Статистика права

<

100713 1025 1 Статистика права

1. ПРЕДМЕТ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ И ОСНОВНЫЕ ЕЕ ОТРАСЛИ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ

 

Статистика России, охватывающая своими показателями все стороны экономической, политической, культурной и правовой жизни нашего государства, расчленяется на целый ряд отраслей (экономическая, демографическая, медицинская и др.).

Статистика — это особая наука, которая составляет количественный каркас, отображающий все необходимые человечеству сведения об окружающем его мире. Слово «status» латинское, означает «состояние вещей» или «положение». От корня этого слова образовались слова — stato – государство и существительное statistika [8].

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли. В настоящее время насчитывается около тысячи определений понятия «статистика».

Для понимания сути теории статистики полезно вспомнить, что в науке могут применяться два метода исследования: дедуктивный (от акт «дедукция» — выведение) и индуктивный (от слова «индукция» — наведение) [3].

Примером чисто дедуктивной науки является математика. Дедуктивный метод применил Ньютон в физике для открытия закона движения твердых тел. В дедуктивном методе сначала формируются так называемые аксиомы, а из них логически выводятся теоремы. Аксиомы могут быть получены путем размышления, измерения. Они должны быть ясными, понятными и с ними должно согласно большинство исследователей. Школьная геометрия, как и физика Ньютона и Эйнштейна, — это аксиоматические или дедуктивные системы. Для их обоснования и открытия статистика не нужна. Например, Коперник открыл, что земля круглая, не используя статистику.

Но во многих науках о природе и обществе наблюдаются недетерминированные процессы, на которые влияет множество разнонаправленных факторов. Их путем дедукции изучить нельзя. Необходим индуктивный подход, в ходе которого на основе массовых наблюдений при помощи фактов устанавливаются общие закономерности [7].

Такие процессы наблюдаются в демографии, биологии, генетике, метеорологии и во многих других естественных и технических науках. Такие процессы наблюдаются и в социально-экономической системе общества. Сейчас сфера применения статистики не имеет четко очерченных границ, ее используют даже лингвистика и языкознание. Крупнейший английский статистик А. Боули сказал, что знание статистики подобно знанию иностранных языков или алгебры, оно может пригодиться в любое время и при любых обстоятельствах [3].

Статистика имеет многовековую историю, уходя своими корнями в глубокую древность. Еще до новой эры собирали данные о численности населения, его имущественном положении, о хозяйственной жизни государств. Появились описания государств. Греческий философ Аристотель (384—322 гг. д. н. э.) составил описание 157 городов и государств своего времени.

Статистика как наука стала развиваться с середины 17 века по трем направлениям: описательная школа государствоведения, школа политических арифметиков и статистико-математическое направление.

Немецкие ученые первого направления: Г. Конринг, Г. Ахенваль, А. Шлецер — считали, что статистика — это остановившаяся история, а история — это текущая статистика.

Ярким представителем второго направления является английский ученый У. Пегги, опубликовавший труд «Политическая арифметика». Он считал, что статистика есть не только собирание и подытоживание сведений, но и совокупность методов их обработки, позволяющих числами выразить определенные закономерности.

Представитель третьего направления бельгийский ученый А. Кегле рассматривал наблюдаемые статистикой единичные явления в жизни людей как проявления законов и считал исследование этих законов, их причинной зависимости единственной задачей, достойной статистики как науки.

Представителями отечественной статистической науки являются ученые: А. И. Чупров, Ю. Э. Янсон, А. А. Кауфман, В. С. Немчинов, С. Г. Струмилин и др.

 

Сегодня статистика — это отрасль науки, которая с помощью присущих ей приемов и методов изучает количественную сторону (в неразрывной связи с качественной стороной) массовых явлений и процессов и дает числовое выражение тенденций и закономерностей их развития.

Можно выделить три основные черты предмета статистики:

– статистика изучает общественные явления;

– она изучает их с количественной стороны;

– статистика изучает массовые общественные явления по качественному содержанию [4].

Специфические приемы, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образуют статистическую методологию, основой которой служит всеобщий метод познания — диалектика, предполагающий рассмотрение общественных явлений и процессов в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности.

Одна из многочисленных отраслей статистики — правовая.

