Значение внешнеэкономической деятельности предприятия

<

012515 1819 1 Значение внешнеэкономической деятельности предприятия Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что развитие рыночных отношений в России требует от руководителей фирм умения управлять не только производством товаров, но и сбытом своей продукции на внутреннем и внешних рынках. Это обстоятельство определяет ряд особенностей в работе менеджеров в современных условиях. Особое внимание для производителей товаров представляет внешние рынки, поэтому внешнеэкономическая деятельность занимает значительное место в работе менеджера. Внешнеэкономическая деятельность предприятий — это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок. Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затратить на производство товаров взамен импортируемых (на средства, вырученные от экспорта). Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры импорта и экспорта, поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортный товар валюту, обеспечить себе возможность импорта товаров. Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

Цель – провести анализ механизма организации экспортно-импортной деятельности предприятия в современных условиях.

Задачи оты:

– определить значение внешнеэкономической деятельности предприятия;

– охарактеризовать формы внешнеэкономических связей, используемых предприятием;

– исследовать виды сделок во внешнеэкономической деятельности предприятия;

– раскрыть понятие лизинга как форму кредитования на мировом рынке;

– рассмотреть особенности валютного и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность предприятий — это сфера хозяйствен-ной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабаты-вающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:

  • экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;
  • объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;
  • коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;
  • организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов РФ; двусторонних государственных соглашений);
  • обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;
  • лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.
  • предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подразделить на следующие группы:
  • предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д.

    В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции предпри-ятие-производитель может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица.

    На предприятиях — товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения. Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана;

  • организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры;
  • организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто-, авиа-, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

    Проведение экспортно-импортных операций осуществляется в несколько этапов:

    – маркетинговые исследования рынка;

    – изучение системы государственного регулирования ВЭД;

    – технико-экономическое обоснование;

    – заключение внешнеторгового контракта;

    – исполнение контрактных обязательств.

    1. Маркетинговые исследования рынка. Анализ конъюнктуры рынка представляет собой комплекс мер, направленных на полное исследование процессов и факторов, воздействующих на спрос и предложение, и определяющих экономическое положение между производителем и потребителем продукции. Определяющими факторами являются: цена товара, качество, условия поставки. Этими вопросами занимаются маркетологи, наиболее квалифицированные специалисты фирмы.

    Особое внимание уделяется следующим вопросам:

  • изучение и возможности рынков сбыта;
  • обеспечение рекламы товара;
  • прогнозирование конъюнктуры товарных рынков и динамики цен;
  • сбор и обработка данных об аналогичной продукции.

    По результатам этих работ принимается решение о выборе товара, вида деятельности, характере внешнеторговой операции.

    Поиск иностранного партнера для предприятий, не обладающих достаточной информацией о возможных партнерах, может быть осуществлен получением информации в отраслевом министерстве, ведомстве, Торгово-промышленной палате РФ, Союзе предпринимателей, Союзе малых предприятий и др.

    Если нужна помощь в установлении контактов с иностранной фирмой, то можно обратиться в торговое представительство в стране предполагаемого партнера или в торговый отдел посольства этой страны в нашей республике или в России (адрес можно узнать в торговом отделе Министерства иностранных дел).

    Прежде чем устанавливать непосредственный контакт с инофирмой – направление оферты в ее адрес, следует изучить международный документ «Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров».

    2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД. Организация экспортно-импортных операций включает тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

    Нормативные акты условно можно подразделить на:

  • международные соглашения по торгово-коммерческой деятельности;
  • соглашения стран СНГ;
  • указы Президента;
  • законы, принятые Палатой представителей и одобренные Правительством;
  • постановления правительства;
  • ведомственные нормативные акты.

    3. Технико-экономическое обоснование. Технико-экономическое обоснование включает: расчет цены товара, расчет рентабельности сделки с учетом всех затрат, налогов, пошлин.

    4. Заключение внешнеторгового контракта. Структура и содержание кон-тракта в значительной мере определяются видом внешнеторговых операций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначением, видом товара и услуг (торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, торговля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспортное обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).

    В ряде случаев отдельные разделы контракта совмещаются. Это зависит от степени детализации договорных отношений партнеров.

    Подписанию внешнеторгового контракта предшествуют проведение переговоров с иностранным партнером.

    Этот этап, как правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы. Он включает следующее:

  • подготовка плана мероприятий по приему иностранных специалистов;
  • подготовка протокола;
  • подписание контракта.

    5. Исполнение контрактных обязательств. Валютное регулирование во внешнеэкономической деятельности предполагает знание нормативных актов по проведению валютных операций.

    При выполнении таможенных процедур следует принять решение — кто их будет осуществлять — собственными силами или таможенным агентом (декларантом, перевозчиком). Последнее значительно упрощает подготовку документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные услуги.

    Организация таможенной службы включает знание Таможенного кодекса, а также нормативных актов о правилах ввоза-вывоза товаров через границу, порядка перемещения вещей, о транзите товаров, порядка осуществления контроля за доставкой вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах, о взимании таможенных пошлин, сборов и т.д. Необходимо знать правила транспортно-экспедиционной деятельности.

