Концептуальное развитие регионов российского государства

<

091713 0222 1 Концептуальное развитие регионов российского государства

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1. Цели и миссия социально-экономического развития российских регионов

 

К началу XXI века Россия вступила в новый период своего развития, который характеризуется определенным экономическим ростом на фоне политической стабильности, что позволило продолжать осуществление структурных реформ. Сделаны некоторые шаги в направлении улучшения предпринимательского климата и увеличения притока инвестиций в российскую экономику.

Период 2000 – 2006 гг. характеризуется успешным развитием экономики, не имевшим аналогов в предшествующее десятилетие. Оно проявилось в росте |производства товаров и услуг, высокой инвестиционной активности, увеличении реальных доходов населения, значительном положительном сальдо торгового баланса, реальной бездефицитности бюджета, стабильности на внутреннем финансовом рынке, сокращении уровня безработицы, снижении инфляции, значительном росте золотовалютных резервов страны. В 2006 г. физический объем ВВП возрос на 8,3% по сравнению с уровнем 2005 г., а объем промышленного производства — на 11,9%. Рост реальных доходов граждан составил 9,3%. В 2001 г. впервые был принят бездефицитный федеральный бюджет, исполненный в итоге с профицитом.

С 2005 г. увеличивается поток иностранных инвестиций. По итогам 2006 г. общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос по сравнению с 2005 г. почти на 15%. Из совокупного объема поступивших инвестиций около 40% приходилось на прямые инвестиции.

Позитивные тенденции в развитии экономики сохранились и в 2007 г.

Остается высокой инвестиционная активность отечественных предприятий: объем инвестиций в основной капитал на 8,7% превысил показатель 2005 г. Объем иностранных инвестиций в экономику России составил в 2006 г. 14257 млн. долл. США, что на 30,1% больше, чем за 2005 г. Однако при этом прямые инвестиции уменьшились на 10,1 %.

Сохраняется стабильность в кредитно-денежной сфере, курс рубля остается достаточно устойчивым и предсказуемым. До ноября 2006 г. происходил интенсивный рост золотовалютных резервов Банка России. В то же время активная денежная эмиссия Центрального банка с целью покупки иностранной валюты при отсутствии эффективных инструментов по стерилизации рублевой массы привела к ускорению инфляции.

Положительным итогом происходящего можно считать повышение экономической активности предприятий, включая их желание вкладывать собственные средства в дальнейшее развитие. Согласно результатам опроса руководителей базовых промышленных предприятий страны, проведенного Госкомстатом России, предпринимательский климат в стране сейчас наиболее благоприятный за последние 7 лет.

В 2005 г. объем вернувшейся в страну валютной выручки российских экспортеров превысил стоимостной объем экспорта товаров, а наибольший приток иностранных инвестиций зафиксирован из Кипра — «оффшорной гавани» российских капиталов. Эти факты говорят о том, что российские бизнесмены позитивно оценивают происходящие изменения и начинают репатриировать капитал для инвестирования в экономику России.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что успешное экономическое развитие в 2000 – 2006 гг. базировалось преимущественно на благоприятной для России конъюнктуре мировых цен и эффекте девальвации рубля после августа 1998 г.

Миссией политики регионального развития Российской Федерации является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью:

повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;

обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;

усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире

Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой — провести комплекс мер по снижению уровня бедности.

Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:

Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели направлено:

— прежде всего, на обеспечение эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

— на развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

— на формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационно-емких секторах экономики;

— на обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов»

Стимулирование процесса новой «регионализации» — консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:

— обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;

— устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

— устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.

Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения:

— обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста;

— создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;

— содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;

— реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;

— повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.

Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития:

– стабилизация экологической ситуации в регионах Российской Федерации;

– коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

– введение хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго— и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики регионов.

Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне:

— содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне — создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства;

— стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов;

— стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.

 

1.2. Приоритеты регионального развития Российской Федерации

 

Одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должна стать создание условий модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров.

