СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО СВЯЗЬ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ТИПОМ ГОСУДАРСТВА

<

012515 0240 1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО СВЯЗЬ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ТИПОМ ГОСУДАРСТВАИзучение экономической структуры любого общества современного государства невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах. В процессе формирования и исследования финансовых ресурсов происходит перераспределение общественного продукта и национального дохода.

Финансовая система охватывает многочисленные институты государственные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.

Центральные место в системе государственных финансовых занимает государственный бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней. Каждое государство имеет ту или иную бюджетную систему.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов национально-административно-территориальных образований государства, а также бюджетов самостоятельных в финансовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет – это соотношение объема и структуры доходов и расходов рассматриваемого субъекта. В данном случае в качестве субъекта рассматривается государство. Каждое государство имеет ту или иную бюджетную систему.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов национально-административно-территориальных образований государства, а также бюджетов самостоятельных в финансовой деятельности государственных учреждений, основанная на экономических отношениях и правовых нормах.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два звена: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством бюджетная система состоит из трех звеньев (уровней) – наряду с государственными и местными бюджетами выделяются бюджетами выделяются субъекты федерации. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

Определяющим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, или централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для обеспечения экономической и национальной безопасности страны, выполнения политических, военно-стратегических и социально-экономических функций и воздействия на процесс общественного воспроизводства с целью достижения роста и равновесия национальной экономики. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции – расходы, различные виды доходов, госзаймы. Необходимо отметить довольно сложную систему взаимодействия собственно государственного бюджета и бюджетов других уровней, так как из централизованных фондов могут выделяться финансовые ресурсы в виде дотаций, процентных отчислений, при одновременном обрамлении бюджетов других уровней расходами на содержание государственного аппарата, дорожное строительство, содержание органов внутренних дел и т.п.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХ в.:

  1. Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  2. Принцип полноты – по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления
  3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

В современных условиях в практике развитых стран наблюдается некоторое несоблюдение этих принципов. Так, отход от принципов полноты и единства выразился в появлении, помимо государственного бюджета, большого количества различных внебюджетных или специальных (целевых) фондов, самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные фонды – фонд поддержки малого бизнеса; социальные – фонды страхования, пенсионного обеспечения; политические – оказание поддержки режимам, политической линии). Однако отсутствие обезличенности финансового фонда, которым распоряжаются правительства разных уровней, и четкое разграничение источников поступлений центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран.

Государственный бюджет составляется на один год. Он представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти. Исполнительная власть (правительство) отчитывается перед ними и несет ответственность за исполнение закона о бюджете. За неисполнение государственного бюджета правительства после отчета может быть отправлено в отставку.

Бюджетная система выполняет три функции:

  1. фискальная функция – это создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
  2. функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основной источник доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;
  3. социальная функция – это использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТЕ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ ОТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ К РЫНОЧНОЙ

Важнейшую часть доходной части государственного бюджета составляют налоги – безвозмездно присваиваемая часть дохода или выручки. На налоги приходится около 90% всех поступлений в бюджет промышленно развитых стран. Остальная часть поступлений покрывается различного рода государственными сборами, пошлинами, отчислениями. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, принципов их построения, а также форм и методов их взимания образуется налоговую систему. Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях:

  • фискальная (бюджетная) функция – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций;
  • регулирующая функция – система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития;
  • контролирующая функция – позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направление эффективного использования финансовых ресурсов в стране, вносить изменения в действующую налоговую систему.

По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника:

  • кадастровый способ взимания налогов характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку;
  • декларируемый налог взимается в результате заполнения плательщиками декларации о полученных доходах и установления на них налога;
  • способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет.

По критерию объекта налогообложения все налоги подразделяются на две большие группы:

прямые – безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения;

косвенные – завуалированная форма платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги (надбавка к ценам и тарифам).

В современной рыночной экономике основными налогами считаются: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения).

Подоходный налог и налог на прибыль взимаются, как правило, по декларации о доходах и имеют прогрессивные ставки. Налог на прибыль предприятий зависит от размеров прибыли. Им облагается чистая прибыль до ее распределения (до выплаты дивидендов). Для распределяемой и нераспределяемой прибыли могут существовать различные ставки налогообложения.

