Аргентина

<

080414 1430 1 Аргентина

1. История развития МЭО Аргентины

 

В развитии хозяйства Аргентины отчетливо выделяется 7 последовательных периодов: создание натурального хозяйства (16–18 вв.); формирование общенациональной экономики (конец 18 в. – 1860); этап преимущественного экспорта зерна и скота (1860–1930); создание промышленной базы в городах (1930–1945); провозглашенное Пероном развитие экономики с опорой преимущественно на внутренние ресурсы и перестройка экономики при ведущей роли государства (1945–1975); фаза экономической нестабильности в период военной диктатуры (1976–1983); наконец, фаза постепенной стабилизации экономики и ее структурной перестройки, направленной на развитие рыночных отношений. На каждом этапе развитие хозяйства страны определялось совместным действием нескольких факторов: положение в мировой экономике, состояние внутренней экономики и насущные интересы внутренней политики.

В колониальную эпоху Аргентина была одной из самых мало развитых и скудно населенных окраин обширных и богатых испанских колоний в Америке. Здесь не существовало общенациональной экономики; на территории страны функционировало несколько относительно автономных и слабо развитых региональных экономических единиц.

С конца 18 в. и до 1860 происходило превращение Аргентины из отсталой колонии с хозяйством, направленным в основном на удовлетворение внутренних потребностей, в страну с ориентированным на экспорт сельским хозяйством, прочно входящей в мировую экономическую систему. Этот период был отмечен растущим значением порта Буэнос-Айрес и области Пампа, в то время как внутренние территории постепенно приходили в упадок. По мере увеличения потоков капитала, товаров и рабочей силы производство основных экспортируемых продуктов смещалось из центральных областей к побережью. Благодаря развитию внешнеторговых связей, область Пампа достигла экономического процветания и земли здесь начали подниматься в цене. В период с 1800 до 1869 доля населения страны, проживавшего в прибрежных провинциях, выросла с 30 до 50%.

Наибольшей степени вовлеченности в мировую экономику Аргентина достигла в 1869–1914; в этот период на ее долю приходились самые крупные долгосрочные инвестиции капитала из Европы. Еще более важным фактором была иммиграция из Европы; между 1869 (годом первой переписи) и 1914 в Аргентину переселилось ок. 6,2 млн. человек, главным образом итальянцев и испанцев. 90% этих переселенцев обосновалось в Пампе, четверть из них – в сельской местности, что вызвало рост сельского населения Пампы с 600 тыс. до 1,9 млн. человек. Однако иммигранты, намеревавшиеся заняться сельским хозяйством, столкнулись с тем, что все лучшие земли были заняты крупными поместьями (т.н. эстансиями), которыми владели примерно 300 семей. Вследствие этого многим пришлось довольствоваться ролью арендаторов или издольщиков на землях крупных собственников. Некоторые сумели обзавестись собственными фермами, а остальные были вынуждены присоединиться к армии сельскохозяйственных наемных рабочих.

К 1920-м годам доход на душу населения в Аргентине был несколько ниже, чем в Швейцарии, и выше, чем в Швеции или во Франции. Аргентина стала страной с высоким уровнем урбанизации – в отличие от остальной Латинской Америки, где резко преобладает сельское население. Когда мировой экономический кризис 1930-х годов докатился до Аргентины, цены на зерно и мясо начали падать. Поскольку цены на промышленные товары снижались не так резко, как на экспортируемую продукцию сельского хозяйства, Аргентина столкнулась с ухудшением условий торговли на внешних рынках. Растущая реальная стоимость импортируемых товаров заставила аргентинскую промышленность производить товары широкого потребления, которые ранее ввозились из-за границы. Начиная с этого момента экономика Аргентины ориентировалась на внутренние потребности и возможности. Хотя за время мировой экономической депрессии в Аргентине произошло значительное снижение объема торговли как в физическом, так и в стоимостном выражении, а также ухудшение условий торговли и сокращение поступлений средств в форме прямых иностранных инвестиций и займов, в это время отмечалось расширение сектора обрабатывающей промышленности.

Серьезные экономические трудности в стране начались только в конце 1930-х. С началом Второй мировой войны оказались недоступными многие рынки в Европе, в частности во Франции и Нидерландах. Росла безработица, сопровождавшаяся падением реальной заработной платы. Растущая безработица в сельском хозяйстве вызвала массовый отток деревенских жителей в города. Строительство новых промышленных предприятий обеспечивало занятость, а преимущества, которыми пользовались промышленные рабочие, стимулировали миграцию населения в города.

