ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

<

012515 1850 1 ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИВнешнеэкономическая деятельность предприятий — это сфера хозяйствен-ной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабаты-вающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:

  • экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;
  • объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;
  • коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;
  • организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов РФ; двусторонних государственных соглашений);
  • обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;
  • лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.
    • Предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подразделить на следующие группы:
    • предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д.

В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции предпри-ятие-производитель может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица.

На предприятиях — товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения. Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана;

  • организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры;
  • организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто-, авиа-, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

Проведение экспортно-импортных операций осуществляется в несколько этапов:

  1. Маркетинговые исследования рынка.
  2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД.
  3. Технико-экономическое обоснование.
  4. Заключение внешнеторгового контракта.
  5. Исполнение контрактных обязательств.

    1. Маркетинговые исследования рынка. Анализ конъюнктуры рынка представляет собой комплекс мер, направленных на полное исследование процессов и факторов, воздействующих на спрос и предложение, и определяющих экономическое положение между производителем и потребителем продукции. Определяющими факторами являются: цена товара, качество, условия поставки. Этими вопросами занимаются маркетологи, наиболее квалифицированные специалисты фирмы.

    Особое внимание уделяется следующим вопросам:

  • изучение и возможности рынков сбыта;
  • обеспечение рекламы товара;
  • прогнозирование конъюнктуры товарных рынков и динамики цен;
  • сбор и обработка данных об аналогичной продукции.

По результатам этих работ принимается решение о выборе товара, вида деятельности, характере внешнеторговой операции.

Поиск иностранного партнера для предприятий, не обладающих достаточной информацией о возможных партнерах, может быть осуществлен получением информации в отраслевом министерстве, ведомстве, Торгово-промышленной палате РФ, Союзе предпринимателей, Союзе малых предприятий и др.

Если нужна помощь в установлении контактов с иностранной фирмой, то можно обратиться в торговое представительство в стране предполагаемого партнера или в торговый отдел посольства этой страны в нашей республике или в России (адрес можно узнать в торговом отделе Министерства иностранных дел).

Прежде чем устанавливать непосредственный контакт с инофирмой – направление оферты в ее адрес, следует изучить международный документ «Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров».

2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД. Организация экспортно-импортных операций включает тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

Нормативные акты условно можно подразделить на:

  • международные соглашения по торгово-коммерческой деятельности;
  • соглашения стран СНГ;
  • указы Президента;
  • законы, принятые Палатой представителей и одобренные Правительством;
  • постановления правительства;
  • ведомственные нормативные акты.

3. Технико-экономическое обоснование. Технико-экономическое обоснование включает: расчет цены товара, расчет рентабельности сделки с учетом всех затрат, налогов, пошлин.

4. Заключение внешнеторгового контракта. Структура и содержание кон-тракта в значительной мере определяются видом внешнеторговых операций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначением, видом товара и услуг (торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, торговля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспортное обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).

В ряде случаев отдельные разделы контракта совмещаются. Это зависит от степени детализации договорных отношений партнеров.

Подписанию внешнеторгового контракта предшествуют проведение переговоров с иностранным партнером.

Этот этап, как правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы. Он включает следующее:

  • подготовка плана мероприятий по приему иностранных специалистов;
  • подготовка протокола;
  • подписание контракта.

5. Исполнение контрактных обязательств. Валютное регулирование во внешнеэкономической деятельности предполагает знание нормативных актов по проведению валютных операций.

При выполнении таможенных процедур следует принять решение — кто их будет осуществлять — собственными силами или таможенным агентом (декларантом, перевозчиком). Последнее значительно упрощает подготовку документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные услуги.

Организация таможенной службы включает знание Таможенного кодекса, а также нормативных актов о правилах ввоза-вывоза товаров через границу, порядка перемещения вещей, о транзите товаров, порядка осуществления контроля за доставкой вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах, о взимании таможенных пошлин, сборов и т.д. Необходимо знать правила транспортно-экспедиционной деятельности.

По завершению внешнеторговой сделки по данным бухгалтерского учета проводится расчет фактического коэффициента рентабельности. При этом учитываются все виды налогов, платежей по внешнеэкономической деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные с внешнеторговой сделкой.

Операции купли-продажи товаров являются традиционными для международной торговли и для практики внешнеторговых организаций в нашей стране.

