Луна

091713 0026 1 Луна Луна привлекала внимание людей с древних времён. Изобретение телескопов позволило различать более мелкие детали рельефа Луны. Первую лунную карту составил Риччиоли в 1651 году, он же дал названия самым крупным кратерам. Вслед за ним занимались картографией Луны И. Ньютон и В. Гершель, карта стала подробнее, так как улучшилась техника наблюдения.

Новым этапом исследования Луны стало применение фотографии в астрономических наблюдениях, начиная с середины XIX века. Это позволило более детально анализировать поверхность Луны по подробным фотографиям. Такие фотографии были сделаны, в частности, Уорреном де ла Рю (1852) и Льюисом Резерфордом (1865). В 1881 Жюль Янссен составил детальный «Фотографический атлас Луны».

С началом космической эры количество наших знаний о Луне значительно увеличилось. Стал известен состав лунного грунта, учёные даже получили его образцы, составлена карта обратной стороны.

Впервые Луну посетил советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября 1959 года.

Впервые астрономам удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959, когда советская станция «Луна-3» пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть её поверхности. Обратная сторона Луны представляет собой идеальное место для астрономической обсерватории. Размещённым здесь оптическим телескопам не пришлось бы пробиваться сквозь плотную земную атмосферу. А для радиотелескопов Луна послужила бы естественным щитом из твёрдых горных пород толщиной 3500 км, который надёжно прикрыл бы их от любых радиопомех с Земли.

В начале 1960-х годов было очевидно, что в освоении космоса США отстаёт от СССР. Дж. Кеннеди заявил — высадка человека на Луну состоится до 1970 года. Для подготовки к пилотируемому полёту НАСА выполнило несколько космических программ: «Рейнджер» — фотографирование поверхности, «Сервейер (программа)» (1966-68) — мягкая посадка и съёмки местности и «Лунар орбитер (программа)» (1966-67) — детальное изображение поверхности Луны.

Впервые сфотографированный с лунной орбиты в течение полёта Apollo 8 «восход Земли»

Американская программа пилотируемого полёта на Луну называлась «Аполлон». Первая посадка произошла 20 июля 1969 года; последняя — в декабре 1972 года, первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг (21 июля 1969 года), вторым — Эдвин Олдрин. Третий член экипажа Майкл Коллинз остался в ракете.

Задачи полёта корабля Аполлон-12 предусматривали поиск аппарата Сервейер-3, демонтаж некоторых его деталей и доставка их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях. Эти задачи были выполнены экипажем, причём в куске пенопласта, помещённом в питательную среду, были обнаружены бактерии из числа обитающих в полости рта и носа человека. Очевидно, бактерии попали в пенопласт при предполётном ремонте аппарата с выдыхаемым воздухом или слюной одного из техников. Таким образом, выяснилось, что, попав вновь в селективную среду, земные бактерии способны к размножению после почти трёхлетнего пребывания в лунных условиях.

Таким образом, Луна — единственное внеземное тело, на котором побывал человек, Луна также — единственное небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю (США доставили 380 килограммов, СССР — 324 грамма лунного грунта)[4].

СССР ответил отправкой на Луну двух радиоуправляемых самоходных аппаратов, «Луноход-1» в ноябре 1970 года и «Луноход-2» в январе 1973.

После окончания советской космической программы «Луна» и американской «Аполлон» исследования Луны с помощью космических аппаратов были практически прекращены. Но в начале XXI века Китай опубликовал свою программу освоения Луны, включающую кроме доставки лунохода (в 2011 году) и отправки грунта на Землю (2012), в том числе и постройку обитаемых лунных баз (2030). Считается, что это заставило остальные космические державы снова развернуть лунные программы. Так, например, Европейское космическое агентство 28 сентября 2003 запустило первый лунный зонд «Смарт-1», а Дж. Буш 14 января 2004 объявил, что в планы США входит создание новых пилотируемых космических кораблей, способных доставить людей на Луну, с целью заложить к 2020 году первые лунные базы.

24 октября 2007 в лунную гонку официально вступила КНР. С космодрома Сичан был запущен первый китайский спутник Луны «Чанъэ-1». С помощью станции учёные планируют сделать объемную карту лунной поверхности, что в будущем может поспособствовать амбициозному проекту колонизации Луны.

В 1966 г., вслед за СССР, США осуществили первую мягкую посадку на Луну автоматического аппарата «Сервейер». (Сервейор, Сюрвейер — англ. Surveyor)

Всего с 1966 г. по 1968 г. американцы посадили на Луну пять таких аппаратов. «Сервейеры» передали на Землю десятки тысяч изображений лунной поверхности. Большинство из этих изображений сделаны уже после посадки аппаратов.

