СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

<

020915 1359 1 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙАктуальность темы исследования определяет важность понимания механизмов функционирования рыночного механизма в условиях переходного перехода российской экономики от командно-административной системы, господствующей в нашей стране в течение более 70 лет, к современному рыночному хозяйствованию.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах.

К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении — в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

Цель исследования – исследование организации рыночной экономики и механизмов ее функционирования.

Теоретической базой исследования выступили работы таких авторов как Булатов А.С., Видяпин В.И., Дадаян В.С., Лившиц А.Я., Лужков Ю., Львов Д., Меньшиков С., Нестеренко С., Сакс Дж, Самсон И., Тарасевич Л.С., Фишер А.С. и др.

 

1.1. Рыночная экономика как экономическая категория

 

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной и или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом, командном распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта.

Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями1.

Историческая практика показала, что обеспечению первого условия в наибольшей степени адекватен правовой режим частной собственности (хотя это не означает, что экономическая самостоятельность производителей не может быть достигнута другим путем). Экономическая обособленность означает, что производитель сам решает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют свобода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.

Заключительное условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном этапе развития натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. Постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства.

Наличие подобных предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во « внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя. Однако несмотря на такое преобладание товарных связей в экономике, в настоящее время даже в развитых странах встречаются остатки натурального хозяйства. Примером тому выступает личное подсобное хозяйство в России, где производится необходимая для жизни работника и для будущего производства сельскохозяйственная продукция1.

Чаще всего она не подлежит продаже, так как ее размеры обычно не превышают потребностей в ней. Более близким примером является и производство и на садовых и дачных участках, где горожане пытаются произвести для себя отдельные виды потребительской продукции. Естественно, что, чем более развит рынок, чем больше товаров существует на рынке, такая потребность в производстве продуктов для себя уменьшается и сокращается сфера действия натурального хозяйства.

Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного производства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских людей рынок как место купли-продажи ассоциировался прежде всего с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем случае понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли-продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.

В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности1. Иначе говоря,
рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Так, стало общепринятым говорить и писать о вхождении России в рынок, о переходе к рынку.

Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимоотношения трех главных экономических субъектов. Ими является государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.

Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем населению. В ряде случаев государство закупает или, точнее, оплачивает научные исследования и разработки, проекты, духовные, культурные ценности, представляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца, государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.

Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупателем продукции и имущества предприятий являются другие предприятия (контрагенты), домашние хозяйства и частично государство (продукция государственных заказов). Приобретают же предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

Домашнее хозяйство- это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров, и услуги.

Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, по которым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и покупаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую – направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары.

Функционируя в экономических системах разных стран, рынок проявляется специфично. Это связано с тем, что в разных странах не одинаков удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходы к методам их регулирования, свои национальные традиции. Поэтому часто говорят о рынке, определяя его национальную принадлежность, например, российский или американский рынок.

Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже в таблице 1 .

Как видно из рисунка, возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

 

Таблица 1

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка 

Количество субъектов рынка

Однородность продукции

Заменяемость товаров

Взаимозаменяемость субъектов рынка

Вход-выход на рынок 

Доли субъектов на рынке

продавцов

покупателей

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная 

Полная

Нет 

Свободный

Равные и небольшие

Монополистическая конкуренция

Ограниченное

Много

Дифференцированная

Высокая степень

Незначительная

Ограниченный

Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олигополия

Несколько

Много

Однородная либо дифференцированная

Высокая степень

Значительная

Ограниченный

Крупные, примерно равные

Монополия

Один 

Много

Однородная 

Нет 

Нет 

Блокирован

100% 

Монопсония

Много

Один 

Незначительно дифференцированная либо однородная

Незначительная

Нет 

Блокирован

100% 

020915 1359 2 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.

 

1.2. Принципы функционирования предприятий в условиях рыночной экономики

 

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности1.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности»2. Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное — другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике1.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа. Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.

 

1.3. Механизм и функции рыночной экономики

 

Функция и роль тех или иных экономических отношений соотносятся как причина и следствие, так как роль всегда предопределена функционально. Она может быть правильно понята с учетом всей совокупности функций. Данное методологическое положение в полной мере применимо и к рыночной экономике.