Взносы на социальное страхование являются прямым личным налогом, но имеют строго целевой характер. Они складываются из взносов предпринимателей и наемных работников. Ставки этого налога устанавливаются к фонду заработной платы, поэтому для лиц наемного труда – это прямой вычет из их доходов, а для предпринимателей – одна из статей издержек производства.

Косвенные налоги распространяются на круг торговых и производственных предприятий. Главная цель налогов – увеличение доходов государственного бюджета.

В системе налогообложения определяющую роль играет налоговая ставка, или величина налога, взимаемая с единицы объекта налогообложения. Выбор динамики налоговой ставки определяет принцип построения налогообложения: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Пропорциональное налогообложение указывает на индифферентность налоговой ставки в отношении величины получаемого налогоплательщиком дохода.

Прогрессивное налогообложение предполагает повышение или понижение налоговой ставки в зависимости от увеличения или сокращения дохода налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – по мере увеличения дохода налогоплательщика налоговая ставка уменьшается. Этот принцип построения налогов находит наибольшее применение в сфере косвенного налогообложения.

Доходная часть бюджета в значительной степени зависит от уровня налоговых ставок, т.е. процентной доли, приходящейся на налогооблагаемую сумму. Теоретическим обоснованием функциональной зависимости поступлений в бюджет от налоговой ставки является положение (кривая) Лаффера, согласно которому рост поступлений в бюджет происходит до достижения определенного уровня налоговой ставки, превышение которого ведет уже не к росту, а к сокращению поступления в бюджет.

<

Начиная с 60-х годов в развитых странах налоговая система становится важнейшим средством государственного воздействия на экономику. И это не случайно, ибо налоговые мероприятия позволяют перераспределить в государственный бюджет возрастающую долю национального дохода и тем самым использовать их как средство стимулирования экономических процессов.

Совершенствование бюджетной политики в России происходит в условиях кризиса государственных финансов и огромного бюджетного дефицита. В 1996 году внутренний бюджетный дефицит составил 5% валового внутреннего продукта. Добиться равновесия доходной и расходной частей государственного бюджета за короткий срок времени невозможно. Поэтому ставиться более реальная задача – поиск путей замедления, а затем и сокращения бюджетного дефицита прежде всего за счет расходной его части.

Отсюда большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе.

Рыночные преобразования в экономике приводят к эволюционному реформированию налоговой системы, т.е. внесению определенных коррективов, соответствующих происходящим в экономике процессам. Речь идет об изменениях, предусмотренных планом мероприятий правительства РФ по реализации Указа президента РФ от 21 июля 1995 года «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации». Так в 1996 г. отменены спецналог и налог на куплю-продажу ценных бумаг, а также упразднено обложение сверхнормативного превышения фонда заработной платы. Налог на добавленную стоимость на оборудование можно списывать на расчеты с бюджетом сразу, а не в течение шести месяцев с момента его покупки, как раньше. Также принят закон о существенном упрощении налогообложения малых предприятий: вместо всех основных налогов (федеральных, региональных и местных) налогоплательщик обязуется уплачивать один – «единый налог».

Сегодня отечественная налоговая система по общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике системам налогообложения. Все действующие в России налоги делятся на две группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований) и местные налоги. По объекту налогообложения существующие платежи условно разделяют на налоги с доходов (выручки, прибыли), имущества (предприятий и граждан), с определенных видов операций, сделок и деятельности (операции с ценными бумагами). По экономическому содержанию существуют следующие основные группы налогов: косвенные (акцизы, налог на прибыль предприятий), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, на наследование и дарение), налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

Отечественная налоговая система имеет и свои особенности. Более низкая доля подоходного налога с физических лиц по сравнению с развитыми странами: 12,3% – Россия и 29,7% страны ОЭСР (1995г) и высокая доля налога на прибыль предприятий: 34,3% – Россия и 7,3% – страны ОЭСР (1955г), чрезмерное преобладание в российской налоговой системе ярко выраженной фискальной направленности, что проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках некоторых налогов: ставка налога на добавленную стоимость в 1995 году составила 21,5%, налога на прибыль – 35%, также высокий уровень штрафных санкций, что ведет к укрывательству налогов многими налогоплательщиками.

