Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

<

080514 1111 1 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

Пережив «потерянное десятилетие» 1980-х и череду кризисов в 1990-е годы и в начале нового века, страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) в большинстве своем изменили алгоритм общественного развития и в рамках новой модернизационной модели добились бесспорных положительных сдвигов. В 2003–2008 гг. национальные экономики, как писала латиноамериканская печать, «развивались с крейсерской скоростью» [1]. В этот период агрегированный ВВП стран ЛАКБ вырос на 1/3. Такого рывка в регионе не фиксировалось давно. Отставая по темпам роста от Китая, Индии и ряда других азиатских стран, Латинская Америка опережала все индустриально развитые государства (таблица 1) и постепенно сокращала отставание от мирового экономического авангарда.

Таблица 1 – Изменение объема ВВП, % 1

Страны

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Мир в целом

3,6

4,9

4,5

5,1

5,2

3,0

Развитые страны  

1,9  

3,2  

2,6  

3,0  

2,7  

0,6  

США  

2,5  

3,6  

3,1  

2,7  

2,1  

0,4  

Зона евро  

0,8  

2,2  

1,7  

2,9  

2,7  

0,7  

Япония  

1,4  

2,7  

1,9  

2,0  

2,3  

-0,7  

Развивающиеся страны  

6,2  

7,5

7,1  

7,9  

8,3  

6,0  

Латинская Америка и Карибы

2,2

6,0

4,7

5,7

5,7

4,2

Аргентина  

8,8  

9,0  

9,2  

8,5  

8,7  

6,8  

Бразилия  

1,1  

5,7  

3,2  

4,0  

5,7  

5,1  

Венесуэла  

-7,8  

18,3  

10,3  

10,3  

8,4  

4,8  

Колумбия  

4,6  

4,7  

5,7  

6,9  

7,5  

2,5  

Мексика

1,7  

4,0  

3,2  

5,1  

3,3  

1,3  

Перу  

4,0  

5,0  

6,8  

7,7  

8,9  

9,8  

Чили  

4,0  

6,0  

5,6  

4,6  

4,7  

3,2  

 

В указанный период латиноамериканские страны существенно нарастили экспорт (с 384 млрд до 901,4 млрд долл.) и обеспечили стабильное положительное сальдо внешней торговли, суммарно составившее около 373 млрд долл. Заметно возросли иностранные прямые инвестиции и в 2,6 раза увеличились золотовалютные резервы, перевалившие за 500 млрд долл., что говорило об укреплении финансовых позиций региона (таблица 2). На это указывало и снижение долговой нагрузки на экономики латиноамериканских государств: в 2003–2008 гг. объем государственного долга сократился с 57,7 до 26,1% ВВП. Немаловажное значение имели также успехи политики таргетирования инфляции – удержания ее в пределах 5–7%. Тем самым был отодвинут кошмар безудержного роста цен, десятилетиями сопровождавший развитие Латинской Америки.

Благодаря высокому уровню развития сельского хозяйства, добывающей и производственной промышленности и сектора услуг, а также большому числу трудоспособного населения, по уровню ВВП Бразилия значительно обгоняет любую другую страну Латинской Америки, являясь основной экономикой в Меркосур. Сейчас страна расширяет свое присутствие на мировых рынках. Главные экспортные изделия включают авиационную технику, кофе, транспортные средства, сою, железную руду, апельсиновый сок, сталь, ткани, обувь, электроаппаратуру и сахар.

Согласно Международному валютному фонду и Всемирному банку, Бразилия имеет девятую по величине экономику в мире (по паритету покупательной способности). Экономика Бразилии очень разнообразна со значительными вариациями между регионами. Наиболее развитая промышленность сконцентрирована на юге и юго-востоке страны. Северо-восток — беднейший регион Бразилии, но сейчас и он начинает привлекать новые инвестиции.

Бразилия имеет наиболее развитый промышленный сектор в Латинской Америке, который составляет треть ВВП. Бразилия производит разнообразную продукцию, от автомобилей, стали и нефтепродуктов до компьютеров, самолётов и потребительских товаров. После повышения экономической стабильности, обеспеченной Plano Real, бразильские и многонациональные бизнес-структуры активно инвестируют в новое оборудование и технологии, большая часть которых закупается на североамериканских предприятиях. Бразилия также имеет развитый и разнообразный сектор услуг. В начале 1990-х банковский сектор достиг 16 % ВВП. Хотя бразильская банковская система сейчас активно реформируется, она обеспечивает местные предприятия широким рядом услуг и привлекает многочисленных новых участников, в частности финансовые фирмы из США. Фондовые биржи Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро сейчас подвергаются значительной консолидации.

ВВП составило $2 024 миллиарда в 2009 году (10-е место в мире). На душу населения — 10,2 тыс. долл. (101-е место в мире).

В 2005 году в Бразилии 26 % населения проживало за чертой бедности.

Инфляция составила 4,2 % в 2009 году. 5,9 % в 2008 году.

Рост промышленного производства составил 0,1 % в 2009 году.

Бразильские города значительно отличаются друг от друга по легкости ведения бизнеса (согласно сообщениям Мирового Банка: Ведение бизнеса в Бразилии). В Бразилии довольно легко регистрировать имущество и предприятия, но в целом, несмотря на идентичные правила по всей Бразилии, передача имущества занимает много времени. Хотя бразильская экономика достаточно развита, распространённые проблемы коррупции, бедности и неграмотности все ещё являются значительными барьерами развития.

Основными направлениями макроэкономической политики, проводимой правительством Бразилии, на данный момент являются смягчение кредитных условий, поддержание потребительского спроса, улучшение ситуации на рынке жилья, сокращение уровня безработицы.

Численность населения — 198,7 млн (оценка на июль 2009, 6-е место в мире).

Годовой прирост — 1,2 % (фертильность — 2,2 рождений на женщину).

Средняя продолжительность жизни — 68 лет у мужчин, 76 лет у женщин.

Заражённость вирусом иммунодефицита (ВИЧ) — 0,6 % (оценка на 2007 год).

Этно-расовый состав — белые 53,7 %, мулаты 38,5 %, негры 6,2 %, другие (в том числе японцы, арабы, индейцы и пр.) 1,6 % (по переписи 2000 года).

Языки — португальский (официальный и самый распространённый), также используются испанский, немецкий, итальянский, японский, английский и индейские языки.

Религии — католики (номинально) 73,6 %, протестанты 15,4 %, спиритуалисты 1,3 %, банту/вуду 0,3 %, другие 2 %, атеисты 7,4 % (по переписи 2000 года).

Грамотность — 89 % (оценка 2004 года).

Центральный банк Бразилии в июле 2009 г. понизил процентную ставку до рекордно низкого уровня 8,75%, а также направил на денежный и валютный рынки порядка $100 млрд в целях оказания финансовой помощи компаниям. Для сравнения, в январе значение рассматриваемого показателя составляло 13,75%. По мнению властей, достаточно низкий для экономики Бразилии уровень инфляции позволит и в дальнейшем придерживаться политики низких процентных ставок. Так, согласно данным национального статистического агентства, за 12 месяцев с окончанием в середине августа уровень потребительских цен в стране вырос на 4,34%, тогда как в середине июля годовая инфляция составляла 4,47%, а в ноябре 2008 года значение рассматриваемого показателя насчитывало 6,54%. Экономисты ожидают дальнейшего замедления темпов роста потребительских цен до 4,32% на конец текущего года и до 4,3% к началу 2011 года.