    По завершению внешнеторговой сделки по данным бухгалтерского учета проводится расчет фактического коэффициента рентабельности. При этом учитываются все виды налогов, платежей по внешнеэкономической деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные с внешнеторговой сделкой.

    Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.

    Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенности действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов, политику и др.

    В современных условиях можно выделить три основных способа проникновения на зарубежные рынки:

  1. создание собственной сбытовой сети. При выборе этого способа проникновения на зарубежные рынки необходимо хорошо знать рынок, возможно, иметь там постоянных представителей, которые являются сотрудниками данной фирмы-экспортера, хорошо знают ее продукцию, защищают интересы своего предприятия и т.д. Такой способ работы на зарубежных рынках оправдывает себя, если объемы реализации продукции достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, которые необходимы на создание собственной сети сбыта. Преимущество такого способа работы в том, что предприятие-экспортер имеет достаточно детальную информацию о рынке и может оперативно контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке;
  2. использование независимых торговых, сбытовых посредников. Целесообразность этого способа несомненна при внедрении на новые рынки, когда собственная система сбыта еще не создана, а, может быть, создание ее и неэффективно. Особое значение имеет использование независимых посредников в случае, когда предприятие заинтересовано в обеспечении потребителя сопутствующими услугами, которые оно не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда, как сбытовые фирмы занимаются оказанием таких услуг. Работа через торговых посредников требует от предприятия тщательной проработки вопросов передачи полномочий по экспорту товара, а также способов вознаграждения и ответственности за реализацию товара и других вопросов. Все это оговаривается в контрактах на оказание торгово-посреднических услуг;
  3. третий способ проникновения на зарубежный рынок в отличие от рассмотренных, предполагающих, что товар (продукция) создается на предприятиях фирмы-экспортера и в готовом (или почти готовом) виде поставляется на рынок, означает производство продукции, создание товара (полностью или частично) в стране, на рынок которой стремится предприятие. Такой способ целесообразен, очевидно, если данный рынок для фирмы чрезвычайно перспективен и, кроме того, производство товара на месте может дать ощутимые экономические выгоды, в том числе экономию на транспортных издержках, таможенных пошлинах, обхода нетарифных ограничений, а также экономию производственных затрат (стоимости сырья, энергии, заработной платы, отчислений на социальное страхование и др.). Производя товар в стране потребления, предприятие в значительной степени повышает эффект от внешнеэкономической деятельности. Такой способ работы на внешних рынках позволяет в наибольшей мере получить выгоды от международного разделения труда. Однако необходимо хорошо знать законы страны, непременное условие — социально-экономическая стабильность.

    При организации производства за рубежом необходимо учитывать множество факторов, основные из которых можно сгруппировать следующим образом:

    Г л о б а л ь н ы е факторы:

  • международные политические конфликты;
  • политические конфликты внутри страны;
  • социальные конфликты;
  • перестройка международных политических союзов.

    Л о к а л ь н ы е факторы:

  • изменение условий рынка;
  • нестабильность экономики;
  • инфляция;
  • трение с политическим группировками;
  • трение с местными деловыми кругами.

    И н в е с т и ц и о н н ы е факторы:

  • возможность национализации (с компенсацией или без);
  • возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности (вымога-тельство, рэкет, налет банд и др.);
  • потеря прав на возвращение доходов и имущества в страну материнской фирмы;
  • ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др.

    Факторы у п р а в л е н ч е с к о г о характера: сложности управления местным персоналом; конфликты с профсоюзами и др.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Основные формы внешнеэкономических связей, используемых предприятием

     

    К формам внешнеэкономических связей относят торговлю, бартер, туризм, франчайзинг, лизинг и др.

    Экспорт — это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе.

    Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории за границу.

    Объем международной торговли, т.е. мировой-товарооборот, подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта, обычно в долларах США или в ценах ФОБ (англ.free on board). Цена ФОБ означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, только до момента доставки товара на борт судна. ФОБ является базисным условием поставки, согласно которому продавец оплачивает доставку товара на борт судна в порту отгрузки (обычно в стране экспортера) и экспортные таможенные пошлины.

    Размещение и штивку (т.е. рациональное размещение груза в трюме с целью заполнения пустот) на судне оплачивает, как правило, покупатель. Дальнейшие расходы, связанные с перевозкой товара, его страхованием и уплатой импортных таможенных пошлин и сборов несет покупатель.

    Импорт — ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

    Импорт подсчитывается в ценах СИФ, в результате чего он превышает стоимость экспорта примерно на 1/10.

    СИФ (англ. CIF – cost, insurance and freight) — стоимость, страхование, фрахт — это условие поставки, по которому продавец оплачивает перевозку товара до пункта назначения (обычно это порт в стране импорта) и расходы по страхованию товара на время перевозки. Поэтому цена СИФ включает в себя расходы по стоимости товара, его фрахту и страховке.

    Франчайзинг (англ. franchise — привилегия, право) — система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

    Международная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Association) определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, плюс помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.

    В нашей отечественной литературе франчайзинг обозначают еще терминами: фрэнчайзинг, франшизинг, френчайзинг.

    Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).

    Франчайзер — это лицензиар франчайза, который как бы представляет собой головную фирму (т.е. материальную компанию) системы франчайзинга.

    Франчайзиат — это лицензиат франчайза. В отечественной литературе франчайзиат фигурирует еще и под термином «франчайзи». По договору франчайза право деятельности обычно предоставляется для определенной территории и на определенное время. Таким образом, происходит предоставление крупной «материнской» компанией какой-либо фирме лицензии на производство товаров и другие виды, деятельности под фирменной маркой этой компании, на определенной территории и на определенное время.

    Основной принцип франчайзинга: сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата.

    Франчайзиат выполняет две функции:

    -поставка капитала для создания торгового предприятия;

    -руководство собственным торговым предприятием.

    Таким образом, наиболее важным элементом франчайзинга является роль франчайзиата как источника капитала.

    Франчайзинг — это парный бизнес. С одной его стороны стоит хорошо развитая фирма, а с другой — гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма. Обе стороны связаны договором франчайза.

    Франчайз — это договор, в котором выражены условия бизнеса. В отечественной литературе данный договор (контракт) обозначают также термином «франшиза», что в корне неправильно. Термин «франшиза» французского происхождения. Он применяется в страховании и имеет совершенно другое экономическое содержание.

    Инжиниринг (англ. епginееriпg — изобретательность, знание) представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг является важным методом повышения эффективности вложенного в объект капитала. Он рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производителя в страну заказчика.

    Инжиниринг охватывает комплекс работ: по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции.

    Контракт на покупку инжиниринговых услуг включает ряд специфических обязательств и условий: перечень обязательств и работ со сроками их выполнения; сроки и графики выполнения работ; количество персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в выполнении работ на месте, и условия его проживания; степень ответственности сторон за нарушение обязательств; условия переуступки части контрактных услуг другой фирме на принципах субподряда; оплата обучения персонала.

    Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала за счет:

    – системного, междисциплинарного подхода к осуществлению проектов;

    – многовариантности технических и экономических проработок, их финансовой оценки с выбором оптимального варианта для заказчика;

    – разработки проектов с учетом возможности применения прогрессивных строительных и производственных технологий, оборудования,

    – конструкций и материалов из различных альтернативных источников, наилучшим образом отвечающих конкретным условиям и особым требованиям заказчиков;

    – использования современных методов организации и управления всеми стадиями осуществления проектов.

    Инжиниринг как особый вид предпринимательства имеет специфические особенности:

    1. Он является одной из форм услуг производственного назначения, которая воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект может иметь материальный носитель (проектная и техническая документация, графики, чертежи и т.п.) или не иметь его (обучение, управление и т.п.);

    2. Он связан в конечном итоге с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации рассчитанных на промежуточное и конечное потребление материальных благ и услуг;

    3. Он является объектом купли-продажи, т.е. имеет коммерческую характеристику;

    4. Он, в отличие от франчайзинга и ноу-хау, имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. с услугами, стоимость которых определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов для их реализации.

    Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых в данный момент не воспроизводимых знаний производственного назначения, которые имеют ограниченное число продавцов.

    На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. Это ведет к смещению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологией». В действительности инжиниринговые услуги – это способ передачи новых технологических и других знаний, но сами услуги представляют собой товар, отличный от технологии.

    Всю совокупность услуг инжиниринга можно разделить на две группы:

    1) услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;

    2) услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.

    Реинжиниринг (англ. rе-епginееriпg) — это инженерно-консультационные пути по перестройке систем организации и управления производственно-готовым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в цено- повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Реинжиниринг бывает двух видов: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития.

    Важной частью внешнеэкономических связей является обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации. Этот обмен в чистом виде представляет собой ноу-хау.

    Ноу-хау (англ. know-how — знаю, как) — комплекс технических знаний и коммерческих секретов.

    Ноу-хау технического характера включает:

    — опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;

    документацию — формулы, расчеты, планы, чертежи,

    результата опытов, перечень и содержание проведенных научно-

    исследовательских работ и их результаты; расчеты применительно к данному производству или технологии; данные о качестве материалов; учебные планы для подготовки персонала;

    — инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта; производственный опыт, описание технологий;

    практические указания по дизайну; технические рецепты, данные по планированию и управлению производством;

    — знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;

    — знание таможенных и торговых правил и др.

    К ноу-хау коммерческого характера относятся:

    -адресные банки данных;

    -картотеки клиентов;

    -картотеки поставщиков;

    -данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции;

    — данные по организации сбыта и распространения продукции;

    — методы и формы рекламы;

    — данные об обучении персонала и др.

    В отличие от секретов производства ноу-хау не патентуется, поскольку в значительной части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. Ноу-хау определенного производственного процесса является собственностью того или иного юридического или физического лица и соответственно становится предметом купли-продажи. Как правило, ноу-хау в качестве товара сопутствует продаже патентов и лицензий, являясь как бы продолжением к ним, но может реализовываться и самостоятельно.

    Приобретение ноу-хау совместно с покупкой лицензии облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает более полную передачу секретов производства.