В целом нынешняя эволюция налоговой системы свидетельствует об усилении ее регулирующей функции, что выражается, прежде всего, в тенденции ослабления налогообложения прибыли корпораций и в усилении налогообложения потребления.

В 1996 г. опубликован Налоговый кодекс РФ – систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Целью изменений налоговой системы, предусмотренных Налоговым кодексом, является построение единой и стабильной налоговой системы в границы России, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетом. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОВ ОТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНОЙ

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются на:

  • расходы по государственному управлению;
  • расходы на органы правопорядка;
  • военные расходы;
  • расходы на социально-экономические цели;
  • расходы на хозяйственную деятельность государства;
  • расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности;
  • расходы на выплату процентов по государственному долгу.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП (валового национального продукта).

К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все более значительное место занимают расходы на создание объектов социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука).

Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Здесь необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам и пособия инвалидам войны, ветеранам и т.д.

Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации, органов правопорядка, органов суда и прокуратуры.

Важное место в расходах местных бюджетов занимают также расходы на социально-культурные нужды, объекты здравоохранения, поддержание экономического равновесия.

Оценивая возможности направления совершенствования финансовой системы России и ее финансовой политики в период перехода от социалистической к рыночной, можно четко выделить два из них: эволюционное и революционное. Эволюционисты стоят за формирование на первоначальном этапе двух секторов смешанной экономики – рыночного и государственного.

Но выбор был сделан в пользу революционных преобразований на основе политики монетаризма, которая тут же стала воплощаться в самых безответственных опытах так называемого невмешательства государства в экономику. Если существующее положение считать нормальным, то цена заплаченная за его достижение, – разрушение научно-технического, производственного, интеллектуально-культурного потенциалов великой державы – тысячекратно перекрывает полученные результаты. Жесткая денежно-кредитная политика сопровождалась и сопровождается колоссальным урезанием государственных расходов на товары, услуги, развитие социальной сферы – базы будущего любого индустриально-информационного общества.

Принимаемые правительством решения в условиях перехода к рынку по защите населения отстают от рыночных недугов. Колоссальное уменьшение доли расходов на развитие социальной сферы сопровождается падением благосостояния населения, что недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т.д. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторам успешного перехода России к рыночным отношениям.

 

 

4. БЮДЖЕТ. ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. СПОСОБЫ ИХ РЕГУЛЯЦИИ

Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов.

По природе происхождения различают циклический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит – результат наступления фазы спада производства, который обуславливает сокращения поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды.

Структурный дефицит – превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющей в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избыток) государственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом «вменяется» циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета, и наоборот.

В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющийся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности. Бюджетный дефицит существенно воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственное заимствование.

Наиболее надежным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года, в ряде случаев до 3 лет), среднесрочные (3 – 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

К настоящему времени определилось три основных подхода к регулированию государственного бюджета. Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращения государственных расходов, либо сочетанием того и другого. А это означает свертывание общественного производства.

Второй подход ориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического (делового) цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты (превышение доходов над расходами) бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде.

Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени) и рекреативную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции. Несмотря на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным вялым и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход базируется на идее функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющий элементов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированности и экономический рост автоматически оказывает положительно воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем.

В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов.

Государственная задолженность имеет две основные формы:

  • государственные ценные бумаги (казначейские векселя, средне и долгосрочные государственные обязательства, государственные облигации, гарантии федерального казначейства, нерыночные бумаги);
  • записи на бухгалтерских счетах (кредиты эмиссионного банка, иногда – частных кредитных институтов).

Являясь одним из инструментов государственного регулирования, государственный долг выполняет две функции:

  • фискальную;
  • стимулирующую.

Фискальная функция государственного долга состоит в создании финансовой базы государства, поддержании функционирующего рынка долговых государственных обязательств. Стимулирующая функция государственного долга заключается в поддержании стабилизации экономики, воздействии на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т.п.

