ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЗАДАЧИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

<

080914 1452 1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЗАДАЧИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (2).

Концепция демографической политики Российской Федерации — система определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2015 года.

Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста (2).

Задачами демографической политики Российской Федерации являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья (2).

    в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства (2).

    в области миграции и расселения:

  • регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
  • повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам (2).

    В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

  • укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;
  • сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
  • улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
  • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний (2).

    В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.

    Необходимо возродить систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.

    Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

    Первоочередной задачей является усиление роли первичной медико-санитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование коечного фонда (уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг дневных стационаров).

    Органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем (2).

    Необходимо усилить государственную поддержку мер, направленных на профилактику, раннее выявление заболеваний, разработку и внедрение современных технологий в лечебно-диагностические процессы.

    Важным направлением является разработка и внедрение прогрессивных организационных и перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным, развитие перинатальных центров; разработка и внедрение в практику эффективных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции; разработка и внедрение стандартов по охране репродуктивного здоровья; проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем.

    Особое внимание должно уделяться охране репродуктивного здоровья подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию.

    В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

  • ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;
  • создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;
  • обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;
  • формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;
  • разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства (2).
    <

    Необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

    Важным направлением повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.

    Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой.

    Необходимо разработать комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.

    Для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей.

    Необходимо разработать механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них — дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

    В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и направления:

  • привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств — участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;
  • создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Российской Федерации;
  • обеспечение легализации миграции в Российскую Федерацию путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и пр. механизмов;
  • создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации (4).

    Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

    Необходимо разработать подходы к регулированию иммиграционных потоков, создать действенный механизм миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации.

    В рамках разработанной Федеральной миграционной программы не предусмотрено финансирование комплекса мер, направленных на стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы иммиграционного контроля и т.п.

    Реализация Концепции предполагает:

  • объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Российской Федерации;
  • координацию действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на оздоровление демографической ситуации;
  • разработку федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения;
  • концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международных организаций;
  • обеспечение учета демографической ситуации в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;
  • продвижение в решения международных организаций, занимающихся вопросами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам российской политики в этих областях (2).

    На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:

  • разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;
  • разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
  • организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики (2).

    Концепция служит основой для формирования демографической политики в субъектах Российской Федерации и разработки региональных планов по улучшению демографической ситуации.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

     

    В Краснодаре ещё в январе 1992 года была принята декларация принципов межнациональных отношений в Краснодарском крае, явившаяся важным нормативным актом. Затем была принята Программа стабилизации межнациональных отношений, которая содержит механизмы деятельности по стабилизации на уровне края.

    Одновременно шло формирование структурных элементов инфраструктуры межнационального согласия в крае. Был создан отдел межнациональных отношений в краевом Совете – законодательном органе, перед которыми ставились задачи по формированию краевой нормативной базы, затем преобразованный в управление по делам национальностей и миграции в администрации края, то есть в органе исполнительной власти.

    Управление ответственно за реализацию программы стабилизации межнациональных отношений, координирует деятельность всех властных структур по выполнению этой программы. Особое значение для сохранения межнационального мира имеет предотвращение преступлений на национальной почве. Преступления, в которых жертва и преступник являются представителями разных национальностей – наиболее распространенный повод конфликта и его катализатор. Эта общемировая закономерность подтверждается и на Кубани.

    С целью профилактики этнической преступности, предотвращения уголовных проявлений в национальном противостоянии в главном краевом управлении внутренних дел создан подотдел по межнациональным отношениям. Инспектора или старшие инспектора подотдела имеются в каждом районе и городе края. В прокуратуре края есть старший помощник прокурора по межнациональным отношениям.

