ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НОРВЕГИИ С РОССИЕЙ

<

081514 1432 1 ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НОРВЕГИИ С РОССИЕЙПрежде всего, необходимо начать с того, что основы отношений между Норвегией и Россией заложены историей и географией. Географически Норвегия протянулась на 2650 км вдоль западного и северного побережья Скандинавии, ее территория, примыкающая к этому побережью, составляет 325000 кв.км, а также включает в себя архипелаг Свальбард с островом Медвежий, расположенный примерно меж 74 и 81 градусами северной широты и составляющий примерно 6300 кв.км, и полуостров Ян-Майен площадью 380 кв.км, расположенный между Исландией и Гренландией. Кроме того, Норвегия объявила суверенитет над Землей Королевы Мод в Антарктиде, над островом Петра 1 у западного побережья Антарктиды и над островом Буве, размещенным между Южной Африкой и Антарктидой за пределами деяния Договора об Антарктике.

Сухопутная граница между Норвегией и Россией составляет не наиболее 196 км. Однако это наистарейшая и наиболее стабильная русская граница, которая всегда была границей мира. Веками территории на Крайнем Севере были не достаточно заселены, и главные заботы страны сводились к сбору налогов на пушную торговлю. В течение почти всех столетий территории на Севере не были делимитированы, и перекрывающие друг друга претензии королей Норвегии и Швеции и русских царей сочетались с терпимым подходом всех заинтересованных сторон за исключением, возможно, налогоплательщиков, мнением которых никто не интересовался.

После делимитации в 1751 году границы между Швецией (включавшей Финляндию) и Норвегией статус оставшегося самого северного участка, там, где норвежская территория соприкасается с русской, был определен Договором 1826 года. С тех пор поправок в этот контракт не вносилось. Мир в этом районе был нарушен только два раза: в 1941 году, когда германские войска напали на Россию, и в 1944 году, когда Красная Армия перешла границу, чтобы прогнать оккупационную армию и освободить восточный Финмарк — самую северную область Норвегии.

Русско- норвежская граница в Северном Каллоте (установлена в 1826) во времена Российской империи была единственной непосредственной границей России с западноевропейским государством, без «буферной зоны» из восточно- или центральноевропейских стран. В заметках русских путешественников конца 19 века неоднократно отмечалось, что контраст между Россией и Западом ощущается на русско-норвежской границе сильнее, чем где бы то ни было. Тем не менее, отношения с Норвегией как на межгосударственном, так и на межличностном уровне, были на удивление дружелюбными. Скорее всего это вызвано особыми историческими условиями: в 19 веке процветала поморская торговля. Каждое лето 300 – 400 русских судов отправлялись в Северную Норвегию, чтобы менять рыбу у саамов и норвежцев. Взамен они везли зерно и деревянные изделия, которых не хватало в Северной Норвегии. Поморская торговля породила собственный язык-пиджин – так называемый «руссенорск» с упрощенной грамматикой и ограниченным запасом слов. Руссенорск значительно отличается от других языков-пиджинов в Азии и Африке, где основной словарный запас складывался на основе языка метрополии – английском, французском или голландском. В Руссенорске примерно равное количество русских и норвежских слов, что свидетельствует о том, что русские и норвежцы были социально равными партнерами.

На государственном уровне отношения России и Норвегии не избежали противоречий. Так, например, существовало устойчивое шведско-норвежское представление о русской угрозе Норвегии. В определенных кругах в России имело место соответствующее убеждение о наличии «норвежской угрозы» для Северной России в форме экономической норвежской экспансии на север. Основой этому послужила активная рыболовная и промысловая деятельность норвежцев в российских территориальных водах и начало норвежской колонизации на побережье Мурмана. Однако эти противоречия не вели к неразрешимым конфликтам. «Норвежская угроза» Северной России была явно преувеличена, и российское правительство не придавало этой идее серьезного значения.

