СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

<

020715 2227 1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВАСоциальная политика – политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Как известно, экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

В XX и начале XXI в.в. в промышленно развитых странах всё более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйств», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Более масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

 

Конечной целью экономической деятельности человека является создание материальной базы для улучшения условий жизни. Так как люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. А это в свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Такая деятельность и получила название социальной политики. По своей сущности, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет, двоякую роль. Именно по мере экономического роста, создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Кроме того, социальная политика является и фактором экономического роста. При этом если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. А это в свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Заметим, что переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости, а именно умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

К основным принципам проведения социальной политики относятся: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социальная политика — политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

В рыночных условиях основным проводником социальной политики в жизнь является государство. Государственная социальная политика — это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Именно посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Типы социальной
политики государства
. От степени вмешательства государства в управление социальными процессами зависят характер и содержание социальной политики. Именно в зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной – в данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер, концептуальные основы которой формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал – демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием
или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Во всех остальных странах мира социальная роль государства находится в диапазоне
между этими двумя группами.

Вполне естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Так, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.

1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

2. Есть прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства—это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого потенциала).

3. Общество всегда стоит перед выбором—рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу—степени вмешательства государства в социальную сферу – претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.

Социальная роль государства. Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60—70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21%—в США; 24%—в Англии; 30%—во Франции; 31,5%—в Германии; более трети—в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону. В эти годы во всех развитых странах происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра, как правило, одинаковые — это необходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в экономике и обществе, усиления контроля над государственными расходами.

Циклическая смена приоритетов в социальной политике развитых государств привела к перераспределению средств между отдельными статьями социальных расходов, но, как правило, не затронула серьезных социальных достижений предшествующего развития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не претерпела существенных изменений. В большинстве стран финансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двоякую роль.

1) По мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

2) Социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).

<

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет, двоякую роль. Именно по мере экономического роста, создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Кроме того, социальная политика является и фактором экономического роста. При этом если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. А это в свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

К основным принципам проведения социальной политики относятся: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Государственная социальная политика — это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Как известно, от степени вмешательства государства в управление социальными процессами зависят характер и содержание социальной политики, от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двоякую роль.

1) По мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

2) Социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является (должна быть) своеобразной концентрацией всех иных видов политики (прежде всего экономической), ибо она направлена на специфический объект социальные отношения в собственном или узком смысле слова. Последние же понимаются как определенный срез, синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.

Социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей. Среди этих институтов (общественные объединения, организации и др.) государство с момента своего возникновения, как правило, занимало ведущее положение в политической жизни общества. Это основной институт политической системы, призванный осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Основные признаки государства: 1) определенная система органов и учреждений; 2) право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством; 3) определенная территория, на которой распространяется юрисдикция данного государства.

Подчеркнем два важных момента:

1. На протяжении истории на роль государства высказывались различные точки зрения. Существование различных типов государств, форм правления, устройства, видов политических режимов обусловливает и различие методов воздействия государства на общественные, в том числе и социальные процессы. Для современных государств в одних странах характерно решение проблем социальной защиты населения преимущественно государством, в других странах— иными, в том числе частными, благотворительными и другими институтами.

2. Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему россияне являются непосредственными свидетелями.

 

 

 

2. Особенности социальной политики в России на примере краснодарского края

 

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества. Обострилась проблема охраны труда. Заметно ухудшилась демографическая ситуация. Начался процесс депопуляции населения. Вследствие обострения социальных проблем в стране усилена социальная ориентация реформ.

Особенностью современного российского государства является то, что оно выступает феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества.

Нынешнее кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях: а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах); б) окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе; в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью, сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем.

Особенностью современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) — это именно так.

Конституционные обязанности современного российского государства зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. Эти обязанности выстроены исходя из намерений создать в России социальное государство, в котором помимо верховенства закона немалую роль играет механизм так называемого социального партнёрства.