Аппарат Сервейер-6 умел взлетать на несколько метров над поверхностью Луны по команде оператора с Земли.

История запусков

Surveyor 1 — запуск 30 мая 1966; посадка в Океан бурь (Oceanus Procellarum), 2 июня 1966

Surveyor 2 — запуск 20 сентября 1966; крушение недалеко от кратера Коперник (Copernicus), 23 сентября 1966

Surveyor 3 — запуск 17 апреля 1967; посадка в Океан бурь (Oceanus Procellarum), 20 апреля 1967

Surveyor 4 — запуск 14 июля 1967; крушение в Центральном заливе (Sinus Medii), 17 июля 1967

Surveyor 5 — запуск 3 сентября 1967; посадка в море Спокойствия (Mare Tranquillitatis), 11 сентября 1967

Surveyor 6 — запуск 7 ноября 1967; посадка в Центральном заливе (Sinus Medii), 10 ноября 1967

Surveyor 7 — запуск 7 января 1968; посадка недалеко от кратера Тихо (Tycho), 10 января 1968

Программа «Лунар орбитер» (англ. Lunar Orbiter) — серия из 5 непилотируемых миссий по исследованию Луны, осуществленных США в 1966—1967 годах с целью картографирования лунной поверхности.

Все 5 миссий были успешными, и 99 % поверхности Луны было сфотографировано с разрешением 60 м или лучше.

История запусков

Миссия картографирования лунной поверхности

Lunar Orbiter 5

Запуск 1 августа 1967

Фотосъемка Луны: 6 — 18 августа 1967

Картографирование лунной поверхности, в т.ч. с высоким разрешением

«Аполло́н» (англ. Apollo) — серия американских 3-местных космических кораблей; программа их разработки и полётов.

«Аполлон-11» (англ. Apollo 11) — пилотируемый космический корабль серии Аполлон, который впервые доставил людей на поверхность другого космического тела — Луны.

Командир — Нил Армстронг (слева)

Пилот командного модуля — Майкл Коллинз.

Пилот лунного модуля — Эдвин E. Олдрин младший.

Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» («Аполлон-11») 16 июля 1969 года. Основное назначение — доставка астронавтов на Луну; совершены также беспилотные полёты и полёты космонавтов вокруг Земли; модификации «Аполлон» использовались для доставки 3 экипажей на орбитальную станцию «Скайлэб» и стыковки с советским космическим кораблём «Союз-19» по программе ЭПАС.

[Для командного модуля астронавты выбрали позывной «Колумбия» («Columbia»), для лунного модуля — «Игл» («Eagle» — Орёл). Вес корабля 43,9 т. «Колумбия» — название статуи на здании Конгресса в Вашингтоне и корабля, в котором летели на Луну герои Жюль Верна. Эмблема полёта — орёл над поверхностью Луны, держащий в когтях оливковую ветвь. Для запуска использовалась ракета Сатурн-5 (образец AS-506). Цель полёта была сформулирована следующим образом: «Совершить посадку на Луну и возвратиться на Землю». Предусматривали посадку на Луну в западной части Моря Спокойствия (База Спокойствия), сбор образцов лунного грунта, фотографирование на поверхности Луны, установку на Луне научных приборов, проведение телевизионных сеансов с борта корабля и с поверхности Луны.

Корабль состоит из основного блока (спускаемый на Землю отсек экипажа и двигательный отсек) и лунного модуля (посадочная и взлётная ступени), в котором астронавты совершают посадку и стартуют с Луны.

Максимальная стартовая масса около 74 т, объём жилых отсеков 12,7 м3, максимальное время пребывания на Луне 75 часов. С 1968 по 1975 год было запущено 15 космических кораблей с экипажем, всего 38 космонавтов, из них шесть «Аполлонов» успешно осуществили лунные экспедиции (с 1969 по 1972 год на «Аполлоне-11», -12, -14, -15, -16, -17). На Луну высаживались 12 астронавтов. На «Аполлоне-11» осуществлена первая посадка на Луну (Н. Армстронг, Э. Олдрин, 1969)

Космический корабль «Аполлон» состоит из командного и служебного Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек — единственная часть системы «Сатурн-5» — «Аполлон», в которой экипаж возвращается на Землю после полёта на Луну. Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».

Командный отсек разработан компанией North American Rockwell (США) и имеет форму конуса со сферическим основанием, диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальный вес 5500 кг.

Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.