Понижение ключевой процентной ставки и увеличение числа выдаваемых кредитов не могло не отразиться на рынке жилья и финансовом секторе Бразилии. Последний более всего пострадал от роста объема просроченных задолженностей в разгар кризиса. Тем не менее, согласно подсчетам центрального банка, общий объем просроченных кредитов частным лицам уже стабилизировался, и в июле значение показателя осталось на уровне предыдущих двух месяцев в 8,6%. Просрочки по корпоративным долгам увеличились за рассматриваемый месяц с 3,4% до 3,8%. По мнению главы экономического управления центрального банка, объем непогашенных кредитов, выданных компаниям может стабилизироваться уже в ближайшие месяцы, а к концу года ожидается снижение обоих показателей. На данный момент процентная маржа, составляющая разницу между процентами, которые банки зарабатывают за счет выдаваемых кредитов, и процентами, которые они начисляют на депозиты, упала до минимального с сентября прошлого года уровня и находится вблизи докризисного значения.

Объем выданных кредитов в процентах от ВВП вырос по результатам июля до 45% по сравнению с 43,9% в июне 2009 года и 36,7% в июле 2008 года. К концу года ожидается рост показателя до 47%. На данный момент основную роль в увеличении объемов выдаваемых кредитов играют государственные банки, доля которых в общем объеме кредитования увеличилась в июле с 38,6% до 39,9%, тогда как частные финансовые институты не спешат расширять свои позиции на этом рынке, проводя более тщательную политику по отбору клиентов. Тем не менее, в связи с сокращением уровня безработицы в стране, низкими процентными ставками и восстановлением экономики, основное внимание компаний финансового сектора и в дальнейшем будет направлено на привлечение клиентов как на внутреннем, так и на внешнем рынках и предоставление им различного набора услуг. В тоже время стабилизация просрочек по кредитам позволит финансовым институтам снизить объемы резервов, что благоприятно отразится на отчетностях банков, а, следовательно, и на стоимости их акций.

Что касается рынка жилья, то здесь также стоит отметить влияние политических факторов, к которым относится программа «Minha Casa, Minha Vida» («Мой дом, Моя жизнь»), принятая в марте правительством Бразилии, согласно которой на строительство миллиона домов для семей с низким уровнем дохода администрация президента обещала выделить 34 млрд реалов ($18 млрд). Так, семьи с месячным доходом менее 4 200 реалов смогут приобрести жилье по ипотеке с практически нулевой процентной ставкой, с правом рефинансирования в течение 36 месяцев в случае потери работы и 100%-ой правительственной поддержкой в случае смерти. Несмотря на относительно недавний запуск проекта «Minha Casa, Minha Vida», его благоприятное воздействие на экономику можно наблюдать уже сейчас. Во-первых, оживление в секторе недвижимости способствует увеличению рабочих мест, как в строительстве, так и в других отраслях экономики, а, во-вторых, позитивно сказывается на спросе на товары смежных отраслей, например, занимающихся производством мебели и предметов интерьера.

Следует отметить, что потенциал бразильского рынка недвижимости весьма велик. Так, на текущий момент, согласно подсчетам центрального банка, ипотечное кредитование составляет только 2,5% ВВП страны. Для сравнения, в Мексике его уровень достигает 11% ВВП, в Чили — 20%, а в развитых странах — более 40%.

В борьбе за стимулирование потребительских расходов правительство Бразилии снизило налоги на некоторые промышленные товары и строительные материалы, а также на автомобили и электронику.

На рынке труда также наметилась некоторая положительная тенденция. Согласно данным центрального банка Бразилии, в июле уровень безработицы сократился до 8%, что явилось четвертым кряду падением рассматриваемого показателя (рис. 1). В июле министерство труда зарегистрировало 138 402 новых рабочих мест — максимальный прирост с сентября прошлого года. По сообщению министра финансов, количество рабочих мест в Бразилии может увеличиться на 600 000 уже в 2009 году.

Несмотря на рекордное увеличение номинального бюджетного дефицита Бразилии в июле с 10,13 мрлд реалов месяцем ранее до 13 млрд реалов, а также значительный рост коэффициента, характеризующего отношение долга к ВВП, с 43,1% до 44,1%, по сравнению с другими странами, эти показатели выглядят далеко не самым худшим образом. В связи с чем, аналитики агентства Moody’s рассматривают Бразилию в качестве первого претендента на повышение кредитного рейтинга до инвестиционного уровня после окончания глобального экономического кризиса.

080514 1111 2 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

Рисунок 1 – Динамика безработицы населения Бразилии

 

Согласно оценкам Международного валютного фонда, ВВП крупнейшей в Латинской Америке экономики сократится на 1,3% по результатам текущего года, что значительно меньше ожидаемого уменьшения значения рассматриваемого показателя на 7,3% для Мексики, а также прогнозируемого 3,8%-го падения ВВП в странах с развитой экономикой. В 2010 году рост ВВП Бразилии может составить 2,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ

 

 

Одним из важнейших элементов политики Бразилии, направленной на расширение внешнеэкономических связей, является её участи в международных и региональных интеграционных объединениях. И на сегодняшний день страна принимает участие более чем в 60 международных политических и экономических организациях.

1 января 1995 г. Бразилия была принята в состав Всемирной торговой организации (ВТО). Пребывание в составе данной организации позволило Бразилии существенно увеличить свой внешнеторговый оборот во второй половине 1990-х гг. Особенно это относится к торговле со странами, находящимися в «Старом Свете»: был увеличен экспорт бразильских с/х и промышленных товаров в страны Европы и Азии. Следует сказать, что вступление республики в ВТО наложило и обязательства, которые пришлось выполнить Бразилии, проведя некоторые преобразования в сфере своей внешней торговли. Экономика страны стала боле открытой, – повысился импорт, как в стоимостном выражении, так и в физическом объёме. Правительство страны было вынуждено оказывать меньшую финансовую поддержку ведущим экспортёрам, главным образом, в с/х. Эти преобразования совпали с периодом приватизации государственных промышленных предприятий и резким увеличением доли частного сектора в бразильской экономике. Начиная с 2000-х гг. Бразилия продолжила либерализацию внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, составители доклада ВТО «Обзор торговой политики Бразилии в 2004 г.» указывают на то, что тарифные ограничения на импорт товаров с высокой долей добавленной стоимости и субсидирование экспорта высокотехнологичных отраслей бразильской промышленности продолжают в значительной степени присутствовать в торговой политике страны. Вместе с тем, в докладе чётко упоминается о том, что во внешней торговле Бразилии существуют огромные преференции для ряда южноамериканских стран по сравнению со всеми остальными торговыми партнёрами.

Действительно, сейчас Бразилия придерживается курса, направленного на дальнейшее усиление своих позиций в Латинской Америке и экономическую интеграцию со странами этого региона. Одним из наглядных проявлений данной политики Бразилии является её роль в создании и участии в южноамериканских экономических (а уже сегодня и политических) интеграционных объединениях. Основными среди них являются:

Южноамериканский общий рынок (MERCOSUR).

Сегодня в состав этой интеграционной группировки, помимо Бразилии, входят Аргентина, Венесуэла, Парагвай и Уругвай. Первым шагом к созданию южноамериканского общего рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное между Бразилией и Аргентиной в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай. В это время Меркосур представлял собой зону свободной торговли. С 1 января 1995 г. Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. По данным ЭКЛАК, товарооборот Бразилии со странами Меркосур составил в 2006 г. 13,95 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 20%, а по сравнению с 2004 г. – на 56,5%. При этом большая доля товарооборота Бразилии внутри Меркосур приходится на Аргентину (80% – 90%). Аргентина – один из основных торговых партнёров Бразилии не только в Латинской Америке, но и в мире.