Статья 7. п. 1 Конституции Российской Федерации подчеркивает, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для нашего государства и подчеркивает, что Россия – социальное государство: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Часть 2 той же 7-й статьи Конституции РФ перечисляет основные направления деятельности российского социального государства, гарантии социальной защиты.

В тоже время заметим, что из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане. Конституция нашей страны содержит положения, фиксирующие обязанности государства в социальной сфере, т.е. обязанности действовать в интересах благосостояния (благоприятного социального положения) граждан и социальных групп.

По-настоящему социальным, как обещает статья 7. п. 1 Конституции РФ, государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе.

К числу демократических завоеваний 90-х годов следует отнести новое отношение государства к международным социальным документам, принципам и нормам. Статья 15 Конституции РФ (её часть 4) определяет: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

Для проблематики социальной политики первостепенное значение имеют такие международные акты о социальном развитии и правах человека, как: Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.); Другие документы, составляющие Международный билль о правах человека; Копенгагенская декларация о социальном развитии (1995); Документы Совета Европы, в том числе Европейская социальная хартия, подписанная Россией в 2000 г., но ожидающая ратификации; Документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); Документы СНГ.

Рассмотрим основные особенности государственной социальной политики в современной России.

Прежде всего, России нужна социальная политика, которая не противоречила бы интересам национальной безопасности, а обеспечивала и укрепляла бы национальную безопасность. В этом стратегическая суть необходимых перемен характера и содержания социальной политики.

Генеральное решение, необходимое и достаточное для обретения Россией такой социальной политики, состоит из двух взаимосвязанных принципиальных поворотов:

1) поворот от деятельности государства, создающей все новые социальные риски (социальные опасности и угрозы) для населения, к неукоснительному и в полном объеме выполнению государством его конституционных обязанностей по обеспечению законных социальных прав, свобод и интересов населения;

2) поворот от недемократических к демократическим методам (механизмам) осуществления социальной политики, соответствующим Конституции Российской Федерации.

Государство — тот единственный субъект, который в создавшихся условиях способен практически изменить сложившиеся опасные тенденции и губительную траекторию разрушения страны. Это касается всех сфер жизни общества, включая и сферу социальной политики.

Реальной многосубъектности (гражданского общества) в России пока нет. Действия властей продолжают оставаться не только бесконтрольными, но и в полной мере произвольными по отношению к населению страны. Правда, правительство вынуждено считаться с требованиями и рекомендациями «большой семерки» и международного финансового капитала. Однако это не облегчает, а усугубляет положение: внешние силы действуют не в интересах народа России, а последовательно в своих интересах.

Шоковый тип реформ был навязан именно внешними силами, в то время как не нашлось никаких внутренних сил, способных противостоять столь разрушительным подходам и планам. И до сих пор в стране нет настолько организованных массовых социальных сил, чтобы заставить власти изменить подходы к руководству хозяйством и социальной сферой. Отсюда вся полнота исторической ответственности, которая лежит сегодня на государстве.

На затянувшемся первом этапе реформ (1992 – 2000 гг.) государство решало и решило фактически одну-единственную задачу: создание частной собственности как господствующей формы и пусть еще крайне нецивилизованного, но уже капиталистического хозяйственного уклада как доминирующего. Всецело сосредоточившись на этой исторической задаче, государство на несколько лет вышло из круга своих непременных социально-политических функций как в хозяйстве, так и в социальной сфере. Это не значит, что государство стало на время аполитичным или же стало «над политикой». Напротив, оно сделалось на период первоначального накопления шоковыми методами непозволительно недемократическим, непозволительно политически односторонним. Государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы — претендентов на роль крупных частных собственников.

Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил. В итоге трудящееся население оказалось раздавленным шоковыми реформами, лишилось многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития. В обстановке затяжного шока и необходимости физического выживания население не сумело и не смогло воспользоваться правами и свободами, появившимися благодаря ликвидации тоталитарного режима. Фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный уклон. В результате подавляющее большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали массовыми явлениями.