Исторически сложилось так, что Аргентина была более тесно связана с Европой, чем с другими странами Западного полушария. Народ Аргентины ощущал свое родство с народами Испании и Италии, а с Францией у него издавна существовали тесные культурные связи.

Перон часто заявлял о притязаниях Аргентины на лидирующее положение в регионе и ее особом положении по отношению как к США, так и Советскому Союзу. После 1950 сменявшие друг друга правительства Аргентины все больше ориентировались в своей внешней политике на США, хотя после военного переворота 1976 произошло некоторое сближение Аргентины с СССР. Связь с США укрепилась после восстановления демократического режима в 1983. Особенно быстрыми темпами сближение происходило при Менеме: этот президент стремился установить «режим наибольшего благоприятствования» в отношениях между Аргентиной и США и наладить тесное политическое, военное и экономическое сотрудничество с Вашингтоном. Важным шагом на пути к лидерству Аргентины в Южной Америке и укреплению ее связей с другими латиноамериканскими странами было создание в 1991 субрегионального блока Общего рынка МЕРКОСУР, членами которого являются Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. В 1996 ассоциированными членами МЕРКОСУР стали Боливия и Чили.

Проведены переговоры между МЕРКОСУР и США об образовании межамериканской зоны свободной торговли; 15 декабря 1995 в Мадриде было заключено межрегиональное рамочное соглашение о сотрудничестве между МЕРКОСУР и ЕС. Это соглашение заложило основу для создания в будущем межрегионального политико-экономического образования, способного обеспечить тесное политическое сотрудничество участников и постепенную и последовательную либерализацию всех форм торговли. Первую встречу на высшем уровне с участием глав государств и правительств стран ЕС и МЕРКОСУР, направленную на закрепление усилий по межрегиональной интеграции, предполагается провести в июне 1999 в столице Бразилии Рио-де-Жанейро.

Вот уже полтораста лет между Аргентиной и Великобританией ведутся споры по вопросу о принадлежности Фолклендских островов (называемых в Аргентине Мальвинскими); в 1982 этот спор привел к кратковременным военным действиям и разрыву дипломатических отношений с Великобританией. В октябре 1998 президент Менем посетил Великобританию с первым официальным визитом после Фолклендского конфликта. Этот визит способствовал улаживанию дипломатических отношений и укреплению экономических связей между двумя странами. Великобритания стоит на третьем месте (после США и Испании) по объему капиталовложений в экономику Аргентины.

Длительное время оставался неурегулированным вопрос о принадлежности трех островов в проливе Бигл, на которые претендовала Чили; этот вопрос был решен при посредничестве Ватикана таким образом, что острова остались за Чили, но Аргентина сохранила права на прилежащие к ним воды Атлантического океана. Президенты Аргентины и Чили Карлос Менем и Эдуардо Фрей подписали 16 декабря 1998 соглашение, положившее конец спору относительно принадлежности некоторых территорий в Антарктике. Это соглашение успешно завершило переговоры, начавшиеся в 1991 между вновь избранными правительствами обеих стран, и получило поддержку со стороны оппозиционных партий как в Аргентине, так и в Чили.

Аргентина является членом Организации американских государств, членом Организации объединенных наций и большинства специализированных учреждений ООН. Аргентина имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1946).

 

2. Современные этапы развития международных экономических отношений России с Аргентиной

Аргентина является одним из наших старейших и крупнейших торговых партнеров в Латинской Америке. Постоянные коммерческие связи были налажены после установления в 1946 г. дипломатических отношений. Аргентина признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР 26.12.91.

Договорно-правовая база. Российско-аргентинские торгово-экономические связи основываются на широкой юридической базе:

  • Межправительственное Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 25.05.93;
  • Межправительственное Соглашение о создании Межправительственной Российско-Аргентинской Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 25.05.93;
  • Протокол о правовом положении Торгового представительства СССР в Аргентинской Республике от 05.11.64, которое уже было учреждено в Буэнос-Айресе ранее (в июне 1946 г.);
  • Соглашение о поставках машин и оборудования из СССР в Аргентину от 13.02.74. Срок заключения контрактов истек, однако указанное Соглашение действует до выполнения всех контрактов, подписанных в счет него ранее.
  • Соглашение о взаимных кредитах между ЦБ Аргентины и Внешэкономбанком от 06. 07.95, предусматривающее предоставление взаимных кредитных линий.
  • Соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 25. 11.97.
  • Соглашение о сотрудничестве между таможенными службами от 14. 11. 97 г.

