Страховой маркетинг

<

060614 1505 1 Страховой маркетинг Страховой маркетинг – система понятий и приемов, которая обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие страховщика и страхователя, направленная на оптимальное взаимодействие субъектов рыночных отношений.

Страховой маркетинг — часть более обшей маркетинговой науки и система взаимодействия страховщика и страхователя, направленная на взаимный учет интересов и потребностей.

Страховой маркетинг можно рассматривать с двух точек зрения — макроэкономической и практической.

С одной стороны, это явление страхового рынка, в значительной мере определяющее лицо страхования; с другой стороны, это практический инструмент работы страховых компаний, направленный на изучение рынка и оптимизацию работы с потребителями. Поэтому практическая сторона маркетинга представляет собой набор инструментов для улучшения рыночной результативности страховщика.

В структуре страхового маркетинга в настоящий момент западные специалисты выделяют два самостоятельных направления: товарный (рыночный) маркетинг и структурный (организационный) маркетинг.

Цель рыночного маркетинга — совершенствование деятельности страховщика и повышение прибыльности компании за счет анализа состояния внешней среды и изменения товарной среды.

Рыночный маркетинг включает в себя изучение и сегментацию рынка, а также собственного страхового портфеля самим страховщиком; определение потребностей рынка в страховой продукции и концентрацию усилий компании на наиболее прибыльных направлениях; более точное определение уровня риска для групп клиентов или каждого страхователя индивидуально; учет потребностей страхователей при разработке страхового продукта, т.е. совершенствование страховой продукции в соответствии с требованиями рынка.

Организационный маркетинг нацелен на повышение эффективности страховой компании за счет оптимизации ее внутреннего устройства. Он включает выбор оптимальной системы сбыта страховой продукции исходя из особенностей потребительского поведения, свойств страхового продукта; стимулирование сбыта; совершенствование и развитие структуры компании исходя из ее задач с учетом особенностей и квалификации персонала, специфики рынков в связи с организацией системы сбыта страховой продукции; совершенствование разделения труда по горизонтали и вертикали.

Основные цели страховщиков в системе маркетинга:

— максимизация прибыли компании;

— получение страховщиком достаточной прибыли наряду с выполнением им каких-либо дополнительных функций;

— выживание компании с помощью ориентации ее деятельности на осуществление целей, которые не связаны с получением прибыли за счет страховой деятельности.

Маркетинговая стратегия страховщика представляет собой комплексную реализацию данных, полученных в процессе изучения рынка, которая позволяет провести комплексную оценку исходного материала по состоянию и динамике рынка, выработать оптимальную систему рыночных действий компании.

Практический маркетинг страховщика опирается на следующие основные принципы:

– глубокое и всестороннее изучение конъюнктуры страхового рынка, спроса и требований потребителей;

– гибкое реагирование на запросы страхователей;

– воздействие на формирование спроса потребителей в интересах производства;

– осуществление инноваций.

Практическая реализация этих принципов на уровне конкретного предприятия или организации означает:

во-первых, нацеленность на достижение конечного практического результата своей деятельности – получение максимально возможной прибыли (дохода) от реализации услуг определенного количества и качества,

во-вторых, направленность на получение долговременных стабильных результатов и, в-третьих, осуществление стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных потребителей с одновременным воздействием на потребительский спрос и тенденции его развития (с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы).

Функции страхового маркетинга в страховых компаниях:

— общее исследование рынка и исследование рынка на конкретных сегментах:

— принятие решений по развитию компании на различных сегментах страхового рынка;

— разработка системы стимулирования сбыта;

— формирование требований к страховой продукции исходя из общих параметров рынка;

— имиджевая реклама в интересах всей компании, общественные связи.

Страховой маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество заключенных договоров, объем прибыли, доля страхового поля, охваченная страховщиком, размер взносов и количество договоров, приходящихся на одного работника, размеры степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых страховой компанией, а также способность обеспечения страховщиком сохранности конфиденциальной информации. В числе социальных показателей – развитие профессиональной подготовки работников компании, уровень решения социальных проблем. Таким образом, Целями страхового маркетинга являются формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы страховой компании, а также расширение объемов предоставляемых услуг, рыночной доли и прибылей.

Специфику маркетинга в страховой компании определяют как особенности рынка страховых услуг, так и специфические характеристики самих услуг. К ним можно отнести следующее:

услуга оказывается в финансовой сфере. Страховые компании производят специфичный товар в виде услуг, не имеющих натурального вещественного выражения. Страховые услуги стандартны для массового потребителя, их набор одинаков, и в условиях рыночной экономики предложений страховых услуг достаточно.

Из этого следует, что такие элементы маркетинга, как цена и распределение страховых услуг не играют значительной роли.

