Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

<

082414 1745 1 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков Понятие риска в страховании имеет несколько значений. В широком смысле риск — возможность опасности, неудачи. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Условимся называть страховым риском вероятность наступления и (или) объем ущерба (в результате оговоренного заранее события), которые опираются на статистические данные или могут быть рассчитаны с достаточно высокой точностью.

Страховой риск:

— конкретный страховой случай, т.е. определенная опасность, от которой проводится страхование;

— конкретные объекты страхования по их страховой оценке. В этом понимании в зависимости от их страховой оценки различают крупные, средние и мелкие страховые риски, а также более опасные и менее опасные риски по степени вероятности их гибели или повреждения [11].

Для этих рисков характерно:

— случайный характер потерь;

— непредсказуемость страхового случая и потерь для конкретного объекта

В качестве критериев классификации риска могут служить:

– классы объектов, которым угрожают риски;

– причины возникновения риска;

– возможность влияния на риски [11].

Классы объектов различаются по сферам деятельности человека. В предпринимательской деятельности, например, выделяются следующие объекты риска:

– трудовой потенциал предприятия, который может быть измерен трудочасами, затратами на его оплату и производительностью;

– имущество предприятия: здания, сооружения, оборудование, запасы сырья, материалов, готовой продукции;

– капитал, который может быть увеличен за счет получения прибыли или уменьшен за счет непредвиденных расходов и потерь;

– информация.

На рисунке 1 изображена примерная классификация рисков в страховании.

 

082414 1745 2 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

Рисунок 1 – Классификация рисков в страховании

 

По причинам возникновения можно выделить риски, связанные с: природными явлениями, над которыми человек не властен (наводнение, град, землетрясение, эпидемии и пр.);

По возможности воздействия на риски можно выделить:

– экзогенные (внешние) риски, лежащие вне области решений хозяйствующего субъекта. Он может лишь бороться с их последствиями, пытаясь уменьшить возникающие ущербы;

– эндогенные (внутренние) риски, находящиеся в области решений предпринимателя, поэтому он может уменьшить вероятность их наступления и даже полностью избежать в некоторых случаях [11].

Хозяйствующий субъект самостоятельно решает вопрос о том, будет ли он страховать риски и какие именно. Для страховой компании каждый застрахованный единичный риск, для которого предусмотрена отдельная форма страховой зашиты, образует техническую единицу страхования.

Возложены договоры страхования с одной или несколькими техническими единицами страхования. Типичный пример договора с одной технической единицей — договор страхования жизни. Договор страхования от огня и других рисков имущественного комплекса — это пример договора с несколькими техническими единицами страхования [11].

Социальное страхование — это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения.

Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального регулирования и страхования.

Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей.

В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.

Понятие социального страхового риска — одно из ключевых в теории социального страхования. Под ним в ст. 3 Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 26 июля 1999 г. № 165-ФЗ в ред ФЗ 24.07.2009 № 213-ФЗ [4] понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Виды социальных страховых рисков перечислены в ст. 7 Закона «Об основах обязательного социального страхования» [4] и ими являются:

– необходимость получения медицинской помощи;

– утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

– дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пособия по беременности и родам

 

 

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, перечислены в ст. 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ в ред. ФЗ от 24.07.2009 №213-ФЗ [7]:

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– ежемесячное пособие на ребенка;

– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

– единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

– ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [7] право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными и некоторые другие категории граждан.

Период выплаты пособия по беременности и родам определен статьей 7 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [7]. Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается на основании ст. 8 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [7] в размере (рисунок 2):

– среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[6], — женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

– 300 рублей — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

– стипендии — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

– денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

082414 1745 3 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

082414 1745 4 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 5 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 6 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 7 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

 

 

082414 1745 8 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 9 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 10 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 11 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

082414 1745 12 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 13 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 14 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 15 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

 

082414 1745 16 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 17 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 18 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков082414 1745 19 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Размеры, назначаемых пособий по беременности и родам

<

 

Статья 11 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [7] устанавливает, что право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка определен статьей 12 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей.

