Теория и практика налогообложения

<

020615 1251 1 Теория и практика налогообложенияАктуальность темы исследования определяет то, что применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. Именно с помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Объект исследования – система налогообложения в Российской Федерации.

Цель работы – исследовать теоретические и практические основы налогообложения.

Задачи исследования:

– рассмотреть сущность, функции и виды налогов;

– исследовать понятие и основные принципы налогообложения;

– рассмотреть практические основы налогообложения в России;

– проанализировать механизм влияния налогов на рыночное установление цен.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Первая глава посвящена раскрытию сущности налогообложения. В данной главе рассмотрены следующие вопросы:

  1. налоги и их функции;
  2. классификация и виды налогов;
  3. принципы и концепции налогообложения.

Во второй главе рассмотрены практические основы налогообложения в нашей стране. В рамках данной главы исследуются:

  1. основные понятия и правила налогообложения;
  2. налоговая политика и рационализация налогообложения;
  3. влияние налоговой на установление цены товары в условиях рынка.

Методологической базой работы является нормативно-правовая литература (Конституция РФ, НК РФ, законодательные акты, комментарии к ним и т.д.).

Теоретической базой исследования выступили работы таких авторов как Боос Г.В., Булатов А.С., Войтов А.Г., Выхухолева Е., Добрынин А.И., Лобанов Г., Медведев О., Пансков В.Г., Райзберг Б.А., Смит А, Тарасевич Л.С., Черник Д.Г., Юткина Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Налоги и их функции

 

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов»1.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней2. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую3.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой считается необходимым ставить более жесткие ограничения в желании государства усилить фискальную функцию налогов. Предполагается, что уровень налогообложения не должен лишать производителей выгоды расширять масштабы производства и предложения. Тогда сохраняется возможность определять оптимальные размеры предприятия, при которых достигается рациональное использование ресурсов, характерное при положительном эффекте масштаба производства. Правительство тоже получает выгоды: интенсивнее проходит процесс наполняемости рынков, рост доходов у продавцов товаров ведет к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет. Современная концепция налогообложения, пытаясь увязать фискальную функцию налогов с условиями, обеспечивающими экономический рост, все в большей мере рассматривает как регулятор хозяйственных и социальных процессов в народном хозяйстве.

В настоящее время налоги являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли1.

С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения). Другое состоит в стимулировании (дестимулировании) посредств налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения)

Цели общества определяют требования к налогообложению, к его налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия доходов2. Эти требования реализуются в налоговой политике, которая строится с учетом противоречивости интересов государства и налогоплательщиков. Развитие рыночной экономики, возрастание экономической роли государства, наблюдаемое после Великой депрессии, меняло концептуальные подходы к налогообложению. Причиной тому являлась потребность усилить роль налогов как регуляторов экономических процессов. Кроме того, необходимо было в налогообложении добиться более сбалансированного компромисса между интересами государства по формированию необходимых ему денежных ресурсов и потребностями развития.

Регулирующая функция налогов проявляется при: стремлении добиться общего рыночного равновесия, в частности реализации антициклических программ: коррекции направлений экономического роста; стимулировании отдельных производителей; обеспечении социальной гармонизации через перераспределение ходов.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сбор пошлин) образует налоговую систему1. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется соответствующих законодательных актах государства (например, Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ», Налоговый Кодекс РФ), которые устанавливая конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора: их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

Для лучшего понимания определим некоторые понятия элементов налоговой системы2.

Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие как носитель налога.

Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется.

Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог. Ниже будет показано, что различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются может служить квалификационным признаком при разделении налогов по видам.

Налоговая ставка (норма налогообложения) — это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т.п.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.

Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам.

 

1.2. Классификация и виды налогов

 

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более ста лет последователи Г. Джорджа, в числе которых были Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют его учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения.

Налоги бывают двух видов. Рассмотрим их возможную группировку1. Первый вид– налоги на доходы и имущество и подоходный налог с физических лиц; налога на прибыль предприятия(корпораций, фирм); налог на социальное страхования и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги) поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, друга на косвенные.

