Оценка регионального дохода

<

081614 0106 1 Оценка регионального доходаК собственным доходам бюджетов субъектов РФ относят доходы бюджета без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Региональные налоговые доходы определяются выбранным уровнем ставок региональных и местных налогов, а также нормативами отчислений федеральных налогов в региональные и местные бюджеты

Уровень собственных доходов регионального бюджета определяет степень его независимости от федерального центра. С ростом доли безвозмездных поступлений повышается опасность неисполнения обязательств из-за риска их несвоевременного поступления. Кроме того, недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы региона, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов.

Критерии, определяющие уровень экономического развития региона

В эту группу критериев входят:

объем производства товаров и услуг на душу населения;

отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей;

доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона;

сальдо прибылей и убытков предприятий;

денежные доходы населения;

инвестиции в основной капитал на душу населения.

Объем производства товаров и услуг на душу населения. Объем производства товаров и услуг на душу населения является показателем, характеризующим уровень экономического развития субъекта РФ, что в свою очередь определяет предпосылки формирования регионального бюджета. Более экономически развитые cубъекты РФ обладают большей ресурсной базой для формирования доходов бюджета, а следовательно, лучшими возможностями для погашения долговых обязательств, что является существенным позитивным фактором при оценке кредитоспособности.

Объем производства товаров и услуг в регионе рассчитывается как сумма объемов производства по трем базовым видам экономической деятельности («добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»), объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» и объема платных услуг населению.

Отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей. Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей является одним из наиболее важных факторов, определяющих качество функционирования налоговой системы региона, что, в свою очередь, напрямую связано с формированием налоговых доходов регионального бюджета. Налоговые доходы – это основа доходов бюджета субъекта РФ, а следовательно, рост долгов по налогам нарушает механизм формирования денежных потоков, что в конечном итоге отрицательно влияет на кредитоспособность региона.

Доля прибыльных предприятий в общем количестве, зарегистрированных на территории региона. Доля прибыльных предприятий на территории региона качественно определяет уровень поступления налога на прибыль в доходную часть регионального бюджета. На долю налога на прибыль предприятий приходится значительная доля суммарных доходов бюджетов. Ухудшение финансового положения предприятий неминуемо приведет к снижению налоговых поступлений, что обусловит рост кредитного риска.

Сальдо прибылей и убытков крупных и средних предприятий. Как и второй критерий, сальдо прибылей и убытков определяет уровень поступлений налога на прибыль в региональный бюджет. Этот показатель дополняет предыдущий и определяет абсолютную величину поступления налога на прибыль.

Среднедушевые денежные доходы населения. Денежные доходы населения косвенно определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в доходах бюджета. Снижение денежных доходов ведет к уменьшению поступления соответствующего налога, что в конечном итоге увеличивает кредитный риск региона.

Инвестиции в основной капитал на душу населения. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения характеризует инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Другими словами, данный показатель характеризует предпосылки экономического развития субъекта РФ, а следовательно, предпосылки формирования доходной части бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая характеристика Центрального федерального округа (состав, территория, население, специализация, проблемы и перспективы)

 

 

В Центральный район входят: Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области

Площадь 483 тыс. км2, население 29,4 млн человек

Центральный район — район с наиболее развитой обрабатывающей промышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географическим положением, наличием потребителей и квалифицированной рабочей силы. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветвленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи. Занимая около 3% площади страны, он сосредоточивает около 20% ее населения. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчитывается примерно 2/3 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей — горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т. д. Будучи крупным производителем высококачественной продукции, Центральный район активно участвует не только в межрайонном, но и в международном разделении труда. Это район исторически сложившейся промышленности. Производство многих видов продукции и создание новых технологических процессов начинаются в нашей стране именно здесь. Это обусловлено наличием мощного научно-технического потенциала, тесной связью промышленности с наукой. Центральный район — ведущий в стране в науке и образовании, ее главный культурный центр. Здесь производят значительную часть всей машиностроительной продукции, химических изделий и более 2/3 тканей, выпускаемых в стране. Район первенствует также по выпуску железобетонных конструкций, стекла, фанеры, картона, многих пищевых продуктов. Для него типичны неметаллоемкое машиностроение с преобладанием завершающих стадий производственного процесса — механической обработки и сборки, «верхние этажи» химической отрасли и в целом производство продукции, требующей высокой технической культуры. Другая его особенность — высокий уровень межрайонной товарности промышленного производства. Район отправляет за свои пределы большую часть продукции машиностроения, химической и текстильной промышленности. Это один из основных в России экспортеров машин, тканей и других промышленных изделий, вплоть до предметов художественных промыслов. Эффективность производства в районе выше, чем в среднем по стране, что обусловлено его накопленным потенциалом. Это определяет предпочтение его перед другими районами при строительстве новейших предприятий или освоении уникальной технологии.

