Задачи статистики занятости и безработицы

<

100613 2304 1 Задачи статистики занятости и безработицы Занятость – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро труда (г. Женева) – основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:

  • сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
  • измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
  • изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
  • изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
  • измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

    Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

    В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т «Отчет по труду» (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета: № 1-МП «Об основных показателях деятельности малого предприятия» за год. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало — 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.

    Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения». Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).

    Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости. Обследованию в течение недели подлежат граждане в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая — подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.

    Использование выборочных обследований в сочетании с данными текущей отчетности для определения численности безработных рекомендовано МОТ и практикуется в ряде стран. Например, американское Бюро статистики труда информацию о безработице собирает через текущие обследования населения, проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно.

    Определенную помощь в сборе данных о занятости могут оказать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в России ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией «Российский экономический барометр» (РЭБ). В настоящее время РЭБ является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической ситуации в России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех отраслей и регионов России.

    Поскольку размер безработицы широко используется в международной практике в качестве общего показателя текущего состояния экономики страны, то естественно включение в программы данных обследований вопросов, уточняющих ситуацию на рынке труда и позволяющих прогнозировать ее. Ввиду важности такой информации Правительство Российской Федерации утвердило от 22 марта 1995 г. положение о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы. Организация и ведение мониторинга социально-трудовой сферы возложены на Министерство труда РФ и Госкомстат России при участии Министерства экономики, Министерства социальной защиты населения, Федеральной службы занятости, Федеральной миграционной службы России.

    Теперь рассмотрим основные показатели уровней безработицы и занятости

    В соответствии с рекомендациями МОТ, как было отмечено ранее, статистика рассматривает численность занятых и безработных как две составные части экономически активного населения, т. е. рабочей силы.

    Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.

    Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. В международных стандартах рекомендуется указывать минимальный возраст, принятый при измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне 6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышаться до 16 лет (США, Швеция). В большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела: более низкий – для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий — для группировки экономически активного населения: например, в Канаде – 14 и 15 лет, в Индии – 5 и 15, Венесуэле – 10 и 15, в России – 15 и 16 лет.

    Помимо минимального в ряде стран установлен максимальный возраст. Это означает, что лица старше его исключаются из расчета численности экономически активного населения. Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В России при проведении обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен.

    Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения. Правильное измерение экономически активного населения зависит от того, как точно определены его две составные части: занятые и безработные. Описание этих категорий рабочей силы применительно к национальным особенностям России дано в постановлении Госкомстата России от 25 мая 1993 г.

    К занятым
    относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
  • временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

    К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были готовы приступить к работе.

    При отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленных выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. По методологии МОТ к безработным могут быть отнесены и учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

    Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.

    Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую занятость.

    Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.

    Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости. В настоящее время удельный вес численности частично занятых в экономически активном населении составляет: в Норвегии – 25,6%, Великобритании – 24,7%, Швеции – 24,7%, Австралии – 20,2%, США – 17,3%, в Японии – 12%. Рост категории частично занятого населения предполагает достаточно высокий уровень оплаты труда. Неполный рабочий день (неделя) может более широко использоваться и в нашей стране, особенно среди женщин, не как вынужденная, а как сознательно выбранная форма организации труда.

    Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных.

    Занятые и безработные (экономически активное население) являются составной частью трудовых ресурсов региона. Поэтому в литературе нередко уровни занятости и безработицы определяются как удельный вес занятых и удельный вес безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденные такие показатели уровней занятости и безработицы по своим величинам оказываются ниже, чем рассмотренные ранее.

    Сумма показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах. Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся:

  • учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы,
  • лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.;
  • лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но они могут и готовы работать;
  • лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.

    По методологии МОТ экономически не активное население включает еще две категории лиц, не входящие в состав трудовых ресурсов:

  • лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
  • инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.

    Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:

    Кэ = КзУз + КбКб0

    где Кэ – коэффициент роста численности экономически активного населения;

    КзУзкоэффициенты роста численности занятых и безработных;

    КбКб0 – Уровни занятости и безработицы в базисном периоде.

    В службах занятости среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, выделяются три группы:

  • работающие, но желающие переменить место работы или трудится по совместительству в свободное от основной работы время;
  • студенты, учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать в свободное от учебы время;
  • не занятые на момент обращения с просьбой о трудоустройстве.

    Для регулирования в регионе уровня безработицы наибольший интерес представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть из них учитывается как официально признанные законодательным путем безработные.

    Как правило, уровень безработицы, определенный по данным выборочного обследования, в 3-6 раз выше, чем уровень, зарегистрированный в службах занятости.

    Существенность различия по полу в доле безработных, зарегистрированных в службах занятости может быть оценена с помощью F-критерия Фишера:

    F = Dфакт : Dост

    где Dфакт
    и Dост – факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы.

    Для определения этих дисперсий можно использовать следующие формулы, учитывающие правило сложения дисперсий альтернативного признака:

    Dфакт=100613 2304 2 Задачи статистики занятости и безработицы

    Dост=100613 2304 3 Задачи статистики занятости и безработицы,

    где

    pj доля безработных, зарегистрированных в службах занятости, в общей численности безработных (отдельно среди мужчин и среди женщин);

    100613 2304 4 Задачи статистики занятости и безработицы – средняя доля безработных в целом по населению;

    nj – численность безработных — отдельно для мужчин и женщин;

    n – общая численность безработных;

    k – число групп населения по полу.

    Данные текущей статистики служб занятости о трудоустройстве населения используются для оценки общей численности безработных в периоды между обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службах занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции.

    Рассмотрим вопросы трудоустройства населения.

    В поисках работы в органы Федеральной службы занятости обращаются как занятые, так и не занятые трудовой деятельностью граждане. С позиции оценки ситуации на рынке труда прежде всего определяется численность зарегистрированных службой занятости граждан, не занятых трудовой деятельностью. Вместе с тем при прогнозировании состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы, опасающихся возможного сокращения на своих предприятиях, а потому и обратившихся за помощью в трудоустройстве.

    Статистика изучает не только численность, но и структуру обратившихся в службы занятости за помощью в трудоустройстве по категориям граждан:

  • занятые трудовой деятельностью;
  • учащиеся;
  • незанятые трудовой деятельностью;
  • пенсионеры.

    С ростом экономической нестабильности в обществе может возрастать доля лиц, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы. Соответственно может возрастать и доля пенсионеров, желающих на ниве труда улучшить свое материальное положение.

    Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службы занятости по полу, возрасту и образованию. В общей численности обратившихся более половины составляют женщины, при этом наиболее высока их доля среди лиц, незанятых трудовой деятельностью, а также среди пенсионеров. Из общей численности обратившихся выделяется молодежь в возрасте до 30 лет. В ее составе также преобладает доля женщин. Как результат деятельности служб занятости определяется численность трудоустроенных ими граждан в общей численности обратившихся в органы службы занятости. В настоящее время наблюдается рост доли трудоустроенных граждан среди обратившихся в поисках работы в центры занятости, особенно среди учащихся наибольший удельный вес среди трудоустроенных составляют не занятые трудовой деятельностью граждане как наиболее нуждающиеся в поддержке лица. Высок процент трудоустройства молодежи.

    Информация о нуждающихся в работе предусматривается в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать предложения рабочей силы: межотраслевое и межсекторное. Для анализа дифференциации трудоустроенных по секторам экономики составляется таблица.

    Среди секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности.