«Русская угроза», напротив, воспринималась политическими и военными кругами Швеции и Норвегии всерьез, особенно в Швеции. Отношения Швеции и России в историческом плане имели более напряженный характер, и в 19 веке «русская угроза» активно использовалась в борьбе за сохранение союзного государства Швеция-Норвегия. Шведская сторона утверждала, что если Норвегия выйдет из союза, то Россия воспользуется возможностью заполучить себе незамерзающие порты в Северной Норвегии. В Норвегии все больше понимали, что шведы используют «русскую угрозу» для удержания норвежцев в союзе, причем без достаточных на то оснований. Страх перед Россией пошел на спад, и это способствовало более реалистичному взгляду на вещи, тем более, что исторические исследования подтверждают отсутствие у Российской империи планов на расширение за счет Норвегии.

В то же время совершенно ясно, что распад шведско-норвежского союзного государства отвечал российским внешнеполитическим интересам. Российские власти настороженно следили за так называемой пронемецкой ориентацией шведско-норвежской внешней политики. Распад союзного государства привел бы к ослаблению прогерманского направления и уменьшил бы возможность возникновения в будущем нейтрального скандинавского оборонительного или нейтрального объединения, которое могло бы увеличить риск закрытия датских проливов для российских военных судов, что, в свою очередь, имело бы негативные последствия для России в случае войны. Все эти обстоятельства в значительной степени способствовали тому, что Россия 29 октября 1905 года первой из европейских сверхдержав признала «новую Норвегию» как самостоятельное государство.

Важным элементом наших отношений является
арктическая ориентированность обеих стран. Со временем она менялась, и маршруты норвежского и российского рыболовного, зверобойного и охотничьего промысла, добычи тюленей и китов передвинулись. К 1870 году на архипелаге Шпицберген происходила в основном норвежская активность, и возникла необходимость обеспечить правопорядок на этих островах, которые считались не относящимися к юрисдикции никакой страны (ничейная земля). В период между 1871 годом и первой мировой войной Норвегия поднимала вопрос об установлении упорядоченной власти перед Россией и перед более широким кругом государств, однако решение достигнуто не было.

Версальская мирная конференция постановила передать архипелаг под «полный и абсолютный суверенитет Норвегии» «в соответствии с условиями» Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года.

Условия этого договора главным образом предусматривают равноправие судов и граждан стран-участниц с точки зрения рыболовного и охотничьего промыслов, горнорудной и иной доходной деятельности на земле и в территориальных водах, а также ограничения на налогообложение. Далее Норвегия обязалась воздерживаться от создания или разрешения на создание какой-либо военно-морской базы или же строительства оборонительных укреплений на этом архипелаге, «который никогда не может использоваться в военных целях».

Россия пошла на уступку в регулировании договором принадлежности Шпицбергена, и в 1925 году Норвегия вступила в управление данной территорией как неотъемлемой частью королевства под древним названием Свальбард. Россия присоединилась к договору в 1935 году.

К этому времени на территории архипелага уже действовала российская угольная компания «Арктикуголь».

В 1944 году советское правительство предложило изменить статус Свальбарда, затребовав уступить под его юрисдикцию остров Медвежий и, предложив ввести совместное управление Норвегией и СССР остальной территории в качестве кондоминиума. После внимательного изучения Норвегия отвергла это предложение, и Москва более не возвращалась к своей инициативе по пересмотру Договора 1920 года. Однако эта инициатива имела долговременный эффект: впредь Норвегия рассматривала различные предложения или аргументы, выдвигаемые советской стороной, с оглядкой на нее. Норвежцы искренне опасались возможности новой попытки поставить под вопрос основы суверенитета Норвегии над архипелагом или получить односторонние преимущества для «Арктикугля» по сравнению с другими государствами-участниками договора.

В начале 1970-х годов приоритетный интерес у «Арктикугля» и у норвежских и западных нефтяных компаний приобрела нефтеразведка на Свальбарде. Одновременно соображения охраны окружающей среды породили планы создания национальных парков, природоохранных зон и принятия общих мер по защите окружающей среды. Свальбард уже был не отдаленной точкой в Арктике, а частью современной Норвегии, что вызывало растущее внимание к нему со стороны общественности. Местная администрация получила дополнительные ресурсы, и губернатор архипелага распространил свою власть на всю его территорию. Новые требования со стороны администрации были восприняты «Арктикуглем» как вмешательство в его деятельность, что привело к многочисленным трениям. По большей части на сегодня эти сложности неактуальны.