Из всего сказанного можно сделать вывод.

Задачами страхового маркетинга являются:

— обеспечение рентабельной работы в постоянно изменяющихся условия;

— обеспечение конкурентоспособности компании в целях соблюдения интересов клиентов, поддержания общественного имиджа страховщика ;

— максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых страховой компанией, что создает условия для — — устойчивости деловых отношений;

— комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива страховой компании.

Специфика маркетинга в страховании определяется особенностями самих страховых услуг. Таким образом, с точки зрения практический действий маркетинг – это процесс, призванный помочь покупателям оценить предлагаемые услуги и непосредственно действия самого продавца.

Наиболее крупными элементами (подсистемами) системы страхового маркетинга являются:

1) Маркетинговое исследование.

2) разработка и реализация рыночной (конкурентной) стратегии, включающей: ассортиментную политику; ценовую политику; бытовую политику; коммуникационную политику.

Страховой маркетинг не может быть эффективным, если не основывается на анализе потенциальных и имеющихся страховых рынков (клиентов). Поэтому страховой маркетинг в плане его практической реализации представляет собой предварительный анализ доходности клиентуры и рынков, методологию их завоевания и удержания.

Страховой маркетинг включает в себя следующие основные составляющие: исследование рынков и изучение собственного страхового портфеля; разработка требований к страховым продуктам (услугам); продвижение страховых продуктов на рынок.

Исследование рынков и собственной клиентской базы — это изучение потенциальных и нынешних клиентов с целью выявления таких потребительских групп, привлечение которых в компанию в качестве страхователей принесет страховщику наибольшую прибыль. Исследование рынков подразумевает также его сегментацию и выделение целевых (наиболее предпочтительных) участков.

Данный процесс должен осуществляться с учетом свойств потенциальных клиентов: страховых потребностей (требуемое страховое покрытие); географического и социально-демографического распределения; платежеспособности; возможности воздействия рекламы и применения иных способов убеждения приобрести страховой продукт; стоимости привлечения клиентуры в компанию (затраты на содержание сбытовых звеньев); возможных направлений эволюции страховых потребностей и предпочтений клиентов (динамика потребительского сегмента в плане его платежеспособности, потребностей и способов привлечения в компанию); конкурентности страховых рынков и возможных перспективных действий конкурентов; оценки уровня риска наступления страхового случая для различных типов страхователей; оценки средней стоимости страхового события и стоимости страховых случаев для различных групп потенциальных клиентов.

Исследование собственного страхового портфеля компании — это анализ вероятности наступления страховых событий и стоимости страховых случаев для фирм в зависимости от различных характеристик клиентуры (страхователей): географического положения, профессии, характера деятельности, пола, возраста, характера застрахованных рисков и взятого на страхование имущества или иных интересов.

Анализ страхового портфеля позволяет оценить потребности клиентуры в страховом покрытии, изучить факторы привлекательности продукта и компании в целом, разработать методики удержания клиентуры.

<

Разработка требований к страховым продуктам — это определение их свойств, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности страхователей, а также соответствующих потребительским предпочтениям в плане формы организации страхового продукта: имущественные интересы; страхуемые риски; цена страхового продукта; дополнительные услуги, предоставляемые страховщиком; качество и полнота обслуживания клиента на стадии продолжения страхового договора.

Продвижение страховых продуктов должно включать в себя выбор соответствующей системы сбыта страховой продукции, наиболее эффективной в данных условиях; информирование потенциальных клиентов о наличии страхового продукта, его достоинствах и т.д.; стимулирование продаж страховой продукции за счет улучшения имиджа страховой компании; стимулирование сбыта за счет системы скидок страхователям, премий продавцам страховых услуг, конкурсов, лотерей, рекламы на месте продажи.

Исследование и сегментация российского рынка позволяют страховщикам формировать маркетинговую стратегию, обобщающую все маркетинговые планы и тактические задачи. Маркетинговая стратегия страховой компании — это комплексная реализация данных, полученных в процессе изучения рынка, позволяющая провести комплексную оценку исходного материала по состоянию динамики рынка, выработать оптимальную систему рыночных действий компании.

Инструментами реализации маркетинговой стратегии являются: политика в области разработки страховых продуктов; ценовая политика; способ организации продаж страховой продукции и политика в области распределения; обучение агентов, стимулирование продаж и организация системы сбыта; поддержание контактов с потребителями.

Критериями оптимальности и эффективности маркетинговой стратегии являются максимизация прибыли, повышение репутации продвигаемого товара, повышение репутации самой компании на рынке, увеличение объема продаж товаров (услуг).