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются2: по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные); по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные); по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц); по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.); по целевому назначению налога (общие, специальные).

Проанализируем прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги -– это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики;

Вероятно целесообразно относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные – те, для которых источник и объект не совпадают.

Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.

1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог — прямой.

2. Налог на прибыль корпораций. Объект и источник — облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.

3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.

4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.

5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником — текущий доход, следовательно, это налог косвенный.

6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.

7. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей: а) налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний; б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.

В первом случае объектом налогообложения является стоимость денных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз. При переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.

8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.

9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.

10. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Напомним, что налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на корову, на собаку, на гектар земли и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 30% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог – пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении.

Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построенные по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке; Таким образом, общая (средняя) ставка получается как средневзвешенная по суммам дохода, которым применялись различные ставки.

Шкалы, построенные по принципу сложной прогрессии, наиболее распространены в настоящее время. Так, по сложной прогрессивной шкале в нашей стране взимается налог на доходы физических лиц.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.

Количество уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каждом уровне, в разных странах различны. Это зависит от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленного развития страны, а также от местной специфики.

Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

<

В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налога используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.п.).

В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков.

 

 

1.3. Принципы и концепции налогообложения

 

Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения1:

равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия);

простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

неотягощенность, то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным, однако на практике последние два принципа реализуются не всегда. Поскольку в настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени (в рамках, определяющих неугнетающий характер налогов) устанавливается в зависимости, от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации2.

Как уже было замечено выше, хотя налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее одностороннее рассмотрение налогового инструмента в качестве прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

Перечисленные выше исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. В ходе подготовки российского закона о налоговой системе были выдвинуты такие принципы1:

всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов;

обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;

социальная справедливость—установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения;

горизонтальная справедливость — находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково;

вертикальная справедливость — находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.

Как можно заметить, что наряду с заимствованием давно установленных принципов предпринята и попытка их модернизации. При этом вероятно необходимо предусмотреть как временные принципы налогообложения еще три пункта1:

Во-первых, налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли.

Во-вторых, налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать.

В-третьих, налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.

Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими, трудносовместимы, противоречивы.

Динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства, а сама налоговая политика — часть экономической политики и социально-политического курса в целом. Колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения.

Необходимо учитывать и то, что на долю налогов приходится 80-90% поступлений в государственный бюджет, поэтому любое крупное регулирование бюджета, связанное прежде всего с возникновением, усилением или ослаблением бюджетного дефицита, не может не коснуться налогов.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения)2: исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (классические примеры — налог с оборота и налог с продаж); исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (например, в Российской Федерации в соответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы измерения объекта1); исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций). В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

1. Кадастровый, т. е. на основе кадастра—реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога.

3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации обо всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.

4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).

5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).

6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий).

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

 

2.1. Основные понятия и правила налогообложения

 

Налоговая система России, введенная с 1992 г., представляет собой пакет законов и законодательных актов, который разрабатывался с учетом мирового опыта налогообложения, а также особенностей переходного периода России к рыночным отношениям. Однако этот пакет имел не только серьезные недостатки и просчеты, но и постоянно подвергался и подвергается корректировкам, что вызывает серьезную и обоснованную критику участников налоговых отношений, т.е. налогоплательщиков и специалистов налоговой службы. Все это привело к необходимости создания и введения в действие Налогового кодекса1.

Взимание налогов с налогоплательщиков происходит согласно законам, действующим на всей территории России. Для того, чтобы правила и порядок исчисления и уплаты налога был понятен как налогоплательщикам, так и работникам налоговых служб, занимающимся проверкой правильности исчисления и уплаты налогов, необходимо конкретизировать основные понятия и элементы налогов.

Такие элементы налогов были определены в инструктивных и законодательных актах действующей налоговой системы, эти же правила сохраняются и в Налоговом кодексе.