Основными задачами развития промышленности в регионах РФ являются:

наращивание потенциала расширенного воспроизводства в отраслях промышленности;

повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;

диверсификация промышленности, опережающее развитие отраслей промышленности, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;

ускоренная модернизация российской промышленности;

приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;

наращивание темпов импортозамещения;

создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства в сфере материального производства;

эффективная внешнеэкономическая политика, учитывающая присоединение России к ВТО, сотрудничество с Евросоюзом, создание единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

При этом промышленная политика на современном этапе развития общества носит не отраслевой, а региональный характер. То есть в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Отличие кластера от других форм организации предприятий на территории (например, от территориально-производственных комплексов) состоит:

во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды,

во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке.

Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона.

Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами — участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертикально-интегрированные компании (ВИК) в постсоветский период поглотили большую часть данного производства, что также повлияло на производственно-территориальную организацию российских регионов. В настоящий момент, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически нет. При этом их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а, следовательно, стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития.

Кроме того, территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. То есть, традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.

К числу направлений государственной региональной кластерной политики, которые могут быть реализованы уже начиная с 2006 года, относятся:

выявление и мониторинг ситуации развития экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке, оценка влияния кластера на территорию и социальную сферу (2006 год);

формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграции в процесс разработки и обсуждения стратегий регионального развития (2006 – 2007 гг.), содействие обмену опытом между регионами по формированию кластерной политики (например, одним из наиболее удачных проектов можно считать опыт создания итальянских промышленных округов на примере Липецкой области)

способствование консолидации участников кластера (в том числе, через ассоциативные формы), реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий и образовательных учреждений (начиная с 2006 года, в 5 – 6 пилотных регионах);

развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах

формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров.

как один из главных инструментов регионального развития. Для этого необходимо:

составление модели региональных прогнозных балансов (в виде сценарных расчетов, увязанных с перспективами социально-экономического развития соответствующих поселений и территорий) трудовых ресурсов как отражение ситуации с воспроизводством и развитием кадрового потенциала территорий, демографических процессов (воспроизводство населения, обеспечивающее стабильный рынок труда и региональное развитие) и миграционных процессов (как системы восполнения дефицита кадров) (2006 год);

ведение мониторинга состояния данных балансов. Определение модели их согласования для разных регионов, в том числе для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также иных территорий, в которых существует необходимость государственного регулирования движения человеческих ресурсов (начиная с 2007 года);

совершенствование институционально-правовых механизмов, регулирующих реализацию демографических, миграционных и кадровых программ Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, отдельных предприятий, а также регулирующих бюджетные отношения в данной сфере;

реализация программ повышения мобильности населения. Должна быть осуществлена инвентаризация и оценка последствий реализации всех поддерживаемых государством программ переселения (2006 год). Должны быть созданы условия, стимулирующие процессы внутренней миграции как краткосрочного (беспроцентные кредиты и ссуды на приобретение и строительство жилья, обустройство в районах вселения, оплата проезда и провоз багажа и т.д., так и долгосрочного характера (либерализация системы регистрации по месту жительства, развитие рынка жилья и поддержка реализации ипотечных программ, реализация образовательных проектов федерального значения, создание условий для ведения предпринимательской деятельности и т.д.);

реорганизация системы профессионального образования, включая разработку новых принципов финансирования профессионального образования, повышение доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, гармонизацию и взаимодействие между рынком образовательных услуг и рынком труда, развитие системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования и т.д.) в регионах Российской Федерации как основного института формирования человеческого капитала в стране;

формирование институциональных и организационных механизмов предотвращения этно-конфессиональных конфликтов;

<

определение институциональных требований к среде жизни в российских поселениях, закрепленных механизмами технического регулирования градостроительной деятельности. Поддержка на федеральном уровне пилотных проектов по развитию современной урбанистической среды жизни (реализация концепции нового урбанизма), в том числе формированию специальных рекреационно-курортных, торговых и культурных зон в российских территориях. Начиная с 2006 года, осуществить подготовку (проектирование), а в 2007 году реализовать в качестве пилотных 2-3 проекта создания подобных зон,

осуществление природоохранных мероприятий, направленных на сокращение антропогенной нагрузки на природные комплексы и т.д.

реализация мероприятий, направленных на улучшение демографического потенциала регионов (повышение рождаемости, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни и т.д.)