В передней негерметизируемой части командного отсека размещены стыковочный механизм и парашютная система посадки, в средней части 3 кресла астронавтов, пульт управления полётом и системой жизнеобеспечения и радиооборудование; в пространстве между задним экраном и гермокабиной размещено оборудование реактивной системы управления (РСУ).

Стыковочный механизм и деталь лунного корабля с внутренней нарезкой совместно обеспечивают жёсткую стыковку командного отсека с лунным кораблём и образуют туннель для перехода экипажа из командного отсека в лунный корабль и обратно.

Система жизнеобеспечения экипажа космического корабля «Аполлон» разработана и изготовлена фирмой Airsearch (США). Система обеспечивает поддержание в кабине корабля температуры в пределах 21—27°С, влажности от 40 до 70 % и давления 0,35 кг/см2. При подготовке к старту и при старте атмосфера в кабине состоит из 60 % кислорода и 40 % азота, в полёте эта смесь стравливается и заменяется чистым кислородом.

Система рассчитана на 4-суточное увеличение продолжительности полёта сверх расчётного времени, необходимого для экспедиции на Луну. Поэтому предусматривается возможность регулировки и ремонта силами экипажа, одетого в скафандры.

Имеется аварийная кислородная система, которая включается автоматически и обеспечивает подачу кислорода при падении давления в кабине, например при пробое кабины метеоритом.

В процессе квалификационных испытаний система жизнеобеспечения прошла проверку, имитирующую 14-суточный полет корабля с экипажем из трёх человек.

Разработана компанией North American Rockwell (США). Если возникнет аварийная ситуация при старте ракеты-носителя «Аполлон» или потребуется прекратить полет в процессе выведения корабля «Аполлон» на орбиту Земли, спасение экипажа осуществляется отделением командного отсека от ракеты-носителя с последующей посадкой его на Землю на парашютах.

Система связи командного отсека обеспечивает:

Двухстороннюю микрофонную связь экипажа с Землёй.

Передачу с борта корабля телеметрической информации и приём команд с Земли.

Приём с Земли и ретрансляцию на станции слежения закодированного шума на несущей частоте для определения курса и дальности корабля.

Передачу на Землю телевизионных изображений. Для этих целей на командном отсеке установлена унифицированная в S-диапазоне и две УКВ приемо-передающих радиостанции. Антенная система состоит из четырёх малонаправленных антенн и одной остронаправленной. Последняя имеет 4 параболических излучателя диаметром по 80 см, смонтирована на служебном отсеке и поворачивается в рабочее положение после выхода корабля на траекторию полёта к Луне.

Служебный отсек корабля «Аполлон» также разработан компанией North American Rockwell (США). Имеет форму цилиндра длиной 394,3 см и диаметром 391,4 см. С учётом длины сопла маршевого ЖРД, которое выходит наружу из корпуса, общая длина служебного отсека 791,6 см. От момента старта до входа в атмосферу служебный отсек жёстко соединён с командным отсеком, образуя основной блок корабля «Аполлон». Перед входом в атмосферу командный отсек отделяется от служебного отсека.

Общий вес служебного отсека 23,3 т, в том числе 17,7 т топлива. В отсеке размещена маршевая двигательная установка с ЖРД фирмы Aerojet General (США), ЖРД системы реактивного управления фирмы Marquardt (США), топливные баки и агрегаты двигательных установок и энергетическая установка на водородо-кислородных топливных элементах.

Служебный отсек обеспечивает все манёвры корабля на траектории полёта к Луне, коррекцию траектории, выход на орбиту Луны, переход с орбиты Луны на траекторию полёта к Земле и коррекцию траектории возвращения.

Лунный модуль корабля «Аполлон» разработан компанией «Grumman» (США) и имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и шасси, используется для снижения лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, и также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной для экипажа и самостоятельной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Взлётная ступень лунного модуля имеет три основных отсека: отсек экипажа, центральный отсек и задний отсек оборудования. Герметизируются только отсек экипажа и центральный отсек, все остальные отсеки лунного корабля негерметизированы. Объём герметической кабины 6,7 м3, давление в кабине 0,337 кг/см2. Высота взлётной ступени 3,76 м, диаметр 4,3 м. Конструктивно взлётная ступень состоит из шести узлов: отсек экипажа, центральный отсек, задний отсек оборудования, связка крепления ЖРД, узел крепления антенн, тепловой и микрометеорный экран. Цилиндрический отсек экипажа диаметром 2,35 м, длиной 1,07 м (объёмом 4,6 м3) полумонококовой конструкции из хорошо сваривающихся алюминиевых сплавов.