    В настоящее время среди обращающихся в центры занятости чаще преобладают граждане, работавшие ранее в государственном секторе экономики, что обусловлено доминированием государственных предприятий в национальной экономике. Абсолютное большинство из работавших ранее в государственном секторе трудоустраивается через службы занятости также в государственный сектор. Иными словами, структура трудоустроенных по секторам экономики мало дифференцирована по местам прежней трудовой деятельности граждан.

    Анализ структуры предложения рабочей силы по отраслям экономики ведется по таблице аналогичного вида, в которой секторы экономики заменены соответствующими отраслями. Распределения трудоустроенных и обратившихся за помощью по трудоустройству по отраслям экономики позволяют видеть, в какой мере пополнение кадров идет за счет преимущественно внутриотраслевого притока рабочей силы и за счет межотраслевого движения кадров. Пополнение кадров за счет преимущественно внутриотраслевого притока характерно в основном для промышленности. Межотраслевое движение кадров, трудоустроенных через центры занятости, зачастую имеет место в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населении и в управлении.

    Связанные с развитием рыночных отношений структурные преобразования в экономике приведут к изменению спроса и предложения на рабочую силу не только в отраслевом разрезе, но и по секторам экономики. Различные организационно-правовые формы предприятий (государственные, частные, акционерные и др.) предоставляют неодинаковые возможности решения проблемы занятости: они дифференцированы по уровню эффективности производства, резервам его роста, доходам работающих, а соответственно и по перспективам развития.

    В отчете о трудоустройстве граждан фиксируется численность направленных на профессиональное обучение из числа не занятых трудовой деятельностью и еще не трудоустроенных, а также численность лиц, получивших консультации: по выбору профессии, по профессиональному обучению, по перемене места работы, по законодательству о труде и занятости и другим вопросам.

    Статистика изучает продолжительность поиска работы. С этой целью по карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году, исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год.

    Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как «безработный» до снятия с учета по причине его трудоустройства. Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году). Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

    Теперь рассмотрим статистические показатели состава безработных.

    Социальный портрет безработного средствами статистики получают при анализе данных от служб занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) «Отчет о трудоустройстве и занятости населения» за год. В нем содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).

    Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных. В настоящее время в России острота проблемы безработицы во многом зависит от изменений в структуре экономики и конверсии военно-промышленного комплекса.

    Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и с падением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуации на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.

    В настоящее время в России образование не выступает фактором социальной защиты от безработицы. В дальнейшем можно ожидать роста устойчивости положения работника на производстве с ростом его образовательного уровня. Эту тенденцию можно наблюдать сегодня в западных странах. С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава. Основную часть безработных в России сегодня составляют люди зрелого возраста.

    В статистике накоплен большой опыт изучения состава занятых. Прежде всего рассматривается отраслевой состав занятых как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. С этой целью общая численность занятых в экономике принимается за 100% и определяется удельный вес численности занятых в соответствующих отраслях.

    Изменения в структуре экономики не могут не повлечь изменений в составе занятых. В классификации отраслей экономики появляются операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка. В ближайшем будущем классификация отраслей народного хозяйства по рекомендации Статистической комиссии ООН будет заменена классификацией видов экономической деятельности, продукции и услуг. Соответственно будет изучаться и состав занятых по видам экономической деятельности:

  • сельское хозяйство, охота, лесоводство;
  • рыболовство;
  • горнодобывающая промышленность и разработка карьеров;
  • обрабатывающая промышленность;
  • электроэнергия, газ и водоснабжение;
  • строительство;
  • оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования;
  • транспорт, складское хозяйство и связь;
  • гостиницы и рестораны;
  • финансовое посредничество (кроме обязательного социального страхования);
  • деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой, исследовательская и коммерческая;
  • государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование;
  • образование;
  • здравоохранение и социальные услуги;
  • деятельность по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг;
  • деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием;
  • деятельность экстерриториальных организаций и органов.

    В настоящее время в России около 90% – это наемные работники, т. е. лица наемного труда, заключившие трудовой договор, контракт с руководителем предприятия или устное соглашение с отдельным лицом об условиях трудовой деятельности и размере оплаты труда. К лицам, работающим на индивидуальной основе, относятся граждане, осуществляющие самостоятельно деятельность, приносящую доход, не используя при этом наемный труд (за исключением случайных или сезонных работ).

    К работодателям относятся лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой или работающие самостоятельно, но постоянно использующие труд наемных работников.

    Неоплачиваемые работники семейных предприятий – это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник.

    Члены коллективных предприятий – лица, работающие на данном предприятии и являющиеся собственниками, совладельцами его. Они принимают непосредственное участие в решении всех вопросов, связанных с деятельностью предприятия, распределением его доходов среди членов коллектива. Лицами, не поддающимися классификации по статусу в занятости, выступают лица, информации о которых недостаточно и (или) которые не могут быть отнесены ни к одной из перечисленных категорий.

    Рассмотренный состав занятых изучается совместно с их распределением по полу. Это позволяет видеть роль женщин в общественном производстве. В последние годы наметилась тенденция уменьшения занятости женщин. Можно отметить тут наибольшее применение женского труда наблюдается в торговле, общественном питании, снабжении и сбыте, на предприятиях связи, в здравоохранении, социальном обеспечении, народном образовании, культуре и искусстве, в кредитовании и страховании.

    В связи с наличием потенциальной безработицы статистика учитывает первичную и вторичную занятость. В настоящее время растет вторичная занятость населения, т. е. численность лиц, не ограничивающихся только одним местом работы.

    2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ

     

    2.1. Анализ динамики данных

     

    Одной из основных положений научной методологии – необходимость изучать все явления в развитии, во времени. Это относится и к статистике: она должна дать характеристику изменений статистических показателей во времени. Как изменяются год за годом валовой национальный продукт и национальный доход страны? Как возрастает или снижается уровень оплаты труда. Велики ли колебания урожайности зерновых культур и существует ли тенденция её роста? На все эти аналогичные вопросы ответ может дать только специальная система статистических методов, предназначенная для изучения развития, изменений во времени или, как принято в статистике говорить, изучения динамики.

    Так и нам необходимо выяснить динамику показателей региона по безработице и занятости населения.

     

    2.2. Понятие и классификация рядов динамики

     

    Процесс развития, движения социально-экономических явлений во времени в статистике принято называть динамикой. Для отображения динамики строят
    ряды динамики (хронологические, временные), которые представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке. В нем процесс экономического развития изображается в виде совокупности перерывов непрерывного, позволяющих детально проанализировать особенности развития при помощи характеристик, отражающих изменение параметров экономической системы во времени.

    Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней ряда, и периоды времени (годы, кварталы, месяцы, сутки) или моменты (даты) времени.

    Уровни ряда обычно обозначаются через «у», моменты или периоды времени, к которым относятся уровни, – через «t».

    2.3. Показатели изменения уровней ряда динамики

     

    Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени осуществляется с помощью статистических показателей, которые получаются в результате сравнения уровней между собой. К таким показателям относятся: абсолютный прирост, темп роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста. При этом принято сравниваемый уровень называть отчетным, а уровень, с которым производят сравнение, – базисным. Абсолютный прирост характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он равен разности двух сравниваемых уровней и выражает абсолютную скорость роста:

    100613 2304 5 Задачи статистики занятости и безработицы

    где i= 1,2, 3, …, n.