Налоговый кодекс Российской Федерации в целом характеризуется более совершенной юридической проработкой по сравнению с первоначальным Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности, сняты противоречия с Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Налоговый кодекс призван решать следующие задачи2: а) построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов; б) создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства граждан и государства; в) формирование единой налоговой правовой базы; г) совершенствование системы ответственности плательщика за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, и последовательная защита прав налогоплательщиков через регламентацию процедуры налоговых проверок, повышение роли судов, упрощение механизма уплаты налогов, снижение размеров пени и штрафов — с другой; е) развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; ж) снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП), введение исчерпывающего числа налогов (до 28); при этом субъекты РФ имеют право вводить или не вводить часть региональных и местных налогов; предполагается также поэтапный ввод ряда налогов (с принятием соответствующих законов).

Таким образом, согласно Налоговому кодексу, налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объекты налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Первая часть Налогового кодекса введена в действие 1 января 1999 г. С введением Налогового кодекса, который является законодательным документов, осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения и, после принятия его в целом, должен стать единым документом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчетов и уплаты налогов.

Однако Налоговый кодекс предполагает не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование путем устранения выявленных недостатков. В Налоговом кодексе сохраняются основные налоги, которые взимаются в России и зарубежных странах и к которым уже привыкли российские налогоплательщики.

В Налоговом кодексе устанавливается четкая кодификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций. Так, по федеральным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливается самим Кодексом. По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией РФ в Кодексе устанавливаются общие для всех субъектов России и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, устанавливают и прекращают действие соответственно региональных и местных налогов и сборов, изменяют их ставки, принимают решения о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации общими принципами налогообложения.

Таким образом, Налоговый кодекс дает возможность создать единую и согласованную налоговую систему, исключает возможность издания и принятия огромного количества нормативных документов и подзаконных актов, позволяет отрегулировать практически все проблемы, возникающие между налогоплательщиком и налоговыми органами, четко указать налогоплательщику «правила игры», чтобы избежать произвола со стороны фискальных служб.

Кроме того, Налоговый кодекс обеспечивает твердую гарантию каждому участнику налоговых отношений в вопросах: кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринимать те или иные действия и какова должна быть реакция на них.

В этих целях Кодекс предусматривает большое количество процессуальных моментов, которые должны изменить и вывести на новый уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Налоговом кодексе четко регламентированы правила налоговых проверок, возможности применения «силовых» мер при неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей.

Особенно важным становится то обстоятельство, что перечень налогов разного уровня будет исчерпывающим, т.е. ни один орган власти не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменит условия хозяйствования для предприятий, повысит их уверенность в устойчивости налоговой системы, а также ограничит возможности региональных и местных органов власти по изобретению новых налогов.

Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом1.

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос); государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

 

2.2. Налоговая политика и рационализация налогообложения

 

Налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.

Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и независимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, а значит, «обслуживает» бюджетную политику. Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности1: а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; б) необходима эффективная система взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней для обеспечения гармоничного развития государства как целого и проведения региональной политики; в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.

Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения, поэтому можно говорить о неразрывной связи между налоговой и социальной политикой. Точно так же через определенные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и другие направления государственной политики.

Налоговую политику можно свести к трем элементам:

определение и постановка основных целей, вытекающих из общих целей социально-экономического развития общества, их конкретизация до уровня перспективных и текущих задач (в этом смысле можно говорить о налоговой стратегии и налоговой тактике);

разработка методов, определение средств и конкретных организационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и задачи;

подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.

Налоговая политика может быть действенной (как, впрочем, и любая политика) лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и глубокие концептуальные разработки.

Важная проблема налоговой политики — выбор надлежащего источника и объекта налогообложения.

С введением части II Налогового кодекса РФ налоговая нагрузка, понимаемая как отношение совокупных налоговых изъятий к валовому внутреннему продукту (ВВП), снизится с 35,1 до 32,4% ВВП. Однако даже такое совокупное налоговое бремя представляется чрезмерным. Экономистами выявлена позитивная корреляционная зависимость между уровнем благосостояния страны (ВВП на душу населения) и максимально возможной долей налоговых изъятий.