Два рабочих места для астронавтов оборудованы пультами управления и приборными досками, системой привязи астронавтов, двумя окнами переднего обзора, окном над головой для наблюдения за процессом стыковки, телескопом в центре между астронавтами.

Посадочная ступень лунного модуля в виде крестообразной рамы из алюминиевого сплава несёт на себе в центральном отсеке двигательную установку с посадочным ЖРД фирмы STL.

В четырёх отсеках, образованных рамой вокруг центрального отсека, установлены топливные баки, кислородный бак, бак с водой, гелиевый бак, электронное оборудование, подсистема навигации и управления, посадочный радиолокатор и аккумуляторы.

Четырёхногое убирающееся шасси, установленное на посадочной ступени, поглощает энергию удара при посадке корабля на поверхность Луны разрушающимися сотовыми патронами, установленными в телескопических стойках ног шасси; дополнительно удар смягчается деформацией сотовых вкладышей в центрах посадочных пят. Каждая пята снабжена щупом, сигнализирующим экипажу момент выключения ЖРД при контакте с лунной поверхностью. Шасси находятся в сложенном состоянии до отделения лунного корабля от командного отсека; после отделения по команде экипажа лунного корабля пиропатроны перерезают чеки у каждой ноги и под действием пружин шасси выпускается и становится на замки. Так же как взлётная ступень, посадочная ступень окружена тепловым и микрометеорным защитным экраном из многослойного майлара и алюминия. Высота посадочной ступени 3,22 м, диаметр 4,3 м.

За шесть суток до расчётной даты старта была обнаружена течь в одном из баллонов сжатого гелия, размещённых в баке окислителя первой ступени ракеты-носителя. Два техника забрались в бак и, затянув гайку на баллоне, ликвидировали течь. Далее предстартовая подготовка протекала без происшествий и даже более гладко, чем у всех предыдущих пилотируемых кораблей «Аполлон».

В Центре управления запуском среди почётных гостей присутствовал бывший президент США Джонсон, вице-президент Агню и пионер немецкой ракетной техники 75-летний Герман Оберт. На космодроме и в прилегающих районах старт наблюдало около миллиона человек, а телевизионную трансляцию старта смотрел примерно один миллиард человек в различных странах мира.

Корабль Аполлон-11 стартовал 16 июля 1969 г. в 13 часов 32 минуты по Гринвичу на 724 мс позже расчётного времени.

Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной.

После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблём на начальную геоцентрическую орбиту экипаж в течение примерно двух часов производил проверку бортовых систем.

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включён для перевода корабля на траекторию полёта к Луне в 2 часа 44 минуты 22 секунды полётного времени и проработал 347 секунд.

В 3 часа 26 минут полётного времени начался манёвр перестроения отсеков, который завершился с первой попытки через семь минут.

В 4 часа 30 минут полётного времени корабль (командный и лунный модуль) отделился от последней ступени ракеты-носителя, отдалился от неё на безопасное расстояние и начал самостоятельный полёт к Луне.

По команде с Земли был произведён слив компонентов топлива из последней ступени ракеты-носителя в результате чего ступень в дальнейшем под влиянием лунного притяжения вышла на гелиоцентрическую орбиту, где и находится до настоящего времени.

Во время телевизионного сеанса, начавшегося примерно на 55 часу полёта, Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль для первой проверки бортовых систем.

Корабль достиг лунной орбиты примерно через 76 часов после старта. После этого Армстронг и Олдрин начали готовится к отстыковке лунного модуля для высадки на лунную поверхность.

Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через сто часов после старта. В принципе было возможно использование автоматических программ вплоть до момента посадки, однако Армстронг ещё до полёта принял решение, что на высоте примерно ста метров над лунной поверхностью он перейдёт на полуавтоматическую программу управления посадкой объяснив своё решение следующей фразой: «Автоматика не знает как выбирать посадочные площадки». Фактически Армстронг перешёл на ручной режим управления спуском гораздо раньше, поскольку бортовой компьютер работал с перегрузкой, и всё время горел аварийный сигнал, нервировавший экипаж, несмотря на заверения наземного оператора, что на сигнал можно не обращать внимания (позже оператор, принявший решение не смотря на аварийные сигналы, не отказываться от посадки на Луну, получил специальную награду NASA).

Послеполётный анализ показал, что перегрузка компьютера была вызвана тем, что, помимо управления посадкой, требовавшей 90 % мощности компьютера, на него было возложено управление радиолокатором, обеспечивающим встречу с командным модулем на орбите, что требовало ещё 14 % мощности. Для последующих полётов лунных экспедиций по программе «Аполлон» логика компьютера была изменена.