Центральный район — форпост рыночных преобразований в России. Он дальше других экономических районов продвинулся в развитии новых форм собственности. В современных условиях для него характерен лучший в стране инвестиционный климат. Район сосредоточил крупнейшие банки и финансово-промышленные группы страны, привлек на свою территорию не менее 2/3 всех иностранных инвестиций в хозяйство России.

Наиболее важные предпосылки экономического и социального развития Центрального района:

1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение в стране;

2) столичные функции Москвы и ее ближайшего окружения;

3) мощный экономический и научно-технический потенциал;

4) инвестиционная привлекательность;

5) высокая степень экономической, в том числе транспортной освоенности территории;

6) наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры;

7) обеспеченность квалифицированными кадрами;

8) функционирование уникальной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;

9) огромный потребительский спрос на разнообразную продукцию.

Промышленное развитие Центрального района издавна в значительной мере определено его положением в центре Русской равнины, в верховьях рек, расходящихся в разных направлениях, на границе лесной и лесостепной зон.

В Центральном районе нет и не было значительных по запасам и экономическому значению полезных ископаемых, которые могли бы определить направление развития его экономики.

Центральный район выделяется ресурсами торфа. Торфяные болота имеют площадь 1,4 млн га с запасом торфа-сырца около 35 млрд м3. Промышленных торфяников, площадью 5 тыс. га и больше, насчитывается 35, и они сосредоточивают более 1/4 всех запасов торфа. Залежи его сильно выработаны.

Хозяйство района ориентировано на топливо, поступающее из других районов страны (природный газ, нефть, донецкий и кузнецкий уголь).

В районе имеются месторождения минерально-строительного сырья: известняков и мергелей для производства цемента, кварцевых и формовочных песков, глин. Их интенсивно разрабатывают.

Месторождения фосфоритов около Егорьевска и Брянска служат сырьевой базой для производства минеральных удобрений.

<

По физико-географическим особенностям в районе выделяют Волжско-Окское междуречье. Западное Поднепровье, Заволжье, Заочье. В пределах Центра южная часть зоны тайги переходит в зону смешанных лесов, а та — в лесостепную. Высокая степень заселенности и давняя освоенность района существенно сказались на состоянии его естественных природных ландшафтов. Многие леса утратили первоначальный облик, почвы сильно изменены в процессе их сельскохозяйственной эксплуатации, животный мир сохранился в основном в заповедниках и заказниках. Наименьшей трансформации подверглась Мещерская низина.

Район обладает наиболее густой в стране сетью путей сообщения, особенно железных дорог и автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортная сеть имеет радиально-кольцевую структуру, что обеспечивает эффективность внутрирайонных связей по перевозкам грузов и пассажиров. Наряду с традиционными путями сообщения широкое развитие получили газо-, нефте- и продуктопроводы, а также линии электропередачи.

В Центральном районе самая высокая в стране плотность населения. Средний ее показатель 61,8 человека на 1 км2, в пределах Московской обл. — 143,4, в зоне Подмосковного угольного бассейна (Тульская обл.) — до 70,8; самая низкая плотность — 13,4 человека на 1 км2 — в Заволжье (Костромская обл.). Население в районе достигло большой численности не только благодаря естественному приросту, но и в результате миграции из других районов страны. Притягательными для мигрантов центрами были Москва и другие большие города, позднее — новые города, возникшие в Подмосковье. В настоящее время население района увеличивается только благодаря миграционным процессам внутри страны. Более 85% всего населения — 24,9 млн человек — горожане. В районе 647 городских поселений: 250 городов и 397 поселков городского типа. В крупных городах (более 100 тыс. жителей) сосредоточено 3/4 городского населения района. Большинство этих городов находится в междуречье Волги и Оки.

Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе — города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20-е годы XX в. После Великой Отечественной войны в районе было создано несколько десятков городов такого типа. Среди них Обнинск, Дубна, Пущине, Протвино.

В Московской обл. вокруг некоторых городов уже сложилась система агломераций второго порядка. Продолжается процесс формирования новой системы сельского расселения. В Центральном районе сложилась непростая демографическая ситуация, которая определяется отрицательным естественным приростом населения, особенно городского. Вследствие этого, например, в районе сокращается численность населения.

Хозяйство Центрального района — сложное сочетание отраслей материального производства и непроизводственной сферы. Для промышленности характерна сильная диверсификация производства. Чрезвычайно разветвлены ее межрайонные и внутрирайонные связи, в том числе по кооперированию производства. На базе привозного сырья и топлива здесь производят продукцию, которую поставляют во все районы страны и на экспорт. Сельское хозяйство по объему производства намного уступает промышленности и ориентировано на удовлетворение местных потребностей. По типу оно большей частью пригородное, обеспечивает потребителей овощами и картофелем, молоком, продуктами свиноводства и птицеводства. Исключительно важны транспортные функции района. Выделяется он среди других и рекреационной деятельностью. Москва — один из наиболее посещаемых в стране отечественными и иностранными туристами город. Всемирно известен туристский маршрут по «Золотому кольцу».

Промышленность — основное звено хозяйственного комплекса Центрального района.

В структуре промышленности Центрального района господствующее положение по-прежнему занимает машиностроение. В 2002 г. на него пришлось 24,8% ее суммарной продукции. Вслед за машиностроением идут пищевая промышленность (22,9%), электроэнергетика (20,6%), химическая и нефтехимическая (7,1%) и легкая промышленность (4,8%).

На профилирующие отрасли, определяющие направление специализации района — машиностроение, химическую, нефтехимическую и легкую (преимущественно текстильную) промышленность, — приходится почти 2/5 промышленного производства.

Основу промышленности района составляет сочетание и взаимодействие машиностроительного, пирометаллургического черных металлов, нефтеэнергохимического, лесоэнергохимического, текстильно-промышленного, индустриально-аграрного и индустриально-строительного энергопроизводственных циклов (ЭПЦ). Наиболее полно, т. е. всеми или почти всеми структурными компонентами, представлены машиностроительный, лесоэнергохимический и текстильно-промышленный циклы. В основе других ЭПЦ находятся главным образом завершающие стадии. Профилирующие циклы, конкретнее — производства, связанные с выпуском машин, химикатов и тканей, имеют межрайонное значение. Другие циклы относятся к внутрирайонным.

Топливно-энергетический комплекс представлен высокоразвитой электроэнергетикой и отраслями топливной промышленности внутрирайонного значения — угольной, торфяной, нефтеперерабатывающей. Район — крупнейший в стране производитель и потребитель электроэнергии. ОЭС Центра — самая мощная объединенная энергетическая система, в которой Москва — наиболее крупный электроэнергетический узел. Москву обслуживают располагающиеся в пределах ее городской черты и вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут.

Центральный район — зачинатель развития отечественной атомной энергетики. Первая в мире Обнинская АЭС была введена в действие в 1954 г. По производству электроэнергии (более 150 млрд кВт • ч в 1998 г.) район находится на первом месте в России. Он дает почти 1/5 всей электроэнергии в стране.

Добыча угля в последние годы сократилась многократно и на уровне 2002 г. составила около 3,5 млн т. Многие нерентабельные шахты закрыты.

Основу машиностроения района составляют предприятия ВПК.

Агропромышленный комплекс представлен сельским хозяйством, системой складского хозяйства и предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. Район дефицитен по многим видам такого сырья. Основной путь развития здесь сельскохозяйственного производства — интенсификация. В районе идет процесс сокращения площади сельскохозяйственных угодий. Часть земель забрасывают из-за сокращения численности сельского населения, часть изымают под строительство и садово-дачные участки. Более 2/3 всех сельскохозяйственных угодий составляет пашня.