совершенствование миграционной политики Российской Федерации по следующим направлениям: определение категорий мигрантов необходимых для восполнения трудовых ресурсов на территории Российской Федерации, определение миграционного потенциала регионов (выявление количественных и качественных параметров иммиграции); формирование мер по интеграции иммигрантов в российское общество, создание условий для развития трудовой миграции, упрощение процедуры получения российского гражданства и т.д. В ряде регионов Российской Федерации (2 – 3 пилотных региона), начиная с 2007 года, должны быть развернуты новые институты адаптации мигрантов (в первую очередь учреждения образования, отличающиеся высоким потенциалом адаптационной работы, и специальные центры трудовой миграции).

Сохраняется значительная дифференциация ситуации в сфере занятости населения в региональном разрезе, которая, в значительной мере, обусловлена различиями в экономическом и социальном развитии регионов.

Достижение целей регионального развития, обеспечение эффективного взаимодействия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при реализации программ социально-экономического развития территорий предполагает в качестве необходимого условия улучшение качества государственного управления и повышение эффективности использования общественных финансов на субфедеральном уровне. Поэтому проведение на данном уровне административной реформы, внедрение программно-целевого бюджетирования (ПЦБ) и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях становится одним из приоритетов стратегии регионального развития Российской Федерации. В рамках повышения качества управления на субфедеральном уровне должны быть осуществлены следующие меры:

разработка и принятие федеральной программы содействия проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне — создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций (эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления), внедрения ПЦБ и БОР;

создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей (синхронизация существующих мониторинговых и прогнозных систем Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфина России, Минрегиона России, аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и пр.), состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровне;

содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики — участие федеральных органов исполнительной власти в процессе разработки стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации (групп субъектов) и финансировании межрегиональных инфраструктурных проектов, инициируемых несколькими субъектами федерации либо крупными группами поселений в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития;

содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях — разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Обязательным условием реализации пилотных проектов должны стать мониторинг и контроль со стороны федеральных органов, последующая обработка результатов эксперимента с целью распространения лучшей практики и внесения в установленном порядке законопроектных инициатив;

реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ. Софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведения социально-экономических реформ из федерального бюджета. Выявление и распространение лучшей региональной и муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ.

 

1.3. Проблемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации

 

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920 – 30-е годы — подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов — создание второй металлургической базы и заводов —дублеров на Урале и в Сибири; в 1950 – 70-е годы — ускоренное развитие восточных районов; в 1960 – 80-е годы — формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году — уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).

В конце 1990-х — начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией от Советского Союза региональная организация вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет были:

формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа;

открытие национальной экономики для внешнего рынка;

изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;

новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ (формирование новых энергетических и транспортных рынков, реструктуризация образовательного пространства страны, формирование зон развития вдоль транспортных коридоров и, прежде всего, европейского транспортного коридора № 9, появление проектов нового освоения, выходящих за границы одного региона, например, проекта развития нефтегазодобычи в Восточной Сибири и пр.);

следующий этап урбанизации («новый урбанизм»), когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни.

Данные процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны. Это вызвало необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития и принятия настоящей «Концепции Стратегии», подготовленной в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации, определенными в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года».

Экономические структурные проблемы – регионы, создававшиеся и развивавшиеся в нерыночной логике, при помещении их в рыночную среду перестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Часть субъектов Российской Федерации и городов — административных центров явно оказались не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и страновом масштабе. В первую очередь, не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и пр.). По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25-3,0 % ВВП в год.

Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе, систем жизнеобеспечения в ЖКХ). Зачастую, инженерные и социальные инфраструктуры были развернуты там, где они сейчас не нужны (в частности, 11 — 12% установленной мощности электрогенерирующих объектов в России не эксплуатируется уже длительное время), а там, где в этих инфраструктурах существует большая потребность, их явно недостаточно (энерогодефицит и перегруженность сетей уже ощущается и в Москве, и Санкт-Петербурге). Нередко данные инфраструктуры предельно устарели, а их эксплуатация чрезвычайно ресурсоемка.

