Французская Республика

<

081614 0140 1 Французская Республика

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЭО ФРАНЦИИ

 

В условиях происходящей в послевоенный период радикальной ломки
хозяйственных структур страны все возрастающую роль, главным образом в
последнее тридцатилетие, играют внешнеэкономические связи, и прежде
всего внешняя торговля, являющаяся одной из наиболее динамичных отраслей экономики и ведущей формой участия Франции в системе мирохозяйственных отношений. Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство.

Французским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) (4-е место) и сократить в импорте (6-7%) (3 – 4-е место).

Внешняя торговля занимает важное место в экономике Франции, поскольку она обеспечивает около трети экономического роста страны. Нынешние результаты внешней торговли являются ярким свидетельством того, что Франция сумела коренным образом изменить ситуацию конца 80-х — начала 90-х гг., адаптировать свою экономику к конъюнктурным тенденциям в мире в последние четыре года и стабилизировать свой внешнеторговый баланс после долгого периода отрицательного сальдо.

Сальдо внешнеторгового баланса Франции в 1996 г. достигло рекордно
высокого уровня +122,3 млрд. фр., что на 24,8 млрд. фр. превышает
показатель 1995 г., который был самым высоким за всю историю страны.
Однако в отличие от предыдущего года темпы роста импорта и экспорта в
1996 г. были несколько ниже. Так, французский импорт увеличился на 2,2%
против 8,5% в 1995 г. и составил 1363,5 млрд. фр. Такой относительный
слабый прирост объясняется вялыми темпами экономического роста страны: в 1996 г. он составил +1,5% против +2,2% в 1995 г. Кроме того, следует
принять во внимание значительное удорожание импорта энергетических
товаров — на 18 млрд. фр. или +23,7%, вызванные ростом цен на нефть.
Очевидно, что французские предприниматели еще не приступили к
прогнозируемым массированным инвестициям в производство, поскольку объем импорта оборудования увеличился лишь на 6,1%.
Прирост экспорта Франции в 1996 г. шел более динамично, чем прирост
импорта: +3,5% против 9,3% в 1995 г. Объем продаж всех французских
товаров и услуг за рубежом составил 1485,8 млрд. фр. в 1995 г.

Таким образом, высокий уровень положительного сальдо внешней торговли Франции отражает, с одной стороны, внутреннюю конъюнктуру, выразившуюся в недостаточном росте закупок за границей при довольно устойчивом росте экспорта. С другой стороны, позитивные результаты внешней торговли Франции на протяжении последних четырех лет свидетельствуют о
возрастающей конкурентоспособности французских товаров.

В целом в 1996 г. Франция сохранила роль одной из ведущих торговых
держав. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в мире
после США, Германии и Японии, хотя ее доля в мировой торговле несколько
снизилась в 1996 г. (5,6% против 5,8% в 1995 г.).

В качестве приоритетных для развития внешнеэкономических связей Франция считает восемь стран (в алфавитном порядке): Бразилию, Индию, Индонезию, Китай, Мексику, Россию, ЮАР и Республику Корея.

Наиболее активно во внешней торговле участвует промышленность, на
которую приходится до 4/5 национального экспорта товаров и услуг. Такие
ведущие секторы индустрии, как химия и производство синтетических
волокон, автомобиле-, судо- и авиастроение(экспорт составил 56% оборота,
или 55,6 млрд. фр.), военная промышленность, направляют на экспорт более
40% своей продукции.

Высокими темпами развивается информатика. Оборот отрасли вырос с 16,2 млрд. фр. в 1978 г. до 80 млрд. фр. в 1990 г. Экспорт в 1990 году
составил 34% оборота.

Высокоразвитой отраслью французской промышленности является производство электронного и электротехнического оборудования производственного и бытового назначения. Экспорт продукции в 1990 г. вырос до 143,9 млрд. фр. (около 48% оборота отрасли и 15,7% экспорта всей промышленной продукции).

В целом в машиностроении можно отметить сильные позиции Франции в производстве оборудования для разведки, добычи и обустройства нефтяных и газовых месторождений, энергетического оборудования. В области
станкостроения Франция занимает шестое место в мире. С 1987 г. эта
отрасль развивается достаточно высокими темпами. Экспорт достиг в 1990 г. 141,4 млрд. долл. (15,4% промышленного экспорта). Одновременно
импортировали продукции на 156,4 млрд. фр.