Поскольку в функциях проявляются различные сущностные признаки той или иной совокупности экономических отношений, постольку они постоянны и существуют до тех пор, пока существуют эти отношения. В отличие от функций роль тех или иных экономических отношений не является постоянной. Она изменяется в зависимости от изменений в механизме реализации этих отношений в различных условиях жизни общества, с изменением самих этих условий. Роль экономических отношений многолика. Она проявляется в различных направлениях. Ее можно рассматривать в различных аспектах.

Для того, чтобы понять, как действует рыночная экономика, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ1:

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

4. Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить, ограничены.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства1.

Как общий доход, так и общие издержки – это величины, образуемые соотношением «цены — время — количество продукта». Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки – умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем – суммированием затрат на каждый ресурс2.

Однако возникает вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как «экономические издержки». Это – платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские способности (плата за последние называется нормальной прибылью). Следует отметить, что талант предпринимателя — тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль, эта часть доходов также оседает у предпринимателя и может быть расходована так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль процветает. У такой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверх нормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей1.

Однако появление в отрасли новых фирм представляет собой самоограничивающийся процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта возрастет по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на данный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта. В этой ситуации отрасль достигает своего «равновесного объема производства», по крайней мере до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не нарушат это равновесие. Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня спроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или переходить в другую отрасль. В свете сказанного «рыночная свобода» — понятие относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой – сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя1.

Как же должно быть организовано производство в рыночной экономике? Этот фундаментальный вопрос состоит из трех подвопросов: как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями? какие именно фирмы должны осуществлять производство в данной отрасли? какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый вопрос ответ уже был дан: рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такая система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Второй и третий подвопросы тесно взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства, при выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит прежде всего от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. от альтернативных комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологией, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая применения лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на необходимые ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства данного товара.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей. Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем распоряжении крупные суммы денег, могут распоряжаться большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального продукта1.

Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности рыночной системы приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг, товара или ресурсов. Рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами, которые определяются поставленными выше вопросами. Для этого рынок выполняет ряд функций.

Ценообразующая функция – в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Информационная функция – цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о Недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Регулирующая функция – она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»1.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.

Посредническая функция – рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция – рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.

Реализация всех функций рынка в их диалектическом единстве обусловливает его роль в экономической системе общества.

Роль рынка неоднозначна и противоречива, имеет позитивную и негативную стороны.

Позитивная роль рынка в социально-экономической жизни общества сводится к тому, что он обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу и предприимчивость; рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг; оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу и обеспечивая тем самым более быструю корректировку неравновесия; способствует оперативному использованию в хозяйственной деятельности достижений НТР; заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления, так как ориентирует на цены, соответствующие реальным затратам; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей: оздоровляет экономику, очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, повышая средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности; является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.

Негативная роль рынка в социально-экономической жизни общества проявляется в том, что он стимулирует чрезмерность в личном, потреблении населения; не имеет экономического механизма защиты окружающей среды: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана; не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, обеспечивать гармоничность регионального развития, общее равновесие национальной экономики; не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовке научных кадров; не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального и муниципального потребления (массового пользования), называемых в западной экономической литературе «чистыми общественными товарами». К ним относятся: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов, системы электро-, газо- и водоснабжения и т.п.; вызывает огромные затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции; не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу; не гарантирует право на доход, порождает социальную поляризацию общества; не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения (в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.п.); порождает негативные тенденции в социально-экономическом развитии общества: монополизм, инфляцию, кризисы перепроизводства.

Несовершенства рынка по мере возможности компенсируются соответствующими экономическими функциями государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Исследуемое предприятие «ШАХТИНСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ» было организовано 16 ноября 1990 года. Общество с ограниченной ответственностью «ШАХТИНСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Основной вид деятельности – розничная торговля. Помимо указанной деятельности ООО «ШАХТИНСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ» осуществляет следующие виды деятельности поставка, хранение, отпуск и реализация автомобильных запчастей, а также может осуществлять:

— создание подсобных отраслей;

— внешнеэкономическая деятельность;

— услуги по аренде складских помещений;

— рекламная деятельность;

— оказание различных видов бытовых услуг;

— производство товаров народного потребления;

— организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению;

— общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Количество работающих – 16 человек. Директор и учредитель предприятия – Сигидин Владимир Леонидович, главный бухгалтер – Гордиенко Татьяна Александровна.

