ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

<

020315 1412 1 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРАНа какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах.

К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении — в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

Организуя производственно- трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

Актуальность работы определяет тем, что изучение механизмов функционирования рыночной экономики позволит понять необходимые пути реформирования российской экономики в переходный период от господства административно-командной системы к «цивилизованным» рыночным отношениям.

Задачи исследования:

– характеристика основных типов и моделей рынка;

– рассмотреть структурные элементы рынка;

– рассчитать технико-экономические показатели предприятия.

При написании работы использован аналитический метод теоретической литературы для раскрытия темы курсовой работы.

При выполнение практической части работы использованы методы: балансовый, стандартно-математический, абсолютного и относительного отклонения.

 

 

1.

 

1.1. Рынок как экономическая категория

 

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной и или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом, командном распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

Историческая практика показала, что обеспечению первого условия в наибольшей степени адекватен правовой режим частной собственности (хотя это не означает, что экономическая самостоятельность производителей не может быть достигнута другим путем). Экономическая обособленность означает, что производитель сам решает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют свобода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.

Заключительное условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном этапе развития натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. Постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства.

Наличие подобных предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во « внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя. Однако несмотря на такое преобладание товарных связей в экономике, в настоящее время даже в развитых странах встречаются остатки натурального хозяйства. Примером тому выступает личное подсобное хозяйство в России, где производится необходимая для жизни работника и для будущего производства сельскохозяйственная продукция.

Чаще всего она не подлежит продаже, так как ее размеры обычно не превышают потребностей в ней. Более близким примером является и производство и на садовых и дачных участках, где горожане пытаются произвести для себя отдельные виды потребительской продукции. Естественно, что ,чем более развит рынок, чем больше товаров существует на рынке, такая потребность в производстве продуктов для себя уменьшается и сокращается сфера действия натурального хозяйства.

Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного производства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских людей рынок как место купли-продажи ассоциировался прежде всего с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем случае понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли-продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.

В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря,
рынок- это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Так, стало общепринятым говорить и писать о вхождении России в рынок, о переходе к рынку.

Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимоотношения трех главных экономических субъектов. Ими является государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.

Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем населению. В ряде случаев государство закупает или, точнее, оплачивает научные исследования и разработки, проекты, духовные, культурные ценности, представляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца, государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.

Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупателем продукции и имущества предприятий являются другие предприятия (контрагенты), домашние хозяйства и частично государство (продукция государственных заказов). Приобретают же предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

Домашнее хозяйство- это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров, и услуги.

Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорого, по которым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и покупаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую- направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары.

Функционируя в экономических системах разных стран, рынок проявляется специфично. Это связано с тем, что в разных странах не одинаков удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходы к методам их регулирования, свои национальные традиции. Поэтому часто говорят о рынке, определяя его национальную принадлежность, например, российский или американский рынок.

 

1.2. Основные модели рынков

 

Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками:

а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены.

б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предлагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок. Такая однородность товара устраняет наличие неценовой конкуренции, то есть конкуренции, основанной на базе различий качества товара, рекламы. Покупателю все равно у кого покупать, главное для него цена.

в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении);

г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;

д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

Таким образом, главным в рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных объектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения как бы сама собой, «невидимой рукой» рынка.

Рынок совершенной конкуренции — это в значительной мере теоретическая абстракция, модель; такого рынка в чистом виде нигде и никогда не существовало, (на практике наиболее близки к нему рынки сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). В самом деле, затруднительно представить себе рынок, в котором товары абсолютно однородны, где всем доступна полная информация о конъюнктуре рынка. Вместе с тем любой реально функционирующий рынок содержит в себе элементы свободной торговли. Поэтому рассмотрение рынка совершенной конкуренции необходимо для уяснения общих принципов действия рыночного механизма.

Следует различать понятия «конкурентный рынок» и «конкурентная борьба. Последняя означает способ активного поведения производителя или потребителя на рынке. Конкурентная борьба ведется с целью воздействия на условия продаж. А так как на рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, все его участники находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных условиях.

Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиций на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или ее качественного совершенствования, что равносильно продаже другого товара, переводу его в иной вид.

Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену.Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам.

Поэтому в условиях рынка совершенной конкуренции объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиальное достоинство такого рынка.

Однако у высококонкурентного рынка есть и слабые стороны. Принцип неограниченного количества продавцов одного товара в известной мере адекватен незначительности капитала каждого из участников рынка. Следовательно, рынок совершенной конкуренции ставит препятствие концентрации капитала, без которой не удается создавать крупные производства, осуществлять научно-техническое развитие, реализовать масштабные проекты. Кроме того, как уже указывалось, практически не представляется возможным одновременно выполнить все условия, соблюсти критерии свободного рынка.

Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации.