Франция является четвертой страной в мире по производству автомобилей. Французский автомобильный рынок относительно стабилен. Экспорт отрасли в 1990 г. составил 2,095 млн. шт., или более 55,6%, на сумму 151,3 млрд. фр. (12,9% всего объема французского экспорта, или 16,9 промышленного экспорта).

Франция является третьим в мире экспортером продукции для
железнодорожного транспорта. Однако за последние несколько лет его объем
резко сократился (с 4 млрд. до 1,8 млрд. фр. в 1990 г.), в то время как
продажи на внутреннем рынке существенно выросли и достигли 8,4 млрд. фр. в 1990 г.

По производству электроэнергии Франция занимает седьмое место в мире. Национальное производство электроэнергии составило в 1990 г. 82,3%, а потребление — 34,4%. В 1990 г. экспорт электроэнергии достиг 52,4 млрд.
кВт/ч, или 13% национального производства.

Во Франции представлены все секторы металлопроизводства — от стали и алюминия до золота, кобальта и т.д.

Черная металлургия испытала на себе тяжелые последствия кризиса
1972 – 1973 годов и последующей за ним структурной перестройки
промышленности. Отрасль длительное время находилась в кризисном
состоянии. С 1974 г. производство металлопродукции падало, достигнув в
1983 году уровня 1960 г. В 1984 г. падение прекратилось, и в последующие
годы производство стабилизировалось. В 1988 г. произошло заметное
оживление спроса, загрузка мощностей значительно возросла. Сейчас
Франция занимает девятое место в мире по выпуску металлопродукции, а
также является одним из крупнейших в мире экспортеров и импортеров
металлопродукции. В 1990 г. Франция экспортировала ее на 46,2 млрд. фр.,
а импортировала на 40,8 млрд. фр.

Несмотря на то что в стране нет крупных собственных запасов цветных
металлов, она имеет достаточно развитую промышленность, функционирующую на импортируемом сырье. Эта отрасль достаточно стабильна и не знает проблем, с которыми сталкивается черная металлургия.

В последние годы наметился прогресс в эволюции цветной металлургии за счет усилий предприятий отрасли, направленных на совершенствование качества продукции (руд, металлов и полуфабрикатов) с целью
удовлетворения современных потребностей рынка (новые сплавы и изделия,
необходимые для электроники и машиностроения).

Сельское хозяйство — одно из важнейших направлений международной
специализации Франции — реализует на внешнем рынке более 1/3
производимой продукции по сравнению с 12% во второй половине 50-х гг. По объему сельскохозяйственного экспорта страна в целом отстает только от
США, занимая первое место в Западной Европе. В аграрном экспорте
преобладают «массовые» продукты — пшеница, ячмень, кукуруза, молочные
продукты. Доля продуктов высокой степени обработки — кондитерских,
мясных изделий, шоколада, консервов — ниже, чем в других ведущих
странах. Тем не менее во французской внешней торговле аграрной
продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом
происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился
баланс в торговле со странами ЕС, которые также добились
самообеспеченности или даже стали экспортерами; значительная часть
положительного сальдо объясняется дорогостоящей практикой субсидирования в рамках единой сельскохозяйственной политики ЕС и т.д. В 1990 г. объем экспорта сельскохозяйственной продукции составил 190,1 млрд. фр. Страна экспортировала 28 тыс. т зерновых, 619 тыс. т говядины, более 1 млн. т сахара, значительные количества масла, сыров, вина, консервов, фруктов и
овощей, шоколадных и кондитерских изделий, муки. В то же время она
закупает в больших объемах сельскохозяйственную продукцию — рапс,
подсолнечник, свинину, баранину, конину, тропические фрукты и т.д. В
1990 г. эти закупки составили 132,9 млрд. фр. (11% национального
импорта).