ООО «ШАХТИНСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельностью.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки , утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией. Членами ревизионной комиссии может быть как участник Общества, так и любое лицо, предложенное участником.

В компетенцию ревизионной комиссии входит:

проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества, бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение документов с данными первичного бухгалтерского учета;

подтверждение достоверности данных, включаемых в годовые отчеты Общества, годовую бухгалтерскую отчетность, отчетов о прибылях и убытках, распределения прибыли, отчетной документации для налоговых, статистических и государственных органов управления.

ООО «ШАХТИНСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ» обязано хранить следующие документы: учредительные документы, внесенные в учредительные документы изменения и дополнения; документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на балансе; внутренние документы общества; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; протоколы собраний учредителей общества; иные документы, предусмотренные внутренними документами общества;

ООО «ШАХТИНСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Все вопросы решаются в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Основные экономические показатели предприятия ООО «ШАХТИНСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ» и их анализ представлен в таблице 2. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

 

Таблица 2 – Базовые данные (первичный период)

Показатели 

Обозна-чения

Значение 

1 Выручка от продажи продукции, работ и услуг, тыс.р. 

Vn

1672

2 Среднесписочная численность работающих, в том числе

N

10

2.1 Рабочие 

Np

8

3 Полная себестоимость товаров, продукции, услуг, тыс.р.

C

1504

3.1 Расходы на оплату труда % от себестоимости

CT

40,1

3.2 Условно-постоянные расходы % от себестоимости

Cпс

18,0

4 Операционные доходы, тыс.р.

Доп

19

5 Операционные расходы, тыс.р.

Ро

6 Внереализационные доходы, тыс.р.

Двне

7 Внереализационные расходы, тыс.р.

Рвне

8 Уставный капитал, тыс.р.

Ку

20

9 Основные средства, тыс.р.

Кос

 

9.1 На начало года

Косн

1200

9.2 Ввод (квартал)

Косвв

9.3 Вывод, тыс.р. (квартал)    

Косв

49 (II)

9.4. Основные средства на начало второго периода

Кос

 

10 Оборотные средства, тыс. р.

Коб

 

10.1 На начало года 

Кобнг

456

10.2 На начало 2 квартала 

Кобн2

212,5

10.3 На начало 3 квартала 

Кобн3

1200,8

10.4 На начало 4 квартала 

Кобн4

431,9

10.5. На конец года

Кобгн

440,3 

11 Нематериальные активы, тыс.р.

Кна 

10

12 Капитальные вложения, тыс.р. 

Кнк 

100

13 Заемный капитал, тыс.р. 

Кб 

1159,7

14 Земельная площадь, м2

S 

4510

 

 

 

Дополнительные данные

  1. Нормы амортизации основных средств – 5 – 7 %, нематериальных активов – 5 % от размера средней стоимости соответственно основных фондов и
    нематериальных активов.
  2. Сумма налогов и сборов рассчитывается в соответствии с действующими ставками на налоги и сборы, а именно:

    2.1 Налоги, включаемые в полную себестоимость проданной продукции, работ, услуг:

    — Социальный налог;

    Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с

    начала года (расходы на оплату труда)

    Пенсионный фонд

     

    РФ

    Фонд социального страхования РФ

    Фонды обязательного

    медицинского страхования

    Итого


     

    Федеральный фонд обязательно-

    го медицинского страхования

    Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

    Не превышающая

    100000р.

    28%

    4%

    0,2%

    3,4%

    35,6%

    При среднегодовой

    зарплате на 1 работника превышающей 100000 р.

    отчисления в пенсионный фонд берутся по другим

    ставкам

             

     

    —    налог на землю — ставка налога за 1 м площади земельного участка с
    учетом зонирования составляет от 6,62 р. – 5,28 р./год.

    2.2 Налоги, выплачиваемые предприятием из финансового результата;

  • единый целевой сбор на содержание муниципальной милиции, благо
    устройство территории города, социальную защиту населения — 3 %
    от фонда оплаты труда работников, исчисленного из минимального размера оплаты труда (МРОТ);
  • на имущество 2 % от среднегодовой остаточной стоимости имущества Износ принимается в размере 25-30 %.