Государству, если оно намерено действовать не во вред, а в интересах России, в создавшейся ситуации не остается ничего иного, кроме как перестать односторонне отстаивать интересы капитала, перестать быть орудием давления капитала на трудящееся население. Государство должно прекратить функционировать как основной источник непосредственных социальных опасностей для населения. Оно должно перестать замышлять и практически осуществлять по преимуществу антинародные меры.

Государство должно перейти к сбалансированной социальной политике. При этом речь даже не идет о том, чтобы государство соответствовало своему конституционно установленному (статья 7) характеру — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Перспектива такого государства в современной России даже не просматривается. Речь идет о гораздо меньшем, но жизненно решающем: государство должно перестать быть антинародным (по официальной фразеологии, «осуществляющим непопулярные реформы»). Это значит только одно: государство должно учитывать интересы не одной только стороны общественных преобразований, но всех сторон, а потому создавать всем социальным группам реальные возможности как формулировать, так и представлять и отстаивать свои интересы в рамках социального мира (перемирия).

Рассматривая социальную политику Краснодарского края следует отметить следующее. Отрасль социальной защиты населения края прошла сложный путь становления и развития. И сегодня это четкая, отлаженная система поддержки слабо защищенных категорий граждан.

Администрация края уделяет постоянное внимание социальной политике. В 2003 году удалось сохранить социальную направленность бюджета. Ассигнования на социально-культурную сферу утверждены на 2004 год в объеме более 17 миллиардов рублей, или 60 процентов всего бюджета.

Самой важной и основной задачей остается на сегодняшний день своевременная выплата зарплаты работникам социальной сферы, недопущение ее задолженности, выплата детских пособий и других социальных выплат. В 2004 году продолжается реализация всех начатых ранее программ социального блока. В крае среднемесячная заработная плата на 2003 г. составляла 2615 рублей (за год увеличилась в 1,5 раза), а среднедушевой денежный доход населения – 2075 рублей (тоже увеличился на 34%). Как видно, эти цифры превышали прожиточный минимум, установленный 2002 г. более чем в полтора раза.

Созданная система социального обслуживания населения включает стационарные и полустационарные учреждения социальной защиты и различные формы надомной поддержки малообеспеченных пожилых людей, инвалидов, семей с детьми и других категорий граждан.

За счет краевого бюджета содержатся 27 домов-интернатов на 6555 мест, 2 центра для несовершеннолетних на 125 мест и 2 учреждения по обучению инвалидов на 260 мест, на которые в 2001 году было выделено 179,8 млн. рублей, в 2002 году — 218,1 млн. рублей, в 2003 году — 291,5 I млн. рублей.

Кроме того, на укрепление материально-технической базы этих учреждений направляются средства в рамках федеральных и краевых программ, а также целевым выделением. В 2002 году их поступило 115,7 млн. рублей, в 2003 году — 148,4 млн. рублей. Все выделенные средства использованы по целевому назначению и обеспечили финансирование потребностей в стационарных учреждений в полном объеме.

Успешно развиваются новые формы стационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов с учетом демографической ситуации, характеризующейся увеличением доли этих категорий граждан в общей численности населения. Для инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, в учреждениях функционируют 93 отделения милосердия на 2485 мест. В текущем году организовано два отделения милосердия: на 25 и на 60 мест.

В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» осуществляется социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми. Сложилась четкая система организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.

Реализуется краевая ведомственная программа «Остров детства» по оздоровлению детей из малоимущих семей, безнадзорных и беспризорных, из семей группы «социального риска», детей ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащих, погибших или раненных при исполнении служебного долга, детей с ограниченными возможностями здоровья. За счет средств консолидированного бюджета за последние два года оздоровлено свыше 20 тысяч детей. На 14% увеличилось число оздоровленных детей-инвалидов.

В структуре органов социальной защиты населения открыты:   3 центра социальной помощи семье и детям; 4 специализированных учреждения социальной реабилитации несовершеннолетних на 146 мест; 1 центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В крае утверждена комплексная программа государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которой предусмотрены мероприятия по созданию при специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних приемных (карантинных) отделений, укрепление материально-технической базы специализированных учреждений, создание краевых специализированных учреждений. На реализацию мероприятий программы по всем источникам финансирования направлено свыше 72 млн. рублей.

