Статистика туризма

<

100713 0208 1 Статистика туризма 1.1. Понятия, задачи социальной статистики культуры, туризма и отдыха

 

1.1.1. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма

 

Показатели этой сферы характеризуют поведение людей. К ним относятся показатели: распространенности того или иного вида деятельности (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивности деятельности. Среди них можно выделить три группы показателей. Первая группа охватывает:

среднюю частоту посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;

распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т. д.;

процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза

в месяц, квартал, полгода, год.

Показателями второй группы являются:

доля оплаты данных услуг в бюджете различных категорий домохозяйств;

структура оплаченных населением платных услуг. Третья группа включает показатели:

институционную активность населения по созданию новых театральных, клубных коллективов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т. д.;

участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи.

К сожалению, третья группа показателей не отражена в материалах государственной статистики.

 

 

1.1.2. Показатели музейного обслуживания населения

 

К музеям относятся научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов. Музеи подразделяются территориально (республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские) и по профильным типам: исторические, художественные, литературные, естественно-научные, технические, архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповедники, отраслевые и пр. Статистическими показателями деятельности музеев являются:

число единиц хранения основного музейного фонда с распределением их по видам (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.);

число экспонатов в экспозициях;

количество выставок;

численность посетителей;

показатели кадрового состава работников музея;

размер музейных площадей, в том числе занятых под экспозициями;

поступление и использование новых поступлений.

Музейные экспозиции распределяются последующим тематикам: искусствоведческие, исторические и археологические, краеведческие, естественно-научные, научно-технические, комплексные, отраслевые и др. Памятники истории и культуры (объекты недвижимости) подразделяются на-следующие виды: археологии, истории, искусства, градостроительства и архитектуры.

На основе статистической отчетности музеев фиксируется состав музейных коллекций, оценивается доля демонстрировавшихся на выставках экспонатов, доля музейных площадей, занятая под экспозициями, и др. Приведем данные, характеризующие распределение экспонатов по видам по двум крупнейшим музеям Санкт-Петербурга: Государственному Эрмитажу и Государственному Русскому музею — ГРМ.

Одним из подходов к анализу данных, отражающих деятельность музеев, является построение социально-экономической нормали, например следующей:

100713 0208 2 Статистика туризма

Это позволяет перейти к следующей индексной системе, характеризующей разложение валового (чистого) дохода музея на следующие факторы:

100713 0208 3 Статистика туризма

где D — валовой (чистый) доход;


П — число посещений музея;


Т — численность работников на 1000 посещений:


100713 0208 4 Статистика туризма — доля научных работников и экскурсоводов в численности работников;


М — площадь
музея, занятая под экспозициями в среднем на одного научного сотрудника и экскурсовода;


Э — число экспонировавшихся экспонатов в среднем на единицу площади музея, занятой под экспозициями;

У — удельный валовой (чистый) доход в среднем на 1000 экспонировавшихся экспонатов.

 

1.2.3. Показатели деятельности в области распространения культуры и спорта

 

Деятельность в области распространения культуры охватывает работу Дворцов и Домов культуры, Домов творческих работников и учителей, центры досуга, организующие досуг населения, и деятельность коллективов самодеятельного народного творчества.

Государственная статистика учитывает общее число клубных формирований, проведенных культурно-досуговых мероприятий и посетителей на них; численность и образовательный уровень работников культуры и материально-техническую базу клубных учреждений.

Статистическая отчетность учреждений физической культуры и спорта содержит данные о числе спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортзалах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и баскетбольных площадках и др.), их единовременной вместимости, пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе.

 

1.1.4. Статистика искусства

 

Статистика искусства осуществляет сбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров.

Профессиональный театр имеете своем составе творческий коллектив театрального искусства (профессиональную труппу актеров), являющийся юридическим лицом. В статистике выделяются следующие виды театров: оперы и балета, музыкальные, драматические, музыкально-драматические, детские и юного зрителя. К показателям деятельности театров относятся: число театров по жанрам на конец года, число спектаклей и зрителей, материально-техническая база, сумма сборов, коммерческая вместимость зрительного зала. Различают показатели общей и коммерческой вместимости зрительного зала. Коммерческая — характеризуется числом мест, на которые поступили в продажу билеты (за исключением служебных мест). Посещаемость спектакля измеряется численностью зрителей, которая определяется по количеству проданных билетов, и вычисляется по каждому спектаклю, киносеансу, концерту, в целом по зрелищному предприятию или их группе в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения, проживающих на данной территории). Наполняемость зрительного зала театра рассчитывается делением посещаемости на общую пропускную способность (общую вместимость) и выражается в процентах.

Киновидеопрокат – вид организационно-культурной деятельности, осуществляемой киновидеопрокатными организациями по обеспечению продвижения отечественных и зарубежных киновидеофильмов, их рекламированию, созданию условий для показа населению новых кинолент и выпусков прошлых лет, формированию и хранению фильмофонда, контролю за его техническим состоянием и эффективным использованием.