В 2006 г. Венесуэла подписала соглашение о своём вступлении в Меркосур. Но вступление Венесуэлы в состав Меркосур произойдёт тогда, когда данное соглашение будет подписано парламентами Бразилии и Парагвая. Вхождение Венесуэлы в Меркосур придаст новый толчок процессу экономической, политической и инфраструктурной интеграции, а также устранит дисбаланс в принятии решений по вопросам Меркосур в пользу Парагвая и Уругвая которые серьезно обеспокоены «гегемонией» Бразилии в регионе. Ещё одним из условий вхождения Венесуэлы в состав Меркосур является принятие Венесуэлой Общего внешнего тарифа, который необходим для избежания двойного налогообложения при транзите товаров внутри Меркосур. Было принято решение об открытии бразильского рынка для венесуэльской продукции в течение 2 лет. Бразильские экспортеры получат беспрепятственный допуск на венесуэльский рынок через 14 лет на 63% ввозимой продукции.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (LAIA).

Латиноамериканская ассоциация интеграция была основана в 1980 г. в Монтевидео. Основная цель данной ассоциации – содействие развитию единого экономического пространства между всеми странами Латинской Америки. Механизмами достижения поставленной цели, утверждёнными ЛАИ, являются: а) становление преференций во внешней торговле между латиноамериканскими странами и единая тарифная политика по отношению к третьим странам; б) региональная интеграция; в) заключение между странами региона двух- и многосторонних договоров и соглашений, касающихся внешнеэкономических связей и не нарушающих интересов тех латиноамериканских стран, которые не принимают в них участие. Сегодня в составе ассоциации присутствует большинство стран Латинской Америки, среди них: Бразилия, Уругвай, Аргентина, Парагвай, Чили, Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Мексика и Куба.

Союз южноамериканских наций (также известен под названием «Декларация Куско»).

Союз южноамериканских наций представляет собой региональную экономическую и политическую организацию государств Южной Америки. Подписание декларации о создании новой организации состоялось 9 декабря 2004 г. на саммите 12 государств в городе Куско (Перу). В состав союза вошли страны Меркосур (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай), Сообщества Анд (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам. В декларации указано, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача организации в течение 15 лет или более добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли на территории Южной Америки. Планируется, что Южноамериканский союз будет развиваться путем политической координации действий стран-участниц, а в будущем должны быть созданы общие южноамериканские институты – Совет министров, Южноамериканский парламент и Суд Правосудия. Но это мероприятия скорее планируемые в долгосрочной перспективе. Основная задача, стоящая перед Союзом южноамериканских наций, – это соединить Меркосур и Сообщество Анд в одну интеграционную группировку как начальный этап более продолжительной интеграции всей Южной Америки. В целом, модель планируемое развитие данной организации схоже с формирование ЕС. Легко предположить, что именно Бразилия будет сохранять за собой лидирующие позиции в новом союзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

 

Бразилия — одна из крупнейших стран мира по территории и населению, обладает наибольшим экономическим потенциалом и наиболее развитой промышленностью в Латинской Америке. Подлинная ценность Бразилии — влажноэкваториальные леса Амазонской низменности, занимающие около 2/3 территории страны и представляющие огромный резерв развития лесной промышленности.

Важнейшей отраслью экономики в настоящее время является промышленность: машиностроение, нефтехимия, черная металлургия. Бразилия выделяется крупным производством автомобилей, самолетов, судов, различных средств производства. Экономическое сердце страны находится на более развитом по сравнению с остальной частью страны Юго-Востоке, в треугольнике Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро — Белу-Оризонти.

Транспорт – SP-160 или «Дорога иммигрантов» — важная автодорога в штате Сан-Паулу.

Основными транспортными путями внутри страны являются автодороги. Система автодорог достаточно развитая и сложная. Однако, в некоторых районах во время тропических ливней автодороги становятся сложнопроходимыми и опасными.

Железные дороги в Бразилии вообще устарели и используются почти исключительно для перевозки грузов. Существует лишь несколько действующих пассажирских железных дорог, самая длинная — между городами Белу-Оризонти и Витория.

Морской транспорт традиционно был очень важным в Бразилии, хотя в настоящее время также используется почти исключительно для перевозок грузов. Почти все крупные города вдоль бразильского побережья являются также важными торговыми портами. Также важный речной транспорт, особенно в Амазонии, где он является основным транспортным средством. Всего Бразилия имеет около 50 тыс. км водных путей.

Авиационный транспорт сейчас быстро развивается. Лидерами перевозок в Бразилии являются компании Vasp и Transbrasil. В Бразилии действует 3 277 аэропортов (1999 год), однако почти все международные рейсы идут до международных аэропортов Гуарульос в Сан-Паулу или Галеано в Рио-де-Жанейро. С последнего времени несколько рейсов идут до аэропортов городов Бразилиа и Форталеза. Из южноамериканских интеграцией ожидается, что больше аэропортов откроются для международных рейсов в течение последующих лет

Энергетика – в связи с ростом мировых цен на нефть уже в начале 2004 года экономически оправданным стало производство и экспорт этанола, изготавливаемого из сахарного тростника. В 2005 году финансовом году в стране было выработано 16,6 млрд литров этанола, что является историческим максимумом, а относительная доля его в топливном балансе Бразилии возросла до 20 %. Объём экспорта составил 2 млрд литров, в стоимостном выражении — около 600 млн долларов.

Производство электроэнергии – 339 млрд кВт·ч в 2002 году. Потребление электроэнергии составило 351,9 млрд кВт·ч. Импортировано 36,58 млрд кВт·ч (в основном э-энергия, вырабатываемая совместно с Парагваем на гидростанции Итайпу).

90 % электроэнергии Бразилия вырабатывает на гидроэлектростанциях. Гидроресурсы расположены неравномерно — более 70 % их сосредоточено на севере страны и только 12 % — на юго-востоке. Бразилия может производить до 600 млрд.киловатт-час электроэнергии в год.

Добыча нефти – 2,28 млн баррелей в день в 2007 году. Потребление нефти (2007 году) составило 2,37 млн баррелей в день.

Добыча природного газа – 9,8 млрд кубических метров в 2007 году. Потребление природного газа 19,8 млрд куб. метров. Импорт газа составил 10 млрд куб. метров.

Сельское хозяйство Бразилии характеризуется наличием крупного капиталистического (в том числе иностранного) землевладения. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, специализирующееся на выращивании тропических культур для внешнего рынка (кофе, какао, сахарный тростник, сизаль, соя, апельсины, бананы, ананасы и т. д.).

Бразилия — крупнейший производитель сахара в мире, а также самый крупный производитель апельсинов (по состоянию на 2005 год).

 

Таблица 2 – Сельскохозяйственная продукция на 2005 год

Продукция 

Тысячи тонн 

Сахарный тростник 

420 121 

Соя 

50 195 

Кукуруза 

34 860

Маниок 

26 645 

Молоко 

23 455 

Мясо 

19 919 

Апельсины 

17 805 

Рис 

13 141 

Бананы 

6 703 

Пшеница 

5 201 

 

Также Бразилия выращивает примерно 35 % от общемирового урожая кофе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БРАЗИЛИИ

 

В Латинской Америке Бразилия является одним из крупнейших производителей нефти. Ежесуточно здесь добывается 1,5 миллиона баррелей, в основном на нефтяных платформах у побережья штата Рио-де-Жанейро.

Несмотря на улучшение состояния бразильской экономики, соблюдение финансовой дисциплины и жесткую политику в налогово-бюджетной сфере, конкурентоспособность Бразилии продолжает снижаться по сравнению с другими странами.

Согласно оценке состояния экономик 104 стран мира, данной Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), в период 20002-2003 годов Бразилия опустилась на три позиции по такому показателю, как Индекс конкурентоспособности в области экономического роста, переместившись с 54 на 57 место. Два первых места в списке наиболее конкурентоспособных стран мира занимают Финляндия и США.

Бразилия уступает также таким странам, как Чили (22 место), Мексика (48-е), Коста-Рика (50-е), Индия (55-е) и Марокко (56-е). Аргентина, партнер Бразилии по Южноамериканскому общему рынку (МЕРКОСУР), заняла в списке 74 строчку.

