АГРО- И ЭКОТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

<

080414 1426 1 АГРО  И ЭКОТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬКак отмечает большое количество исследователей, понятие «экотуризм» долгое время имело довольно размытые границы. Причиной тому — первоначальное использование слова маркетологами для привлечения туристов, ориентированных на природу, ее защиту и активный отдых (outdoor). На самом деле таких туроператоров мало заботила охрана окружающей среды. Поэтому идеи экотуризма еще долгое время вызывали и вызывают скептическое отношение теоретиков туризма. Например, Б. Виллер, побывав в «экотуре» на Кубе, заметил, что в течение часа, пока туристы обедали в ресторане, водитель их автобуса не глушил двигатель, чтобы в салоне работал кондиционер. Сидевшие неподалеку местные жители вряд ли испытывали восторг от такой заботы о комфорте туристов1.

По словам П. Шэклфорда, представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет. Имеют место также утверждения, что впервые термин был использован Миллером в 1978 г. как обозначение одного из вариантов устойчивого развития туризма.

Однако в одних случаях имеются в виду путешествия, предпринимаемые в нетронутые цивилизацией уголки природы: экотуризм — «путешествия к относительно неискаженным или незагрязненным областям с уникальными природными объектами для восхищения и наслаждения пейзажем, дикорастущими растениями и дикими животными, а также любыми культурными проявлениями в этих областях». В других случаях — это усилия по поддержанию экологического равновесия в природе; экотуризм — «природный туризм, который включает изучение природной и культурной окружающей среды и служит для улучшения обстановки в этой среде».

Наблюдаются и географические отличия в определениях, которые связаны с различиями во взглядах на экотуризм. Эксперты из развитых стран — поставщиков экотуристов, видят экотуризм глазами потребителей (гостей), вернее, согласуясь с их желаниями и рекреационными потребностями. Туроператоров и исследователей принимающей стороны (хозяев) волнует прибыль и вклад туризма в социально-экономическое развитие данной страны.

В России термин «экологический туризм» появился в середине 80-х годов в Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ, когда его специалистами были разработаны и внедрены такие маршруты, как «Экотур по Кругобайкальской железной дороге», «Экотур по долине реки Голоустной», и др. Эти маршруты впервые в стране были официально названы «маршрутами экологического туризма» и именно под таким названием вошли в каталоги БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Тогда под словосочетанием «экологический туризм» подразумевались маршруты, оборудованные таким образом, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на природной среде, а сами они не только отдыхали, но и знакомились с экологическими проблемами Байкала, более того, по возможности участвовали в их решении. Понятие «экотуризм» в те времена воспринималось скорее как моральная категория, нежели экономическая, поскольку в организации своих маршрутов БММТ «Спутник» тесно взаимодействовал с зарождавшимся байкальским экологическим движением, боевой студенческой дружиной им. Улдиса Кнакиса факультета охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института.

Само понятие «экотуризм» — сокращенный вариант словосочетания от «экологический туризм», использование которого не совсем верно с точки зрения экологии как науки.

Одна из самых первых и удачных отечественных трактовок экотуризма, предложенная Г. С. Гужиным, М. Ю. Беликовым и Е. В. Клименок в 1997 г., такая: «В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов» 1.

 

Данное определение имеет много общего с определением Международной организации экотуризма (ТIES): экотуризм — «ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющее окружающую среду и поддерживающее благосостояние местных жителей».

Для более глубокого понимания этого вида путешествий приведем 10 заповедей экотуриста, сформулированных ТIES:

  1. помнить об уязвимости Земли;
  2. оставлять только следы, уносить только фотографии;
  3. познавать мир, в который попал: культуру народов, географию;
  4. уважать местных жителей;
  5. не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую среду;
  6. всегда следовать только протоптанными тропами;
  7. поддерживать программы по защите окружающей среды;
  8. где возможно, использовать методы сохранения окружающей среды;
  9. поддерживать (патронировать) организации, содействующие защите природы;

    10)    путешествовать с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма.