Показ кинофильмов может осуществляться в кинотеатрах [здание, оборудованное стационарной киноустановкой или киноустановками (комплексом оборудования для демонстрации кинофильма)]. Киноустановки подразделяются на стационарные (аппаратура которых смонтирована в специально оборудованном помещении кинотеатра, клуба) и передвижные, аппаратура которых устанавливается на время показа кинофильма. Киноустановки, демонстрирующие фильмы с продажей билетов зрителям, представляют статистическую отчетность по следующим показателям: число проведенных киносеансов для взрослых и детей; число зрителей и валовой сбор средств, число дней работы и простоев киноустановки и причины последних.

Для проведения анализа деятельности киноустановок может быть использована следующая система взаимосвязанных показателей:

100713 0208 5 Статистика туризма

Киностудии и студии звукозаписи представлены статистическими показателями, характеризующими выпуск кинофильмов: выпуск полнометражных и короткометражных фильмов с различной продолжительностью показа. Полнометражные кинофильмы подразделяются на художественные, документальные и научно-популярные. Короткометражные кинофильмы подразделяются на художественные и мультипликационные (включая телевизионные), документальные, научно-технические и учебные.

 

1.1.5. Статистика туризма

 

В мировой практике индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся сфер экономики. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.

В 1996 г. в России разработана и принята Федеральная целевая программа по развитию туризма, которой предусматриваются проведение активной государственной политики по защите прав путешественников, интересов производителей и отечественного туристического продукта и поддержка внутреннего и выездного туризма. Главная цель программы заключается в создании современного конкурентоспособного туристического комплекса.

На первом этапе (1996 – 1998 гг.) реализации программы разрабатывались и проводились мероприятия по формированию нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения и развития материальной базы туристических объектов. На втором этапе (1999 – 2005 гг.) предусматриваются создание современной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизация материальной базы, активизация строительства новых объектов и средств размещения, туристической инфраструктуры: транспорта, связи, торговли, общественного питания, сельского хозяйства, производства товаров, страхования, финансового, медицинского и экскурсионного обслуживания.

Под туризмом понимается деятельность путешествующих лиц, находящихся за пределами их обычной среды для отдыха, деловых и прочих целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания на период менее года. Различают внутренний (по территории данной страны), национальный, включающий внутренний и выездной, и международный, объединяющий въездной и выездной туризм.

Статистическое описание туристической деятельности включает два взаимосвязанных потока информации: со стороны спроса и со стороны предложения. Первый поток связан с обследованием туристов (дневниковым методом, проведением обследований при пересечении государственной границы, в популярных туристических местах, на транспортных маршрутах), изучением бюджетов домохозяйств (расходы на поездки и прием родственников и знакомых), а также отдельных категорий путешествующих (студентов, школьников, предпринимателей, спортсменов и др.). Второй информационный поток описывает туризм со стороны институционных единиц: переписи, статистическая отчетность или выборочные обследования турфирм, средств размещения, данные ведомственной статистики (Таможенного комитета РФ и Центрального банка РФ на основе платежного баланса).

Рассмотрим основные понятия, классификации и системы показателей, отражающие каждый информационный поток.

К наиболее распространенным факторам спроса на туристические услуги относятся следующие: половозрастной состав, образование, объем и структура свободного времени и платежеспособность населения, психология поведения и стиль потребления. При психолого-поведенческом сегментировании потребителей туристических услуг выделяются следующие типы потребителей:

отпускники, предпочитающие пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт;

отпускники, предпочитающие поездки на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений, общество, флирт, удовольствия;

отпускники, предпочитающие активный отдых, пешие походы;

спортивные туристы;

любители приключений;

любознательные туристы, цель которых образование и осмотр достопримечательностей.

К наиболее распространенным группировкам туристов относятся их распределение по целям поездки и по странам въезда и выезда, по продолжительности проживания. Всемирная туристическая организация рекомендует выделять следующие цели поездки: проведение досуга, отдыха; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные поездки; лечение и посещение курортов; посещение религиозных мест и паломничество. Российская таможенная статистика дифференцирует международные поездки на служебные, туристические, частные, транзит и обслуживающий персонал; по странам выезда и въезда; по видам используемых транспортных средств.

К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспозицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: наличие загранпаспорта, визы, билеты, путевки.

С позиции предложения туристических услуг основными субъектами статистического изучения выступают турфирмы и средства размещения. В практике государственной статистики туризм в качестве самостоятельной отрасли не выделяется, а в качестве подотрасли входит в состав хозяйственной отрасли «здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» (в соответствии с ОКОНХ) и включает туристические гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро путешествий. Однако большая часть крупных гостиниц относится к хозяйственной отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство» (по ОКОНХ). Выделение туризма как вида деятельности или чистой отрасли также затруднено. В соответствии с ОКДП выделяется чистая отрасль Н: «Гостиницы и рестораны», а деятельность турагентов, бюро путешествий и экскурсий относится к разделу I: «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи».