Страна остается первым в мире экспортером переработанных пищевых
продуктов (10,3%), опережая Нидерланды (8,9%) и США (7,9%).
Франция обладает крупнейшими в Западной Европе лесными ресурсами. Рынок лесоматериалов находится в последние годы на подъеме. Увеличивается
производство целлюлозы, бумаги, картона. В то же время страна является
импортером этих товаров. Так, экспорт необработанной древесины и
пиломатериалов составил в 1990 г. 5,6 млн. т (4,6 млрд. фр.), а импорт —
2,8 млн. т (5,9 млрд. фр.), экспорт продукции целлюлозно-бумажной
промышленности — 22,8 млрд. фр., импорт — 44,3 млрд. фр. В сфере услуг отмечается значительное превышение экспорта над импортом (150%). По экспорту услуг Франция находится на 2-ом месте в мире (после США), ее доля в мировом экспорте — 12%.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров.

Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40 — 60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно — технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ — 3,6%). Характерной чертой научно — исследовательской деятельности выступает ее военная направленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, достигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ — около 5%.

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду из них она занимает ведущие позиции — атомная энергетика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отстает — информатика, электроника,
биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической,
автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической
приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же
время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка,
пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения
внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт
капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.
Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые
страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилась. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях — металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании. Основная форма зарубежного вложения французских капиталов — приобретение иностранных фирм. В 1990 году было сделано 324 таких приобретения против 107 в 1988 году и 200 в 1989 году.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

<

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им. Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической — 55%, сельскохозяйственном машиностроении — 50%, производстве ЭВМ и средств информатики — 49%, точном приборостроении — 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли.

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.

Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с
членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней
помощью. В условиях структурной перестройки экономики развивающихся
стран и усиления процессов интернационализации производительных сил,
увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством
обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше,
значительная часть помощи идет на сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового
завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания
западноевропейского рынка» В 1997 объем внешней торговли составлял 36,5% ВВП. Главные статьи импорта – энергоносители, основные химические продукты, машины и оборудование, электроника, продовольственные товары, автомобили и ткани. Многие из этих статей являлись также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили, машины и оборудование, химические продукты и фармацевтические препараты. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. Баланс экспорта и импорта показывает, что в экспорте Франции растет доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия. С середины 1980-х годов страна стала также импортером продукции машиностроения. Франция длительное время испытывала внешнеторговый дефицит, хотя он был сбалансирован за счет поступлений от сферы услуг и туризма. В 1997 импорт в целом составлял 1563,6 млрд. франков, а экспорт 1713,3 млрд. франков.

Внешняя торговля Франции постепенно переориентировалась на Европейский союз (ЕС). 55% экспорта и 49% импорта в 1980 приходились на страны-члены ЕС, а к 1997 эти показатели были соответственно 61% и 67%. Главными партнерами Франции в рамках ЕС являются Германия и Италия. За пределами Европы крупный торговый партнер – США.

 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С ФРАНЦИЕЙ

 

В начале 90-х годов кардинальные изменения на мировой арене и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем, основанного на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ отношений между Россией и Францией — Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.), закрепивший стремление обеих сторон развивать «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно обогатилась — заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.

Российско-французские политические контакты носят регулярный характер. Ежегодно проходят встречи президентов России и Франции. Первый официальный визит Владимира Путина во Францию состоялся в октябре 2000 года: был установлен контакт между президентами двух стран, создана основа для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. В ходе краткого рабочего визита Владимира Путина в Париж в январе 2002 года и визитов Жака Ширака в Россию в июле 2001 года и в июле 2002 года подтверждено намерение России и Франции двигаться по пути укрепления дружбы и сотрудничества.

Все более насыщенными становятся российско-французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав двух государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый мощный импульс в результате государственного визита В.В.Путина во Францию в феврале 2003 г., а также встреч наших президентов в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга и на саммите «восьмерки» в Эвиане в мае-июне 2003 г.

С 1996 г. действует Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. Ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 г. заседания Комиссии проходят в форме «межправительственного семинара» с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств (очередное заседание состоялось 6 октября 2003 г. в Москве). В рамках Комиссии регулярно проводятся сессии Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), заседания свыше двадцати совместных рабочих групп в различных областях двустороннего взаимодействия.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 г. встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по разнообразной внешнеполитической проблематике.

В контексте международной ситуации, сложившейся после терактов в США 11 сентября 2001 г., успешно развивается новое направление двустороннего сотрудничества по противодействию новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). По решению президентов В.В.Путина и Ж.Ширака создан российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран (проведено два заседания Совета, последнее — в июле 2003 г. в Москве). Успешно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, входят в состав «Группы друзей Генсекретаря ООН по Грузии».