    <

    Лизинг (англ. 1еаsе — аренда) — форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов.

    Фактически лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения с одновременным кредитованием и арендой.

    Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обяжется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

    Предметом (объектом) лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности предприятия

     

     

     

    Операции купли-продажи товаров являются традиционными для международной торговли и для практики внешнеторговых организаций в нашей стране.

    Сделки по купле-продаже товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную цену.

    Основными видами операций купли-продажи являются:

  1. Экспортные — это продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
  2. Импортные — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реа-лизации их на внутреннем рынке своей страны.
  3. Реэкспортные — это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не под-вергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.
  4. Реимпортные — это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.
  5. Встречная торговля объединяет внешнеторговые операции, предусматривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.

    Операции, обеспечивающие международный товарооборот, включают:

  • транспортные;
  • транспортно-экспедиторские;
  • хранение грузов;
  • страхование грузов;
  • проведение международных расчетов;
  • таможенное оформление;
  • рекламирование;
  • другие (исследование рынка, ремонт и техническое обслуживание оборудования, обработка информации, юридические услуги).

    В современных условиях выделяют два направления деятельности:

    – совместное предпринимательство;

    – заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

    Внешнеторговый контракт — это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт включает в себя следующие разделы: общие положения, предмет контракта, цена и стоимость контракта, сроки поставки товара, условия платежа, упаковка и маркировка груза, порядок подачи претензий, санкции и штрафы, форс-мажор и разрешение споров.

    Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие.

    Основными условиями создания совместного предпринимательства являются:

    – освоение передовой, прогрессивной техники и технологии;

    – освоение новых методов организации труда и управления производством;

    – увеличение экспорта готовых товаров. Формирование совместных предприятий предполагает:

    – совместное управление производством;

    – согласованное распределение прибыли;

    – создание товаров на базе объединенной собственности;

    – разделение производственного и коммерческого риска.

    На территории РФ совместные предприятия создаются преимущественно в отраслях добывающей промышленности, строительства, туризма, легкой и пищевой промышленности.

    Совместные предприятия характеризуют:

    – совместный капитал и, следовательно, требование защиты и возврата капитала;

    – единый производственный аппарат;

    – согласование интересов партнеров.

    Одним из основных условий для успешного осуществления внешнеторговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента).

    Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

    Иностранными контрагентами белорусских предприятий, организаций выступают фирмы, являющиеся противоположной стороной в коммерческой сделке.

    Контрагентом экспортера является импортер, подрядчика — заказчик, арен-додатели — арендатор, дебитора — кредитор и т.д.

    В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных контр-агентов, так и конкретных фирм и организаций, с которыми заключаются соглашения. Изучение деятельности контрагента является общепринятым элементом проведения внешнеторговой операции, которому уделяют внимание все участники внешнеэкономической деятельности. В условиях неустойчивой мировой конъюнктуры и резких, неожиданных изменений ее к выбору иностранной фирмы — партнера, в особенности при сотрудничестве на длительный срок, подходят очень осторожно.

    Выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки и от предмета сделки.

    Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями, учитывают характер торгово-политических отношений с этой страной. Предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой, и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации.

    При выборе фирмы важно изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, а именно:

  1. технологический — изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
  2. научно-технический — сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затратах на них;
  3. организационный — изучение организации управления фирмы;
  4. экономический — оценка финансового положения и возможностей фирмы;
  5. правовой — изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера, и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.

    Установление контактов с зарубежными партнерами. Внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами — производителями товара и преобладанием «рынка-покупателя», т.е. заметным превышением предложений над спросом.

    Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Лизинг как форма кредитовая на мировом рынке

     

     

    Одной из форм внешнеэкономической деятельности является движение технологий между странами. Движение технологий выступает в форме продажи за границу лицензий (право на производство определенных товаров и технологий их производства), патентов (исключительных авторских прав распоряжаться изобретением в течение установленного законом срока), консультирования по технологическим вопросам и подготовки инженерно-технических кадров.

    К сделкам международного лизинга относятся договоры, лизингодатель и лизингополучатель которых находятся в разных государствах. В данном случае не имеет значения нахождение продавца имущества. Под местом нахождения имеется в виду место нахождения юридического лица, но не его филиала или представительства, даже если оно зарегистрировано, либо аккредитовано на территории другого государства. Следовательно, если в сделке участвует филиал или представительство, то их местонахождение должно определяться местонахождением юридического лица, которое их создало.
    

    Вопросы, связанные со сделками международного лизинга, решаются с учетом положений международного права. Существуют три возможных варианта права применимого к лизинговым операциям данного вида:
    

    1. Право страны, избранное сторонами сделки. Применяется, если стороны определили право при совершении сделки, либо в результате последующего соглашения сторон. Здесь не существует никаких ограничений в выборе. Это может быть как право страны лизингодателя или лизингополучателя, так и право любой другой страны.
    