Необходимость перехода на полуавтоматическую программу управления возникла ещё и потому, что автоматическая программа вела лунный модуль на посадку в кратер диаметром около 180 метров, заполненный камнями. Армстронг принял решение перелететь кратер, опасаясь, что лунный модуль перевернётся при посадке.

Лунный модуль прилунился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. В момент посадки Армстронг передал: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. «Орёл» сел».

Астронавты произвели операции, имитирующие старт с Луны, убедились, что бортовые системы исправны. Ещё в период обращения по селеноцентрической орбите астронавты попросили разрешения отказаться от запланированного периода отдыха, после посадки медицинский руководитель полёта дал такое разрешение, посчитав, что нервное напряжение, по-видимому, всё равно помешало бы астронавтам заснуть перед выходом на Луну.

Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу. Спустившись на поверхность Луны он произнёс следующую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Олдрин вскоре вышел на поверхность Луны примерно через пятнадцать минут после Армстронга. Олдрин опробовал различные способы быстрого передвижения по поверхности Луны. Наиболее целесообразным астронавты признали обычную ходьбу. Астронавты прошлись по поверхности, собрали некоторое количество образцов лунного грунта и установили телевизионную камеру. Затем астронавты установили флаг Соединённых Штатов Америки (Конгресс США до полёта отверг предложение NASA установить на Луне флаг ООН вместо национального), провели двухминутный сеанс связи с президентом Никсоном, произвели дополнительный забор грунта, установили на поверхности Луны научные приборы (сейсмометр и отражатель лазерного излучения). Олдрину было очень трудно горизонтировать сейсмометр, пользуясь уровнем. В конечном счёте астронавт горизонтировал его «на глаз» и сейсмометр был сфотографирован, чтобы специалисты на Земле могли по фотографии определить положение прибора на грунте. Некоторую задержку вызвало и то, что одна из двух панелей солнечных батарей сейсмометра автоматически не развернулась, и её пришлось разворачивать вручную.

После установки приборов, астронавты собрали дополнительные образцы грунта (общий вес образцов, доставленных на Землю — 24,9 кг при максимально допустимом весе 59 кг) и вернулись в лунный модуль.

При ресурсе автономной системы жизнеобеспечения около четырёх часов, Олдрин пробыл на поверхности Луны чуть более полутора, Армстронг — примерно два часа и десять минут.

После возвращения в лунную кабину астронавты сложили ненужные более предметы в мешок, разгерметизировали кабину и выбросили мешок на поверхность Луны. Телевизионная камера, работавшая на поверхности Луны показала этот процесс и вскоре после этого была выключена.

После проверки бортовых систем и приёма пищи, астронавты спали примерно семь часов (Олдрин — свернувшись на полу кабины, Армстронг — в гамаке, подвешенном над кожухом основного двигателя взлётной ступени лунной кабины).

После ещё одного приёма пищи астронавтами, на сто двадцать пятом часу полёта состоялся старт с Луны взлётной ступени лунного модуля.

Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны: 21 час 36 минут.

На оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укреплена табличка с выгравированными на ней картой полушарий Земли и словами «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества». Под этими словами выгравированы подписи всех трёх астронавтов корабля «Аполлон-11» и президента Никсона.

После выхода взлётной ступени лунного модуля на селеноцентрическую орбиту, она была состыкована с командным модулем на 128 часу экспедиции. Экипаж лунного модуля взял образцы собранные на Луне и перешёл в командный модуль, взлётная ступень лунной кабины была отстыкована, командный модуль стартовал в обратный путь на Землю. Потребовалась только одна коррекция курса во время всего обратного полёта. Она была необходима из-за плохих метеорологических условий в запланированном изначально районе посадки. Новый район посадки находился примерно в четырёхстах километрах к северо-востоку от намеченного изначально. Разделение отсеков командного модуля произошло на сто девяносто пятом часу полёта. Чтобы отсек экипажа достиг нового района, была изменена программа управляемого спуска с использованием аэродинамического качества.

Отсек экипажа приводнился в Тихом океане примерно в двадцати километрах от авианосца «Хорнет» через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции в точке с координатами 13°30′ с. ш. 169°15′ в. д. (G).

На воде отсек экипажа первоначально установился в нерасчётном положении (днищем вверх), однако через несколько минут при помощи надувных баллонов-поплавков был перевёрнут в расчётное положение.