Важная особенность российской налоговой политики — очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого — отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35—40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательств. И только 10—15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги1.

Налоговые службы РФ так определяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения (в порядке убывания приоритетности): тяжелое налоговое бремя, сложное финансовое состояние предприятий, недостаточно знание налогового законодательства, преступный умысел предпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством, причем последнее отнесено к области российского менталитета2.

Таким образом, можно утверждать, что в экономическом плане система российских налогов выполняет свои функции неудовлетворительно.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем: а) отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику; б) огромная нагрузка на фонд оплаты труда (она несколько снижается с введением единого социального налога); в) отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление; г) неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.

Таким образом, налоговая система и налоговая политика Российской Федерации далеки от совершенства. Необходима рационализация налогообложения.

Методология рационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классических налоговых теорий и концепций; во-вторых, учитывать (но не копировать) прогрессивный опыт мировой практики налогообложения; в-третьих (и это главное), базироваться на жизненных реалиях, целях и задачах российской переходной экономики. Налоговая система должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России1.

По мнению Президента России В. В. Путина, направившего 23 мая 2000 г. в Госдуму специальное налоговое послание2, работу по модернизации налоговой системы РФ необходимо существенно ускорить:

добиться снижения уровня налоговых изъятий по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов;

сделать российскую налоговую систему более справедливой, по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и нелегитимными способами);

повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему отпускных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.);

путем эффективного налогового администрирования обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Достижение этих задач требует решения ряда взаимосвязанных проблем:

отмены неоправданных и неэффективных налоговых льгот (предполагается, что отмена льгот даст около 1% ВВП; кроме того, чем больше исключений из правил в виде предоставления льгот, тем ниже уровень конкурентности среды, тем больше возможностей для злоупотреблений при недостаточно профессиональном и коррумпированном в существенной части российском государственном аппарате);

снижения задолженности предприятий по налогам;

ликвидации «щелей» в налоговом законодательстве, позволяющих «законным» способом избегать налогов.

Дальнейшие шаги нашего Президента и Правительства РФ подтвердили решительность в выполнение предложенной концепции рационализации налогообложения.

Конкретно в 2001 г. отменяется налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на пользователей автомобильных дорог. Из перечня федеральных налогов исключен сбор за пограничное оформление. В 2004 году был отменен налог с продаж и снижена величина НДС до 18%, отменен налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в выраженных в иностранной валюте; налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог заменены налогом на недвижимость.

Адекватной состоянию российской экономики модернизацией налоговой системы представляется усиление роли платежей за природные ресурсы. Специфика современной экономики России — наличие огромных природных богатств при относительно низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности. В связи с этим при условии существенного роста налогов за пользование природными ресурсами становится возможным снижение числа и уменьшение ставок всех других российских налогов, следовательно, формирование предпосылок для устойчивого экономического роста России.

По мнению ряда российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы1. И именно в этом направлении видит рационализацию налогообложения Президента РФ Путин В.В.

 

2.3. Влияние налогов на установление цены товара в условиях рынка

 

Налоги представляют собой очень значимый фактор ценообразования. Влияние налогов на цену товарной продукции – сложный многофакторный процесс.

Для экономически обоснованного установления размера налога на товар или услугу важное значение имеет правильное определение цены на этот товар или услугу. Для целей налогообложения, как указано в Налоговом кодексе, принимается цена товара или услуги, указанная сторонами сделки. При этом исходят из того, что эта цена по своему уровню соответствует рыночным ценам.

Налоговые органы при проведении контроля за правильностью исчисления налогов имеют право проверять обоснованность цен по заключенным сделкам в следующих случаях2: 1) между взаимозависимыми партнерами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок; 4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам и услугам в пределах непродолжительного периода времени.