    2.Оттавская Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Используется, если лизингодатель и лизингополучатель находятся в странах-участницах Конвенции или, если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран-участниц Конвенции
    

    3. Право страны лизингодателя. Применяется в случаях, когда сделка не регулируется Конвенцией, и стороны не определили применимое право. Следовательно, российское законодательство о лизинге будет применяться к сделкам международного лизинга, где российским юридическим лицом является лизинговая компания.
    

    Конвенция УНИДРУА о международном лизинге была заключена в 1988 году как попытка унификации основных положений, касающихся операций международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана, прежде всего, тем, что разные законодательные системы рассматривали лизинговые сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключаемых в связи с операциями по лизингу, сторонами которых являются коммерческие организации из разных стран.
    

    Россия присоединилась к Конвенции 8 февраля 1998 года. В настоящее время участниками Конвенции является 8 стран - Россия, Беларусь, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия, Панама и Франция.
    

    Конвенция не противоречит российскому законодательству и не требует внесения изменений в действующие законодательные акты. Это означает, что принципиальный подход к договорам о лизинге, заключаемым во внутреннем экономическом обороте Российской Федерации, и к договорам о лизинге, заключаемым с иностранными контрагентами, будет унифицированным. На практике такой унифицированный подход должен помочь российским предпринимателям при заключении сделок внутреннего и международного лизинга.
    

    Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50- х годах. Различное оборудование, произведенное в США, было передано по контрактам международного лизинга в другие страны. В этом случае лизингодатель - резидент США - имел возможность применять ускоренную амортизацию предмета договора лизинга, а также получать инвестиционные налоговые льготы, и, таким образом, уменьшать стоимость сделки международного лизинга для лизингополучателя - нерезидента. Позднее к этому опыту прибегли фирмы из Великобритании, Европы. В последнее время данная практика распространилась и в Азии. У каждого из сложившихся сегодня региональных рынков имеются некоторые специфические особенности.
    

    Высокоразвитую систему лизинговых операций, успешно использующую все современные формы лизинга, имеет Великобритания. Однако в последние годы налоговые льготы для лизинговых компаний в Великобритании были существенны снижены. Кроме этого, нормативная база этой страны не поощряет предоставление налоговых освобождений по лизинговым операциям, ориентированным на оказание лизинговых услуг за пределами Соединенного Королевства. 
    

    Все виды лизинговых операций активно развиваются в большинстве европейских стран. Наибольшее развитие лизинга, ориентированного на использование налоговых льгот, наблюдается во Франции, Германии и Швеции. В большинстве европейских стран лизингодатель может требовать льгот, обоснованных правом собственности на лизинговое имущество, даже в том случае, если лизингополучатель имеет номинальное право возобновления лизингового договора, что не допускается, например, американским налоговым законодательством. 
    

    Хорошо развита система лизинговых отношений в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, и в последние годы крупнейшие из них открыли офисы в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии. Японские компании активно выходят на европейский и американский рынки лизинговых услуг. Только в Нью-Йорке успешно работают более 20 представительств лизинговых компаний.
    

    Основное направление деятельности японских лизинговых компаний – лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что Экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усиления их влияния на международном рынке лизинговых услуг.
    

    До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии. Активно развивался лизинг в Индонезии. Китай пошел по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами. Конечно, с середины 1997 г. ситуация на этом рынке несколько изменилась, и лизинговые компании этих в настоящее время испытывают определенные трудности. Однако, по мнению аналитиков, именно лизинговые операции могут в будущем способствовать оживлению рынков в этом регионе. В первую очередь это связано с тем, что использование лизинга в международном масштабе может помочь многим азиатским компаниям увеличить объемы реализации своей продукции на других географических рынках.
    

    В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный в основном на обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в отношении недвижимости городского значения и строительства муниципального жилья. В стране большое значение придается пакету документов, определяющих условия банковского кредитования коммерческой и жилой недвижимости, в том числе ипотечного кредитования физических лиц.
    

    Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования. Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Главной их задачей является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.
    

    Международный лизинг получил развитие в последние десятилетия прошлого века благодаря использованию техники построения операций на налоговой основе и с привлечением дополнительных источников финансирования. Примечательно, что в налоговых целях данный вид лизинга главным образом развивается в тех странах, законодательством которых не создано жесткого регулирования арендных операций. США и Англия стали менее заметны на этом рынке, по сравнению с странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
    

    Лизинг и инжиниринг выступают одной из форм кредитования экспорта на мировом рынке и движения технологии.

    Лизинг — форма кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору. Лизинг — аренда, имущественный найм.

    Лизинг обеспечивает арендодателю прибыль не ниже средней, а арендатору обеспечивает:

    – использование новейших машин и оборудования с минимальными капитальными затратами;

    – осуществление строительства предприятий, жилых домов, объектов социальной сферы;

    – осуществление последующего выкупа машин и оборудования.

    В международной практике различают две формы лизинга:

    – финансовый;

    – оперативный.

    Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком аренды, в течение которого происходит амортизация всей или большей части стоимости оборудования.

    В случае финансового лизинга арендодатель за счет арендной платы полностью или частично возмещает затраты на сданное в аренду имущество, а также получает прибыль.

    Оперативный лизинг — передача в аренду имущества на срок, который короче периода его экономического функционирования.