    3    Налог на прибыль — 24 % от налогооблагаемой прибыли,

    4    Минимальный размер оплаты труда для расчета налогов, сборов и
    штрафов — 100 р./мес.

    5    Величина отчислений в фонды от чистой прибыли:

  • резервный фонд – 5 %;
  • фонд накопления – 35 %;
  • фонд потребления – 30%;
  • фонд социальной сферы – 20%,

    6 Среднегодовая сумма оборотных средств определяется по формуле:

     

    020915 1359 3 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ (1)

     

    где 020915 1359 4 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ – сумма оборотных средств на начало года, тыс.р.;

    020915 1359 5 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ – сумма оборотных средств на начало второго квартала, тыс.р.;

    020915 1359 6 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ – сумма оборотных средств на начало третьего квартала, тыс.р.;

    020915 1359 7 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ – сумма оборотных средств на конец года, тыс.р.

    7 Среднегодовая стоимость основных фондов (Кос) определяется аналогично (1).

     

    Задание

     

    Рассчитать изменение технико-экономических показателей при следующих условиях (за базу принимать 1-й период).

    Выручка от продаж продукции, работ и услуг увеличилась по сравнению с базой на 7; 16; 28; 30% при неизменной численности работников.

    Построить с учетом 1 периода графики изменения затрат на 1 рубль продаж и всех видов рентабельности в зависимости от объема продаж.

     

    2.2 Расчет технико-экономических показателей предприятия за первый период

     

    По исходным данным (таблицы 2), дополнительным данным, методики расчета ТЭП предприятия заполняем первый период таблицы 4 «Расчетные показатели» и таблицы 5 «Итоговые ТЭП предприятия». По первому периоду в записке даются подробные расчеты всех необходимых показателей (таблица 3)

    Таблица 3 – Расчетные показатели

     

    Показатели и единицы их измерения 

    Обозначения 

    Методы расчета 

    1 Рентабельность продаж, % 

    Rp

    020915 1359 8 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    2 Рентабельность основной деятельности, % 

    Ro

    020915 1359 9 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    3 Рентабельность общего капитала, % 

    Rk

    020915 1359 10 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    4 Рентабельность основных и оборотных средств, % 

    Rc

    020915 1359 11 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    5 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

    Koc

    020915 1359 12 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    6 Производительность труда, тыс. р./чел

       

    — на одного работающего

    Bc

    020915 1359 13 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    -на одного рабочего

    Bp

    020915 1359 14 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    7 Фондовооруженность, тыс.р. 

    в1

    020915 1359 15 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    8 Фондоотдача основных фондов, тыс.р./одну тыс.р.

    в2

    020915 1359 16 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    9 Продолжительность одного оборота оборотных средств, дн 

    to

    020915 1359 17 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ где tk – календарный период, времени, дн.; квартал – 90 дн.; месяц – 30 дн.)

    10 Затраты на один рубль продаж, руб

    Cp

    020915 1359 18 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    11 Чистая прибыль на одного работника, тыс. руб. 

    np

    020915 1359 19 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    12 Налоги и сборы, тыс.р. в т.ч. 

       

    12.1 налог на прибыль 

    HHC

    24%

    12.2 отчисления в единый социальный налог 

    CHC

    35,6%

    12.3 налог на землю

    Hз

    6,62 р/ м2

    12.4 Единый целевой сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории города

    HЦC

    3% 

    12.5 Налог на имущество 

    Hи

    2% 

    13 Сумма всех налогов и сборов на одного работника, тыс.р. /чел

    Hр

    020915 1359 20 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

    14 Коэффициент бюджетной эффективности

    αб

    020915 1359 21 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

     

    Таблица 4 – Расчетные показатели

     

    Показатель

    Обозначения

    Периоды

    Темп изменения по периодам,  

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1

    2

    3

    <

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.р.

    Vn

    1672

    1789

    1940

    2140

    2174

    107

    116

    128

    130

    2 Среднесписочная численность работников, чел.

    N

    10

    10

    10

    10

    10

    2.1 Рабочие

    Np

    8

    8

    8

    8

    8

    2.2 Специалисты

    Nc

    2

    2

    2

    2

    2

    3 Общий капитал, тыс.р.