По мнению экспертов, снижение конкурентоспособности бразильской экономики связано в первую очередь с высокими процентными ставками и, в частности, со значительной разницей между стоимостью привлечения банками денежных ресурсов и реальной ставкой по вкладам, получаемой клиентами. Другим важным фактором является инфляция.

По уровню технологического развития Бразилия опустилась с 35 позиции на 42-ю. Это свидетельствует, по словам Лопеса-Клароса, о неспособности создавать, внедрять и распространять новые технологии.

Положительным фактором стало состояние государственных институтов, так как по этому показателю Бразилия поднялась с 53 на 50 место. Улучшение этого показателя, считает Арруба, свидетельствует о росте доверия к руководителям государственных учреждений.

В то же время, согласно Индексу конкурентоспособности, определяемому бразильской Федерацией промышленников Сан-Паулу, в 2002 году Бразилия заняла по этому показателю 39 место среди 43 стран, являющихся предметом исследования.

По оценкам Федерации, Бразилия уступает по конкурентоспособности таким странам, как Турция (38 место), ЮАР (33) и Россия (32). Две последние строчки в списке 43 стран занимают Аргентина и Венесуэла.

В числе главных препятствий для повышения конкурентоспособности бразильской экономики это ведущее объединение бразильских предпринимателей называет высокие процентные ставки, малые объемы кредитования и тяжелое налоговое бремя.

Ряд недостатков продолжают оказывать влияние на конкурентоспособность Бразилии, не позволяя стране раскрыть ее полный потенциал и достичь более высокого роста и благосостояния. Бразилии, занимающей 64-е место из 134 в рейтинге конкурентоспособности, наблюдается большой разрыв между доходами. Богатые контролируют непропорционально большой процент капитала, в то время как большинство бразильцев живут за чертой бедности.

Две главные слабые стороны, которые не позволяют стране достичь более высокого места в рейтинге, — ограничения инфраструктуры и не отвечающая стандартам система образования. Транспортная система также не отвечает стандартам и стеснена противоречиями между федеральными, государственными и муниципальными законами, предписаниями и процедурами. Инвестиции будут недостаточными до тех пор, пока не будет сформировано партнерство между частным и общественным сектором

С другой стороны Бразилия получила самое большое количество прямых иностранных инвестиций в Латинской Америке.

Преимущества Бразилии, такие как ее обширный рынок, наряду с богатыми природными ресурсами и относительной открытостью к прямым иностранным инвестициям, являются движущей силой продолжающегося зарубежного инвестирования.

<

Однако будущие прямые иностранные инвестиции могут быть затруднены из-за упущений правительства и растущей конкуренции со стороны стран, которые могут производить по более низким ценам. Кроме того, бразильские компании чересчур стремятся к глобализации и оффшору, что приводит к оттоку прямых зарубежных инвестиций для отечественных  компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ИНВЕСТИЦИИ

 

Важную роль в системе мирохозяйственных связей Бразилии, как и любой страны со значительными предпосылками экономического развития, занимает приток иностранного капитала. С 1950-х гг. Бразилия проводила благоприятную экономическую политику для привлечения инвестиций из-за рубежа, в частности, освобождала от налогообложения поступления иностранного капитала в страну, а также перевод дивидендов за границу. Она стала одной из самых привлекательных для иностранного капитала развивающихся стран. И к настоящему времени, Согласно докладу ЮНКТАД, Бразилия занимает 5 место в рейтинге стран, имеющих наиболее привлекательный инвестиционный климат.

Объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Бразилии в 2006 г. составил 18,78 млрд. долл., что на 25% больше объёма ПИИ в 2005 г. и примерно равно уровню 2004 г., но существенно меньше этого показателя в 1997 – 2001 гг. Более того, за период 2000 – 2006 гг. среднегодовое снижение объёма ПИИ в экономике Бразилии составляло около 8%.

Это, прежде всего, объясняется последствиями экономического кризиса в Южной Америке, подорвавших доверие иностранных инвесторов к странам в этом регионе. Хотя потоки иностранных прямых инвестиций в Бразилию снизились с 22,46 млрд. долл. в 2001 г. до 16,59 млрд. долл. в 2002 году, это падение для Бразилии на 26% было более умеренным по сравнению с соседними странами. В Аргентине это падение составило 69%, в Чили 64%, а в Венесуэле — почти 60%. С 2004 г. наблюдается оживление инвестиционной активности в Бразилии. Бразилия как страна с развивающейся экономикой представляет огромные возможности для инвестиций. ПИИ являются наиболее оптимальным путем выхода на бразильский рынок, объем которых в эту латиноамериканскую страну достиг 3% от прямых общемировых инвестиций. В 2005 г. в Бразилии 50% всех международных денежных операций были связаны с прямыми иностранными капиталовложениями. Также правительство не прекращает своё содействие в этом вопросе. Так, оно освободило иностранных инвесторов от уплаты налога на прирост капитала по федеральным облигациям, для того чтобы увеличить приток иностранного капитала и получить возможность привлекать больше средств и на более длительные периоды. К 2006 г. бразильское правительство разработало и запустило программу «Партнерство между государством и деловыми структурами». В рамках данной программы планируется привлекать инвестиции как внутренние, так и иностранные для вложения инфраструктурный комплекс страны: электроэнергетика, авто – и железнодорожные сети, инфраструктура портов, ирригация и развитие городского хозяйства. Основным механизмом, поддерживающим функционирование программы специальный федеральный страховой фонд для защиты инвесторов участвующих в данной программе.

По объёмам накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Бразилии на 2005 г. лидируют США – 24,5 млрд. долл. (24% всего объёма накопленных инвестиций). Растущий интерес американских компаний к инвестированию в Бразилию объясняется огромными потенциальными возможностями бразильского рынка в условиях экономической и социальной стабильности. Прогнозируется, что объём инвестиций из США будет продолжать расти именно за счёт капиталовложений со стороны транснациональных корпораций (ТНК) этой страны. Но, несмотря на то, что американский инвестиционный капитал широко представлен на бразильском рынке, только 2 компании из США входят в список 30 крупнейших фирм Бразилии – Cargill и AES. Из 10 крупнейших импортеров в Бразилии 4 представляют иностранный капитал – Nokia, Motorola, Bunge и Ford Motors, а среди экспортеров числятся – Bimge, Volkswagen, Cargill, General Motors, Ford Motors и Halliburton.

За США следуют Голландия – 10,7 млрд. долл. (11%), Испания – 12,2 млрд. долл. (11,9%), а также Франция, Португалия и Германия. Инвестиции с Каймановых островов начали расти в страну с 1995 г. и в целом представляют репатриацию национального капитала. Участие Португалии и Испании в значительной степени ограничено телекоммуникациями и банковским сектором. Общий объем прямых инвестиций без учета репатриации капиталов с 2000 г. по конец 2005 г. достиг 87 млрд. долл. (до 2000г. общий объем составил – 103 млрд. долл.).

Большая часть инвестиций в экономике Бразилии приходится следующие отрасли: сельское хозяйство и пищевая промышленность, коммуникации и транспорт, ТЭК и машиностроение.