    В оперативный лизинг обычно сдается строительная техника (краны, экскаваторы), транспорт, компьютерная техника.

    По объектам сделок лизинг подразделяется на:

    – лизинг движимого имущества;

    – лизинг недвижимого имущества.

    Международный лизинг получает развитие в сфере, находящейся на стыке научно-технической, инвестиционной и внедренческой деятельности.

    Лизинговые компании могут быстро и комплексно удовлетворить нестандартные потребности в уникальных видах техники, приборов, сырья, материалов.

    Использование лизинга позволяет ускорить освоение новых производств, обновить оборудование.

    Лизинговые отношения оформляются в виде контракта.

    Лизинговый контракт — соглашение между арендодателем и арендатором, где содержатся условия предоставления во временное пользование движимого и недвижимого имущества.

    Лизинговые фирмы берут на себя доставку, монтаж и сервисное обслуживание.

    Инжиниринговые услуги — это услуги, связанные с продвижением и реализацией НТП во все отрасли экономики.

    К инжиниринговым услугам относятся:

    –  проектно-изыскательские работы;

    – монтажные работы;

    – наладочные работы;

    – обучение работников;

    – консультации.

    Специально создаваемые компании на мировом рынке проводят маркетинговые исследования по данному рынку услуг, определяют специфику данного вида услуг для определенных государств, разрабатывают варианты предоставления услуг, исходя из особенной национальной экономики, где будут предоставлены эти услуги.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. Валютное регулирование внешнеэкономических связей

     

     

     

    10 декабря 2003 г. был принят Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). В целом данный Закон характеризуется значительной либерализацией норм, регулирующих сферу валютных отношений, по отношению к действовавшему ранее законодательству в данной области, созданием благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Россию. В Законе сделан значительный шаг вперед по сравнению с действующим законодательством в этой области.

    В Законе установлены пять основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в России, к которым относятся:

    – приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

    – исключение неоправданного вмешательства государственных органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

    – единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

    – единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

    – обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов.

    В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относятся следующие действия:

    а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

    б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

    в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

    г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

    д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

    е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

    В целях либерализации валютного законодательства РФ и привлечения иностранного капитала в РФ в его основу заложен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено».

    В ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» указаны принципы валютного регулирования и валютного контроля (ст. 3): 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

    ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» является системообразующим законом в области валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

    Так, в ст. 4 ФЗ-173 четко раскрывается понятие валютного законодательства РФ. В частности, установлено, что валютное законодательство РФ состоит из ФЗ-173 и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

    Для реализации функций органов валютного регулирования, предусмотренных ФЗ-173, ЦБ РФ и Правительство РФ в пределах своей компетенции издают соответствующие акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

    ФЗ-173 также предусмотрено, что ЦБ РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых ФЗ-173, без ограничений.

    В отличие от Закона РФ от 09.10.92 № 3615-I, которым предусматривается разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в ФЗ-173 значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. В частности ст. 6 ФЗ-173 установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 ФЗ-173. Ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

    Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. ФЗ-173 предусмотрено разграничение по регулированию операций движения капитала между Правительством РФ и ЦБ РФ (ст. 7 и 8).

    Частью 9 ст. 8 ФЗ-173 установлено, что валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года осуществляются без ограничений.

    Статья 15 ФЗ-173 регулирует ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. ФЗ-173 установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

    Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Следует обратить внимание, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

    Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

    Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

    Статья 23 ФЗ-173 определяет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Частью 1 этой статьи установлено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

    а) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

    б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

    в) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.

    При этом ст. 23 определено, что органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

    Частью 7 ст. 23 ФЗ-173 установлено, что агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

    Согласно ч. 8 ст. 23 ФЗ-173 [3] органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

    Основные изменения в современном валютном законодательстве следующие. Во-первых, это регулирование операций движения капитала, суть которых можно определить, как «разрешено все, что не запрещено». Во-вторых, запрет на выдачу индивидуальных разрешений. В-третьих, указано, что неясности законодательства трактуются в пользу резидентов и нерезидентов. В-четвертых, определен закрытый перечень возможных ограничений и запрет на введение новых. И установлены сроки отмены большинства ограничений.

    Отметим либерализационные изменения, к которым можно отнести: увеличение сроков текущих операций (экспорт/импорт) до 180 дней (по отдельным товарам – до 3 лет); льготы по обязательной продаже при погашении некоторых кредитов; возможность открывать счета за границей; увеличение лимита для покупки ценных бумаг физическими лицами до 150 тыс. дол. США.

    К основным методам валютного регулирования относятся следующие требования:

    1. Резервирование, которое может применяться к резидентам (при проведении операций через специальные счета: 100% на 60 дней — при списании денежных средств или ценных бумаг со счета; 20% на 1 год – при зачислении денежных средств или ценных бумаг на счет; при проведении экспортно-импортных операций – 50% от суммы операции на 2 года), к нерезидентам (при проведении операций через специальные счета: 100% на 60 дней – при списании денежных средств или ценных бумаг со счета; 20% на 1 год – при зачислении денежных средств или ценных бумаг на счет), также требование о резервировании может применяться при покупке/продаже иностранной валюты.