Наиболее типичен для современной рыночной экономик олигополистический рынок. Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный признак олигополии – немногочисленность, ограниченное число господствующих продавцов (производителей).

Рынок монополистической конкуренции

Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. В качестве примера можно привести монополию компании «Поллароид» на моментальную фотографию, «Газпром» (в России) на поставки газа, услуги местного кабельного телевидения, похоронные бюро, единственный бакалейный магазинчик в маленьком уединенном городке. Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электро-, тепло-, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России и других странах бывшего Советского Союза, местной телефонной связи в крупных городах западных стран, но цены, устанавливаемые продавцами данных услуг регулируется государственной властью.

Но в реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников.

Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

Продавец, обладая монополией (властью над рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска.

Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над рынком и крупной монополией состоит лишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия.

На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия проявляется тенденция, не дающая возможности проникновения на рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли.

Монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары.

По существу, монополистическая конкуренция — это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги.

Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар.

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.

Следующий основной тип несовершенной конкуренции — это олигополия, подразумевающая наличие нескольких продавцов.

Рынок олигополистической конкуренции

Олигополистический рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталилитейная промышленность, грузовой и пассажирский воздушный транспорт являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решения проблем олигополистов по сравнению с решениями фирм при других типах конкуренции. Каждая фирма должна балансировать свои экономические действия между спросом покупателей и ответной реакцией конкурентов на данное действие, так как она в наиболее важной степени будет влиять на прибыль фирмы. Например, если корпорация «Дженерал Моторз» преднамерена повысить цену на свои автомобили, она должна предвидеть ответные шаги Форда, Крайслера и прочих соперников, с тем, чтобы рассчитать итоговые изменения в объеме своих продаж.

При олигополистической конкуренции продукция может быть дифференцированной (например, автомобильная отрасль) и почти идентичной, как в случаях со сталью и алюминием. Если дифферециация продукции возможна, то фирмы должны позаботиться о рекламе, дизайне своего товара (здесь, большую роль играют маркетинговые исследования, проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия изменения этих переменных, как и последствия изменения цены, олигополист должен предвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников.

Олигополистический рынок занимает промежуточное положение между монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком.

В условиях совершенно конкурентного рынка барьеры вхождения в него отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не стали они не столь непреодолимы, как в условиях монополистического рынка, что предоставляет возможность проникновения других фирм на данный рынок. Причем, чем слабее барьеры вхождения, тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где олигополист получает большие прибыли, будет пытаться прорваться множество других фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде.

В условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающиеся рынки – рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополиии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей.

В качестве монопсониста (крупного и единственного покупателя данного товара) часто выступает США на рынке сложных и дорогостоящих видов вооружений, таких, как авианосцы и ядерные боеголовки.

Олигопсония — рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям. Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко.

 

1.3. Виды, структура и инфраструктура рынка

 

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

  • формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
  • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
  • особенностями сферы товарного обращения;
  • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства; видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.

По структуре рынки можно разделить по следующим критериям.

Единое понятие «рынок» часто подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Их можно классифицировать по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному, то есть их можно подразделить на следующие группы:

По организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основе модели: рынок совершенной конкуренции; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок; чисто монополистический рынок.

По пространственному признаку рынки делятся на местные, региональные, национальные и международные, объединяемые термином «мировой рынок».

По функциональному признаку или по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок подразделяется на четыре основных группы: рынок товаров и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок; информационный рынок.

Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться по характеру продаж: оптовый, розничный, фьючерсный; по степени регулируемости – регулируемый и нерегулируемый; по уровню насыщения – равновесный, избыточный, дефицитный; по соответствию законодательным нормам – легальный, «черный» рынок.

Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, обувь, одежду), и сравнительно свободным вхождением в отрасль.

Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.

Такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но как известно на рынке два субъекта – продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация встречающаяся довольно редко); олигопсию – наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности – рынок свободной конкуренции (совершенная конкуренция) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками: а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены; б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по своим свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок; в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении); г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных , финансовых, технологических ограничений, барьеров; д)все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

Таким образом, в рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения как бы сама собой, «невидимой рукой» рынка. Поэтому подобные рынки называют «рынками получателей цен»

По своему смыслу рынок совершенной конкуренции – это в значительной мере теоретическая абстракция, модель; такого рынка в чистом виде нигде и никогда не существовало (на практике наиболее близки к нему рынки сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг).

Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в состоянии воздействовать на условиях продажи, в частности на цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации.

На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Если эти товары способны к взаимозаменяемости, удовлетворению одних и тех же потребностей, то рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию между товарами, продуктами.

В наиболее общем виде монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции других фирм. Примером такой отрасли может служить производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм.

В условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта рычагом конкуренции становятся не только цены, но в той же степени и качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами. На рынке монополистической конкуренции представлены, например, одежда, которая различается материалом, стилем, качеством работы; услуги торговли, связанные с продажей продукта в кредит, упаковкой, льготами постоянным покупателям. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности, примером тому мини-маркеты и супермаркеты вдали от него. Соответственно на рынках монополистической конкуренции с дифференциацией товара разными считаются не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей.

Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок (от греческого слова oligos– немногие и poleo– продаю). Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный определяющий признак олигополии – немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей).

Олигополистический рынок отличается от совершенного конкурентного рынка особенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены постоянно изменяются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При олигополии же цены изменяются не так часто, а как правило, через большие промежутки времени и значительно. Олигополия часто проводит политику «лидерства в ценах», что подразумевает отказ от открытой ценовой конкуренции, когда входящие в олиполистическую отрасль фирмы, учитывая интересы всех, ориентируются на цены фирмы-лидера.

Существуют различные точки зрения на экономическую эффективность олигополии. Согласно одной, рыночная власть «фирм-гигантов» необходима для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса: олигополии выпускают лучшую продукцию по более низким ценам, в сравнении с отраслью, представленной множеством мелких конкурирующих между собой фирм. Согласно другой, более традиционной точке зрения, ценообразование и производство в условиях олигополии схожи с аналогичными результатами в условиях чистой монополии.

Рыночная дуополия есть частный случай     олигополии, при котором количество фирм-продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каждой фирме принадлежит весьма значительная доля рынка, поэтому она приобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой, полной монополии.

Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии являющейся полярной противоположностью совершенной конкуренции. Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками: а) товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль представлена одной фирмой; б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого товара; в) продавец торгует только своим товаром; г) продавец диктует цену рынка в силу полного контроля над ним. Этот факт предопределяет и место рекламы, которая в большей степени носит информационный характер, не предполагает больших затрат; д) вступление в отрасль заблокировано.

Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным представляет абстракцию и практически в жизни не встречаются, но он вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.

На практике наиболее близки к модели рынка чистой монополии так называемые естественные монополии.

Различают рынки прямой, непосредственной продажи товаров потребителям и рынки косвенной, опосредственной продажи. В первом случае производитель (обладатель) товара передает его покупателю посредством прямого акта купли-продажи. Более распространена ситуация, когда между производителем и потребителем товара стоит третья сторона – торговый посредник. Зачастую наблюдается многоступенчатое посредничество, при котором между производителем и потребителем товара стоят несколько посредников.

В зависимости от характера воздействия государства в лице государственных органов на основных участников рыночного процесса и их взаимодействия на рынке различают три типа рынков: нерегулируемый, регулируемый (частично регулируемый) и централизованно управляемый.

Нерегулируемый рынок в «чистом» виде существовал лишь на ранней стадии возникновения обмена. Это стихийный рынок, на котором объемы продаж и цены формируются в результате прямых контактов, торга между участниками процесса купли-продажи. Практически отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс.

В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь в известном приближении в виде «толкучек», «блошиных рынков», прочих локальных торговых сделок. В значительной степени нерегулируемы «теневые» или «черные», нелегальные рынки.

Противоположностью нерегулируемого является централизованно управляемый рынок, в котором все отношения находятся под наблюдением и контролем недремлющего государственного ока, предписывающего образ действий каждого субъекта рыночного процесса.

В государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рынки. Рыночное регулирование подразумевает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов устанавливает самые общие правила поведения участников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся видов товаров, условий продажи, цен. Отношения между государством и агентами рыночного процесса приобретают двунаправленный характер, то есть возможно регулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов. Для исключения диктата какого-либо субъекта рыночных отношений, в особенности производителя, государство использует антимонопольные меры.

Существование регулируемых рынков подобного типа связано с преобладанием в рыночном хозяйстве негосударственных форм собственности: частной, групповой, коллективной, акционерной. Поэтому возможности государственного вмешательства в экономику ограничиваются.

Одним из признаков классификации рынков могут быть его расположение, зона охвата рыночного пространства. Обычно чем больше зона действия рынка, тем масштабнее круг процессов, происходящих в его орбите.

Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сферу международного обмена.

Совокупность рынков, действующих в пределах, внутри страны, обменных процессов и товарно-денежных отношений между участниками процессов на этих рынках именуют внутренним (национальным)рынком.

В составе внутреннего и мирового рынков могут выделяться региональные рынки.

Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются не только способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.

Рынки классифицируются также и по объекту купли-продажи, то есть в зависимости от того какой тип товара является объектом торговли. В целом рынки можно классифицировать следующим образом: Рынки потребительских товаров и услуг: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров рынок услуг; рынки факторов производства: –рынок рабочей силы, рынок средств производства, рынок сырья, рынки недвижимости: рынок жилья, рынок земли, финансовый рынок: фондовый рынок, денежный рынок, фьючерсный рынок или рынок срочных контрактов, информационный рынок: рынок духовно–интеллектуального продукта.