Правовая статистика количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений — уголовных, гражданских, административных, их структуру и динамику, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер борьбы с этими нарушениями. То есть предметом ее является количественная сторона тех явлений, которые входят в сферу деятельности прокуратуры, МВД, ФСБ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитража, нотариата и других правоохранительных органов.

Правовая статистика подразделяется на три самостоятельные отрасли: уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую.

Во всяком статистическом исследовании можно выделить последовательные стадии (этапы):

– статистическое наблюдение, т. е. сбор первичного статистического материала;

– сводка и разработка результатов наблюдений;

– анализ полученных сводных материалов [6].

На этих стадиях применяются специфические методы, которые образуют статистическую методологию: метод массовых наблюдений, метод сводки и группировки, метод анализа с помощью обобщающих показателей.

Только при массовом наблюдении можно установить закономерности. Чтобы делать правильные выводы об изучаемых общественных явлениях статистика должна опираться на так называемый «закон больших чисел». Под законом больших чисел понимается общий принцип, в силу которого при соединении большого числа явлений действия элементов случайностей взаимопогашаются.

Например, образовательный и культурный уровень у разных преступников может быть неодинаков. Но лишь закон больших чисел, т. е. результат массового статистического наблюдения вскрывает здесь особенности, заключающиеся в том, что этот уровень значительно ниже, чем в среднем у граждан нашей страны. Или, отдельный мужчина может, конечно, прожить намного больше, чем отдельная женщина, но средняя продолжительность жизни мужчин меньше, чем средняя продолжительность жизни женщин.

Только при помощи сводки и группировки правовая статистика может изучить различные правонарушения, например, преступность в самых различных аспектах, установив, в частности, ее структуру: по степени общественной опасности (удельный вес тяжких и менее тяжких преступлений); по формам вины (умышленные и неосторожные преступления); по отраслям народного хозяйства, по отдельным территориям, по месту и времени совершения преступлений, и т. д.

Метод анализа с помощью обобщающих показателей позволяет раскрывать причинные связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций.

Основными категориями статистической науки являются: статистическая совокупность, статистический показатель, статистические закономерности.

Статистическая совокупность — это множество единиц одного и того же вида, объединенных одной качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков. Статистическая совокупность состоит из отдельных единиц. Единица совокупности служит основой счета и обладает рядом свойств или признаков. Признак — это отличительная черта, свойство, качество, присущее единицам совокупности [4].

Признаки, которыми обладает единица совокупности, могут быть: количественные, которые определяются числом (например, количество правонарушений); качественные или атрибутивные (например, правонарушения гражданские и административные); альтернативные — принимают два противоположных значения (например, мужчины и женщины) [2].

Признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц совокупности, называются варьирующими (например, количество осужденных по регионам или годам).

Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой при помощи статистических показателей.

 

Статистический показатель — это обобщенная количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях конкретного места и времени [2]. Примером статистических показателей служат данные отчетности предприятий. Находясь между собой в определенной связи, они образуют систему взаимосвязанных показателей.

В состав категорий статистической науки входит понятие — статистические закономерности.

Статистические закономерности — это закономерности массовых процессов, выражающие усредненный результат взаимодействия значительного числа однородных явлений, либо взаимосвязи последовательных состояний системы. Виды статистических закономерностей: закономерности развития (динамики) явлений, закономерности изменения структуры явления, закономерности распределения единиц внутри совокупности [2].

<

Переход от командно-административных форм управления к экономическим ставит перед статистикой как составной частью системы управления народным хозяйством новые задачи. Основными задачами статистики на современном этапе ее развития являются:

– гласность и доступность статистической информации для самых широких народных масс как непременное условие обеспечения гражданских прав народов России;

– научная обоснованность и объективность статистической информации, обеспечивающие адекватную и достаточно полную характеристику наблюдаемых процессов и явлений;

– сопоставимость и стабильность статистической информации, дающие возможность непосредственного включения в международные сопоставления и осуществления непрерывности статистического наблюдения за социально-экономическим развитием страны;

– организационно-методологическое единство всего дела статистики в стране;

– внедрение в практику системы наблюдений за изменением потребительского рынка, доходов населения в условиях инфляции, прожиточного минимума, уровня жизни и состояния здоровья людей, разработка научнообоснованной методологии исчисления объемов производства в отраслях народного хозяйства в условиях кризисной ситуации и др. [8].