Система налогов оказывает влияние на цены. Цены, в свою очередь, определяют размеры налогов. Чрезмерные налоги приводят к чрезмерным ценам в самых разных отраслях и сферах экономики.

Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Ряд из них включаются в состав себестоимости, некоторые уплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, другие являются прямой надбавкой к цене.

Действующее в России законодательство относит на себестоимость отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать), плату за воду, отпускаемую из водохозяйственных систем, платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна.

Перечисленные платежи и отчисления двояким образом связаны с ценами. Во-первых, они, как и любые налоговые платежи, включаются в состав цены продукта, а во-вторых, выступают как цены соответствующих видов ресурсов.

Самое большое воздействие на уровень и структуру цен оказывает НДС по товарам, облагаемым акцизом. По этим товарам ставка налога на добавленную стоимость устанавливается к ценам, включающим акцизы. В этом случае резко возрастает косвенное налогообложение товаров.

Система налогов оказывает влияние на цены. Цены, в свою очередь, определяют размеры налогов. Чрезмерные налоги приводят к чрезмерным ценам в самых разных отраслях и сферах экономики.

Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Ряд из них включаются в состав себестоимости, некоторые уплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, другие являются прямой надбавкой к цене.

Действующее в России законодательство относит на себестоимость отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать), плату за воду, отпускаемую из водохозяйственных систем, платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна.

Перечисленные платежи и отчисления двояким образом связаны с ценами. Во-первых, они, как и любые налоговые платежи, включаются в состав цены продукта, а во-вторых, выступают как цены соответствующих видов ресурсов. Например, плата за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать), является ценой леса до его заготовки. Заготовленный (спиленный и вывезенный из лесосеки) лес имеет более высокую цену. Однако в ее состав в виде одной из материальных затрат включена лесная подать (попенная плата).

Самое большое воздействие на уровень и структуру цен оказывает НДС по товарам, облагаемым акцизом. По этим товарам ставка налога на добавленную стоимость устанавливается к ценам, включающим акцизы. В этом случае резко возрастает косвенное налогообложение товаров.

Налог на добавленную стоимость — система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. Процентная ставка этого налога может различаться в зависимости от вида товара. В платежных документах НДС выделяется отдельной строкой, поэтому уплату этого налога проконтролировать очень легко.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог с предприятия, но уплачиваемый в конечном счете потребителем. В отличие от акцизов он уплачивается со всех товаров.

Как косвенный налог НДС является формой надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предприятия. Этот налог устанавливается не на предприятие, а на потребителя. Предприятия являются лишь его сборщиками.

НДС облагаются обороты по реализации товаров и услуг, а также товары, ввозимые на территорию РФ; обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне; обороты товаров и услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки обращения, а также товаров и услуг, реализуемых своим работникам; обороты по передаче безвозмездного или с частичной оплатой товаров и услуг другим предприятиям или физическим лицам; обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

В России для всех товаров и услуг НДС установлен с 2004 г. в размере 18%, в том числе для продовольственных подакцизных и предприятий промпереработки. В размере 10% НДС взимается с предприятий, производящих и реализующих продовольственные товары, кроме подакцизных; с товаров детского ассортимента по утвержденному перечню; сельскохозяйственной продукции, кроме переработки.

В России еще один налог, который ведет к росту цен, это акциз — косвенный налог, взимаемый с потребления. Этот налог уплачивает покупатель определенных товаров: водки, табака, бензина, автомобиля и драгоценностей.

Формально плательщиками акциза является предприятие, производящее подакцизную продукцию, но действительным его плательщиком становится потребитель, который оплачивает акциз при покупке товара или получении услуг. Отсюда следует, что акциз, как и НДС, является ценообразующим фактором.

Акцизы по методу изъятия похожи на налог с оборота. Они установлены по строго определенному перечню товаров и включаются в цену производителя товара. Этот налог дифференцирован по видам товаров в зависимости от соотношения затрат и цен. Так, низкая себестоимость спирта и водки и высокие цены на них позволили по этим видам продукции установить высокие ставки акциза (от 80 до 90% к стоимости в отпускных ценах). По другим видам товаров, облагаемым акцизом, по которым высоким ценам не сопутствуют низкие затраты» ставки акцизов установлены ниже. Таким образом размеры акцизов определяются в строгой зависимости от соотношения цен и затрат на различные виды товаров.