Французское руководство поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Одно из приоритетных направлений сотрудничества — взаимодействие в проведении государственных, административных реформ. Действует рамочное Соглашение об административном сотрудничестве, осуществляется обмен опытом, в т.ч. в разграничении полномочий между центральными и местными органами власти. Франция оказывает России содействие в подготовке квалифицированных кадров для работы в условиях рыночной экономики и для государственной службы.

Российско-французское межпарламентское сотрудничество основывается на активном делегационном обмене и контактах между руководителями палат. Инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции. Очередное заседание Комиссии под председательством руководителей Государственной Думы Г.Н.Селезнева и Национального собрания Франции Ж.-Л.Дебре состоялось в Париже в октябре 2003 г. Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в палатах Федерального Собрания, а также в Сенате и Национальном собрании Франции.

Все более важной составляющей российско-французских экономических и культурных связей становится сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 документов о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей — сотрудничество между Парижем, с одной стороны, и Москвой и Санкт-Петербургом, с другой, между Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Иркутской областью и Аквитанией, Новгородской областью и Эльзасом. При участии верхних палат парламентов двух стран проводятся двусторонние семинары для определения наиболее оптимальных направлений децентрализованного сотрудничества. Последний такой форум состоялся в Москве 6 октября 2003 г.

В последнее время значительно повысилась роль гражданских обществ в развитии отношений между нашими странами. Одно из проявлений этой тенденции — проведение «диалога культур» в рамках крупных двусторонних визитов: встреч с российскими и французскими представителями творческой интеллигенции, «круглых столов». Во Франции и в России действуют общественные ассоциации по развитию дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.

Российско-французские отношения находятся на подъеме. Их укрепляет общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, согласованные действия на международной арене. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях. Накопленный опыт взаимодействия, а также вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции предопределяют обнадеживающие перспективы развития российско-французского партнерства.

 

3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

 

Характерным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послевоенного экономического восстановления и в последующие годы, правительства ведущих стран Запада все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого. Экономический прогресс в наше время следует оценивать в двух взаимосвязанных, хотя совсем не обязательно совпадающих, измерениях. Чтобы определить его составляющие, общепринятые стандартные показатели уровня, структуры, динамики производства и потребления целесообразно дополнить данными, характеризующими участие каждой страны в мировом разделении труда, и ресурсы, на которые это участие опирается. Последняя группа данных содержит уникальную информацию о конкурентоспособности продукции данной страны, которая в первом приближении может служить индикатором эффективности соответствующих производств с точки зрения мировых стандартов. В мировое разделение труда фактически включены многие сферы хозяйственной деятельности страны.

Среди европейских стран Франция пользуется заслуженной популярностью как страна высокого жизненного уровня населения, надежной личной
безопасности и социальной защищенности граждан. Франция является одной из наиболее развитых индустриально — аграрных стран мира. Ее ВНП оценивается ориентировочно в 1500 млрд. долл. США. По этому показателю она занимает 5-ое место в мире, а по размеру ВНП на душу населения ей прочно принадлежит 4-ое место (26,7 тыс. долл. США).

По объему промышленного производства Франция занимает 5-ое место, уступая США, Японии, ФРГ и Великобритании. Промышленность создает около 25% ВНП, обеспечивает около трети рабочих мест. Ее основными отраслями являются: машиностроительная, химическая, сталелитейная, авиакосмическая, автомобилестроительная, электроника, судостроение, горнорудная, металлургия, текстильная, атомная энергетика, радиоэлектроника, пищевая.

По объему сельскохозяйственного производства Франция занимает 3-е место в мире, уступая лишь США и Канаде. Она полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции.

По внешней торговле Франция занимает 4-е место после США, ФРГ и Японии. С 1981 г. доля экспорта в ВВП превышает 25%. Ее главными партнерами являются в первую очередь страны Евросоюза, на долю которых приходится около 65% всего товарооборота, а также Япония и США. Четыре последние года Франция сводит свой торговый баланс с положительным сальдо, составившее в 2006 г. 122,3 млрд. евро. (против 97,8 млрд.евро. в 2005 г.).