    Ведется работа по дальнейшему обновлению договорно-правовой базы двусторонних торгово-экономических отношений.

    Идут переговоры по проектам Межправительственных Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и др.

    <

    В период 6-7 ноября 1997 г. в Буэнос-Айресе состоялось второе заседание Российско-Аргентинской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в ходе которого было подписано между Минсельхозпродом России и Секретариатом по растениеводству, животноводству, рыболовству и продовольствию Аргентины Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии.

    Торгово-политическая обстановка для работы на аргентинском рынке российских структур в послед

    нее время значительно осложнилась в связи с прекращением централизованных закупок аргентинских товаров, финансовыми трудностями обеих сторон, широким разгосударствлением аргентинской экономики и связанной с этим процессом переориентации наших отношений с госсектора на частнопредпринимательские структуры, провинции и муниципалитеты. Усложнились условия для продвижения российской машинотехнической продукции в связи с прекращением действия Соглашения о поставках машин и оборудования, которое обеспечивало конкурентноспо-собные финансовые условия их поставки.

    Товарооборот России с Аргентиной характеризуется следующими данными (млн. долл.): 118 в 1994 г., 191 в 1996 г., 224 в 1997 г.

    Основными товарами, экспортируемыми в Аргентину, являются машины и оборудование, дорожностроительное, метеорологическое, электротехническое оборудование, тракторы, веломототехника, трансформаторы, легковые и грузовые автомобили, а также топливо и смазочные материалы, прокат черных металлов, ферросплавы, минеральные удобрения.

    Импорт из Аргентины традиционно состоял в основном из сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Начиная с 1991 г., номенклатура нашего импорта из Аргентины значительно сузилась и представлена закупками мяса и мясопродуктов, фруктов, растительного масла, стальных труб нефтяного сортамента, одежды, обуви, чая, меховой одежды и другими пищевыми и потребительскими товарами

    Важной составляющей российско-аргентинского политического сотрудничества, которое в последние годы выходит на качественно новый уровень и становится все более заметным фактором международных отношений, является регулярный обмен мнениями между главами внешнеполитических ведомств. 
    У России и Аргентины в значительной степени совпадают цели на международной арене, прежде всего в том, что касается формирования справедливого демократического миропорядка, базирующегося на принципах многосторонности, в вопросах разоружения, миротворчества и урегулирования конфликтных ситуаций.

    Важной областью российско-аргентинского взаимодействия является сотрудничество двух стран в многостороннем формате, в т.ч. по линии интеграционных объединений, участниками которых являются Россия и Аргентина. В этом контексте для России представляет интерес развитие диалога и сотрудничества с региональными организациями Западного полушария (ОАГ, Южноамериканский общий рынок и другие).
    

    Правительство Российской     Федерации     и     Правительство    Аргентинской Республики, стремясь содействовать развитию торговли и экономических    отношений  между обеими странами на основе принципов равноправия и    взаимной  выгоды,  принимая  во  внимание   важные   изменения   в    экономическом   положении  обеих  стран,  открывающие  перспективы  укрепления сотрудничества между  странами  на  различных  уровнях,  включая взаимные связи между организациями и предприятиями, исходя  из возможностей  промышленного  и  научно-технического  потенциала  Российской  Федерации и Аргентинской Республики для интенсификации  торгового  и   экономического   сотрудничества,   заключили соглашение   между правительством Российской Федерации и правительством Аргентинской Республики о торговле  и экономическом сотрудничестве Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 870 в ред. на 20 ноября 2006 г.
    

    По объему торгово-экономических отношений Аргентина — один из ведущих партнеров России в Латинской Америке. Доля России во внешнеторговом обороте Аргентины остается незначительной — менее 1%. В 2003 году объем товарооборота между двумя странами составил 295 млн. долл., в то время как в 80-е гг. XX века он достигал 3 млрд. долл. в год. В 2004 году экспорт Аргентины в Россию составил 350 млн. долл., а экспорт России в эту страну — только 35 млн. За 7 месяцев 2005 года Аргентина поставила продукции на 360 млн. долл., а Россия — на 34 млн. долларов.