В России вначале акцизы были введены на потребительские товары отечественного производства, но уже вскоре они были установлены также на нефть, газ, газовый конденсат. Ставки акцизов на нефть установлены с дифференциацией по нефтепромыслам. В последующем (начиная с 1993 г.) ставки акцизов были распространены и на импортные товары.

Налоговыми законами, принятыми Федеральным Собранием 25 июля 2000 г. подоходный налог установлен начиная с 2001 г. в размере 13%. Принят единый социальный налог, но его минимальная ставка увеличена с 2 до 5% с фонда заработной платы, т.е. начиная с 600 тыс. руб. в год. Однако эта ставка была установлена только на один год – до 1 января 2002 г. Увеличены акцизы на все виды спиртного на 5%, на пиво — на 10%, на табак примерно в 1,5 раза, на бензин — в 3 раза. Акцизы на легковые автомобили с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 10 руб./л.с., для машин с мощностью двигателя свыше 150 л.с. — 100 руб./л.с. Сохранены оборотные налоги, правда, их размер уменьшен в четыре раза (до 1%).

Тесно связана ценами такая разновидность налоговых платежей, как таможенные пошлины. Они связаны не только с внутренними ценами, но и с ценами Мирового рынка.

В РФ таможенные пошлины устанавливаются к стоимости как импортируемых, так и экспортируемых товаров. Объясняется это хроническим дефицитом федерального бюджета, который имел место все последние годы.

Россия в отличие от промышленно развитых стран, которые экспортируют продукцию промышленной переработки, поставляет на экспорт сырьевые товары (нефть, газ, металлы и др.).

Импортные пошлины устанавливаются с целью пополнения доходов бюджета и сдерживания импорта в условиях напряженного платежного баланса и большой внешней задолженности. Импортные пошлины определяются в процентах к контрактной (импортной) стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка России.

За последние годы предпринимались попытки с помощью налогов вести борьбу с ростом цен. С этой целью были установлены отчисления в бюджет всей прибыли предприятий-монополистов, полученной сверх утвержденных нормативов рентабельности. Такие отчисления выступают как способ изъятия сверхприбыли предприятий-монополистов. Этот налог направлен на сдерживание инфляционного роста цен и предотвращение получения экономически необоснованной прибыли монопольными предприятиями.

Таким образом, можно сказать, что в условиях российской экономики взаимосвязь цен и налогов проявляется трояким образом. Во-первых, цены и налоги решают очень близкие и взаимосвязанные задачи. Во-вторых, цены являются исходной основой для определения количества и размера налогов. В-третьих, налоги в значительной степени определяют уровень и структуру цен и характеризуют степень реализации ими функции перераспределения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы следует сделать вывод, что поставленные цель и задачи исследования в ходе исследования были достигнуты: была рассмотрена сущность, функции и виды налогов; исследованы понятие и основные принципы налогообложения; рассмотрены практические основы налогообложения в России; проанализирован механизм влияния налогов на рыночное установление цен.

В первой главе были исследованы понятие и сущность налогообложения путем рассмотрения налогов и их функций, основных видов налогов, а также теоретические принципы и концепции налогообложения.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую. Налоги являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов.
Регулирующая функция налогов проявляется при: стремлении добиться общего рыночного равновесия, в частности реализации антициклических программ: коррекции направлений экономического роста; стимулировании отдельных производителей; обеспечении социальной гармонизации через перераспределение ходов.

Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

Налоги бывают двух видов – прямые (налоги на доходы, на прибыль и т.д.) и косвенные (акцизы, НДС и т.д.).

Основные принципы современного налогообложения – всеобщность; стабильность; равнонапряженность (платежеспособность); обязательность; социальная справедливость; горизонтальная и вертикальная справедливость.