Рынок, будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйственными субъектами, имеет свою специфичную инфрастуктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существование ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная инфраструктура зависит от типа и вида рынка.

Для рыночной экономики необходимо функционирование сфер деятельности, которые содействуют продвижению товарных и денежных потоков от продавца к покупателю, реализуют сбыт и обеспечивают рынок необходимой коммерческой информацией. Эти сферы хозяйства, позволяющие рынку эффективно выполнять свои функции, получили название его инфраструктуры.

Термин «инфраструктура» в общем смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную и социальную сферу народного хозяйства.

Рынок, будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйственными субъектами, имеет свою специфичную инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существование ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. Так, на рынках товаров и услуг распространены товарные биржи, многочисленные фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации. На финансовых рынках широко представлены валютные, фондовые биржи; для обслуживания ресурсных рынков существуют сырьевые биржи, а также биржи труда.

Элементами инфраструктуры современного рынка являются денежно-кредитная система и банки, налоговая и таможенная система, система страхования хозяйственных рисков. К рыночной инфраструктуре относятся также торговые палаты, ассоциаций предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агентства, коммерческие выставочные комплексы, центры по предоставлению информационных услуг, развитию информационных технологий и средств деловой коммуникации, система высшего и среднего экономического образования.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры переживают в России период становления и развития. В недалеком прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы переда-то коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребностей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

ООО «ПРОГРЕСС» – общество с ограниченной ответственностью, расположенное по адресу: Краснодар, ул. Буденного, 147.

Основной деятельностью ООО «ПРОГРЕСС» является рекламно-производственные услуги.

Предприятие действует на основании Устава, учрежденного в соответствии с законодательством РФ для осуществления хозяйственной деятельности, в целях получения прибыли. Иными видами деятельности предприятия являются: выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; торгово-закупочная деятельность (организация оптовой, розничной торговли) с открытых торговых точек; посредническая, коммерческая, бартерная деятельность; оказание транспортных услуг предприятиям и населению; закупка и комплектация оборудования; внешнеэкономическая деятельность и др..

ООО «ПРОГРЕСС» стремится к достижению основных целей, – таких как: сохранение и развитие фирмы; насыщение рынка высококачественными видами услуг; максимализация прибыли предприятия; увеличение уровня благосостояния работников.

Задачей предприятия является более эффективное использование имеющихся производственных мощностей, увеличение объема оказываемых услуг (работ) и их реализация с целью получения более высокой прибыли.

Предприятие является юридическим лицом, имеет имущество, баланс, расчетные счета, печать. Имущество предприятия составляет материальные ценности и финансовые ресурсы, находящиеся на его балансе и являющиеся его собственностью.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом и законодательством РФ. Деятельность ООО основывается на принципах хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Предприятие обладает правами юридического лица, оно имеет самостоятельный баланс, выступает от своего имени истцом или ответчиком в суде, приобретает имущественные и личные неимущественные права.

ООО сформировало следующие фонды – фонд развития; фонд оплаты труда работников; страховой фонд; резервный фонд.

Чистая прибыль, оставшаяся после уплаты всех налогов, предусмотренных действующим законодательством и других обязательных платежей, поступает в полное распоряжение предприятия, часть ее распределения между учредителями, пропорционально их долям в уставном капитале. Формы и сроки выплаты прибыли, принадлежащей распределению между учредителями, определяются общим собранием учредителей.

Высшим органом управления является общее собрание участников общества. Решения общего собрания принимаются большинством голосов. Участники имеют количество голосов пропорционально размеру их вкладов в уставной капитал. Управление текущими делами осуществляется генеральным директором, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью предприятия. Генеральный директор является распорядителем кредитов с правом первой подписи на всех финансовых документах.

Основные экономические показатели предприятия ООО «ПРОГРЕСС» и их анализ представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Базовые данные (первичный период)

Показатели 

Обозна-чения 

Значение 

1 Выручка от продажи продукции, работ и услуг, тыс.р. 

Vn 

12246,6

2 Среднесписочная численность работающих, в том числе 

N 

329 

2.1 Рабочие 

Np 

302 

3 Полная себестоимость товаров, продукции, услуг, тыс.р. 

C

11788 

3.1 Расходы на оплату труда % от себестоимости

CT

45,3 

3.2 Условно-постоянные расходы % от себестоимости

Cпс

13 

4 Операционные доходы, тыс.р. 

Доп 

 

Продолжение таблицы 1

 

Показатели 

Обозна-чения 

Значение 

5 Операционные расходы, тыс.р. 

Ро 

22 

6 Внереализационные доходы, тыс.р.

Двне 

 

7 Внереализационные расходы, тыс.р. 

Рвне 

14 

8 Уставный капитал, тыс.р. 

Ку 

13 

9 Основные средства, тыс.р. 