Согласно ст. 13 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [7] право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

– матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

– матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

– матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

– матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

– матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

– другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [7], ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обязательное медицинское страхование – сущность, источники финансирования. Финансовое взаимодействие и расходование средств в системе ОМС

 

Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [5], обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой по программе обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Законом РФ от 28 июля 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
[5] созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1, а также Уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды создаются соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области, г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог (взнос), бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.

Страхователями при обязательном медицинском страхования выступают: для неработающего населения — органы государственного страхования России, автономной области, автономных округов, краев, местная администрация; для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. В качестве страховщиков выступают страховые медицинские организации, имеющие лицензии на право заниматься медицинским страхованием.

По обязательному страхованию работодатели отчисляют из получаемых доходов взносы, за счет которых формируется управляемый государством страховой фонд. Некоторая часть этого фонда создана за счет удерживаемых из зарплаты взносов самих трудящихся. Из средств указанного фонда производится возмещение минимально необходимого уровня затрат на лечение застрахованных в случаях их нетрудоспобности в связи с потерей здоровья от болезни или по иной причине. По добровольному медицинскому страхованию, оплачиваемому за счет средств самих трудящихся, обеспечивается более высокий уровень медицинской помощи, Условиями обязательного и добровольного медицинского страхования оговаривается перечень соответствующих медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

Программы обязательного медицинского страхования определяют минимально необходимый перечень медицинских услуг, который гарантирует каждому гражданину, имеющему соответствующий страховой полис:

а)    обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая скорую медицинскую помощь;

б)    диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая не
отложную и доврачебную помощь);

в)    осуществление мероприятий по профилактике заболеваний;

г)    стационарную помощь.

Услуги, которые не предусматриваются программами обязательного страхования, входят в программы добровольного медицинского страхования (например, улучшенное питание больного, новое медицинское оборудование, отдельная палата и т.п., соблюдение улучшенного качества лечения и ответственности медицинского персонала за выполнение своих профессиональных обязанностей). Программой не предусматривается также проведение профилактических и других мероприятий, финансируемых в настоящее время из фондов здравоохранения.

Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования, медицинские услуги в рамках гарантированного объема предоставляются на всей территории Российской Федерации и не зависят от размера фактически выплаченного страхового взноса. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, объем предоставляемых медицинских услуг которых не может быть меньше объема, установленного базовой программой. Качество, объемы и сроки предоставления медицинской помощи контролируются страховой медицинской организацией и соответствующим органом управления здравоохранением.

Объем и условия лекарственной помощи определяются территориальными программами обязательного медицинского страхования. Необходимые медикаменты и изделия медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи оплачиваются за счет страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях за счет личных средств граждан.

Льготы при оказании медицинской и лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим законодательством.

Для обеспечения равных условий оказания населению медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию используются фонды здравоохранения.

На основе базовой программы создаются Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, основные задачи которых состоят в обеспечении реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [5]; обеспечении предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; обеспечении всеобщности обязательного медицинского страхования граждан; обеспечении финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Основными функциями Территориального фонда являются:

  1. аккумуляция финансовых средств на обязательное медицинское страхование граждан;
  2. осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями (страховщиками), имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования подифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;
  3. осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  4. выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
  5. накопление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  6. накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  7. разработка правил обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;
  8. осуществление совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроля за своевременным и полным поступлением в Территориальный фонд страховых взносов;

    9) контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;

  9. организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Территориальный фонд;
  10. согласование совместно с органами исполнительной власти
    тарификации стоимости медицинской помощи, согласование и внесение предложений по осуществлению территориальной программы обязательного медицинского страхования населения;
  11. внесение предложений о страховых тарифах, взносах на обязательное медицинское страхование; согласование тарифов на медицинские и иные услуги по страхованию;
  12. осуществление взаимодействия с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами и предоставление Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информации о финансовых ресурсах;

    14)    осуществление мероприятий по организации обязательного медицинского страхования граждан.

    Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 

    В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

     В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

     

    082414 1745 20 Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

     

     

    Рисунок 3 – Схема финансовых взаимоотношений в системе обязательного медицинского страхования

     

     В  2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).