К туристическо-экскурсионным услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:

I. Туристические услуги:

услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;

туристический отдых и путешествия по турмаршрутам;

туристические походы выходного дня;

услуги для делового туризма;

рекламно-информационные услуги;

услуги по предоставлению мест проживания;

прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов).

II. Экскурсионные услуги:

реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий;

экскурсии, которые подразделяются:

по видам – обзорные, тематические, музейные, пешеходные;

по месту проведения – городские, загородные, на маршрутах выходного дня;

по видам используемых транспортных средств – теплоходные, авиационные, автобусные и прочие.

Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели: число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров); численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания); основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно или периодически предоставляющие туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две категории средств размещения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц в семье, а все места подчиняются единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пассажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и неарендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения.

К статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, общая площадь (площадь номеров и подсобных помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и дифференцирование для российских и иностранных граждан, прибывших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.

Учет движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, заселенных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет проанализировать использование номерного фонда гостиницы. Единицей учета выступает один место-день, за который принимается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за каждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели:

100713 0208 6 Статистика туризма

Эффективность деятельности фирм в сфере туризма может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых поступлений) и социально (рост занятости при росте спроса на туристические услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно охарактеризовать на основе следующей системы показателей:

100713 0208 7 Статистика туризма

100713 0208 8 Статистика туризма,

где Д — доход от основной деятельности;

Т — численность занятых;

Н — нагрузка на персонал — число обслуженных туристов в среднем на одного занятого;

П — длительность пребывания туриста;

У — удельная доходность за один место-день.

Система показателей в сфере туризма включает следующие основные разделы:

показатели спроса на туристические услуги;

показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);

показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов;

показатели производства туристических услуг и их реализации;

показатели финансового состояния и эффективности туризма;

макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).

Малоизученным направлением в сфере туризма является обобщение результатов деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:

1. Комплексные поездки, пакеты услуг на отдых, комплексные туры.

2. Размещение.

3. Питание и напитки.

4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).

5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.

6. Посещение магазинов.

7. Прочие расходы (финансовые, медицинские и образовательные услуги, дорожные расходы).

Первая «Модель соотношения расходов» построена на соотношении данных, характеризующих расходы на размещение туристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:

сбор данных о поступлениях от номеров в коллективных средствах размещения;

обследование расходов посетителей с выделением расходов на проживание в исследуемых средствах размещения;

вычисление коэффициента соотношения общих расходов посетителей к расходам на гостиничный номер;

поступления от номеров в коллективных средствах размещения умножаются на коэффициент. В результате получается общая сумма расходов посетителей в данном регионе. Вторая «Модель стоимостного коэффициента расходов» строится на основе совмещения данных, полученных в результате обследования домашних хозяйств и учета стоимости действующих тарифов на услуги по обслуживанию туристов. Порядок расчетов по этой модели следующий:

1. На основе обследования домохозяйств определяются такие показатели:

число лиц в путешествующей группе;

сезон года, в который осуществлена поездка;

продолжительность ночевок по видам размещения;

расстояние, покрытое в средствах транспорта.

2. Учет стоимости тарифов на туристские услуги включает:

стоимость одной ночевки в коллективном средстве размещения в посещаемом месте;

стоимость перелета на самолете из места происхождения поездки в место назначения;

стоимость проезда 1 км в арендуемой или личной автомашине;

средняя стоимость приема пищи в посещаемом месте.

3. Умножением соответствующих показателей (1 и 2) получают оценку расходов посетителей на туристское обслуживание.

Составлением общей суммы расходов посетителей туристов с их числом, соотношения доходов, прибыли и налоговых поступлений от туристической сферы и занятости в ней проводится социально-экономическая оценка эффективности развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных возможностей для развития туристической индустрии.

5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.

6. Посещение магазинов.

7. Прочие расходы (финансовые, медицинские и образовательные услуги, дорожные расходы).

Первая «Модель соотношения расходов» построена на соотношении данных, характеризующих расходы на размещение туристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:

сбор данных о поступлениях от номеров в коллективных средствах размещения;

обследование расходов посетителей с выделением расходов на проживание в исследуемых средствах размещения;

вычисление коэффициента соотношения общих расходов посетителей к расходам на гостиничный номер;

поступления от номеров в коллективных средствах размещения умножаются на коэффициент. В результате получается общая сумма расходов посетителей в данном регионе. Вторая «Модель стоимостного коэффициента расходов» строится на основе совмещения данных, полученных в результате обследования домашних хозяйств и учета стоимости действующих тарифов на услуги по обслуживанию туристов. Порядок расчетов по этой модели следующий:

1. На основе обследования домохозяйств определяются такие показатели:

число лиц в путешествующей группе;

сезон года, в который осуществлена поездка;

продолжительность ночевок по видам размещения;

расстояние, покрытое в средствах транспорта.