Кос 

 

9.1 На начало года 

Косн

6739,5 

9.2 Ввод (квартал) 

Косвв

800 (II)

9.3 Вывод, тыс.р. (квартал)     

Косв

200 (I)

9.4. Основные средства на начало второго периода 

Кос

7339,5

10 Оборотные средства, тыс. р. 

Коб 

 

10.1 На начало года 

Кобнг

4390 

10.2 На начало 2 квартала 

Кобн2

4260 

10.3 На начало 3 квартала 

Кобн3

4140 

10.4 На начало 4 квартала 

Кобн4

4500 

11 Нематериальные активы, тыс.р.

Кна 

19 

12 Капитальные вложения, тыс.р. 

Кнк 

30 

13 Заемный капитал, тыс.р. 

Кб 

4365 

14 Земельная площадь, м2

S 

3600

 

 

 

Дополнительные данные

  1. Нормы амортизации основных средств – 5 – 7 %, нематериальных активов – 5 % от размера средней стоимости соответственно основных фондов и
    нематериальных активов.
  2. Сумма налогов и сборов рассчитывается в соответствии с действующими ставками на налоги и сборы, а именно:

    2.1 Налоги, включаемые в полную себестоимость проданной продукции, работ, услуг:

    — Социальный налог;

    Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с

    начала года (расходы на оплату труда)

    Пенсионный фонд

     

    РФ

    Фонд социального страхования РФ

    Фонды обязательного

    медицинского страхования

    Итого


     

    Федеральный фонд обязательно-

    го медицинского страхования

    Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

    Не превышающая

    100000р.

    28%

    4%

    0,2%

    3,4%

    35,6%

    При среднегодовой

    зарплате на 1 работника превышающей 100000 р.отчисления в пенсионный фонд берутся по другим

    ставкам

             

     

    —    налог на землю — ставка налога за 1 м площади земельного участка с
    учетом зонирования составляет от 6,62 р. – 5,28 р./год.

    2.2 Налоги, выплачиваемые предприятием из финансового результата;

  • единый целевой сбор на содержание муниципальной милиции, благо
    устройство территории города, социальную защиту населения — 3 %
    от фонда оплаты труда работников, исчисленного из минимального размера оплаты труда (МРОТ);
  • на имущество 2 % от среднегодовой остаточной стоимости имущества Износ принимается в размере 25-30 %.

    3    Налог на прибыль — 24 % от налогооблагаемой прибыли,

    4    Минимальный размер оплаты труда для расчета налогов, сборов и
    штрафов — 100 р./мес.

    5    Величина отчислений в фонды от чистой прибыли:

  • резервный фонд – 5 %;
  • фонд накопления – 35 %;
  • фонд потребления – 30%;
  • фонд социальной сферы – 20%,

    6 Среднегодовая сумма оборотных средств определяется по формуле:

     

    020315 1412 2 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА (1)

     

    где 020315 1412 3 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА – сумма оборотных средств на начало года, тыс.р.;

    020315 1412 4 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА – сумма оборотных средств на начало второго квартала, тыс.р.;

    020315 1412 5 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА – сумма оборотных средств на начало третьего квартала, тыс.р.;

    020315 1412 6 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА – сумма оборотных средств на конец года, тыс.р.

    7 Среднегодовая стоимость основных фондов (Кос) определяется аналогично (1).

     

     

    Задание

     

    Рассчитать изменение технико-экономических показателей при следующих условиях (за базу принимать 1-й период).

    Выручка от продаж продукции, работ и услуг увеличилась по сравнению с базой на 5; 12; 25; 30% при неизменной численности работников.

    Построить с учетом 1 периода графики изменения затрат на 1 рубль продаж и всех видов рентабельности в зависимости от объема продаж.

     

     

     

    2.2 Расчет технико-экономических показателей предприятия за первый период

     

     

    По исходным данным (таблицы 1), дополнительным данным, методики расчета ТЭП предприятия заполняем первый период таблицы 3 «Расчетные показатели» и таблицы 4 «Итоговые ТЭП предприятия». По первому периоду в записке даются подробные расчеты всех необходимых показателей (таблица 2)

     

    Таблица 2 – Расчетные показатели

     

    Показатели и единицы их измерения 

    Обозначения 

    Методы расчета 

    1 Рентабельность продаж, % 

    Rp

    020315 1412 7 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    2 Рентабельность основной деятельности, % 

    Ro

    020315 1412 8 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    3 Рентабельность общего капитала, % 

    Rk

    020315 1412 9 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    4 Рентабельность основных и оборотных средств, % 

    Rc

    020315 1412 10 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    5 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

    Koc

    020315 1412 11 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    6 Производительность труда, тыс. р./чел 

       

    — на одного работающего 

    Bc

    020315 1412 12 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    -на одного рабочего 

    Bp

    020315 1412 13 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    7 Фондовооруженность, тыс.р. 

