Проблемы статистики 19 » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Проблемы статистики 19

<

100613 0033 1 Проблемы статистики 19 Имеются следующие данные о товарообороте области (млн. руб.):

а) производственные предприятия продали товаром оптовым фирмам-посредникам своей области на 2580, других областей – на 1820, предприятием розничной торговли области – на 1350, предприятиям социальной сферы – 500, населению – 45;

б) оптовые фирмы-посредники продали товаров друг другу на 750, оптовым фирмам других регионов –на 880, розничным предприятием своей области – на 1070, населению – на 70;

в) предприятия розничной торговли продали товаров населению на 2360, продуктов питания предприятиям социальной сферы – на 410.

На основании приведенных данных:

  1. постройте таблицу, характеризующую распределение товарооборота области по продавцам и покупателям;
  2. исчислите оптовый, розничный, валовой и чистый товарооборот;
  3. рассчитайте коэффициент коммерческой звенности товародвижения.

    Проанализируйте полученные результаты.

    Таблица 1

    Распределение товарооборота по продавцам и покупателям

    Показатель 

    Абсолютная величина

    Оптовым фирмам-посредникам 

     

    своей области 

    2580 

    другим областям 

    1820 

    Предприятиям розничной торговли области 

    1350 

    Предприятиям социальной сферы 

    500

    населению 

    45 

     

    Продолжение таблицы 1

    Показатель 

    Абсолютная величина

    Продажа оптовых фирм-посредников друг другу 

    750 

    Оптовым фирмам других регионов  

    880 

    Розничным предприятием своей области  

    1070 

    Населению 

    70 

    Продажа населению 

    2360 

    Продуктов питания предприятиям социальной сферы

    410 

     

    Таблица 2

     

    Показатель  

     

    Оптовый товарооборот 

     

    Всего 

    6030 

    в том числе: 

     

    продано другим организациям своего района

    3330 

    продано организациям других районов 

    2700 

    Розничный товарооборот 

    5805 

     

    1) Валовой товарооборот рассчитывается по формуле:

    Овал = Оопт + Ороз = 6030 + 5805 =11835

    где Овал – величина валового товарооборота;

    Оопт – величина оптового товарооборота;

    Ороз – величина розничного товарооборота.

    Определяем чистый товарооборот по формуле

    Очист = Орозн + Овнеш =5805 + 2700 = 8505

    где Очист – чистый товарооборот;

    Орозн – розничный товарооборот;

    Овнеш– внешний товарооборот.

    2) Определим коэффициент звенности

    100613 0033 2 Проблемы статистики 19 =11835/8505 =1,392

    Таким образом, валовой товарооборот по трем организациям составил 11835, чистый товарооборот –8505, коэффициент звенности – 1,392.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА 2

     

    Имеются следующие данные по трем районам региона:

    Таблица 3

    Районы 

    Розничный товарооборот в сопоставимых ценах, млн.р.

    Средняя численность населения, тыс.чел

    Базисный период

    Отчетный период

    Базисный период

    Отчетный период

    1 

    1594 

    1787 

    65,1 

    63,8 

    2 

    963 

    1108 

    56,6 

    58,5 

    3 

    904 

    1513 

    95,3 

    95,6 

     

    На основании приведенных данных определите:

  4. среднедушевой товарооборот по каждому району за каждый период и его динамику;
  5. средний товарооборот на душу населения в целом по всем районам вместе за каждый период в отдельности и его динамику;
  6. общий индекс среднедушевого товарооборота при неизменной структуре численности населения;
  7. общий индекс влияния структурных сдвигов в средней численности населения на изменение среднедушевого товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным;
  8. показатель взаимосвязь между индексами, исчисленными в п.п. 2 – 4;
  9. аддитивную двухфакторную модель розничного товарооборота региона в сопоставимых ценах.

     

    Решение

    Среднедушевой товарооборот по каждому району за каждый период и его динамику:

    100613 0033 3 Проблемы статистики 19

    Расчет по каждому району ведем в таблице.

    Таблица 4

    Районы 

    Розничный товарооборот в сопоставимых ценах, млн.р.