    Показатель интенсивности изменения уровня ряда в зависимости от того, выражается ли он в виде коэффициента или в процентах, принято называть
    коэффициентом роста или темпом роста. Иными словами, коэффициент роста и темп роста представляют собой две формы выражения интенсивности изменения уровня. Однако необходимо отметить, что не нужно пользоваться одновременно двумя формами, которые по существу идентичны. Разница между ними заключается только в единице измерения.

    Коэффициент роста показывает, во сколько раз данный уровень ряда больше базисного уровня (если этот коэффициент больше единицы) или какую часть базисного уровня составляет уровень текущего периода за некоторый промежуток времени (если он меньше единицы). В качестве базисного уровня в зависимости от цели исследования может приниматься какой-то постоянный для всех уровень (часто начальный уровень ряда) либо для каждого последующего предшествующий ему:

    100613 2304 6 Задачи статистики занятости и безработицы

    или

    100613 2304 7 Задачи статистики занятости и безработицы

    Наряду с темпом роста можно рассчитать показатель
    темпа прироста, характеризующий относительную скорость изменения уровня ряда в единицу времени. Темп прироста показывает, на какую долю (или процент) уровень данного периода или момента времени больше (или меньше) базисного уровня.

    Темп прироста есть отношение абсолютного прироста к уровню ряда, принятого за базу:

    100613 2304 8 Задачи статистики занятости и безработицы

    Если темп роста всегда положительное число, то темп прироста может быть положительным, отрицательным и равным нулю.

    Абсолютным ускорением в статистике называется разность между последующим и предыдущим абсолютными приростами (100613 2304 9 Задачи статистики занятости и безработицы). Ускорение показывает, насколько данная скорость больше (меньше) предыдущей.

    Таким образом, абсолютное ускорение есть скорость изменения скорости. Оно может быть положительным и отрицательным числом.

    Сводной обобщающей характеристикой интенсивности изменения уровней ряда динамики служит
    средний темп роста, показывающий, во сколько раз в среднем за единицу времени изменился уровень динамического ряда.

    Необходимость исчисления среднего темпа роста возникает вследствие того, что темпы роста из года в год колеблются.

    Средний темп роста вычисляется по формуле средней геометрической из цепных коэффициентов роста:

    100613 2304 10 Задачи статистики занятости и безработицы

    При расчете средних темпов роста по периодам различной продолжительности (разно отстоящие ряды динамики) пользуются средними геометрическими взвешенными по продолжительности периодов. Формула средней геометрической взвешенной будет иметь вид:

    100613 2304 11 Задачи статистики занятости и безработицы

    где t — интервал времени, в течение которого сохраняется данный темп роста;

    Средний темп прироста не может быть определен непосредственно на основании последовательных темпов прироста или показателей среднего абсолютного прироста. Для его вычисления необходимо вначале найти средний темп роста, а затем уменьшить его на единицу, или 100 %.

    100613 2304 12 Задачи статистики занятости и безработицы.

    Соответственно нижеприведённым формулам строим таблицы отражающие процессы динамики социально-экономических показателей, рассмотренных в предыдущей главе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВА)

    2.1. Занятость москвичей. Состояние рынка труда

    Проблема занятости москвичей по-прежнему сохраняет свою актуальность, несмотря на значительные возможности столицы Москвы в трудоустройстве своих граждан. К концу 2000 г. в столице было занято 5,4 млн. человек, или 96,3% экономически активного населения. За весь реформенный период занятость в городе сохраняла определенную стабильность с заметной тенденцией роста в 2-3 % в последние годы. Тем самым Москва выгодно отличается от других субъектов Федерации (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Динамика уровня занятости населения в трудоспособном возрасте (в %)

     

    1992г.

    1995г.

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    1999г.

    Российская Федерация *

    79,9

    72,5

    71,2

    67,9

    65,7

    67,9

    Москва **

    79

    85

    84

    84

    83

    82

    *Социальное положение и уровень жизни населения России.–М: Госкомстат., 2000. С.66.

    ** Московский статистический ежегодник 2000 год, –М: Мосгоркомстат, 2000.  С.45.

    Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в Москве на крупных и средних предприятиях. В феврале 2000 г. на них работали 2770 тыс. человек, или 54% общей численности занятых. Суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера на крупных и средних предприятиях, составило в рассматриваемом периоде 3054 тыс. человек, что больше соответствующего периода 1999 г. почти на 40%.1

    В общем количестве рабочих мест на крупных и средних предприятиях рабочие места, занятые внешними соисполнителями, составляли 4%, а лица, выполнявшие работы по гражданско-правовым договорам, — 6%.

    Наиболее высокая доля рабочих мест совместителей и лиц, работавших по гражданско-правовым договорам, отмечается в организациях торговли и общественного питания (21%), культуры и искусства (21%), образования (16%), науки (9%), здравоохранения (8%).

    Отраслевая структура занятости работников на московских предприятиях и организациях имеет существенное отличие от среднероссийских показателей (см. табл. 2). В 2000г. произошло заметное перераспределение трудовых ресурсов из промышленных отраслей в строительство, торговлю и общественное питание, финансовую сферу. Почти в 2 раза выше общероссийского уровня занятость в системе управления, что обусловлено столичной функцией города.

    Таблица 2

    Отраслевая структура занятых в 2000 г. (в %)

    Отрасли

    Москва

    Россия

    Промышленность

    14,1

    37,6

    Транспорт и связь

    8,5

    8,1

    Строительство

    11,8        

    7,1

    Торговля и общественное питание          

    16,4

    3,8

    Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения

    4,7

    7,6

    Здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура, наука

    27,0

    20,3

    Кредитование, финансы, страхование и пенсионное обеспечение

    3,1

    0,4

    Управление

    5,8

    2,6

    Другие отрасли

    8,6

    7,0

    За семилетний реформенный период на 30% сократилось количество занятых на предприятиях и учреждениях государственного сектора, почти на 42% возросла численность в негосударственном секторе. Среди негосударственных предприятий по численности занятых преобладают частные предприятия, которые за рассматриваемый период выросли на 45%. Но что примечательно в этом периоде, так это значительный рост (в 6 раз) численности занятых в сфере индивидуального труда, которая сопоставима с занятостью в организациях смешанной формы собственности (соответственно 762 тыс. человек и 799 тыс. человек). В два раза за 1993-1999 гг. выросло число занятых в организациях с иностранным участием. А вот в организациях смешанной формы собственности и в общественных организациях в рассматриваемый период установилась устойчивая тенденция  сокращения численности занятых. В первой группе предприятий и организаций сокращение к 1999 г. составило 24%, а во второй группе – 6,5%

    В настоящее время  в структуре занятых доля негосударственного сектора составляет 65%, из них 31% — частные предприятия, 15% — акционерные организации, 14% — сфера индивидуального труда.

    Москва всегда отличалась своими высоко профессиональными и образованными трудовыми ресурсами. Рыночные преобразования в столице усилили значимость качественного уровня  занятого населения.

    Тенденция улучшения качественных изменений за период 1992-1999 гг. отразилась в устойчивом росте среди занятых специалистов с высшим образованием и  значительном снижении доли лиц, не имеющих специального профессионального образования. При этом лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и составляющие контингент ненаемного труда, имеют более высокую профессиональную и образовательную подготовку. Доля лиц с высшим и неполным высшим образованием в общем числе этой группы составляет 57,6%, в то   время как доля лиц, работающих по найму с тем же самым профессиональным образованием, на 13,3%  меньше.

    Между тем следует отметить установившуюся в последние годы устойчивую тенденцию сокращения в численности занятых  более молодого и наиболее трудоспособного возраста 30-49 лет и роста доли старшей возрастной группы (50-54 года). В этом проявляются те негативные демографические изменения, которые характерны как для населения Москвы, так и страны в целом.