    Наташа К. Вард подразделяет существующие определения экотуризм на пассивные и активные. К числу первых она относит определение М. Майя: «Экотуризм координирует, помогает и стимулирует использование культурных и природных туристских ресурсов, признавая важность сохранения местного культурного наследия и природных ресурсов области (региона) для местного населения и будущих туристов». Примером «активного определения» может служить мнение Международного общества выживания: «Экотуризм поощряет главенство интересов местных жителей в туристском освоении территории, защищает местную флору и фауну и обеспечивает местных жителей экономическими стимулами сохранять окружающую среду».

    Выделяется целый спектр признаков экотуризма:

  • любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду;
  • путешествие, в котором природа является главной ценностью;
  • доходы от экотуризма направляются на финансовую поддержку защиты окружающей среды;
  • экотуристы лично участвуют в действиях, которые сохраняют или восстанавливают ресурсы дикой природы;
  • экотур — это путешествие, в котором все действия являются «экологически мягкими».

    Необходимо отметить, что помимо всего прочего рассмотренные выше разночтения не позволяют получать точные статистические данные развития экотуризма. Поэтому эксперты ВТО в подсчете прибытий и поступлений от видов туризма используют понятие «туризм, ориентированный на природные туристские ресурсы», или «природный туризм» (nature based tourism), куда относят и экотуризм. Причем понятийная неразбериха вынудила некоторые турфирмы отказаться от использования термина, так как он понимается различными группами потребителей по-разному.

    Положение усугубляется использованием других терминов, схожих, казалось бы, по смыслу с экотуризмом: «природный туризм», «мягкий туризм», «зеленый туризм», «ответственный туризм», агротуризм и т.д. В связи с этим президент Общества экотуризма Д. Вестерн заявил: «Никогда не будет твердого различия между туризмом и экотуризмом. Экотуризм должен определить себя как авангардный лагерь, отрасль, которая привносит все лучшее на туристский рынок и являются образцом для подражания во всем мире» 1.

    Отношение к эко- и агротуризму характеризуют, в частности, следующие положения:

    а) Природный туризм и экотуризм — это особо обогащающие и ценные формы туризма в силу того, что они проявляют уважение к природному наследию и местному населению и соблюдают потенциал приема туристских объектов.

    б) [При развитии туротрасли] необходимо уделять особое внимание … уязвимым сельским и горным районам, для которых туризм зачастую является одной из редких возможностей развития в условиях упадка традиционных видов экономической деятельности.

    в) Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению жизненного уровня населения посещаемых районов и отвечала их потребностям; при градостроительном и архитектурном планировании и эксплуатации туристских центров и средств размещения необходимо предусматривать их максимальную интеграцию в местную социально-экономическую среду; при равных условиях следует изыскивать в первую очередь возможность найма местной рабочей силы.

    Агротуризм — это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

    Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, специализированные) находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).

    Малые города являются системным компонентом сельской местности, а значит, их турресурсы вместе с ресурсами сельской местности образуют общий (единый) турресурс территории. Поэтому при разработке настоящей концепции мы исходим из этого положения. Его необходимо учитывать также при разработке концепций конкретных турпродуктов, концепций совокупного турпродукта отдельной дестинации и комплексных концепций развития туризма на конкретно взятой территории. Таким образом, агро- и экотуризм следует рассматривать как перспективные направления развития туризма для российской провинции в целом (за исключением городов с промышленной и многоэтажной застройкой).

    Испанский эксперт Монтанер X. Монтехано трактует зеленый туризм как «деятельность, которая проходит в контакте с природой, жизнью в лагерях или поселках. Эта деятельность сопряжена с сельскохозяйственными работами, знакомством с жизнью небольших поселков, пешими экскурсиями, изучением флоры и фауны, занятиями речным спортом и другое» 1. Например, в Италии выделяют три направления агротуризма: «природа и здоровье», «традиционная гастрономия» и «спорт». С экотуризмом наиболее связано первое направление, относящееся к сельским поселениям на территории курортных местностей, заповедников и национальных парков.