Функционирование экономической системы происходит под мощным
воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени
развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в
регулировании и программировании экономики, в распространении
государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших
промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло изменение основных
направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к
усилению роли рынка.

Сохраняющийся государственный сектор занимает базовые, инфраструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и т.д.

Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий
воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается
государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в
государственном программировании и планировании, которое получило
широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы
официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана.
Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение
новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

 

4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЭО ФРАНЦИИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

Международные организации весьма многочисленны. Редкая из них не воздействует на экономическую и общественную жизнь. Некоторые организации располагают собственными полномочиями или значительными средствами и вследствие этого имеют возможность оказывать влияние как на международное, так и на национальное экономическое и финансовое развитие.

Другие представляют собой в первую очередь форумы, где правительства могут выражать свою точку зрения, где вырабатываются единство подхода и соответствующие рекомендации по проведению политики в отдельных странах. Некоторые международные организации обеспечивают в основном сбор информации и публикацию статистических данных. Но все они так или иначе вносят свой вклад в развитие связей и сотрудничества между странами.

Приводимый здесь перечень не является исчерпывающим: в нем упоминаются только те организации, которые обладают реальным весом в экономических связях и в которых Франция играет определенную роль. Этот перечень необъективен: некоторые организации, важные с точки зрения Франции, гораздо менее значимы для всего мира в целом. Этот перечень отражает фактическое положение дел: неформальные конференции и собрания соседствуют в нем с учреждениями и организациями, которые обладают определенным статусом и являются юридическими лицами.

С точки зрения Франции, международные организации могут быть подразделены на четыре основные категории: организации, призванные заниматься всемирными проблемами и учрежденные в основном сразу же после окончания второй мировой войны; организации, инициаторами создания которых были западные государства и которые, по существу, объединяют развитые страны с рыночной экономикой; организации, связанные с европейским строительством; и, наконец, различные ведомства регионального или двустороннего сотрудничества и подлежит возобновлению. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу ее деятельности, однако решения принимаются коллегиально.

Один из членов Комиссии является ее президентом и представляет ее в некоторых собраниях, в частности в Европейском совете.

Франция по традиции проводит активную политику в отношении «третьего мира». Поэтому в рамках зоны франка и европейской политики в отношении некоторых тесно связанных с нею стран <третьего мира> она принимала участие в создании многочисленных органов международного сотрудничества. Помимо этого, Франция представлена в большинстве крупных организаций, занимающихся проблемами развития и осуществляющих свою деятельность в мировом масштабе. Такая готовность к сотрудничеству со странами «третьего мира» и самобытная политика по отношению к странам Восточной Европы, которую Франция начала проводить в 60-х гг., в конце концов привели ее к необходимости увеличить число органов двустороннего согласования.

Исторические связи между Францией, Бельгией, с одной стороны, и различными странами Африки — с другой, лежат в основе оригинальной формы союза между Европой и некоторыми государствами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Эта ассоциация, в состав которой изначально входили 18 африканских государств (бывшие двенадцать французских и одна бельгийская колонии и пять бывших подмандатных территорий), в результате присоединения Великобритании к Общему рынку расширилась, и с тех пор число ее членов не перестает увеличиваться: Ломейское соглашение 1984 г. касалось уже 66 стран.

Первое соглашение об ассоциации было подписано в Яунде в 1963 г. За ним последовали второе Яундское соглашение 1969 г. и три Ломейских соглашения — в 1975, 1979, 1984 гг., четвертое было намечено на 1989 г. В рамках этих соглашений Европейское экономическое сообщество оказывает помощь развивающемуся миру в различных формах. Специальный орган –Европейский фонд развития предоставляет субсидии и кредиты для создания производственной и социальной инфраструктуры, а также для реализации сельскохозяйственных проектов. Эта организация отличается тем, что получающие помощь страны участвуют в управлении ею.

В течение последнего десятилетия Франция старалась диверсифицировать географическую направленность своей помощи. Поэтому она постепенно присоединилась к многочисленным банкам и «региональным» фондам развития, функционирование которых в значительной степени направляет Мировой банк и его филиал — Международная ассоциация развития и которые различными способами объединяют страны какого-либо одного определенного континента с промышленно развитыми странами: Азиатский банк развития (АБР) и его Фонд развития, к которым наша страна присоединилась с момента их основания (1966 г. — для банка); Межамериканский банк развития (МБР), доступ в который был открыт для стран неамериканского континента только после 1976 г.; Африканский банк развития (АБР), куда страны, не входящие в Организацию африканского единства, смогли вступить только в 80-х гг., и Африканский фонд развития, созданный в 1972 г.