    Наблюдается рост товарооборота между Россией и Аргентиной – в 2005 году его объем увеличился на 52% и составил $691,5 миллионов. Россия поставляет в Аргентину продукцию химической и металлургической промышленности, а Аргентина в Россию — в основном мясо и вино.

    Экономическое сотрудничество традиционно играет значительную роль в российско-аргентинских торгово-экономических связях. Российские организации поставили оборудование для ГЭС «Сальто Гранде» (135 мвт. х 14), ТЭС «Баия-Бланка» (310 мвт. х3), ТЭС «Костанора» (310 х 1 мвт.), ГЭС «Пьедра-дель-Агила» (356 х 4 мвт.), разработали ТЭО увеличения пропускной способности и модернизации двух линий электропередач (всего на сумму около 300 млн. долл.); выполнили проектно-изыскательские работы по электрификации железнодорожного участка Ретиро-Пилар; построили троллейбусную линию в г. Кордоба; выполнили дноуглубительные работы в портах Баия-Бланка, Кекен и Бельграно на сумму 227 млн. долл.

    Объем тех содействия, оказанный Аргентине, составил в 1993 г. – 9,2 млн. долл., в 1994 г. – 15,5 млн. долл., в 1995 г. – 13,8 млн. долл., в 1996 г.- 12,5 млн. долл., 1997 г.- 16, 3 млн. долл.

    В настоящее время тех содействие Аргентине оказывается в основном в области энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Так, АО «Энергомашэкспорт» провело работу по вводу 1 ноября 1997г. в эксплуатацию агрегата мощностью 30,45 мвт на ГЭС «Нуил-4», что увеличило кпд генератора и значительно снизило эксплуатационные затраты. Для ГЭС «Ясирета» в июне 1997 г. была поставлена последняя партия силовых трансформаторов (всего поставлено 23 шт.).

    В рамках программы «Исследования по увеличению мощности существующих турбин» в ноябре 1997 г. были завершены натуральные испытания турбины № 9 на ГЭС «Сальто-Гранде» . На ТЭС «Костанера» проведен ремонт энергоблока № 7. Продолжается работа, связанная с поддержанием нормальной эксплуатации в послегарантийный период 4 агрегатов, установленных на ГЭС «Пьедра-дель-Агила» .

    АО «Энергомашэкспорт» продолжает работу по поиску новых объектов. Так, оно принимало участие в торгах по гидроэнергетическому комплексу «Караколес-Пунта-Негра» на поставку оборудования для линии электропередач и др. Ведет подготовку к участию в 1998 г. в уже объявленных торгах на строительство гидротехнического комплекса «Рио-Бермеха», включающий строительства трех ГЭС: «Камбари» – 2 агрегата по 51 мвт; «Лас Палас» – 2 агрегата по 44 мвт;

    «Арразаль» – 2 агрегата по 46,5 мвт.

    АО «Техностройэкспорт», завершив в 1996 г. выполнение дноуглубительных работ в портовой системе Байя-Бланка, ведет переговоры с аргентинскими фирмами по ряду проектов: строительство мостового перехода Росарио-Виктория (в объем работ входит строительство более 20 больших и малых мостов и сооружение насыпи длиной 50 км. в пойме реки Парана под полотно автодороги), эксплуатация троллейбусных линий, построенных при содействии «Техностройэкспорт» .

    АО «Техмашэкспорт» ведет работу по противоградовой защите в провинциях Мендоса и Жужуй. Предполагается распространить эти работы на провинцию Сальта.

    В 1996г. с космодрома г. Плесецка с помощью российского ракетоносителя был осуществлен запуск на орбиту аргентинского спутника связи. В рамках подписанного в 1995 г. соглашения о научно-техническом сотрудничестве между НПО им. Лавочкина и аргентинской компанией «Каратех» осуществлялись контакты по вопросам развития и углубления кооперации в реализации провинциальной космической программы. Рассматривается вопрос использования российского ракетоносителя для запуска второго спутника.