Вторая глава посвящена практическим основам налогообложения в нашей стране. Основные принципы налогообложения в нашей стране определяются действующим Налоговым кодексом, который направлен на решение следующий задач: построение стабильной и единой налоговой системы на правовой основе; создание рациональной налоговой системы; формирование единой налоговой базы; совершенствование системы ответственности налогоплательщика; развитие налогового федерализма; снижение общего налогового бремени.

Во второй главе также рассмотрена сущность налоговой политики, которая представляет собой фискальной государственной политикой, определяющий механизм налогообложения в стране. Налоговая политика в России недостаточно совершенна, в нашей стране основная часть налогов представляют собой косвенные налоги, носителями которых являются физические лица, что снижает жизненный уровень населения.

Несовершенство налоговой системы и налоговой политики России определяют необходимость рационализации налогообложения, основные направления предложены были нашим президентом, важнейшим из которых является снижения косвенных налогов и введение природной ренты

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы Российской Федерации: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, он не лишён недостатков.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.

Решительным прорывом по оптимизации налогообложения в нашей стране могут стать реализация предложений налоговой реформы, предлагаемой нашим Президентом Путиным В.В. и его командой: снижение уровня налоговых изъятий по мере снижения государств в области бюджетных расходов; формирование справедливой налоговой системы; повышение нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей; эффективное администрирование.

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ. М., 1993.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. // Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. // Библиотечка «Российской газеты»- № 17. – 2000.
  4. О налоговых органах в РФ: ФЗ РФ от 21.03.91 № 943-1 // Российская газета от 26.03.1991.
  5. Об основах налоговой системы в РФ: ФЗ РФ от 27.12.91 №2118-1 // Российская газета от 5.01.1992.
  6. О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 31.07.98 № 147-ФЗ // Российская газета от 5.08.1998.
  7. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового
  8. кодекса Российской Федерации»: ФЗ от 09.07.99 № 155-ФЗ // Российская газета от 12.07. 1999.
  9. О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ // Российская газета от 5.01.2001.
  10. Боос Г.В. Большой путь налоговой реформы // Российский налоговый курьер. № 23. 2003. С. 11 – 12.
  11. Войтов А.Г. Экономика: общий курс. –М.: Маркетинг, 2002
  12. Выхухолева Е. Российская налоговая реформа подходит к концу // Финансовые известия от 24.03.2004. С. 23– 26.
  13. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части I (по главам) //Нормативные акты для бухгалтера. № 15.1999. С. 8-92.
  14. Курс экономики/Под ред. Б.А. Райзберга.–М.: ИНФРА-М , 2001.
  15. Лобанов Г. Налоговая система должны быть справедливой // Экономка и жизнь. 2000. № 5. С. 2– 5.
  16. Михаил Фрадков: снижение ЕСН – первоочередная задача налоговой реформы // Двойная запись. № 5. 2004. С. 15– 17
  17. Медведев О. Налоговая реформа: неутешительный итог // Финансовые известия от 15.04. 2002. С. 32– 37.
  18. Налоговое письмо Президента Путина В.В. в ГосДуму № 1058-ПР от 23.05.00 // Финансовый эксперт. № 11. 2000. С. 8.
  19. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарии специалиста. // Нормативные акты для бухгалтера №16. 1998. С. 32 – 38
  20. Пансков В.Г. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы. 2000. № 1. С. 33– 36
  21. Смит А. Исследование природе и причинах богатства народов. –М.: Соцгиз. 1935. Т. 2.
  22. Черник Д.Г. Налоги. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  23. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. –М.: ТК Велби, 2003.
  24. Шаронова Е. Комментарий к главе 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ.
  25. //АКДИ «Экономика и жизнь» — №10. – 2000 С. 44 – 83
  26. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.–М.: Юристъ, 2002
  27. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2002.
  28. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. –М.: Экзамен, 2003.
  29. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. –М.: Проспект, 2001.
  30. Юткина Г.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ЮНИТИ, 2001.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00037 sec

WordPress: 22.79MB | MySQL:119 | 3,392sec