ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

<

080414 1420 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ За период 1998 –2005 годов в секторе перевозок грузов автомобильным транспортом Краснодарского края прошли базовые изменения, возросла тенденция развития частного сектора. В настоящее время более 96 процентов перевозчиков имеют частную форму собственности, в том числе индивидуальные предприниматели составляют 59 процентов от их общего количества. Частными перевозчиками различных организационно-правовых форм собственности эксплуатируется около 88 процентов транспортных средств, в том числе индивидуальными предпринимателями –20 процентов от их общего количества.

В 2004 году общее количество грузовых автомобилей увеличилось до  33 882 единиц, что составило 19 процентов от всех автомобилей, зарегистрированных в крае.

За период с 2000 — 2004 годы наблюдался устойчивый рост количества грузовых автомобилей, его ежегодное увеличение составляло в среднем 3 — 4 процента в год. К концу 2004 года, без учета спецтехники и машин для перевозки крупногабаритных грузов, численность грузовых автомобилей, зарегистрированных в крае, составила 171775 единиц. Из них более 50 процентов являлось собственностью частных лиц.

Существенно изменилась структура лицензированных перевозчиков. В 2004 году государственные автогрузовые предприятия, имеющие в среднем около 12 автомобилей каждое, составляли всего лишь 4 процента, частные предприятия, имеющие в среднем около 7 автомобилей каждое, составляли не более 37 процентов и индивидуальные предприниматели, имеющие каждый 1 — 2 автомобиля, составляли 59 процентов.

Недостаточный технический уровень грузового автомобильного транспорта и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественное предоставление транспортных услуг, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры. Доля транспортных затрат в себестоимости продукции Краснодарского края, в 2004 году составляла 20 — 30 процентов, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где такая доля составляет 7 — 8 процентов

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2005 года   № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» из лицензируемых видов деятельности исключена перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, что свидетельствует об отсутствии в настоящее время контроля этого сектора экономики со стороны органов государственной власти.

Основные фонды сектора грузовых перевозок автомобильным транспортом обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55 — 70 процентов и продолжает возрастать. Разукрупнение автотранспортных  предприятий различных организационно-правовых форм собственности, повлекло сокращение, а порой ликвидацию ремонтных служб и служб эксплуатации, а также ослабление производственно-технической базы перевозчиков. На фоне общего старения парка грузовых перевозок это в свою очередь привело к снижению технического состояния подвижного состава, экологической безопасности.

Общий ущерб от таких негативных последствий низкого уровня транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций ежегодно составляет не менее 7 — 8 процентов от величины российского валового продукта.

Значительно обострилась проблема обеспечения и поддержания антитеррористической безопасности отрасли в целом и транспортной инфраструктуре, связанная с возросшим уровнем криминогенной обстановки.

Слабо реализуются возможности увеличения доходов бюджета Краснодарского края за счет экспорта транспортных услуг в другие регионы России и за рубеж. Не до конца используется транзитный потенциал края, а положение перевозчиков Краснодарского края на внутрироссийском и международном рынке транспортных услуг не отвечает их реальным возможностям.

Доля перевозчиков Краснодарского края в общем объеме междугородних перевозок автомобильным транспортом в/из Краснодарского края достаточно мала и составляет, в настоящее время, около 20 — 25 процентов, а на международном рынке грузовых перевозок — не более 1,2 — 1,7 процента.

На территории края не завершено формирование опорной транспортной сети. В течение десяти последних лет транспортная инфраструктура края и сектор грузовых перевозок автомобильным транспортом развивались без должной координации между смежными видами транспорта и без учета развития производительных сил. Это привело к прямым потерям при осуществлении несвоевременных проектов и не позволило добиться  системного эффекта в работе грузового автомобильного транспорта.

Результатом несбалансированного и бессистемного развития инфраструктуры стало возникновение многочисленных вопросов при функционировании опорной транспортной сети Краснодарского края. В настоящее время отсутствует развитая дорожная инфраструктура на подходах к морским торговым портам (ни один из портов края не имеет прямого соединения с сетью федеральных автомобильных дорог, а железнодорожные подъездные пути не справляются с резко возросшим потоком грузов). Это, в свою очередь, приводит к значительным скоплениям грузовых автомобилей в черте основных грузообразующих районов края. Наряду с количественным увеличением парка грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам и расширением сектора частных перевозчиков, произошло ослабление учета и контроля их деятельности.

Устаревшая система государственного контроля при межведомственной разобщенности контролирующих государственных структур не обеспечивает должной эффективности и требует серьезной модернизации.

