ЗАКОН СТОИМОСТИ И ЦЕНА. КОНЦЕПЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

<

020215 1417 1 ЗАКОН СТОИМОСТИ И ЦЕНА. КОНЦЕПЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей; она выражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи.

Сущность закона стоимости заключается в том, что обмен товаров совершается в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство. Иначе говоря, закон стоимости означает, что товары обмениваются друг на друга по стоимости, содержащей одинаковое количество общественно необходимого труда. Купля-продажа товаров по такому эквиваленту выступает как закон.

Деньги выражают стоимость всех других товаров. Однако это не значит, что они делают товары соизмеримыми. Основой соизмеримости товаров является овеществленным в них общественный труд. В этой функции деньги выступают как мысленно представляемые, идеальные деньги. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь наличные деньги. Товар мысленно приравнивается к деньгам еще до обмена. Это возможно потому, что в реальной действительности существует определенное соотношение между стоимостью золота и стоимостью данного товара как продуктов человеческого труда.

Стоимость товара в денежном выражении, есть его цена. Уровень цен определяется стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

При определении цены товара учитываются стоимость товара, спрос и предложение, стимулы к труду, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д.

В настоящее время функцию меры стоимости выполняют бумажные деньги. На практике цены не просто отклоняются от стоимости, а формируются вокруг «конструирующего стержня», отличающегося от стоимости.

На ценообразование влияет невозможность повторное производства продукта. Это касается произведений художников и скульпторов. Известно, что цены на картины растут с ростом известности их авторов.

Продукты труда, которые отражают талант создавших их мастеров, существуют в одном экземпляре. Крайняя форма редкости (неэластичности производства) определяет и крайнюю форму отклонения цены от стоимостной базы. Цены на эти товары (равно как и на другие в силу тех или иных причин невоспроизводимые продукты — старые марки, монеты) растут прямо пропорционально росту общественного богатства и денежных сбережений населения.

Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда. (ОНЗТ).

Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ.

Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.

Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением ОНЗТ.

Закон стоимости выражают две его сущности, две категории: индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Постоянное разрешение противоречия между этими двумя сущностями закона стоимости определяет источник развития как самого закона, так и всего товарного производства. Каждый товаропроизводитель стремится снизить индивидуальные затраты труда до уровня общественно необходимых. Те товаропроизводители, которые укладываются в общественно необходимые затраты, стремятся снизить их, чтобы получить большую разницу между рыночными ценами и своими индивидуальными затратами труда.

Закон стоимости выполняет следующие функции.

Первая функция — осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.

Третья функция — стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ — ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А как известно, прибыль — объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения научно-технического прогресса.

Четвертая функция — распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.

Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении — получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.

Таким образом, сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда. Закон стоимости несёт в себе следующие функции:

  1. Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.
  2. Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.
  3. Стимулирует снижение затрат.
  4. Регулирует распределение труда по сферам производства.
  5. Проявляется как закон цен — в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении
  6. Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.

    Разработка теории цены восходит к ранней стадии развития капитализма, когда торжествовала затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Пети, Адам Смит и Давид Риккардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. К. Маркс своим учением об абстрактном труде развил в дальнейшем стоимостную теорию.

    Теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены (поскольку любой товар есть результат труда, т. е. отражает общественно-необходимые затраты труда, это делает товары качественно однородными, а, следовательно, и сопоставимыми).

    Отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, которые определяют необходимые пропорции купли-продажи товаров.

    Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым, различая стоимость и цену.

    Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя является более значимой, чем затраты производителя. Сторонники теории неоклассического направления считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

    В теории неоклассиков цена – это рыночный феномен, связанный с денежной оценкой полезности блага. Не поиск трудовой стоимости как основы цены, а механизм колебания рыночных цен – вот на чем сосредоточено внимание теоретиков неоклассического направления (Маршалла, Бем-Баверка, Менгера) – ими разработана теория предельной стоимости.

    Бем-Баверк ценность вещи связывает с редкостью блага, т. е. с величиной его запаса, он считает, что ценность предполагает ограниченность количества вещей, а отсутствие ценности предполагает их избыток. Согласно теории неоклассического направления, не потому дорог бензин автомобильный, что высоки затраты на добычу нефти, а наоборот, из-за высокой ценности бензина для автомобилистов, будут высоки и затраты.

    В теории Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса и предложения. Таким образом, начиная с работ Маршалла, теория стоимости оказалась подчиненной теории цены, и она определяет взаимовлияние цены и спроса-предложения.