В маркетинговую стратегию входят следующие составляющие:

– позиционирование страховых услуг компании (выбор перспективных географических, социальных, возрастных рыночных сегментов, на которых страховщик предполагает сосредоточить свои усилия);

– разработка и подготовка необходимых страховых продуктов;

– обучение кадров; разработка системы сбыта и стимулирования продаж страховой продукции; оценка перспективной части (сегмента) рынка, которую компания может завоевать;

– определение рентабельности перспективных действий на страховом рынке, подсчет экономической эффективности маркетинговой акции.

Исследование страхового рынка — это центральный пункт маркетинга. Без исследования потребностей клиентов невозможно выработать правильную маркетинговую стратегию. После выявления потребностей и предпочтений клиентов можно начинать разработку страхового продукта и создавать систему его продвижения на рынок.

Рынок состоит из действительных и потенциальных потребителей. Задача информационного исследования — определить круг этих категорий, используя внешние и внутренние источники информации.

Обработка и обобщение внутренних и внешних источников рыночной информации позволяют управлять деятельностью страховой компании, определить ее действия и стратегию по ряду направлений: цены и качество страхового продукта; цели развития компании; реклама, связи с общественностью; способы продажи страховой продукции.

Залогом рыночного успеха российских страховых компаний является создание единой системы рыночной маркетинговой информации для правильной ориентации компании на рынке.

Сегментация страхового рынка — это разделение на составляющие в соответствии с определенными критериями, обусловливающими максимальную схожесть клиентов.

Сегментация позволяет страховщикам максимально точно приспосабливать свои продукты к определенным группам потребителей. Существует два основных типа сегментации страхового рынка: маркетинговая и техническая.

Маркетинговая (поведенческая) сегментация — это разделение страхового рынка в соответствии с критериями, позволяющими определить поведение потребителей при приобретении страхового продукта. Этот тип сегментации направлен на выделение групп, потребительское поведение которых совпадает на стадии приобретения и использования страхового продукта.

Техническая сегментация направлена на оценку риска наступления страховых событий для страхователя. Цель технической сегментации рынка и страхового портфеля компании — оформить сегменты, максимально близкие по уровню риска, и выделить легко заметные внешние факторы, позволяющие точно оценить индивидуальный уровень риска.

Факторов (критериев), на основании которых страховой рынок может быть разделен на сегменты, довольно много. Каждая фирма выбирает те из них, которые наиболее соответствуют поставленным задачам. Ключевая задача сегментации страхового рынка — ыявление основных мотивов, которые влияют на поведение страхователя при приобретении страхового полиса, и уровня риска для его.

Сегментация страхового рынка по географическому признаку предполагает разбивку рынка на географические единицы — регионы, области, города. Известно, что типы поведения потребителей и уровень индивидуального риска значительно варьируют зависимости от географической зоны. Например, для жителей небольших городов, поселков и сельской местности более значимы вопросы имиджа страховой компании и неценовые свойства страховой продукции, а для жителей крупных городов — цена продукта и надежность компании. Кроме того, некоторые регионы характеризуются более высокой вероятностью наступления определенных страховых событий — природных бедствий, пожаров, краж автотранспорта.

Сегментация по демографическому признаку — это разделение рынка на группы на основе таких демографических показателей, как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса и национальность.

Этот тип сегментации особенно важен для страховых компаний, поскольку поведенческие модели потребителей в основном зависят именно от демографических переменных. Так, молодых людей довольно сложно убедить в необходимости пенсионного страхования или долгосрочного страхования жизни; им меньше, чем пожилым людям, понятно явление риска; у них еще нет накопленного имущества, о котором нужно заботиться.

Психологическая сегментация покупателей страховой продукции предусматривает их классификацию по признакам принадлежности к социальному слою, образу жизни и личностным характеристикам.

Сегментация по поведенческим особенностям потребителей — это их классификация в зависимости от их знаний, характера использования товара и реакции на этот товар. Поведенческая сегментация наиболее применима в качестве основы для исследования рынка сбыта страховой продукции.

К основным потребительским группам на российском страховом рынке среди юридических лиц можно отнести следующие три основные группы потенциальных и действительных страхователей:

1) особо крупные компании и финансово-промышленные группы, которые имеют собственные кэптивные компании, принимающие на страхование все риски своих организаций: «Газпром», (страховая компания «Согаз»), «Лукойл» и «Сургут-нефтегаз» (одноименные страховые компании), «Аэрофлот» (страховая компания «Москва») и др.;

2) крупные и средние предприятия, для которых основными видами страховых продуктов являются грузы, автопарк, недвижимость, оборудование, финансовые обязательства, медицинское страхование персонала и т.д.;

3) мелкие предприятия, для которых характерными видами страхования являются страхование грузов, автопарка, недвижимости, оборудования, медицинское страхование персонала. Они является наибольшей при наличии на страховом рынке значительного количества страховых компаний приблизительно одинаковой мощности. Для сбора информации составляют специальные досье, на основе которых делают выводы относительно уровня конкуренции. Затем определяются основные страховые компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу определенной формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налогообложение страховых компаний

 

Налогоплательщики — страховые организации ведут налоговый учет доходов (расходов), полученных (понесенных) по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по видам страхования.