Сделки по купле-продаже товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную цену.

Основными видами операций купли-продажи являются:

  1. Экспортные — это продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
  2. Импортные — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реа-лизации их на внутреннем рынке своей страны.
  3. Реэкспортные — это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не под-вергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.
  4. Реимпортные — это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.
  5. Встречная торговля объединяет внешнеторговые операции, предусматривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.

    Операции, обеспечивающие международный товарооборот, включают:

  • транспортные;
  • транспортно-экспедиторские;
  • хранение грузов;
  • страхование грузов;
  • проведение международных расчетов;
  • таможенное оформление;
  • рекламирование;
  • другие (исследование рынка, ремонт и техническое обслуживание оборудования, обработка информации, юридические услуги).

Одним из основных условий для успешного осуществления внешнеторговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента).

Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

Иностранными контрагентами белорусских предприятий, организаций выступают фирмы, являющиеся противоположной стороной в коммерческой сделке.

Контрагентом экспортера является импортер, подрядчика — заказчик, арен-додатели — арендатор, дебитора — кредитор и т.д.

В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных контр-агентов, так и конкретных фирм и организаций, с которыми заключаются соглашения. Изучение деятельности контрагента является общепринятым элементом проведения внешнеторговой операции, которому уделяют внимание все участники внешнеэкономической деятельности. В условиях неустойчивой мировой конъюнктуры и резких, неожиданных изменений ее к выбору иностранной фирмы — партнера, в особенности при сотрудничестве на длительный срок, подходят очень осторожно.

Выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки и от предмета сделки.

Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями, учитывают характер торгово-политических отношений с этой страной. Предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой, и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации.

При выборе фирмы важно изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, а именно:

  1. технологический — изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
  2. научно-технический — сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затратах на них;
  3. организационный — изучение организации управления фирмы;
  4. экономический — оценка финансового положения и возможностей фирмы;
  5. правовой — изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера, и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.

    Установление контактов с зарубежными партнерами. Внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами — производителями товара и преобладанием «рынка-покупателя», т.е. заметным превышением предложений над спросом.

    Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников.

    Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.

    Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенности действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов, политику и др.

    В современных условиях можно выделить три основных способа проникновения на зарубежные рынки:

  6. создание собственной сбытовой сети. При выборе этого способа проникновения на зарубежные рынки необходимо хорошо знать рынок, возможно, иметь там постоянных представителей, которые являются сотрудниками данной фирмы-экспортера, хорошо знают ее продукцию, защищают интересы своего предприятия и т.д. Такой способ работы на зарубежных рынках оправдывает себя, если объемы реализации продукции достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, которые необходимы на создание собственной сети сбыта. Преимущество такого способа работы в том, что предприятие-экспортер имеет достаточно детальную информацию о рынке и может оперативно контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке;
  7. использование независимых торговых, сбытовых посредников. Целесообразность этого способа несомненна при внедрении на новые рынки, когда собственная система сбыта еще не создана, а, может быть, создание ее и неэффективно. Особое значение имеет использование независимых посредников в случае, когда предприятие заинтересовано в обеспечении потребителя сопутствующими услугами, которые оно не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда, как сбытовые фирмы занимаются оказанием таких услуг. Работа через торговых посредников требует от предприятия тщательной проработки вопросов передачи полномочий по экспорту товара, а также способов вознаграждения и ответственности за реализацию товара и других вопросов. Все это оговаривается в контрактах на оказание торгово-посреднических услуг;
  8. третий способ проникновения на зарубежный рынок в отличие от рассмотренных, предполагающих, что товар (продукция) создается на предприятиях фирмы-экспортера и в готовом (или почти готовом) виде поставляется на рынок, означает производство продукции, создание товара (полностью или частично) в стране, на рынок которой стремится предприятие. Такой способ целесообразен, очевидно, если данный рынок для фирмы чрезвычайно перспективен и, кроме того, производство товара на месте может дать ощутимые экономические выгоды, в том числе экономию на транспортных издержках, таможенных пошлинах, обхода нетарифных ограничений, а также экономию производственных затрат (стоимости сырья, энергии, заработной платы, отчислений на социальное страхование и др.). Производя товар в стране потребления, предприятие в значительной степени повышает эффект от внешнеэкономической деятельности. Такой способ работы на внешних рынках позволяет в наибольшей мере получить выгоды от международного разделения труда. Однако необходимо хорошо знать законы страны, непременное условие — социально-экономическая стабильность.