2. Учет стоимости тарифов на туристские услуги включает:

стоимость одной ночевки в коллективном средстве размещения в посещаемом месте;

стоимость перелета на самолете из места происхождения поездки в место назначения;

стоимость проезда 1 км в арендуемой или личной автомашине;

средняя стоимость приема пищи в посещаемом месте.

3. Умножением соответствующих показателей (1 и 2) получают оценку расходов посетителей на туристское обслуживание.

Составлением общей суммы расходов посетителей туристов с их числом, соотношения доходов, прибыли и налоговых поступлений от туристической сферы и занятости в ней проводится социально-экономическая оценка эффективности развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных возможностей для развития туристической индустрии.

 

1.2. Методы изучения статистики культуры, туризма и отдыха

 

Статистика рекреации и досуга включает два взаимосвязанных потока информации. Первый поток характеризует потребителей рекреационных услуг: их ориентации и предпочтения, объем потребляемых услуг и частоту, периодичность их использования, расходы на потребление таких услуг. Второй поток информации описывает рекреационные и досуговые услуги со стороны предложения: дает характеристику фирм и физических лиц, занятых оказанием таких услуг.

Первый поток информации содержит изучение бюджетов времени населения, в которых определяются объем свободного времени, основные (приоритетные) виды досуга и отдыха, дифференциация потребляемых услуг по социально-демографическим группам населения. К сожалению, государственная статистика уже более 10 лет не проводит такие исследования. При выборочных обследованиях по отдельным группам населения (например, с различной покупательной способностью) изучается избирательность в потреблении услуг досуга и отдыха, выявляются объем потребляемых услуг, предпочтения и предполагаемые намерения по их выбору. В зарубежных исследованиях использование таких услуг различными категориями потребителей связывается с доходами фирм, что позволяет учитывать данную информацию при проведении рекламных кампаний и для уточнения системы нормативов и льгот по налогообложению учреждений рекреационной сферы.

Второй поток информации включает сбор данных, построение регистров субъектов деятельности и разработку классификаций досуговых и рекреационных услуг, а также расчет обобщающих показателей. В статистике данной сферы наиболее распространены частные системы показателей, характеризующие каждый отдельный вид деятельности (библиотек, музеев, кинотеатров, театров и др.). Многообразие показателей затрудняет получение сводных итогов, изучение структуры занятости, распределения материальных и институционных ресурсов, возможности их мобильного использования в соответствии с соотношением в тенденциях спроса и предложения. К сводным экономическим показателям распространенности, предложения и состава услуг досуга и отдыха относятся следующие: среднесписочная численность работников, фонд оплаты труда, число учреждений, стоимость основных фондов, объем (стоимость) платных услуг, оказанных населению, численность посетителей (зрителей).

Сбор и обобщение информации по фирмам досуговых и рекреационных видов деятельности затруднены также многообразием форм собственности, организационно-правовой спецификой, их изменчивостью в условиях нестабильного рынка. Поэтому наиболее точным методом учета фирм становится перепись, проводимая раз в 10 лет. Данные собираются на основе предоставленной государственной статотчетности в статистические службы.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) деятельность по организации распространения информации, культуры, спорта, отдыха и развлечений включает следующие разделы:

деятельность в области кино, радио, телевидения, театра и прочих видов искусства, связанных с распространением культуры;

деятельность библиотек, музеев и деятельность в области культуры;

спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений.

Подробнее состав платных услуг досуга и отдыха разработан в Общероссийском классификаторе платных услуг, оказываемых населению (ОКУН). Начиная с 1992 г. российская государственная статистика ведет учет тарифов и вычисляет индекс тарифов на платные услуги, оказанные населению, в целом и по отдельным видам услуг (перечень услуг- представителей достаточно ограничен). Это дает возможность рассчитывать индекс физического объема услуг, оказанных населению:

Однако продолжают оставаться малоразработанными проблемы статистического измерения бесплатно предоставляемых услуг в сфере досуга и отдыха (или на льготных основаниях), а также оптимального соотношения платных и бесплатных услуг.

Традиционно обеспеченность населения сетью учреждений, предоставляющих рекреационные и досуговые услуги, различна в городе и в сельской местности, по территории страны. Отсюда важным аспектом анализа выступают территориальное размещение и финансирование субъектов по распространению информации, культуры, искусства, спорта и отдыха из бюджетов различного уровня с целью сохранения и пополнения национального достояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И ОТДЫХА ЗА 1994 – 2004 ГГ. НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

2.1. Основные показатели развития культурного и курортно-туристического комплекса Краснодарского края

 

В пределах РФ нет другого района как Краснодарский край с таким разнообразием условий для развития многих видов современного туризма, но используется 10—11% потенциальной емкости для отдыха и восстановления здоровья. Причем, в силу известных обстоятельств, произошло значительное сокращение и того, что было в свое время уже вовлечено в производство.