В России координация деятельности статистических служб осуществляет Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). В республиках, входящих в Российскую Федерацию, имеются республиканские статистические комитеты, а в областях (краях) — областные (краевые) управления статистики с разветвленной сетью районных (городских) отделов государственной статистики.

В условиях рыночной экономики значительно возросла роль ведомственной статистики, функционирующей в министерствах (ведомствах), объединениях (ассоциациях), предприятиях (фирмах), которая служит целям обеспечения необходимой информацией для оперативного управления их деятельностью. Это связано с тем, что самостоятельность хозяйствования и полная ответственность за результаты собственной деятельности требует знания происходящих процессов как внутри своего производства, так и за его пределами.

Одной из таких отраслей и является правовая или юридическая статистика, которая отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией России права и интересы отдельных граждан и юридических лиц.

Основная цель правовой статистики – учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.

Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных органов весьма серьёзна, т.к. именно она наряду с другими источниками даёт возможность установить, как работают судебные, следственные, исправительно-трудовые и другие административные учреждения, как осуществляется правосудие.

Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных и административных нарушений на различных участках экономики, о размерах ущерба от преступлений, принимая во внимание результаты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.

Какие же явления изучает правовая статистика, т.е. что следует считать её предметом? Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов (прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного суда, нотариата и др.), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций. Отсюда её предметом и будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов (во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов).

Следственно, правовая статистика имеет своей целью учесть все нарушения законности, рассматриваемые соответствующими органами государства, и мероприятия по борьбе с этими нарушениями. Важно подчеркнуть, что правовая статистика анализирует лишь те преступления, административные и гражданские правонарушения, которые стали предметом рассмотрения в уголовном, административном и гражданском процессе. Таким образом, она учитывает не все совершённые преступления, а лишь те из них, которые были обнаружены и по поводу которых велось расследование и уголовное судопроизводство, а также и те, к которым применялись меры административного воздействия. Правовая статистика изучает также не все возникшие гражданские правонарушения (жилищные, трудовые, семейные и др.), а лишь те из них, которые послужили основанием для обращения в суд или арбитражный суд с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права, о защите охраняемого законном интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое (соответственно) относится и к административным правонарушениям.

Правовая статистика, применяя свои специфические методы, должна качественно отразить те мероприятия, которые осуществляют государственные органы для защиты от всяких посягательств на общественный и государственный строй, отношения собственности, на политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и интересы граждан, на права и охраняемые законом интересы юридических лиц.

При изучении правовой статистики важно исходить, во-первых, из тех или иных правовых нарушений, которые она призвана учитывать , и, во-вторых, из различного характера учреждений, которые практически занимают его. Основываясь на этом делении, судебная статистика подразделяется на три самостоятельных отрасли:

1) уголовно-правовую, имеющую своим непосредственным объектом количественную сторону преступности и мероприятий по её предупреждению;

2) гражданско-правовую, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правонарушений, рассматриваемых судом и арбитражным судом;

3) административно-правовую, объектом которой является количественная сторона административных нарушений и мероприятий по борьбе с ними [2].

Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причём все эти показатели характеризуют, с одной стороны, абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений (например, уголовные), а с другой — эффективность работы соответствующих органов (судов, например) по предупреждению данных правонарушений.

Самостоятельным разделом правовой статистики является статистика прокурорского надзора, количественно отражающая многогранную деятельность прокуратуры. В настоящее время во всех юридических вузах преподаётся судебная статистика, которая теоретически обосновывает практику статистической работы в органах МВД, прокуратуры и суда.