    При организации производства за рубежом необходимо учитывать множество факторов, основные из которых можно сгруппировать следующим образом:

    Г л о б а л ь н ы е факторы:

  • международные политические конфликты;
  • политические конфликты внутри страны;
  • социальные конфликты;
  • перестройка международных политических союзов.

Л о к а л ь н ы е факторы:

  • изменение условий рынка;
  • нестабильность экономики;
  • инфляция;
  • трение с политическим группировками;
  • трение с местными деловыми кругами.

И н в е с т и ц и о н н ы е факторы:

  • возможность национализации (с компенсацией или без);
  • возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности (вымога-тельство, рэкет, налет банд и др.);
  • потеря прав на возвращение доходов и имущества в страну материнской фирмы;
  • ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др.

Факторы у п р а в л е н ч е с к о г о характера:

  • сложности управления местным персоналом;
  • конфликты с профсоюзами и др.

2. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ

<

 

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги.

Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть) — это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом и т.д.

Денежные средства, как собственные, так и заемные, в соответствии с законодательством подлежат обязательному хранению в банках, за исключением выручки, расходование которой разрешено в установленном порядке банком, обслуживающим хозяйствующего субъекта.

В практике международной торговли большое значение имеет форма расчета за поставленную продукцию, выполненные работы или услуги. С учетом взаимных интересов участников внешнеэкономических сделок расчеты осуществляются в самых различных формах — в виде авансовых платежей, в порядке инкассо или акцепта векселя, чеками, с аккредитива и т.д.

«При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота»1.

Форма расчетов представляет собой сложившиеся в международной коммерческой и банковской практике способы оформления, передачи и оплаты товаросопроводительных и платежных документов. Указанные формы международных расчетов применяются при платежах, как наличными, так и в кредит. При этом банковские переводы используются в расчетах за наличные, документарные аккредитивы — в расчетах за наличные и при предоставлении краткосрочного коммерческого кредита, инкассовая форма расчетов — при платежах наличными, а также при расчетах с использованием коммерческого кредита.

Выбор конкретной формы расчетов, в которой будут осуществляться платежи по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон — партнеров по внешнеторговой сделке.

Порядок проведения расчетов за экспортируемые и импортируемые товары (услуги) регламентируется законодательством страны, а также подчиняется международным правилам документального оформления и оплаты платежных документов.

Применяемые формы международных расчетов отличаются по доле участия коммерческих банков в их проведении. Минимальная доля участия банков предполагается при осуществлении банковского перевода, т.е. выполнения платежного поручения клиента. Более значительна доля участия банков при проведении инкассовой операции — контроль за передачей, пересылкой товаросопроводительных документов и выдачей их плательщику в соответствии с условиями доверителя. Максимальная доля участия банков — при расчетах аккредитивами, что выражается в предоставлении получателю (бенефициару) платежного обязательства, реализуемого при соблюдении условий, содержащихся в аккредитиве.

Банковский перевод. «Банковский перевод представляет собой простое поручение банка своему банку-корреспонденту выплатить определенную сумму денег по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной суммы»1.

Банковский перевод осуществляется безналичным путем одним банком другому. Иногда переводы выполняются посредством банковских чеков или других платежных документов. Коммерческие или товаросопроводительные документы направляются при данной форме расчетов от экспортера импортеру непосредственно, т.е. минуя банк.

При расчетах банковскими переводами коммерческие банки исполняют платежные поручения иностранных банков или оплачивают в соответствии с условиями корреспондентских соглашений выставленные на них банковские чеки по денежным обязательствам иностранных импортеров, а также выставляют платежные поручения и банковские чеки на иностранные банки по денежным обязательствам российских импортеров.

При выполнении переводной операции банк переводополучателя руководствуется конкретными указаниями, содержащимися в платежном поручении.

При выполнении переводной операции банки принимают участие в расчетах путем перевода только после предоставления плательщиком в банк платежного поручения на оплату контракта. При этом банки не несут ответственности за платеж. Банки не контролируют факт поставки товаров или передачи документов импортеру, а также исполнение платежа по контракту. При данной форме расчетов в обязанности банка входит лишь перевод платежа со счета перевододателя на счет переводополучателя в момент предоставления платежного поручения.