 

 

5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

ХХ столетие привнесло колоссальные изменения в жизнь народов. Но трудно найти среди крупных индустриальных стран и особенно среди великих держав такие, где перемены в политической и экономической сферах были столь же значительны, как во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство ( от III Республики – к V Республике). Резко изменилось геополитическое положение страны: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в один из «моторов» западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада, в том числе — с Германией, прежде своим основным противником.

Не менее существенные перемены претерпела французская экономика, все более интегрирующаяся в мировое хозяйство и вынужденная поэтому неоднократно приспосабливать основные направления и параметры своего развития к его требованиям. Важнейшими итогами ХХ в. стали радикальная модернизация экономики (от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной структуре, затем – к экономике услуг) и модификация варианта участия в мирохозяйственных связях ( от вывоза ссудного капитала к вывозу промышленных товаров с постепенным ростом акцента на изделия высокой степени обработки, а с начала 80-х годов к массовому экспорту производительного капитала). Происходившие перемены шли рука об руку с коренными трансформациями национального хозяйственного механизма. Впрочем, в силу действия ряда факторов, в том числе внеэкономических, этот процесс во Франции отличался заметной спецификой, которая начала исчезать лишь в самое последнее время.

Современная французская экономика – одна из наиболее мощных в мире. На рубеже ХХ и XXI столетий Франция занимала 6-е место в мире по объему ВВП и по удельному весу в мировом промышленном производстве, 5-е – по доле в мировом экспорте. Эти цифры особенно впечатляют при сопоставлении с аналогичными показателями начала века. Последние отражали совершенно иную ориентацию экономики: стремление капитала к возрастанию непроизводительным путем, невысокую концентрацию национального производства и его малые масштабы по сравнению с величиной государственного долга. Промышленность заметно отставала по уровню развития и по «весу» в хозяйстве от зарубежных соперников и от национальной финансово-кредитной сферы.

В 80-е годы условия воспроизводства для французской экономики были весьма непростыми. Франция очень пострадала от «кризиса задолженности» развивающихся стран. Вынужденная переориентация значительной части экспорта от традиционных партнеров в третьем мире в направлении развитых стран в полной мере выявила недостатки структуры национальной промышленности. Структурная слабость определяла повышенную чувствительность экономики к колебаниям микрохозяйственной конъюнктуры.

Путь к решению важнейших макрозадач пролегал через быструю перестройку структуры промышленных производства и экспорта, что в свою очередь требовало скорейшего повышения рентабельности компаний.

Процессы, имевшие место в экономике в течение «тридцати горестных лет», имели неоднозначный характер. Будучи явно негативными в кратко- и среднесрочном плане, они зачастую характеризовались положительными долгосрочными результатами, поскольку вели в конечном итоге к росту эффективности общественного производства и модернизации его важнейших отраслевых пропорций. Возросла производительность труда. По ее темпу роста Франция к концу столетия опередила США (здесь сыграло роль отсутствие прироста занятости в течение ряда лет, в то время как в США занятость росла быстро). Длительно низкая инвестиционная активность обеспечила снижение капиталоемкости экономического роста, причем при возобновлении инвестиционного процесса основное внимание стало уделяться вложениям в машины и оборудование. Поддержанию материалоемкости на невысоком уровне способствовало сохранение низких цен на сырье почти до конца столетия и общее снижение энергопотребления. «Горестные годы» размыли промышленность, были ликвидированы или перенесены за рубеж многие традиционные производства. Доля промышленности в занятости, инвестициях, ВВП сейчас полностью соответствует аналогичным показателям других развитых стран. Модернизирована структура промышленности и экспорта, где существенно снизились удельные веса аграрной продукции и полуфабрикатов при одновременном повышении доли высокотехнологичной продукции. Пока нерешенной проблемой остается зависимость Франции от импорта оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой товарной группе остается ниже, чем у других западноевропейских стран. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на внутреннем и мировом рынке зависит в основном от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его «ведении» (налоги, трудозатраты).