В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 293 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к доходам страховых организаций в целях налогообложения прибыли относятся в том числе доходы от осуществления страховой деятельности в виде страховых премий по договорам страхования, сострахования и перестрахования.

Согласно ст. 330 НК РФ доходы налогоплательщика в виде суммы страхового взноса, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору.

Согласно ст. 330 НК РФ налогоплательщик образует страховые резервы в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики отражают изменение размеров страховых резервов по видам страхования.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доход методом начисления.

Виды налогов для страховой организации:

1. Налог на прибыль. Объектом налогообложения является прибыль организаций, которая определяется как разница между доходами и расходами. Страховые организации исчисляют доходы и расходы по правилам, установленным для всех предприятий, однако с учетом специфики страховой деятельности Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает особенности определения доходов и расходов страховой организации. В статье 274 НК РФ дано определение налоговой базы.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Согласно статье 284 НК РФ налоговая ставка по обычным видам доходов устанавливается в размере 20 процентов, в том числе: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2,0 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

2. Налоги с имущества: налог на имущество страховых организаций, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств.

Транспортный налог является региональным и право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Транспортный налог подлежит к уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты Российской Федерации сами определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также могут предусматривать налоговые льготы.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) (статьи 356 — 363). В целях единообразного применения налоговыми органами норм главы 28 НК РФ Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ.

На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых, в соответствии с российским законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 361 НК РФ законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности их двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства соответственно (п. 1 ст. 361 НК РФ). Поэтому принадлежность объекта налогообложения к той или иной категории транспортных средств имеет важное значение при выборе налоговой ставки, в соответствии с которой будет исчисляться транспортный налог. При этом рекомендуется налогоплательщикам (письма Минфина РФ от 05.12.2005 № 03-06-04-04/47, от 22.11.2005 № 03-06-04-02/15) пользоваться Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (далее – Сравнительная таблица).

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу определен статьей 362 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Глава 30 регулирует налог на имущество организаций. Согласно статье 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3.Платежи за природные ресурсы: земельный налог и арендная плата за землю.

4. Налоги с фонда оплаты труда: отчисления в государственные социальные фонды; отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования. Базой для расчета является фонд оплаты труда.

«Налог на доходы физических лиц» введен в действие главой 23 НК РФ с 1 января 2001 года. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (9%, 13%, 30%, 35%). При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, социальных, имущественных и профессиональных, оговоренных в статье 218, 219, 220 и 221 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

5. Налоги с выручки от оказания нестраховых услуг и реализации имущества: налог на добавленную стоимость и специальный налог.

Согласно Налоговому кодексу РФ от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) освобождены операции по страхованию и перестрахованию. В то же время реализация работ, услуг, не относящихся к страховой деятельности, включается в оборот, облагаемый НДС. Облагаются налогом на добавленную стоимость посреднические услуги по заключению договоров страхования, в том числе услуги страхового брокера или услуги страховой организации, работающей по договору поручения.

Налоговым периодом (в том числе для плательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается квартал.

Объектом налогообложения признается: а) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; б) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету; в) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; г) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налогообложение производится по налоговым ставкам 0%, 10% и 18% в соответствии с правилами, определенными в статье 164 НК РФ.

Под налогообложение подпадают такие виды прибыли, как:

– прибыль от основной (страховой) деятельности;

– прибыль от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке;

– прибыль от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке.

Кроме того, страховые организации в соответствии со ст. 5 ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» являются плательщиками страховых взносов. Согласно ст. 10 ФЗ № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Тариф страхового взноса определяется в соответствии со ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 дек. 1993 г.// КонсультантПлюс.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. — №32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. (с изменениями в ред. ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ, ФЗ от 25.11.2009 № 281-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. (с изменениям в ред. ФЗ от 25.11.2009 № 275-ФЗ и № 276-ФЗ, ФЗ от 28.11.2009 № 282-ФЗ, № 283-ФЗ, № 284-ФЗ и № 287-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г., 7 марта, 18, 21 июля 2005 г., 17 мая 2007 г.) // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., № 2. Ст. 56.
  6. ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 № 276-ФЗ)// СЗ. 2009. №30. Ст. 3738.
  7. Александров А.А. Страхование. М., 2008.
  8. Гвозденко А.А. Основы страхования. М., 2006.
  9. Шахов В.В. Страхование. М., 2009.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.05MB | MySQL:124 | 1,863sec