    Отметим, что резервирование производится только в рублях на счета в Банк России. Для лиц, которые будут совершать подобные операции, невыгодно то, что проценты на эти суммы начисляться не будут.

    2. Открытие специального счета в уполномоченном банке и установление его режима. Можно определить три вида таких счетов : банковский счет (может предусматриваться особый порядок совершения операций, включая требование о резервировании при зачислении/списании средств со счета), специальный раздел счета депо, специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, открываемый реестродержателем в реестре владельцев ценных бумаг.

    3. Изменения в порядке обязательной продажи валютной выручки. Основными изменениями в порядке обязательной продажи экспортной выручки стали следующие: размер норматива обязательной продажи снижен на 25%. Кроме того, экспортерам в Законе не «дано обещание» не повышать размера норматива свыше 30%. При этом Банку России предоставлено право снижать указанный норматив; ликвидирован механизм принудительной продажи валютной выручки. Согласно положению п. 2 ст. 21 Закона обязательная продажа производится на основании распоряжения резидента. Самостоятельное списание банками средств с транзитного валютного счета резидента теперь расценивается как нарушение прав резидента; требование об осуществлении обязательной продажи касается только выручки по сделкам резидентов с нерезидентами. Обязательная продажа части валютной выручки по договорам, заключенным между резидентами (к примеру, в качестве комиссионного вознаграждения посредников) Законом не предусмотрена; изменен порядок обмена документами и информацией между банками и клиентами в процессе обязательной продажи валютной выручки (состав документов, порядок и сроки их представления); уточнен перечень платежей в иностранной валюте, освобождаемых от обязательной продажи. Соответствующий перечень приведен в пп. 3 и 5 ст. 21 Закона; требование об осуществлении обязательной продажи распространено на экспортную выручку физических лиц – индивидуальных предпринимателей.

    Валютные операции между резидентами регулируются самостоятельным комплексом норма, которые основываются на принципе общего запрета. При этом в Законе содержится исчерпывающий перечень валютных операций, которые резиденты имеют право совершать между собой (ч. 1 ст. 9) и с уполномоченными банками (ч. 3 ст. 9). Особо оговорен запрет на использование для расчетов между резидентами средств на счетах в зарубежных банках (ч. 6 ст. 12).

    Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг. Регламентирован в Законе порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

    В основном сохранен ранее действовавший порядок вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами: свободный (до 3 тыс. дол. США) и декларационный (от 3 до 10 тыс. дол. США). При этом не требуется представления в таможенный орган документов, подтверждающих предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п. 3 ст. 15). Суммы свыше 10 тыс. дол. США могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в Российскую Федерацию и при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 15).

    Смягчен порядок перевода иностранной валюты за рубеж. С 18 июня 2004 г. физические лица-резиденты получили право переводить средства на свои счета (во вклады), открытые в зарубежных банках, в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать только установление требования о резервировании резидентом до 100% суммы операции на срок до 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции (ч. 4 ст. 12).

    С этого же времени средства на зарубежных счетах могут использоваться резидентами без ограничений за исключением валютных операций между резидентами (для юридических лиц) и валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации (для физических лиц) (ч. 6 ст. 12).

    В условиях либерализации российского валютного рынка представляет практический интерес его роль с учетом мировых тенденций.

    Следует отметить, что структура российского валютного рынка по видам контрагентов близка к мировой. Так, по данным Банка России, доля межбанковских операций в совокупном обороте валютного рынка в 2004 г. составляла 54,2%, в то время, как на Forex, согласно обзору Банка международных расчетов, — 52,8%. Удельный вес операций между банками и клиентами – предприятиями в России находился на уровне 16,8% при среднемировом показателе 14,2%. Доля операций между банками и небанковскими финансовыми организациями лишь немного отставала от западных показателей – 29% в России по сравнению с 33% а международном рынке.

    А вот структура российского валютного рынка по операциям с резидентами и нерезидентами пока существенно отличается от среднемировых показателей, несмотря на либерализацию валютного регулирования и процессы интеграции в мировую финансовую систему. Если на рынке Forex 38% объема торгов приходится на сделки между операторами внутреннего рынка, а 62% — на операции с зарубежными партнерами, то структура российского рынка противоположная: подавляющий объем операций (67,2%) российские участники проводят друг с другом и только 32,8% составляют операции с нерезидентами. Это свидетельствует о недостаточной пока степени открытости валютно-финансовой системы России.

    С 18 июня 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), еще раз отметим, что отличиями которого от ранее действовавшего акта являются принцип свободного осуществления всех валютных операций между резидентами и нерезидентами, за исключением операций, прямо указанных в законе, а также отказ от административных и переход на экономические методы регулирования операций движения капитала.

    В целях обеспечения выполнения Федерального закона №173-ФЗ и в соответствии с делегированными полномочиями Банка России до середины июня 2004 г. было принято 37 нормативных правовых актов.