Унаследованная от СССР система расселения и территориальная хозяйственная организация Российской Федерации предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Они «стягивают» на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. В частности, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Специфической является направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и пограничным переходам для вывоза на экспорт. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.

Складывающаяся в Российской Федерации новая иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных с автономизацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных территорий (например, конкуренция портовых комплексов и транспортных проектов на Северо-Западе России). С другой стороны, слабая связанность и непродуктивность взаимодействия регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что внутри страны возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Федерации. В

Доминирующая в стране внутренняя производственно-территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Социальные (демографические, квалификационные и этнокультурные) проблемы – сложившаяся региональная организация Российской Федерации пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива страны — человеческих ресурсов. В силу этого региональное развитие сталкивается с целым комплексом социальных (демографических, квалификационных, этнокультурных) проблем.

Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения России не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. Во-первых, подавляющее большинство крупногородских агломераций с демографической и миграционной точки зрения подвержены долгосрочной стагнации. Из 13 городов-миллионников рост демонстрируют только Москва, Ростов-на-Дону и Волгоград. В ряде регионов за последние полтора десятилетия исчезли 1/3 населенных пунктов. Деревня впервые за всю российскую историю оказалась не способна к самовоспроизводству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

2.1. Оценка регионального развития Краснодарского края

 

Территория Кубани находится на стыке самых разнообразных тектонических зон. Поэтому геологическое ее строение характеризуется большой сложностью. На севере узкой полосой в нее вклинивается Азовский выступ кристаллического фундамента, а вся предгорная равнина является частью Скифской платформы. На юге к краю относится северо-западная часть альпийской геосинклинальной зоны Большого Кавказа. Еще южнее располагается глубоководная впадина Черного моря, характеризующаяся специфическими особенностями геологического строения. Столь сложные и своеобразные геологические условия определили и очень пестрый набор геологических формаций, геологическое и тектоническое строение недр, особенности распределения и образования разнообразных полезных ископаемых.

Основными орографическими единицами Краснодарского края являются равнины Западного Предкавказья, занимающие его север и центр, и горы Западного Кавказа, расположенные на юге края. Равнины раскинулись на площади в 59 тыс. км2, что составляет около 71% всей его территории. Горы занимают менее трети поверхности края (29%), или 24 тыс. км2.

Равнины подразделяются на Кубано-Приазовскую низменность, Прикубанскую наклонную равнину, Ставропольскую возвышенность и грядово-низменный рельеф Таманского полуострова с примыкающей к нему частью дельты реки Кубани.

Краснодарский край находится на юге нашей страны, поэтому здесь намного теплее, чем, например, в Московской области. На Кубано-Приазовской низменности, в предгорьях и горах, на Черноморском побережье и Таманском полуострове в одно и то же время года можно наблюдать разную погоду. Для каждого времени года характерна своя погода. Эти ежегодно повторяющиеся особенности погоды и составляют климат данной местности. Зависит он от географического положения, близости морей, рельефа местности и господствующих ветров. Климат большей части нашего края умеренно-континентальный, на побережье Черного моря (южнее Туапсе) –субтропический – влажный.

Территория Кубанской равнины открыта с севера, то есть доступна действию арктических воздушных масс.

На формирование погоды определенное влияние оказывают циклоны и антициклоны.

Ветры юго-западных направлений летом приносят прохладу и дожди, зимой — оттепели и осадки в виде снега и дождя. Влияют на климат также и местные ветры. К ним относятся бризы и фены.

Черное море летом охлаждает побережье бризами, зимой, наоборот, согревает, отдавая накопленное в жаркие дни тепло. Высокие Кавказские горы задерживают холодные потоки воздуха, идущие с севера.

Наибольшая скорость ветров отмечена на северо-западе Черноморского побережья в районе Новороссийска. Температура воздуха понижается при этом до 15—18° мороза.

Численность постоянного населения Краснодарского края к концу 2004 года составила 5100,3 тыс. чел. Средняя плотность населения 67,1 чел./км2. Экономически активное население составляет 2402,4 тыс. чел. В 2004 г. сред не годовая величина уровня зарегистрированной безработицы составила 1 %, а уровня фактической безработицы 8,8% от численности экономически активного населения. Наибольшую долю в общей численности населения края (60%) занимают граждане трудоспособного возраста, доли граждан в возрасте моложе трудоспособного и старше трудоспособного составляют соответственно 17 и 23 процента.