    Консультативный совет Канады по окружающей среде (Canadian Environmental Advisory Council) предложил свое определение экотуризма. Оно довольно конкретно суммирует современные взгляды и подходы к явлению, а также широко используется экотуристскими организациями. «Экотуризм — вид туризма, связанный с познанием природы и вносящий вклад в сохранение экосистем при уважении интересов местного населения».

    Главная цель экотуриста — не природоведческое образование, а потребление экологических ресурсов, в т.ч. и информационных. Экологические ресурсы — это свойства естественного баланса компонентов природной среды (животных, растительности, почв, климата, рельефа и т.д.), который формировался без активного влияния человеческой деятельности. Главной ценностью экологических ресурсов является природная естественность. Именно она притягивает туристов из городов, где люди постоянно ощущают отрицательное воздействие загрязненных воздуха и воды, шума и социальных конфликтов. Потребляя экологические ресурсы, отдыхающие получают оздоровительный и познавательный эффект.

    Вторая особенность экологического туризма — его устойчивость. Экологический туризм на всех уровнях управления туристским комплексом воспринимается так же, как и простым потребителем, — слишком упрощенно. Сегодня останови любого прохожего и спроси, что такое экотуризм, он ответит, что это — путешествие на природу, в национальный парк или посещение музея природы. И в Законе «О туризме» при определении понятия «экотуризм» использован именно такой, обывательский, подход, который приемлем для бесед на кухне, но не годится для регулирования отношений между производителями туристских услуг. Более того, узкое и уже узаконенное толкование экотуризма не дает шансов для существования альтернативного понимания экотуризма как явления.

    <

    Таким образом, для того, чтобы экологический туризм мог реально оказывать положительное влияние на хозяйство и социальную сферу страны, а также быть реальным приоритетным направлением туризма, его понятие должно вбирать три основных аспекта: 1) ориентация туристов на потребление экологических ресурсов, 2) сохранение естественной природной среды, 3) поддержание традиционного уклада жизни населения периферийных регионов.

    Обобщая все рассмотренные варианты, можно выделить три основных компонента экотуризма:

  1. «познание природы», т.е. путешествие предполагает наличие элементов изучения природы, получения туристами новых знаний, навыков;
  2. «сохранение экосистем» подразумевает не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие туристов, туроператоров в программах, мероприятиях по защите окружаю щей среды;

    3) «уважение интересов местных жителей» — не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально-экономическое развитие туристских дестинаций. Как говорится, искусство быть путешественником — искусство быть хорошим гостем.

    Как показывает опыт проведения природоохранных мероприятий в различных регионах мира, прежде всего горных, работу нужно вести «не с землей, а с людьми», т.е. необходимо стимулировать активность местных жителей в создании и управлении средой обитания, их домом и будущим их детей.

    При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов нечего и говорить об экотуризме.

    Термин «экотуризм» был предложен маркетологами, а не учеными, аналитиками туризма, т.е. экотуризм появился в результате потребностей самих туристов, проявившихся в спросе на экотуры. Если ранее устойчивым развитием занимались туристские организации (турфирмы, администрации по туризму), формирующие туристское предложение, то экотуризм возник в результате появления новых групповых и общественных потребностей в изучении и охране природы, культурного наследия, т.е. в результате спроса. Таким образом экотуризм — новая, экономически более действенная форма побуждения туроператоров к реальному действию.

    Следовательно, определение экотуризма, должно звучать следующим образом: «Экотуризм — вид туризма, основанный на туристском спросе, связанный с туристскими потребностями в познании природы и внесении вклада в сохранение экосистем при уважении интересов местного населения».

    2. ВИДЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АГРО- И ЭКОТУРИЗМА

     

    Движущая сила агро и экотуризма — турбизнес. Большим заблуждением является представление о том, что ведущим фактором развития экотуризма выступают туристские ресурсы. На эту ошибку было указано в трудах отечественной школы рекреационной географии еще в 1975 г. Неверно мнение, что экотуризм должно развивать государство через национальные и региональные администрации по туризму, систему особо охраняемых природных территорий.