    Средняя численность населения, тыс.чел

    Среднедушевой товарооборот

    Базисный период 

    Отчетный период

    Базисный период 

    Отчетный период

    Базисный период

    Отчетный

    период

    Индекс среднедушевого товарооборота

    1 

    1594 

    1787 

    65,1 

    63,8 

    24,485 

    28,009 

    1,144 

    2 

    963 

    1108 

    56,6 

    58,5 

    17,014 

    18,940 

    1,113

    3 

    904 

    1513 

    95,3 

    95,6 

    9,486 

    15,826 

    1,668 

     

    Среднедушевой товарооборот по трем районам в базисном периоде:

    100613 0033 4 Проблемы статистики 19=15,956

    Среднедушевой товарооборот по трем районам в отчетном периоде:

    100613 0033 5 Проблемы статистики 19=20,229.

    Индекс среднедушевого товарооборота:

    100613 0033 6 Проблемы статистики 19

    Рассчитаем общий индекс среднедушевого товарооборота при неизменной структуре численности населения:

    100613 0033 7 Проблемы статистики 19

    Рассчитаем общий индекс влияния структурных сдвигов в средней численности населения на изменение среднедушевого товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным:

    100613 0033 8 Проблемы статистики 19

    Покажем взаимосвязь между исчисленными индексами

    IY =Iq/Ip =1,274/1,004 =1.268

    Составим аддитивную модель розничного товарооборота региона в сопоставимых ценах:

    Применяем аддитивную модель:

    100613 0033 9 Проблемы статистики 19,

    где Т– товарооборот по регионам, периодам и в целом.

    К данной модели применимы способ цепной подстановки и прием долевого участия (пропорционального деления).

    а) цепной подстановки:

    100613 0033 10 Проблемы статистики 19,

    100613 0033 11 Проблемы статистики 19,

    100613 0033 12 Проблемы статистики 19

    100613 0033 13 Проблемы статистики 19,

    Определим влияние факторов:

    прирост общего розничного товарооборота за счет роста розничного товарооборота в первом районе:

    DТ1 = Тпл1 – Тпл = 3654 – 3461 =193,

    прирост общего розничного товарооборота за счет роста розничного товарооборота во втором районе:

    DТ1 = Тпл2 – Тпл1 = 3791 – 3654 = 137,

    прирост общего розничного товарооборота за счет роста розничного товарооборота в третьем районе:

    DТ3 = Тпл3 – Тпл2 = 4408 – 3791 = 617,

    прирост общего розничного товарооборота за счет изменения краткосрочных финансовых обязательств:

    DТ = ТФ – Тпл3 = 28460 – 26660 = 1800 тыс. руб.,

    Итак, общее влияние факторов составляет:

    DТ = ТФ – Тпл = 4408 – 3461 = 947,

    DТ = DТ1 + DТ2 + DТ3 + DТ4 = 70 -650 +840+1800 = 947.

    Таим образом, среднедушевой товарооборот по трем районам в отчетном периоде составил 20,229 млн. р., что превышает показатель базисного периода (15,956 млн. руб.). Индекс среднедушевого товарооборота по трем районам, равный 1,268, показал, что рост данного показателя составил 126,8%.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА 3

     

    Имеются следующие данные (тыс. руб.)

    Таблица 5

    Товарная группа

    Розничный товарооборот 

    Средние товарные запасы 

    1 квартал 

    2 квартал

    1 квартал 

    2 квартал 

    Продовольственные товары 

    1980 

    2020 

    85 

    80 

    Непродовольственные товары 

    2180 

    2092 

    280 

    310 

     

    Определить:

  10. однодневной товарооборот;
  11. время обращения (в днях) по товарным группам и в среднем;
  12. структуру товарооборота;
  13. абсолютное изменение объема товарных запасов – общее и в том числе за счет действия отдельных факторов.
  14. Результаты расчетов оформите в таблице и сделайте выводы.

     

    Решение

    Для расчета розничного товарооборота используем формулу

    100613 0033 14 Проблемы статистики 19

    где 100613 0033 15 Проблемы статистики 19– однодневный розничный товарооборот;

    100613 0033 16 Проблемы статистики 19– розничный товарооборот за квартал;

    Т – период времени, дни, Т = 90 дней.

    Для продовольственных товаров на 1 квартал:

    100613 0033 17 Проблемы статистики 19 тыс. руб.

    Для второго квартала

    100613 0033 18 Проблемы статистики 19тыс. руб.

    Для непродовольственных товаров:

    для первого квартала

    100613 0033 19 Проблемы статистики 19 тыс. руб.