    Современное движение рабочей силы в столице характеризуется определенной стабильностью и почти равнозначностью сокращения и приема работников в течение года. В 1999 г. в Москве в течение года было принято 568,9 тыс.  чел., а выбыло 579,6 тыс. При этом следует отметить некоторый рост среднесписочной численности в материальном производстве при медленной тенденции снижения увольнений из этой сферы. Но настораживает установившаяся за последние пять лет тенденция сокращения численности приема работников  социальной сфере города (здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение на 20,4%), а сокращение из этой сферы идет более высокими темпами. Темп убыли работников из этой сферы за 1995 – 1999 гг. составил почти 17%. Очевидно, причина такого сокращения состоит в материальных условиях труда в этих отраслях.

    Несколько обнадеживают позитивные изменения в скрытом рынке труда. Скрытый рынок труда, который проявляется в форме частичной занятости населения, в частности, в переходе предприятий на режим неполной рабочей недели или предоставление административных отпусков (без сохранения или частичное сохранение зарплаты) в Москве за 1995 – 1999 гг. сократился в 4 раза. На транспорте, если рассматривать официальные статистические данные, он был ликвидирован вообще, в науке и научном обслуживании уменьшился в 3 раза, а в промышленности Москвы в 5 раз.

    Наряду с потенциальными или скрытыми составляющими безработицы, которые не всегда можно точно оценить, фактическая составляющая безработицы, т.е. реальное высвобождение работников, фиксируется статистическими службами. В 1999 г. удельный вес работников, выбывших в течение года из народного хозяйства города, составил 21,3% от списочной численности.

    Структура высвобождаемой рабочей силы и ее динамика во многом определяются отраслевой структурой занятых, а также рыночными проявлениями в экономике города. В последние годы сократилось выбытие работников из материальной сферы, но тем не менее оно выросло в сфере, непосредственно связанной с социальными потребностями населения города. Ежегодное выбытие работников из сферы жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения в 1999 г. по сравнению с 1995 г. увеличилось в 2,4 раза. Почти на 5% увеличилось выбытие работников из  сферы образования, культуры и искусства. На 14% в 1999 г. стало больше выбывать из сферы страхования, кредитования, финансов. При этом следует отметить медленную, пока робкую, но все-таки обнадеживающую динамику роста приема работников в науку и научные учреждения и снижение числа работников из этой сферы. Хочется надеяться, что Москва сможет возродить былую славу своих научных организаций.  Доля высвобождения в 1999 г. среднесписочной численности оставалась достаточно высокой  13,6% (против 20,5% в 1995 г.).

    Анализ состава высвобождающихся показал, что большую долю среди них занимают наиболее уязвимые в социальном плане группы населения — женщины, молодежь и лица предпенсионного возраста.

    По степени напряженности рынка труда, в определенной мере отражаемой соотношением высвобождаемых работников и введением вакантных рабочих мест, а также уровнем безработицы, Москва находится в наилучшем положении по сравнению с Россией в целом, областью и другим крупным городом — Санкт-Петербургом. Это видно из табл.3, отражающей основные индикаторы рынка труда за весь реформенный период.

    Таблица 3

    Изменение основных индикаторов рынка труда

     

    Уровень регистрируемой безработицы, %

    Напряженность на рынке труда *)

     

    1993

    1995

    1997

    1999

    2000

    1993

    1995

    1997

    1999

    2000

    Российская Федерация

    1,1

    3.0

    2,7

    1.7

    1,4

    7,1

    5,8

    10,8

    6,6

    1.6
    С-Петербург

    1,2

    2,1

    1,2

    0,9

    0,7

    14,1

    2.7

    2,6

    2.3

    1,5
    Москва

    0.3

    0,5

    0,7

    0,8

    0,7

    1,1

    0,4

    1,2

    0,9

    0.4
    Московская область

    1,0

    2,3

    2,8

    1.7

    1,3

    5,7

    2.9

    7,2

    5,0

    0.8

    *Численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию.

    Весьма благоприятно в Москве соотношение числа незанятых и наличных вакантных мест  к концу 2000 г. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию в Москве составила 0,4 человека против 0,9 в 1999 г. В то же время этот же показатель в России составлял 1,6 человека на одну вакансию, а в Санкт-Петербурге 1,5 человек. Положение Москвы выглядит выигрышным и в сравнении с Московской областью, где   в 2 раза выше напряженность на рынке рабочей силы.

    Тем не менее, в Москве растет численность официально зарегистрированных безработных. Если в 1998 г. их было 38,5 тыс. чел., то в 1999 г. их численность увеличилась в 1,4 раза и составила 53,6 тыс. чел. Очевидно происходит накопление численности зарегистрированных безработных из-за сложностей в подборе для них подходящего рабочего места и роста застойной безработицы, что приводит к увеличению нагрузки на городские службы социальной защиты.

    Другая заслуживающая внимания закономерность последнего времени – рост в общем числе безработных Москвы, зарегистрированных в федеральных органах службы занятости. В конце 1998 г. оно равнялось 2,7%, в 1999 г – 3,5%. в 2000 г. – 3,5% и на начало 2001 г. этот показатель сохранился. Это говорит о том, что в регионах России идет сокращение безработицы и на этом фоне Москва теряет свои преимущества – самого крупного в стране работодателя. Появились регионы с более заметными положительными сдвигами в сфере занятости (Ростовская область, Краснодарский край). Из табл. 4 видно, что темпы роста  активного населения в среднем по стране, в том числе рост занятых в экономике, опережает московские показатели. Однако беспрецедентно (в 1,4 раза) в 1999 г. выросло число безработных москвичей, зарегистрированных в   органах службы занятости и получающих пособие.

    Отличительная особенность безработицы в Москве – относительно меньшая вовлеченность в нее молодежи. В 1999 г. на долю молодежи в возрасте 15–29 лет в столице приходилось 34,5% незанятых, ищущих работу и готовых приступить к ней, что меньше, чем в среднем по России (38%).1

    Примечательно отличие московского рынка труда от общероссийского по уровню образования незанятых лиц. Почти в 2 раза больше в столице доля лиц с высшим образованием, незанятых и ищущих работу. Особенно большие трудности в трудоустройстве возникают у женщин с высшим образованием.

    В соответствии с этим можно отметить особенности формирующейся в Москве структуры рынка труда.

    Таблица 4

    Динамика роста экономически активного населения (в % к предыдущему году)

     

    1998 г.

    1999 г.

    экономи-
    чески активное население всего

    в том числе

    из них

    экономи-
    чески активное  население всего

    в том числе

    из них

    занятые в экономике

    <

    безработные

    зареги-
    стриро-
    ваны в органах службы занятости

    занятые в  экономике

    безработные

    зареги-
    стриро-
    ваны в органах службы занятости

    Россия

    100,7

    98,5

    100,7

    82,1

    102,1

    101,3

    108,1

    82,3

    Москва

    98,6

    99,1

    89,9

    88.1

    100,6

    100,3

    108,1

    139,2

    Источник: Социально-экономическое положение Москвы и Российской Федерации. Статистический сборник Мосгоркомстат.–М., 2000, С.42.