     В медицинские организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.

     Численность граждан,  застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.

     Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 82 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.

     Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 72 % застрахованных, из которых страховой компанией ЗАО МАСК «МАКС-М» застраховано 21,1 млн. человек, или 15,2% от общей численности застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» – 15,7млн. человек (11,2%), «ОАО СК СОГАЗ – Мед» – 11,4 млн. человек  (8,2%).

     В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 457,3 млрд. рублей или 98,0 %. Из них на ведение дела поступило 7,6 млрд. рублей, или 1,6 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

     Расходы на ведение дела составили 7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2008 году.

     При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов осталась на уровне 2008 года и составила  1,7%.

     Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

     В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

     В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего — 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента — 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного   Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Тарифы на медицинское страхование, их расчет, порядок согласования, изменения

     

     

    Согласно ст. 24 ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-1 в ред. ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ [6] тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

    Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

    Тарифы на медицинские услуги определяются согласно Приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 апреля 1994 г. № 16 (ЗН 95-7) «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан» [8].
    

    Тарифы на медицинские и иные услуги в системе  обязательного         медицинского страxования    (именуемые    в    дальнейшем    «тарифы»)  представляют отдельную группу  ценовых  показателей,  отличающуюся  от        расчетной стоимости медицинских услуг в новых условиях хозяйствования,    цен на  платные  услуги  населению,  цен  на  медицинские  услуги   по        договорам с предприятиями и организациями.                                    
    

    Тарифы являются  денежными  суммами,  определяющими  уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению Территориальной программы обязательного    медицинского страхования граждан.                                                          
    

    Под  объектом установления  тарифа  понимается  медицинская     помощь, выраженная в определенных  комиссией по согласованию тарифов объемных показателях деятельности медицинских учреждений по обязательному медицинскому страxованию  (например,  годовая программа амбулаторного ведения  пациента,  пролеченный  больной  в  стационаре, консультация, конкретная манипуляция и др.).                                  
    

    Тарифы разрабатываются,  согласовываются и используются  для оплаты медицинской  помощи (медицинских и иных услуг),  оказываемой по   Территориальной программе и финансируемой за счет фондов обязательного   медицинского страxования   в   соответствии   с   выбранным   способом   оплаты.                                                                       
    

    В  состав  тарифа включаются расходы медицинского учреждения на выполнение  Территориальной  программы  обязательного  медицинского    страхования в  соответствии  с  бюджетной  классификацией расходов без выделения себестоимости и прибыли.                                            
    

    Финансирование медицинского учреждения в форме оплаты медицинской помощи по   выполнению   Территориальной    программы    обязательного  медицинского страxования   обеспечивает   рентабельность   этого  вида  деятельности, поскольку  состав   расходов   бюджетной   классификации   включает возмещение   текущих   затрат   и   финансирование   развития    деятельности (расширенное воспроизводство).                                         
    

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

  13. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  14. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ, от 17.07.2009 №145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 18.07.2009 №181-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  15. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  16. Закон «Об основах обязательного социального страхования» от 26 июля 1999 г. № 165-ФЗ в ред ФЗ 24.07.2009 № 213-ФЗ // СЗ РФ. 19.07.1999. № 29. Ст. 3686.
  17. ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-1 в ред. ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР.1991. № 27. Ст. 920.
  18. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 апреля 1994 г. № 16 (ЗН 95-7) «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан» // СПС «КонсультантПлюс»
  19. ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 № 13-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ // СЗ РФ. 01.01.2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18.
  20. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ в ред. ФЗ от 24.07.2009 №213-ФЗ // СЗ РФ. 22.05.1995. № 21. Ст. 1929.
  21. Захаров М. Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. – М.: НОРМА, 2009.
  22. Егоров Е.В. Социальное страхование. –М.: Экономист, 2008.
  23. Роик В. Д. – Основы социального страхования. – М.: Издательский центр Российской академии государственной службы, 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00047 sec

WordPress: 22.86MB | MySQL:117 | 1,868sec