    для второго квартала

    100613 0033 20 Проблемы статистики 19 тыс. руб.

    В целом по видам товаров

    в первом квартале

    100613 0033 21 Проблемы статистики 19 тыс. руб.;

    во втором квартале

    100613 0033 22 Проблемы статистики 19 тыс. руб.;

    Рассчитаем время обращения (в днях) по товарным группам:

    Т = О/З,

    где З – товарные запасы;

    Т – величина скорости обращения в днях.

    Расчеты ведем в вспомогательной таблице.

    Таблица 6

    Вспомогательная таблица

    Товарная группа

    Розничный товарооборот 

    Средние товарные запасы

    Скорость обращения, дни

    1 квартал

    Уд.

    вес, % 

    2 квартал

    Уд.

    вес, % 

    <

    1 квартал

    2 квартал

    1 квартал

    2 квартал

    Продовольственные товары

    1980 

    47,6 

    2020 

    49,1 

    85 

    80 

    23,294

    25,25 

    Непродовольственные товары

    2180 

    52,4 

    2092 

    50,9 

    280 

    310 

    7,786

    6,748

    Итого 

    4160 

    100 

    4112 

    100 

    365 

    390 

    11,397

    10,544

     

    Рассчитаем абсолютное изменение объема товарных запасов.

    Величина товарных запасов определяется по формуле:

    З = О/Т,

    Общая величина товарных запасов в 1-квартале равна:

    З0 = О0пр0пр + О0непр0непр = 1980/23,294 + 2180/7,785 = 365 тыс. руб.

    Зусл1 = О1пр0пр + О0непр0непр = 2020/23,294 + 2180/7,785 = 366,7 тыс. руб.

    Зусл2 = О1пр1пр + О0непр0непр = 2020/25,25 + 2180/7,785 = 360,0 тыс. руб.

    Зусл3 = О1пр1пр + О1непр0непр = 2020/25,25 + 2092/7,785 = 348,7 тыс. руб.

    З1= О1пр1пр + О1непр1непр = 2020/25,25 + 2092/6,748 = 390 тыс. руб.

    За счет изменения розничного товарооборота продовольственных товаров произошло изменение объема товарных запасов в сумме:

    DЗусл1 = Зусл1 – З0 = 366,7 – 365 = 1,7 тыс. руб.

     

    За счет изменения скорости оборачиваемости продовольственных товаров произошло изменение объема товарных запасов в сумме:

    DЗусл2 = Зусл2 – Зусл1 = 360 – 366,7 = -6,7 тыс. руб.

    За счет изменения объема розничного товарообора непродовольственных товаров произошло изменение объема товарных запасов в сумме:

    DЗусл3 = Зусл3 – Зусл2 = 348,7 – 360 = -11,3 тыс. руб.

    За счет изменения скорости оборачиваемости продовольственных товаров произошло изменение объема товарных запасов в сумме:

    DЗусл4 = Зусл4 – Зусл3 = 390,0 – 348,7 = 41,3 тыс. руб.

    Общее изменение товарных запасов составляет:

    DЗусл4 = DЗусл1 + DЗусл2 + DЗусл3 +DЗусл4 =1,7-6,7-11,3 +41,3 = 25,0 тыс. руб.

    Таким образом, скорость обращения по двум товарным группам в целом сократилась с 11,397 дней до 10,544 дня, что произошло за счет снижения скорости оборачиваемости по непродовольственным товарам с 7,786 оборотов до 6,748 оборота. В о же время скорость обращения продовольственных товаров увеличилась с 23,294 дня до 25,25 дня.

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА 4

     

    Имеются следующие данные по предприятию общественного питания:

    Таблица 7

    Показатели 

    Периоды 

    базисный 

    отчетный 

    Стоимость обеденной продукции (тыс. руб.)

    3864,48 

    6150,26

    Выпуск натуральных блюд (тыс. руб.) 

    155,6 

    120,3 

    Среднесписочная численность работников (чел.)

    22 

    19 

     

    Определить:

  15. среднюю выработку на одного работника в натуральном и стоимостном выражении за каждый период и ее динамику;
  16. индексы выпуска обеденной продукции в натуральном и стоимостном выражении;
  17. аддитивную факторную модель изменения стоимости обеденной продукции

    Проанализируйте полученные результаты.