Численность населения наиболее крупных городов Краснодарского края на 1 января 2005 года (тыс. чел.): Краснодар 784,0; Сочи 397,5; Новороссийск 281,4; Армавир 209,9; Ейск 96,1; Геленджик 85,4, Кропоткин 79,6.

На долю транспортной отрасли приходится 16% объема валового регионального продукта Краснодарского края. Объем услуг в отрасли в 2004 году достиг 80 млрд. рублей, перевозка грузов- 222 млн. тонн, пассажиров -731 млн. человек.

В Краснодарском крае действует 3 аэропорта, имеющих международный статус: в Краснодаре, Сочи и Анапе. За последние три года расширилась география пассажирских перевозок, в том числе и на международных линиях: осуществляются рейсы в такие страны, как Австрия, Германия, Греция, Италия, ОАЭ, Турция.

Кубанская земля обладает значительным потенциалом предприятий сельскохозяйственной отрасли. На долю сельского хозяйства приходится более 17% валового регионального продукта края и почти — 8% валовой сельскохозяйственной продукции России, в т.ч. зерна -10,0%, сахарной свеклы — 25%, подсолнечника — 17%. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в крае составляет свыше 4 млн. га.

Около 21% объемов промышленного производства в крае приходится на топливно-энергетический комплекс. За пять лет добыча нефти увеличилась на 222 тыс. тонн (+14%), газа естественного на 439 млн. куб. м. (+23%), объем первичной переработки нефти на 2,4 млн. тонн (+58%). Крупнейшие добывающие предприятия отрасли: ОАО «НК Роснефть-Краснодарнефтегаз», ООО «Кубаньгазпром».

В крае функционируют 3 нефтеперерабатывающих завода, самый крупный – ОАО «Роснефть-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод».

Краснодарский Край заселен преимущественно русскими. Но здесь проживают и украинцы, адыгейцы, армяне, греки, эстонцы и другие народности.

Краснодар — административный, промышленный и культурный центр Краснодарского края. Расположен на Кубано-Приазовской низменности, на правом берегу Кубани, на высоте 33 метров над уровнем моря, территория 840 квадратных километров, проживает 865 тысяч человек (на 1.01. 04 г.).

Основан черноморскими казаками в 1793 году. Раньше его называли Екатеринодар, в честь императрицы Екатерины II, которая разрешила запорожским (черноморским) казакам переселиться с Украины на Кубань.

Главным результатом социально-экономического развития Краснодарского края в последние годы можно назвать закрепление положительной динамики основных экономических и социальных показателей. Так, в 2005 году оборот организаций всех видов деятельности составил 685 млрд. рублей, что превышает аналогичный уровень прошлого года на 33 процента. По итогам социально-экономического развития Краснодарского края в 2005 году индекс промышленного производства увеличился на 6,8 процента по сравнению с 2004 годом. Рост показателей имел место по всем основным направлениям деятельности.

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, личные подсобные хозяйства населения, фермеры) достиг 106,5 млрд. рублей или 101,8 процента к уровню января-ноября.

Потребительский рынок товаров и услуг в крае продолжал динамично развиваться и характеризуется сохранением более высоких темпов роста показателей, чем в сфере материального производства. Увеличение объемов продаж и оказания услуг обусловлено: ростом денежных доходов и уровня потребительского спроса населения; приходом на рынок крупных российских операторов и представителей международных торговых сетей, развитием малого бизнеса. Обороты розничной и оптовой торговли увеличены соответственно на 11,7 и 10,5 процента, общественного питания – на 15,4 процента. Объем услуг, оказанных курортно-туристскими организациями, достиг 22,7 млрд. рублей, прирост составил 9,8 процента.

По объему валового регионального продукта и объему инвестиций Кубань входит в первую десятку регионов России.

Уровень жизни населения Кубани постоянно повышается. Соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума в 2006 году составило 23,6%, что выше показателей за соответствующий период 2005 года на 19%. Среднедушевые денежные доходы населения за ноябрь составили 7713 рублей и увеличились на 37% по сравнению с 2005 годом.