Продолжается другая дискуссия. По мнению Норвегии, положения Договора 1920 года должны трактоваться строго по тексту. Права, предоставленные участникам договора и их компаниям, проистекают из конкретных условий договора, то есть они касаются участков суши и территориальных вод вокруг островов. Таким образом, эти права не распространяются на континентальный шельф или же за пределы территориального моря. Это соответствует традиционным канонам трактовки договоров, предусмотренным международным правом на момент, когда договор был заключен в 1920 году, и в момент присоединения к нему Советского Союза. Россия зафиксировала свое несогласие с норвежским подходом как в отношении континентального шельфа, так и в отношении введенной в 1977 году рыбоохраной зоны вокруг Свальбарда. Прочие участники Договора 1920 года придерживаются аналогичного мнения или же резервируют свою позицию.

Применительно к рыболовству тесное сотрудничество между Норвегией и Россией позволило на практике преодолеть расхождения в вопросе трактовки договора. Что же касается континентального шельфа, Норвегия исходит из того, что в практическом плане Горный устав Свальбарда абсолютно непригоден для морской добычи и что нефтяные компании в конечном итоге предпочтут работать под защитой правового режима, который применим к континентальному шельфу Норвегии в целом.

Норвежские и российские поселения на Свальбарде продолжают поддерживать гармоничные взаимоотношения. Контакты между ними носят частый и спонтанный характер. Если случается трагедия, как это было в августе 1996 года, когда российский пассажирский самолет разбился около Лонгиербюсна, чувство единства в условиях изоляции и трудностей является глубоким и сильным. В ходе спасательных и эвакуационных операций, равно как и при выполнении тяжкой работы по опознанию тел погибших, норвежские, российские, а также украинские власти смогли работать в тесном сотрудничестве.

Норвегия отплатила за быстрое признание своей независимости Россией в 1905 году тем, что она стала одной из первых западных стран, признавших после Октябрьской революции Советское правительство в 1924 г. как законное правительство России, а также была одной из первых стран, признавших независимость Российской Федерации в 1991 г. Период между этими событиями характеризуется принадлежностью двух стран к разным идеологическим лагерям, а позднее и условиями «холодной войны», которая накладывала многие ограничения на развитие двусторонних отношений

Экономическая деятельность Норвегии в России связана с большим риском и крупными проблемами. К таким проблемам можно отнести следующие:

— государственное управление малоэффективно,

— юридическая и правовая база, в том числе налоговое законодательство, слишком нестабильна,

— государственное управление и правоохранительный аппарат лишь в малой степени внушают уверенность и гарантируют правовую защиту,

— может значительно усилиться инфляция,

— слишком плохо функционирует рынок в условиях, когда распадается старая система товарообмена,

<

— банковская система, в том, что касается обслуживания расчетов и обеспечения кредитами, развита слабо,

— существует нехватка собственного капитала,

— слишком слабо развиты государственные службы и инфраструктура,

— существуют большие различия между западным и восточным представлениями о предпринимательской деятельности,

— имеются противоречия в компетенции и неясность в отношении того, кто является собственником ресурсов — республики или регионы и т.д.

Для норвежской стороны существуют также дополнительные трудности, связанные с традиционной ориентацией экономики на Запад. Учитывая сложившуюся ситуацию, сотрудничество с Россией требует длительной подготовки и глубокого знания местных условий. Необходимо повысить уровень знания политических, экономических, языковых и культурных связей со стороны норвежских участников хозяйственной деятельности и органов государственного управления.

Одним из настоящих пробных камней в развитии баренцева сотрудничества будут устранение препятствий для торговли в регионе и работа по стимулированию торговли и экономического сотрудничества. Речь идет не только о наработке крупных проектов сотрудничества между центральными и региональными органами государственной власти, а о предоставлении экономическим связям и человеческим контактам возможностей и пространства для развития.

Между российскими и норвежскими законами и правилами существуют большие различия, и необходимо накапливать знания и понимание правовых систем друг друга. Также предстоит проделать большую работу в части расширения сети соглашений о разрешениях, визах, приглашениях на работу и т.д. Необходимо выработать разумные решения, касающиеся охраны здоровья норвежцев в России и русских в Норвегии, функционирования спасательных служб, страхования и прочего.