     

    Решение

     

    Средняя выработка на одного работника равна:

    100613 0033 23 Проблемы статистики 19

    Выработка на одного работника в стоимостном выражении равна в базисном периоде:

    Хстоим1 = В11 = 3864,48/22= 175,658 тыс.руб./чел.

    Выработка на одного работника в стоимостном выражении равна в базисном периоде:

    Хстоим2 = В22 = 6150,26/19= 323,698 тыс.руб./чел.

    Динамика выработки на одного работника в стоимостном выражении равна:

     

    ∆Хстоим = Хстоим2 – Хстоим1 = 323,698 – 175,658 = 148,04 тыс. руб./чел.

     

    Выработка на одного работника в натуральном выражении равна в базисном периоде:

    Хнат1 = V11 = 155,6/22= 7.073 тыс.блюд./чел.

    Выработка на одного работника в натуральном выражении равна в базисном периоде:

    Хнат2 = V22 = 120,3/19= 6.332 тыс.блюд./чел.

    Динамика выработки на одного работника в натуральном выражении равна:

    ∆Хнат = Хнат2 – Хнат1 = 6.332 – 7.073 = -0.741 тыс.блюд./чел.

     

    Индексы выпуска обеденной продукции в натуральном выражении равен:

     

    Iнат =V2/V1 = 120.3/155.6 = 0.773

     

    Индексы выпуска обеденной продукции в стоимостном выражении равен:

     

    Iстоим 21 = 6150,26/3864,48 = 1,59

     

    Аддитивная модель стоимость обеденной продукции имеет вид:

     

    В = Iстоим В1= 1,59 * 3864,48 = 6150,26 тыс.руб.

     

    Полученные результаты говорят о росте выработки на одного работника в стоимостном выражении с 175,658 тыс.руб./чел. до 323,698 тыс. руб./чел на 148,04 тыс.руб./чел. Выработка на одного работника в натуральном выражении снизилась с 7,073 тыс.блюд/чел. до 6,332 тыс. блюд/чел., то есть на -0,71 тыс.блюд/чел. Индекс выпуска обеденной продукции говорит о ее росте в стоимостном отношении на 59%.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА 5

     

    Имеются следующие данные:

    Таблица 8

    Форма торговли 

    Базисный год 

    Отчетный год 

    Число магазинов

    Торговая площадь, кв.м.

    Число магазинов

    Торговая площадь, кв.м.

    Государственная  

    950 

    153500 

    1000 

    175900 

    Частная

    2400 

    190000 

    2450 

    200000 

     

    На основании имеющихся данных определить:

  18. средний размер магазина государственной и частной торговли за каждый год и его динамику;
  19. абсолютный прирост торговых площадей магазинов отдельно государственной и частной торговли за счет изменения числа магазинов и их среднего размера.
  20. Сделайте выводы

     

    Решение

     

    Среднюю величину магазинов в каждом из периодов находим по формуле простой средней

    100613 0033 24 Проблемы статистики 19

    где Х – общая площадь всех магазинов, кв.м.;

    f– число магазинов.

    Среднюю величину магазинов двух форм торговли находим по формуле средней гармонической:

    100613 0033 25 Проблемы статистики 19

    где S – средняя площадь магазинов.

    Полученные результаты расчетов сводим в таблицу.

    Таблица 9

    Расчет средней площади магазинов

    Форма торговли 

    Базисный год

    Средняя размер магазина, кв.м.

    Отчетный год 

    Средний размер магазинов, кв.м.

    Индекс динамики

    Число магазинов

    Торговая площадь, кв.м.

    Число магазинов

    Торговая площадь, кв.м.

    Государственная

    950 

    153500 

    161,6 

    1000 

    175900 

    175,9 

    108,849 

    Частная 

    2400

    190000 

    79,2 

    2450 

    200000 

    81,6 

    1,030 

    Итого 

    3350 

    343500 

    102,6 

    3450 

    375900 

    108,9 

    1,062 

     

    Рассчитаем относительный прирост торговых площадей магазинов отдельно государственной и частной торговли за счет изменения числа магазинов и их среднего размера

    100613 0033 26 Проблемы статистики 19

    1)Определим влияние факторов на размеры магазинов государственной торговли:

    100613 0033 27 Проблемы статистики 19кв.м.,

    100613 0033 28 Проблемы статистики 19кв.м.,

    100613 0033 29 Проблемы статистики 19 кв.м.,

    Изменение средней площади магазина привело к росту общей площади всех магазинов государственной торговли на

    ∆Sусл=Sусл – S0 = 167105 – 153500 =13605 кв.м.