В 2006 г. был отмечен резкий скачок прямых инвестиций бразильских компаний за рубеж. В указанный год поток ПИИ Бразилии в зарубежные страны равнялся 28,2 млрд. долл., и это притом, что накопленный бразильский капитал (в виде ПИИ) за рубежом составляет в общей сложности чуть более 87 млрд. долл. Данное астрономическое увеличение Бразилией своих ПИИ за рубеж заключается в увеличении доходов от внешнеторговой деятельности. В 2006 г. положительное сальдо торгового баланса составило 46,1 млрд. долл., увеличились и доходы бразильских компаний от экспорта. Структура внешней торговли Бразилии является олигопольной, то есть менее сотни крупнейших компаний получают большую часть экспортных доходов. Подорожавший валютный обмен и желание бразильских компаний вкладывать свои избыточные объемы денежных средств в инвестиционные проекты за границу обусловили то, что переводы прибылей и дивидендов бразильских компаний-олигополистов за рубеж достигли 16,4 млрд. долл. Таким образом, в 2006 г. в Бразилии наблюдался чистый отток прямых инвестиций в 9,42 млрд. долл., который, в свою очередь, позволял удерживать равновесие платёжного баланса страны в условиях профицита по счёту текущих операций и сохранять тем самым относительно стабильный курс реала.

Проводимая с середины 90гг. банковская политика (только 10 крупнейших банков страны контролируют 65% финансового рынка) и регулирование фондовых рынков (многие мелкие фондовые биржи были ликвидированы или объединились) позволила создать условия для привлечения и портфельных инвестиций. Бразильские фондовые биржи продолжают в основном использоваться только национальными компаниями, включая Фондовую биржу в Сан-Паулу («Bovespa»), которая претендует на региональное значение. Число компаний зарегистрированных на Фондовой бирже в Сан-Паулу возросло до 382 на конец 2005 г. по сравнению с 361 компанией в 2004 г. (в 2002 г. – 399, а в 2001 г. – 428). Общий оборот торговли ценными бумагами достиг 430 млрд. долл., при этом капитализация рынка составила 482 млн. долл. На 10 биржах было сконцентрировано 50% оборота всего фондового рынка. На всемирной нью-йоркской фондовой бирже NYSE проводятся торги акциями 71 крупнейшей компании Бразилии, включая Petrobras, Embraer, Banco Itau, Cvrd, Brasil Telecom и Ambev. Торговля же государственными ценными бумагами в основном сконцентрирована в Рио-де-Жанейро.

Общая сумма запасов фонда иностранных портфельных инвестиций в Бразилии к концу 2006 г. составила 100 млрд. долл. или 12% ВВП страны. Ускорившееся в 2005 – 2007 гг. движение портфельных инвестиций в Бразилию дало возможность правительству республики сократить свой внешний долг и в 2006 г. расплатиться с МВФ по всем обязательствам. Но самое главное то, что существенно изменилось соотношение резерва иностранной валюты Бразилии к запасам иностранных портфельных инвестиций. В 2004 г. резервы иностранной валюты Бразилии составляли 52 млрд. долл., а запасы иностранных портфельных инвестиций составляли 35 млрд. долл. В конце 2005 г. инвестиционные резервы выросли до 54 млрд. долл., а накопленные портфельные инвестиции до – 65 млрд. долл. К концу 2006 г. – в начале 2007 г. иностранные валютные резервы оценивались в 57 млрд. долл., а запасы иностранных портфельных инвестиций выросли до 100 млрд. долл.

В настоящее время в экономике Бразилии уже начался новый цикл инвестиций, характеризующийся масштабными проектами в таких отраслях, как автомобилестроение, металлургия, добывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, а также развитие инфраструктуры. Инвестиционный показатель в экономике возрос с 21,7% в 2006 г.г. до 24,7% в 2009 г.г.

Сейчас наблюдается бум инвестиций в экономику Бразилии, отчасти вызванный неоднозначной ситуацией в мировой экономике

Благодаря показателям внешней торговли и постепенному снижению обязательств по выплате задолженности текущий дефицит (24,6 млрд. долларов США) оставался стабильным с тенденцией к снижению. Его финансирование, как и в прошлые годы, было полностью обеспечено за счет огромных поступлений от прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Только за последние три года Бразилия получила ПИИ на общую сумму 88 млрд. долларов (включая конверсии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. НАЛИЧИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

 

Companhia Vale do Rio Doce (Vale) — одна из крупнейших горнодобывающих компаний в мире вышла на мировой уровень в 2006 г., приобретя Inco, вторую по величине компанию в Канаде. Vale также принимает участие в разработках угля в Анголе, Австралии, Чили, Финляндии, Индии, Монголии, Перу, ЮАР и других странах.

Бразильская Petroleo Brasileiro, S.A. (Petrobras) — международная энергетическая компания, которая имеет интересы в Африке, Азии, Европе, Северной и Южной Америке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ВАЛЮТА. КУРС ВАЛЮТЫ

 

 

Бразильская национальная валюта — реал (BRL). Бразильский реал состоит из 100 сентаво. Средневзвешенный курс обмена — 1USD = 2.56BRL

 

080514 1111 3 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

Рисунок 2 – Динамика курса реала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. ТОРГОВЛЯ. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

 

Структура экспорта и его основные направления. Одной из основных задач правительства Бразилии является развитие экспорта, как в рамках регионального торгового соглашения Mercosul, так и с другими развивающимися и развитыми странами. В состав блока Mercosul, основанного в 1991 году, вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. В 2008 году эти страны заключили соглашения о свободной торговле с Израилем, тем самым пополнив список уже имеющихся соглашений с Колумбией, Эквадором, Венесуэлой, Перу, Чили и Боливией. Кроме того, ведутся переговоры с Мексикой и Канадой, а также со странами Европейского союза, планируется налаживание трехсторонних торговых связей с Индией и Южно-Африканской Республикой.

В последнее время значительно выросла роль Китая в качестве одного из торговых партнеров Бразилии. Так, с 2003 по 2008 года доля Китая в общей структуре экспорта страны увеличилась на 2,09%, тогда как доля США, наоборот, уменьшилась на 9,17% (рис. 3, рис. 4, табл. 3).

 

Таблица 3 – Структура экспорта Бразилии по регионам и странам

Год 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008 

2008

январь-июнь

2009

январь-июнь

Регион/Страна

  

  

  

  

  

  

  

  

ЕАСТ 

0.84% 

0.70% 

0.83% 

1.04% 

1.13% 

1.18% 

1.17% 

2.48% 

Африка 

3.91% 

4.39% 

5.05% 

5.41% 

5.34% 

5.14% 

4.81% 

5.97% 

ЛАИ 

17.70% 

20.45% 

21.51% 

22.85% 

22.67% 

21.77% 

22.13% 

17.75% 

Канада 

1.34% 

1.24% 

1.64% 

1.66% 

1.47% 

0.94% 

0.94% 

1.06% 

США 

23.14%

21.10% 

19.24% 

17.98% 

15.76% 

13.97% 

14.33% 

10.45% 

Восточная Европа 

2.32% 

2.08% 

2.83% 

2.82% 

2.68% 

2.82% 

3.01% 

2.31% 

Ближний Восток

3.83% 

3.82% 

3.62% 

4.17% 

3.98% 

4.07% 

3.75% 

4.77% 

Европейский союз 

25.70% 

25.52% 

22.81% 

22.53% 

25.17% 

23.44% 

24.43% 

22.86% 

Азия 

15.96% 

15.08% 

15.66% 

15.11% 

15.62% 

18.92% 

17.99% 

26.77% 

Китай 

6.19% 

5.63% 

5.77% 

6.10% 

6.69% 

8.29% 

8.17% 

14.95% 

Корея  

1.67% 

1.48% 

1.60% 

1.42% 

1.27% 

1.58% 

1.35% 

1.89% 

Япония 

3.16% 

2.87% 

2.94% 

2.83% 

2.69% 

3.09% 

2.80% 

2.80% 

Другие 

4.94% 

5.10% 

5.36% 

4.76% 

4.96% 

5.96% 

5.66% 

7.14% 

 

080514 1111 4 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия080514 1111 5 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

Рис. 3 – Структура экспорта Бразилии по странам, 2003 г.

080514 1111 6 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия080514 1111 7 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

 

Рис. 4 – Структура экспорта Бразилии по странам, 2008 г.