Стабильно работает созданная в крае сеть учреждений и служб, оказывающих услуги в нестационарных условиях: 53 центра социального обслуживания, 678 отделений социального обслуживания на дому, оказывающих ежегодно помощь свыше 45 тысячам ветеранов и инвалидов; 150 отделений социально-медицинского обслуживания, оказывающих ежегодно услуги 5,5 тысячи человек; 106 отделений срочного социального обслуживания, где разовую помощь за 2 года получили 1 млн. 380 тыс. человек; 45 полустационарных учреждений, обслуживших за этот период свыше 13 тысяч престарелых; 6 учреждений для лиц, оказавшихся в трудной, жизненной ситуации, в которых помощь получили более 6,5 тысячи человек.

За два последних года в крае открыты 6 центров социального обслуживания и   14 отделений социального обслуживания на дому, 33 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому и 5 отделений срочного социального обслуживания, 18 отделений временного проживания и дневного пребывания, что позволило дополнительно взять на надомное обслуживание более тысячи граждан пожилого возраста и оказать более 713 тысяч услуг. Из каждых 10 тысяч пенсионеров услугами отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому в крае охвачено 375 человек, что на 64 больше, чем в целом по России.

Завершено создание Государственной службы медико-социальной экспертизы, включающей 57 государственных учреждений, в том числе 52 бюро МСЭ и 5 главных бюро МСЭ. За два года бюро медико-социальной экспертизы края освидетельствовало около 237 тысяч человек. Разработано около 20 тысяч индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР).

Принимаются дополнительные меры социальной поддержки различным категориям ветеранов, инвалидов, семьям, имеющим детей, и одиноко проживающим гражданам В настоящее время органами соцзащиты края производится свыше 100 видов социальных выплат. В 2003 году на эти цели израсходовано свыше 1,4 млрд. рублей.

В органах социальной защиты населения края создана база данных на 900 тысяч жителей, имеющих право на льготы по различным нормативным правовым актам, для адресного предоставления льгот. В крае действует ряд социальных программ, направленных на улучшение положения семьи и детей, пожилых граждан и инвалидов. На Кубани создана разветвленная сеть учреждений социального обслуживания, открываются новые, что позволяет охватить социальными услугами жителей отдаленных населенных пунктов, расширить перечень оказываемых видов социальной помощи. По объему оказываемой помощи Краснодарский край входит в десятку лидеров среди субъектов РФ. В отрасли работают преданные своей профессии люди, обладающие необыкновенными душевными качествами. Это более 28 тысяч человек, труд многих из которых по достоинству отмечен государственными наградами и знаками отличия.

 

 

Заключение

 

Социальное государство – понятие, которое призвано подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Само понятие «социальное государство» появилось в послевоенной Европе после второй мировой войны.

Основными характеристиками социального государства являются: а) развитая система страховых отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу; б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения; в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

Показателем социального государства является социальная политика. Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение конфликтов на экономической почве.

Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Как известно, от степени вмешательства государства в управление социальными процессами зависят характер и содержание социальной политики.

Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является (должна быть) своеобразной концентрацией всех иных видов политики (прежде всего экономической), ибо она направлена на специфический объект социальные отношения в собственном или узком смысле слова. Последние же понимаются как определенный срез, синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему россияне являются непосредственными свидетелями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Жуков В.И. Социальная политика. М., 2001.
  2. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2001.
  3. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2000.
  4. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики. //Вопросы экономики. — 2000. — № 10.
  5. Платонова Е. Экономические системы и их трансформация.// МЭиМО, 2000, № 7, С. 30-40.
  6. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России.–М.: Институт перспектив и проблем страны. 2000.
  7. Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. — М.: Издательство БЕК, 2004.
  8. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. -М.: Проспект, 1998.
  9. Шарков Ф.И. Социальная политика в России (региональный аспект). Учебное пособие. –М.: Асадаль, 2002.
  10. http://admkrai.kuban.ru Официальный сайт Администрации Краснодарского края
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00035 sec

WordPress: 22MB | MySQL:114 | 2,468sec