    Однако, одни только властные и правоохранительные структуры не могут решить все проблемы межнациональных отношений и не составляют полную инфраструктуру межнационального согласия. Необходимо дополнить усилия власти в этом направлении усилиями общественных организаций. В крае существует несколько сотен национальных общественных организаций разного уровня (включая казачьи.) Наибольшую часть их составляют казачьи и армянские (армяне – второй по численности этнос края.) Кроме станичных, городских организаций существуют краевые объединения, например, Кубанское казачье войско, Всекубанское казачье войско. Координационный совет армянских обществ края. Власти заинтересованы в примирении разных национальных объединений и в координации их позитивной деятельности. С этой целью создан Совет представителей национально-культурных объединений края. Совет является совещательным органом, который имеет право обсуждать любые проблемы межнациональных отношений и давать рекомендации краевым властям по разрешению этих проблем.

    Общественные национальные организации объединены еще одной структурой – Краснодарским центром национальных культур. Центр располагает помещением и получает минимальное финансирование на содержание четырех штатных работников. Национальные общества, входящие в центр, получают в нем помещения для работы, телефоны и платят взносы на содержание этих помещений. Кроме того, что центр помогает любому национальному обществу проводить национальные праздники, собрания, центр проводит и мероприятия, общие для всех его членов (например, празднование 200-летия Краснодар – Екатеринодара.) Большое значение имеет то, что руководители разных национальных обществ, постоянно общаясь в центре национальных культур, узнают друг от друга чужие проблемы и интересы. Этот фактор личных взаимоотношений помогает решать многие проблемы, снимать напряженность, возникающую между национальными обществами.

    Подобная структура межнационального согласия позволяет сохранить стабильность межнациональных отношений в довольно сложных условиях. Так, остается актуальной проблема взаимоотношений армянского населения армянской миграции и выселения мигрантов нескольких последних лет. Сохраняется напряженность вокруг турок-месхетинцев, проживающих в западных районах края.

    На побережье Черного моря, в Лазаревском и Туапсинском районах, лидеры адыгов-шапсугов по-прежнему, хотя и менее активно, чем раньше, выдвигают требование создания шапсугского национального района. Но надо сказать, что все спорные вопросы и межнациональные конфликты и на Кубани, и в Ставрополье решались за столом переговоров. Важное значение придавалось применению научных выводов об этническом статусе национальных групп в полиэтническом пространстве и взаимодействию этнических культур, учитывая целый ряд дополнительных факторов.

    К ним относятся оптимальность социальной структуры этноса его экономическое положение и положение в системе государственной власти, уровень образования, тип расселения, тип этноконтактной среды. Именно группы социально-экономических факторов в значительной степени определяют вариативность этнического статуса.

    Все это важно учитывать в сегодняшней ситуации, формированию межнациональных отношений, формированию межнационального согласия.

    Вместе с тем важно отчетливо сознавать, что призывы к национальной обособленности не только приведу к новому обострению национальных проблем, но и затормозят поступательный общественный процесс тех народов, которые отгородятся от остального мира. В этой связи еще раз хотелось бы обратиться к проблеме национального и даже националистического сознания.

    Широкое хождение среди населения получили националистические иллюзии, даже националистические мифы. Наиболее распространенным из них является миф о том, что создание самостоятельного государства ведет к разрешению национальных проблем. На практике мы видим, что формирование национальных государств, как правило, сопровождается завязыванием новых узлов межнациональных противоречий.

    Еще один миф — миф об особых правах той части населения, которая считает себя коренной, о том, что эта часть населения должна обладать большим объемом прав, чем так называемое некоренное население. Страшен по своей сути миф об исторических правах того или иного народа на ту или иную территорию. Земля, территория не имеют национальности, и правом на эту территорию обладают все люди, которые в настоящее время живут и работают здесь. Но данный миф, тем не менее, широко распространен и определяет в значительной мере действия и политической элиты, и всего населения в целом.

    Если обобщать цифры, численность этноса за последние десять лет распределилась следующим образом. Армяне на 2005 год составляли 241964 человека (+ 41%), украинцы 198570 (на 9%), белорусы 38971 (на +12,35%), адыгейцы 19548 (на – 12,35%), грузины 17595 (на +45,35%), немцы 16359 (+45,37%), татары 14240 (на – 2,11%), азербайджанцы 13228 (+27,9%), евреи 3098 (– 37,17%), русские 4314783 (+7,69%) (5).