 

Если сравнивать первые шесть месяцев 2008 и 2009 гг., то здесь можно отметить еще большее увеличение доли экспорта, направляемого в Китай, с 8,17% до 14,95%. Однако, в данном случае одной из основных причин, вероятно, является сокращение ВВП в США и значительный рост соответствующего показателя в Китае во втором квартале текущего года. Так, благодаря политике, проводимой китайским правительством, ВВП по результатам второго квартала увеличился на 7,9%, а объем промышленного производства вырос в июле на 10,8%, тогда как в апреле прирост составил 7,3%, а в ноябре 2008 года было достигнуто минимальное значение прироста показателя в 5,4%.

080514 1111 8 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия080514 1111 9 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

Рис. 5 – Структура экспорта Бразилии по странам, 2008 г.

080514 1111 10 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

080514 1111 11 Федерати́вная Респу́блика Брази́лия

Рис. 6 – Структура экспорта Бразилии по странам, 2009 г.

Тем не менее, последнее время правительство Китая обратило внимание на избыточный рост производственных мощностей в некоторых отраслях, в том числе занимающихся производством стали и цемента, поэтому принимаемые меры по сокращению объемов кредитования и производства в проблемных областях могут замедлить темпы экономического роста страны. Тем не менее, в отличие от США, ВВП Китая с самого начала кризиса продолжал демонстрировать положительные темпы прироста. Поэтому уменьшение доли США, и увеличение доли Китая, которое наблюдается в структуре экспорта Бразилии с 2003 года будет и в дальнейшем благоприятно сказываться на экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ

 

За последние 10 – 15 лет Бразилия существенно усилила свою роль в международном обмене технологиями. Если 1950 – 1960-х гг. страна только импортировала технологии, с 1970-х по середину 1990-х гг., создав базу для научно-технических исследований, происходило замещение наименее капиталоинтенсивных технических товаров и устройств, то сегодня Бразилия уже не только экспортирует электротехнику и наземные транспортные средства, но успешно развивало у себя авиастроение и поставляет его продукцию на мировой рынок, – пассажирские и гражданские грузовые самолёты. Также на данный момент Бразилия является единственной латиноамериканской страной, полномасштабно ведущей научные исследования и опытные разработки в космической сфере.

На протяжении 1990-х гг. Бразилия начала в небольшом объёме экспортировать лицензии в страны Латинской Америки и Карибского бассейна на новые разработанные в стране технологии в сфере с/х и сопряжённой с ним химической промышленности (технологии возделывания зерновых культур и переработки с/х продукции, разработка новых видов удобрений…). В эти годы Бразилия импортировала технологии в сфере машиностроений через привлечение ПИИ, сопровождаемых строительством и модернизацией промышленного производства (относится, прежде всего, к созданию совместных с мировыми концернами предприятий по выпуску легковых автомобилей). Одновременно с этим правительство и частные компании целенаправленно осуществляли покупку лицензий за рубежом, в основном, на информационные и высокие технологии.

Прямым следствием этого процесса явилось стремительное развитие бразильского авиастроения. Так, основанная в 1969 г. по инициативе бразильского правительства и приватизированная в 1994 г. авиастроительная компания «Embraer» постоянно испытывала нехватку капитала и проблемы с техническими недоработками в выпускаемой продукции (пассажирские авиалайнеры, сверхскоростные самолёты бизнес-класса, а также военные истребители и бомбардировщики). В середине 1990-х гг. за счёт закупки технологий у иностранных авиакомпаний с предоставлением ими конструкторского содействия компания «Embraer» сумела не только восстановиться после тяжёлого для неё периода 1980 – 1990-х гг., но к сегодняшнему дню уже стала конкурентоспособной и на мировом рынке. Сейчас штат сотрудников компании насчитывает 24 тыс. человек (увеличившись более чем в 2 раза с 2000 г.), чистые продажи компании в 2007 г. составили 1,4 млрд. долл. На мировом рынке «Embraer» прочно заняла нишу в производстве самолетов регионального класса, а в 1999 – 2001 гг. стала ведущей компанией-экспортёром Бразилии. В 2003 г. компания заключила контракт с правительством Индии на поставку 5 самолетов бизнес-класса. В 2004 г. канадская авиакомпания «Air Canada» подписала контракт с «Embraer» на постройку и закупку 60 пассажирских авиалайнеров «Embraer-190». Объем сделки достиг 1,35 млрд. долл. Что примечательно, собственной авиастроительной компании «Bombardier» достались от «Air Canada» заказы на 30 самолетов, хотя ранее предполагалось, что общее количество заказываемых самолетов составит 90 единиц и они будут поделены поровну между бразильской и канадской компаниями.

«Embraer» расширяет своё присутствие на мировом рынке и по средствам продажи лицензий на производство собственной продукции. В январе 2003 г. «Embraer» и китайская авиастроительная компания «Hafei Aviation Industry» подписали договор о строительстве в Харбине совместного предприятия. Руководство компаний планирует также совместное проведение НИОКР. По результатам 2006 г. продажа бразильских самолетов занимает пятое место в списке наиболее экспортируемых товаров страны и в денежном выражении составляет 4 млрд. долл. Компания «Embraer» за последнее время усилила своё присутствие на южноамериканском и азиатском рынках, препятствуя доступу на эти рынки авиапродукции других стран, в том числе и России.

Республика Бразилия участвует в международном обмене военными технологиями и продукцией военно-промышленного комплекса (ВПК). Ещё в начале 1980-х гг. страна входила в пятерку крупнейших мировых производителей вооружений и военной техники. На оборонную промышленность работали 120 НИИ и НПО, в которых было задействовано 30 тыс. человек. После череды финансово-экономических кризисов, сменявших друг друга на протяжении 1980 – 1990-х гг. ВПК пришёл в упадок, в особенности предприятия и институты, где проводились разработка и внедрение новых видов военной техники. На современном этапе происходит возрождение бразильской оборонной промышленности. И уже сейчас в него вовлечены около 300 предприятий и специализированных исследовательских институтов. Одной из главных целей программы активизации военной отрасли является поиск новых рынков сбыта на Ближнем Востоке и, естественно, в Латинской Америке. Существует договоренность о поставках до 2007 г. только в латиноамериканские страны 250 бразильских самолетов, включая сверхзвуковые истребители последнего поколения. В списке экспортных военных товаров также находятся крылатые ракеты средней дальности – до 300 км. Самыми перспективными образцами военной техники, предназначенными для экспорта, являются самолеты ЕМВ-145 (на базе которых США монтируют самолеты-шпионы), мобильные ракетные установки с дальностью полета до 95 км. и бронетранспортеры «Guara», способные считывать данные со спутников. Всё же, прежде всего, Бразилия является покупателем первоклассного вооружения и оборонных технологий. Их главными поставщиками для республики являются США. Но в настоящее время, следуя принятому курсу диверсификации внешнеэкономических связей и ослаблению зависимости от США, Бразилия расширила круг своих партнёров в оборонной промышленности, дополнив их Россией и Индией.

Помимо авиастроения и ВПК, республика Бразилия наладила технологическое сотрудничество с зарубежными странами и в космической сфере. В 2003 г. между Бразилией и Украиной было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Alcantara-Zyklon-Space». Данное предприятие будет построено с целью проведения работ по возведению ракетно-космического комплекса (РКК) «Циклон-4» на бразильском космодроме Alcantara в экваториальном поясе. Это позволит Бразилии осуществлять запусков космических аппаратов с этого приэкваториального космодрома на круговые околоземные низкие и средние орбиты.