После заключения контракта (1) между импортером и экспортером импортер направляет в банк заявление на перевод (2). Поставка товара (3) может предшествовать платежу или последовать за ним, что определяется условиями контракта и валютным законодательством стран.

Банк импортера, приняв платежное поручение от импортера, направляет от своего имени платежное поручение (4) в соответствующий банк экспортера. Получив платежное поручение, банк проверяет его подлинность и совершает операцию по зачислению денег (5) на счет экспортера.

012515 1850 2 ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рис. 1. Схема расчетов банковскими переводами

 

В международной банковской практике банковские переводы могут использоваться для оплаты аванса по контракту, если в его условиях содержится положение о переводе части стоимости контракта (15– 30%) авансом, т.е. до начала отгрузки товара. Остальная часть оплачивается за фактически поставленный товар. Авансовый платеж фактически означает скрытое кредитование экспортера и невыгоден импортеру. Кроме того, перевод аванса создает для импортера риск потери денег в случае неисполнения экспортером условий контракта и непоставки товара.

С целью защиты импортера от риска невозврата аванса в случае непоставки экспортером товара в международной банковской практике существует несколько способов защиты:

  • получение банковской гарантии на возврат аванса; в этом случае до перевода авансового платежа оформляется гарантия первоклассного банка;
  • использование документарного или условного перевода; в этом случае банк экспортера производит фактическую выплату аванса на его счет при условии предоставления им транспортных документов в течение определенного срока.

Инкассо. Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо. Инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в установленный срок. Инкассо используется в расчетах как при условиях платежа наличными, так и с использованием коммерческого кредита.

Зачастую проблемы в выборе форм расчетов между российскими предпринимателями и их зарубежными партнерами возникают из-за элементарного незнания нормативной базы.

При инкассовых операциях банки и их клиенты руководствуются Унифицированными правилами по инкассо (Публикация Международной торговой палаты №522, вступили в силу в новой редакции 1 января 1996 года)1. Унифицированные правила по инкассо — основной международный нормативный документ, регулирующий эту форму расчетов.

Унифицированные правила определяют виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу и совершения платежа, акцепта, порядок извещения о совершении платежа, акцепта или о неплатеже (неакцепте), определяют обязанности и ответственность сторон, дают единообразное толкование различных терминов и решают другие вопросы.

Согласно Унифицированным правилам, инкассо — это операция, осуществляемая банками на основе полученных инструкций с документами в целях:

  • получения акцепта и/или платежа;
  • выдачи коммерческих документов против акцепта и/или платежа;
  • выдачи документов на других условиях.

В зависимости от видов документов, с которыми производится инкассовая операция, различают два вида инкассо:

  • чистое инкассо, т.е. инкассо финансовых документов, к которым относятся чеки, векселя, платежные расписки и другие документы, используемые для получения платежа деньгами;
  • документарное инкассо, т.е. инкассо коммерческих документов, которые могут сопровождаться или не сопровождаться финансовыми документами.

Участниками инкассовой операции являются:

  • доверитель — клиент, который доверяет операцию по инкассированию своему банку;
  • банк-ремитент — банк, которому доверитель поручает операцию по инкассированию;
  • инкассирующий банк — любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в операции по выполнению инкассового поручения;
  • представляющий банк — банк, непосредственно получающий платеж или акцепт, делающий представление документов плательщику;
  • плательщик — лицо, которому должны быть представлены документы в соответствии с инкассовым поручением.

012515 1850 3 ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рис. 2. Схема расчетов по инкассо

 

Расчеты в форме инкассо строятся следующим образом. После заключения контракта (1), в котором стороны оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер отгружает товар (2) в соответствии с условиями заключенного контракта. Получив от транспортной организации транспортные документы (3), экспортер подготавливает комплект документов, который включает коммерческие, а также, возможно, и финансовый документы, и представляет его своему банку (банку-ремитенту) при инкассовом поручении (4).

Получив от доверителя документы, банк-ремитент осуществляет их проверку по внешним признакам, которые указаны в инкассовом поручении, и далее действует в соответствии с инструкциями доверителя, содержащимися в этом поручении, и Унифицированными правилами.