    Согласно теории предельной полезности величина ценности каждого товара или услуги определяется величиной их пользы для конкретного потребителя.

    Что такое полезность товара?

    <

    При этом имеется в виду не величина полезности как таковая, а предельная полезность товара или услуги.

    Предельная полезность товара – это полезность единицы товара из имеющегося запаса товаров.

    Общая полезность – это сумма предельной полезности. С увеличением общего количества товаров, которыми располагает потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая увеличивается.

    При формировании цены важную роль играет полезность товара, т. е. то свойство товара, в какой степени этот товар будет удовлетворять потребности покупателя. На рынке существует ряд вариантов удовлетворения потребности покупателя в каком-то товаре. Но существует ряд вариантов удовлетворения потребности покупателя в каком-то конкретном товаре. Сравнивая эти варианты, покупатель выбирает наиболее предпочтительный для себя, при этом главным ограничителем выбора являются его денежные доходы. Покупатель стремится получить максимальную полезность при ограниченном денежном доходе, израсходовать деньги на покупку товара с наибольшей эффективностью.

     

     

     

     

     

     

     

    2. ФУНКЦИИ ЦЕН

     

    Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены:

    1. Учетная функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители — в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.

    2. Стимулирующая функция Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

    3. Распределения функция. Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

    4. Функционирования балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и следовательно между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.

    5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

    В России преобладает тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и в нее неохотно вкладываются деньги. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство связано с более долгим сроком окупаемости вложенных средств. Длительный цикл производства и инфляции обесценивают средства, вложенные в сферу производства.

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

     

    Важнейшими принципами ценообразования являются:

    1. Научная обоснованность цен — необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов.

    Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микро-экономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.

    2. Принцип целевой направленности цен — предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.

    3. Принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен.

    4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.

     

     

     

     

     

     

    4. МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН

     

    В условиях рынка широкое применение находят два основных метода установления цен:

    1) метод полных издержек, базирующийся на применении калькуляции с полным распределением затрат и установлением цены по системе «кост-плюс», т.е. издержки плюс фиксированная прибыль;

    2) метод прямых затрат, базирующийся на применении калькуляции по переменным издержкам и установлении цены по принципу – издержки плюс маржинальная прибыль.

    Для выяснения сущности метода полных издержек рассмотрим пример.

    Расчетная себестоимость единицы продукции (АС) равна 60 руб. Предполагается произвести в течение года 280 тыс. единиц. Устанавливается наценка (r) в размере 15 %. Формула расчета цены будет иметь следующий вид:

    P = ACх (1 + r) (6.1)

    Исчисляя по формуле (6.1), цена составит 69 руб. Абсолютная величина наценки 9 руб.

    Уровень наценки может быть привязан к цели предприятия, допустим, окупить в установленный срок капитальные вложения. Зачастую ориентиром выступает среднеотраслевая норма прибыли, сложившаяся в последний период, и другие мотивы.

    Метод прямых затрат основан на учете в цене только прямых (переменных) затрат. Рассмотрим пример расчета цены указанным методом.

    Допустим, производится 5000 ед. продукции, которая реализуется на внутреннем рынке. Постоянные издержки составляют 6000 руб. Расчет затрат, выручки и прибыли на единицу продукции показан ниже:

    — прямые (переменные) затраты – 3,8 руб.,

    — косвенные (постоянные) – 1,2 руб.,

    — общие затраты – 5,0 руб.,

    — продажная цена – 6,0 руб.,

    — прибыль – 1,0 руб.

    Рентабельность, как отношение прибыли к общим затратам, составляет 20 % (1/5 х100 %).

    Учитывая, что производственные мощности используются не полностью, фирма решила какое-то дополнительное количество продукции продать на внешнем рынке.

    При установлении экспортной цены в качестве основы берутся только прямые затраты (3,8 руб. на единицу), потому что косвенные затраты в размере 6 тыс. руб. возмещаются при реализации 5000 изделий на внутреннем рынке. Продажа изделий за рубежом будет осуществляться с прибылью, если его экспортная цена будет выше прямых затрат.

    Например, если мы хотим при этом получать прибыль в размере 20 % от прямых затрат, цена должна быть равна 4,56 руб.(3,8 х 1,2).

    Однако, необходимо отметить, что метод прямых затрат может быть применен, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей.

    В зависимости от применяемой рыночной стратегии предприятием выбирается определенная форма осуществления ценовой политики. В настоящее время применяются следующие стратегии ценообразования:

    1.Стратегия высоких цен, когда предприятие устанавливает высокие цены в расчете на конкретный сегмент рынка.