Совокупность индустриально-аграрных циклов представлена несколькими типами хозяйств в зависимости от экономических и природных условий: 1) пригородное, с преобладанием производства овощей, картофеля, молока и мяса; 2) льноводческое; 3) зерново-картофельное.

Транспортную сеть района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути, трубопроводы и авиатрассы. Центр ее — Москва. Отходящие от нее по 11 направлениям электрифицированные железные дороги связывают район со всеми частями страны. Границы Московского железнодорожного узла выходят за черту города. С целью разгрузки его от транзитных грузовых и пассажирских маршрутов узел имеет две кольцевые дороги: в пределах города и большое железнодорожное кольцо на расстоянии 40—60 км от него. Практически сформировано третье железнодорожное кольцо.

В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог. Москва связана системой автотрасс со всеми центрами субъектов РФ в европейской части страны. Наиболее важные автомагистрали, в том числе с выходом в страны ближнего зарубежья: Москва— Минск — Брест, Москва — Киев, Москва — Симферополь, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Нижний Новгород. Большое транспортное значение имеют две кольцевые автомобильные дороги, которые проходят по периферии Московской области и на удалении от города на 30—50 км. Быстро растут дальние грузовые автоперевозки, в том числе и международные.

В пределах Центрального района имеется несколько речных портов. Самые большие из них находятся в Москве. Речные суда Московского пароходства перевозят грузы по рекам Оке и Москве с выходом на Волгу и Волго-Балтийскую систему, а также осуществляют пассажирские и туристские речные маршруты на Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, Астрахань и Ростов-на-Дону.

В районе сложилась новая территориальная организация воздушных перевозок. Москва — один из самых крупных авиационных узлов мира. Велика в районе роль трубопроводного транспорта

Транспортная сеть района развита неравномерно: она гуще в центре и менее развита на периферий.

Экономические и социальные особенности субъектов РФ, входящих в состав Центрального района, заключаются в следующем.

Москва (основана в 1147 г.; 11630 тыс. жителей в 2007г.)— особый субъект РФ, поскольку она и город федерального подчинения, и одновременно столица всего государства. В административном подчинении Москвы находятся Зеленоград и несколько поселков городского типа. Территория самой Москвы поделена на 10 административных округов, каждый из которых, в свою очередь, поделен на муниципальные районы.

По объему валового регионального продукта Москва занимает абсолютное первое место в России. Москва — крупнейший в стране промышленный, управленческий, финансовый, торговый, научный и культурный центр. Масштабность и многофункциональность выделяют ее на фоне других столиц мира.

Из всех субъектов РФ Москва намного дальше продвинулась по пути рыночных преобразований. Более того, в современных условиях ее можно рассматривать как своего рода лабораторию, где создаются и апробируются хозяйственные структуры, свойственные рыночной экономике. Она служит важнейшим источником инноваций, высоких технологий и новых технических средств, которые распространяются на другие районы страны.

Как финансовый центр Москва сосредоточивает наибольшее количество банков России. Среди них наиболее высоким рейтингом обладают Сбербанк РФ и Внешторгбанк РФ.

Москва с ее окружением — самый крупный в России промышленный узел. Он представляет собой совокупность нескольких производственных комплексов, организационно-финансовые и производственно-технологические связи внутри которых более тесны, чем между ними. Промышленную основу этого узла составляет машиностроение.

Московская область — один из высокоразвитых субъектов РФ. Столичное положение области ярко отражено в специализации, структуре и территориальной организации ее хозяйства. Влияние Москвы ощущается здесь повсюду, постепенно убывая к периферии. На ближних подступах к столице в виде кольца расположились города-спутники, теснейшим образом связанные с Москвой: Химки, Мытищи, Королев, Балашиха, Реутов, Люберцы, Одинцово и др. На большем расстоянии от Москвы находится другое кольцо городов: Раменское, Подольск и др. Наконец, внешнее кольцо городов образуют Клин, Дмитров, Орехово-Зуево, Воскресенск, Коломна, Серпухов, Можайск и др. Самый крупный из подмосковных городов — Подольск (198 тыс. жителей).