    К сожалению, некоторые отечественные эксперты еще заблуждаются в вопросах экотуризма и адресуют свои проекты развития этого вида туризма региональным администрациям по туризму. Такие работы часто носят характер заимствований средств для финансирования проектов создания различных экотуристских организаций. В результате развитие экотуризма в регионах России часто переходит в исключительно теоретическую плоскость. Примером такой ситуации послужила встреча немецких и российских экспертов по экотуризму в рамках совместной конференции по развитию экотуризма на Байкале. Стремление отечественных теоретиков уйти от рассмотрения конкретных прикладных вопросов к дискуссии об экотуризме «вообще» не позволило сторонам найти общий язык.

    Объектами собственно экотуризма — могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой.

    С учетом приведенного выше определения очевидно, что именно туристы и турбизнес развивают экотуризм. Не случайно, Тереза Черфас, кенийский эксперт по экотуризму, говорит, что «экотуризм — это экономический туризм» 1, основанный на спросе и предложении. Следовательно, развитие экотуризма возможно только с помощью экономических механизмов, а отнюдь не административных. Вот почему речь должна идти об инвестиционных проектах, адресованных туристским фирмам, бизнесменам, а не о просьбах выделить средства из бюджета. Иначе вместо развития сильной туристской индустрии, способной работать в рыночных условиях, мы будем продолжать плодить убыточные, сдерживающие развитие туристские предприятия, коих так много во всех регионах России.

    Исходя из данного определения «экотуризма», легко объяснить географию и направленность экотуристских потоков. Ведь теперь обоснована их направленность из индустриальных, развитых стран (США, Германия, Япония, Великобритания) в развивающиеся (Непал, Индия, Пакистан). Разрабатывая эту идею, родиной экотуризма следует считать не туристские дестинации, районы, а место появления, формирования первой группы экотуристов.

    Отсюда также понятно, почему экотуризм слабо развит в Российской Федерации как вид внутреннего туризма — у нас еще не сформировался спрос изданный вид туризма, очень мало экотуристов. Не многие из отечественных туристов готовы потратить средства, время и силы на защиту окружающей среды. Следствием этого является слабое развитие туристского предложения, в результате чего немногочисленные виды внутреннего экотуризма часто относят к социальному туризму, т. е. поддерживаемому из государственных средств.

    В мире имеется практический опыт реализации нескольких моделей, относимых к агротуристическим (эко-агротуристическим). Их можно сгруппировать следующим образом1:

    а) Развитие агротуристического бизнеса на базе малого семейного гостиничного хозяйства. Эта модель успешно реализуется в рамках нескольких концепций, которые предполагают официальное проведение государственной политики перевода сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг — то есть, при условии принятия на общенациональном уровне комплексной социально-экономической стратегии, направленной на поддержку сельских регионов. Эта стратегия одним из компонентов включает поддержку развития сети средств размещения (частных микрогостиниц) на базе существующего в сельской местности жилого фонда и сельскохозяйственных (фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства и т. д.) и специализированных объектов (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и т. п.).

    б) Строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированные частные отели в форме стилизованных «агротуристических деревень», культурно-этнографических центров и т. п. (Характерно для стран с невысоким уровнем комфортности жилищного фонда в сельской местности, но с хорошим турпотенциалом). Эта модель для успешной реализации требует прежде всего инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона и на местах.

    в) Создание государственных (или, реже, частных) сельскохозяйственных парков. Помимо развития туротрасли как таковой, основанная на такой модели концепция ставит во главу угла популяризацию и пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов национального (традиционного) сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации такой модели обычно курирует ведомство, отвечающее за развитие сельского хозяйства (а не туротрасли как таковой). Являясь многофункциональными центрами, государственные сельскохозяйственные парки параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу, оставаясь при этом развлекательными туристическими объектами и постоянно действующими выставочно-экспозиционными центрами.

    Реально осуществляемые в мировой практике концепции агротуризма обычно помимо экономического (коммерческого) аспекта несут также определенную идеологическую нагрузку. Как правило, развитие агротуризма связывают с решением социокультурных задач (сохранение национальных и этнокультурного наследия, сохранение природной и историко-культурной среды обитания, архитектурно-исторического пространства, возрождение и пропаганда традиционных ценностей и образа жизни и т. д.). В практическом решении последних ведущая роль принадлежит местным сообществам.