    На территории Краснодарского края действуют федеральные законы о свободе передвижения, которые касаются граждан РФ. В отношении иностранцев и граждан без гражданства продолжает действовать старая редакция Закон о правовом положении иностранных граждан бывшего СССР, и мы готовимся к реализации нового Закона. Краевая законодательная база представлена Законом о порядке пребывания и жительства на территории края, принятым в апреле 2006 года (1).

    Практика приравнивает иностранца и лицо без гражданства к одной правовой категории. Существует постановление главы администрации края, которое определило органы, занимающиеся контролем над миграционными процессами в крае, ими являются органы внутренних дел, представленные паспортно-визовой службой, управлением по делам миграции УВД края и система общественных комиссий миграционного контроля, которая создана при каждой администрации города и района и на краевом уровне. Цель этих комиссий – подготовка предварительного заключения органов власти по вопросу оставления иностранного гражданина или лица без гражданства для постоянного жительства на территории края.

    Человек, который стремится остаться на российской территории, пройдет два этапа: этап временного проживания, которое даётся на три года, за этот период государство как бы знакомится со своим жителем. Существуют нормы, которые позволяют прекратить это право, основания для прекращения стандартные, но дополнены такими нормами, как, например, двукратное нарушение миграционного законодательства. Следующим этапом является получение вида на жительство, иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое временно проживают в России в течение 3 лет, имеет право получить вид на жительство не позднее, чем за полгода до истечения своего временного проживания. Получив вид на жительство, человек может претендовать на получение гражданства. Интересная новация в этом законодательстве — это введение квот, которые будут действовать с 2007 года. Квоты вводятся для привлечения иностранных работников на территорию каждого субъекта РФ. Вводится понятие Центр временного размещения депортируемых лиц. Эти центры могут создаваться как по федеральной линии, так и по закону федерации. Что такое центр временного размещения депортируемого лица? Человек нарушил миграционного законодательство, он задержан, его нужно выдворять, процедура выдворения занимает время, это время человека где-то надо содержать.

    Оставив его в неограниченном пространстве, у нас мало шансов его найти. Самое главное, новый закон определил, что мы должны делать с людьми, которые въехали к нам. Чётко определено, что эти люди должны получить миграционные карты, и с момента получения последних определить свой статус в течение 90 суток, после чего они должны либо покинуть территорию РФ, либо решить вопрос своего дальнейшего статуса.

    Основные проблемы Краснодарского края:

    – снижение естественного прироста населения;

    – рост населения за счет иммиграционных процессов;

    – высокая смертность населения и низкая рождаемость;

    – высокая смертность младенцев;

    – высокая смертность среди мужского населения трудоспособного возраста;

    – снижение средней продолжительности жизни;

    – высокая доля лиц пенсионного возраста;

    – снижение темпов роста численности городского населения (2).

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  1. Акопян А. Нас будет мало, но все не вымрем//Деловые люди. 2005. № 118
  2. Балентей Д.Л., Кваша А.Л. Основы демографии. М., 2007.
  3. Беликов М.Ю. Северный Кавказ: реалии социально-экономической сферы на пороге тысячелетия (географический аспект): Монография. – Краснодар: Печатный двор Кубани, 2006.
  4. Борисов В.А. Демография. М., 2005.
  5. Голубчиков Ю. Демографические беды России// Энергия: экономика, техника, экология// 2007. № 38.
  6. Гладких Ю., Лавров С. Экономическая и социальная география.– Москва «Просвещение, 2007.
  7. Ишшункин В. Многообещающая демография России //ОБЖ, 2005. № 12.
  8. Медков В.М. Демография. Ростов н/Д, 2008.
  9. Социология в России/ Под ред. Ядова В. –М.: Институт социологии РАМ, 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.11MB | MySQL:123 | 1,546sec