Практически отсутствует маркетинг рынка услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, а существующий государственный статистический учет не дает полноценной и правдивой информации, не позволяет принимать эффективные управленческие решения, соответствующие современным требованиям экономики. Растет правовая безграмотность среди участников рынка услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (перевозчики, экспедиторы, грузоотправители, грузополучатели). Появление на рынке многочисленных перевозчиков и новых потребителей услуг, ранее не знакомых с транспортной деятельностью, постоянные изменения в законодательстве, снижение требований к субъектам этого рынка услуг и ослабление государственного контроля, создали предпосылки для возникновения и появления многочисленных нарушений в области права и ведения финансово-хозяйственной деятельности и отчетности сектора перевозок грузов автомобильным транспортом. Возникшие в нем проблемы создают угрозу экономическому росту, развитию бизнеса и как следствие приводят в целом к замедлению социального — экономического развития Краснодарского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И АДЫГЕИ

 

 

Возрастает транспортная работа предприятий автомобильного транспорта общего пользования. В 2004 году темпы роста грузооборота к предыдущему году составили 108%, в 2005 году – 123%, в 2006 году – 115%.

В то же время снижается объем перевозок пассажиров, что вызвано влиянием объективных факторов – значительным ростом количества легковых автомобилей в личном пользовании, уменьшением подвижности льготных категорий пассажиров в связи с монетизацией льгот, износом парка автобусов, трамваев и троллейбусов. Для улучшения ситуации в отрасли предпринимаются меры по обновлению подвижного состава. За последние 3 года для предприятий транспорта общего пользования приобретено 548 автобусов, 34 троллейбуса и 6 трамваев. В 2007 году объем перевозок пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом оценивается в размере 444,1 млн.пассажиров с темпом роста 104%.

В автомобильном и городском электрическом транспорте вопросы обновления подвижного состава стоят особенно остро. Износ парка составляет 60-80%. За последние 3 года пассажирский парк предприятий транспорта общего пользования пополнен 548 автобусами, 34 троллейбусами и 4 трамваями. Принято решение о существенном обновлении подвижного состава в автотранспортных предприятиях по лизинговым схемам и в рамках частно-муниципального партнерства.

С 2004 по 2007 годы в пассажирском секторе автомобильного транспорта наблюдалось снижение объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота. В связи с принятием нового законодательства по замене бесплатного проезда на пассажирском транспорте мерами социальной поддержки, а также введением порядка предоставления льгот на проезд пенсионерам, произошло уменьшение подвижности льготных категорий пассажиров, что привело к снижению пассажиропотока.

Перевозка пассажиров в междугородном, пригородном межрайонном сообщениях осуществляется более чем 2500 автобусами, износ которых превышает 60%.

Сокращение численности и износ автобусного парка предприятий федеральной, краевой и муниципальной форм собственности негативно сказывается на социально-экономической ситуации, так как происходит дальнейшее сокращение социально-значимой маршрутной сети автомобильного транспорта общего пользования, снижается уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, предприятия не могут конкурировать с частными перевозчиками и индивидуальными предпринимателями, использующими, как правило льготную систему налогообложения (единый налог на вмененный доход).

В преддверии вступления Российской Федерации в ВТО подвижной состав пассажирского и грузового автомобильного транспорта общего пользования должен по нормам токсичности соответствовать европейским стандартам. В настоящее время парк автобусов и грузовых автомобилей в большинстве случаев не соответствует даже минимальным экологическим нормам «Евро-1». Старение подвижного состава приводит к падению рентабельности перевозок, увеличению затрат на ремонт и обслуживание, отсутствию гарантий безопасности (экологической и БДД) и снижению качества обслуживания пассажиров, а в конечном счете – к снижению конкурентоспособности отрасли как на уровне Краснодарского края и субъектов Российской Федерации, так и на мировом уровне.

Для интенсивного развития отрасли требуется создание благоприятного климата – выравнивание экономических условий хозяйствования для перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности, снижение уровня таможенных пошлин и прочих платежей при приобретении транспортных средств, изыскание эффективных схем кредитования для покупки транспортных средств на условиях лизинга и др., которые окупаются в виде налогов от увеличения провозных возможностей.

 

Таблица 1 – Динамика развития автомобильного транспорта Краснодарского края и Республика Адыгея

Регионы 

1990 г 

1995 г 

2000 г 

2001 г 

2002 г 

2003 г 

2004 г 

2005 г 

2006 г 

Перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности, млн. тонн

Краснодарский край 

391,9 

176,7 

130,2 

129,7 

133,5 

168,3 

113,0 

99,1 

119,2 

Цепной абсолютный прирост

 

-215,2 

-46,5 

-0,5 

3,8 

34,8 

-55,3 

-13,9 

20,1 

Базовый абсолютный прирост

 

-215,2

-261,7 

-262,2 

-258,4 

-223,6 

-278,9 

-292,8 

-272,7 

Цепной темп роста, % 

 