    2.Стратегия средних цен, означающая стабильное получение доходов.

    3.Стратегия низких цен с целью проникновения на рынок.

    4. Стратегия льготных цен (для привлечения покупателей, увеличения объема продаж).

    Наличие отдельных стадий в «жизненном цикле» товара требует постоянного изменения ценовой стратегии. Жизненный цикл товара характеризуется колебаниями объема продажи и прибыли от его реализации. Соответственно и цена будет меняться в зависимости от того, в какой стадии находится товар (стадии внедрения, роста, зрелости и спада).

    Фирма может допускать отклонение от политики ценообразования: запланированные скидки с цен для стимулирования сбыта продукции, не запланированное резкое снижение цен – «ценовая война». Установление цены на продукцию связано с определенной степенью риска, т.е. вероятности возникновения потерь и убытков, в результате выполнения плана, программы. Поэтому возникает необходимость осуществлять страхование цен, которое производится путем включения в договоры поставки определенных оговорок:

    1) оговорка о возможности повышения или снижения издержек, например, в случае изменения стоимости материалов, зарплаты;

    2) оговорка о колебаниях рыночной цены:

    а) оговорка о повышении цены (т. е. рост рыночной цены товара, означающий увеличение цены в договоре);

    б) оговорка о снижении цены (т. е. снижение рыночной цены должно привести к снижению цены в договоре поставки;

    в) оговорка о любом изменении цены.

    При использовании этих оговорок, может поставляться дополнительное количество товаров при снижении цены и меньшее количество товара в случае роста цены. Так осуществляется страхование цен от изменяющейся конъюнктуры рынка.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА

     

    Определить структуру розничной цены (удельный вес себестоимости, прибыли, акциза, НДС, снабженческо-сбытовой и торговой надбавки), исходя из следующих данных:

  7. Оптовая цена – 220 р.
  8. Оптово-отпускная цена – 310 р.
  9. Розничная цена – 368 р.
  10. НДС – 20%.
  11. Рентабельность – 15%.
  12. Снабженческо-сбытовая надбавка – 8%

     

    Решение

     

    Определим торговую надбавку:

    Нторг = Црозн. – Цотпск. = 368 – 310 = 58 руб.

    Так как рентабельность составляет Р = 15%, определим величину прибыли П, включенную в оптовую цену продукции

    П = Цоптовая *Р%/(100+Р)%= 220 * 15 /(100+15) = 29 руб.

    Цоптовая – оптовая цена изделия.

    Себестоимость продукции равна

    С = Цоптовая – П = 220 – 29 = 191 руб.

    Определим величину снабженческо-сбытовой надбавки Нснабж., которая начисляется на оптовую цену продукции

    Нснабж. = Цоптовая * Нснабж.%/100% = 210 * 8%/100% = 16,8 руб.

    где Нснабж.% – величина снабженческого сбытовой надбавки в процентах.

    Оптово-отпускная цена (Цоптово-отпускная) включает начисленную величину НДС

    НДС = Цоптово-отпускная * НДС% /(100+НДС)% =

    = 310 * 20% /(100+20)% = 51,7

    Рассчитаем величину начисленного акциза А по формуле:

    А = Цоптово-отпускная – НДС – Нснабж. – Цоптовая =

    = 310 – 51,7 – 16,8 – 220 = 21,5 руб.

    Определим удельный вес каждого элемента в розничной цене продукции

    Показатель 

    Величина 

    Удельный вес, % 

    Себестоимость  

    191 

    51,9 

    Прибыль предприятия 

    29 

    7,9 

    Акциз 

    21,5 

    5,8 

    Снабженческо-сбытовая надбавка 

    16,8 

    4,6 

    НДС 

    51,7 

    14,1 

    Торговая надбавка 

    58 

    15,7 

    Розничная цена 

    368 

    100 

     

    Таким образом, наибольший удельный вес занимает себестоимость продукции (51,9%), а наименьший удельный вес занимает снабженческо-сбытовая надбавка (4,6%).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  13. Макарова М. С. Цены и ценообразование. Политика цен в общей стратегии компании. Омск, 2001.
  14. Ценообразование и налогообложение: Учебник /Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ООО «ТК
  15. Велби», 2002.
  16. Цены и ценообразование: Учебник /Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: Проспект, 2003.
  17. Шуляк П. Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00033 sec

WordPress: 22.98MB | MySQL:119 | 1,572sec