Каковы региональные особенности динамики и структурных и изменений промышленного производства?

<

081514 1656 1 Каковы региональные особенности динамики и структурных и                     изменений промышленного производства?Одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должна стать создание условий модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров.

Основными задачами развития промышленности в регионах РФ являются:

– наращивание потенциала расширенного воспроизводства в отраслях промышленности;

– повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;

– диверсификация промышленности, опережающее развитие отраслей промышленности, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;

– ускоренная модернизация российской промышленности;

– приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;

– наращивание темпов импортозамещения;

– создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства в сфере материального производства;

– эффективная внешнеэкономическая политика, учитывающая присоединение России к ВТО, сотрудничество с Евросоюзом, создание единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

При этом промышленная политика на современном этапе развития общества носит не отраслевой, а региональный характер. То есть в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Отличие кластера от других форм организации предприятий на территории (например, от территориально-производственных комплексов) состоит:

– во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды,

– во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке.

Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона.

Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами — участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертикально-интегрированные компании (ВИК) в постсоветский период поглотили большую часть данного производства, что также повлияло на производственно-территориальную организацию российских регионов. В настоящий момент, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически нет. При этом их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а, следовательно, стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития.

Кроме того, территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. То есть, традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.

В январе-июле 2009 г. в большинстве субъектов Российской Федерации, а также во всех федеральных округах Российской Федерации, кроме Дальневосточного, продолжалось снижение производства продукции добывающих и обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с учетом оценки объемов производства малых предприятий) по сравнению с январем-июлем 2008 года.

081514 1656 2 Каковы региональные особенности динамики и структурных и                     изменений промышленного производства?    

Рисунок 1 – Динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности по федеральным округам в январе – июне 2009 г.

 

Наиболее значительное снижение индекса промышленного производства, исчисленного по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», в январе-июле 2009 г. по сравнению с январем-июлем 2008 г. было отмечено в Центральном и Приволжском федеральных округах (77,5% и 82,0% соответственно).

 

081514 1656 3 Каковы региональные особенности динамики и структурных и                     изменений промышленного производства?

Рисунок 2 – Индексы промышленного производства по федеральным округам

 

В Дальневосточном федеральном округе рост промышленного производства в январе-июле 2009 г. составил 107,0% к январю-июлю 2008 года. Среди регионов округа наибольшие значения индекса промышленного производства зафиксированы в Чукотском автономном округе (258,8%) и Сахалинской области (127,0%) и определяются увеличением производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых».

Также увеличение индекса промышленного производства в январе-июле отмечается в Ненецком автономном округе, Архангельской, Магаданской, Амурской, Белгородской областях, республиках Дагестан, Калмыкия, Хакасия, Бурятия.

В 72 субъектах Российской Федерации сократилось производство продукции добывающих, обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды, причем на 25% и более в Свердловской, Челябинской, Новгородской, Самарской, Нижегородской, Ульяновской, Орловской областях, Чувашской Республике, г. Москве.

081514 1656 4 Каковы региональные особенности динамики и структурных и                     изменений промышленного производства?

Рисунок 3 – Индексы производства по видам экономической деятельности по федеральным округам в январе – июле 2009 г.

 

Производство продукции по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» по сравнению с январем-июлем 2008 г. увеличилось в 22 субъектах Российской Федерации и наиболее значительно в Чукотском автономном округе (в 2,8 раза), Псковской (на 77,6%) и Амурской (на 42,5%) областях.

Наиболее значительное сокращение производства продукции по данному виду деятельности (более чем на 50%) было отмечено в Чувашской Республике, Рязанской и Орловской областях, г. Санкт-Петербурге.

Наиболее значительно последствия кризисных явлений проявляются в развитии обрабатывающих производств. Выпуск продукции по данному виду деятельности сократился в большинстве субъектов Российской Федерации, за исключением республик Тыва, Бурятия, Дагестан, Чеченской Республике, Амурской, Магаданской, Белгородской, Тамбовской, Камчатской, Сахалинской областей, Ямало-Ненецкого, Ненецкого, Чукотского автономных округов.

Наиболее значительный прирост объема выпуска продукции обрабатывающих производств был отмечен в Магаданской области – 51,1% к январю-июлю 2008 г. вследствие увеличения производства продукции по видам деятельности «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «производство прочих неметаллических минеральных продуктов».

<

Более чем на 30% уменьшился выпуск продукции обрабатывающих производств в Ивановской, Челябинской, Тверской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Орловской областях, Республике Ингушетия, Чувашской Республике и гг. Москве и Санкт-Петербурге.