Банк-ремитент отсылает документы инкассирующему банку (5), которым является, как правило, банк страны-импортера.

Аккредитив. Расчеты по аккредитиву являются одной из наиболее часто используемых во внешнеэкономических контрактах форм оплаты товара (работ, услуг). При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель (п. 1 ст. 867 ГК). Для расчетов по аккредитиву характерно, что снятие денег со счета плательщика предшествует отправке товаров в его адрес. Это отличает аккредитивную форму от других форм расчетов, в частности от расчетов по инкассо. Платежи производятся банком плательщика (получателя товара) в соответствии с его поручением и за счет его средств или полученного им кредита против названных в аккредитивном поручении документов и при соблюдении других условий поручения, которые банк доводит до сведения стороны, уполномоченной на получение платежа. При этом деньги, числящиеся на аккредитиве, продолжают принадлежать получателю товаров и снимаются с аккредитива лишь после того, как продавец отправит указанные товары и представит в банк соответствующие документы.

Использование аккредитивной формы наиболее благоприятно для продавца товаров (получателя платежа). Расчеты по аккредитиву производятся по месту его нахождения, что приближает осуществление платежа по времени к моменту отгрузки товаров, способствуя ускорению оборачиваемости средств продавца. В свою очередь, несвоевременное открытие аккредитива плательщиком позволяет ему задержать поставку или даже отказаться от исполнения заключенного договора, ссылаясь на неплатежеспособность контрагента. Открытие же аккредитива придает ему уверенность в том, что поставленный товар будет оплачен. Расчеты аккредитивами осуществляются в соответствии со схемой, приведенной на рис. 3.

012515 1850 4 ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рис. 3. Схема расчетов аккредитивами

 

Экспортер и импортер заключают между собой контракт (1), в котором указывают, что расчеты за поставленный товар будут производиться в форме документарного аккредитива. В контракте должен быть определен порядок платежа, т.е. четко и полно сформулированы условия будущего аккредитива. В контракте также указывается банк, в котором будет открыт аккредитив, вид аккредитива, наименование авизующего и исполняющего банка, условия исполнения платежа, перечень документов, против которых будет осуществлен платеж, сроки действия аккредитива, порядок уплаты банковской комиссии и др. Условия платежа, содержащиеся в контракте, должны содержаться в поручении импортера банку об открытии аккредитива.

После заключения контракта экспортер подготавливает товар к отгрузке, о чем извещает импортера (2). Получив извещение экспортера, покупатель направляет своему банку заявление на открытие аккредитива, в котором указываются условия платежа, содержащиеся в контракте (3). После оформления открытия аккредитива банк-эмитент направляет аккредитив иностранному банку, как правило, банку, обслуживающему экспортера (4) — авизующему банку. Авизующий банк, проверив подлинность поступившего аккредитива, извещает экспортера об открытии и условиях аккредитива (5).

Экспортер проверяет соответствие условий аккредитива платежным условиям заключенного контракта. В случае несоответствия экспортер извещает авизующий банк о непринятии условий аккредитива и требовании их изменения. Если экспортер принимает условия открытого в его пользу аккредитива, он отгружает товар в установленные контрактом сроки (6). Получив от транспортной организации транспортные документы (7), экспортер представляет их вместе с другими документами, предусмотренными условиями аккредитива, в свой банк (8).

Банк проверяет, соответствуют ли представленные документы условиям аккредитива, полноту документов, правильность их составления и оформления, непротиворечивость содержащихся в них реквизитов. Проверив документы, банк экспортера отсылает их банку-экспортеру (9) для оплаты или акцепта. В сопроводительном письме указывается порядок зачисления выручки экспортеру.

Получив документы, банк-эмитент тщательно проверяет их, а затем переводит сумму платежа банку, обслуживающему экспортера (10). На сумму платежа дебетуется счет импортера (11). Банк экспортера зачисляет выручку на счет экспортера.

Импортер, получив от банка-эмитента коммерческие документы (13), вступает во владение товаром.

В международной практике используются самые разнообразные виды аккредитивов —переводные (трансферабельные), резервные, возобновляемые (револьверные), «досрочно открываемые», аккредитивы с «красной оговоркой», компенсационные аккредитивы и аккредитивы преимущественного действия и т.д.

