат информацию о продукции и наиболее важных направлениях ее использования. Балансы сельскохозяйственной продукции составляются в разбивке по наиболее важным категориям хозяйств. Оценка статей этих балансов в фактических ценах реализации позволяет в конечном счете определить стоимость произведенной продукции того или иного вида, а также общую стоимость продукции сельского хозяйства. При исчислении стоимости нетоварной продукции применяются цены реализации аналогичных по качеству продуктов.

    Таким образом, средняя рыночная цена того или иного продукта исчисляется как средневзвешенная из средних цен, сложившихся в различных категориях хозяйств. В свою очередь, средние цены, сложившиеся на тот или иной продукт в каждой категории хозяйств, представляют собой средневзвешенные величины из рыночных цен, сложившихся по отдельным направлениям реализации и использования продукции.

    Остатки незавершенного производства, как правило, оцениваются по себестоимости. В условиях высокой инфляции при исчислении остатков незавершенного производства необходимо внести поправки с целью исключения влияния инфляции на размеры производства.

    При исчислении стоимости продукции сельского хозяйства в постоянных ценах применяется метод прямой оценки, согласно которому количество произведенной продукции умножается на постоянные цены. Такой метод возможен в сельском хозяйстве, потому что в этой отрасли производится относительно ограниченный ассортимент продуктов и поэтому имеются данные о размерах производства каждого продукта в натуральном выражении и средних ценах. Для исчисления индекса физического объема сельскохозяйственной продукции используется формула Ласпейреса.

    Следует отметить, что в статистике многих европейских стран для анализа производства продукции сельского хозяйства и развития экономики отрасли составляется система экономических счетов. Эти счета содержат взаимосогласованную информацию о наиболее важных аспектах экономического процесса в сельском хозяйстве, например, сведения об общих ресурсах основных видов сельскохозяйственной продукции (выпуск, запасы и т. д.) и их использовании на различные цели (внутрихозяйственное потребление, личное потребление фермеров). На основе этих данных можно определить важные аналитические показатели, и прежде всего показатель конечной продукции. Экономические счета составляют также для оценки промежуточного потребления и добавленной стоимости. Ниже показана взаимосвязь между основными показателями продукции сельского хозяйства, используемыми во многих странах Западной Европы:

    A. Конечная продукция сельского хозяйства.

    Б. Промежуточное потребление.

    B. Валовая добавленная стоимость в рыночных ценах (А — Б).

    Г. Субсидии.

    Д. Налоги на производство.

    Е. Валовая добавленная стоимость в оценке по факторам производст-ва (В + Г — Д).

    Продукция растениеводства включает  стоимость сырых продуктов, полученных от урожая отчетного года – зерна, продукции технических  культур, картофеля, овощей, плодов и  ягод, кормовых культур, семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений и изменение стоимости незавершенного производства от начала к концу года.

    Продукция животноводства  включает стоимость сырых продуктов, полученных в результате выращивания  и хозяйственного использования  сельскохозяйственных животных и птицы (молока, шерсти, яиц и др.), стоимость реализованного скота и птицы, изменение стоимости выращивания  молодняка и скота на откорме за год, стоимость продукции пчеловодства, продукции рыборазведения и др.

    Для исчисления индексов  физического объема  продукции сельского хозяйства используется показатель  ее объема в сопоставимых   ценах.

    Посевные площади – часть пашни, занятая под посевы сельскохозяйственных культур. По комплексу  производственно-технических особенностей  посевные площади  подразделяются на следующие группы: зерновые и зернобобовые (рожь, пшеница, овес, гречиха и т.д.); технические  (семена масличных культур, продукция льна и конопли и т.д.); картофель, овощи (огурцы, помидоры, капуста, лук и т.д.); кормовые культуры (кормовые корнеплоды, силосные культуры, многолетние травы, однолетние травы и т.д.).

    Валовой сбор сельскохозяйственных культур – объем произведенной  (реально собранной) продукции на всей площади посева отдельных сельскохозяйственных  культур (картофель, подсолнечник и т.д.), или групп культур (зерновые и зернобобовые, овощные, кормовые корнеплоды и т.д.).

    Поголовье скота и птицы – учитывается  с распределением   по хозяйственному использованию (продуктивный и рабочий), возрасту, полу, производственно-экономическому назначению (основные и оборотные средства), породному составу.

    Численность сельскохозяйственных животных учитывается  в физических единицах (головах) на определенную дату  (начало месяца, года). Для анализа и расчета ряда показателей определяют среднюю численность за период (месяц, квартал, год), которая наиболее  точно исчисляется делением суммы кормодней по данной   группе скота за период на число дней в периоде (кормодень — пребывание  в хозяйстве одной головы скота в течение суток). Средняя численность может быть рассчитана  по формуле средней  хронологической, исходя  из данных о наличии  животных на начало каждого месяца. Для определения  общего показателя  численности всех видов и групп сельскохозяйственных животных делается пересчет  отдельных видов и групп скота в условные  головы.  За условную единицу принята голова взрослого крупного рогатого скота.

    Продукция  животноводства – результат разведения  (выращивания и откорма) скота, птицы и других сельскохозяйственных животных и продукция, получаемая в процессе хозяйственного использования скота и птицы (мясо, молоко, шерсть, яйца), продукты  пчеловодства, рыборазведения и др.

    Продукция выращивания  скота и птицы определяется  суммированием  живой массы  приплода, прироста живой массы  молодняка скота и птицы и прироста живой массы  молодняка  скота и птицы и прироста массы скота на откорме и нагуле.

    Производство молока определяется фактически надоенным коровьим и козьим молоком, включая  потребленное в хозяйстве  на выпойку молодняка.

    При учете производства шерсти учитывают всю фактически настриженную  овечью и козью, независимо от каналов ее использования. вес шерсти показывается  физический или в переводе  на чистое волокно (мытая шерсть).

    Производство яиц включает  их сбор от всех  видов домашней птицы, в том числе  использованные на воспроизводство  птицы (инкубация и др.).

    Выход меда определяется  количеством меда, собранного пчелами, как вынутого  из ульев, так и оставленного на корм  пчелам в зимне-весенний период.

    Реализация сельскохозяйственной продукции – процесс сбыта продукции  непосредственно товаропроизводителем  (сельскохозяйственной организацией, крестьянским (фермерским) хозяйством, хозяйством населения) в порядке организованных закупок, на рынке, на биржах, аукционах, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и др.

    Балансы продовольственных ресурсов – система показателей, характеризующих движение продукции  от момента производства  до  момента конечного ее использования и позволяющих осуществлять  текущий анализ, прогнозировать развитие  ситуации  на рынке продовольствия,  оценивать  потребности в импорте,  определять  фонды потребления продуктов питания. Балансы составляются за календарный год в натуральном выражении по мясу, молоку, яйцам, зерну, продуктам переработки зерна, картофелю, овощам и бахчевым культурам,  фруктам,  маслу растительному, сахару.     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

  1. Статистика финансов: Учебник / под ред. проф. Салина В.Н. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 816 с.
  2. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности / Под ред. Спирина А.А., Башишой О.Э. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 440 с.
  3. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие / под ред. Салина В.Н., Медведева В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковской Е.П. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, 2007. – 336 с.
  4. Социально-экономическая статистика: Учебник /под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской – М.: Юристъ, 2008. – 461 с.
  5. Статистика финансов предприятия торговли: Учебное пособие / под ред. Ярных Э.А. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00122 sec

WordPress: 22.1MB | MySQL:116 | 1,323sec