    В рамках Соглашения между ВЭБ России и ЦБ Аргентины от 05.11.84 Аргентинской Стороной осуществляются платежи погашение задолженности Аргентины по коммерческим кредитам, предоставленным внешнеторговыми организациями для поставки машин и оборудования, а также оказания услуг. Задолженность Аргентины по поставкам составляет около 60 млн. долл. (переводятся на счета соответствующих внешнеторговых объединений по расписанным тратам). Платежи осуществляются своевременно в сроки, предусмотренные контрактными обязательствами.

    В развитии торгово-экономического сотрудничества между нашими странами имеется ряд проблем валютно-финансового характера:

    – реализация подписанных в 1990-91 гг., но не исполненных контрактов на закупку шерсти 30,6 млн. долл. по линии ВО «Новоэкспорт», а также контрактов на закупку готовой кожи, подписанных в 1993г. АО «Рослегпром» и ВО «Рослегимпекс» на 9,63 млн. долл.

    Объем аргентинских инвестиций в экономику России еще незначителен. На территории России создано 10 совместных предприятий, в основном, в области предоставления торгово-посреднических услуг, в нефте -и газодобыче, в легкой и пищевой промышленности и др.

    При участии аргентинской фирмы «Сольда» в 1989 г. .на «Экспериментальном заводе металлоизделий и спортивных знаков» создано СП «Деларс», которое занимается производством гимнастических снарядов.

    Несколько совместных российско-аргентинских предприятий создано в легкой промышленности. Так, в Москве с аргентинской фирмой «Самуни» создано СП «Артсо», специализирующееся на производстве и реализации изделий из кожи. Основными учредителями предприятия с российской стороны являются: обувное объединение «Восток», г. Москва, АО «Кожобувь», г. Курск, «Кубинская обувная фабрика», г. Кубинка Московской области, кожевенные объединения г. Москвы, Осташкова, С Петербурга, Рязани, а также АО «Протопат» совместно с АО «Астрит», специализирующееся на ремонте судовой техники и, кроме того, на российском рынке работают российско-аргентинские предприятия: СП «Виа Валросса» по производству и реализации косметической продукции; СП, созданное на базе Кечимовского нефтегазового месторождения Ханты-Мансийского автономного округа.

    В последнее время активизировались контакты российских организаций с провинциями и муниципалитетами Аргентины. Визиты в Российскую Федерацию делегаций провинций Буэнос-Айрес, Мисьонес, Кордоба, Жужуй, Энтре-Риос, Мендоса, Ла Пампа, а также поездки в Аргентину делегаций Уральского региона, Московской, Пермской, Курской и Калининградской областей, Удмуртской Республики, Алтайского и Краснодарского края свидетельствуют об имеющихся перспективах по развитию сотрудничества между аргентинскими провинциями и российскими регионами. С рядом российских регионов и аргентинских провинций подписаны соглашения о сотрудничестве. В Москве имеется представительство провинции Буэнос-Айрес, а в Санкт-Петербурге провинции Кордоба.

    Россия и Аргентина выражают готовность наращивать конструктивное взаимодействие во внешнеполитической сфере и многоплановое торгово-экономическое сотрудничество. Это было подтверждено на встрече президента Российской Федерации В.В.Путина с президентом Аргентины Н.Киршнером в ходе 60-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре 2006 г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Оценка уровня открытости экономики Аргентины

     

    Уровень открытости экономики Аргентины довольно невысок, хотя правительством принимаются все меры для допуска иностранных инвесторов в страну.

    Аргентина существенно отличается от России большей интегрированностью в мировую экономическую и финансовую систему. По этой причине курс аргентинской национальной валюты ближе к уровню паритета покупательной силы, а ВВП в долларовом выражении на душу населения почти в 2 раза выше, чем в России.

    Основой экономики Аргентины является сельское хозяйство. Здесь выращивают зерновые и масличные культуры, сахарный тростник, хлопок, фрукты, трава мате. Аргентина является одним из самых крупных в мире производителей продукции животноводства. Эта отрасль известна не только количеством поголовья но и качеством мяса и кожи. Самые важные отрасли промышленности занимаются переработкой продукции сельского хозяйства.

    В Аргентине есть месторождения железной руды, урана, свинца, цветных металлов, стройматериалов. Добывают нефть, природный газ, уголь. Следует также отметить рыболовство — ловят речную, озерную и океанскую рыбу. Аргентина является крупным экспортером продукции сельского хозяйства. Развитие экономических связей и открытость экономики страны сделали возможным создание совместно с другими странами Южной Америки международного объединения — МЕРКОСУР — Общий Рынок Южного Полушария.