С вертолёта были сброшены три лёгких водолаза, которые подвели понтон под отсек экипажа и привели в готовность две надувные лодки. Один из водолазов в скафандре биологической защиты открыл люк отсека экипажа, передал экипажу три таких же скафандра и снова закрыл люк. Астронавты надели скафандры и через 35 минут после приводнения перешли на надувную лодку. Водолаз обработал скафандры астронавтов и внешнюю поверхность отсека неорганическим соединением йода. Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения. Астронавты прямо из вертолёта перешли в карантинный фургон, где их ожидали врач и техник.

На авианосец для встречи астронавтов прибыли президент Никсон, директор NASA Томас Пейн, а также астронавт Фрэнк Борман. Никсон обратился к находящимся в карантинном фургоне астронавтам с краткой приветственной речью.

Астронавты находились в карантине 21 день (считается с момента старта с Луны). С первого же дня пребывания на Земле экипаж начал отчитываться о полёте и проходить медицинские обследования. Эти обследования, а также анализ образцов и воздействие лунными материалами на растения и животных присутствия лунных микроорганизмов не обнаружили, и карантин сочли возможным не продлевать.

По окончании карантинного периода астронавты провели одни сутки с семьями, после чего 13 августа 1969 года были организованы торжественные встречи астронавтов последовательно в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анжелесе.

16 сентября состоялся приём экипажа «Аполлона-11» в Конгрессе США. В этот день Конгресс утвердил новую государственную награду США — Почётную медаль Конгресса за освоение космоса.

NASA неоднократно подчёркивало, что полёт корабля «Аполлон-11» имел своей главной задачей решение инженерно-технических проблем, а не научные исследования на Луне. С точки зрения решения этих проблем основными достижениями полёта корабля «Аполлон-11» считают демонстрацию эффективности принятого способа посадки на Луну и старта с Луны (этот способ считают применимым и при старте с Марса), а также демонстрацию способности экипажа передвигаться по Луне и вести исследования в лунных условиях.

Нил (или Нейл) Олден Армстронг (англ. Neil Alden Armstrong; р. 5 августа 1930) — американский астронавт, первый землянин, ступивший на Луну (21 июля 1969) в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».

Нил Армстронг родился 5 августа 1930 г. в городке Уапаконета (шт. Огайо). Учился в Университете Пердью (степень бакалавра). Степень магистра получил в Университете Южной Калифорнии. Служил в ВМС США, участвовал в Корейской войне, в которой совершил 78 боевых вылетов на истребителе Grumman F9F Panther и был один раз сбит. Получил Авиационную медаль и две Золотые звезды («Дубовые листья»). Затем стал летчиком-испытателем. Был зачислен в отряд гражданских пилотов в рамках проекта NACA (впоследствии преобразованного в NASA). В ноябре 1960 г. совершил свой первый полет на ракетоплане North American X-15.

Участвовал в полёте на «Джемини-8» (март 1966). В ходе этого полета он и астронавт Дэвид Скотт осуществили первую орбитальную стыковку двух космических кораблей.

В июле 1969 г. командовал КК «Аполлон-11», выполнявшим полет к Луне. 20 июля стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Произнесенная им при этом фраза: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», — вошла в историю. Армстронг и его напарник Эдвин Олдрин провели на Луне 2,5 часа. За этот полет Армстронг был удостоен Президентской медали свободы.

В 1970-1971 годах занимал должность в штаб-квартире NASA, в отделе передовых исследований и технологий.

Оставил работу в NASA в 1971 году, после чего до 1979 года преподавал в Университете Цинциннати. С 1985 по 1986 год был членом Национального комитета по космонавтике. В 1986 году был вице-председателем следственной комиссии, изучавшей обстоятельства гибели шаттла «Челленджер». Занимается бизнесом, возглавляет компанию AIL Systems, Inc. (Deer Park, N.Y.).

Женат, имеет двоих сыновей и живет в штате Огайо.

Лунный заговор

Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы недоказанность или вероятность предмета статьи была ясна как из её первых предложений, так и из последующего текста.

Олдрин и Армстронг тренируются на Земле рядом с макетом лунного модуля. Сторонники теории «лунного заговора» считают, что все лунные фотографии были сделаны на Земле.

«Лу́нный за́говор» — конспирологическая теория о том, что в ходе американской программы «Аполлон» не было высадок людей на Луну, а фотографии, фильмы и другие документальные материалы первой либо всех шести высадок были сфальсифицированы.

Теория «лунного заговора» родилась в США, но в последние годы получила распространение и в России, где её популярности способствуют антиамериканские настроения в обществе.