В Краснодарском крае по данным за первое полугодие 2007 года среднемесячная номинальная заработная плата без выплат социального характера в крупных, средних и малых организациях составила 10588 рублей

Доходы бюджетов регионов РФ в 2008 году возрастут на 589 млрд рублей и составят 4 трлн 793 млрд рублей. В 2009 году доходы регионов увеличатся до 5 трлн 214 млрд рублей, в 2010 году — до 5 трлн 657 млрд рублей. Таким образом, отметил А.Кудрин, каждый год прирост доходов субъектов РФ будет составлять 400-500 млрд рублей.

Поступления по налогу на прибыль, большая часть которого идет в региональные бюджеты, в 2006 году по сравнению с 2003 годом выросли в 3 раза. Поступления по налогу на доходы физических лиц выросли за этот период на 75%, а инфляция — на 35%.

В Краснодарском крае и июне 2007 года инфляция по сравнению с маем составила 1,6%, а за 6 месяцев 2007 года превысила 6%.

По данным статистики, цены на продовольственные товары в июне выросли на 3,4%. Отмечен значительный рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия, соки фруктовые, муку пшеничную, комбикорма, полуфабрикаты мясные, спирт этиловый из пищевого сырья, крупу манную, рожки (на 7-13%).

По прогнозу в 2009 году среднедушевые денежные доходы составят 12500 руб. и увеличатся по сравнению с прошлым годом на 87%, . Соотношение  среднедушевого денежного дохода населения и величины прожиточного минимума к 2009 году по оценке составит 320% и увеличится по сравнению с 2006 годом на 84%».

Именно состояние экономики в первую очередь определяет спрос и предложение рабочей силы, ситуацию в сфере занятости

В целом, занятость населения Кубани сохраняется на достаточно высоком уровне. К концу декабря 2005 года в экономике края было занято 2189 тысячи человек (89% численности экономически активного населения).

Отмечается положительная тенденция снижения общей численности безработных (рассчитанной в соответствии с методологией МОТ) с 212 тысяч человек в конце декабря 2004 года до 183 тысяч человек к концу декабря 2005 года. Вследствие чего уровень общей безработицы снизился с 8,8% до 7,7% (табл.1).

Таблица 1

Динамика занятости населения Краснодарского края

 

Показатели 

на 01.01.2005 

на 01.01.2006 

2006 г. в %

к 2005 г. 

Экономически активное население

в том числе:

2402,0 

2462,0 

102,5 

Занятые (тыс. человек)

2190,0 

2189,0 

99,9 

Безработные (тыс. человек)

212 

183 

86,3 

из них: зарегистрировано в службе занятости (тыс. человек)

23,2 

20,4 

87,9 

 

Динамика спроса предприятий на рабочую силу является главным индикатором оценки состояния рынка труда, поскольку именно спросом определяется его емкость, то есть возможность, обеспечения работой желающих трудиться. 

Статистические данные службы занятости края по состоянию на 1 января 2006 года свидетельствуют о возрастании спроса на рабочую силу, при одновременном увеличении предложения.

Следствием положительной динамики социально-экономического Краснодарского края стало увеличение спроса на рабочую силу, которое проявилось в росте числа заявленных в службу занятости края вакансий: за 2005 год для выбора вариантов трудоустройства клиенты краевой службы занятости населения могли использовать информацию о 306,5 тысячах вакансий, что на 10,8 процента больше уровня 2004 года.

Одновременно увеличилась обращаемость граждан в государственную службу занятости населения края. За 2005 год различные услуги получили более 638,6 тысячи человек, что на 9,2 процента больше соответствующего периода прошлого года.

В целом по краю по итогам 2005 года спрос (вакансии) в 1,4 раза превышает предложение (граждане, ищущие работу и не занятые трудовой деятельностью). Эта тенденция благоприятна для удовлетворения потребностей граждан в трудоустройстве и отражает стабильность в сфере занятости и на рынке труда края.

Уровень регистрируемой безработицы в крае на 1 января 2006 года составил 0,8% экономически активного населения, что в 2,3 раза меньше среднероссийского и самый низкий показатель по Южному федеральному округу.