Двойственная природа государственного долга (как элемента регулирования как отражение кризисных процессов в экономике) порождает и противоречивость его воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее влияние на состояние денежного обращения, ставку ссудного процента, уровни потребления, инвестиций, сбережений; стимулирующее и сдерживающее воздействие на динамику и темпы экономического роста в зависимости от целевого назначения государственных расходов.

Внешний государственный долг возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям.

Увеличение государственного долга в принципе не может привести к банкротству по ряду причин. Необходимость погашения долга отсутствует, достаточно лишь финансировать его. Кроме того, источником для выплаты долга и процентов может выступить дополнительное налогообложение. Наконец, правительством обладает правом увеличивать денежную массу в обращении.

Но рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики:

во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращения спроса, сбережений).

во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики;

в-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга;

в-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу государственных ценных бумаг;

в-пятых, в конечном счете происходит разрыв финансово-кредитной системы, что чревато печальными последствиями для экономики в целом.

В этих условиях необходимо регулирование государственного долга. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанные с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашения). Различают несколько методов конверсии:

– добровольная;

– принудительная;

– факультативная.

При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию.

При принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями займа.

При факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа.

Конверсия, как правило, осуществляется при убытке ссудного капитала к снижению процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) даже выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования, если рефинансирование ведет к долгосрочной задолженности.

Управление государственным долгом включает формирование политики государственного долга, установление границ государственной задолженности, определение основных направлений и целей воздействия на макро- и макроэкономические показатели, а также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для управления государственным долгом.

Таким образом, государственный долг интегрирован в механизм смешанной рыночной экономики. Регулирование его границ позволяет использовать государственные займы как инструмент стабилизационного воздействия на экономику. Чем выше темпы экономического роста, тем менее обремененным для государства является использование займов для финансирования своих расходов.

Одним из источников финансирования государственной деятельности (наряду с налогами) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии, т.е. финансирование за счет государственного долга и дефицитного финансирования. С помощью дефицитного финансирования удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств. Финансирование дополнительных государственных расходов за счет займов связано с меньшими негативными последствиями для экономики по сравнению с денежной эмиссией и повышением налоговых ставок. Управление государственным долгом является главным элементом, балансирующим всю бюджетную политику в целом. В то же время необоснованное использование государственных займов может вызвать серьезные дестабилизирующие последствия для экономики. Поэтому растущий государственный долг может отражать, с одной стороны, государственное регулирование экономики, а с одной стороны, кризисные процессы, требующие от государства принятия стабилизационных мер.

Государственный долг связан с вторичным распределением (перераспределением) стоимости валового национального продукта для формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа денежных средств у населения (и институтов) и кредитов иностранных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная отечественная экономика находится в процессе постепенного перехода к рыночным отношениям. Этот переход происходит не от традиционной экономики, а от плановой. В этом состоит главная трудность перехода, так как экономика должна очиститься от последствий командно-бюрократических методов регулирования, чтобы вернуться на путь эффективного развития. Содержательно переход к рыночным отношениям включает решение многих проблем: разрушение командно-административной системы хозяйствования, разгосударствление и приватизация, создание рыночной инфраструктуры, переход от жексто-централизованнной системы ценообразования к свободному ценообразованию, преодоление монополизма и создание конкурентной среды.

Особенность перехода России к рынку состоит и в том, что он развертывается в условиях глобальных переходных процессов. Поэтому для развития России характерно переплетение локальных и глобальных общечеловеческих тенденций. Следовательно, переход к рыночным отношениям в России является не естественно-эволюционным, а реформаторско-эволюционным процессом, связанным с определенной направленностью. Главным направлением в этом процессе является преобразование системы социально-экономических отношений.

Модель отечественной рыночной экономики – это социально ориентированная рыночная экономика, движение к которой было провозглашено в конце 1992 года. Социально ориентированная рыночная экономика представляет смешанную экономику со значительным государственным сектором и активным государственным регулированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2001.
  2. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: Издательство «Аса», 1997.
  3. Огибин Ю.А. Микро, макроэкономика, практикум. Санкт_Петербург: АО «Литера плюс», 1994.
  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М.: Норма-Инфра-М, 1999.

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00062 sec

WordPress: 24.15MB | MySQL:120 | 1,421sec