Обоснование

Сторонники теории «лунного заговора» указывают на якобы имеющиеся на фотографиях и в кинофильмах противоречия, на «техническую невозможность» осуществления таких полётов в те годы и другое. По теории лунного заговора, именно лунная афера США (а не отсутствие практической необходимости и не экономическая нецелесообразность) является причиной, по которой на орбите Луны с середины 70-х годов не было ни одного беспилотного аппарата, способного вести съемку поверхности Луны с угрожающим разоблачить аферу разрешением (порядка единиц метров), при том, что на марсианской орбите в последние годы появилось несколько таких аппаратов, в том числе с разрешением камеры в 20 см на пиксел[1] [2] [3]. Согласно теории лунного заговора, США пошли на фальсификацию по соображениям престижа из-за угрозы опережения в лунной программе со стороны СССР.

СССР и «лунный заговор»

В рамках лунной программы СССР в 1968-1970 было совершено несколько успешных полетов (с возвращением спускаемого аппарата на Землю) автоматическими КА «Зонд» (аппараты с порядковыми номерами с четвертого по восьмой, которые являлись беспилотным аналогом советского корабля «Л-1», предназначенного для облета Луны двумя космонавтами). «Зонд-4» (запущен 2 марта 1968 года) совершил полет по траектории, схожей по параметрам с траекторией баллистического облёта Луны (достиг по эллиптической орбите расчетной точки, удаленной от Земли на 330 000 километров) и впервые в мире возвратился на Землю из дальнего космоса. В полёте аппарата «Зонд-5» 15-21 сентября 1968 года впервые в мире осуществлено возвращение на Землю со второй космической скоростью космического аппарата с живыми существами на борту (черепахи) после облёта Луны.

Таким образом, до миссии «Аполлон-8» СССР имел приоритет перед США в возвращении КА из дальнего космоса на Землю, первым послал живых существ в окололунное космическое пространство. Причины дальнейших неудач лунной программы СССР указаны, например, в дневниках Н.П.Каманина[4][5], который подвергает многие факторы и события детальному анализу (включая причины провала попытки СССР первым совершить пилотируемый облёт Луны)[6][7][8]. Непосредственный участник событий, Каманин достаточно откровенно описывает положение дел в советской космонавтике.

США, чтобы получить приоритет в пилотируемом облете Луны, пошли на изменения в своей программе[9][10]: переставили местами миссии Аполлон-8 и Аполлон-9, послав Аполлон-8 на орбиту Луны без лунного модуля, который на тот момент не был ещё готов. Согласно теории лунного заговора, это было не единственное изменение в лунной программе США из-за угрозы опережения со стороны СССР. США якобы не успевали довести полезную нагрузку ракеты до требуемой и отказались от высадок на Луну астронавтов, заменив их доставкой облегченных беспилотных доставщиков грунта. Советская АМС Луна-15 стартовала к Луне с целью забора грунта тремя днями ранее Аполлона-11, однако выполнить задачу полёта — доставить на Землю лунный грунт ранее американцев, — не удалось из-за аварии на этапе посадки.

Сторонники теории «лунного заговора» считают, что у СССР до конца 1969 г. не было убедительных доказательств фальсификаций НАСА, кроме отрывочных данных агентурной разведки. Называются следующие версии причин, которые якобы могли побудить СССР вступить в «лунный сговор» с США:[11]

СССР якобы не сразу распознал аферу и неопровержимые доказательства фальсификации получил лишь после миссии «Аполлон-12»

Руководство СССР якобы усмотрело в своем отказе от разоблачения американской аферы получение сильного козыря (компромата) для перманентного политического давления на США;

По мнению сторонников теории, именно по причине вступления в сговор СССР получал важные для экономического выживания страны уступки и привилегии, такие, как выход на западноевропейский нефтегазовый рынок.

Отношение к теории «лунного заговора»

Все наиболее распространённые аргументы, приводимые сторонниками теории «лунного заговора» (такие как колеблющийся в вакууме флаг, отсутствие звёзд на снимках, различное направление теней от объектов, ряд технических выкладок, подозрения в возможности фальсификации видеоматериалов и т. п.), достаточно подробно разобраны и вполне убедительно опровергнуты.

Подавляющее большинство специалистов считает теорию «лунного заговора» несерьёзной. Сторонники теории «лунного заговора» интерпретируют в свою пользу отдельные высказывания специалистов, например, цитату из письма работников ФГУП ЦНИИМАШ «Что касается прямых подтверждений физического пребывания астронавтов на Луне, то они (отрицательные или положительные) будут неоспоримо получены в ходе предстоящего процесса освоения Луны…», называя такие высказывания «сомнениями специалистов».