В рамках китайско-бразильской программы происходит конструирование совместных спутников Sbers-2B (осуществляется сборка в цехах лаборатории интеграции и тестов Института космических исследований Бразилии в городе Сао Жозе дус Кампус), Sbers-3 и Sbers-4. Согласно проекту, стоимость спутников оценивается в 200 млн. долл., 150 из которых планируется израсходовать на их создание и 50 млн. долл. – на запуск. Изготовление научной аппаратуры для первых двух указанных спутников планируется постепенно перевести из КНР в Бразилию, но запуски осуществлять с китайского космодрома. Sbers-4 будет запущен с бразильского космодрома Alcantara. Обладание технологией производства и запуска искусственных спутников Земли является необходимым условием для освоения Бразилией рынка космических запусков оцениваемого в 50 млрд. долл. в год. Данные спутники используются в связи и коммуникации, в метеорологии, с/х и экологии. Развитие национальной космической отрасли, а именно проведение запусков космических спутников открывает для Бразилии новый рынок по предоставлению услуг в области съемки и исследований рельефа земной поверхности для стран Латинской Америки, что не исключает возможность выхода страны на международный рынок.

Бразильский рынок телекоммуникаций, информационных технологий и услуг передачи данных в 2005г. оставался одним из наиболее динамично развивающихся секторов национальной экономики, следствием чего явились большие объемы реализованных экспортно-импортных операций. Объем рынка в отдельно взятом телекоммуникационном сегменте был оценен в 6,1 млрд. долл. США, что на 30% выше аналогичного показателя предыдущего года.
Современное состояние в области мобильной телефонной связи характеризуется расширением спектра и модернизацией предоставляемых операторами связи услуг, и стабильным ростом числа вовлеченных в информационный обмен абонентов. Мобильная телефонная связь в Бразилии насчитывает 86,2 млн. пользователей (2004г. — 65,6 млн., 2003г. — 46,4 млн.).

Рынок беспроводной телефонии в 2005, как и в 2004г. был поделен между 7 основными операторами связи: Vivo, Claro, TIM, Oi, Telemig/Amazonas Celular, СТВС и Brasil Telecom.Наиболее популярным остается стандарт передачи данных GSM, активное применение которого, начиная с 2004г., осуществляют все операторы сотовой связи.

Высокие технологии также достаточно медленно проникают на бразильский рынок. Так, 49% пользователей Интернета продолжают использовать модемы, 6% респондентов подключены к кабельным сетям и лишь 0,7% бразильцев выходят в Интернет через спутник. Более 70% бразильцев не имеют доступа в Интернет, а более половины жителей страны никогда не включали компьютер. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Бразильским комитетом по наблюдению и контролю за всемирной компьютерной сетью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ

 

Российско-бразильские отношения являются традиционно тесными, отношения характеризованы важным сотрудничеством в торговых, военных и технологических отраслях. В наше время Бразилия является важным партнёром Российской Федерации с общими интересами в космической технологии, военной технике, технологии связи и в других сегментах.

Бразилия была первым государством Латинской Америки, с которым Россия установила дипломатические отношения, в силу того, что Бразилия была тогда монархией.

Во время холодной войны Бразилия, как и большинство западных стран, имела нейтральную, но довольно холодную позицию по отношению к Советскому Союзу. Отношения между двумя государствами были ограничены к коммерческой торговле и соглашениям по сотрудничеству в отраслях минимальной важности. После распада Советского Союза и последующего формирования Российской Федерации, отношения между двумя странами потеплели и привели к подписанию «Российско-бразильского договора по сотрудничеству» 2 ноября
1997 года

В 2001 году, комитет возглавляемый бывшем вице-президентом Бразилии Марко Масиел и премьер-министром России
Михаилом Касьяновым, произвёл несколько долгосрочных двухсторонних договоров, начиная стратегическое партнерство между двумя странами, и создавая «Российско-бразильскую правительственную комиссию».

Продолжая по этому руслу, сегодняшний вице-президент Бразилии Жозе Аленкар, посетил Москву в сентябре 2003 года для встречи с президентом Российской Федерации
Владимиром Путиным и с членами его кабинета. Страны подписали «Российско-бразильский пакт по военной технологии и поставкам» — важное соглашение в отраслях космической технологии, противоракетной обороне, поставках оружия.

По приглашению президента Бразилии Луи́с Ина́сиу «Лу́ла» да Си́лва, Владимир Путин нанес официальный визит в Бразилию 22 ноября
2004 года.

18 октября
2005 года, во время официального визита президента Лула в Москву, да Силва и Путин подписали двухсторонний «Российско-бразильский стратегический союз». Также было подписано соглашение, которое позволило первому бразильскому космонавту Маркус Понтис полететь в космос на борту космического корабля «Союз».

В последние десятилетия происходило всестороннее расширение и углубление двусторонних связей и сближение позиций России и Бразилии — гигантов по своему территориальному и демографическому потенциалам, влиятельных игроков на региональном и международном уровнях.

Сегодня мы естественные союзники в деле укрепления коллективных основ современного мироустройства, центральной роли ООН в решении мировых проблем и утверждении многополярного мироустройства. Нас сближает приверженность верховенству международного права, неприятие подрывающих его односторонних, силовых подходов, выбор в пользу переговорного урегулирования кризисов и конфликтов. В центр согласованной политической повестки дня вынесены ключевые вопросы обеспечения глобальной и региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом, сотрудничество по вопросам, затрагивающим все человечество, таким как глобальное потепление и повышение экономической стабильности.

Устойчивый политический диалог, ведущийся в конструктивном ключе и на высоком уровне, является залогом дальнейшего развития двустороннего сотрудничества на взаимовыгодной основе. По итогам двусторонних саммитов последнего времени поставлены задачи по строительству отношений стратегического партнерства, наращиванию торгово-экономических связей, формированию технологического альянса.

Активно задействуем для их решения возглавляемую председателем правительства России В.В.Путиным и вице-президентом Бразилии Ж.Аленкаром Комиссию высокого уровня по сотрудничеству. Совместная российско-бразильская рабочая группа, созданная по линии Совета безопасности России и министерства по стратегическим вопросам Бразилии, является первым механизмом такого рода, учрежденным Россией с латиноамериканской страной.

Бразилия — ключевой торговый партнер России в Латинской Америке и Карибском бассейне: в 2007 году наш товарооборот превысил 5 млрд долл. Завязывается инвестиционное сотрудничество. С открытием в прошлом году мясоперерабатывающего завода в Калининграде запущен масштабный проект стоимостью свыше 100 млн долл. Повышаем долю высокотехнологичной продукции в торговле и осуществляем сотрудничество в области космоса. При содействии российской стороны состоялся полет на Международную космическую станцию бразильского астронавта М.Понтеса. В числе приоритетных сфер совместного приложения усилий — энергетика, авиастроение, нанотехнологии и ВТС.

Важный фактор сближения — ширящиеся гуманитарно-культурные обмены. Имена скульптора Антониу Франсиску Лисбоа (Алейжадиньо), художника Кандидо Портинари, композитора Эйтора Вила-Лобоса, писателей Машаду ди Асиса и Жоржи Амаду, архитектора Оскара Нимейера в России широко известны. В России немало почитателей бразильской музыки, карнавала и теленовелл. В свою очередь и бразильцы испытывают неподдельный интерес к многогранной культуре России. Неизменным спросом пользуются переведенные на португальский язык произведения российских классиков. Наша общая гордость — первая зарубежная балетная школа Большого театра в г. Жоинвилле. Большие надежды мы возлагаем и на открытые в России — в Краснодаре и Подмосковье — школы бразильского футбола.

Близость или совпадение наших подходов к решению ключевых проблем мировой политики предопределяет нашу заинтересованность во взаимодействии в рамках ООН. Россия рассматривает Бразилию в качестве одного из сильных кандидатов на место постоянного члена реформированного Совета Безопасности ООН в случае принятия согласованного решения о расширении СБ в обеих категориях.