Следует лишь подчеркнуть, что в составе рекреационных ресурсов региона особое место занимают этнокультурные ресурсы. Культура многочисленных этносов Краснодарского края уникальна. Знакомство туристов с нею, ее разнообразными формами и содержанием может иметь не только познавательный эффект, но и послужит укреплению взаимопонимания между этносами, росту взаимоуважения и сближению позиций в определении духовных ценностей современного мира.

С познавательной точки зрения здесь интересно все: от быта, традиций, философии, религии, народного эпоса до внутрисемейной этики, формирующей поведение и жизненные принципы подрастающего поколения. Это помогло бы многим избавиться от интуитивного чувства отчуждения и ксенофобии.

Краснодарский край был и остается комплексным центром туризма а России, располагающим разветвленной сетью самых разнообразных предприятий, специализирующихся на организации санаторно-курортного лечения, оздоровительного морского, водного, горно-спортивного и экскурсионно-познавателыюго отдыха.

По самым скромным оценкам, в Краснодарском крае сконцентрировано до 40% мест в санаторно-курортных и курортных учреждениях и примерно около 60% всех отдыхающих Российской Федерации.

Краснодарский край — один из старейших рекреационных центров России, возникновение которого относится к концу XVIII в. На сегодняшний день (начало XXI в.) здесь можно выделить один из крупнейших районов края, Северного Кавказа, юга России с отчетливо выраженной и только формирующейся специализацией – Причерноморский курортно-оздоровительный с преобладанием пансионатов, домов отдыха и санаториев круглогодичного действия.

На долю края приходится примерно 70% всех рекреационных предприятий и свыше 65% мест размещения. Именно в этих двух подразделениях региона туризм достиг уровня народнохозяйственной отрасли с существенным удельным весом в производстве валового внутреннего продукта в виде услуг отдыха, восстановления и профилактики здоровья.

Даже в пору расцвета туризма и санаторно-курортного лечения на эти края приходилось 53,6% доходов от туризма всего Северного Кавказа.

 

Таблица 1

Мощность и структура рекреационного комплекса Краснодарского края за период с 1995 по 2003 г.г.

 

Вид учреждения

 

1995 

 

1997 

 

1999 

 

2001 

 

2003 

Санатории и пансионаты с лечением

151

139

136

129

145

Санатории-профилактории

15

12

12

11

13

Дома отдыха и пансионаты

95

92

91

87

101

Базы отдыха

291

270

269

251

281

Тургостиницы, турбазы, туркемпинги

44

38

38

24

41

Всего 

596 

551 

546

502

581

 

В 1998 г. в Краснодарском крае учреждения рекреационного комплекса завершили с убытком 59,9 млн р. (за исключением санаториев, которые в целом получили 20,1 млн р. прибыли).

В Краснодарском крае создан в прошлом мощный комплекс из 1 200 санаториев, пансионатов, баз отдыха, турбаз, оздоровительных лагерей, тургостиниц общей вместимостью 250 тыс.чел. Только одних баз отдыха и 1990 г. насчитывалось 510, основная часть которых концентрируется в бухте Инал на территории Туапсинского района, в Широкой Балке и Озерейке под Новороссийском. в Темрюкском, Приморско-Ахтарском, Ейском и других районах. Однако на начало 1998г. из 250 тыс. мест в здравницах и прочих учреждениях ТРК края осталось всего лишь 145,7 тыс.(58%), число отдохнувших составило всего 1,4 млн чел.. а общий коэффициент использования койко-мест составил всего лишь 36,1%. При этом более половины предприятий комплекса были убыточными.

Общее представление о состоянии Краснодарского рекреационного комплекса могут дать показатели табл. 2.

Таблица 2

Основные показатели территориального рекреационного комплекса (данные по совокупности санаторий, пансионатам лечения и отдыха, домам и базам отдыха и прочим предприятиям, включая тургостиницы, турбазы и т.д.) Краснодарского края за период с 1995 по 2003 г.г.

Показатель

1995 

1997 

1999 

2001 

2003 

Число койко-мест

125451

136652

145743

151841

195481

Число отдохнувших

1012538

1376187

1387278

1975456

2415105

Сумма от реализации путевок, млн. р.

1654

1998

2301

4614

8841

Коэффициент использования мест, %

31

34

36

74

87

Уплачено налогов в бюджет, млн. р.

174

215

246

281

614

Инвестиции в основной капитал, млн. р.

164

184

202

254

455

Основные фонды, млн.р.