Все более широкое применение в международной практике находит трансферабельный (переводной) аккредитив. Он позволяет осуществлять с него платежи не только в пользу бенефициара, но и третьих лиц —вторых бенефициаров. Перевод аккредитива в пользу третьих лиц производится по просьбе бенефициара полностью или частично. Трансферабельный аккредитив, как правило, используется в том случае, если бенефициар не является поставщиком товара или поставка осуществляется через посредника.

Второй бенефициар, отгрузив товары в адрес импортера, представляет в банк коммерческие документы, соответствующие условиям аккредитива, для получения платежа. Бенефициару, в пользу которого был открыт трансферабельный аккредитив, предоставлено право заменить счета (и тратты), предоставленные вторым бенефициаром, своими счетами (и траттами) и получить возможную разницу между суммами этих счетов. Схема расчетов трансферабельными аккредитивами представлена на рис. 4.

012515 1850 5 ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рис. 4. Схема расчетов трансферабельным аккредитивом

1 —заявление покупателя об открытии аккредитива;

2 —извещение банка продавца об открытии аккредитива;

3 — авизование продавца об открытии аккредитива;

4 —распоряжение бенефициара о переводе аккредитива в пользу поставщика;

5 —авизование второго бенефициара об открытии второго аккредитива;

6 —отгрузка товара в адрес покупателя;

7 —представление в банк документов, предусмотренных условиями аккредитива;
8 —платеж с аккредитива в пользу поставщика;

9 —отправка документов от имени бенефициара банку-эмитенту.

 

Если условиями аккредитива не предусмотрена возможность его перевода, а бенефициар по аккредитиву не является поставщиком товара, в расчетах может быть использован компенсационный аккредитив. Он открывается бенефициаром по основному, базисному аккредитиву как встречный аккредитив в пользу производителя товара или субпоставщика. Базисный и компенсационный аккредитивы самостоятельны и в правовом отношении не связаны между собой. Как происходят расчеты компенсационным аккредитивом, представлено на схеме, приведенной на рис. 5.

012515 1850 6 ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рис. 5. Схема расчетов компенсационным аккредитивом

 

После открытия основного аккредитива (1) банк-эмитент извещает об этом банк продавца (2). Этот банк, выступая как авизующий и, как правило, подтверждающий банк, извещает продавца об открытии аккредитива (3). Продавец обращается в банк с заявлением об открытии на основе базисного аккредитива встречного аккредитива в пользу производителя товара или субпоставщика (4). Второй банк-эмитент открывает аккредитив и извещает об этом банк, обслуживающий производителя товаров (5), а банк извещает поставщика (6). Поставщик отгружает товар покупателю (7) и представляет в банк документы, предусмотренные условиями аккредитива.

При открытии компенсационного аккредитива необходимо соответствие условий компенсационного аккредитива условиям, предусмотренным базисным аккредитивом. Это касается, прежде всего, условий поставки товара и требований, предъявляемых к представляемым документам. Если условия базисного и компенсационного аккредитивов совпадают и для получения платежа по аккредитиву необходимо представить одни и те же документы, то после замены тратт документы, представленные поставщиком по компенсационному аккредитиву, могут быть использованы для платежа по базисному аккредитиву. При несовпадении условий базисного и компенсационного аккредитивов продавцу необходимо дополнить комплект документов, полученных от поставщика при реализации компенсационного аккредитива.

Для обеспечения платежа по компенсационному аккредитиву срок его действия должен выходить за пределы срока действия базисного аккредитива.

При поставках товаров равными партиями в расчетах может использоваться револьверный (возобновляемый) аккредитив. Револьверный аккредитив предусматривает пополнение аккредитива на определенную сумму (квоту) или до первоначальной величины по мере использования. При открытии револьверного аккредитива, как правило, указывается общая сумма аккредитива, размер одной квоты и количество квот, а также срок использования квоты.

Для обеспечения платежа по аккредитиву может открываться аккредитив с валютным покрытием. При открытии покрытых аккредитивов банк-эмитент предоставляет в распоряжение иностранного банка, исполняющего аккредитив, валютные средства в сумме открываемого аккредитива на срок его действия с условием использования этих средств для выплат по аккредитиву. Валютные средства могут передаваться путем кредитования счета исполняющего банка в банке-эмитенте или в третьем банке; путем предоставления исполняющему банку права дебетовать счет банка-эмитента, открытый в этом банка, на сумму аккредитива; путем открытия банком-эмитентом депозита в исполняющем банке.