В целом, указанные выше проблемы, с которыми норвежские предприниматели сталкиваются в России, превращают их активность в трудное, дорогостоящее и рискованное дело. Норвежские власти через Программу действий для Восточной Европы выделили сравнительно крупные средства. Приоритет отдается проектам в Северо-западной России.

Географически территории Норвегии и России образуют побережье Баренцева моря, расположенного между их соприкасающимися участками континентальной суши, норвежским архипелагом Свальбард (Шпицберген), российскими архипелагами Земля Франца Иосифа и Новая Земля. Российские рыбаки обычно вели промысел у норвежского побережья, а купцы заходили в норвежские порты для обмена рыбы на зерно и муку (эта практика получила известность как «поморская» торговля, причем здесь использовался даже особый диалект, состоявший из элементов германского, норвежского и русского языков).

Норвежские охотники на тюленей, китов и зверька организовывали экспедиции на Свальбард и в восточную часть Баренцева моря, а также на Землю Франца Иосифа и на Новую Землю. Начиная с конца XVII века, российские охотники из величавых северных монастырей плавали на Свальбард, однако эти экспедиции потом стали наиболее редчайшими и стопроцентно прекратились в середине XIX века. В конце того же столетия переселенцы из Норвегии в надежде на наилучшую жизнь стали оседать в редчайших поселках на побережье Кольского полуострова — русские власти приветствовали этот факт как возможность укрепить экономику этого малонаселенного района. 

Географический фактор значит также, что и у Норвегии, и у России имелись стратегические интересы, привязанные к их смыкающимся территориям. Эти стратегические интересы беспристрастно различны, так как Россия является — и будет оставаться — великой державой с большими людскими и природными ресурсами, значительными обыкновенными вооруженными силами, а также одним из самых впечатляющих в мире стратегических ядерных потенциалов. Норвегия, напротив, небольшая страна, не имеющая ни желания, ни возможности производить какую-либо военную политику за пределами собственных границ. Придерживаясь фундаментального принципа миролюбивого подхода к международным отношениям, Норвегия содержит скромную по размерам военную структуру, предназначенную исключительно для целей самообороны и для участия в международных операциях по поддержанию мира и по оказанию гуманитарной помощи.

В период между установлением независимости Финляндии и началом 2-ой мировой войны напряженности в пограничных районах между Норвегией, Финляндией и Россией не было. После войны ситуация изменилась: Финляндия уступила Петсамо, и Норвегия и Россия вновь стали граничить друг с другом; единство союзников в период войны сменилось конфронтацией и состоянием холодной войны; Норвегия стала одним из стран — основателей НАТО; с созданием ядерного орудия и расширением советского Северного флота Кольский полуостров превратился в базу одного из наисильнейших в мире военных флотов и местом размещения большого арсенала ядерных вооружений, а также складирования массы отработанного ядерного топлива с военных кораблей и ледоколов и других ядерных отходов.

Норвегия занесла свой вклад в усилия по понижению уровня напряженности, приняв политику ограниченного автономного сдерживания в отношении военной активности на норвежской территории: уже в феврале 1949 года, то есть еще до вступления страны в НАТО, правительство Норвегии информировало Советский Союз о том, что оно не станет участником никакого контракта, который включал бы обязательство со стороны Норвегии по созданию баз для вооруженных сил иностранных стран, если Норвегия не станет объектом нападения или опасности нападения. Позднее Норвегия заявила, что при тех же условиях ядерное оружие не будет размещаться на норвежской территории. Норвегия также проводит политику, в соответствии с которой военные и воздушные натовские учения не должны проводиться ближе пятисот километров от российской местности и которая исключает передвижения зарубежных воинских частей поблизости границы. В связи с окончанием холодной войны эти ограничения были в определенной степени модифицированы, однако их главные положения сохранились.

Между Россией и странами — членами НАТО ведется дискуссия о будущей конфигурации Организации североатлантического контракта и о формах сотрудничества между НАТО и Россией.

2. СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НОРВЕГИИ С РОССИИ

 

Норвегия и Россия часто встречаются « с глазу на глаз», но контакты на широком международном уровне и международное региональное сотрудничество также играют важную роль. Особенным приоритетом у Норвегии пользуется сотрудничество в Баренц-регионе. Норвегия и Россия сотрудничают также в рамках международных организаций. Актуальными примерами являются НАТО, где Норвегия активно участвует в программе сотрудничества альянса с Россией, а также Организация Объединенных Наций, особенно во время норвежского членства в Совете Безопасности в 2001-2002 г.г. Россия является важным партнером и в Совете Европы, и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 

Совет государств Балтийского моряНорвегия и Россия принимают активное участие в сотрудничестве в рамках Совета государств Балтийского моря вместе с другими государствами региона. Норвежскими приоритетными направлениями являются энергетика, экономическое сотрудничество, развитие демократии, здравоохранение и общественная безопасность.

Северное измерение Европейского Союза – целью этого сотрудничества является укрепление связей между Европейским Союзом и странами Северной Европы, которые на сегодняшний день не входят в состав Союза, в том числе Норвегия и Россия. Норвегия среди прочего уделяет в этой связи большое внимание сотрудничеству в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности.

Арктический Совет – членами организации являются страны Северной Европы, США, Канада, Россия и представители коренных народов. Целью Совета является осуществление и координация сотрудничества между арктическими странами, особенно в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Совет Министров Северных стран – развитие демократии в северном регионе является здесь основной темой сотрудничества. В рамках организации основан также фонд для финансирования природоохранных проектов в рамках сотрудничества в Баренц-регионе и Совете Государств Балтийского моря.

Активное соседство – с 1992 г. Норвегия поддерживает демократические преобразования в России и переход к рыночной экономике посредством ежегодных ассигнований через Министерство иностранных дел Норвегии на реализацию российско-норвежских проектов сотрудничества. Размер ассигнований составляет 100-150 млн. норвежских крон в год. Многие из упомянутых в этой брошюре областей, такие как здравоохранение, охрана окружающей среды и культура, получают средства из этого бюджета. В качестве конкретных примеров совместных проектов можно привести борьбу с туберкулезом, ветеринарное сотрудничество в рыбоводстве, развитие экологически чистых способов производства в промышленности, сотрудничество в области исполнения наказаний (места заключения), сотрудничество на уровне административно-территориальных единиц, строительство энергосберегающих центров, сотрудничество в области науки, женские конференции и семинары для журналистов.

В процессе реформ, в котором Россия находится со времени распада Советского Союза, реализация этих проектов внесла свой вклад в построение независимого гражданского общества. Например, решающее значение для стабильности и гражданской безопасности в регионе имеет создание в России функциональной системы здравоохранения и системы социального обеспечения, охватывающей все слои населения. 

Сотрудничество в рамках различных проектов способствовало также установлению сети контактов, которой не было 10 лет назад. Сегодня налицо тесные российско-норвежские связи на всех уровнях, начиная от органов власти и заканчивая межличностными контактами. Границу, которая была герметично закрыта в недалеком прошлом, пересекают сегодня в обе стороны большое количество норвежцев и россиян, занятых в различных видах двустороннего сотрудничества. Активная деятельность – нормальное явление для соседних народов.

В 2003 году оборот российско-норвежской торговли превысил 1 млрд долл. В 2004 году товарооборот превысил 1,5 млрд долл. В 2004 году объем российского экспорта в Норвегию вырос на 17,4 %. и по сравнению с 2003 года и составил 861 млн долл. В 2006 году объем российского экспорта составил 726 млн долл., импорта — 323 млн долл.

В норвежском товарообороте доля российских товаров составляет порядка 1,5%.

Объем торгового оборота между Россией и Норвегией за 2006 г. составил 2 млрд. 117 млн. долл. США (рост на 28,5% по сравнению с 2004 г.), превысив в два раза объем торгового оборота 2002 г., что объясняется, главным образом, ростом поставок на норвежский рынок в последние годы химических продуктов, нефтепродуктов, цветных металлов, машин и оборудования, готовых изделий.

Экспорт товаров в Норвегию за 2006 г. составил 1 млрд. 297 млн. долл. США (рост на 13,8 % по сравнению с 2005 г.), превысив уровень 2003 г. в 1,8 раза.