    В последнее время при разработке национальных концепций развития туризма в ряде европейских стран специально отмечается высокая роль территориального самоуправления, местных сообществ в развитии различных направлений эко- и агротуризма.

    В настоящее время выделяют четыре вида экотуризма и экотуров.

  3. Научный туризм. В ходе научных экотуров туристы участвуют в различного рода исследованиях природы, ведут полевые наблюдения. Например, широко известны экотуры, связанные с наблюдением за поведением птиц в Латинской Америке, подсчетом численности популяций китов в Тихом океане. Как правило, туристскими дестинациями в таких турах выступают особо охраняемые природные территории (ООПТ): заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. К научному туризму относятся и зарубежные научно-исследовательские экспедиции, а также полевые практики студентов, обучающихся на естественно-научных факультетах университетов и институтов.
  4. Туры истории природы. Это путешествия, связанные с познанием окружающей природы и местной культуры. Как правило, такие туры представляют собой совокупность учебных, научно-популярных и тематических экскурсий, пролегающих по специально оборудованным экологическим тропам. Чаще всего они так же организуются по территориям заповедников и национальных парков. Сюда же относятся походы школьников, в ходе которых преподавателем, гидом проводятся экскурсии и беседы о природе. Этот вид экотуризма особенно популярен в Германии, поэтому его еще называют «немецкой моделью развития экотуризма».
  5. Приключенческий туризм. Данный вид объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе (outdoor), имеющие своей целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов. Сюда относятся такие виды туризма, как альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный и горнолыжный туризм, каньонинг, конный туризм, маунтбайк, дайвинг, парапланеризм и т.д. Многие из этих видов туризма появились недавно и считаются экстремальными, так как связаны с большим риском. Вместе с тем это самый быстроразвивающийся, доходный, хотя и дорогостоящий, вид экотуризма. Приключенческий туризм часто называют «тяжелым экотуризмом» в связи с тем, что жажда туристов к приключениям здесь превалирует над мотивами охраны природы.
  6. Приключенческий туризм часто отождествляют со спортивным туризмом (альпинизмом, спелеологией, парапланеризмом и т.д.) и активным туризмом, когда туристы перемещаются с помощью так называемых активных способов (пешком, на велосипедах, лодках, плотах и т.д.). На самом деле это не совсем верно.

    Спортивный туризм как путешествия с целью занятия спортом или посещения соревнований включает и виды туризма, не связанные с приключениями, риском. Например, футбольные команды, отправляющиеся на учебно-тренировочные сборы, или болельщики-фанаты, следующие за своей командой на выездной матч.

    В то же время приключенческий туризм включает виды путешествий без активных способов передвижения. Например, джипинг — путешествия по пересеченной местности на автомобилях повышенной проходимости, или ВАSЕ — прыжки со специальным парашютом с летательных аппаратов, отвесных скал, высоких антропогенных объектов (арочных мостов, телебашен и т.д.) или глубоководные погружения.

    В настоящее время на мировом рынке приключенческий туризм (adventure tourism) — это не просто путешествия с приключениями, а туры с элементами чего-то необычного, исключительного для туристов. Один и тот же туроператор на данном сегменте рынка может предлагать широкий спектр услуг: от банальной пешей прогулки по лесу до экспедиции в Антарктиду.

    Например, ведущий английский туроператор «Exodus» предлагает следующие виды приключенческих туров1:

  • Discovery and Holiday — путешествия в отдаленные регионы планеты с активными перемещениями.
  • Europen Destinations — краткосрочные недорогие туры в ООПТ европейских стран с передвижениями на велосипедах или пешком.

    Walking and Trekking — базовый вид приключенческого туризма. Это пешеходное путешествие, поход без переноски багажа (вещи туриста несет специальный носильщик или их перевозят транспортом) по специальным экологическим тропам.