6984

7154

7612

7985

12141

Численность работников

43617

49510

54460

56851

81510

В Краснодарском крае лечебные учреждения являются экономической основой туристическо-реакреционного комплекса.

Пик кризиса в рекреационном комплексе Краснодарского края был зафиксирован в 1997 г. В 1998 г. стоило подорожать доллару, как коэффициент заполняемости мест в причерноморских здравницах края подскочил к 70 – 75% в 1999 г., а в 2000 г. еще до начала сезона летних отпусков заявки на размещение достигли своего максимума. Ремонт и новое строительство учреждений лечебного характера и предназначенных для отдыха проводились и до валютно-финансового кризиса 1998 г., а после кризиса эти работы приобрели масштабный характер. Введены в эксплуатацию оздоровительные комплексы «Надежда», «Молния», «Витязь», «Пик-отель» и др. Курортно-оздоровительный комплекс «Запсибгазпром». «Ямал» с двумя жилыми корпусами, лифтом на берег моря, поликлиники с самым современным оборудованием, четыре базы отдыха с горнолыжными трассами, четырехзвездочный отель («Молния»), аквапарк «Дельфин» (комплекс водных аттракционов и широчайший выбор услуг на 4 га в устье р.Небуг) – все это в пределах Туапсинского района.

Здесь же круглогодично функционирует пансионат «Орбита» с теннисными кортами, спортивными площадками, специализированным боксерским залом и открытым рингом для проведения спортивных сборов юношеских сборных России по боксу, метанию молота, гандболу. Санаторий «Зорька» (с.Небуг-1), яхтклуб «Торнадо» с искусственной гаванью, способной принять до сотни яхт среднего класса, эллинги (ремонтные мастерские), мощный гостиничный комплекс (пос. Новомихайловский). Яхтклуб – кооперативное предприятие в составе гостиничного комплекса Новочеркасского электровозного завода. Пансионат «Смена» – собственность ОАО «Роснефть –Туаспенефтенродукт» Все эти изменения ставят Туапсинский район по насыщенности предприятиями турбизнеса на второе место (вместе с Анапой) в крае после Сочи, (на третьем – Геленджик).

В пределах края находятся два курортных центра федерального уровня. Оба с четко выраженной рекреационном специализацией, имеют элитарный характер. В Анапе функционируют 175 здравниц – в 2 раза больше, чем во всех городах-курортах Кавказских Минеральных Вод. общей вместимостью до 40 тыс.чел., и том числе 27 здравниц на 14 тыс. мест могут принимать гостей круглый год. Это традиционно детский курорт, однако 40 км его песчаных и К) км галечниковых пляжей позволяют удвоить количество отдыхающих здесь детей и взрослых.

Детский отдых в крае обеспечивают также свыше 55% здравниц Туапсинского района. В 2000 г. дети составили до трети всех отдыхающих в районе. Здесь функционируют известные санатории «Зорька», «Золотой колос», пансионаты «Небуг», «Гизель-Дере», «Нефтяник Сибири» и всероссийский пионерлагерь «Орленок».

Одна из причин сохранения, а затем быстрого продвижения работ по восстановлению и дальнейшему развитию причерноморских здравниц, в частности Сочи, —это реализация федеральных программ и постановлений, согласно которым администрации города было предоставлено право оставлять а бюджете города налоги, собираемые ни территории. Поэтому, несмотря на очень трудное время, в Сочи реконструкция и строительство санаторно-курортных и туристических предприятий продолжались, хотя и снизились до чрезвычайно низкого уровня. В числе наиболее пострадавших были ведомственные объекты министерств и ведомств, подвергшиеся реформированию. Такие предприятия перешли на баланс города, создав ему дополнительные финансовые трудности, поскольку они имели значительный удельный вес в составе рекреационных предприятий города, то положение на грани банкротства способствовало росту социальной напряженности.

В последнее время туристическо-реакреционный комплекс Причерноморья Краснодарского края практически добился больших успехов, хотя значительное сокращение числа учреждений (особенно мелких ведомственных баз отдыха) еще не позволило восстановить число отдыхающих на уровне доперестроечного времени.

К основным показателям, относящимся к статистике культуры Краснодарского края относят число музеев, театров, парков, библиотек и количество, воспользовавшихся услугами данных культурных учреждений и число посетителей данных учреждений.

Таблица 3

Статистические показатели, характеризующие развитие культурного комплекса Краснодарского края

Показатель

1995 

1997 

1999 

2001 

2003 

Музеи

56

38

34

39

40

Число посетителей музеев, тыс. чел. 