В структуре российского экспорта в Норвегию находятся в основном сырье первично обработанное, химпродукты, цветные металлы.

В структуре российского экспорта больше всего преобладает продукция цветной металлургии, на долю которой приходит 40 %. Далее следуют рыба и морепродукты (20 %.) и сырая нефть (10%.). За последние годы в структуре экспорта отмечается рост экспорт высокотехнологического оборудования. Так, по итогам 2006 года, этот рост составил 42%.

В качестве центральной области осуществления проектов сотрудничества вырисовывается рыболовство. В структуре импорта из Норвегии 70 % оборота приходится на рыбу и морепродукты.

Крупные поставки российской трески, норвежскими рыбохозяйственными компаниями рыбоперерабатывающим предприятиям, позволили установить между ними важные связи. Норвежские предприятия обладают большим опытом также в том, что касается поставок оборудования для рыбопромыслового флота, а также в других сферах производства. Реорганизация в России бывших государственных рыбохозяйственных компаний и колхозов подтолкнула норвежскую и российскую стороны к весьма отрадному и полезному для обеих сторон сотрудничеству.

В 2006 году экспорт свежей семги увеличился на 22,6 млн. крон и доведен до отметки 40 млн. крон. Общая стоимость экспорта форели составила 15,9 млн. крон, что на 10 млн. крон больше.

Энергетика — еще одна область, которая отмечена динамизмом и в которой норвежская экономика занимает особо порочные позиции. Как известно, Россия испытывает большую потребность в развитии своей энергетики в целях достижения большей эффективности производства. В нефтегазовой отрасли северо-запада России имеется большой неиспользованный потенциал, задействование которого потребует значительных экспертных знаний, инвестиций и поставок оборудования. Крупные задачи стоят и в области электроснабжения, придания эффективности рынкам сбыта, технического совершенствования и экономии энергии.

Норвегия располагает весьма конкурентноспособной промышленностью, связанной с деятельностью на море. Это относится к предприятиям в области как судоходства и судостроения, так и поставок оборудования, проведении исследований. Для экономического сотрудничества между этими отраслями двух стран должна существовать хорошая основа.

В 2006 г. практическим по всем группам товаров (кроме пищевых продуктов и сырья непродовольственного) российский экспорт в Норвегию значительно превысил объемы 2005 г. По таким позициям, как продукция машиностроения, транспортные средства и оборудование, рост в 2006 году по сравнению с 2005 г. составил 15,8 %, а различных готовых изделий — на 18,3 %. Несырьевой экспорт российской продукции в 2006 г. составил 434 млн. долл. США, рост на 44,7% по сравнению с 2005 г., в том числе рост машин, оборудования и транспортных средств составил 115,2%.

В 2006 году по заказам судовладельцев из Норвегии на «Севмаше» продолжилось строительство 8 специальных судов для перевозки химических и опасных веществ, на Волгоградской судоверфи — трех грузовых судов. Кроме этого, на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) началось строительство 2-х ледоколов. Норвежская компания «Акер Квернер» поставит специальное оборудование для комплектации ледоколов на cумму 6,5 млн. долларов.

Импорт из Норвегии увеличился на 61% и составил 820 млн. долл. США.Значительный рост объемов импорта произошел, главным образом, за счет увеличения поставок на российский рынок рыбы и рыбопродукции (доля в общем объеме импорта составила 70,3%).

Положительное сальдо в пользу России составило 476,4 млн. долл. США.

Близость Норвегии к северо-западу России, схожесть климатических и почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития сотрудничества в области сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной Норвегии обладают опытом, который может быть весьма полезен для северо-западной России, например в том, что касается обработки, переработки и распространения сельхозпродукции.

Норвежские предприятия имеют хорошие исходные позиции в таких важных отраслях, как строительство, эксплуатация шахт и добыча минеральных ресурсов, а также, не в последнюю очередь, в информатике.

Сильной стороной норвежской экономики является ее способность сочетать многие функции в отдельных отраслях, в которых имеются своего рода комплексы предприятий, дополняющие друг друга в производстве, сервисе, финансировании, страховании, маркетинге, исследованиях и разработках. Норвежская экономика, имея такие комплексы, особенно в области энергетики, рыболовства, судоходства, судостроения, металлургии и деревопереработки, обладает особо выгодными исходными позициями в плане оказания конструктивного содействия преобразованиям и придания эффективности экономике России.