    в1

    020315 1412 14 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    8 Фондоотдача основных фондов, тыс.р./одну тыс.р. 

    в2

    020315 1412 15 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    9 Продолжительность одного оборота оборотных средств, дн

    to

    020315 1412 16 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА где tk – календарный период, времени, дн.; квартал – 90 дн.; месяц – 30 дн.)

    10 Затраты на один рубль продаж, руб

    Cp

    020315 1412 17 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    11 Чистая прибыль на одного работника, тыс. руб. 

    np

    020315 1412 18 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    12 Налоги и сборы, тыс.р. в т.ч. 

       

    12.1 налог на прибыль 

    HHC

    24%

    12.2 отчисления в единый социальный налог 

    CHC

    35,6%

    12.3 налог на землю

    Hз

    6,62 р/ м2

    12.4 Единый целевой сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории города

    HЦC

    3% 

    12.5 Налог на имущество 

    Hи

    2% 

     

    Продолжение таблицы 2

    Показатели и единицы их измерения 

    Обозначения 

    Методы расчета 

    13 Сумма всех налогов и сборов на одного работника, тыс.р. /чел

    Hр

    020315 1412 19 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

    14 Коэффициент бюджетной эффективности 

    αб

    020315 1412 20 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

     

    Таблица 3 – Расчетные показатели

     

    Показатель

    Обозначения

    Периоды

    Темп изменения по периодам,

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    <

    11

    1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.р.

    Vn

    12246,6

    12858,9

    13716,2

    15308,3

    15920,6

    105,0

    112,0

    125,0

    130,0

    2 Среднесписочная численность работников, чел.

    N

    329

    329

    329

    329

    329

    2.1 Рабочие

    Np

    302

    302

    302

    302

    302

    2.2 Специалисты

    Nc

    27

    27

    27

    27

    27

    3 Общий капитал, тыс.р.

    Ко

    12891,3

    12891,3

    12891,3

    12891,3

    12891,3

    3.1 Среднегодовая стоимость основных средств

    Кос

    7039,5

    7039,5

    7039,5

    7039,5

    7039,5

    3.2 Средняя сумма оборотных средств, тыс.р.

    Коб

    5802,8

    5802,8

    5802,8

    5802,8

    5802,8

    3.3 Нематериальные активы, тыс.р.

    Кна

    19

    19

    19

    19

    19

    3.4 Незавершенное строительство, тыс.р.

    Кнс

    30

    30

    30

    30

    30

    4 Заемный капитал, тыс.р

    Кз

    4365

    4365

    4365

    4365

    4365

    5 Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.р., в т.ч.

    С

    11788

    11788

    11788

    11788

    11788

    5.1 Условно-постоянные расходы, в т.ч.

    Спс

    1532,4

    1532,4

    1532,4

    1532,4

    1532,4

    5.1.1 Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, тыс.р.

    Са

    352,9

    352,9

    352,9

    352,9

    352,9

    5.2 Условно-переменные расходы, тыс.р.

    Спр

    10255,6

    10255,6

    10255,6

    10255,6

    10255,6

    Продолжение таблицы 3

     

    Показатель

    Обозначения

    Периоды

    Темп изменения по периодам,

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    5.2.1 Расходы на оплату труда, тыс.р.

    Ст

    5340

    5340

    5340

    5340

    5340

    5.2.2 Материальные затраты тыс.р.

    См

    2798,6

    2798,6

    2798,6

    2798,6

    2798,6

    5.2.3. Среднегодовая зарплата 1 работника, тыс.р.

    Зг

    16,2

    16,2

    16,2

    16,2

    16,2

    5.2.4 Отчисления в единый социальный налог, тыс.р.

    Ссн

    2093,2

    2093,2

    2093,2

    2093,2

    2093,2

    -пенсионный фонд, тыс.р.

    Нп

    1495,2

    1495,2

    1495,2

    1495,2

    1495,2

    -фонд социального страхования Российской Федерации, тыс.р.

    Нс

    213,6

    213,6

    213,6

    213,6

    213,6

    -фонд обязательного медицинского страхования, тыс.р.

    Нм

    192,2

    192,2

    192,2

    192,2

    192,2

    -Федеральный фонд обязательного страхования

    Нмф

    10,7

    10,7

    10,7

    10,7

    10,7

    -территориальный фонд обязательного медицинского страхования, тыс.р.

    Нмт

    181,5

    181,5

    181,5

    181,5

    181,5

    5.3. Налог на землю, тыс.р.

    Нз

    23,8

    23,8

    23,8

    23,8

    23,8

    6 Прибыль (убыток) от продаж, тыс.р.

    Пп

    458,6

    1070,9

    1928,2

    3520,3

    4132,6

    233,5

    420,5

    767,6

    901,1

    7 Прибыль (убыток) от операционных операций, тыс.р.