    Ко

    2050

    2050

    2050

    2050

    2050

    3.1 Среднегодовая стоимость основных средств

    Кос

    1175,5

    1175,5

    1175,5

    1175,5

    1175,5

    3.2 Средняя сумма оборотных средств, тыс.р.

    Коб

    764,5

    764,5

    764,5

    764,5

    764,5

    3.3 Нематериальные активы, тыс.р.

    Кна

    10

    10

    10

    10

    10

    3.4 Незавершенное строительство, тыс.р.

    Кнс

    100

    100

    100

    100

    100

    4 Заемный капитал, тыс.р

    Кз

    1159,7

    1159,7

    1159,7

    1159,7

    1159,7

    5 Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.р., в т.ч.

    С

    1504

    1504

    1504

    1504

    1504

    5.1 Условно-постоянные расходы, в т.ч.

    Спс

    270,7

    270,7

    270,7

    270,7

    270,7

    5.1.1 Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, тыс.р.

    Са

    59,3

    59,3

    59,3

    59,3

    59,3

    5.2 Условно-переменные расходы, тыс.р.

    Спр

    1233,3

    1233,3

    1233,3

    1233,3

    1233,3

    5.2.1 Расходы на оплату труда, тыс.р.

    Ст

    603,1

    603,1

    603,1

    603,1

    603,1

    5.2.2 Материальные затраты тыс.р.

    См

    355,2

    355,2

    355,2

    355,2

    355,2

    5.2.3. Среднегодовая зарплата 1 работника, тыс.р.

    Зг

    60,3

    60,3

    60,3

    60,3

    60,3

    5.2.4 Отчисления в единый социальный налог, тыс.р.

    Ссн

    214,7

    214,7

    214,7

    214,7

    214,7

    Продолжение таблицы 4

     

    Показатель

    Обозначения

    Периоды

    Темп изменения по периодам,  

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    -пенсионный фонд, тыс.р.

    Нп

    168,9

    168,9

    168,9

    168,9

    168,9

     

     

     

     

    -фонд социального страхования Российской Федерации, тыс.р.

    Нс

    24,1

    24,1

    24,1

    24,1

    24,1

     

     

     

     

    -фонд обязательного медицинского страхования, тыс.р.

    Нм

    1,2

    1,2

    1,2

    1,2

    1,2

     

     

     

     

    -территориальный фонд обязательного медицинского страхования, тыс.р.

    Нмт

    20,5

    20,5

    20,5

    20,5

    20,5

    5.3. Налог на землю, тыс.р.

    Нз

    23,8

    23,8

    23,8

    23,8

    23,8

    6 Прибыль (убыток) от продаж, тыс.р.

    Пп

    168

    285

    435,5

    636

    669,6

    169,6

    259,2

    378,6

    398,6

    7 Прибыль (убыток) от операционных операций, тыс.р.

    Пор

    19

    19

    19

    19

    19

    7.1 Налоги и сборы, выплачиваемые из финансового результата, тыс.р., в т.ч.

    Нф

    29,1

    32,6

    37,2

    43,2

    44,2

    3,5

    8,1

    14,1

    15,1

    7.1.1 Единый целевой сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории города, социальную защиту населения

    Нс

    5,6

    9,1

    13,7

    19,7

    20,7

    3,5

    8,1

    14,1

    15,1

    7.1.2 Налог на имущество, тыс.р.

    Ни

    23,5

    23,5

    23,5

    23,5

    23,5

    8 Прибыль (убыток) от внереализационных операций, тыс. р

    Пвн

    9 Прибыль (убыток) от чрезвычайных операций, тыс.р.

    Пчв

    10 Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.р.

    Пп +Пор +Пвн + +Пчв

    Пдо

    157,9

    271,4

    417,3

    611,8

    644,4

    171,9

    264,2

    387,5

    408,1

     

    Продолжение таблицы 4

     

    Показатель

    Обозначения

    Периоды

    Темп изменения по периодам,  

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    11 Льготы по налогу на прибыль, тыс.р.

    Плг

    11.1 Налогооблагаемая прибыль, тыс. р.