    В интересах реализации дифференцированного подхода к регулированию притока и оттока капитала были введены специальные банковские счета резидентов и нерезидентов и требования об их использовании при проведении между резидентами и нерезидентами отдельных видов регулируемых валютных операций. Установлен порядок внесения и возврата сумм резервирования, который предусматривает процедуры возврата сумм резервирования как по истечении срока резервирования, так и при досрочном их возврате, а также особенности резервирования в случаях использования клиентами счетов, открытых в Банке России.

    Одним из основных направлений деятельности Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля в 2005 году была подготовка изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Результатом работы, проведенной при непосредственном участии Банка России, стало принятие Федерального закона от 18 июля 2005 года №90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №90-ФЗ).

    Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом №90-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №173-ФЗ, резидентам предоставлено право осуществлять расчеты в иностранной валюте по операциям не только с ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, но и с корпоративными внешними ценными бумагами, обращаемыми на организованном рынке России.

    Конкретизация пункта 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ позволила не только юридическим, но и физическим лицам осуществлять операции с внешними ценными бумагами на неорганизованном рынке с расчетом в валюте Российской Федерации. Данные изменения направлены на создание благоприятных условий для привлечения на внутренний фондовый рынок средств частных инвесторов, а также функционирования вторичного внебиржевого рынка внешних ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, держателями которых являются физические лица.

    В условиях действия в течение 2005 года 10-процентного норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке было продано 23,8 млрд. долларов США, что почти на 19 млрд. долларов США меньше, чем в 2004 году, на протяжении которого действовал норматив обязательной продажи в 25%.

    Снижение предложения иностранной валюты в рамках обязательной продажи сопровождалось ростом объемов продажи с транзитных счетов валютных ресурсов, остающихся в распоряжении экспортеров после исполнения требования об обязательной продаже.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

     

     

    Основные правила осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступил в силу с февраля 2005 г. Этот закон имеет принципиальное значение, поскольку определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для ее осуществления, а также защиты экономических и политических интересов страны.

    Он определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, каковыми являются Президент Российской Федерации, Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время — Министерство экономического развития и торговли), их правомочия, методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также меры содействия ей.

    В соответствии с законом (ст. 5) торговая политика является составной частью экономической политики РФ. Ее целью является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Она строится на основе соблюдения общепризнанных норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Внешнеторговая политика России осуществляется с помощью таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, предусмотренных настоящим законом. Иные методы государственного регулирования не допускаются.

    Закон (ст. 4) определяет принципы регулирования внешней торговли. Таковыми являются:

    – защита государством законных прав и интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

    – равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено законом;

    – единство таможенной территории Российской Федерации;

    – взаимность в отношении другого государства (группы государств);

    – обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

    – выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для эффективного достижения целей, для осуществления которых предлагается применять меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    – гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    – обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    – исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике России;

    – обеспечение обороны страны и безопасности государства;

    – обеспечение обороны страны и безопасности государства;

    –обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, а также оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

    – единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    – единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

    В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

    К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

    Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер — налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

    Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

    Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

    Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

    Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

    Таможенная пошлина — разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

    – фискальную — пополнение госбюджета;

    – протекционистскую — защита отечественных производителей;

    – регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

    Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).

    012515 1819 2 Значение внешнеэкономической деятельности предприятия

    Рисунок 1 – Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

     

    Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

    Таможенный тариф — важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

    Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения — выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания — адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

    Нетарифные барьеры — ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.

    В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

    – меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

    – меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

    – совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

    а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

    б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.);

    – совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:

    а) специальные правила импортных платежей

    б) множественные валютные курсы

    в) ограничения на накопление иностранной валюты

    г) импортные депозиты

    д) отсрочки импортных платежей

    е) субсидирование и кредитование экспорта.

    Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры — разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

    внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)

    различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

    декретированная таможенная оценка — установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

    Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

    В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

    При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.

    Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    Внешнеэкономическая деятельность предприятия представляет собой предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

    Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

    В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

    ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирморганизацийпредприятийобъединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортноимпортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

    ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

    Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности исамоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

     

     

     

    Список литературы

     

    1. Акимов В.В. Экономика отрасли (строительство). – М.: ИНФРА-М, 2005.
    2. Белов А.М. Экономика организации (предприятия) (практикум). –М.: ИНФРА-М, 2002
    3. Волков О.И. Экономика предприятия (курс лекций). –М.: ИНФРА-М, 2002.
    4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2007.
    5. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. – СПб.: Питер, 2006.
    6. Кантор Е.А. Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2003.
    7. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.–М.: Международные отношения, 2003.
    8. Михайлушкин. А.И. Экономика (практикум). –М.: Высшая школа, 2001.
    9. Мокий М.С. Экономика предприятия. –М.: ИНФРА-М, 2002.
    10. Попов С. Внешнеэкономическая деятельность предприятий фирмы. – СПб.: ПИтер, 2011.
    11. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). – М.: Экономистъ, 2004.
    12. Сберегаев Н.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. – М.: НОРМА, 2011.
    13. Степанов Н.С. Экономика строительства. –М.: ЮРАЙТ, 1998.
    14. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2009.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.07MB/0.00279 sec

WordPress: 24.24MB | MySQL:121 | 2,205sec