Применительно к уголовно-правовой статистике, указывающей два объекта — преступность и деятельность органов, ведущих борьбу с ней, можно так конкретизировать задачи статистического анализа:

1) дать цифровую характеристику состояния, уровня, структуры, динамики преступности и деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней, т.е. ответить на вопросы, что есть, каково положение дел (описательная функция);

2) выявить статистические связи, зависимости, соотношения, закономерности в состоянии, структуре и динамике преступности и в деятельности правоохранительных органов. Причём эту задачу надо понимать широко и не ограничиваться выявлением статистических соотношений и закономерностей в характеристике самой преступности. А поскольку на преступность оказывают влияние и социальные факторы, то необходимо выявить зависимости изменений в структуре и динамике преступности от других социальных явлений и процессов (например, от изменений в структуре и динамике населения, уровне образования, содержания труда и квалификации работников организации досуга и свободного времени и т.д.), т.е. определённой степени выяснить, почему таково положение дел (объяснительная функция);

3) определить тенденции развития преступности, составить статистический криминологический прогноз, т.е. представить хотя бы приблизительно, что ожидается, каковы перспективы (прогностическая функция);

4) выявить «тревожные» моменты в характеристике преступности, положительные стороны и недостатки в работе правоохранительных органов, «узкие места», слабые звенья (низкий уровень раскрываемости преступлений, длительные сроки и низкое качество расследования и рассматривание дел и т.д.), чтобы на основе этих данных своевременно принять решение, разработать меры по распространению положительного опыта и устранению недостатков, т.е. подготовить данные для того, чтобы решить, что нужно делать, что предпринять (организаторская, управленческая функция) [5].

Таким образом, к основным задачам статистического изучения преступности относятся:

а) определённые состояния преступности, её уровня, структуры, динамики;

б) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений;

в) изучение личности преступников;

г) изучение всей системы мер борьбы преступностью [8].

Задачи и методы анализа каждой из подотрасли правовой статистики — уголовно-правовой и гражданской — имеют много общего. И в том и в другом случае целью анализа является установление факторов, формирующих исследующих совокупность, выявление проявляющих в ней закономерностей. Анализ гражданских правонарушений, как и преступности, немыслим без применения обобщающих показателей, различных группировок, исследования динамических рядов и использования других качественных методов.

Однако наряду с общими моментами анализа показателей гражданско-правовой статистики имеет по сравнению с анализом данных уголовной судебной статистики свою специфику, которая предопределена особенностью предмета исследования. Так необходимо помнить, что гражданская судебная статистика включает сведения не только об общественных отношениях урегулированных нормами непосредственно гражданского права, но и о трудовых, семейных, аграрных, земельных и других правоотношениях, которые стали предметом рассмотрения в судах в порядке гражданского судопроизводства. Система данных гражданской судебной статистики исключает также показатели, характеризующие стороны гражданского процесса, все стадии судопроизводства и результаты правоохранительной деятельности.

Основываясь на тщательно разгруппированном материале, статистический анализ позволяет получить представление о структуре гражданских судебных дел, выявить тенденцию в динамике отдельных правонарушений (уменьшении или, наоборот, увеличении случаев данного правонарушения). Статистический анализ позволяет также характеризовать все стадии гражданского процесса, даёт возможность судить об эффективности деятельности правоприменительных органов по борьбе с гражданскими правонарушениями.

Все суждения об исполнении судебных решений, направленных на восстановление нарушаемых прав граждан и организаций, необходим статистический анализ деятельности судебных исполнителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ

 

Правовая статистика играет существенную роль в деле борьбы с нарушениями законности, в улучшении деятельности суда, прокуратуры и органов МВД. Статистические материалы используются прежде всего для оперативного руководства этих органов в целях контроля и выявления положительных и отрицательных сторон в их деятельности. Необходимо помнить, что учёт в области осуществления правосудия является одновременно и контролем над следственной и судебной практикой. Только посредством хорошо организованной правовой статистики можно установить, как работают суда, прокуратура, арбитражный суд, милиция и органы, приводящие приговор в исполнение. В соединении с другими материалами статистические показатели представляют важный источник анализа работы юстиции России. Позволяя установить основные тенденции в этой работе, статистика помогает выявить наиболее типичные недостатки и принять меры к их ликвидации.

Следует также иметь в виду использование материалов правовой статистики в работе по совершенствованию законодательства. Разработка проектов законов в области уголовного, гражданского и административного права и процесса, а также судопроизводства не может обойтись без целого ряда показателей, освещающих распространенность конкретных видов нарушений, практические применения действующего законодательства. Иллюстрируя своими данными практику применения тех или иных законов, характеризуя движение определённых нарушений, правовая статистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецелесообразность действия в данный период конкретного закона, его эффективность. Отсюда может возникнуть необходимость установления новых форм борьбы с определёнными нарушениями.