    Пдо –Плг 

    Пно 

    157,9

    271,4

    417,3

    611,8

    644,4

    171,9

    264,2

    387,5

    408,1

    12 Налог на прибыль, тыс.р.

    Нпр

    -37,9

    -65,1

    -100,2

    -146,8

    -154,6

    27,2

    62,3

    108,9

    116,7

    13 Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс.р.

    По = Пдо – Нпр + +Плг

    По

    120

    206,3

    317,1

    465

    489,8

    171,9

    264,3

    387,5

    408,2

    14 Чистая прибыль (нераспределенная) прибыль(убыток) отчетного года (Пч = По) , тыс.р., в т.ч.

    Пч

    120

    206,3

    317,1

    465

    489,8

    171,9

    264,3

    387,5

    408,2

    14.1 Отчисления в резервный фонд, тыс.р.

    Пчр

    18

    31,0

    47,6

    69,8

    73,2

    172,2

    264,4

    387,8

    406,4

    14.2 Отчисления в фонд накопления, тыс.р.

    Пчн

    42

    72,2

    111,0

    162,8

    171,4

    171,9

    264,3

    387,6

    408,1

    14.3 Отчисления в фонд потребления, тыс.р.

    Пчп

    36,0

    61,8

    95,1

    139,5

    146,9

    171,7

    264,2

    387,5

    408,1

    14.4 Отчисления в фонд социальной сферы, тыс.р

    Пчс

    24

    41,2

    63,4

    93

    98

    171,7

    264,2

    387,5

    408,1

    15 Собственный капитал, тыс.р. в т.ч.

    Кс

    802,4

    888,6

    999,5

    1147,5

    1171,9

    110,8

    124,6

    143,0

    145,8

    15.1 Уставный капитал

    Ку

    20

    20

    20

    20

    20

    15.2 Резервный фонд, тыс.р.

    Фр

    18

    31,0

    47,6

    69,8

    73,2

    172,2

    264,4

    387,8

    406,4

    15.3 Фонд накопления (Фн = Са +Пчн)

    Фн

    101,3

    131,5

    170,3

    222,1

    230,7

    129,8 

    168,1 

    219,3 

    227,8 

    15.4 Фонд потребления (Фп = Ст + Пчп)

    Фп

    639,1

    664,9

    698,2

    742,6

    750

    104,0

    109,3

    116,2

    117,4

    15.5 Фонд социальной сферы

    (Фс = Пчс)


     

    Фс

    24

    41,2

    63,4

    93

    98

    171,7

    264,2

    387,5

    408,1

     

     

    Показатели 

    Периоды 

    Темп изменения по периодам, % 

    1 

    2 

    3 

    4 

    5 

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1 Рентабельность продаж, %

    10,05 

    15,93 

    22,45 

    29,72 

    30,87 

    223,42 

    223,42 

    295,78 

    306,54

    2 Рентабельность основной деятельности, %

    11,17 

    18,95 

    28,96 

    42,29 

    44,52 

    169,6 

    259,23 

    378,57 

    398,57 

    3 Рентабельность общего капитала, %

    5,86 

    10,06 

    15,47 

    22,68 

    23,9 

    171,92 

    264,25 

    387,5 

    408,17

    4 Рентабельность основных и оборотных средств, %

    6,197 

    10,63 

    16,35 

    23,97 

    25,25 

    171,92 

    264,25 

    387,5 

    408,17 

    5 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

    2,08 

    2,01 

    1,94 

    1,86 

    1,86 

    96,62 

    93,15 

    89,50 

    89,03 

    6 Производительность труда, тыс. руб./чел.

                     

    На одного работающего

    167,2 

    178,9 

    194,00 

    214,00 

    217,40 

    107 

    116,03 

    127,99

    130,02 

    На одного рабочего

    209,0 

    223,63 

    242,50 

    267,50 

    271,75 

    107 

    116,03 

    127,99 

    130,02 

    7 Фондовооруженность, тыс./чел

    117,55 

    117,55 

    117,55 

    117,55 

    117,55 

    100

    100,00 

    100,00 

    100,00 

    8 Фондоотдача основных фондов, тыс.р./одну тыс.р.

    1,42 

    1,52 

    1,65 

    1,82 

    1,85

    107

    116,03 

    127,99 

    130,02 

    9 Продолжительность одного оборота оборотных средств, дн.