    В стране развиты все современные виды транспорта — воздушный, морской, речной, автомобильный и городской. Международный аэропорт Буэнос Айреса им. Министра Пистарини — Ezeiza — находится в 35 км от города. В столице есть еще и аэропорт для внутренних авиаперевозок — Aeroparque Jorge Newbery. Наиболее удобные авиаперелеты из Европы — рейсы авиакомпаний «Lufthansa» и «Air France».

    Из-за достаточно высокой степени интегрированности в мировую экономику Аргентина понесла ощутимый удар в результате мировой рецессии, начавшейся в 2001 г. На ее экономике сказывался еще финансовый кризис и замедление мирового роста с 1997 г., но спад 2001 г. оказался особенно болезненным. Эти тенденции усугублялись рестриктивными мерами в денежно-кредитной и фискальной сфере по рекомендациям МВФ, которым Аргентина до последнего старалась следовать. В результате темп падения ВВП в2001г. достиг 6%, а безработица приблизилась к уровню 20%.

    Аргентинское правительство в 2002 г. начинала рассчитанную на десять лет программу реформ. Остановив гиперинфляцию и заявив о стабилизации цен, аргентинское правительство сократила свой государственный сектор, проведя приватизацию сталелитейной и нефтяной промышленности, банковского сектора, предприятий связи и авиакомпаний, а также предприятий водоснабжения, шоссейных дорог, предприятий, занимающихся предоставлением почтовых услуг, и даже приватизировала систему социального обеспечения. Была введена довольно замысловатая стратегия управления государственным долгом, которая продлила срок действия долговых обязательств, и приняла самые строгие во всем развивающемся мире банковские стандарты, что позволило ведущим иностранным банкам играть главную роль в ее финансовом секторе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Особенности развития МЭО Аргентины с экономическими организациями

     

    В 2006 году Аргентина является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, входит в координационную «тройку» Группы Рио. В первой половине текущего года Аргентина – временный председатель Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) – крупнейшего в Латинской Америке интеграционного объединения.

    В таможенный союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая (MERCOSUR) входят страны с низкой степенью открытости экономики. Коэффициент, определяющий отношение совокупного объема импорта и экспорта к ВВП (стандартный показатель открытости экономики), не превышает 15% в Бразилии и 20% — в Аргентине. Между тем в Чили, Мексике, Новой Зеландии и Корее он составляет 60%, а в ряде европейских и азиатских стран превышает 100%.

    Хотя MERCOSUR и был необходим, чтобы вывести своих членов из торговой изоляции, он не смог помочь им интегрироваться в международную систему торговли. Однако анализ торговой политики Аргентины свидетельствует о том, что основным тормозом для ее развития стал сам таможенный союз.

    Как и в большинстве таможенных союзов, в MERCOSUR действуют единые внешние пошлины для защиты членов союза, а пошлины внутри союза низки или равны нулю. Это стимулирует торговлю между членами союза, но подавляет торговые отношения с остальным миром. Объемы торговли внутри MERCOSUR быстро росли до начала 1999 г., когда был девальвирован бразильский реал. Аргентинское песо тогда осталось на месте, и экспорт из Аргентины начал сокращаться. В результате встал вопрос о том, в какой степени один член союза может «отпускать» свою валюту, чтобы это не повредило другим.

    Несмотря на существенный рост в 1996 — 1997 гг. доллара относительно европейских валют и иены (а вместе с ним росло и песо), экспорт из Аргентины в страны, не входящие в MERCOSUR, продолжал быстро расти. Текущее обсуждение валютной политики в странах — членах союза выявляет истинную проблему, которая встала перед ними: производство в секторах, защищаемых с помощью пошлин, становится неэффективным, и поэтому оно так сильно реагирует на изменения курсов валют стран MERCOSUR.

    В открытых экономиках компании значительно смягчают негативный эффект от изменения курса путем переориентации экспорта в другие регионы. Однако в закрытом от внешнего мира MERCOSUR многие товары неконкурентоспособны и не могут поставляться на рынки за пределами союза. Ярким примером является автомобильная отрасль Аргентины, где и производство, и экспорт сократились с 1998 г. более чем на 50%. Поэтому чем больше MERCOSUR закрывается от международной торговли, тем больше экономика входящих в него стран страдает в результате изменений валютных курсов членов союза.