Сегодня в России успешно работают 130 норвежский компаний. Он отметил, что для многих из них Россия является «страной возможностей». Стоимостные объемы перспективных проектов сотрудничества оцениваются на предстоящий трехлетий период в 1-1,2 млрд долл.

В настоящее время России сотрудничает с Норвегией по разным направлениям. И хотя в кризисном 2009 году товарооборот между Россией и Норвегией серьезно снизился (на 21%), то в 2010 г. наблюдается рост (почти 50%).

Одно из главных  направлений современных взаимоотношений между Россией и Норвегией – это энергетика. Основной энергетический проект – освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Газ будут совместно добывать норвежский «Статойл», французский «Тоталь» и российский «Газпром».

Норвегия заинтересована месторождениями на Ямале и стремится к экономической кооперации с российским компанией «ЛУКОЙЛ» на рынках третьих стран.

В апреле 2010 г., во время визита Президента России Д.А. Медведева в Норвегию удалось впервые за 30 лет договориться об общих параметрах вылова рыбы в Баренцевом море.

По итогам визита были подписаны Совместное заявление и 8 межправительственных соглашений в области энергоэффективности и возобновляемых источниках энергии, образования и науки, экологии, а также сотрудничества по линии правоохранительных структур.

Кроме того, были установлены следующие договоренности.

Во-первых, россияне, проживающие в 30-километровой зоне вдоль российско-норвежской границы, получить возможность посещать Норвегию без оформления виз.

Во-вторых, Норвегия и Россия было принято решение об определении морских границы в Баренцевом море впервые за последние 40 лет. Спорные территории (175 квадратных километров) разделяются на две равные части. Эта проблема, которая осложняла российско-норвежские отношениа.

Были определены принципы, по которым Россия и  Норвегия будут совместно использовать Баренцево море: не мешать друг другу, делить пространство и сотрудничать.

В настоящее время продолжается военное сотрудничество между Россией и Норвегией. Так, в Бергене 4 июня 2010 г. стартовало норвежско-российское учение Помор 2010. В первый раз с 1994 года российские и норвежские вооруженные силы проведут учение такого большого размаха.

Целью учения будет совместная отработка решений общих задач в западном полярном регионе. С норвежской стороны примут участие фрегат «Отто Свердруп», судно береговой охраны «Нордкапп», береговые патрульные самолеты P3C и истребители F-16. С российской стороны примут участие БПК «Североморск», патрульные противолодочные самолеты ИЛ-38 и истребители СУ-33. Вместе суда пройдут расстояние от Бергена до Североморска, во время плавания будут осуществлены учения команды по абордажу, учения связистов, учения по поиску и спасению и учения по стрельбе. Учения продемонстрируют возможности сотрудничества российских и норвежских вооруженных сил при проведении операций по решению задач в северных регионах. 

Россия и Норвегия являются крупнейшими производителями и экспортерами нефти и газа в Европе, и принадлежат к числу крупнейших поставщиков нефти и газа в мире.

Норвежские власти контактируют с Россией в энергетическом секторе, преследуя главным образом следующие цели:

— укрепить и развить диалог в области энергетической политики;

— добиться создания ясных, стабильных и предсказуемых рамочных условий для деятельности, предпосылкой которой является охрана окружающей среды;

— уделить главное внимание инвестиционному климату в области энергетики и общим интересам страны в международных вопросах электрорэнергетики;

— защищать интересы норвежских нефтяных компаний и норвежских поставщиков;

— подчеркивать преимущества международного участия в нефтегазовой деятельности;

— развивать сотрудничество в области предаварийной готовности в нефтяной промышленности.