45,1 

73,7 

99,6 

102,9 

126,1 

67,1 

87,7 

120,3 

Базовый темп роста, % 

 

45,1 

33,2 

33,1 

34,1 

42,9 

28,8 

25,3 

30,4 

Республика Адыгея 

33,5 

15,1 

11,4 

11,6 

11,2 

9,9 

13,0 

14,7 

45,3 

Цепной абсолютный прирост

 

-18,4 

-3,7 

0,2 

-0,4 

-1,3 

3,1 

1,7 

30,6 

Базовый абсолютный прирост

 

-18,4 

-22,1 

-21,9 

-22,3 

-23,6 

-20,5 

-18,8 

11,8 

Цепной темп роста, %

 

45,1 

75,5 

101,8 

96,6 

88,4 

131,3 

113,1 

308,2 

Базовый темп роста, %

 

45,1 

34,0 

34,6 

33,4 

29,6

38,8 

43,9 

135,2 

Продолжение таблицы 1

Регионы 

1990 г 

1995 г 

2000 г 

2001 г 

2002 г 

2003 г 

2004 г 

2005 г 

2006 г 

Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности, млн. тонн-километров

Краснодарский край 

10602 

4207 

4478 

3493 

4098

5255 

4516 

5697 

6526 

Цепной абсолютный прирост

 

-6395,0 

271,0 

-985,0 

605,0 

1157,0 

-739,0 

1181,0 

829,0 

Базовый абсолютный прирост

 

-6395,0 

-6124,0 

-7109,0 

-6504,0 

-5347,0 

-6086,0 

-4905,0 

-4076,0 

Цепной темп роста, % 

 

39,7 

106,4 

78,0 

117,3 

128,2 

85,9 

126,2

114,6 

Базовый темп роста, % 

 

39,7 

42,2 

32,9 

38,7 

49,6 

42,6 

53,7 

61,6 

Республика Адыгея 

880 

748 

343 

517 

375 

497 

1198 

532 

1937 

Цепной абсолютный прирост

 

-132,0 

-405,0 

174,0 

-142,0 

122,0 

701,0 

-666,0 

1405,0 

Базовый абсолютный прирост

 

-132,0 

-537,0

-363,0 

-505,0 

-383,0 

318,0 

-348,0 

1057,0 

Цепной темп роста, % 

 

85,0 

45,9 

150,7 

72,5 

132,5 

241,0 

44,4 

364,1 

Базовый темп роста, %


 

 

85,0 

39,0 

58,8 

42,6 

56,5 

136,1 

60,5 

220,1 

Продолжение таблицы 1

Регионы 

1990 г 

1995 г 

2000 г 

2001 г 

2002 г 

2003 г 

2004 г 

2005 г 

2006 г 

Перевозки пассажиров автобусами общего пользования, млн.-человек

Краснодарский край 

991,5 

558,0 

465,7 

385,1 

318,9 

240,2 

209,2 

131,3 

111,6 

Цепной абсолютный прирост

 

-433,5 

-92,3 

-80,6 

-66,2 

-78,7 

-31,0 

-77,9 

-19,7 

Базовый абсолютный прирост

 

-433,5 

-525,8 

-606,4 

-672,6 

-751,3 

-782,3 

-860,2 

-879,9 

Цепной темп роста, % 

 

56,3 

83,5 

82,7 

82,8 

75,3 

87,1 

62,8 

85,0 

Базовый темп роста, % 

 

56,3 

47,0 

38,8 

32,2 

24,2 

21,1 

13,2 

11,3 

Республика Адыгея 

0,0

52,1 

18,8 

16,3 

16,0 

14,3 

12,5 

5,8 

5,0

Цепной абсолютный прирост

 

52,1 

-33,3 

-2,5 

-0,3 

-1,7 

-1,8 

-6,7 

-0,8 

Базовый абсолютный прирост

 

52,1 

18,8 

16,3 

16,0 

14,3 

12,5 

5,8 

5,0 

Цепной темп роста, %

 

 

36,1 

86,7 

98,2 

89,4 

87,4 

46,4 

86,2 

Базовый темп роста, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Регионы 

1990 г 

1995 г 

2000 г 

2001 г 

2002 г 

2003 г 

2004 г 

2005 г 

2006 г 

Пассажирооборот автобусов общего пользования, пассажиро-километров

Краснодарский край 

10288 

5205 

3968 

3445 

2931 

2427 

2161 

1542 

1414 

Цепной абсолютный прирост

 

-5083,0

-1237,0 

-523,0 

-514,0 

-504,0 

-266,0 

-619,0 

-5083,0 

Базовый абсолютный прирост

 

-5083,0 

-6320,0 

-6843,0 

-7357,0 

-7861,0 

-8127,0 

-8746,0 

-5083,0 

Цепной темп роста, % 

 