    Пор

    -22

    -22

    -22

    -22

    -22

    7.1 Налоги и сборы, выплачиваемые из финансового результата, тыс.р., в т.ч.

    Нф

    153,9

    153,9

    153,9

    153,9

    153,9

    7.1.1 Единый целевой сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории города, социальную защиту населения

    Нс

    13,1

    13,1

    13,1

    13,1

    13,1

    7.1.2 Налог на имущество, тыс.р.

    Ни

    140,8

    140,8

    140,8

    140,8

    140,8

    Продолжение таблицы 3

     

    Показатель

    Обозначения

    Периоды

    Темп изменения по периодам,

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    8 Прибыль (убыток) от внереализационных операций, тыс. р

    Пвн

    -14

    -14

    -14

    -14

    -14

    9 Прибыль (убыток) от чрезвычайных операций, тыс.р.

    Пчв

    10 Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.р.

    Пп +Пор +Пвн + +Пчв

    Пдо

    268,7

    925,0 

    1782,3 

    3374,4 

    3986,7 

    344,3

    663,3

    1255,8

    1483,7

    11 Льготы по налогу на прибыль, тыс.р.

    Плг

    11.1 Налогооблагаемая прибыль, тыс. р.

    Пдо –Плг 

    Пно 

    268,7

    925,0 

    1782,3 

    3374,4 

    3986,7 

    344,3

    663,3

    1255,8

    1483,7

    12 Налог на прибыль, тыс.р

    Нпр

    64,5

    222,0

    427,8

    809,9

    956,8

    344,2

    663,3

    1255,7

    1483,4

    13 Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс.р.

    По = Пдо – Нпр + +Плг

    По

    204,2

    703,0

    1354,5

    2564,5

    3029,9

    344,3

    663,3

    1255,9

    1483,8

    14 Чистая прибыль (нераспределенная) прибыль(убыток) отчетного года (Пч = По) , тыс.р., в т.ч.

    Пч

    204,2

    703,0

    1354,5

    2564,5

    3029,9

    344,3

    663,3

    1255,9

    1483,8

    14.1 Отчисления в резервный фонд, тыс.р.

    Пчр

    30,6

    105,5

    203,2

    384,7

    454,5

    344,8

    664,1

    1257,2

    1485,3

    14.2 Отчисления в фонд накопления, тыс.р.

    Пчн

    71,5

    246,1

    474,1

    897,6

    1060,5

    344,2

    663,1

    1255,4

    1483,2

    14.3 Отчисления в фонд потребления, тыс.р.

    Пчп

    61,3

    210,9

    406,4

    769,4

    909,0

    344,0

    663,0

    1255,1

    1482,9

    14.4 Отчисления в фонд социальной сферы, тыс.р.

    Пчс

    40,8

    140,6

    270,9

    512,9

    606,0

    344,6

    664,0

    1257,1

    1485,3

    15 Собственный капитал, тыс.р. в т.ч.

    Кс

    5910,1

    5910,1

    5910,1

    5910,1

    5910,1

    15.1 Уставный капитал

    Ку

    13

    13

    13

    13

    13

    15.2 Резервный фонд, тыс.р.

    Фр

    30,6

    30,6

    30,6

    30,6

    30,6

    Продолжение таблицы 3

     

    Показатель

    Обозначения

    Периоды

    Темп изменения по периодам,

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    15.3 Фонд накопления (Фн = Са +Пчн)

    Фн

    424,4

    599,0 

    827,0 

    1250,5 

    1413,4 

    141,1

    194,9

    294,7

    333,0

    15.4 Фонд потребления (Фп = Ст + Пчп)

    Фп

    5401,3

    5550,9 

    5746,4 

    6109,4 

    6249,0 

    102,8

    106,4

    113,1

    115,7

    15.5 Фонд социальной сферы

    (Фс = Пчс)

    Фс

    40,8

    140,6

    270,9

    512,9

    606,0

    344,6

    664,0

    1257,1

    1485,3

     

     

    Таблица 4– Итоговые ТЭП предприятия

     

    Показатели

    Периоды

    Темп изменения по периодам, % 

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    1 Рентабельность продаж, %

    3,74

    8,33

    14,06

    23,00

    25,96

    375,40

    375,40

    614,09

    693,18

    2 Рентабельность основной деятельности, %

    3,89

    9,08

    16,36

    29,86

    35,06

    233,52

    420,45

    767,62

    901,13

    3 Рентабельность собственного капитала, %

    3,46

    11,89

    22,92

    43,39

    51,27

    344,27

    663,32

    1255,88

    1483,79

    4 Рентабельность основных и оборотных средств, %

    1,59

    5,47

    10,55

    19,97

    23,59

    344,27

    663,32

    1255,88

    1483,79

    5 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

    2,07

    2,18

    2,32

    2,59

    2,69

    105,00

    112,00

    125,00

    130,00

    6 Производительность труда, тыс. руб./чел.