    Таблица 5

    Состав граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства

     

    Доля в общей численности обратившихся,

    имеющих образование, %

    Высшее, неполное высшее и среднее профессиональное

    Начальное профессиональное

    Среднее

    общее

    Не имеющих  полного среднего

    Российская Федерация

    36,5

    18,3

    31,5

    13,7

    Москва

    61,4

    6,3

    24,1

    8.2

    Если судить по составу обращающихся в службу занятости с просьбой о трудоустройстве, в Москве в числе ищущих работу преобладают служащие с высшим и средним профессиональным образованием, почти в два раза превосходящие россиян, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, и в три раза меньше рабочих с начальной профессиональной подготовкой. Минимален среди безработных в Москве и контингент лиц, не имеющих профессии, т.е. лиц со средним общим образованием и не имеющих среднего образования (см. табл.5).

     

    3.2. Трудовая активность москвичей


     

    Для москвичей характерна высокая трудовая активность. В 1999 г. около 88% лиц трудоспособного возраста и более 12% пенсионеров продолжали свою трудовую деятельность, в то время как в России в среднем уровень экономической активности трудоспособного населения составлял 78%. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера трудились 9,3% численности занятых на крупных и средних предприятиях. В свободное от учебы время работали 10-11% студентов дневных отделений ВУЗов.  Однако в городе сохранялся дефицит кадров — не хватало около 100 тыс. трудовых ресурсов. Дефицит кадров носил структурный характер: не хватало кадров в отдельных отраслях, в которых москвичи не стремились работать. В 1976 г. на предприятиях немосквичи, работающие по централизованному набору, составляли 25% занятых, в  1980 г. — 33%, а на отдельных промышленных предприятиях — более 50% рабочих, в строительстве — до 75%. В 90-е годы дефицит сменился их избытком, при этом москвичи по-прежнему неохотно идут в непрестижные сферы. Поэтому на работу в Москву привлекаются жители регионов России, стран СНГ, стран дальнего зарубежья (57 тыс. чел. — 1995 г., 80 тыс. чел. — 1997 г. и 1999 г. -73,2 тыс. чел.).

    Правительство Москвы уделяет большое внимание вопросам регулирования трудовой миграции в городе. По инициативе Миграционной службы Москвы была создана Межведомственная административная комиссия при Правительстве Москвы по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (ИРС). Деятельность этого института направлена на координацию вопросов трудовой миграции в городе.

    Программой содействия занятости населения, утвержденной городскими властями, была определена квота привлекаемых иностранных рабочих и специалистов на 1999 год – 50 тыс. человек. Было создано Управление иностранной рабочей силы как структурное подразделение Миграционной службы Москвы. Основной задачей нового Управления стало регулирование процесса привлечения в Москву иностранной рабочей силы с целью защиты рынка труда города.

    В 1999 г. Миграционной службой Москвы было выдано более 32 тыс. подтверждений на право трудовой деятельности в Москве, что не превысило квоты на привлечение иностранной рабочей силы, определенной Программой содействия занятости населения на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 09.03.99 N 160.

    Основные отрасли — потребители ИРС (по числу выданных в 1999 г. подтверждений): строительство – 49,1%, транспорт и связь – 16,6%, торговля и общественное питание – 12,1%.

    Наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья в Москву являются Украина – 32,3%, Турция –27,5%, Китай – 11,7%, Молдова –10,1%, Югославия – 6,3%. Вьетнам –3.9%.

    Специалисты Украины, Турции и Югославии преимущественно работают на стройках. На транспорте были заняты в основном труженики Украины и Молдовы. В торговле и общественном питании используются работники из КНР и Вьетнама.

    Иностранная трудовая миграция помимо своего положительного значения в удовлетворении потребности города в рабочей силе имеет и оборотную сторону, особенно, если она имеет бесконтрольную нелегальную форму. Неучтенные миграционные потоки могут дестабилизировать социальную обстановку в городе и усилить криминализацию ряда сфер жизни города. В 1999 г. нелегальная иммиграция составила около 30 тыс. человек. Это заставило создать в городе Инспекцию иммиграционного контроля, на которую возложены функции контроля за въездом  на территорию Москвы иностранцев на воздушном, железнодорожном и водном транспорте и выездом из нее. Одновременно подготовлен проект постановления Правительства Москвы «О Программе регулирования миграции в г. Москве на 2000-2005 годы». Предусматривается повышение контроля властями города за развитием миграции, недопущение ее избыточного (превышающего возможности города) роста, активное противодействие негативным миграционным тенденциям и проявлением в интересах обеспечения законных прав мигрантов и населения Москвы.

    А между тем самих москвичей отличает высокая подвижность в смене рабочего места, как это показано в табл. 6. Одним из факторов, способствующих росту мобильности рабочей силы в городе, ее быстрой адаптации к требованиям рынка является высокий уровень образования столичных работников. Образовательный уровень работающих москвичей в 1999 г., характеризуется почти 45%  специалистов с высшим и неполным высшим профессиональным образованием, тогда как в России этот показатель составляет 23%.

    Таблица 6

    Движение работников (в % от среднесписочной численности)

     

    Принято работников в течение года

    Выбыло работников в течение года

    1995 г.

    1997 г.

    1999 г.

    1995 г.

    1997 г.

    1999 г.

    г.Москва

    20,3

    18,3

    20,9

    23,8

    21,6

    21.3

    Особо следует остановиться на эмиграционной подвижности москвичей, получившей в годы реформ весьма яркую окраску. Динамика эмиграции из Москвы существенно отличается от картины, характерной для России в целом (см. табл. 7).

    Таблица 7

    Распределение числа эмигрантов  по направлениям передвижения
    (в % от общего числа выбывших)

     

    Число выбывших

    в пределах

    региона

    в другие регионы России

    за пределы России

    1997г.

    1998г.

    1997г.

    1998г.

    1997г.

    1998г.

    Российская

    Федерация

    50,6

    51,1

    41,4

    41,2

    8,0

    7,7

    г. Москва

    0,0

    0.0

    78,4

    80,3

    21,6

    19,7

    Абсолютные данные по эмиграции из Москвы продолжительное время остаются на уровне 10 – 20 тыс. чел. В год. Уезжают из Москвы лица с самым высоким интеллектуальным и деловым потенциалом. В условиях кризиса демографической ситуации в городе потеря высокообразованной и талантливой части людей не только снижает человеческий потенциал столицы, но и наносит огромный экономический и моральный ущерб.

    Экономические реформы существенно увеличили возможности для самореализации, проявления самостоятельности и инициативы. Изменение трудовой активности москвичей происходит в результате расширения сфер приложения труда, в том числе за счет снятия ранее установленных ограничений на совместительство. Сейчас можно работать на нескольких работах, не сдавая в отдел кадров трудовую книжку на основании гражданско-правового договора. Так, в Москве в сфере малого бизнеса в 1997 г. среднесписочная численность работников составляла 1162 тыс. человек и почти столько же (1072 тыс.чел.) москвичей работало как внешние соисполнители.

    Малый бизнес особенно привлекателен для роста неформально занятых. Численность всех работающих в малом бизнесе составляет 44% всего занятого населения Москвы, из них половина имеет, по крайней мере, еще одну занятость в другой сфере (23% — среднесписочная численность работников малого бизнеса и 21% всякого рода совместители). Москвичи широко используют возможности малого бизнеса, осуществляя двойную, а порой и тройную занятость. Статистический учет и социологические опросы дают сильно заниженную оценку числа москвичей, имеющих разные источники доходов, учитывая лишь официально оформленные совместительства и договоры, в то время как люди имеют и случайные, разовые приработки, занимаются временными работами.

