Миграционная политика

<

081414 2101 1 Миграционная политика Актуальность исследования определяется тем, что социально-политические перемены, которые произошли в нашей стране в конце ХХ столетия, особенности глубокого и затяжного трансформационного кризиса, охватившего базовые принципы организации общества и вызвавшего распад СССР, принципиально изменили развитие миграционных процессов и их основные черты и характеристики. За пределами России оказались 25,3 миллиона русскоязычного населения. Резкое ухудшение условий их жизни во многом определило обвальный, стихийный характер миграции из ряда стран ближнего зарубежья в Россию.
Поток беженцев и вынужденных переселенцев, хлынувший в Россию с Северного Кавказа, из Закавказья, Средней Азии и Казахстана, затронул в большей или меньшей степени практически все регионы России, и в первую очередь приграничные территории. Российская Федерация и сегодня продолжает оставаться привлекательной для мигрантов. В последнее десятилетие, в частности, заметно увеличился поток трудовых мигрантов из числа представителей титульных наций ближнего и дальнего зарубежья. Они, как правило, придерживаются позиций сегрегации, стараются селиться этническими общинами, до предела ограничивают контакты, не стремятся к интеграции в принимаемом сообществе. Последствия миграции проявляются в различных сферах жизни общества, нередко становясь источником конфликтов. Усложнилась этническая структура многих стран и регионов, в среде мигрантов получило распространение такое явление, как «культурный шок»; а среди «принимающих» групп населения – ксенофобия, национальный фундаментализм, переходящий в шовинизм. В результате миграции возросла также социальная напряженность, прежде всего на рынке труда, несмотря на то, что миграция в условиях демографического спада даже не компенсирует естественную убыль коренного населения. Для сохранения стабильности в обществе требуется взвешенная, построенная на четкой правовой основе миграционная политика.

Следует отметить, что в начале 1990-х годов миграционная политика проводилась стихийно, практически без нормативно-правовой базы, при строгом ограничении финансовых и материальных ресурсов, отсутствии специально подготовленных кадров и соответствующих структур в регионах. Не случайно в ситуации системных трансформаций общества и системного кризиса в управлении миграционными вопросами проводимая государством миграционная политика стала малоэффективной и потребовала пересмотра. Несмотря на некоторые подвижки в этой сфере, до сих пор остаются недостаточно проработанными принципы и механизмы государственного управления миграционными процессами; в ряде субъектов Российской Федерации отсутствуют региональные миграционные программы, а региональная миграционная политика далеко не всегда соответствует федеральной. И хотя социально-политические науки уделяли определенное внимание проблемам миграционных процессов, на сегодняшний день они изучены недостаточно. Требуют своего решения вопросы выработки стратегии и тактики миграционной политики, создание продуманного миграционного законодательства, определение эффективных мер управления миграционными процессами. Все сказанное выше актуализирует проблему изучения миграционных процессов и совершенствования государственной миграционной политики в Российской Федерации.

<

Целью курсовой работы является изучение особенностей современных миграционных процессов и процесса формирования новой миграционной политики.

Объект исследования – миграционные процессы в современной России.

Предмет исследования – федеральные и региональные аспекты современной миграционной политики РФ.

Поставленная цель требовала решения следующих задач:

а) определить подходы основное содержание исследования миграционной политики;

б) изучить специфику миграционных процессов в современной России, регионах Поволжья и Краснодарского края и выявить особенности, наиболее характерные для современного периода развития государства;

в) обосновать необходимость разработки новой миграционной политики и охарактеризовать ее основные направления;

г) исследовать процесс формирования нормативной базы государственной миграционной политики;

д) разграничить этапы становления миграционной политики в современной России.

Методологической базой исследования является применение системно-аналитического, структурно-логического, диалектического методов исследования.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации и законы РФ, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ, опубликованные документы правительственных органов и государственные миграционные программы.

Подводя итог анализу современного государственного регулирования миграции в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

– Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на основе новой Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации;

– новая практика всестороннего государственного регулирования миграции, вопросы распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации находятся в процессе становления;

– в этой связи законодательное, институциональное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании с учетом проблем, возникающих в процессе государственного регулирования миграции.

В числе неотложных мер государственной миграционной политики целесообразно рекомендовать Правительству Российской Федерации поручить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, субъектами Российской Федерации:

– разработать Концепцию миграционной политики Российской Федерации, в том числе в региональном аспекте, и на ее основе реформировать законодательство в сфере занятости и регулирования трудовой миграции;

– обеспечить создание единой информационной системы спроса и предложения рабочей силы на основе региональных информационных систем, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

– разрабатывать прогнозы спроса и предложения на рабочую силу на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации она основе прогноза социально-экономического развития России и регионов на среднесрочную перспективу;

– определить полномочия и функции по регулированию рынков труда между федеральным центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами в процессе проведения административной реформы и разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным центром и регионами.

В основу совершенствования российской миграционной политики должны быть заложены принципы усиления миграционного контроля, которые целесообразно отразить в нормативных актах. К их числу следует отнести:

– устранение возможности бесконтрольного въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, строгий учет и автоматизация процесса въезда-выезда иностранных граждан;

– изменение системы регистрации иностранных граждан по месту пребывания и месту жительства, повышение их ответственности за нарушение действующего порядка регистрации, вплоть до депортации и закрытия последующего въезда;

– устранение возможностей уклонения от налоговых и иных обязательных платежей;

– введение системы мер по миграционному контролю и механизма выдворения незаконных мигрантов;

– обязательное квотирование иностранной рабочей силы и иностранных учащихся с введением повышенной материальной и административной ответственности за нарушение установленных регистрационных норм для юридических лиц, принимающих мигрантов;

– расширение практики отказа в предоставлении гражданства Российской Федерации с целью недопущения приобретения гражданства лицами, представляющими потенциальную опасность для политических, социально-экономических и других интересов Российской Федерации;

– упорядочение категорий лиц, которым гражданство предоставляется в упрощенном порядке;

– установление порядка предоставления вида на жительство и права на трудоустройство, исходя из экономических и политических интересов Российской Федерации;

– предотвращение незаконных действий мигрантов по организации «утечки» капитала, «отмывания» незаконно полученных средств;

– стимулирование инвестиций в российскую экономику, предоставление упрощенного порядка получения вида на жительство и гражданства для лиц, осуществляющих инвестирование крупных средств в развитие промышленности;

– выработка экономических рычагов миграционных процессов, установление региональных квот для высококвалифицированных специалистов из числа мигрантов.

Продуманная миграционная политика должна стать частью геополитической и экономической стратегии Российской Федерации на ближайшие годы. Целью данной политики является нахождение баланса безопасности Государства и экономической целесообразности в интересах гражданина, с одной стороны, и долгосрочными интересами Российского Государства в условиях глобализации мирового сообщества, с другой.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.47MB | MySQL:123 | 1,722sec