                     

    На одного работающего

    37,22

    39,08

    41,69

    46,53

    48,39

    105,00

    112,00

    125,00

    130,00

    На одного рабочего

    40,55

    42,58

    45,42

    50,69

    52,72

    105,00

    112,00

    125,00

    130,00

    7 Фондовооруженность, тыс./чел

    21,40

    21,40

    21,40

    21,40

    21,40

    100,00

    100,00

    100,00

    100,00

    8 Фондоотдача основных фондов, тыс.р./одну тыс.р.

    1,74

    1,83

    1,95

    2,17

    2,26

    105,00

    112,00

    125,00

    130,00

    9 Продолжительность одного оборота оборотных средств, дн.

    170,58

    162,46

    152,30

    136,46

    131,21

    95,24

    89,29

    80,00

    76,92

    10 Затраты на один рубль продаж, р.

    0,96

    0,92

    0,86

    0,77

    0,74

    95,24

    89,29

    80,00

    76,92

    Продолжение таблицы 4

     

    Показатели

    Периоды

    Темп изменения по периодам, % 

    1

    2

    3

    4

    5

    2 к 1 

    3 к 1 

    4 к 1 

    5 к 1 

    11 Чистая прибыль на одного работника, тыс.р. /чел.

    0,62

    2,14

    4,12

    7,79

    9,21

    344,27

    663,32

    1255,88

    1483,79

    12 Сумма налогов и сборов на одного работника, тыс.р/ чел.

    7,10

    7,58

    8,20

    9,36

    9,81

    106,74

    115,56

    131,92

    138,21

    В т.ч. налог на прибыль на одного человека

    0,19

    0,67

    1,30

    2,46

    2,90

    344,19

    663,26

    1255,66

    1483,41

    13 Коэффициент бюджетной эффективности

    11,44

    3,55

    1,99

    1,20

    1,07

    31,01

    17,42

    10,50

    9,31

     

     

    020315 1412 21 ТИПЫ И МОДЕЛИ РЫНКА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА

     

     

    Рисунок – Динамика показателей рентабельности и величины затрат на рубль продаж в зависимости от выручки от продаж

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, можно сделать обобщающий вывод. В ходе исследования достигнута цель исследования – исследована организация рыночной экономики и основные принципы механизма ее функционирования.

    В работе рассмотрено содержание понятия рынка как экономической категории; рассмотрена сущность и механизм действия рыночной экономики; основные функции рыночной экономики.

    Рынок является системой экономических отношений между людьми, предприятия, государствами, который опирается на основной принцип, по которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, с соблюдением платности. Основополагающий принцип рыночной экономики – свободный выбор, равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

    Механизм функционирования рыночной экономики базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями, в результате которой устанавливается цена на товары и услуги. В свою очередь, конкуренция, являющаяся важнейшим фактором повышающим эффективность экономической системы рыночного типа, представляет собой борьбу независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы, процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

    Основополагающим элементом механизма функционирования является свобода выбора и формы экономической, хозяйственной деятельности, основополагающейся на основе товарно-денежных отношений, равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

    Основные функции действия рыночного механизма определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить. Для этого рынок выполняет ряд функций: ценообразующие, регулирующая, санирующая, информационная посредническая.

    Ценообразующая функция выражается в том, что в рыночных условиях цена на товар или услугу формируется в результате свободного взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на них.

    Информационная функция рынка проявляется в том, что постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребностях потребителей, которая позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

    Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство.

    Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

    В результате проявления санирующей функции рыночного механизма хозяйствования повышается средний уровень эффективности экономики, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

    Главным достоинством рыночного механизма хозяйствования является распределение экономических ресурсов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М., 2002
  2. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. – Дубна: Феникс, 2003
  3. Курс экономики / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: Инфра-М, 2005.
  4. Лужков Ю. Россия в XXI в.: процветание или прозябание? // Вопросы экономики. 2000. №12. С. 21– 23.
  5. Львов Д. Экономика России, свободная от стереотипов // Вопросы экономики. 2000. № 2. С. 8– 9.
  6. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2004.
  7. Меньшиков С.. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. 2003. №6. С. 41– 48.
  8. Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики № 8, 1998. С. 76– 79.
  9. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. – М.: Экономика, 2001.
  10. Сергеев И.В. Экономика предприятия. –М.: Финансы и статистика, 2005. – 699 с.
  11. Современная экономика / Под ред.Мамедова О.Ю.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 418 с.
  12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962..
  13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. –М.: Дело, 2003.
  14. Экономика / Под ред. А.С. Булатова, – М.: Бек, 2003.
  15. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред. А.С. Булатова, – М.: Бек, 2006.
  16. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, –М.: Биржи и банки, 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.25MB/0.00074 sec

WordPress: 25.38MB | MySQL:117 | 4,979sec