 

2.2. Проблемы управления уровнем жизни региона и основные направления его повышения как цели социальной государственной политики

 

Уровень жизни и неразрывно взаимосвязанная с ним модель стратификации влияют на политическое сознание и электоральную активность граждан, тем самым обеспечивая обратную связь между системой государственной власти и обществом.

В Конституции РФ, принятой в 1993 г., в ст. 7 п.1 провозглашено: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако приходится с сожалением констатировать, что осуществление в 1990-х гг. радикальных социально-экономических реформ, направленных, по заявлениям их инициаторов и реализаторов, на решение именно этой задачи, на деле сопровождалось снижением уровня жизни населения, ростом безработицы, разрушением имевшихся социальных гарантий.

Такая модель стратификационной политики стимулировала негативные социальные последствия: неуверенность основной массы населения России и ее регионов в завтрашнем дне, превышение смертности над рождаемостью, появление безнадзорных и беспризорных детей, так называемых социальных сирот, рост психических стрессов, суицидов и целый ряд других негативных процессов в обществе, подрывающих его безопасность.

Проблема регулирования социального неравенства приобретает особую актуальность сегодня. Само по себе социальное неравенство необходимо в обществе, чтобы оно могло экономически эффективно развиваться по пути общественного прогресса. Но бесспорно также и то, что существуют такие виды и степени социального неравенства между социально-стратификационными группами, которые ставят большинство населения на грань бедности, общей или хронической нищеты, политической или социальной бесперспективности. Такое неравенство — не только результат модели «запаздывающей» модернизации, избранных элитами методов трансформации, но и мирового разделения богатства и прибыли в рамках глобального сообщества между центром и периферией (по И.Валлерстайну).

Становление в России реального социального государства невозможно без целенаправленной и эффективной политики регулирования уровня жизни, являющейся составной частью стратегического курса устойчивого развития.

Политика регулирования уровня жизни в Краснодарском крае репрезентативна для выяснения общероссийских и межрегиональных закономерностей социальной политики. На Кубани, согласно переписи населения 2002 года, постоянно проживает 5125 тыс. чел., что составляет 2-е место среди регионов РФ и 1-е место по Южному федеральному округу. Краснодарский край имеет ряд долгосрочных особенностей демографической и стратификационной структуры населения

В результаты проведенного в предыдущей главе анализа уровня жизни населения Краснодарского края было выявлено следующее. Динамика уровня жизни населения Краснодарского края определена по взаимосвязи таких индикаторов, как: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, стоимость минимального набора продуктов питания, реальные денежные доходы населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, уровень безработицы по стандартам Международной организации труда, коэффициент фондов. Выявлены: резкое снижение уровня жизни регионального сообщества в первой половине 1990-х и 1998-1999 гг., умеренный рост уровня жизни в 1996-1997 гг., устойчивый рост такого с 2000 г. по настоящее время. Однако на протяжении всего постсоветсткого 15-летия неуклонно нарастали межрегиональные и внутрикраевые различия уровня жизни, а также степень социальной дифференциации доходов. Проблемой остается достаточно массовая бедность работающего населения Кубани.

Выявленная динамика уровня жизни в Краснодарском крае является рискогенным фактором. С другой стороны, она обусловлена комплексом политических рисков: нестабильным разграничением предметов ведения и полномочий в сфере социальной политики РФ, незавершенностью выбора политико-идеологической стратегии правящей элиты, пограничным располоением Кубани вблизи районов этнополитических конфликтов, неконтролируемой и нелегальной миграцией, распространением «теневой экономики», ухудшением демографической ситуации.

Официально декларируемые, а также реализуемые цели и приоритеты регулирования уровня жизни на Кубани не совпадают между собой вследствие политических интересов элит. Цель обеспечения равных социальных прав и жизненных стандартов граждан в регионе не может быть реализована без кардинальной перестройки налоговой и бюджетной системы РФ, введения прогрессивного налогообложения, минимизации влияния теневой экономики, целевых программ развития депрессивных и конфликтогенных местностей. Ставший политически значимым в ходе «монетизации льгот» разрыв между полномочиями субъектов федерации по регулированию уровня жизни и их реальными финансовыми возможностями должен быть уменьшен.