В структуре обрабатывающих производств наибольший спад по итогам января-июля 2009 г. отмечается по виду деятельности «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования». По данному виду деятельности снижение объемов производства отмечается в 63 регионах и наиболее значительно – в Оренбургской области (на 80,7%).

По виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по отношению к январю-июлю 2008 г. рост производства был отмечен только в 18 субъектах Российской Федерации.

Наиболее значительное сокращение производства данной продукции (более чем на 20 процентов) отмечено в республиках Бурятия, Калмыкия, Брянской и Рязанской областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что такое депрессивные регионы?

 

Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество больших и малых территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Понятие «отсталость (слаборазвитость)» региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К проблемным принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни. Значительная часть таких регионов находится в состоянии длительного застоя. Для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях — частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Как же осуществляется классификация проблемных регионов? Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

– субъекты федерации;

– части субъектов федерации;

– несколько субъектов Федерации;

– сопредельные части субъектов Федерации.

Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране . Термин «депрессивные регионы» появился в начале прошлого века в Великобритании в связи с кризисом 1929 г. К депрессивным были отнесены старые промышленные центры, основной отраслью которых была угольная промышленность. Кроме того, в обрабатывающей промышленности, черной металлургии и судостроении существовала узкая специализация, которая складывалась на протяжении многих лет. Это привело к углублению неблагоприятной рыночной конъюнктуры и несбалансированности региональной экономической структуры. Под воздействием определенных комбинаций естественно-географических и исторических факторов эти регионы как бы выпадают из динамики общенационального экономического процесса . В нашей стране в условиях планового ведения хозяйства, распределения ресурсов по экономическим районам на уровне государства понятие депрессивных регионов не использовалось.

Депрессивные регионы — это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а оп некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

– высокий уровень накопленного научно-технического потенциала;

– значительная доля промышленности в структуре экономики;

– относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

– снижение конкурентоспособности основной продукции;

– отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса;

– истощение минерально-сырьевой базы;

– структурные сдвиги в экономике страны.

Общим для всех депрессивных регионов является то, что, несмотря на низкие социально-экономические показатели в настоящее время, в прошлом эти регионы были развитыми. Однако по разным причинам (из-за падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т. п.) эти регионы потеряли свое экономическое значение, их социальные показатели значительно ухудшились.

Основной причиной депрессии, как правило, является состав и структура кризисных отраслей производства, находящихся на данной территории. Причинами депрессии в значительной части регионов Российской Федерации явились переходные процессы, такие, как разгосударствление, приватизация, спад производства, неконкурентоспособность производимой продукции, отставание от НТП, изменение сырьевой базы, появление новых рынков сбыта и потребителей и другие.

Для диагностики депрессивных регионов используются количественные критерии, предложенные разными авторами. Например, С.С. Артоболевским и Г. Вилкенсом предложены социально-экономические показатели для классификации российских регионов или индексы депрессии и их пороговые значения: падение индекса промышленного производства за 8-летний период; объем промышленного производства на душу населения; уровень безработицы (14,0% или больше). Используются и другие критерии отнесения регионов к депрессивным. В Гранберг А.Г. 1использует такие показатели, как индекс промышленного производства, уровень безработицы, отношение денежного дохода населения к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Какие виды депрессивных регионов вам известны?

 

Депрессивные – это регионы, которые в прошлом были развитыми, однако в силу разных причин утратили свое экономическое значение и его депрессивный характер определяется кризисным состоянием конкретных отраслей. По своим особенностям депрессивные регионы бывают двух видов: дореформенные, когда их упадок имел место еще в дореформенный период, и новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период имели достаточно весомый уровень развития, но позже оказались в стадии стагнации и сейчас не обладают собственными возможностями самостоятельно выйти из этого состояния. Характерным примером нового депрессивного региона является Чеченская Республика.

Также можно выделять три подгрупп депрессивных регионов: а) умеренно депрессивные регионы; б) регионы с усиливающейся депрессией; в) глубоко депрессивные (отсталые) регионы

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в россии ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются: отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации; необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия); необходимость переселения избыточного населения.