В 2000 году космонавт Георгий Гречко в передаче радиостанции Эхо Москвы выразил твёрдую уверенность в реальности лунных экспедиций и назвал слух о существовании теории «лунного заговора» «нелепым», однако предположил, что фотография флага была «подснята». Гречко не уточнил, о какой конкретно фотографии идёт речь и что заставило его думать таким образом.

Космонавт и конструктор космических кораблей К.П.Феоктистов написал в своей книге «Траектория жизни. Между вчера и завтра»: «Когда Армстронг, Олдрин и Коллинз летели на Луну, наши приемные радиосредства принимали сигналы с борта «Аполлона-11», разговоры, телевизионную картинку о выходе на поверхность Луны. Устроить такую мистификацию, наверное, не менее сложно, чем настоящую экспедицию. Для этого надо было бы заранее высадить на поверхность Луны телевизионный ретранслятор и проверить его работу (с передачей на Землю) опять же заранее. А в дни имитации экспедиции нужно было отправить на Луну радиоретранслятор для имитации радиосвязи «Аполлона» с Землей на траектории полета к Луне. Да и масштабы работ по «Аполлону» они не скрывали. А то, что они мне показывали в Хьюстоне в 1969 году (Центр управления, стенды, лаборатории), заводы в Лос-Анджелесе по изготовлению кораблей «Аполлон» и вернувшиеся на Землю спускаемые аппараты, по этой логике должно было быть имитацией?! Слишком сложно и слишком смешно». Некоторые сторонники теории «лунного заговора» видят в этих словах Феоктистова изложение возможной схемы фальсификации. Они полагают, что в рамках более ранних по времени миссий вместо пилотируемого корабля на поверхность Луны доставлялся беспилотный ретранслятор, который в следующей миссии имитировал телеметрию и переговоры с Землей (например, в миссии Аполлона-10 доставлялся ретранслятор для имитации высадки Аполлона-11). Тот же беспилотный корабль мог нести и автономные научные приборы, например, уголковые отражатели (отражатели до сих пор исправно используются в научных работах по локации Луны). Сторонники подобных версий исходят из предположения, что беспилотный имитатор для выполнения декларированных задач лунной программы (размещение на Луне научных приборов, разнесённых на значительное расстояние друг от друга; сбор и доставка на Землю значительно большего (в сравнении с реальными советскими автоматическими межпланетными станциями типа Луна-16) объёма разных типов образцов лунного грунта с относительно значительных площадей и т.д.) создать якобы «проще» и «быстрее», нежели пилотируемый лунный модуль для выполнения тех же задач, а также из того, что у ракеты Сатурн-5 якобы была не достаточная полезная нагрузка для доставки на Луну пилотируемого лунного модуля и из того, что исключение из лунных миссий этапа пилотируемой высадки якобы уменьшает политически неприемлемый риск потери двух членов экипажа. Эта версия не предполагает необходимости тайного создания беспилотного имитатора поскольку созданный в рамках лунной программы пилотируемый лунный модуль мог совершать посадку на Луну беспилотно, однако предполагает оснащение беспилотника системой автоматического забора грунта и фальсификацию всех фото- и видеосъемок на Луне с сохранением этой тайны в течение десятилетий. Тезис о политической неприемлемости потери экипажа не подтверждается практикой: гибель людей никогда не приводила к закрытию масштабных космических программ ни до, ни после программы «Аполлон», ни в США, ни в СССР.

Отдельные сторонники «лунного заговора» считают, что спецслужбы США, в целях сохранения якобы существующего подлога в тайне, спровоцировали мнимую «утечку» различных версий лжи, с учетом различия ментальности аудиторий. Для романтически и мистически настроенных натур доведены высказывания астронавтов об их встречах с НЛО во время полета на Луну[20] [21], о тайных городах и базах инопланетян на Луне; этим дан мотив фальсификации видеоматериалов — сокрытие чего-то сверхъестественного, якобы обнаруженного на Луне. Для более реалистично настроенных людей предложен ряд иных вариантов, от полного отрицания любых фальсификаций до признания подделки ряда материалов с целью повышения зрелищности.

В 2006 году руководитель Федерального космического агентства России (Роскосмос) А. Н. Перминов в интервью газете Аргументы и факты, уверенно заявил о том, что не сомневается в реальности лунных экспедиций, однако отметил, что часть видеоматериалов «на всякий случай» снималась «в Голливуде». Нужно отметить также, что фальсификация подобного уровня представляется сомнительной для существовавших на момент лунных экспедиций технологий видеопроизводства. Тем не менее, интервью Перминова (несмотря на однозначное высказывание против теории «лунного заговора» в целом) используется сторонниками теории заговора в качестве одного из аргументов в её пользу.