851 

784 

686 

701 

784 

Библиотеки, включая филиалы

302

289

271

238

245

Число посетителей библиотек 

3541 

3658

4150

3895

4874

Парки культуры и отдыха

66

59

59

63

65

Число посетителей парков 

1584 

1687 

<

1469 

1874 

2101 

Театры, включая зооцирки и цирки, и др. музыкально-развлекательные учреждения

39 

38 

35 

39 

43 

Число посетителей музыкально-развлекательных учреждений 

2354 

2025 

2128 

2586 

2784 

 

На основе имеющихся данных перейдем к анализу динамики имеющихся показателей, характеризующих культурный и курортно-туристический комплекс Краснодарского края

 

2.2. Динамика развития культурного и курортно-туристического комплекса Краснодарского края

 

Проведем анализ динамики основных показателей развития культурного и курортно-туристического комплекса Краснодарского края, для чего необходимо рассчитать:

а) цепные и базисные абсолютные приросты;

б) цепные и базисные темпы роста и прироста;

в) абсолютное значение 1% прироста.

Средний уровень динамики рассчитывается по формуле


100713 0208 9 Статистика туризма (1)

где yi –уровень ряда в i –период;

n – интервальный ряд .

Абсолютный прирост определяется по формуле:

А
= yi – y0 (2)

А= yi – yi-1 (3)

где yi-1 –уровень ряда в предыдущий период.

y0
– начальный уровень динамического ряда;

Темп роста определяется по формуле, (%):

Трб = (yi / y0) *100 (4)

Трц = (yi / yi-1)*100 (5)

Темп прироста определяется по формуле (%):

Тnрб = Трб –100% (6)

Тnрц = Трц – 100% (7)

Расчеты ведем по указанным формулам. Результаты расчетов сведем в таблицу 4.

Таблица 4

Анализ динамики показателей культурного и курортно-туристического комплекса Краснодарского края

Показатель

1995 

1997 

1999 

2001 

2003 

Музеи 

56 

38 

34 

39 

40 

Aib

-18

-22

-17

-16

Aiц

-18

-4

+5

+1

Трib

68

60,7

69,6

71,4

Трiц

68

89,5

114,7

102,6

Тпib,

-32

-39,3

-30,4

-28,6

Тпiц

-32

-10,5

+14,7

+2,6

Число посетителей музеев, тыс. чел.

851 

784 

686 

701 

784 

Aib

-67

-165

-150

-67

Aiц

-67

-98

+115

+83

Трib

92,1

80,6

82,4

92,1

Трiц

92,1

87,3

102,2

111,8

Тпib,

    —    7,9

-2

-17,6

-7,9

Тпiц

-7,9

-19,4

-17,6

-7,9

Продолжение табл. 4

Показатель  

1995 

1997 

1999 

2001 

2003 

Библиотеки, включая филиалы

302 

289 

271 

238 

245 

Aib

-13

-31

-64

-57

Aiц

-13

-18

-33

+7

Трib

95,7

89,7

78,8

81,1

Трiц

95,7

93,8

87,8

102,9

Тпib,

-4,3

-10,3

-11,2

-18,9

Тпiц

-4,3

-6,2

-12,2

+2,9

Число посетителей библиотек, тыс. чел.

3541 

3658

4150 

3895 

4874 

Aib

-117

+609

+354

+1333

Aiц

-117

+492

-255

+979

Трib

103,3

117,2

110,0

137,6

Трiц

103,3

113,5

93,9

125,1

Тпib,

+3,3

+17,2

+10,0

+37,6

Тпiц

+3,3

+13,5

-6,1

+25,1

Парки культуры и отдыха 

66 

59 

59 

63 

65 

Aib

-7

-7

-3

-1

Aiц

-7

0

+4

+2

Трib

89,3

89,3

95,5

98,5

Трiц

89,3

100

106,7

103,2

Тпib,

-10,7

-10,7

-4,5

-1,5

Тпiц

-10,7

0

+6,7

+3,2

Число посетителей парков, тыс. чел.

1584 

1687 

1469 

1874 

2101 

Aib

+103

-115

+290

-517

Aiц

+103

-218

+405

+227

Трib

106,5

92,7

118,3

132,6

Трiц

106,5

87,1

127,6

112,1

Тпib,

+6,5

-7,3

+18,3

+32,6

Тпiц

+6,5

-12,9

+27,6

+12,1

Музыкально-развлекательные учреждения

39 

38 

35 

39 

43 

Aib

-1

-4

0

+4

Aiц

-1

-3

+4

+4

Трib

97,4

89,7

111,4

111,3

Трiц

97,4

92,1

111,4

110,3

Тпib,

-2,6

-10,3

+11,4

+11,3

Тпiц

-2,3

     

Число посетителей музыкально-развлекательных учреждений, тыс. человек

2354 

2025 

2128 

2586 

2784 

Aib

-329

-226

+232

+430

Продолжение табл. 4

Показатель

1995 

1997 

1999 

2001 

2003 

Aiц

-329

+103

+458

+198

Трib

86,0

90,4

109,9

118,3

Трiц

86,0

105,1

121,5

107,7

Тпib,

-14,0

-9,6

+9,9

+18,3

Тпiц

-14,0

+5,1

+21,5

+7,7

Общая численность пансионатов, санаториев, турбаз, тургостиниц и т.д.