    Данные обследования занятых в экономике города свидетельствуют о том, что уровень активности москвичей в возрасте от 15 до 72 лет к концу ноября 2000 г. составил 65,7% численности постоянного населения, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего  года более чем на 1,0%. Сравнение активности москвичей с российскими тружениками, приведенное в табл.8, указывает на превосходство москвичей.

    Таблица 8

    Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет   (в % к постоянному населению)

     

    1997 г.

    1998 г.

    1999 г.

    Численность экономически активного населения,

    тыс. чел.

    Уровень
    активности населения,

    %

    Числен-
    ность эко-
    номически активного населения тыс.чел.

    Уровень
    активности населения,

    %

    Числен-
    ность эко-
    номически активного населения, тыс. чел.

    Уровень активности населения,

    %

    Российская
    Федерация

    72696,6

    49,3

    72229,0

    49,1

    73780,0

    50,3

    г. Москва

    5294.1

    61.3

    5273.0

    61.1

    5308.0

    61.5

    Объективными причинами повышения трудовой активности населения являются большая доля москвичей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (в 1999 г. 26,9% всего населения) и значительная дифференциация размеров оплаты труда по отраслям и производствам различных форм собственности.

    Трудовая активность москвичей, как и всех россиян, формируется под влиянием социально-экономических условий жизни. Опросы москвичей, проводимые ВЦИОМ, показали, что увеличивается доля тех, кто оценивает положение своей семьи как плохое и очень плохое. Социальные запросы основной массы горожан становятся все более скромными, отмечается привыкание к лишениям. Многие москвичи перестали выписывать газеты и журналы, им не доступны платные услуги медицинских учреждений, прачечных, химчистки и пр. Все доходы нацелены на удовлетворение самых необходимых нужд: питание, оплата коммунальных услуг и транспорта. Это главные мотивы, побуждающие москвичей разного возрастного уровня повышать свою трудовую активность всеми доступными им способами, в том числе обращаться в муниципальную службу занятости по вопросу трудоустройства.

    Особенно остро материальные проблемы встают перед москвичами, наименее конкурентоспособными на рынке труда — пенсионерами и учащейся молодежью. Снижение жизненного уровня обусловило увеличение их доли среди граждан, обращающихся в службу занятости в поисках дополнительного приработка.

    Мотивация труда определяется тремя компонентами: ценностью труда, требованиями к работе и возможностью реализации этих требований. Сегодняшние реалии таковы, что ценностные параметры труда («интересная» работа, работа «нужная» обществу и т.д.) ушли на второй план, главное требование к работе — «заработок». Сейчас общественное представление о ценности труда находится в кризисе. Однако можно с уверенностью сказать, что каково в обществе ценностное сознание труда сегодня, такова будет его жизнь завтра. А пока материальное благополучие — основная причина трудовой активности москвича. Только 7% москвичей в качестве главного мотива труда признают его творческое начало, 70% ставят во главу угла оплату труда (или выгоду, как сейчас чаще всего можно услышать) и 23% считают труд осознанной необходимостью. Ценность труда, его цель и содержание заметно девальвировались в системе жизненных приоритетов многих работающих. Произошла поляризация базисных ценностей труда — оплаты труда и его содержательности.

    Еще более удручающая картина с трудовой мотивацией у подрастающего поколения. Значение труда как личной ценности признают всего 21% российских юношей и девушек (в США – 83%). Для большей части молодежи труд сегодня не является средством самоутверждения и самореализации. Ценность труда вытеснена из сознания молодежи ценностью материального обеспечения, материальной выгоды любым путем. Молодежь видит, что часто обогащаются далеко не самые трудолюбивые и вовсе не производители. В своем стремлении к заработку и высоким доходам молодые люди утрачивают самоконтроль. Следствием падения социальной ценности труда для значительной части молодых людей становится моральная деградация, социальный пессимизм. А если учесть, что наряду с падением социальной ценности труда у молодежи утрачивается ценность профессионализма, то в перспективе можно ожидать далеко не благоприятного качества трудовой потенциал города.

    В Москве, как и в стране в целом, доля молодежи среди безработных выше, чем удельный вес данной социально-демографической группы среди населения трудоспособного возраста. Эта категория населения делится на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда. В свою очередь, каждая из этих групп, составляя целостное структурное образование, характеризуется внутренней дифференциацией по таким признакам, как возраст, образование, профессионально-квалификационные различия, семейное положение, уровень жизни, трудовая активность и т.п.

    Подростково-юношеская группа в Москве, ищущая самостоятельный приработок на рынке труда, составляет 5,4% от всех обратившихся в службу занятости. Как правило, эта группа молодежи в основном представляет учащихся средних школ и технических училищ. Однако резкое снижение жизненного уровня заставляет эту категорию молодежи зарабатывать своим трудом.

    Те же самые обстоятельства заставляют и студентов средних специальных и высших  профессиональных учебных заведений сочетать учебу о работой, что, безусловно, не идет на пользу учебе и моральному самочувствию этой категории молодежи. Настроение большинства студентов характеризуется пессимизмом, неуверенностью в завтрашнем дне, апатией либо агрессивностью и экстремизмом. Сегодня, по собственной оценке студентов, пассивную гражданскую позицию занимают свыше 70% из них.

    Старшая молодежная группа, несмотря на существенную долю среди них безработных (14%), весьма энергична и в основном (около 70%) рассчитывает прежде всего на себя. В своих трудовых предпочтениях они уверенно ориентируются на частный сектор, что свидетельствует об устойчивой мотивационной установке на вхождение в рынок.

    В целом, несмотря на сложности существующей экономической ситуации, экономические реформы тем не менее расширили возможности самореализации и проявления самостоятельности и инициативы. Положительная реакция молодежи на возможность участвовать в деловой экономике налицо: быстро растущий слой предпринимателей, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более чем на две трети состоящий из людей в возрасте до 40 лет.

    Другая сложная группа на рынке труда  менее конкурентоспособная — пенсионеры.

    Трудовая активность пенсионеров на протяжении всего реформенного периода сохраняет стабильно высокий уровень. В 1999 г. удельный вес этой категории населения в общей численности экономически активного населения составил 18,4%. Из них 12,4% (в России – 9,1%)пенсионеров были заняты в экономике. Чаще всего участие пенсионеров в трудовой деятельности города является вынужденной мерой, вызванной необходимостью поддерживать свое материальное положение. Уровень жизни в Москве не позволяет им жить только на пенсионные выплаты. Однако конкурентоспособность пенсионеров значительно ниже остальных социальных групп, поэтому удельный вес их на московском рынке труда за годы реформ сохранялся стабильным на уровне 6–7% от общего числа обратившихся в службу занятости по поводу трудоустройства.

    Несмотря на то, что масштабы занятости в Москве сокращаются и происходит сжатие рынка с опережением  российского, тем не менее условия жизни пенсионеров заставляют обращаться в службу занятости в поисках работы. В этом отношении у москвичей есть определенные преимущества в реализации своих трудовых возможностей. Москва всегда отличалась повышенной занятостью населения в разных сферах экономики. Однако вовлечение пенсионеров в коммерциализованный бизнес сегодняшнего дня ведет к обострению социальных проблем, среди которых незащищенность труда пенсионеров как в оплате, так и в условиях труда, а также их многократная занятость ведет к  ухудшению здоровья и увеличению смертности.

     

    3.3. Анализ динамики статистических показателей безработицы и занятости региона

    В начале проанализируем трудовые ресурсы г. Москвы в динамике за последние 5 лет, то есть с 1997 – 2001 г.г.