Огромная роль правовой, точнее уголовной статистики в деле изучения и предупреждения преступности. Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать.

Современный уровень статистического анализа хозяйственных правонарушений и преступлений не отвечает потребностям борьбы с ними, особенно за период к рыночным отношениям. Эта отрасль правовой статистики не выделена даже в учебниках. Существующие формы статистического наблюдения и методы изучения количественной стороны убытков от экономических правонарушений неадекватно отображают общий размер первых и распространённость последних.

Ныне существует несколько обособленных систем учёта хозяйственных правонарушений. Он осуществляется Комитет статистики, министерством юстиции и внутренних дел, Генеральной прокуратурой России, Высшим арбитражным судом, налоговой администрацией, таможенной службой, другими министерствами и ведомствами. Правоохранительными органами учитываются суммы убытков, причинённых вследствие совершения экономических преступлений: суммы убытков по данным обвинительного заключения, суммы, погашенные на стадии предварительного расследования; суммы, присуждённые судом к уплате. Но даже эти убытки подлежат самостоятельному учёту в разных ведомствах: органах внутренних дел, юстиции, прокуратуры. Такое положение не даёт возможности произвести их суммарную оценку.

Нарушение договорных обязательств наиболее широко учитываются статистикой арбитражного суда, которая достаточно тонко отображает споры, возникающие при заключении и исполнении хозяйственных договоров, вопроса об ответственности за хозяйственные правонарушения и их профилактики. Но характер и размер убытков в документах первичного учёта фактически не фиксируется.

Ведомственная статистика далеко не так глубоко отображает споры, возникающие при заключении и исполнении договоров, контрагентами по которым выступают организации одного и того же ведомства, а тем более размер вреда, причинённого вследствие нарушения обязательств. Не выходят за пределы ведомственных границ и претензионная служба юридических отделов в народном хозяйстве.

В Комитете статистики фиксируются добровольно уплаченные поставщиками штрафные санкции, которые дают возможность более тонко регистрировать все случаи неисполнения хозяйственных договоров, судить об эффективности претензий. Однако эти сведения остаются в стенах Комитета, что исключает возможность анализа уровня и динамики сумм, добровольно уплаченных контрагентами, виновными в нарушении обязательств.

Таким образом, каждое ведомство с помощью своих программ наблюдения изучает хозяйственные правонарушения только с какого-то одной стороны. Государственного органа, который бы обобщал, а тем более анализировал всю информацию об убытках от совершения экономических преступлений и других правонарушений в сфере хозяйствования и нарушения договорной дисциплины, нет. Отсутствуют и единые, научно обоснованные программы такого наблюдения.

Единую систему учёта и отчётности правоохранительных органов, арбитражного суда, налоговой администрации, таможенной службы можно было бы создать путём объединения существующих программ наблюдения в одно целое. Она должна включать также сведения об убытках в хозяйстве, причинённых хищениями, выпуском недоброкачественной продукции, нарушениями договорной дисциплины и т.д. Понятно, что статистическая отчётность не может охватить все основания хозяйственных споров, но данные о причинённых убытках должны быть отражены в документах первичного учёта.

Хозяйственно-правовая статистика не может не охватывать и внешнеэкономическую деятельность предприятий и хозяйственных объединений. Результаты экспортно-импортных операций влияет на формирование фондов экономического стимулирования и валютных отчислений. Предприятия часто оставляют выручку в валюте за границей. Поэтому необходимость подлежащего учёта и контроля в этом вопросе не вызывает сомнений. Показатели нарушений российскими предприятиями внешнеторговых договоров с указанием их оснований и видов должны быть более обоснованными и шире фиксироваться хозяйственно-правовой статистикой, чем это имеет место ныне.

Конечно, далеко не все возможные показатели необходимо включать в хозяйственно-правовую статистику, а только те, которые характеризуют именно хозяйственные правонарушения и размер ущерба, причинённого субъекту хозяйственной деятельности или государству. Отчётность арбитражного суда, правоохранительных и некоторых других органов даёт определённое представление о размере причинённых правонарушениями убытков, но в связи с ведомственной разделённостью, несогласованностью показателей сравнительный анализ в разных отраслях экономики невозможен. Нет возможности провести такой анализ, выявить причины и условия этих правонарушений и по отдельным регионам.