50,6 

76,2 

86,8 

85,1 

82,8 

89,0 

71,4 

50,6 

Базовый темп роста, % 

 

50,6 

38,6 

33,5 

28,5 

23,6 

21,0 

15,0 

50,6 

Республика Адыгея 

0,0

444 

221 

193 

215 

158 

136 

88 

80 

Цепной абсолютный прирост

 

444,0 

-223,0 

-28,0 

22,0 

-57,0 

-22,0 

-48,0 

-8,0 

Базовый абсолютный прирост

 

444,0 

221,0 

193,0 

215,0 

158,0 

136,0 

88,0 

80,0 

Цепной темп роста, %

 

 

49,8

87,3 

111,4 

73,5 

86,1 

64,7 

90,9 

Базовый темп роста, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Регионы 

1990 г 

1995 г 

2000 г 

2001 г 

2002 г 

2003 г 

2004 г 

2005 г 

2006 г 

Число автобусов общего пользования на 100000 человек населения, штук

Краснодарский край

131 

97 

69 

66 

62 

60 

57 

48 

44 

Цепной абсолютный прирост

 

-34,0 

-28,0 

-3,0 

-4,0 

-2,0 

-3,0 

-9,0 

-4,0 

Базовый абсолютный прирост

 

-34,0 

-62,0 

-65,0 

-69,0 

-71,0 

-74,0 

-83,0 

-87,0 

Цепной темп роста, % 

 

74,0 

71,1 

95,7 

93,9 

96,8 

95,0 

84,2 

91,7 

Базовый темп роста, %

 

74,0 

52,7 

50,4 

47,3 

45,8 

43,5 

36,6 

33,6 

Республика Адыгея 

71 

67 

51 

50 

47 

46 

34 

28 

28 

Цепной абсолютный прирост

 

-4,0 

-16,0 

-1,0 

-3,0 

-1,0 

-12,0 

-6,0 

0,0 

Базовый абсолютный прирост

 

-4,0 

-20,0 

-21,0 

-24,0 

-25,0 

-37,0 

-43,0 

-43,0 

Цепной темп роста, %

 

<

94,4 

76,1 

98,0 

94,0 

97,9 

73,9 

82,4 

100,0 

Базовый темп роста, %

 

94,4 

71,8 

70,4 

66,2 

64,8 

47,9 

39,4 

39,4 

Продолжение таблицы 1

Регионы 

1990 г

1995 г

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

Число пассажиров трамвайных вагонов на 100000 человек населения, штук

Краснодар 

0,0 

0,0 

44 

0,0 

45 

41 

41 

40 

38 

Цепной абсолютный прирост

 

0,0 

44,0 

-44,0 

45,0 

-4,0 

0,0 

-1,0 

-2,0 

Базовый абсолютный прирост

 

0,0 

44,0 

0,0 

45,0 

41,0 

41,0 

40,0 

38,0 

Цепной темп роста, %

 

 

 

0,0 

 

91,1

100,0 

97,6 

95,0 

Базовый темп роста, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майкоп 

0,0 

0,0 

32 

0,0 

33 

33 

34 

33 

33 

Цепной абсолютный прирост

 

0,0 

32,0 

-32,0 

33,0 

0,0 

1,0 

-1,0 

0,0 

Базовый абсолютный прирост

 

0,0 

32,0 

0,0 

33,0 

33,0 

34,0 

33,0 

33,0 

Цепной темп роста, %

 

 

 

0,0 

 

100,0 

103,0 

97,1 

100,0 

Базовый темп роста, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Регионы 

1990 г

1995 г

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

Армавир 

0,0 

0,0 

18 

0,0 

19 

19 

19 

20 

20 

Цепной абсолютный прирост

 

0,0 

18,0 

-18,0 

19,0 

0,0 

0,0 

1,0 

0,0 

Базовый абсолютный прирост

 

0,0 

18,0 

0,0 

19,0 

19,0 

19,0 

20,0 

20,0 

Цепной темп роста, %

 

 

 

0,0 

 

100,0 

100,0 

105,3 

100,0 

Базовый темп роста, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск 

0,0 

0,0 

39 

0,0 

38 

38 

35 

31 

38 

Цепной абсолютный прирост

 

0,0 

39,0 

-39,0 

38,0 

0,0 

-3,0 

-4,0 

7,0 

Базовый абсолютный прирост

 

0,0 

39,0 

0,0 

38,0 

38,0 

35,0 

31,0 

38,0 

Цепной темп роста, %

 

 

 

0,0 

 

100,0 

92,1 

88,6 

122,6 

Базовый темп роста, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Регионы 

1990 г

1995 г

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, километров дорог на 1000 квадратных километров территории

Краснодарский край

131 

131 

137 

140 

142 

143 

143 

136 

219

Цепной абсолютный прирост

 