  • Multi Activity Holidays – путешествие, предполагающее значительные физические нагрузки продолжительностью около одной недели, включающее рафтинг, каньонинг, спелеологию, скалолазание, рыбную ловлю, джипинг.
  • Overland – путешествие на специально переоборудованных для жилья грузовых автомобилях повышенной проходимости. Как правило, тур организуется в страны с теплым климатом (Африка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия), и туристы посещают за одну поездку несколько стран.

    4. Путешествия в природные резерваты, ООПТ. Высокая аттрактивность уникальных и экзотичных природных объектов и явлений, находящихся на ООПТ, привлекают множество туристов. Например, 48% туристов, прибывающих в Латинскую Америку, имеют целью путешествие в природные резерваты. Руководство многих национальных парков, заповедников превращают экологические экскурсии в настоящее шоу. Примером может служить Йеллостоунский национальный парк в США, где продолжительность экскурсий рассчитана по минутам и связана с периодами активности гейзеров. Очень часто показ природных объектов, особенно в пещерах, сопровождается цветовой подсветкой, музыкой, театрализованными представлениями, демонстрирующими сцены из жизни аборигенов. Этот вид экотуризма наиболее развит в Австралии, поэтому его отождествляют с «австралийской моделью развития экотуризма».

    Три наиболее важных элемента экотура, определяющих выбор клиента: 1) уникальность района будущего путешествия; 2) наличие и профессионализм гидов; 3) возможность активного отдыха (прогулки, пешие и конные переходы, занятия спортивным туризмом и т.д.).

    Для экотуристов, интересующихся местной культурой, добавляется возможность посетить древние руины, музеи, встретиться с местными жителями. Более 10% опытных экотуристов назвали профессионализм гидов важнейшей составляющей выбора. Это связано с тем, что большое количество клиентов турфирм жалуются на недостаток информации о природе, культуре и истории мест, которые они посещают.

    Рекреационные потребности экотуристов меняются особенно быстро: только 45% проводят следующее путешествие, как и предыдущее. Остальные стремятся к поиску нового, в том числе и приключений. Поэтому туроператоры должны чутко реагировать на опыт клиентов, разрабатывая новые туры и предлагая отлаженные программы для новичков.

    Опытные экотуристы, как правило, сочетают несколько видов активного отдыха в одном туре (трекинг, конные переходы, рафтинг и каноэнг, каньонинг и т.д.), уделяя большое внимание путешествиям по воде.

    Что касается выбора средств размещения, то 40% экотуристов предпочитают останавливаться в деревнях; 27% — в палаточных лагерях; 21 % — в комфортабельных отелях; 33% — в других отелях. По данным Службы туризма Канады, в приключенческом туризме 41% туристов предпочитают останавливаться в коттеджах и хижинах, а более 40% — в палаточных лагерях и биваках.

    В ближайшем будущем наиболее перспективными видами туризма будут круизы, экологический, приключенческий, познавательный и тематический туризм.

    Исходя из вышесказанного можно выделить основные факторы развития мирового рынка экотуризма:

    Развитие туризма в целом и внимание общества к защите окружающей среды приводят к развитию экотуризма в целом.

    На развитие активных видов туризма сказываются: «бум» активного туризма, мода на подвижный образ жизни; демографические изменения; появление новых видов туруслуг; переполненность традиционных туристских центров.

    Факторы, сдерживающие спрос на туруслуги – экотуристы избегают места наибольшего скопления туристов; требования экотуристов гарантий полной безопасности путешествия; недостатки в продвижении туристских местностей.

    Факторы, сдерживающие предложение на туруслуги: недопустимость превышения допустимой нагрузки на туристские ресурсы; сложности в развитии туристкой инфраструктуры в труднодоступных районах; недостаток в хорошо подготовленных гидах-проводниках.

    3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ АГРО И ЭКОТУРИЗМА

     

    В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей среды. В настоящее время проблема охраны окружающей среды и ее улучшение занимают важное место во многих исследованиях. Ранее исследованиям по анализу туристской деятельности уделялось мало внимания, да и то рассматривали воздействие туризма только в определённых точках земного шара или воздействие отдельных его видов.