Предоставление валютного покрытия при открытии аккредитива ведет к замораживанию средств банка-эмитента на срок его действия. Поэтому в международной практике в основном используются непокрытые аккредитивы, не требующие отвлечения средств банка-эмитента в момент открытия аккредитива.

В международной практике иногда применяется аккредитив «с красной оговоркой», предусматривающий выдачу исполняющим банком экспортеру авансов до определенной суммы. Аванс обычно используется бенефициаром для закупки товара, предназначенного на экспорт. Фактически часть суммы аккредитива идет на оплату неотгруженного товара. Банки выдают авансы против представления экспортером «обязательства совершить отгрузку» или иного аналогичного документа.

Открывая аккредитив «с красной оговоркой», банк-эмитент обязуется возместить исполняющему банку суммы выплаченных авансов даже в том случае, если отгрузка товара по этому аккредитиву не была совершена.

В качестве способа исполнения обязательств по контракту в международной практике используется резервный (гарантийный) аккредитив. Он открывается как в пользу экспортера, так и в пользу импортера по контракту. Резервный аккредитив может использоваться аналогично документарному, а также для дополнительного обеспечения платежей в пользу экспортера при расчетах в форме инкассо или банковского перевода. В то же время резервный аккредитив может быть обеспечением возврата ранее выплаченного импортером аванса или выплаты штрафов и неустоек в пользу импортера при ненадлежащем исполнении экспортером условий контракта.

Платежи по резервному аккредитиву совершаются банками на основе заявлений бенефициара о том, что приказодатель по резервному аккредитиву не выполнил своих обязательств. При этом банки не проверяют достоверность такого заявления, т.е. совершают платеж безусловно. Таким образом, резервный аккредитив можно рассматривать как гарантию обеспечения платежа в том случае, если приказодатель по резервному аккредитиву не выполнил своих обязательств по контракту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

 

Определить эффективность экспорта:


п/п 

Показатель

1 вариант

2 варианта

1

Объем продаж, единиц

1850

1850

2

Производственная себестоимость единицы изделия, руб.

432

325

3

Цена единицы изделия:

   

3.1

На внутреннем рынке, руб.

605

605

3.2

На внешнем рынке, долл

32

32

4

Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке, руб./ед.

87

87

5

Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке, долл./ед.

6,5

6,5

6

Курс валюты, руб. /долл

28

29

7

Полная себестоимость, тыс. руб.

   

7.1

При реализации на внутреннем рынке

960150

762200

7.2

При реализации на внешнем рынке

1135900

949975

8

Денежная выручка, тыс. руб.

   

8.1

при реализации на внутреннем рынке

1119250

1119250

8.2

При реализации на внешнем рынке

1657600

1716800

9

Прибыль, тыс. руб.

   

9.1

При продаже на внутреннем рынке

159100

357050

9.2

При продаже на внешнем рынке

521700

766825

10

Рентабельность, %

   

10.1

При продаже на внутреннем рынке

14,2

31,2

10.2

При продаже на внешнем рынке

31,5

44,7

 

Таким образом, в обоих вариантах более предпочтителен экспорт продукции, так как рассчитанные показатели рентабельности продаж на внешнем рынке значительно превосходят показатели рентабельности продаж на внутреннем рынке. В то же время во втором случае – при снижении производственной себестоимости единицы изделия на 44,7% и росте курса валюты на 1 рубль (или на 3,5%) позволит увеличить рентабельность продаж на внутреннем рынке на 17% и на внешнем рынке 13,2 % при сохранении величины коммерческих затрат на реализацию на внутреннем и внешнем рынках и цены единицы изделия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М.: Маркетинг , 2003.
  2. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. СПб., 2004.
  3. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.–М.: Международные отношения, 2003.
  4. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. -М.: Международные отношения, 2000.
  5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс в 2-х книгах. — М.: Республика ,1999.
  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Попов С. Внешнеэкономическая деятельность предприятий фирмы. СПб., 2003.
  8. Сберегаев Н.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. М., 2003.
  9. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. М., 2004.
  10. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист, 2003.
  11. Экономическая теория/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.57MB | MySQL:118 | 1,570sec