0,0 

6,0 

3,0 

2,0 

1,0 

0,0 

-7,0 

83,0 

Базовый абсолютный прирост

 

0,0 

6,0 

9,0 

11,0 

12,0 

12,0 

5,0 

88,0 

Цепной темп роста, % 

 

100,0 

104,6 

102,2 

101,4 

100,7 

100,0 

95,1 

161,0 

Базовый темп роста, % 

 

100,0 

104,6 

106,9 

108,4 

109,2

109,2 

103,8 

167,2 

Республика Адыгея

184 

193 

202 

203 

207 

207 

208 

204 

203 

Цепной абсолютный прирост

 

9,0 

9,0 

1,0 

4,0 

0,0 

1,0 

-4,0 

-1,0 

Базовый абсолютный прирост

 

9,0 

18,0 

19,0 

23,0 

23,0 

24,0 

20,0 

19,0 

Цепной темп роста, %

 

104,9 

104,7 

100,5 

102,0

100,0 

100,5 

98,1 

99,5 

Базовый темп роста, %

 

104,9 

109,8 

110,3 

112,5 

112,5 

113,0 

110,9 

110,3 

Продолжение таблицы 1

Регионы 

1990 г

1995 г

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %

Краснодарский край 

99,5 

99,9 

100 

10 

100 

100 

100 

100 

95,5 

Цепной абсолютный прирост

 

0,4 

0,1 

-90,0 

90,0 

0,0 

0,0 

0,0 

-4,5 

Базовый абсолютный прирост

 

0,4 

0,5 

-89,5 

0,5 

0,5 

0,5 

0,5 

-4,0 

Республика Адыгея

99,9 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

Цепной абсолютный прирост

 

0,1 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Базовый абсолютный прирост

 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

Удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %

Краснодарский край

88,6 

91,3 

93,8 

94,0 

94,4 

94,6 

94,7 

94,8 

83,5 

Цепной абсолютный прирост

 

2,7 

2,5 

0,2 

0,4 

0,2 

0,1 

0,1 

-11,3 

Базовый абсолютный прирост

 

2,7 

5,2 

5,4 

5,8 

6,0 

6,1 

6,2 

-5,1 

Республика Адыгея 

81,7

85,3 

86,7 

87,1 

86,7 

86,7 

87,1 

86,9 

87,1 

Цепной абсолютный прирост

 

3,6 

1,4 

0,4 

-0,4 

0,0 

0,4 

-0,2 

0,2 

Базовый абсолютный прирост

 

3,6 

5,0 

5,4 

5,0 

5,0 

5,4 

5,2 

5,4 

 

 

 

Как видно из таблицы 1, имеется неравномерность развития автомобильного транспорта Краснодарского края и Республики Адыгея, которое в большей степени определяется общей экономической ситуацией в стране. Так наибольшее количество грузоперевозок автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности отмечается в базовом 1990 году, последний год существования Советского Союза, год более менее стабильной финансовой и экономической ситуации в Российской Федерации. В это же год и величина грузооборота (10602 млн.тонн-километров(Краснодарский край).) автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности максимальна. В данный год и наибольший объем перевозок пассажиров автобусами общего пользования – 991,5 млн. человек (Краснодарский край). В 1990 году имеет свое максимальное значение и объем пассажирооборота автобусом общего пользования – 10288 пассажиро-километров (Краснодарский край). В то же время следует отметить, что густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием дорог на тысячу квадратных километров территории увеличилась с 131 километров для Краснодарского края и 184 км. для Адыгеи на 1990 г до 219 км. и 203 км соответственно на 2006 год. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования снизился с 99,5% для Краснодарского края в 1990 году до 95,5% в 2006 году. Аналогичный показатель для Республики Адыгеи наоборот составил 100% с 1995 года. Аналогичная ситуация и с показателем – удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования. В 1990 году данный показатель составлял 88,6%, увеличившись до 94,7% в 2004 году, снизился на конец исследуемого периода до 83,5%. Соответствующий показатель для Республики Адыгея, наоборот увеличился, с 81,7% в 1990 года до 87,1% в 2006 году. Здесь можно сделать вывод о более качественных дорогах в Республике Адыгея.

Анализируя темпы роста показателей, можно отметить, что спады находятся в прямой зависимости от происходящих политических и экономических событий в стране и приходятся на 1991, 1998, 2001, 2004 годами. В то же время в последний период 2005 – 2006 году ситуация имела место к улучшению, что связано с политической и экономической стабильностью в стране, некоторым улучшением экономической ситуации .

Значительная изношенность автопарка перевозчиков, особенно в крупных автотранспортных предприятиях, и потребность в его обновлении, рост затрат на запасные части и горюче-смазочные материалы ставят отрасль перед необходимостью повышения тарифов на пассажирские перевозки.