    Аргентина также входит в Латиноамериканскую ассоциацию интеграциии. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Находится на этапе общего рынка.

    Цель ЛАИ — развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка. Задачи ЛАИ:

    – содействие и регулирование взаимной торговли стран-членов;

    – поэтапное создание латиноамериканского общего рынка.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. Основные тенденции и закономерности развития внешней торговли в условиях глобализации

     

    В 1995 объем экспорта составил 15,8 млрд. долл., импорта – 21,6 млрд. долл. Около 55% доходов от экспорта приносит сельскохозяйственная продукция, главным образом мясо, пшеница, кукуруза, семена масличных культур и изделия из кожи. Промышленная продукция составляет 30% объема экспорта, еще 11% приходится на топливо, руды и металлы. Основные статьи импорта Аргентины – машины, химические товары, металлы, топливные и смазочные материалы. Главными торговыми партнерами Аргентины являются США, Бразилия, Германия, Япония и Великобритания. Центральное место во внешнеторговых связях Аргентины составляют страны, входящие в МЕРКОСУР; в частности, в 1997 на долю входящих в этот блок Бразилии, Уругвая и Парагвая приходилась треть аргентинского экспорта и более одной пятой импорта. В период с 1991 по 1997 экспорт в страны МЕРКОСУР вырос на 379%, а импорт из этих стран – на 321%.

    В 1997 внешний долг Аргентины составлял 109 млрд. долл. Взятый правительством Аргентины в 1990-х курс на развитие свободного рынка позволил размещать собственные ценные бумаги на международных рынках и таким образом существенно увеличить средние сроки погашения внешнего долга (до 14,9 лет в 1997, по сравнению с 3,3 года в начале десятилетия) без увеличения расходов на обслуживание долга.

    К 2001 государственный и частный внешний долг Аргентины достиг почти 200 млрд. долл., что превышало 50% ВВП. Проведенная частичная реструктуризация долга привела к тому, что страна получила отсрочку, однако проценты возросли до 15–16% в год. В стране все громче раздаются требования о приостановке или прекращении выплаты долгов или, по меньшей мере, о пересмотре его условий.

     

     

    6. Характеристика ведущих ТНК страны и их роль в развитии МЭО

     

    Со времени первого периода правления Перона правительство Аргентины осуществляло прямое руководство экономикой страны. В начале 1980-х годов более 40% национального дохода и около 50% объема капиталовложений приходилось на долю государственных компаний либо компаний, либо контролируемых государством. Однако осуществление рыночных реформ в 1990-е годы значительно снизило роль государства в управлении экономикой. Десятки предприятий были проданы, в том числе компании «ИПФ» (нефть), «ЭНТЕЛ» (телекоммуникации), авиакомпания «Аэролинеас архентинас», «СОМИСА» (производство стали), «СЕГБА» (электроэнергия) и «Газ дель эстадо» (добыча природного газа). Основу экономической системы составляют крупные аграрные хозяйства, средние и мелкие промышленные фирмы местных предпринимателей и крупные предприятия химической, автомобильной, мясохладобойной и нефтехимической промышленности, полностью или частично принадлежащие иностранным инвесторам.

    Список использованной литературы

     

  1. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Аргентинской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 870 в ред. на 20 ноября 2006 г. // 
    
  2. Былиняк С.А. Развивающиеся страны: мирохозяйственные проблемы во взаимозависимом мире.–М.: Наука, 2000.
  3. Лавровская Т.В. Североамериканская интеграция: экономические и политические аспекты.–М.: Наука, 2003.
  4. Нухович Э.С., Ситиенко Б.М., Эскиндеров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ – XXI веков .– М. : Изд-во Финансовой Академии при правительстве РФ, 2004
    
  5. Пабло Гуидотти. Вся проблема в MERCOSUR // Ведомости. 2001. 23 июля 2001. № 129 (452)
  6. Связи с Россией // Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ. ХАУСМАНН Рикардо ПРЕДНАМЕРЕННАЯ ГРУБОСТЬ О’НЕЙЛА // Логос -пресс. 31 августа 2001. № 31 (431)
  7. Эльянов А. индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей России // МЭ и МО. 2000. № 1– 2.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.83MB | MySQL:117 | 1,614sec