Россия и Бразилия продолжают совместный поиск новых форм многостороннего сотрудничества. Одно из них — диалог в формате группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), первый саммит которой успешно прошел в июле в Японии «на полях» саммита «восьмерки». В мае в Екатеринбурге министры иностранных дел приняли совместное коммюнике, отражающее совпадение взглядов и подтверждающее приверженность делу построения более демократичного миропорядка, основанного на многосторонней дипломатии и примате международного права. В ноябре в Бразилии состоится встреча министров финансов и экономики стран БРИК.

Дальнейшему наращиванию российско-бразильских связей будет способствовать и углубление всестороннего взаимодействия России и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) на основе подписанного в 2006 г. Меморандума о взаимопонимании. Это тем более важно с учетом роли МЕРКОСУР в процессе интеграционного строительства в регионе. Динамика торговли и участия МЕРКОСУР в решении социальных, природоохранных и политических вопросов сделали его центром влияния и экономического роста многополярного мироустройства.

Отношения России и Бразилии, основанные на взаимном уважении, носят обоюдовыгодный характер, обращены в будущее и не подвержены конъюнктурным колебаниям. Сегодня у нас есть политическая воля и материальные ресурсы для успешного продвижения по пути стратегического партнерства, отвечающего жизненным интересам наших стран и народов. Взаимодополняемость этого партнерства принесет результаты, выходящие за двусторонние рамки и вносящие вклад в становление более демократического миропорядка, готового принять вызовы современного мира.

26 ноября
2008 года Президент Д.А.Медведев находился с визитом в Бразилии, где подписал, в частности, соглашения о военно-техническом сотрудничестве и об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Бразилии [1].

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции между правительством РФ и правительством Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».

Данный закон был принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года. Федеральным законом ратифицируется Конвенция, подписанная в городе Бразилиа 22 ноября 2004 года.

Конвенция направлена на обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и имущества в своей стране и стране-партнере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 БРАЗИЛИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

 

В середине 2008 г. мировую финансовую систему охватил кризис ликвидности, зародившийся в Соединенных Штатах и больно ударивший (вследствие глобализации) по десяткам стран на всех континентах, в том числе в Латинской Америке. По оценке экспертов МВФ, сложившуюся ситуацию – критические перегрузки на денежных рынках – можно было сравнить с всемирной депрессией начала 1930-х годов. В Латинской Америке мировой кризис дал о себе знать прежде всего заметным снижением темпов экономического развития: с 5,7% в 2007 г. до 4,2 в 2008 г. и -2,5 % в 2009 г. (прогноз МВФ, таблица 4). «Как и в других районах мира, – отметили эксперты Фонда, – в латиноамериканском регионе экономика столкнулась с комбинацией ряда негативных факторов: снижением активности, более сложными внешними условиями и все еще высокой инфляцией».

 

Таблица 4 – Изменение объема ВВП (%)1

Страны

2007

2008

2009

2010

Мир в целом

5,2

3,0

-1,1

3,1

Промышленно развитые страны  

2,7  

0,6  

-3,4  

1,3

США  

2,1  

0,4  

-2,7  

1,5  

Зона евро  

2,7  

0,7  

-4,2  

0,3  

Япония  

2,3  

-0,7  

-5,4  

0,2  

Восходящие и развивающиеся страны  

8,3  

6,0  

1,7  

5,1  

Латинская Америка и Карибы

5,7

4,2

-2,5

2,9

Аргентина  

8,7  

6,8  

-2,5  

1,5  

Бразилия  

5,7  

5,1  

-0,7

3,5  

Венесуэла  

8,4  

4,8  

-2,0  

-0,4  

Колумбия  

7,5  

2,5  

-0,3  

2,5  

Мексика  

3,3  

1,3  

-7,3  

3,3  

Перу  

8,9  

9,8  

1,5  

5,8  

Чили  

4,7  

3,2  

-1,7  

4,0  

 

 

Первоначальные перебои на денежных рынках США и некоторых других государств, появившиеся уже в середине 2007 г., были восприняты в странах ЛАКБ подчеркнуто индифферентно. «Латинская Америка узнала об этих трудностях из газет. Годом позже, когда волна банкротств охватила Уолл-стрит и рухнул банк Леман Бразерс, регион продолжал относиться к этому с пренебрежением, поскольку кризис прямо его не затрагивал», – писал известный аналитик Диего Кабот. Подобно российским властям, латиноамериканские руководители говорили о своих странах как об «островах спокойствия и стабильности» в бурном океане международных потрясений. Принимая в начале октября 2008 г. бельгийского принца Филиппа, прибывшего в Буэнос-Айрес с представителями деловых кругов, аргентинский президент Кристина Фернандес де Киршнер характеризовала Аргентину в качестве надежного убежища для бизнеса и отметила прочность национальной модели развития, позволявшей стране успешно противостоять внешним кризисным эффектам.

В декабре 2008 президент Бразилии подписал указ о формировании «суверенного фонда благосостояния» суммой до 6 млрд долл., финансируемого за счёт профицита госбюджета (составляющего до 3,8 % ВВП). Целью фонда является обеспечение инвестиций для бразильских компаний в условиях краха внешних источников кредитования.

По прогнозу Центрального банка Бразилии, ожидается рост ВВП в 2008 году в 5,6 %, в 2009 м — 3,2 %. Прогноз на 2008 был, несмотря на кризис, повышен с 5 до 5,6 

«Эффект муссона» («monsoon affect»), или стремительное обесценение акций, распространился практически на весь регион. Во второй половине 2008 г. бразильский биржевой индекс «Бовеспа» упал на 49%, мексиканский фондовый рынок просел на 29%, колумбийский – на 25, а чилийский – на 23%. Это падение было глубже, чем в развитых странах, хотя и не шло ни в какое сравнение с российским четырехкратным сокращением биржевой капитализации. Произошло снижение курсов национальных валют по отношению к доллару США, которое в указанный период составило от 14% в Аргентине до 45% в Бразилии (таблица 5).

 

Таблица 5 – Падение фондовых рынков и обесценение национальных валют (июнь – декабрь 2008 г.), %

Страна

Фондовые рынки

Обменный курс валют

Аргентина  

-51,0  

-14,0

Бразилия  

-49,0  

-45,0  

Чили  

-23,0  

-27,0  

Колумбия  

-25,0  

-28,0  

Мексика  

-29,0  

-35,0  

 

В преддверии 2009 г. негативные последствия мирового «финансового землетрясения» (по выражению прессы) перекинулись на реальные секторы латиноамериканской экономики. Национальные рынки прекратили рост и замерли в ожидании развития событий у крупнейших партнеров ЛАКБ: США, Японии и Евросоюза. Для семи крупнейших экономик региона (так называемые ЛАКБ-7: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу и Чили, на долю которых приходится 91% регионального ВВП) условия внешней торговли в период с июля по декабрь 2008 года ухудшились на 25%. В результате в апреле 2009 г. внешнеторговый оборот региона снизился на 31,8% (экспорт – на 29,2% и импорт – на 34,6%) по сравнению с тем же месяцем годом раньше.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Кузьмин В.В. Латинская Америка: интеграция и двусторонние экономические связи//Латинская Америка- 2008. — №2. — с. 37.
  2. Нутенко Л.Я. Меркосур — страны Азии и Африки: новый этап взаимодействия//Латинская Америка.-2006. -№7.
  3. Селсу Амориом, Лавров С. Россия и Бразилия: друзья и стратегические партнеры // Российская газета. 2008. № 4765.
  4. Шереметьев И.К. Десятилетие роста и развития?//Латинская Америка.- 2008.-№4.
  5. Яковлев П.П. Латинская Америка: меняющийся облик // Перспективы.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.1MB | MySQL:124 | 3,590sec