Степень эффективности политики регулирования уровня жизни в Краснодарском крае за 1992 – 2006 гг. может быть выявлена на основе совокупности таких индикаторов, как: ранговое значение жизненных проблем граждан; первоочередные меры государства по улучшению жизни граждан; статусная самооценка респондентов; степень уверенности респондентов в поддержании уровня жизни; оценка степени защищенности от социальных угроз (безработицы, бедности, дискриминации в уровне доходов); степень доверия граждан органам государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования уровня жизни, степень готовности участвовать в акциях протеста против снижения уровня жизни. В итоге анкетного опроса установлено падение уровня доверия в Краснодарском крае к политике регулирования уровня жизни вследствие неэффективной реализации курса «монетизации льгот», слабой обратной связи и информированности граждан о политике органов власти края, бюрократизма.

Следует отметить, что органы социальной защиты населения имеют в Краснодарском крае следующие задачи:

— реализовывать государственную политику в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите трудовых прав на территории субъекта федерации;

— взаимодействовать с органами местного самоуправления по реализации государственного курса регулирования уровня жизни, трудовых отношений, социальной защиты уязвимых категорий граждан в пределах муниципальных образований.

Следует отметить, что с декабря 2004 г. полномочия в сфере социального обслуживания населения в РФ переданы от органов местного самоуправления в ведение субъектов федерации согласно федеральному законодательству. Программно-целевое регулирование уровня жизни населения качественно активизировалась на Кубани с 1997 г. вследствие смены политико-идеологического курса Администрации края. Основные направления социальной политики в регионе, а также меры их реализации определены в «Программе экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 – 2008 годы». В аспекте регулирования уровня жизни эта такие направления как: налоговая политика, целевая поддержка жителей депрессивных местностей (подпрограммы «Север Кубани», «Предгорье»), помощь малообеспеченным гражданам, помощь пострадавшим от стихийных бедствий, доплата к государственному пособию на ребенка и к единовременному пособию при рождении ребенка; доплата к ежегодной компенсации инвалидам за транспортные средства; субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, приобретение топлива. Законы Краснодарского края № 806-КЗ от 15 декабря 2004 г. «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края» и № 825-КЗ от 29 декабря 2004 г. «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» определяет институциональную систему органов социальной защиты в регионе, их функции. Вследствие федеральной политики монетизации льгот данная система сокращает ресурсы своего влияния.

Официально декларируемые и реализуемые цели и приоритеты регулирования уровня жизни не совпадают между собой на Кубани вследствие политических интересов элит. Цели обеспечения равных социальных прав и жизненных стандартов граждан в крае не может быть реализованы без кардинальной перестройки налоговой и бюджетной системы РФ, введения прогрессивного налогообложения, минимизации влияния теневой экономики, активизации программ развития депрессивных и конфликтогенных местностей. «Монетизация льгот» в 2005-2006 гг. сделала политически значимым разрыв между нормативными полномочиями субъектов федерации по регулированию уровня жизни и их реальными финансовыми возможностями, что противоречит принципам правового социального государства.

Важнейшим инструментом регулирования уровня жизни и методами его повышения является эффективно региональная политика.

Региональная социальная политика определяется в качестве совокупности принципов, целей, направлений и основных мер деятельности акторов политики по регулированию социальной сферы общества. Важнейшими акторами данной политики являются не только органы государственной власти двух уровней (федерального и регионального), но и политические партии, бизнес-группы и неправительственные организации. Между названными акторами существуют постоянные взаимодействия и идет обмен ресурсами влияния – как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Проведение региональной социальной политики должно реализует функции социального государства по обеспечению достойного уровня жизни граждан, созданию равных исходных возможностей и гарантий социальных прав человека, выравниванию уровней развития территориальных сообществ. Региональная социальная политика особенно актуальная для многосоставных обществ с высокой степенью поляризации доходов.

Структура региональной социальной политики включает в себя важнейшие направления: политику регулирования уровня жизни, политику социальной защиты, демографическую политику, миграционную политику, образовательную политику.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.53MB | MySQL:124 | 1,556sec