    Таблица 9

    Показатели

    1997

    1998

    1999

    2000

    2001

    Численность постоянного населения края, всего
    Трудовые ресурсы, всего
    в том числе:
    трудоспособное население в трудоспос. Возрасте
    лиц старших возрастов и подростки, занятые в экономике
    Распределение трудовых ресурсов:
    население занятое в экономике
    население незанятое в экономике:
    учащиеся в трудоспос. Возрасте, обучающиеся с отрывом от производства
    другое население в трудоспос. Возрасте, незанятое в экономике (военнослужащие, безработные и др.)
    Экономически активное население (ЭАН) — всего
    Из общей численности ЭАН:
    занятые
    безработные
    из них имеют официальный статус в службах занятости, всего

    Таблица 10

    Динамика численности занятых, безработных и экономически активного населения г. Москвы

    Период

    Численность, млн. человек

    Уровень, %

    занятых

    безработных

    экономически активных

    безработицы

    занятости

    Базисный год (2000)
    Отчетный год (2001)
    Коэффициент роста

    Таблица 11

    Состав безработных зарегистрированных в органах службы занятости г. Москвы

    1998

    1999

    2000

    2001

    Численность безработных — всего

    100

    100

    100

    100

    из них:
    уволившихся по собственному желанию
    высвобожденные работники
    выпускники общеобразоват. школ
    выпускники ВУЗов и ССУЗов
    выпускники ПТУ
    высшее профессиональное
    среднее профессиональное
    начальное профессиональное
    среднее общее
    не имеют полного среднего образования

    Таблица 12

    Распределение безработных в г. Москве по возрасту, %

    возраст

    1997

    1998

    1999

    2000

    2001

    до 20

    20-24

    25-29

    30-49

    50-54

    55-59

    60-72

    Таблица 13

    Отраслевой состав занятых в экономике г. Москвы

    1970

    1980

    1990

    2001

    Всего в экономике

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    Промышленность
    Транспорт
    Связь
    Строительство
    Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение
    Информационно-вычислительное обслуживание
    Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка и операции с недвижимым имуществом
    Прочие виды деятельности сферы материального производства
    ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения
    Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение
    Образование
    Культура и искусство
    Наука и научное обслуживание
    Кредитование, финансы и страхование
    Аппарат органов управления и общественных организации
    Производственная сфера
    Непроизводственная сфера

    Для анализа динамики показателей безработицы и занятости в изучаемом регионе нам необходимо вычислить:

    – среднее значение данных показателей;

    – абсолютные и относительные изменения показателей и содержание одного процента;

    – среднегодовые темпа роста данных показателей.

    Используем для данного анализа следующие таблицы, которые заполняем по следующим формулам:

    Абсолютный прирост определяется по формуле:

    А= yi – y0

    А= yi – yi-1

    Темп роста определяется по формуле, (%):

    Трб = (yi – y0) *100

    Трц = (yi – yi-1)*100

    Темп прироста определяется по формуле: (%)

    Тnрб = Трб –100%:

    Тnрц = Трц – 100%

    Абсолютное содержание 1% прироста:

    А = 0,01 yi-1

    Среднегодовое значение показателя равно:

    100613 2304 13 Задачи статистики занятости и безработицы

    Средний абсолютный прирост:

    100613 2304 14 Задачи статистики занятости и безработицы

    yn – конечный уровень динамического ряда;

    y0 – начальный уровень динамического ряда;

    n – число цепных абсолютных приростов.

    8. Среднегодовой темп роста:

    100613 2304 15 Задачи статистики занятости и безработицы

    9. Среднегодовой темп прироста:

    100613 2304 16 Задачи статистики занятости и безработицы

    Таблица 14

    Динамика показателей безработицы в г. Москве

    Показатели

    1997

    1998

    1999

    2000

    2001

    1. Число безработных, тыс. человек
    2. Абсолютный прирост
    Aib
    Aiц
    3. Темп роста
    Трib
    Трiц
    4. Темп роста
    Тпib
    Тпiц
    5. Значение 1% прироста

    Таблица 15

    Динамика показателей занятости по г. Москва

    Показатели

    1997

    1998

    1999

    2000

    2001

    1. Число занятых, тыс. человек
    2. Абсолютный прирост
    Aib
    Aiц
    3. Темп роста
    Трib
    Трiц
    4. Темп роста
    Тпib
    Тпiц
    5. Значение 1% прироста

    4. пути сокращения уровня безработицы и повышения уровня занятости населения

    Московский Комитет  труда и занятости, на который Правительством Москвы было возложено проведение политики по содействию занятости, учредил специальные центры занятости, образовательные учреждения и консультационно-методические организации. Они стали хорошими помощниками в работе функциональных и территориальных подразделений Комитета. Можно отметить такие центры, как Центр труда и занятости молодежи «Перспектива», работа которого была направлена на реализацию программы «Молодежная практика». Создание производств и содействие занятости учащихся обеспечивало их работой в свободное от учебы время. Центр занятости военнослужащих запаса «Кутузовский» помогал трудоустройству  военнослужащих запаса и членов их семей, содействовал их переподготовке по гражданским специальностям. Задачами государственного унитарного предприятия «Мосгортруд» были организация и проведение общественных работ для безработных и ищущих работу граждан, обеспечение временной занятости. Женский деловой центр, Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Учебные центры и ряд других чрезвычайно полезных организаций работали над решением задач, обеспечивающих сохранение стабильности ситуации на рынке труда и поддержание высокого уровня занятости москвичей.

    Взаимодействие с работодателями, тесные контакты с отделами кадров предприятий обеспечивали службу занятости достоверной информацией о вакантных рабочих местах и перспективах развития. В ведении Комитета находилось до 70% всех имеющихся вакансий в городе. Это одна из важных причин, по которой в Москве в течение ряда лет на одного зарегистрированного безработного приходилось 2-3 вакансии.

    В соответствии с выполнением органами службы занятости мероприятий Программы содействия занятости населения Москвы в   2000 г. удалось
    1
    :

    подобрать работу (включая трудоустройство после предварительного обучения) или помочь организовать собственное дело 238,9 тыс. чел. (на 46,1% больше, чем в 1999 г.). Органы службы занятости поставили на учет 368,4 тыс. чел., что на 10% больше, чем в 1999 г. В целях повышения эффективности трудоустройства органами службы занятости продолжалось совершенствование основных направлений их деятельности (проведение ярмарок вакансий, подбор подходящего места работы и работника по запросу работодателя, реализация программ социальной адаптации работников и др.); увеличение масштабов временной занятости, поддержки развития предпринимательства, квотирование рабочих мест, создание и сохранение рабочих мест за счет Фонда занятости и т.д. К новым эффективным формам можно отнести созданный в 1998 г. Комитетом Internet-представительство, где помимо разнообразной информации о деятельности московской службы занятости содержались данные о вакансиях и резюме соискателей работы.

    Комитет по труду и занятости в 2000 г. обеспечил банк данных вакансиями в количестве 159,2 тысяч, что на 18,1% больше, чем в 1999 г.  Характерной особенностью 2000 г. явился устойчивый рост числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. По сравнению с предыдущим годом банк данных свободных рабочих мест увеличился за счет роста как временных рабочих мест, так и постоянных, сюда же вошли рабочие места сезонного характера.

    Существенное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, а также низкий уровень оплаты труда значительной части заявленных в органы службы вакансий создают трудности в организации их замещения.