    164,61 

    153,84 

    141,87 

    128,61 

    126,60 

    93,46 

    86,19 

    78,13 

    76,91 

    10 Затраты на один рубль продаж, р.

    0,90 

    0,84 

    0,78 

    0,70 

    0,69 

    93,46 

    86,19 

    78,13 

    76,91 

    11 Чистая прибыль на одного работника, тыс.р. /чел.

     

    12,00 

    20,63 

    31,71 

    46,50 

    48,98 

    171,92 

    264,25 

    387,50 

    12 Сумма налогов и сборов на одного работника, тыс.р/ чел.

    30,55 

    33,62 

    37,59 

    42,85 

    43,73 

    110,05 

    123,04 

    140,26 

    143,14 

    В т.ч. налог на прибыль на одного человека

    3,79 

    6,51 

    10,02

    14,68 

    15,46 

    171,77 

    264,38 

    387,34 

    407,92 

    13 Коэффициент бюджетной эффективности

    2,55 

    1,63 

    1,19 

    0,92 

    0,89 

    64,01 

    46,56 

    36,20 

    35,07 

    Таблица 5 – Итоговые ТЭП предприятия

     

     

    020915 1359 22 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

     

    Рис. 2. Зависимость показателей рентабельности и затрат на рубль продаж от объема продаж

     

     

    Как видим, с увеличением выручки от продаж при постоянной себестоимости реализованной продукции, показатели рентабельности увеличиваются, а затраты на рубль продаж имеют тенденцию к снижению.

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, можно сделать обобщающий вывод. В ходе исследования достигнута цель исследования – исследована организация рыночной экономики и основные принципы механизма ее функционирования.

    В работе рассмотрено содержание понятия рынка как экономической категории; рассмотрена сущность и механизм действия рыночной экономики; основные функции рыночной экономики.

    Рынок является системой экономических отношений между людьми, предприятия, государствами, который опирается на основной принцип, по которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, с соблюдением платности. Основополагающий принцип рыночной экономики – свободный выбор, равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

    Механизм функционирования рыночной экономики базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями, в результате которой устанавливается цена на товары и услуги. В свою очередь, конкуренция, являющаяся важнейшим фактором повышающим эффективность экономической системы рыночного типа, представляет собой борьбу независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы, процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

    Основополагающим элементом механизма функционирования является свобода выбора и формы экономической, хозяйственной деятельности, основополагающейся на основе товарно-денежных отношений, равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

    Основные функции действия рыночного механизма определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить. Для этого рынок выполняет ряд функций: ценообразующие, регулирующая, санирующая, информационная посредническая.

    Ценообразующая функция выражается в том, что в рыночных условиях цена на товар или услугу формируется в результате свободного взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на них.

    Информационная функция рынка проявляется в том, что постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребностях потребителей, которая позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

    Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство.

    Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

    В результате проявления санирующей функции рыночного механизма хозяйствования повышается средний уровень эффективности экономики, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

    Главным достоинством рыночного механизма хозяйствования является распределение экономических ресурсов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М., 2002
  2. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. – Дубна: Феникс, 2003
  3. Курс экономики / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: Инфра-М, 2005.
  4. Лужков Ю. Россия в XXI в.: процветание или прозябание? // Вопросы экономики. 2000. №12. С. 21– 23.
  5. Львов Д. Экономика России, свободная от стереотипов // Вопросы экономики. 2000. № 2. С. 8– 9.
  6. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2004.
  7. Меньшиков С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. 2003. №6. С. 41– 48.
  8. Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики № 8, 1998. С. 76– 79.
  9. Сергеев И.В. Экономика предприятия. –М.: Финансы и статистика, 2005. – 699 с.
  10. Современная экономика / Под ред.Мамедова О.Ю.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 418 с.
  11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962..
  12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. –М.: Дело, 2003.
  13. Экономика / Под ред. А.С. Булатова, – М.: Бек, 2003.
  14. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред. А.С. Булатова, – М.: Бек, 2006. – 894 с.
  15. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, –М.: Биржи и банки, 2004. – 725 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.24MB/0.00087 sec

WordPress: 25.14MB | MySQL:114 | 5,165sec