Важнейшим направлением экономической политики Центра выступает преодоление последствий экономического кризиса.В самом неблагоприятной положении находятся промышленно ориентированные регионы с преобладанием таких отраслей, как металлургия, машиностроение, химпром и т.д., последствия кризиса в строительной отрасли в наибольшей степени повлияют на ситуацию в крупных городах. В зоне риска Вологодская, Липецкая, Самарская, Свердловская, Челябинская области, Татарстан, Башкирия, Красноярский и Пермский края и пр. Можно прогнозировать и сокращение «коридора возможностей» для развития депрессивных промышленных областей (Псковской, Ивановской, Пензенской и др.), а также регионов с преобладанием в структуре экономики отраслей, которым пока не обещана государственная финансовая поддержка (например, зависимых от состояния лесной промышленности Карелии и Архангельской области). Менее уязвим аграрный сектор, однако его доля в объеме валового регионального продукта (ВРП) в целом невысока. Только в субъектах Южного федерального округа и Республике Алтай этот показатель достигает 20-32%, а в аграрных «русских» регионах (Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Орловской области) — 17-20%. Таким образом, именно «сильные» региональные экономики, интегрированные в международные отношения и мировой рынок, окажутся главными пострадавшими: основными негативными факторами для них станут сворачивание программ кредитования предприятий, падение цен на сырье (показательный пример — ситуация в металлургической отрасли) и возможное снижение бюджетных инвестиций. Традиционно «слабые» дотационные регионы, напротив, в ситуации кризиса будут развиваться без резкого спада: высокая доля федеральных дотаций обеспечит наполнение местных бюджетов. Показательно в этом контексте заявление министра финансов Алексея Кудрина, который призвал региональные администрации к консервативному планированию расходов, отметив, что в будущем году помощь Центра будет касаться лишь обеспечения работы бюджетной системы и бюджетных обязательств, в том числе социальных.

Перспектива резкого сокращения числа рабочих мест актуальна, прежде всего, для регионов с монопрофильной экономикой (ориентирована на металлургию), которые к концу 2008 г. стали лидерамипо спаду производства в РФ: это Липецкая, Челябинская и Вологодская области. Также в неблагоприятном положении оказался Пермский край (резкий рост безработицы), Московская, Самарская, Ярославская области, Татарстан (эти регионы накопили значительный объем долговых обязательств), Ульяновская, Нижегородская и Калининградская области (снижение бюджетных доходов из-за падения спроса на машиностроительную продукцию).

Кризис создает серьезную угрозу ухудшения социально-экономического положения в российских регионах. В 2009 г. с учетом последствий экономического кризиса субъекты федерации ждет труднопрогнозируемое снижение налогооблагаемой базы (за счет уменьшения внешнего и внутреннего спроса), снижение уровня собираемости налогов и объема переходящих кассовых остатков в бюджетах, а также увеличение расходных обязательств в связи с падением уровня доходов населения.

В этом контексте стоит отметить, что экономическая дифференциация территорий остается одной из ключевых проблем как с точки зрения реализации модернизационного сценария развития РФ, так и с точки зрения решения актуальных политических задач. На десятку крупнейших регионов страны приходится более 57% суммарного ВРП, вклад остальных 73 регионов в экономическое развитие страны существенно меньше. О сокращении диспропорций можно говорить лишь условно, имея в виду стагнацию ориентированных на экспорт экономик промышленных регионов и относительно стабильное развитие дотационных территорий.

Основная причина масштабной дифференциации — чрезмерная концентрация доходных источников на федеральном уровне, а также существенное увеличение доли «мобильных» налоговых доходов (прежде всего, налога на прибыль) в бюджетах регионов.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Ахметханов С.М. Источники повышения уровня жизни сельского населения депрессивных территорий // В сборнике «Приоритеты преодоления бедности в российском обществе». Материалы дискуссии за круглым столом. Под ред. И.Ф. Суслова. – М.: РАГС, 2006.
  2. Жаров В.С. Жаров Д.В. Основы формирования и реализации региональной промышленной политики // Проблемы социально-экономического развития регионов Севера: сб. науч. ст. / отв. ред. В.С. Жаров. – Апатиты: Изд. Кольского филиала Петрозаводского гос. Ун-та, 2007. – Вып. 3. – С. 131.
  3. Зарубежный опыт антидепрессионной региональной политики / В.В. Алексеев, К.И. Зубков, А.П. Килин, В.В. Широгоров. — Екатеринбург: Наука, 2007.
  4. Зерщикова Н.И. Роль регионального управления в развитии промышленности (на примере Мурманской области) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009. №4 (8).
  5. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах с рыночной экономикой: Учеб. пособие. — М: Экономика, 2009.
  6. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. — М.: Экономика, 2006.
  7. Россия 2008. Отчет о трансформации // V Экономический форум Европа — Россия Бухарест, 25 – 27 мая 2009.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00035 sec

WordPress: 23.52MB | MySQL:118 | 1,453sec