    Воздействие туризма на окружающую среду может быть прямым, косвенным и побудительным, а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и чёткого планирования, возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное.

    Положительное воздействие международного туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д.

    Однако во многих развивающихся странах не предпринимают ни каких шагов для защиты и сохранение природы из-за отсутствия необходимых финансовых средств, а полученные от туризма доходы перекачивались в другие, приоритетные сферы считавшиеся экономически более выгодными.

    При оценки влияния туризма на природу важно также, с кокой точки зрения она ведётся: ведь то, что считается положительным с точки зрения туристов, может оказаться негативной с точки зрения местных жителей. Например, сохранение парков может быть причиной сокращения пастбищ для скота и, следовательно, причиной спада производства пищевых продуктов.

    Негативные воздействие туризма, к сожалению, часто берут верх над положительными. В частности, это воздействие на качество воды в реках, морях, озёрах и на качество воздуха из-за применения транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания на масляном топливе; шум от деятельности разных развлекательных заведений; уничтожение местной и дикой фауны туристами; разрушение исторических памятников вандалами, осуществляя на них надписи, и т.д. Это примеры лишь незначительных повреждений, причиняемых окружающей среде.

    Политика строительства новых гостиничных комплексов и инфраструктур вдоль побережья, особенно в 70-е годы, отрицательно повлиявшая на окружающую среду, в последние годы стала неактуальна. В некоторых странах применяются ограничения на строительство зданий в непосредственной близости к морю, например в Индии.

    Так как в туристской сфере употребляется продукция многих других отраслей, прямо не производящих туристских продуктов, воздействие их на окружающую среду также следует учитывать.

    Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительности туристской деятельности. Однако многие, особенно развивающиеся страны игнорируют это, предпочитая коммерческую и финансовую сиюминутную выгоду.

    Для оценки влияния на окружающую природную среду приняты разные модели. В некоторых туристских местах слабо действуют нормативных акты, а природоохранные службы практически отсутствуют. Однако отсутствие нормативной базы, обеспечивающей защиту окружающей среды, не должно останавливать процесс планирования развития туризма. Специалисты в этой области должны провести собственную оценку воздействия на окружающую среду. Следует отметить, что защита окружающей среды является более простой и дешёвой мерой, чем исправление нанесённого вреда в будущем.

    Политика развития туризма с учётом экологического воздействия становится всё более актуальной, и всемирная туристская организация предлагает много программ по охране окружающей среды.

    Охрана и преобразование рекреационных территорий включает в себя определение норм нагрузок на природные комплексы, выделение зелёных зон и курортных лесов, охрану рекреационных земель, лесоустроительные мероприятия, охрану подземных вод и минеральных ресурсов и источников, сохранение чистоты воздушного бассейна и д.р.

    Туристская деятельность может привести к негативным последствиям: к нежелательным изменениям природы горных склонов, к загрязнению их отходами и т.п. Развитие рекреационной деятельности оборачивается многолюдьем, резким увеличением числа автотуристов. Вопросы охраны природных ресурсов должны решаться за долго до начала эксплуатации рекреационной территории, т.е. ещё в стадии проектирования. Обусловлено это тем, что именно природные ресурсы являются основой, «градообразующей базой» развития рекреационного хозяйства. «Градообразующая база» должна быть максимально сохранена ввиду сложности результативных мероприятий и их высокой стоимости.

    Туризм, как правило, выступает фактором, который стимулирует выявление, охрану, реставрацию и рациональное использование природных ресурсов и культурно-исторических ценностей. Это происходит потому, что принимающая иностранцев страна мобилизует рекреационные ресурсы, чтобы достойно встретить гостей, дольше их задержать на своей территории и составить самое благоприятное впечатление в целях прежде всего рекламного характера для потенциальных туристов. Во-вторых, это встречное стремление путешественников искать и находить новое, интересное и полезное во время зарубежных поездок. В-третьих, возможность использования части поступлений от туризма на охрану и восстановление национальных богатств.