Московская область — одна из наиболее урбанизированных в стране. В ней сосредоточено около трети всех городских поселений Центрального района, в том числе почти половина городов с населением более 100 тыс. человек. Отличительная особенность области — наличие системы городов науки, что свидетельствует о широком развитии в ней научно-технических комплексов и структур, связанных с НИОКР.

Для области характерны высокая степень экономической освоенности территории, мощный производственный и научно-технический потенциал. По структуре хозяйства она типично индустриальная. Ее промышленная продукция в несколько раз превосходит по стоимости сельскохозяйственную. По объему производства валового регионального продукта область занимает седьмое место в РФ, примерно в 4 раза уступая по этому показателю Москве.

Брянская область занимает приграничное положение на стыке трех государств: России, Украины и Белоруссии. Тип хозяйства здесь индустриально-аграрный. Экономика области испытывает огромные трудности, связанные с последствиями Чернобыльской аварии. На значительной части ее территории введен режим ограниченного использования земли и отселено население.

Владимирская область невелика по площади, но с большой плотностью населения и значительной долей в нем городского населения. Развита в индустриальном отношении. Для области характерно большое количество малых городов и поселков городского типа. Она входит в «Золотое кольцо» — историческое ядро российского государства.

Ивановская область — самая маленькая в Центральном районе по площади, но густо населенная и с самой большой долей городского населения. Тип хозяйства — индустриальный. Основа специализации промышленности — производство тканей, особенно хлопчатобумажных (Иваново, Кинешма, Тейково, Родники, Вичуга и др.), частично шерстяных (Иваново) и льняных (Приволжск). Помимо текстильных в области есть швейные и трикотажные предприятия. В целом на легкую промышленность приходится 1/з общего объема выпускаемой продукции.

Калужская область — индустриально-аграрная со средним в Центральном районе уровнем урбанизации. Для структуры ее промышленности характерно явное преобладание машиностроения, которое дает около 2/^ общего объема выпускаемой продукции. Из других отраслей выделяются деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Костромская область — одна из самых крупных в Центральном районе по размерам территории (уступает только Тверской области), но самая малонаселенная. Для нее характерны наименьшая в районе плотность населения и асимметричность его расселения.

В экономическом отношении область наименее развитая в районе. По структуре хозяйства — индустриально-аграрная.

Костромская область— одна из ведущих в стране по производству льняных тканей. Здесь действует самый крупный в России комбинат этой отрасли — «Большая льняная мануфактура» (Кострома).

Орловская область в Центральном районе сопоставима по размерам территории только с Ивановской, но по сравнению с ней имеет значительно большую плотность населения. При этом по доле городского населения область занимает в районе последнее место. Структура хозяйства индустриально-аграрная. Промышленность представлена преимущественно трудоемким машиностроением и переработкой сельскохозяйственного сырья. На эти отрасли приходится по 114 общего объема выпускаемой продукции.

Рязанская область по признакам, характеризующим территорию, население и хозяйство, занимает срединное положение в Центральном районе. По типу хозяйства это индустриально-аграрная область. В структуре ее промышленности преобладают производства топлива, точнее, продуктов нефтепереработки (10% общего объема выпускаемой продукции), электроэнергии (около 40%), машин и оборудования (более 20%).

Смоленская область в пределах Центрального района выделяется большой площадью (уступает только Тверской и Костромской областям) при низкой плотности населения. Занимает пограничное (с Белоруссией) положение.

Область индустриально-аграрная.

Тверская область — самая обширная в Центральном районе, но с относительно небольшой плотностью населения. Это индустриально-аграрная область со значительной долей городского населения.

Через территорию области проходит одна из важнейших трасс между Москвой и Санкт-Петербургом.

Тульская область — относительно небольшая по территории, но по плотности населения занимает второе место в Центральном районе (после Московской обл.). Отличается высоким уровнем урбанизации. До характеру хозяйства индустриально-аграрная. В структуре промышленности преобладают предприятия химии (примерно 1/5 общего объема выпускаемой продукции), черной металлургии (свыше 1/5) и машиностроения (около 1/5).

Тула (основана в 1146г.; 509,6 тыс. жителей)— четвертый по численности населения (после Москвы, Ярославля и Рязани) город Центрального района. Промышленный узел металлурго-машиностроительного профиля.