По состоянию на 1 октября 2007 года в большинстве муниципальных образований Краснодарского края и Адыгеи установлены тарифы на проезд в городском транспорте общего пользования на уровне 5-6 рублей.

Стоимость проезда в маршрутных таксомоторах варьируется от 5-6 рублей (город-курорт Анапа, города Горячий Ключ, Кропоткин, Апшеронский, Гулькевичский, Кущевский, Мостовский, Староминский районы) до 10-12 рублей (город-курорт Геленджик, город Краснодар, Белоглинский, Новопокровский районы).

В Краснодарском крае и Адыгеи, как и в целом по Российской Федерации, структура автогрузовой отрасли претерпела значительные изменения — произошло явное перераспределение объема грузовых перевозок, ранее выполняемого специализированными автотранспортными предприятиями, к частным перевозчикам и индивидуальным предпринимателям, доля которых увеличилась до 80%. Основные фонды специализированных автогрузовых предприятий сегодня практически не обновляются, их износ достиг 80% и продолжает нарастать, структура же автомобильного парка порой не соответствует запросам грузоотправителей.

Анализ международных перевозок Краснодарского края и Адыгеи показывает огромный бюджетный потенциал, который практически не используется по отношению к транзитным международным перевозкам. По данным экспертов из общего объема грузов на внутрироссийских перевозках между Краснодарским краем и другими регионам России местные перевозчики перевозят лишь 20-25%. На международных маршрутах этот показатель еще меньше и составляет 3%. Немаловажной причиной этой ситуации также является несоответствие структуры грузового парка специализированных предприятий края потребностям грузоотправителей.

В настоящее время сложилась следующая ситуация, общая как для региональных, так и для международных перевозок грузов:

— мелкие перевозчики при отсутствии крупных краевых экспедиторов не способны обслуживать большие грузопотоки, следовательно, грузовладельцы привлекают операторов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые предпочитают работать со своими перевозчиками, что ведет к ослаблению и разорению местных перевозчиков — как следствие, увеличивается вывод финансовых средств в оплату услуг этих экспедиторов в другие регионы России, что приводит к снижению поступлений в краевой бюджет;

— произошла потеря рынка автогрузовых услуг Краснодарского края местными перевозчиками (их доля составляет не более 24%), что привело к зависимости торгово-промышленного комплекса и экономики края от иногородних и иностранных транспортно-экспедиционных компаний;

— контроль и учет деятельности перевозчиков и экспедиторов со стороны государства по-прежнему неэффективны;

— недобросовестная конкуренция между перевозчиками приводит к демпингу цен, коррупции и общему снижению их доходов, что негативно отражается не только на бюджетной эффективности автогрузовой отрасли края и на поступлениях в бюджет от других секторов экономики, но и на самих перевозчиках.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 –Динамика развития транспортной отрасли Краснодарского края и Адыгеи по инвестиционному и инерционному сценариям

показатели 

ед. изм. 

2005г. 

2006г. 

Темпы роста 2006г. к 2005г., %

Инвестиционный + инновационный сценарий

Инерционный сценарий 

2020г. 

Темпы роста 2020г. к 2006г. 

2020г. 

Темпы роста 2020г. к 2006г. 

Перевозка грузов 

млн. тн 

9,3 

10,2 

109,7 

24 

235% 

17,8 

191% 

Перевозка пассажиров 

млн. чел. 

253,2

245,9 

97,1 

298,2 

121% 

255,5 

101% 

Грузооборот 

млрд. тн-км 

1,6 

2,1 

131,3 

5,1 

243% 

3,5 

219% 

Пассажирооборот 

млн. пасс-км 

3071 

3226 

105 

3877,2 

120% 

3420 

111% 

 

В области пассажирских перевозок основными задачами являются:

Формирование благоприятного для развития отрасли нормативно-правового поля, регламентирующего деятельность субъектов отрасли, создание конкурентной среды, привлечение дополнительных инвестиций в отрасль с целью повышения качества транспортного обслуживания пассажиров, создание дополнительного количества рабочих мест, обновление подвижного состава, увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края, переход на простой и стабильный во времени механизм регулирования тарифов с передачей муниципальным образованиям Краснодарского края вопросов регулирования тарифов на проезд в пассажирском транспорте городского и пригородного внутримуниципального сообщения для перевозчиков всех форм собственности.