    Специализированные подразделения службы занятости создали условия для прохождения обучения 18,1 тыс. человек, однако это почти на 12% ниже предыдущего года. В России этот вид активной ориентации безработных на рынке труда возрос на 18%. Система профессиональной ориентации населения включает консультирование по выбору или смене профессии для всех желающих, предоставление информации о существующем спросе на профессии, о возникновении новых профессий и специальностей, возможностях и направлениях профобучения. В системе социальной защиты москвичей на конкурсной основе была сформирована обширная сеть московских образовательных учреждений для профессионального обучения безработных. Всего насчитывается 52 учебных заведения различного профиля, осуществляющих подготовку по утвержденному перечню пользующихся устойчивым спросом на рынке труда профессий и специальностей (свыше 130 наименований). Многие образовательные учреждения используют технологии и методики интенсивного обучения, что позволяет осуществлять краткосрочную подготовку (4 месяца) и увеличивать численность проходящих обучение.

    Важное место в организации содействия занятости москвичей, ищущих работу, занимает занятость на общественных работах. В 2000 г. этой формой занятости было охвачено 82,2 тыс. человек, или  на 57% больше, чем в предыдущем (в России рост этой занятости был 24,2%). Оплачиваемые общественные работы позволяют обеспечить временной работой граждан, зарегистрированных в службе занятости. Право на участие в этих работах в первую очередь предоставляется безработным, не получающим пособие, а также состоящим на учете свыше полугода. Организация общественных работ ведется в тесном взаимодействии с префектурами и управами города, со всеми заинтересованными организациями и предприятиями. Финансирование производится за счет средств этих организаций и фонда занятости.

    С целью расширения возможностей трудоустройства незанятого населения и безработных в московской Программе содействия занятости предусмотрена финансовая помощь работодателям по созданию и сохранению рабочих мест за счет средств фонда занятости. Тесное взаимодействие с городской администрацией и отраслевыми структурами позволяет проводить тщательный отбор претендентов на получение финансовой помощи, определять предприятия действительно нуждающиеся в дополнительном финансировании и представляющие важность, с одной стороны, в развитии городской инфраструктуры, с другой, — в обеспечении занятости населения, в первую очередь, слабозащищенных категорий. Помощь оказывается в форме возвратного, смешанного и безвозвратного финансирования.

    Всестороннюю помощь получают безработные граждане, желающие организовать собственное дело. Им выделяются разовая субсидия в размере годового пособия по безработице и дополнительные средства за каждого принятого в штат безработного.

    Материальная поддержка безработных в Москве осуществлялась своевременно и в полном объеме. Московский фонд занятости является одним из самых значительных среди российских регионов. Этому способствует, с одной стороны, экономическая ситуация в городе, с другой, — хорошо налаженный Комитетом сбор страховых взносов с работодателей. В 2000 г. 40,4 тыс. человек назначено пособие по безработице. Средний размер выплат на одного безработного в России за 2000 г. составил 460 руб.

    Среди социальных выплат и компенсаций в службе занятости широко практикуется досрочный выход на пенсию, материальная помощь особо нуждающимся безработным, включая оплату медицинских и образовательных услуг, общественного транспорта. Проводятся также благотворительные и гуманитарные акции.

    Компенсационные выплаты в размере до трех минимальных зарплат в качестве чрезвычайной краткосрочной меры материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения зарплаты, помогают избежать массовых увольнений.

    Результаты работы московского Комитета труда и занятости по выполнению Программы занятости населения за последние годы представлены в табл.16.

    Программу содействия занятости, исходя из результатов на московском рынке труда, а также с учетом мнения работников, связанных с ее реализацией, можно определить как реалистичную и  эффективную. Между тем еще больших результатов можно было бы достичь при более полном ресурсном обеспечении мероприятий и их приоритетном  направлении на устранение структурных диспропорций на рынке труда города. Тем не менее можно отметить, что Программа способствовала стабилизации положения в городе в сфере занятости.

    На основе анализа состояния трудовых ресурсов и ситуации на рынке труда города, с учетом объемов финансирования разработаны мероприятия Программы содействия занятости населения г. Москвы на 2001 год. В 2001 году в области занятости были выполнены следующие основные задачи:

  • содействие эффективной занятости населения и обеспечение уровня официально регистрируемой безработицы в г. Москве не выше 1,0% от численности экономически активного населения;

    Таблица 16

    Основные показатели Программы содействия занятости
    населения г. Москвы в   1999 — 2001 гг.

    Показатели

    1999г.

    2000г.

    2001г.

    Численность обратившихся в службу занятости, всего (тыс. чел.)

    651,3

    628,3

    660.0

    В том числе:

    по вопросу трудоустройства (тыс. чел.)

    334,5

    368.5

    347.0

    за консультациями (тыс. чел.)

    316.8

    259.8

    313.0

    Оказано содействие в трудоустройстве (тыс. чел.)

    163.5

    238.9

    200.0

    Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных на конец периода (тыс. чел.)

    44.6

    36.1

    44.0

    Уровень безработицы на конец года, (%)

    0.84

    0.64

    0.84

    Назначено пособие по безработице (тыс. чел.)

    40.5

    31.9

    41.0

    Количество рабочих мест, созданных и сохраненных за счет средств Фонда занятости (тыс. единиц)

    9.8

    9.4

    10.0

    Количество вакансий в городском банке вакансий на конец года, всего (тыс. единиц)

    134.9

    159.3

    140.0

    Поддержка предпринимательства (чел.)

    235.0

    197.0

    300.0

    Численность граждан, направленных на общественные работы, всего (тыс. чел.)

    78.8

    82.2

    31.7

    Численность несовершеннолетних граждан, направленных на временные работы (тыс. чел.)

    41.0

    51.3

    44.0

    Численность граждан, получивших профориентационную и психологическую помощь (тыс. чел.)

    146.0

    162.3

    147.0

    Численность безработных граждан, направленных на профессиональное обучение (тыс. чел.)

    35.4

    37.2

    35.1

    Источники: Приложение к Программе содействия занятости населения г. Москвы на 2001г. Проект Постановления Правительства Москвы 2001г.

  • повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда города;
  • внедрение эффективных механизмов профилактики безработицы за счет совершенствования профориентационной работы и профессионального обучения, социально–трудовой адаптации граждан на рынке труда, субсидирование занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

    Приоритетными мерами содействующими эффективной занятости населения в 2001 году, приняты: повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию экономически эффективных рабочих мест; создание условий, способствующих обоснованному выбору гражданами вида деятельности в соответствии с личными наклонностями и потребностями рынка труда. С этой целью расширяется система обеспечения  профориентационными услугами учащихся старших классов общеобразовательных школ, безработных граждан и незанятого населения.

    С целью содействия занятости населения, оказания материальной поддержки, приобретения трудовых навыков у молодежи, сохранения мотивации к труду у безработных и ищущих работу граждан в Программе предусмотрена организация общественных и временных работ с привлечением средств федерального бюджета.

    Важнейшим приоритетом политики занятости в 2001 году являлось содействие занятости и материальная поддержка безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, подростков и молодежи -выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 16 до 26 лет, одиноких и многодетных родителей, инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных Сил РФ, и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, длительно безработных граждан (6 месяцев и более) и др.

    Финансирование этой программы предусмотрено из Федерального бюджета. С нашей точки зрения, при реализации данной программы и ее ресурсного обеспечения целесообразно использовать накопленный московский опыт по организации работ и сложившуюся городскую структуру служб содействия занятости.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.2MB/0.00057 sec

WordPress: 23.93MB | MySQL:114 | 4,111sec