Ярославская область по географическому положению в Центральном районе как бы антипод Тульской. Значительно уступая ей по плотности населения, она обладает столь же большой долей в нем городского населения.

По типу хозяйства область индустриально-аграрная. В структуре ее промышленности преобладают машиностроение (более 1/4 общего объема выпускаемой продукции), топливная промышленность (нефтепереработка) и электроэнергетика.

Ключевые проблемы структурных и территориальных сдвигов в хозяйстве Центрального района обусловлены, с одной стороны, историческими особенностями его формирования, с другой — переходом к рыночной экономике.

Среди них выделим в первую очередь проблемы, связанные с участием района в процессе консолидации единого экономического пространства страны, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, людей и капиталов. Вот эти проблемы:

1) конверсия производственного и научно-технического потенциала;

2) инновационная деятельность по распространению достижений научно-технического прогресса;

3) создание интеграционных структур на разных уровнях: глобальном, страновом и региональном.

Столичное положение Москвы и Московской области обеспечивает им явное преимущество в районе по многим позициям, особенно при получении инвестиций — государственных и частных. Эта часть района выступает и как ядро инноваций, и как емкий потребитель товаров и услуг соседних областей. В этом смысле она стимулирует развитие района в целом.

Другой стимул в развитии Центрального района — высокая квалификация имеющихся в нем кадров и способность их адаптироваться к новым экономическим условиям. Однако район нуждается в сильной демографической политике, направленной на восстановление и рост численности населения.

В хозяйстве района неизбежны глубокие структурные изменения. Их необходимость вызвана дальнейшим ослаблением позиций неконкурентоспособных отраслей (например, угольной промышленности) и, наоборот, динамичным развитием тех секторов экономики, которые обязаны своим ростом научно-техническому прогрессу. Приоритет имеют верхние этажи материального производства, прежде всего наукоемкие и трудоемкие отрасли. В то же время активизируется процесс расширения сферы услуг.

Перестройка сельского хозяйства Центрального района остановилась на стадии решения вопроса о собственности на землю. Без формирования вертикально интегрированных структур и кооперирования оно в основном обречено на стагнацию как товарная отрасль, поскольку не конкурентоспособно по сравнению с сельским хозяйством других районов страны и с импортными продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем.

Важное значение для Центрального района имеет совершенствование производственной и социальной инфраструктуры. В числе актуальных задач — «уплотнение» транспортной сети, создание надежных коммуникаций по связям ядра района с периферийными областями, новых ради-ально-кольцевых направлений.

Для Московской агломерации очень остра проблема ограничения процессов урбанизации. Вследствие больших техногенных нагрузок на территорию здесь особенно актуальны рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.

В то же время очевидна необходимость хозяйственного и культурного развития малых городов. При благоприятных условиях в таких городах возможно размещение филиалов крупных промышленных предприятий, находящихся в областных центрах, а также предприятий по обслуживанию сельского хозяйства и переработке продовольственного сырья. Наконец, малым городам с культурно-историческими памятниками нужно придать рекреационные функции,

Для Москвы и Московской области перспективы экономического и социального развития во многом обусловлены необходимостью лучше использовать созданный здесь научный и производственный потенциал. Наряду с этим в Москве целесообразно ускорить ликвидацию (вынос за пределы столицы) производств и предприятий, дальнейшее развитие которых в ней экономически невыгодно или способно нанести экологический ущерб.

Важная задача — рациональное, с учетом требований по охране окружающей среды, использование территории столицы и ее лесопаркового пояса. Существенное значение имеет взаимосвязанное комплексное развитие Москвы и Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Социальная и экономическая география : лекции. СПб., 2005.
  2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. М., 2008.
  3. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М., 1958.
  4. Лавров С.Б., Здасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. М., 2000.
  5. Регионы России. Информационно-статистический справочник/ Под ред. В.Н. Галицкого. М., 2002.
  6. Регионы России. Информационно-статистический справочник/ Под ред. В.Н. Галицкого. М., 2003.
  7. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М. , 2008.
  8. Экономическая география России/ Под ред. В.И. Видякина М., 2008.

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 20.99MB | MySQL:119 | 1,570sec