Стратегические направления развития сектора пассажирских перевозок

В настоящее время, в связи с увеличением количества отдыхающих, прибывающих в Краснодарский край из других регионов, а также с увеличением подвижности населения края в летний период, особенно с победой муниципального образования город Сочи по приему зимней Олимпиады 2014 года, департаментом определены следующие стратегические направления в области развития пассажирских перевозок:

— формирование эффективного нормативно-правового механизма рыночного и государственного регулирования пассажирских перевозок, регламентирующего деятельность субъектов отрасли, независимо от их формы собственности (отсутствие законодательной базы на федеральном уровне, отражающей современное положение дел в отрасли и самое главное — регламентирующей необходимые условия и принципы осуществления организации транспортного обслуживания населения осложняет работу предприятий отрасли. Несмотря на это, постоянно вносятся предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организации пассажирских перевозок в Краснодарском крае);

- приведение фактического количества и марочного состава транспортных средств, задействованных в перевозке пассажиров, независимо от сообщения, в соответствие с потребным, экономически обоснованным количеством транспортных средств (ежегодное обновление подвижного состава, используемого для  регулярных пассажирских перевозок, на уровне не ниже 10 процентов от его списочного состава), влияющим на финансовые результаты деятельности автотранспортных предприятий края, а также на увеличение пропускной способности улично-дорожной сети края, увеличение технической скорости движения транспорта общего пользования;

— развитие частно-муниципального и частно-государственного партнерства с привлечением бизнеса, заводов-изготовителей подвижного состава, банковских структур для развития предприятий автотранспортной отрасли и создания условий по модернизации автотранспортной отрасли;

- усиление контроля за полнотой оплаты пассажирами проезда  в автобусах регулярных сообщений, введение прогрессивных систем сбора платы за проезд;

- создание системы диспетчерского управления перевозками пассажиров в регулярном сообщении с использованием современных средств связи и навигации.

Система автоматизированного управления движением  пассажирского автотранспорта обеспечит выполнение в полной мере функций и задач операторов автомобильных  перевозок  пассажиров в  части  контроля  за  работой перевозчиков  по  соблюдению установленных расписаний  и  интервалов движения автобусов по маршрутам и выполнению заказов легковыми таксомоторами.

— повышение инвестиционной привлекательности сектора перевозки пассажиров автомобильным транспортом путем создания транспортных предприятий совместно с заводами-изготовителями техники, а также формирования региональной тарифной политики в области пассажирских перевозок, предусматривающей рентабельную работу перевозчиков различных форм собственности;

— открытие на паритетной основе новых междугородных, межобластных, международных автобусных маршрутов до муниципального образования город Сочи, открытие туристических, экскурсионных маршрутов, что повлияет на увеличение пассажиропотока отдыхающих до 5% и, как следствие, увеличение доходов санаторно-курортного комплекса края в среднем на 2%;

В области грузовых перевозок основными задачами являются:

Создание условий для вывода сектора автомобильных перевозок грузов в прозрачную, регулируемую сферу функционирования всех ее участников, задействованных в этом процессе, повышение эффективности и доходности их работы, достижение лидирующего положения краевых перевозчиков в Южном Федеральном округе при выполнении грузовых перевозок, увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края.

Стратегические направления развития сектора грузовых перевозок

— создание благоприятных условий для развития автотранспортных, экспедиторских и логистических услуг, их производства, экспорта услуг за территорию края и России – т.е. формирование эффективного нормативно-правового механизма рыночного и государственного регулирования грузовых перевозок, включая регламенты допуска к транспортному рынку;

— создание единой краевой опорной транспортной сети управления автогрузовыми перевозками и поставками различных грузов, базирующейся на центрах транспортной логистики с филиалами и представительствами в грузообразующих и грузоперерабатывающих районах края, с целью централизованного управления товарно-транспортными потоками, предоставления российским и зарубежным предприятиям информационных и коммерческих услуг;

— формирование единого на территории края информационно-технологического пространства грузовых автомобильных перевозок с общедоступными центрами рыночного мониторинга, транспортной логистики и статистического учета результатов (департаментом начата аналитическая работа, определившая новый подход к управлению грузовыми перевозками автомобильным транспортом и отраслью в целом. Организовано 3 пункта мониторинга рынка транспортных услуг и грузопотоков, перемещаемых автотранспортом по территории Краснодарского края);

— создание региональной электронной биржи транспортных услуг Краснодарского края, обеспечивающей прозрачность и оперативность в загрузках и обслуживании свободного транспорта на территории края;

-повышение инвестиционной привлекательности сектора перевозки грузов автомобильным транспортом, его инфраструктуры.

Реализация мероприятий стратегии позволит достичь следующих показателей отрасли «Автомобильный транспорт» на период до 2020г.

 

Таблица 3 – Прогноз развития автомобильной отрасли Краснодарского края и Адыгеи

 

 

Показатели

 

 

Ед.изм.

 

2005 год

 

2006

год

Темп роста 2006г к 2005г. в %

 

2020

год

Темп роста 2020г. к 2005г. в %

1

Перевозка грузов

млн.

тонн.