    Изменение количества магазинов привело к росту общей площади всех магазинов государственной торговли на

    ∆S1=S1 – Sусл = 175900 – 167105 = 8795 кв.м.

    Общее изменение площади государственных магазинов составило:

    ∆S=∆Sусл +∆ S1 = S1 – S0 = 175900– 153500 = 13605 +8795 = 22400

    2)Определим влияние факторов на размеры магазинов частной торговли:

    100613 0033 30 Проблемы статистики 19кв.м.,

    100613 0033 31 Проблемы статистики 19кв.м.,

    100613 0033 32 Проблемы статистики 19 кв.м.,

    Изменение средней площади магазина привело к росту общей площади всех магазинов частной торговли на

    ∆Sусл=Sусл – S0 = 195840 – 190000 =5840 кв.м.

    Изменение количества магазинов привело к росту общей площади всех магазинов частной торговли на

    ∆S1=S1 – Sусл = 200000 – 19540 = 4160 кв.м.

    Общее изменение площади государственных магазинов составило:

    ∆S=∆Sусл +∆ S1 = S1 – S0 = 200000 – 190000 = 5840 +4160 = 10000 кв.м.

    Таким образом, на размеры магазинов государственной торговли оказало положительное влияние как рост общей площади всех магазинов государственной торговли на 13605 кв.м., так и изменение количества магазинов на 8795 кв.м. Общее изменение площади государственных магазинов составило 22400 кв.м.

    На размеры магазинов частной торговли оказало положительное влиние рост общей площади магазинов частной торговли на 5840 кв.м. и общего количества магазинов на 4160 кв.м.

     

     

    ЗАДАЧА 6

     

    Имеются данные по области (млн. руб.):

    Таблица 10

    Отрасли торговли 

    Товарооборот 

    Сумма издержек обращения

    Оптовая торговля

    300

    4,8

    Розничная торговля 

    900 

    58,6 

    Общественное питание

    140 

    28,8 

     

    На основании приведенных данных определить:

  21. относительные уровни уровни издержек по каждой отрасли торговли и по всей торговле в целом;
  22. структуру затрат по отраслям торговли;
  23. структуру товарооборота области по отраслям торговли.

    Сделать выводы.

     

    Решение

     

    Относительный уровень издержек

    d = (z/ q)*100%

    Рассчитанные уровни издержек обращения по товарным группам заносим в таблицу.

    Таблица 11

    Отрасли торговли

    Товарооборот 

    Сумма издержек обращения

    Уровень издержек, % 

    Оптовая торговля 

    300 

    4,8 

    1,6 

    Розничная торговля 

    900 

    58,6 

    6,5 

    Общественное питание

    140 

    28,8 

    20,57 

     

    Рассчитаем относительный уровень издержек по формуле средней гармоничной:

    100613 0033 33 Проблемы статистики 19= 6,87%.

     

    Расчет структуры затрат и структуры товарооборота по отраслям торговли ведем в таблице 12.

    Таблица 12

    Отрасли торговли 

    Товарооборот

    Уд.вес, % 

    Сумма издержек

    обращения

    Уд.вес, % 

    Уровень издержек, % 

    Оптовая торговля 

    300 

    22,3

    4,8 

    5,2 

    1,6 

    Розничная торговля 

    900 

    67,2 

    58,6 

    63,6 

    6,5 

    Общественное питание

    140 

    10,5 

    28,8 

    31,2 

    20,57 

    Итого 

    1340 

    100 

    92,2 

    100 

     

     

    Таким образом, наибольший удельный вес товарооборот имеет розничная торговля, удельный вес издержек обращения розничной торговли также максимален.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

  24. Громыко Г.Л. Общая теория статистики. Практикум. М., 2008.
  25. Гусаров В.М. Статистика. М., 2006.
  26. Долженкова В.Г. Статистика цен. М., 2003.
  27. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. М., 20072.
  28. Статистика / Под ред. И.И. Елисеевой М., 2008.
  29. Чурсин В.А. Статистико-экономический анализ. Краснодар, 2007.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.61MB | MySQL:124 | 2,384sec