596 

551 

546 

502 

581 

Aib

-45

-50

-94

-5

Aiц

-45

-5

-44

+81

Трib

92,5

91,6

84,2

97,5

Трiц

92,5

99,1

91,9

115,7

Тпib,

-7,5

-8,4

-15,8

-2,5

Тпiц

-7,5

-0,9

-8,1

+15,7

Число койко-мест 

125451 

136652 

145743 

151841 

195481 

Aib

+11201

+20292

+26390

+70030

Aiц

+11201

+9091

+6098

128,7

Трib

108,9

116,2

121,0

155,8

Трiц

108,9

106,7

104,2

128,7

Тпib,

+8,9

+16,2

+21,0

+55,8

Тпiц

+8,9

+6,7

+4,2

+28,7

Число отдохнувших на черноморском побережье

1012538 

1376187 

1387278 

1975456 

2415105 

Aib

+363649 

+374740

+962918

+1402567

Aiц

+363649

+11091

+588178

+439649

Трib

135,9 

137,0

195,1

238,5

Трiц

135,9

100,8

142,4

122,3

Тпib,

+35,9

+37,0

+95,1

+138,5

Тпiц

+35,9

+0,8

+42,4

+22,3

 

Таким образом, проследив динамику основных показателей культурного и курортно-туристического комплекса Краснодарского края за период с 1995 по 2003 год, можно сделать следующий вывод.

Число музеев в крае уменьшилась с 56 до 40. Но следует отметить, что наименьшее число их составило в 1999 году – 35 музея. В последнее время число музеев выросло по сравнению с 1999 годом на 6. Это связано с поддержкой городской и краевой администраций, которые направили финансовые средства на поддержание музейного фонда, хранителей исторической памяти края. При этом число посетителей музеев снизилось в 2003 году по сравнению с 1995 годом на 67 тыс. человек. Следует заметить положительную динамику роста числа посетителей музеев. Если по посещаемости был самым отрицательным 1999 год – всего 686 тыс человек (это на 165 тыс. меньше базового года).

В крае наблюдается снижение количества библиотек с 302 в 1995 до 245 в 2003 году. Это вероятно произошло за счет закрытия библиотечных филиалов в тех населенных пунктов, где численность населения значительно уменьшилась. В то же время следует отметить рост востребованности библиотечных услуг, это подтверждает значительный рост числа посетителей библиотек – на 1333 тыс. человек в год по сравнению с базовым (3541тыс. чел.).

Численность парков культуры и отдыха за исследуемый период практически не изменилось (+1). На протяжении исследуемого периода парки лишь закрывались на реконструкцию. Количество посетителей парков даже возросло с 1584 тыс. человек до 2101 тыс человек (абсолютный прирост составил 517 тыс. человек)

В крае наблюдается рост числа музыкально-развлекательных учреждений, среди которых цирки, театры, зооцирки и т.д. с 39 до 43. За это период самым крупным событием стало организация музыкального объединения «Премьера». Соответственно наблюдается увеличение посетителей данных учреждений с 2354 тыс. человек до 2784 тыс человек, то есть прирост составил 18,3%.

Общая численность пансионатов, санаториев, турбаз, тургостиниц по сравнению с базовым годом уменьшилась на 5. В то же время в крае удалось не только сохранить курортно-туристический комплекс, но даже организовать и ввести в эксплуатацию несколько новых санаториев и пансионатов. Число койко-мест в них значительно увеличилось на 70030 или 55,8%. Это говорит о возросшем спросе на отдых на Черноморском побережье края. Подтверждением этого является рост численности отдохнувших в 2003 года в 2,4 раза.

 

 

2.2. Расчет индексов

 

Проведем расчет индексов, характеризующие статистические показатели, характеризующие культурный и курортно-туристический комплекс Краснодарского края.

Таблица 5

Индексы характеризующие культурный и курортно-туристический комплекс Краснодарского края

Показатель

1997 

1999 

2001 

2003 

Сводный индекс

Музеи 

0,679

0,8947

1,1471

1,0256

0,7989

Число посетителей музеев, тыс. чел. 

0,9213

0,875

1,0219

1,1184

0,9213

Библиотеки, включая филиалы  

0,957

0,9377

0,878

1,0294

0,8111

Число посетителей библиотек 

1,033

1,1345

0,9385

   

Парки культуры и отдыха 

         

Число посетителей парков 

         

Театры, включая зооцирки и цирки, и др. музыкально-развлекательные учреждения

         

Число посетителей музыкально-развлекательных учреждений

         

Общая численность пансионатов, санаториев, турбаз, тургостиниц и т.д.

         

Число койко-мест 

         

Число отдохнувших на черноморском побережье

         

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.16MB/0.00164 sec

WordPress: 24.36MB | MySQL:121 | 3,721sec