 

 

 

6. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ ТНК СТРАНЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЭО

 

В настоящее время большая часть экспорта французских прямых инвестиций осуществляется через каналы французских транснациональных корпораций.

Впрочем, эта тенденция характерна не только для Франции, но и для многих стран мира. На Францию приходится 10 из 100 крупнейших ТНК, по этому показателю она уступает лишь США, Японии и Великобритании, которым в этом списке принадлежат 25, 16 и 12 ТНК, соответственно.

К числу крупнейших французских ТНК можно отнести, прежде всего, одного из лидеров глобального медиарынка компанию «Вивенди юниверсал».

Сегодня семь членов совета директоров «Вивенди» – американцы. Остальные – французы, представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя оборудования связи «Алкатель», банк «Би Эн Пи Парибас» и группу по производству цемента «Сант-Гобаин». Важно отметить, что все эти компании, активно развивая бизнес за рубежом, также превратились из французских в транснациональные.

В 1990-2005 гг. объем накопленных инвестиций французских компаний заграницей достиг 298 млрд. долларов, а доля французского бизнеса на мировом рынке выросла до 7,8%.1 Первоначально стремление французов работать за рубежом поощрялось. В частности, именно Жак Ширак одобрил слияние и сделки «Вивенди» с американскими компаниями. Однако он же в 2002 г. фактически обвинил главу «Вивенди» Жан-Мари Мессье в насильственном насаждении американской культуры посредством телевещания.

И сегодня уже многие, даже умеренные политики называют предпринимателей типа Мессье предателями, для которых «интересы иностранных инвесторов выше интересов Франции».

Тем не менее, с экономической точки зрения деятельность французских ТНК приносит стране положительные результаты. Трансграничные слияния и поглощения уменьшали уязвимость французских приобретающих компаний и способствовали более рентабельному ведению операций. При этом, как правило, происходило некоторое преобразование организационной структуры компаний. В частности, особенностью Франции является появившаяся в 90-х гг. тенденция к организации промежуточных компаний. В них работает небольшое число высококвалифицированных специалистов-менеджеров, которые организуют работу иностранных подрядных предприятий. Последним ТНК передает все функции по созданию товара, кроме управления, т.е. головная компания в данном случае выступает в качестве исследовательской, дизайнерской и маркетинговой компании, вкладывающей капитал в рекламу, а не в производство. Подобная форма организации и управления позволяет ТНК Франции производить конкурентоспособную продукцию без затраты средств на создание заводов. Промежуточные компании получили распространение, прежде всего, в отраслях, занятых производством потребительских товаров, в меньшей степени – бытовой и компьютерной техники. Причем их создание дает французским ТНК явное преимущество перед традиционными вертикально-интегрированными монополиями других стран, что имеет важное значение на фоне увеличивающейся в ЕС конкуренции между различными ТНК.

Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные конкурентные преимущества в сфере услуг и наукоемких отраслях промышленности по сравнению с национальными компаниями. Следовательно, деятельность французских ТНК способна повысить уровень развития в стране отраслей «новой экономики», что, как было указано в предыдущем пункте, сделает инвестиционный климат во Франции еще более привлекательным.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Власова О. Францию довели // Эксперт. — 2002. — №17. — С.13-15.
  2. Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — №9. — С.110-112.
  3. Кирьян П. Транснациональные французы // Эксперт. — 2002. — №17. — С.18.
  4. Островская Е. Франция // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. — №8. — С. 89-97.
  5. Рогачев А. Европейский союз: история, политика, проблемы // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2005. — №2. — С.32-40.
  6. Смирнов В. П. Франция в XX веке. М, 2001.
  7. Титов К. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — №10. — С. 47-54.
  8. Франция / Отв. Ред. В. Ю. Пресняков и Н.Е. Шулюкин. – М.: Междунар. отношения, 2007. 
    
  9. Черников Г.П. Экономика Франции: общие проблемы: Учебное пособие МГИМО (кафедра мировой экономики), 1998.   
    
  10. Шенаев В. Экономика Евросоюза на рубеже веков // Современная Европа. — 2005. — №4. — С. 17-27.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00154 sec

WordPress: 21.5MB | MySQL:110 | 1,839sec