9,3

10,2

109,7

24

258,3

2

Перевозка пассажиров

млн

чел.

253,2

245,9

97,1

298,2

117,8

3

Грузооборот

млрд.

т-км

1,6

2,1

131,3

5,1

242,9

4

Пассажирооборот

млн. пасс-км

3071

3226

105

3877,2

120,2

 

 

Стратегия социально-экономического развития служит основой для разработки системы стратегических планов развития транспорта и связи края, комплексных целевых программ, перспективных и текущих планов социально-экономического развития, планов деятельности департамента, законодательных инициатив.

Стратегическое планирование — непрерывный процесс. Принятие Стратегии социально-экономического развития, рассчитанного на определенный период, не означает завершения работы по стратегическому планированию. Предполагается, что с определенной периодичностью Стратегия социально-экономического развития должна корректироваться. При этом должны учитываться результаты мониторинга хода реализации плана, изменившиеся обстоятельства, мнения и оценки участников его реализации, разных слоев населения. Постоянная работа над Стратегией социально-экономического развития области обусловлена необходимостью успешной адаптации к меняющейся политической и экономической ситуации и эффективного решения перспективных задач.

Стратегия предусматривает создание системы мониторинга социально-экономических показателей в целях контроля за реализацией Стратегии, а также постоянного поддержания актуальности стратегического плана.

Мониторинг реализации представленной стратегии будет осуществляться департаментом по транспорту и связи Краснодарского края.

Общий контроль производится путем согласования уточненных показателей эффективности реализации программы на соответствующий год и среднесрочную перспективу.

Текущий контроль осуществляется посредством подведения итогов с участием всех отраслевых подразделений департамента.

Задачи мониторинга:

оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по стратегическим направлениям;

уточнение показателей деятельности отраслей на соответствующий год и среднесрочную перспективу с учетов новых обстоятельств и условий экономического развития.

стимулирование реализации Стратегии в целом, а также отдельных программ и проектов.

В рамках решения указанных задач будет осуществляться:

определение необходимых значений целевых показателей социально-экономического развития отраслей;

сбор и обработка информации по проектам и программам;

анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития отраслей.

Основными критериями оценки эффективности деятельности отраслей транспорта и связи по реализации Стратегии за анализируемый период являются:

достижение целевых показателей реализации отдельных мероприятий;

улучшение динамики основных показателей социально-экономического развития отраслей.

Оценка результатов реализации стратегии развития, а также их эффективности должны стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке Стратегии.

В заключение параграфа следует отметить, что в связи с происходящим мировым кризисом, который несомненно коснулся и нашей страны, и нашего края, темпы развития автомобильного транспорта в ближайшие годы будут иметь пессимистические перспективы, и как следствие, это приведет к отрицательным результатам.

Транспорт – важная составная часть экономики Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Автомобильный транспорт представляет собой отрасль материального производства. Как и всякая другая отрасль материального производства, транспорт имеет свой производственный процесс. Цель этого процесса – перемещение грузов и пассажиров. Автотранспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны. Ежегодно автотранспортом перевозится более 80% грузов и более 75% пассажиров. Одновременно автотранспорт является основным потреблением ресурсов, расходуемых транспортным комплексом: 66% топливных нефтяных происхождений, 70% трудовых ресурсов. Особенностью автотранспорта является возможность обеспечения перевозок между любыми пунктами, без промежуточного перегруза: меньше капитал вложения для осуществления перевоза, чем для других видов транспорта, что позволяет быстро организовать транспортный процесс. Автомобильный транспорт отличается мобильной маневренностью, универсальностью, возможностью быстро внедрять новых маршрутов. Особенно эффективен автомобильный транспорт при перевозке грузов и пассажиров.

Трудно переоценить значение автомобильного транспорта в обеспечении обороноспособности и экономической безопасности страны, его влияние на все сферы экономической и социальной жизни России. Четкая бесперебойная работа автотранспорта во многом определяет устойчивое функционирование предприятий большинства отраслей народного хозяйства и смежных видов магистрального транспорта, жизнедеятельность городов и других населенных пунктов, обеспечивает деловые и культурные потребности всех граждан России

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аксененко Б.Н. Транспорт объединяет в единый комплекс все отрасли экономики // Автомобильный транспорт. 2000. № 1.
  2. Жукова Т.Н. Коммерческая деятельность. М., 2006.
  3. Регионы России: Основные социально-экономические показатели городов. М., 2007.
  4. Регионы России. Информационно-статистический сборник в 2-х томах. М., 2007.
  5. Российский статистический ежегодник, М., 2007.
  6. Туревский И.С. Экономика отрасли. Автомобильный транспорт. М., 2007.
  7. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности. М., 2001.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.25MB/0.00057 sec

WordPress: 24.53MB | MySQL:118 | 5,682sec