    В настоящее время большинство стран Европы провели паспортизацию природных и исторических ценностей, что позволило наметить правильные пути развития туризма и охраны национальных богатств. Принятие в последние годы в ряде стран строгих мер, направленных на охрану природы, создание новых национальных парков и заповедников, попытки научного определения допустимых нагрузок на природу т.п. — всё это в значительной степени отразило стремление предельно нейтрализовать негативные стороны бурно развивающегося международного туризма и одновременно создать для него наиболее благоприятную обстановку, сохранить и улучшить природно-географическую обстановку, сохранить и улучшить природно-географискую среду. Озеленение городов, борьба против шума и наведение чистоты тоже в известной степени результат требований развития туризма.

    К заслугам международного туризма следует отнести усиление охраны лесов и их восстановление в ряде европейских стран, создание на Гавайских островах так называемого «Райского парка», насчитывающего более тысячи видов тропических птиц, заповедника на острове на острове Саа-Нане на озере Виктория и т.д.

    Отрицательное влияние туризма, сказывается, прежде всего, на природных богатствах стран или районов массового отдыха и путешествий. Особую привлекательность для туристов имеют нетронутые лесные ландшафты. Конечно, лесные пожары, связанные с разжиганием костров, в основном относятся к явлениям, характеризующим внутренний туризм, а не международный, поскольку комфортабельно обставленные маршруты иностранных туристов, как правило, не сопровождаются приготовлением пищи на кострах. Однако вырубка лесов, вызванная созданием туристских комплексов, которые требуют расчистки площадок для строительства, стала сопутствовать развитию международного туризма.

    Национальные парки – один их наиболее притягательных объектов для туристов. Так, в США посещаемость национальных парков достигает 90 млн. своих и иностранных туристов в год. И как бы желательно ни относились к природе организаторы поездок и посетители, всё же из-за чрезмерного числа людей на ограниченных площадях национальных парков происходит распугивание животных и вытаптывание растительности. Совершенствование коммуникаций, создание торговой сети и отелей на заповедных территориях, вызываемое стремлением создать для туристов сервис и получить повышенную прибыль, также не способствует сохранению первозданных ландшафтов.

    Массовое развитие туризма, в том числе иностранного, таит немалую опасность и для животного мира, поскольку многие туристы не довольствуются осмотром, кинофотосъемками представителей фауны, а стараются принять участие в охоте, мало задумываясь над тем, не наносит ли отстрел животных ущерба природе. Несмотря на меры, принятые во многих странах, браконьерство иностранцев остаётся и сейчас ещё частым явлением в некоторых районах Африки, Азии и Латинской Америки.

    Итак, чрезмерное «наступление» на природу, проводимое в целях развития туризма, не служит ни сохранности природных богатств, ни улучшению отдыха туристов.

    Решение этой важнейшей и далеко не простой проблемы должно идти по линии повышения общей культуры туризма, в том числе и международного, усиление законодательных и охранных мер, выработки с научных позиций норм нагрузки на каждый туристский объект, развития экологического туризма.

    Охрана природных богатств требует создания и специальных технических средств. Это касается, во-первых, внедрения в курортное дело различного вида машин для очистки пляжей, приточных вод и вод морей, озёр и водохранилищ; во-вторых, более широкого использования техники для наблюдения за состоянием природы и поведением отдыхающих; в-третьих, обеспечение туристов новыми видами транспорта, снаряжения и оборудования, использование которых исключило бы нанесение ущерба природе.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 2006.
  2. Дмитлевский Ю.Д. Туристические районы мира. – М.: Туристические районы мира. – Смоленск: СГУ, 2004.
  3. Дроздов А.В. Экологический императив и рекреационная география. // Известия РАН. Серия географическая. – 2000. — №4.
  4. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. Географии международного туризма. – М.: Мысль, 2006.
  5. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. – М.: Мысль, 2006.
  6. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.
  7. Панов И.Н. Экологический туризм //География. — 2005. — №45.
  8. Папирян Г.А. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  9. Тарасенок А. Виды экологического туризма // Туризм и отдых. – 2005. — №21.
  10. Храбовченко В.В. Экологический туризм.–М.: «Финансы и статистика», 2007.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.75MB | MySQL:122 | 1,915sec