Таким образом, ведомственный принцип организации хозяйственно-правовой статистики не даёт возможности проводить комплексный анализ хозяйственных правонарушений и не позволяет в полной мере использовать этот действенный, эффективный способ укрепления законности в хозяйственных отношениях.

Большее повышение качества хозяйственно-правовой статистики должно базироваться на чётком размежевании её функций и задач с функциями и задачами экономической статистики. Система данных последней характеризует экономическую, финансовую, производственную деятельность субъектов хозяйствования. А хозяйственно-правовая статистика должна воспроизводить уровень соблюдения законности и правопорядка в сфере хозяйственной деятельности. Она имеет не столько экономический характер, сколько контролирующий, т.е. даёт возможность обществу и государственным органам контролировать качественные последствия некоторых экономических процессов и своевременно принимать решения по их устранению.

По мнению А.Кальмана, глубокий и всесторонний учёт всех факторов экономической преступности, а также других правонарушений в разных отраслях хозяйствования (за которыми, как показывают научные исследования, тоже скрываются экономические преступления) возможен только на основе единой централизованной хозяйственно-правовой статистики. Поэтому Комитет статистики должен был бы разработать единые бланки первичного учёта и отчётности по этим правонарушениям, обязательные для всех правоохранительных, контролирующих органов и субъектов хозяйственной деятельности. Это даёт возможность органам власти и управления более оперативно и эффективно проводить работу по профилактике таких правонарушений и выявлять факторы, которые их определяют. Обычно, в полном объёме это задание может быть решено только с помощью машинной обработки первичных документов статистической отчётности, а такую возможность имеет в полном объёме только Комитет статистики.

Но совершеннейшая статистическая отчётность не исключает необходимости проведения специально организованных исследований, которые дают возможность углублять и дополнять обычную статистическую информацию. Для организации полномерных социологических и статистических исследований экономических предприятий и правонарушений, указывает А.Кальман, целесообразно создать при Комитете статистики научно-исследовательскую лабораторию (группу), привлечь к работе в ней специалистов разного профиля — юристов, экономистов, финансистов, социологов.

Во всех развитых странах размер убытков от экономических правонарушений и их причины тщательно изучаются и анализируются как на правительственном уровне, так и в научных учреждениях. Мы же пока не можем даже приблизительно подсчитать, сколько теряет государство от этих правонарушений.

Организация единой централизованной системы хозяйственно-правовой статистики в России дала бы возможность выявить наиболее уязвимые места в правовом регулировании, экономическом обороте и экономике страны в целом, содействовала бы предотвращению хозяйственных правонарушений и преступлений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Блувштейн Ю.В. Личность преступника как предмет криминалистического исследования. В сб.: «Вопросы борьбы с преступностью», Вып. 13. – М: Юридическая литература, 1971.
  • Гернет М.Н. Моральная статистика / Избранные произведения. М., 1974.
  • Громыка Г.Л. Теория статистики. –М.: Инфра-М, 2003.
  • Кальман А. Хозяйственно правовая система — средство предотвращения экономических правонарушений. Киев, 1995, N 1.
  • Корнев С.А. Юридическая статистика.–М.: Юристъ, 2000.
  • Кузьмичева С.К., Саламаха Г.И. Статистика. Учебное пособие в 2-х частях. Часть 1-я. Горький. ВШ МВД СССР, 1979.Лунев В.В. Юридическая статистика.–М.: Юрист, 2003.
  • Остроумов С.С. Правовая статистика.–М.: Юридическая литература, 1986.
  • Правовая информатика и кибернетика / Под ред. Н.С. Полевого. М., 2003.
  • Правовая статистика / Под редакцией Осетрова И.А., –М.: Юрид. лит., 1980.
  • Правовая статистика / Под редакцией Яковлевой З.Г. -М.: Юрид. лит., 1986.
  • Савюк Л.К. Правовая статистика.–М.: Юристъ, 2003.
  • Фирсова А.В. Правовая статистика. / Под ред. И.Л. Кофф. –М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.7MB | MySQL:122 | 1,627sec