Норвегия и Россия имеет общий план предаварийной готовности и проводят совместные учения по предотвращению нефтяного загрязнения в Баренцевом море. Российские власти приглашены содействовать работе в рамках общего плана управления ресурсами с общим учетом окружающей среды, рыболовства, нефтяной деятельности и морских перевозок. Наблюдение за окружающей средой и картографирование также являются важными задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ НОРВЕГИИ С РОССИЕЙ

 

Район Севера Европы в последнее десятилетие на фоне быстрых общих перемен на европейском континенте отличается относительно высокой степенью стабильности. Соответственно, граница России на северо-западе остается наиболее спокойной. Это во многом результат конструктивной и взвешенной политики большинства стран Северной Европы, их искреннего стремления к взаимодействию с Российской Федерацией по широкому спектру вопросов.

Государства этого региона сегодня сами по себе практически не несут ни военной, ни экономической угрозы интересам России. За последние годы в этих странах почти сошли на нет имевшие ранее в отношении СССР опасения и негативные настроения. Во многом это заслуга тех политиков в странах Севера Европы, которые поняли необходимость окончательно отказаться от подходов времен блокового противостояния. Со всеми странами Севера Европы существует современная договорная база, отвечающая взаимным интересам сторон.

В рамках сотрудничества со странами Северной Европы для России все большее значение имеет взаимодействие в энергетической сфере. Прежде всего должны быть предприняты шаги, направленные на привлечение дополнительных инвестиций в нефтегазовый сектор для освоения, в частности, Харьягинского месторождения и Тимано-Печерского проекта.

Особого внимания требует разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, осуществляемая ‘Газпромом’ совместно с норвежской ‘Норск Гидро’ и другими компаниями. И Россия, и Норвегия существенно выиграют в долгосрочном плане, если газ займет более существенную позицию на европейском рынке энергоносителей. Обе страны объективно заинтересованы и в координации ценовой политики в энергетической сфере.

Заслуживает внимательного рассмотрения идея создания в приграничных зонах технополисов, ориентированных на разработку новых перспективных технологий в сфере телекоммуникаций и связи.

Качественно новое обустройство российско-финляндской границы на всем ее протяжении (1300 км), которая одновременно является и границей с Европейским союзом, а также границ с Норвегией, Литвой, Латвией, Эстонией и Польшей, включая, в частности, открытие новых, современных пропускных пунктов, должно дать возможность значительно активизировать экономические связи и объединить в единое экономическое пространство, обладающее серьезным потенциалом, территорию от Баренцева до Балтийского моря.

Ситуация с Норвегией как членом НАТО, имеющим общую границу с Россией и рассматривающаяся (как и ранее) важным элементом военной стратегии НАТО в отношении России более сложна. Не может способствовать укреплению безопасности и доверия отказ Норвегии от обязательств не допускать военной активности с участием иностранных войск восточнее 24-го меридиана в области Финмарк. В результате под прикрытием мероприятий в рамках программы «Партнерство ради мира» начато проведение военных учений непосредственно у границы Российской Федерации. Решение России воздержаться от участия в учениях «Баренц пис-99» было логическим политическим шагом.

Обоснованную обеспокоенность у России вызывает оперативное использование перемещенной из США в норвежский поселок Варде многофункциональной РЛС, которая может быть использована для обнаружения и разведки пусков российских баллистических ракет наземного и морского базирования. Понятно, что эта станция рассматривается военным руководством США как важный элемент в планах строительства новой системы ПРО.

Вызывают вопросы и интенсивное развертывание станций слежения за космической обстановкой и перехвата информации с искусственных спутников Земли на Шпицбергене, а также планы развертывания на архипелаге к 2002 году мощных средств радиолокационного и радиоэлектронного наблюдения, управления и связи. Россию не может не беспокоить то, что в случае выхода США из Договора по ПРО данные объекты станут существенным элементом в создании Америкой своей национальной ПРО.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бурнаева Е. Северная Европа в международном разделении труда // МЭиМО. 2004. №12
  2. Воронов К. Россия в североатлантическом регионе: цена сближения. Мировая экономика и международная отношения (МЭи МО). 2007. №7
  3. Касиян А.С. Россия и Норвегия // Новая и новейшая история. 2009. № 6.
  4. Рябцев А. Дмитрий Медведев об определении морских границ с Норвегией: «Не мешать друг другу, не толкаться» // Комсомольская правда. 27 апреля 2010.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00051 sec

WordPress: 24.02MB | MySQL:123 | 2,140sec